Научная статья на тему 'Пространство и развитие внутреннего туризма в республике Коми'

Пространство и развитие внутреннего туризма в республике Коми Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3506
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА ДЕЙСТВИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА / ДЕСТИНАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ACTION SPACE METHODOLOGY / SPACE PROBLEMS OF DOMESTIC TOURISM / DESTINATION / ETHNIC AND CULTURAL RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дмитриева Тамара Евгеньевна, Щенявский В. А.

Развитие внутреннего туризма в республике рассмотрено в контексте методологии пространства действия. Обозначены особенности современного размещения и проблемы пространства туризма: низкая плотность и трудная доступность туристских объектов, фрагментарность и недостаточная наполненность информационного поля, разобщенность субъектов туристской деятельности и слабое взаимодействие в использовании ресурсов и формировании цепочек турпродуктов. Обращено внимание на роль этнокультурной реконструкции в формировании своеобразия и привлекательности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE AND DEVELOMPENT OF DOMESTIC TOURISM IN THE KOMI REPUBLIC

Development of domestic tourism in the region is considered in context of methodology of the action space. The peculiarities of modern location are presented. There are space problems of tourism: low density and difficult access to tourist facilities, fragmentation of the information field, disconnection of the subjects of tourist activity and weak interaction in use of resources and formation of tourist products chains. The role of ethnic and cultural reconstruction in formation of originality and attractiveness of the region is emphasized.

Текст научной работы на тему «Пространство и развитие внутреннего туризма в республике Коми»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 338.48(470.13)

ПРОСТРАНСТВО И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Т.Е. ДМИТРИЕВА, В.А.ЩЕНЯВСКИЙ

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар dmitrieva@iespn.komisc.ru. vital@iespn.komisc.ru

Развитие внутреннего туризма в республике рассмотрено в контексте методологии пространства действия. Обозначены особенности современного размещения и проблемы пространства туризма: низкая плотность и трудная доступность туристских объектов, фрагментарность и недостаточная наполненность информационного поля, разобщенность субъектов туристской деятельности и слабое взаимодействие в использовании ресурсов и формировании цепочек турпродуктов. Обращено внимание на роль этнокультурной реконструкции в формировании своеобразия и привлекательности региона.

Ключевые слова: методология пространства действия, проблемы пространства внутреннего туризма, дестинация, этнокультурная реконструкция

T.E. DMITRIEVA, V.A. SHCHENYAVSKY. SPACE AND DEVELOMPENT OF DOMESTIC TOURISM IN THE KOMI REPUBLIC

Development of domestic tourism in the region is considered in context of methodology of the action space. The peculiarities of modern location are presented. There are space problems of tourism: low density and difficult access to tourist facilities, fragmentation of the information field, disconnection of the subjects of tourist activity and weak interaction in use of resources and formation of tourist products chains. The role of ethnic and cultural reconstruction in formation of originality and attractiveness of the region is emphasized.

Key words: action space methodology, space problems of domestic tourism, destination, ethnic and cultural reconstruction

Туриндустрия, обладая мультипликативным эффектом, улучшает качество жизни граждан и общие экономические перспективы, помогает диверсифицировать экономику, открывает возможности генерирования доходов и рабочих мест, вносит заметный вклад в валовой продукт. В мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, на него приходится 9,4%, Греции, Испании - более 15%, России - 6,5% [1]. Вклад доходов от туризма, особенно внутреннего, рассчитывают далеко не все регионы России, что связано с несовершенным статистическим учетом и неопределенностью методических подходов. Данные по регионам, развивающим туризм, не сопоставимы с зарубежными цифрами. Так, в Республике Карелия доля валового совокупного дохода от въездного туризма в ВРП составила в 2о1о г. 3,3% [2, 3].

В последнее время туристская индустрия формируется и в Республике Коми. В 2010 г. республику с целью туризма посетили 1125 чел. Местными туристскими компаниями обслужены 320 туристов, пожелавших путешествовать по ее территории, что в три раза больше чем в 2009 г. Сумма

туристских услуг населению составила 941 млн. руб., а их доля в объеме платных услуг - 2,5% (в целом по России - 1,7%) [4, 5].

Республика Коми имеет значительный природный и культурный потенциал развития туризма. Кроме ресурсных предпосылок, следует отметить и общероссийские тенденции перехода к постиндустриальному обществу, усиленные в регионах по-стреформенным спадом и кризисными процессами индустриальной экономики. Стремления к креативной и сервисной экономике, опирающиеся на просыпающуюся активность населения, совпадают с надеждами на новую сферу деятельности региональной власти, которая оказывает ей поддержку.

Туризм при практической повсеместности и разнообразии турресурсов, возможности локальных форм организации, хорошем комбинировании с другими видами деятельности представляет сферу широкого распространения своих объектов на территории республики. Но в то же время дисперсность размещения, специфика кластерной организации туристских дестинаций требует хорошо и равномерно обустроенного пространства. В север-

ном регионе очагового и трассового освоения такое пространство необходимо формировать целенаправленно и тем самым способствовать развитию туризма.

Пространство действия: концепция и методология

В последние десятилетия в зарубежной науке произошел поворот к пространству (space turn), который проявился в широком проникновении пространства и пространственности из традиционных сфер их применения - географии, архитектуры, пространственного планирования - в другие области (экономику, антропологию, культуру, теологию, право, международные отношения и др.). Важнейшими следствиями этого процесса являются:

- расширение возможностей найти новые смыслы, альтернативные теории, пересмотреть способы понимания явлений (пример пространственного объяснения П. Кругманом причин неравномерного экономического развития);

- восстановление «в правах» пространства и поддержание нарушенного баланса категорий «пространство - время» без привилегий какой-либо из них;

- диффузия пространственности из академической теории в политику и практику многих новых вопросов (социальной эсклюзии - инклюзии, экономического роста, бедности, природоохранной политики и др.).

Понимание того, что пространственная организация общества является влиятельной силой, формирующей человеческое поведение, политические действия и общественное развитие, укрепляется и в отечественной науке на основе междисциплинарных исследований РАН о роли пространства и пространственном развитии России и ее регионов.

Суть пространства раскрывает социопро-странственная диалектика, признающая, что пространство, с одной стороны, формирует общественные процессы, а с другой - формируется ими [6]. Ключевыми в понимании социопространствен-ной диалектики являются структура и логика конструкции «пространство действия», наиболее полно раскрытые Б. Верленом [7]. Ее основные элементы - субъект действия, объект действия и само действие - имеют материальный характер.

Субъект - единственный источник изменений - осуществляет действие с определенными намерениями и при определенных социальных обстоятельствах, и только это создает систему координат, осмысливает пространство, только тогда пространство определяет содержание действия.

Объект - условия (и последствия) действия. Точнее, условия размещения, порядок «материальных образований, включенных в действие». Именно они ограничивают или освобождают, ориентируют действия субъекта. В конечном счете, пространство есть совокупность материальных условий действий субъекта.

Действие - главный элемент методологии -конкретизируют такие признаки, как предметность, конкретность и конструктивность.

Предметность действия определяется содержанием процесса, вступающего в социо-прост-ранственные отношения, в данном случае - это развитие внутреннего туризма. Содержание процесса позволяет уяснить характер субъекта (в нашем случае - исследователь, а может быть и политик, и практик-управленец), его возможности (здесь они очерчены исследовательским форматом), а также особенности материальных образований (присущих именно туристской деятельности) и форм их размещения не только действующих, но и перспективных.

Конкретность действия отражает систему координат, в которой осмысливается процесс. Позициями-ориентирами для субъекта-исследователя развития внутреннего туризма выступают: критерий действия (в частности формирование внутреннего туризма как сферы региональной экономики), измерители объекта действия (параметры оценки пространства применительно к туризму), специфика объекта действия (проблемы размещения туризма).

Конструктивность действия реализуется через оценку соответствия (несоответствия) условий критерию и направленность на изменение условий, которое обеспечит достижение критерия. В данном случае это означает преобразование (подстройку) пространства региона под целенаправленное формирование внутреннего туризма. То есть результат развития туризма должен проявиться в новом размещении его объектов (показа, инфраструктурных, организационных и др.), что, в свою очередь, повлияет на дальнейший ход процесса.

Конструктивность пространства действия раскрывает суть используемого в отечественной науке термина «пространственное развитие», связанного с оценкой и планированием территориального каркаса социального процесса [8].

Внедрение методологии «пространства действия» в практику исследовательской и управленческой работы требует:

- уяснения роли и содержания социальных процессов, конституирующих пространство, в частности северного региона;

- разработки способов оценки и выявления на их основе специфики (проблемности) размещения материальных образований этих процессов;

- определения направлений перестройки пространства для повышения эффективности социальных процессов с учетом поиска новых форм материальных образований и новых схем их размещения.

В статье представлена попытка реализовать такой подход для анализа современной ситуации и планирования ее развития в отношении внутреннего туризма Республики Коми.

Особенности современного размещения внутреннего туризма

Оценки уровня территориальной дифференциации туризма на региональном уровне затруднены слабой информационной базой и недостаточно развитым инструментарием. К сожалению, отсут-

ствие многих первичных данных затрудняет полноценное использование методики расчета общепризнанного индекса конкурентоспособности сектора путешествий и туризма (the Travel & Tourism Competitiveness Index, TTCI) для российских регионов и их частей, который с 2007 г. определяет и целенаправленно анализирует Мировой экономический форум.

С помощью данного индекса можно понять место страны в общем рейтинге, а также сильные и слабые факторы ее конкурентоспособности. Так, в 2010 г. Россия была 59-й в списке из 139 стран, занимая традиционно высокие позиции по природным (27-е место) и культурным (35-е) ресурсам, инфраструктуре воздушного транспорта (30-е) и инфраструктуре туризма в целом (45-е), но тревожно низкие - по инфраструктуре наземного транспорта (95-е), безопасности (113-е), политическим правилам (126-е) и восприимчивости туризма (135-е) [9].

При выявлении специфики формирующегося пространства туризма Республики Коми мы ориентировались (с учетом доступной информации) на структуру сводного международного индекса, используя в качестве алгоритма интеграции частных показателей близкий по способу его расчета механизм рейтинговой оценки [10].

Операционной единицей туристского пространства приняты муниципальные образования (районы и городские округа) - главные объекты статистики и управления. Основная роль в наборе показателей отведена характеристикам туриндуст-рии - реальным и потенциальным объектам показа, демонстрируемым турфирмами. Поэтому природные и историко-культурные ресурсы, достаточно равномерно насыщающие территорию республики, фиксировались через вовлеченность привлекательных мест и событий в действующие и будущие туры. В инфраструктуре гостеприимства из-за риска искажения результатов учитывались только гостевые дома и турбазы, а не обычные гостиницы в районных центрах.

Результаты оценки отразили, во-первых, положение муниципалитетов на региональном рынке (через число действующих туров фирм республики и инвестиционных проектов/предложений) и, во-вторых, степень ориентированности местной власти на развитие внутреннего туризма и потребность в государственной поддержке (стратегические документы и информация о туристической деятельности на официальных сайтах муниципальных образований). Оценка позволила получить представление о современном размещении внутреннего туризма, обозначив группы районов с разным уровнем активности его развития (рисунок).

Гоуппа муниципальных образований со сравнительно высокой активностью туристской деятельности выделяется уже известными не только в республике событиями и объектами, привлекающими участников и гостей. Это фестивали «Завалинка» и «Ыбица» (Сыктывдинский р-н), фольклорный праздник «Усть-Цилемская горка» (Усть-Ци-лемский р-н), геологический памятник Столбы выветривания Маньпупунер (Троицко-Печорский р-н).

В указанных районах есть готовые турпродук-ты, активна проектная и инвестиционная деятельность, обеспеченная господдержкой, они наращивают инфраструктуру, заметным элементом которой стал Финно-угорский этнокультурный парк в с. Ыб. Именно в этих районах располагаются узлы формирующегося туристского каркаса, в которые направлены основные потоки, организуемые ведущими операторами въездного туризма - ООО «Вэр-тас-тур», ООО «Лингва тур» и ООО «Здравницы Республики Коми».

Муниципалитеты со средней активностью туристской деятельности разнообразны по потенциалу и его использованию. При основной рекреационной и этнокультурной специализации республиканского туризма в этой группе нет крупных узлов, слабее и разветвленнее потоки. Наиболее мощным является транзитный поток в национальный парк «Югыд ва», который принимает до 5 тыс. посетителей в год (ГО «Инта»). Периферийные потоки - в Печорском, Княжпогостском, Удорском районах - направлены к организованным местам охоты и рыбалки, паломничества, историко-культурным объектам (Кылтовскому Крестовоздвиженскому женскому монастырю, к Иоаникиевой келье, на родину П. Сорокина), природным памятникам. В муниципалитетах появляются интересные проекты («Нетронутое сердце Урала», «Ожерелье Удоры», «Печора - золотые берега»). Продвижение программы развития туризма Удорского р-на: обучение владельцев гостевых домов, инструкторов, сертификация туристского маршрута «Ожерелье Удоры» и организация одноименной турфирмы - способствовали росту местного потока туристов от 200 до 300 чел.

Гоуппа муниципальных районов с относительно низкой активностью туристской деятельности имеет хорошие предпосылки для формирования разнообразного туристского «рельефа» на базе событийного туризма (традиционные праздники) и активного дальнего отдыха (охота, рыбалка). В районах разработаны стратегические документы о развитии туризма.

Туристским аттрактором может стать ежегодный фольклорный праздник «Луд» в Ижемском р-не, где уже реализованы и разработаны проекты сельского туризма. В течение всего года и с разнообразной программой есть возможность использовать историко-культурный комплекс с. Усть-Вымь с богатыми храмами, включая его в республиканские туры, начинающиеся в Сыктывкаре. Хорошие спортивно-рекреационные перспективы у проекта «Алая лента Прилузья», базирующегося на нескольких туристских объектах (Прилузский р-н).

В группу муниципальных образований с низкой активностью туристской деятельности входят городские округа (Усинск, Ухта, Воркута) и районы с городскими центрами (Сосногорск, Вук-тыл), которые благодаря индустриальной основе сравнительно устойчивы экономически, а также сельские районы (Сысольский, Койгородский и Корт-керосский) более активные в отношении развития

Наиболее посещаемые объекты

О Печоро-Илычский заповедник Национальный парк "Югыд ва"

от 31 до 60

Структура и число туров

ООО "Здравницы Республики Коми"

2 и ООО "Вэртас-тур"

Виды туризма

0 активный охота и рыбалка

1 I событийный о отдых выходного дня|

познавательный

Рис. Уровень активности развития туризма в Республике Коми.

туризма из-за существенных потерь в лесо- и сельскохозяйственной основе.

Тем не менее, определенные подвижки в данном направлении можно отметить в Воркуте и Вук-тыле, имеющих стратегические документы развития туризма. В них, а также в других районах выдвигаются предложения об организации турбаз и создании объектов туристского показа на местных достопримечательностях, в частности мемориалов ГУЛАГа (в Воркуте и Корткеросе). В близких к городам пунктах реализуются отдельные проекты по городской рекреации.

Проблемы пространства внутреннего туризма

На уровне государства основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, признаются [11]:

- слабо развитая инженерная инфраструктура, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры на автомагистралях);

- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

- недостаточное продвижение России как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.

Указанные общие проблемы в Республике Коми усиливаются изначально низкой обустроенно-

стью территории, характерной для любого северного региона. К типологическим особенностям размещения материальных объектов внутреннего туризма в регионе в соответствии с базовыми параметрами пространства, обозначенными в Докладе о мировом развитии Всемирного банка за 2009 г. [12], следует отнести низкую плотность деятельности, трудную доступность туристских ресурсов и объектов, слабое взаимодействие внутри складывающейся региональной и локальных туристских систем. Безусловно, проблемы пространства туристской деятельности, мешающие ее развитию, являются результатом многих процессов, влияние и конфигурацию которых следует понять, чтобы исправить.

Низкая плотность туристских продуктов

При богатстве ресурсного потенциала туризма в республике пока мало есть, чем удовлетворить спрос местного туриста, а тем более требовательного гостя из-за ее пределов. Ограниченное число объектов туристского показа, на наш взгляд, объясняют следующие причины.

Крупные культурные события (фольклорные праздники), как правило, не доведены до формата туристского продукта. В то же время культурная специализация территории, насыщенный и разнообразный событийный ряд с этническим колоритом, акцентированный выразительными и обоснованными брендами, формируют уникальность территории, которая является одним из ключевых факторов конкурентоспособности туристского региона.

Малые объекты только начинают оформляться, разворачивать свою деятельность, испытывая при этом многие ограничения:

- нормативные - законодательного оформления и учета новой в республике деятельности;

- кадровые - в получении знаний необходимого объема и квалификации;

- инфраструктурные - создания или реконструкции мест размещения, соответствующих требованиям, а также достойного уровня их обслуживания;

- экономические - разработки рыночного продукта с высокой добавленной стоимостью, позволяющего вести безубыточную деятельность и вписаться в невысокий платежеспособный спрос внутренних потребителей;

- слабого развития сопутствующих видов деятельности - производства сувенирной продукции, местных продуктов питания, национальной кухни.

Трудная доступность туристских ресурсов и объектов

Эта специфическая проблема имеет два аспекта. Первый связан с физической транспортной доступностью - удаленностью и барьерностью за счет водных преград и горного рельефа. Оценка транспортной доступности на муниципальном и поселенческом уровне приведена в публикациях [13, 14] и дает представление об ограничениях развития туризма в ряде районов. Так, сезонная доступность может затруднить реализацию проекта «По следам Питирима Сорокина», предполагающего посещение его родины в с. Турья Княжпогостско-го р-на, из-за нестабильной переправы. Или полноценно использовать потенциал национального

с. Приуральское в Печорском р-не, которое имеет фольклорные коллективы, расположено на транзитном ходу на Урал, но ограничено сообщением с Печорой плохой и пересеченной рекой дорогой.

Второй аспект - это доступность информации о ресурсах и объектах.

Негативное влияние здесь оказывают слабая инвентаризация и неудовлетворительный учет туристских ресурсов. В настоящее время в республике действуют несколько ведомственных источников учета ресурсов со своими критериями их ценности (Комистат, Минэкономразвития, Минкультуры, муниципалитеты), однако нет единых законодательно оформленных правил оценки туристских ресурсов и режимов их использования, что снижает эффективность государственной поддержки развития туризма.

Информационное поле туризма имеет республиканский, муниципальный, туроператорский и предпринимательский сегменты. На портале, курируемом Минэкономразвития Республики Коми, имеется информация о туристских ресурсах, фирмах, гостиницах, но без пространственной привязки ту-робъектов, пока здесь нет сведений о туристских продуктах республики и раздела для субъектов туристской деятельности. На официальных сайтах администраций муниципалитетов, как правило, выделен раздел туризма, где показаны туристские ресурсы и маршруты, но крайне редко представлены туры. Наиболее полная информация по турпро-дуктам сконцентрирована у операторов ООО «Вэр-тас-тур», ООО «Лингва-тур», ООО «Здравницы Республики Коми», но ее объем сильно уступает выездному туризму. Перспективны, но пока единичны, сайты субъектов туриндустрии, в том числе владельцев гостевых домов, расширяющие информацию о турпродуктах и позволяющие туристам формировать туры самостоятельно.

Информационный толчок развитию внутреннего туризма дают ежегодные выставки-ярмарки «Отдых на Севере» в Сыктывкаре. Они помогают туроператорам и турагентствам включить в свои программы местные турпродукты. Важное информационное значение имеют рекламные проспекты и фильмы о Республике Коми.

Тем не менее, информационное поле туризма формируется не системно, разрозненными усилиями и не использует в полной мере возможности структуризации и визуализации данных, которые обеспечивают геоинформционные системы. Хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны: разработан Электронный кадастр туристических ресурсов, где с использованием многочисленных источников отражены природные, историко-культурные ресурсы, а также объекты туриндустрии и маршруты [15], выполнен проект «Культурная карта Республики Коми» [16], имеются геоинформацион-ные массивы туристской информации, квалифицированно разработанные известными туристами республики.

Разобщенность туристского пространства

Разорванность в сфере туризма республики характерна как для субъектов, так и для объектов. Не скоординированы действия по формированию

информационного поля, не выполняет функции консолидирующего центра предпринимательской деятельности Ассоциация турагентств Республики Коми, нет системного представления, а, соответственно и плана действий, по многим важным вопросам развития внутреннего туризма у малочисленного Отдела туризма Минэкономразвития Республики Коми, что сказывается, например, на подготовке кадров.

В последнее время в этой области сделаны заметные шаги: в Сыктывкарском государственном университете и Сыктывкарском кооперативном техникуме ведется подготовка по направлению «Туризм», в Сыктывкарском филиале ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» - «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг (въездной и внутренний туризм)». Минэкономразвития Республики Коми и другие структуры проводят бизнес-семинары по проблемам развития туризма, на основе партнерства с международным участием обучаются предприниматели и гиды [17]. В то же время текущие и прогнозные оценки потребностей в кадрах для обеспечения различных туристских услуг, их аттестация и целенаправленная подготовка пока не осуществляются.

Другим примером слабого взаимодействия в региональном пространстве туризма, относящимся непосредственно к использованию ресурсов и формированию турпродуктов, является отсутствие цепочек дестинаций, а также встраивания в дестинации новых и старых культурных событий и объектов.

По международному определению дестина-ция - это комбинация различных туристских компонентов (достопримечательностей, мест проживания, транспорта, инфраструктуры) в географическом ареале, продвигаемая туристской организацией [18]. По сути туристская дестинация, которая успешно может действовать только при тесном сотрудничестве всех участников, обеспечивающих показ, доставку, проживание, сервис, есть прообраз туристского кластера, генерирующего мультипликативный эффект совместной деятельности.

Однако важно подчеркнуть, что на получение и рост эффекта работает и пространственный характер дестинаций. Речь идет о построении цепочек, объединяющих продукты нескольких муниципалитетов (регионов, стран) в комбинированные туры, которые могут быть специализированными (европейские примеры: винный, фестивальный, по местам эпоса Калевалы и др.) или разнообразными по тематике. Преимущество «протяженной» формы состоит не только в экономии на маркетинге и рекламе, что относится к территориям с развитым туризмом. Для северного региона с его объективно ограниченными возможностями выстраивание тур-объектов в цепочки - речные «ожерелья» и круизы [15, 19], «по следам» знаменитых земляков и др. -является решающим фактором, чтобы собрать небольшие объекты в критическую массу коммерчески успешного проекта. В случае более широкой территории дестинация включает много субдес-тинаций, а также населенные пункты-«спальни».

Первыми доходный потенциал кооперации и регионального маркетинга оценили, как отмечают греческие исследователи, именно туристически неразвитые районы [20].

Сотрудничество и взаимодополнение при разделении общих интересов, проблем и формировании общих возможностей становятся предпосылками организации сетевого пространства потоков, объективно присущего туризму и непосредственно связанного с информационным пространством.

Направления пространственного развития внутреннего туризма

Как уже отмечалось, именно этнокультурный компонент является главным аттрактором туризма. Наряду с природной экзотикой северного края этнокультурное своеобразие может стать активом въездного туризма национальной республики, где нет моря, солнца и песка. Поэтому актуальным направлением, способным вовлечь этот практически повсеместный ресурс в использование, проявить его в форме креативных турпродуктов, становится этнокультурная реконструкция (ЭКР).

ЭКР - процесс восстановления этнокультурных событий с целью последующего туристского показа, реализующий потенциал культурного наследия, истории, самобытного народного искусства и традиционной национальной культуры территории в активной форме, существенно усиливающий туристскую привлекательность территории.

Направления работы по ЭКР идентичны характеру деятельности по развитию туризма в целом и его отдельным видам, но имеют свою специфику. В частности, велика роль научно обоснованной оценки соответствующих ресурсов, которая в ходе изучения этнокультурной географии региона способна выявить ядра потенциальных дестинаций и определить характер и возможные формы ЭКР. При этом не отрицаются, а подчас необходимы комплексные исследования, направленные на оценку полиресурс-ной основы развития туризма, учитывая экономическую целесообразность и реальный опыт комбинирования туризмов разного вида, например агро- и этно- , или эколого- и этно и др.

Особенность создания инфраструктуры гостеприимства при ЭКР состоит в очень бережном отношении к историческому «жилому фонду», он же и экспозиционный. Стилизованные новоделы, безусловно, снижают ценность и аттрактивность этнокультурных туристских объектов. Повышенные требования ЭКР предъявляет к профессиональной подготовке кадров. Их высокий уровень требуется как для разработки концепции туристского продукта, обеспечивающей наиболее полное раскрытие и предъявление определенных ресурсов, так и его театрализованной демонстрации, для которой необходимы режиссерские и аниматорские качества и навыки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формируемый республиканский перечень объектов нематериального наследия, где уже есть праздники «Усть-Цилемская горка», «Луд», рождественские игрища с.Прокопьевка (Прилузье), праздник святой Параскевы Пятницы (Удора), с одной

стороны, является признанием высокого качества проработки продуктов ЭКР, а с другой - основанием такой проработки и обязательным встраиванием известных этнокультурных событий в дестинации.

Организация сети объектов, где возможна презентация результатов ЭКР, представляет итог целенаправленной и непрерывной деятельности. Среди форм ЭКР, выявленных и описанных в ходе оценки культурно-рекреационного потенциала развития муниципальных образований Республики Коми, можно назвать этнокультурные центры, исторические (этнические) деревни, этнические смены летних лагерей отдыха, а также комплексные центры на основе этнокультурной, аграрной и природно-рекреационной специализации [21]. Широкий спектр этнокультурных объектов туристской направленности от республиканского финно-угорского этнопарка до гостевого дома с национальным интерьером и кухней, мастер-классом по традиционной охоте (рыбалке) или ремеслу обогащает возможности насыщения территории объектами турпоказа.

Формирование туристской информационной сети за счет полноценного развития всех сегментов. Необходимо выделить в недостаточно систематизированном поле туристской информации узловой интернет-ресурс (государственный туристский портал), который бы содержал структурированную по видам туризма и территориям информацию о ресурсах и туристских услугах республики (основных турах, местах проживания), государственной поддержке туризма, возможностях профессионального обучения и роста квалификации, сведения о других интернет-ресурсах туризма и т.д.

Структура разделов туризма на официальных сайтах администраций муниципальных образованиях должна включать обязательные разделы о ресурсах, популярных маршрутах, турпродуктах, текущих событиях, господдержке, дополненные по желанию другими материалами. Основной информацией на туроператорских и гостевых объектах является достоверная географическая и экономическая характеристика предоставляемых услуг.

Важным информационным фактором продвижения турпродуктов станет разработка брендов, что особенно перспективно в отношении профилирования туристской деятельности муниципальных образований. Положительным примером служит Вологодская область, где нашли обоснованный и поэтический образ для каждого района: Вологда -кружевная столица России, Тотьма - город русских мореходов, Кириллов - святая земля, Череповец -горячее сердце Севера, Липин Бор - царство золотой рыбки, Вытегра - обитель батюшки Онего и др., раскрываемый в дестинациях.

Улучшение бизнес-среды туризма на основе сплочения субъектов. Представляется, что неиспользованным резервом в этом направлении является формат саморегулируемых организаций, предусмотренный в Концепции ФЦП развития туризма в Российской Федерации. Такая организация (возможно с филиалами в муниципальных образованиях) могла бы взять на себя:

- разработку норм, стандартов и принципов ведения туристской деятельности в действующей конкурентной среде в интересах потребителя и с целью обеспечения его безопасности;

- совершенствование профессиональной деятельности персонала туристских организаций (аттестацию, повышение квалификации);

- оперативное информирование субъектов туриндустрии об изменениях и новшествах законодательства в сфере туризма;

- сбор, накопление, анализ данных, характеризующих туристский рынок и эффективность мер его государственной поддержки, подготовку предложений по развитию туристской деятельности;

- проведение анализа практики применения добровольных стандартов классификации средств размещения, а также подготовку предложений по их совершенствованию и механизму реализации;

- организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов;

- координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.

Предложения для групп районов

Для районов со сравнительно высокой активностью туристской деятельности актуально формирование комплексных турпродуктов с дополнением основной дестинации в цепочке («Финно-угорский этнокультурный парк», «Усть-Цилемская горка», «Столбы выветривания Маньпупунер») турпродук-тами в ее окружении или по пути следования и активное продвижение их за пределами Республики Коми. Производство сувенирной продукции соответствующей тематики. Улучшение транспортной и гостевой инфраструктуры и организация современной системы развлечений и отдыха. Важно разнообразное, но именно этнокультурное насыщение деятельности «Финно-угорского этнокультурного парка» с вводом подворий разных народов.

Группе районов со средней и низкой активностью туристской деятельности целесообразно ориентироваться на создание не только внутрирайонных цепочек дестинаций с включением активных видов отдыха и познавательного туризма на базе исторических и этнокультурных ресурсов, но и региональных, например, на базе историко-культурного комплекса с. Усть-Вымь, Кылтовского монастыря, речного круиза по Печоре с турмаршрутом «По пути староверов» и др. Главным «двигателем» развития туризма на этих территориях является местный бизнес, однако предлагаемые инвестпроекты могут быть поддержаны и республиканским финансированием.

Необходимо привлекать Коми ремесленную палату для организации районных Домов ремесел и активизации местного сувенирного производства. Добиваться улучшения транспортной доступности объектов показа и подключать предпринимателей для создания гостевой инфраструктуры и, в первую очередь, гостевых домов. Среди районных направлений возможны организация горнолыжных баз в Интинском и Печорском муниципалитетах, более

активное развитие сельского туризма в сочетании с этнокультурным.

Таким образом, планирование размещения нового сектора внутреннего туризма, использующего для создания рабочих мест богатые природные и культурно-рекреационные ресурсы, предполагает стратегически оформленное включение этой деятельности в экономическую основу муниципалитетов с адекватной оценкой местных ресурсов и разработкой дестинаций, а также организацию межму-ниципальных систем на базе внутрирегиональных цепочек объектов показа.

Целенаправленной работы и совместных усилий республиканской и муниципальной власти требует корректировка критичных параметров пространства развития туризма: плохая транспортная и информационная доступность туристских ресурсов и объектов, низкая плотность туристских продуктов, недостаток и не всегда удовлетворительное качество мест проживания, слабое взаимодействие туроператоров и органов управления.

Статья подготовлена в рамках выполнения проекта «Пространственное измерение постиндустриальной трансформации северного региона» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН ««Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал».

Литература

1. Международный туризм [Электронный ресурс]. - URL: http://www.webeconomy.ru/in

dex.php?page=cat&cat=mcat&mcat=138&type =news&mm_menu=58&newsid=9 77.

2. Валовой региональный продукт Республики

Карелия (по хозяйственным видам экономической деятельности) [Электронный ресурс]. - URL: http://krl.gks.ru/digital/region14/

DocLib/vrp1.htm.

3. Туризм в Карелии: цифры и факты [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gov.ka

relia. ru/gov/Power/Committee/Sport/turstatlO. html.

4. Туризм и отдых в Республике Коми: Справочник / Комистат. Сыктывкар, 2009. 139 с.

5. Отдельные аспекты развития туристической индустрии в Республике Коми. Информационно-аналитический бюллетень/ Коми-стат. Сыктывкар, 2010. 45 с.

6. Soja E. Seeking Spatial Justice / Published by the University of Minnesota Press // Minneapolis, 2010. 257 p.

7. Верлен Б. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. №2. С. 26-47.

8. Россия. Пространственное развитие. Доклад 2004. М.: «Архитектура-С», 2004. 128 с.

9. The Travel & Tourism Competitiveness Report

2011. Beyond the Downturn. World Economic Forum. Geneva, Switzerland 2011. 531 p.

[Электронный ресурс]. - URL: www.weforum. org/ttcr.

10. Дмитриева Т.Е. Рейтинговая оценка в межрегиональных и внутрирегиональных сопоставлениях (методический аспект). [Электронный ресурс]. - URL: www.sopssecretary. narod.ru/Konferencya/Doclad/dmitrieva. doc. 2003.

11. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р.

12. Новый взгляд на экономическую географию. Доклад о мировом развитии за 2009 год / Всемирный банк. Вашингтон, 2009.

13. Дмитриева Т.Е., Бурьян М.С. Пространственное развитие социального сервиса северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №6 (18). С. 77-92.

14. Дмитриева Т.Е. Транспортная доступность локальных систем // Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011. С. 280-282.

15. Дмитриева Т.Е., Щенявский ВА. Электронный кадастр туристских ресурсов Республики Коми // Сельский туризм и развитие территорий: проблемы и решения. Сыктывкар, 2011. С.7-19.

16. Культурная карта Республики Коми [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbrko mi. ru/ page/1112/.

17. Неда Ордым. Проект развития этнокультурного туризма коренных народов Севера. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ne daordym. fi/index.php/ru/ordym.

18. Glossary. Tourism a modern synthesis. S. J. Page and J. Connell. London. 2006. 11 p.

19. Канев Н.М. О реализации инвестиционного проекта «По следам старообрядцев» // Сельский туризм и развитие территорий: проблемы и решения. Сыктывкар, 2011. С.18-21.

20. Economou D., Vrassida M. Urban dynamics and networking in coastal cities: the Case of Tourism // 45th Congress of the European Regional Science Association 23-27 August 2005, Vrije Universiteit Amsterdam Land use and Water Management in a Sustainable Network Society. 17 р.

21. Потенциал развития муниципальных образований: содержание, оценка, управление (на материалах Республики Коми) / Коллектив авторов. Сыктывкар, 2008. 344 с. (Коми научный центр УрО РАН).

Статья поступила в редакцию 23.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.