Научная статья на тему 'Пространство художественно-педагогического образования в России: ретроспектива и перспектива'

Пространство художественно-педагогического образования в России: ретроспектива и перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ART EDUCATION / LEARNING SPACE / EDUCATIONAL TRAJECTORIES / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевышина Наталия Юрьевна

Стремительный рост социокультурных инноваций, развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровых видов искусств предопределили появление новых направлений художественного образования и обусловили необходимость поиска путей и способов его инновационного развития, что обозначено в психолого-педагогических исследованиях и нормативных документах. Ввиду этого одной из актуальных задач современного художественно-педагогического образования является повышение качества профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями рынка труда и современными требованиями заказчиков образовательных услуг. Вместе с тем анализ проведенных социологических исследований показал отсутствие у большей части руководителей образовательных учреждений ориентиров в современных тенденциях становления отечественной системы художественного образования, представления ее специфических особенностей в определенной временной перспективе и ретроспективе. Целью представленных в статье материалов является выявление и анализ специфических характеристик инновационного пространства художественно-педагогического образования, которые являются основанием для разработки стратегии инновационного развития учреждений художественного образования в современных условиях. Методы исследования анализ литературы, обобщение инновационного педагогического опыта, анкетирование руководителей учреждений дополнительного художественного образования, анализ результатов диагностики. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований последних лет автор дает уточненную дефиницию понятия «пространство художественно-педагогического образования», выделяя его специфические характеристики: художественный синергизм, поликультурность, диверсификационная конфигуративность, синтез традиций и инноваций, непрерывность и структурная преемственность обучения, индивидуализация, социально-деятельностная составляющая, синтез художественного образования и художественного творчества, информатизация. На основании этого автор обосновывает три этапа инновационной деятельности в художественном образовании: инициирование инновации; моделирование инновационных процессов и трансформация содержания художественного образования. Результаты, полученные в ходе проведения исследования, могут послужить основанием для разработки новых и традиционных профилей художественно-педагогического образования, проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в учреждениях системы непрерывного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPHERE OF ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE

The rapid growth of socio-cultural innovations and the development of electronic communication technologies and digital forms of art stimulated new trends in art education and caused the search for new ways and means of innovative development, which is mentioned in psychological and pedagogical research works and regulations. Thus, one of the urgent tasks of modern art and pedagogical education is the increase of the quality of professional training of prospective teachers according to the requirements of the labou market and the employers. At the same time sociological surveys revealed that higher school administration don’t have deep knowledge of current trends in art education and its specific features in retrospective and perspective. The goal of the article is to identify and analyze the peculiarities of innovative features of art and pedagogical education, which make the basis for the elaboration of a new strategy of innovative development of art education in modern conditions. The following research methods were applied: publications review, innovative pedagogical experience assessment, survey among art school administration and the analysis of its results. Based on theoretical analysis of psychological and pedagogical studies of the recent years, the article gives a more precise definition of the concept “space of art and pedagogical education”, pointing at its specific characteristics: artistic synergy, poly-cultural nature, diversified configuration, synthesis of traditions and innovations, continuity and consistency of education, individualization, social activity, synthesis of art education and artwork and information support. Proceeding from these, the article singles out three stages of innovative activity in art education: innovation initiation; innovative processes modeling; transformation of the content of art education. The results of this research may be the basis for the development of new and traditional specialties of art and pedagogical education, development of educational programs and individual learning trajectories of students in the sytem of continuous education.

Текст научной работы на тему «Пространство художественно-педагогического образования в России: ретроспектива и перспектива»

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.016:7?37.036.5

ББК Щр ГРНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.02

Перевышина Наталия Юрьевна,

кандидат иедагогических наук, доцент, заведующий кафедрой художественного образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный иедагогический университет; 620075, г- Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: nperevyshina@mail.ru.

ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественное образование; образовательное нространство; образовательные маршруты; недагогические инновации; инновационные недагогические технологии.

АННОТАЦИЯ. Стремительный рост социокультурных инноваций, развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровых видов искусств нредонределили ноявление новых нанравлений художественного образования и обусловили необходимость ноиска нутей и снособов его инновационного развития, что обозначено в нсихолого-недагогических исследованиях и нормативных документах. Ввиду этого одной из актуальных задач современного художественно-недагогического образования является новышение качества нрофессиональной нодготовки недагоги-ческих кадров в соответствии с нотребностями рынка труда и современными требованиями заказчиков образовательных услуг. Вместе с тем анализ нроведенных социологических исследований ноказал отсутствие у большей части руководителей образовательных учреждений ориентиров в современных тенденциях становления отечественной системы художественного образования, нредставления ее снецифических особенностей в онределенной временной нерснективе и ретроснективе. Целью нредставленных в статье материалов является выявление и анализ снецифических характеристик инновационного нространства художественно-недагогического образования, которые являются основанием для разработки стратегии инновационного развития учреждений художественного образования в современных условиях.

Методы исследования - анализ литературы, обобщение инновационного недагогического оныта, анкетирование руководителей учреждений донолнительного художественного образования, анализ результатов диагностики.

На основе теоретического анализа нсихолого-недагогических исследований носледних лет автор дает уточненную дефиницию нонятия «нространство художественно-недагогического образования», выделяя его снецифические характеристики: художественный синергизм, ноликультурность, диверсификационная конфигуративность, синтез традиций и инноваций, ненрерывность и структурная нреемственность обучения, индивидуализация, социально-деятельностная составляющая, синтез художественного образования и художественного творчества, информатизация. На основании этого автор обосновывает три этана инновационной деятельности в художественном образовании: инициирование инновации; моделирование инновационных нроцессов и трансформация содержания художественного образования.

Результаты, нолученные в ходе нроведения исследования, могут нослужить основанием для разработки новых и традиционных нрофилей художественно-недагогического образования, нроектиро-вания образовательных нрограмм и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в учреждениях системы ненрерывного художественного образования.

Perevyshina Natalia Yuryevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Art Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

THE SPHERE OF ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE

KEYWORDS: art education; learning space; educational trajectories; pedagogical innovations; innovative pedagogical technologies.

ABSTRACT. The rapid growth of socio-cultural innovations and the development of electronic communication technologies and digital forms of art stimulated new trends in art education and caused the search for new ways and means of innovative development, which is mentioned in psychological and pedagogical research works and regulations. Thus, one of the urgent tasks of modern art and pedagogical education is the increase of the quality of professional training of prospective teachers according to the requirements of the labou market and the employers. At the same time sociological surveys revealed that higher school administration don't have deep knowledge of current trends in art education and its specific features in retrospective and perspective.

The goal of the article is to identify and analyze the peculiarities of innovative features of art and pedagogical education, which make the basis for the elaboration of a new strategy of innovative development of art education in modern conditions. The following research methods were applied: publications review, innovative pedagogical experience assessment, survey among art school administration and the analysis of its results.

Based on theoretical analysis of psychological and pedagogical studies of the recent years, the article gives a more precise definition of the concept "space of art and pedagogical education", pointing at its specific characteristics: artistic synergy, poly-cultural nature, diversified configuration, synthesis of traditions and innovations, continuity and consistency of education, individualization, social activity, synthesis of art education and artwork and information support. Proceeding from these, the article singles out three stages of innovative activity in art education: innovation initiation; innovative processes modeling; transformation of the content of art education.

The results of this research may be the basis for the development of new and traditional specialties of art and pedagogical education, development of educational programs and individual learning trajectories of students in the sytem of continuous education.

Введение

В настоящее время в связи с появлением новых требований к содержанию и организации художественного образования в России, отраженных в нормативно-правовых документах (Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, Программа развития системы российского музыкального образования на период 2015-2020 гг. и т.д.), каждое образовательное учреждение, осуществляющее процесс предпрофессиональной и профессиональной художественной подготовки детей и юношества, включено в поиск эффективных путей для их реализации.

Детские школы искусств, в том числе художественные, музыкальные, театральные школы, колледжи и вузы культуры и искусства, а также педагогические вузы, реализующие подготовку педагогов в области художественного образования, призваны учитывать новые социальные требования и направления педагогики художественного образования при разработке стратегии развития конкретного образовательного учреждения. Однако данный процесс у педагогического коллектива и администрации этих учреждений вызывает определенные затруднения, вызванные многими причинами, одна из которых -отсутствие четких ориентиров в современных тенденциях становления отечественной системы художественного образования, представления ее специфических особенностей в определенной временной перспективе и ретроспективе.

Опрос более чем 120-ти руководителей - директоров, завучей детских художественных школ, школ искусств Свердловской области, проводившийся в рамках курсов профессиональной переподготовки по программе дополнительного профессионального образования «Менеджмент в искусстве и художественном образовании» в институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, показал отсутствие у них целостных представлений о картине развития системы отечественного художественного образования, современных тенденциях и характеристиках про-

странства такого образования, наличие отрывочных сведений об инновациях, вводимых теми или иными образовательными учреждениями в структуру своих образовательных программ, что является определенным барьером для разработки новых направлений деятельности учреждений, осуществляющих процесс художественного образования подрастающего поколения.

Результаты исследования

Анализ и обобщение педагогических исследований по проблеме становления и развития отечественной системы художественного образования показал следующее. Художественно-педагогическое образование в России имеет глубокие исторические корни. Оно развивалось на протяжении многих лет. При этом первоначально профессиональная подготовка педагогов художественного образования осуществлялась на базе вузов искусства и культуры (консерватория, академия художеств и др.) и предполагала ремесленный способ передачи педагогического мастерства от мастера к ученику. По существу она была направлена на развитие узкопрофессиональных исполнительских умений и навыков в различных видах искусства. Уже в первые десятилетия ХХ в. при творческих вузах и техникумах создаются инструкторско-педагогические отделения, однако содержательное разделение на исполнительское и художественно-педагогическое образование зачастую носило формальный характер: более способные учащиеся обучались как исполнители, менее способные - как педагоги.

Новый период развития художественно-педагогического образования в России связан с открытием в середине ХХ в. музыкальных и художественных факультетов в педагогических институтах. Именно в этот период сложилась концепция современного художественно-педагогического образования, которая включает такие блоки профессиональной подготовки, как историко-теоретический, исполнительский, психолого-педагогический и методический.

Современный этап социально-экономического развития в России характеризуется стремительным ростом социокультурных инноваций, нарастающими процессами мо-

© Перевышина Н. Ю., 2018

дернизации, технологизации и интеграции в том числе и в сфере художественно-педагогического образования. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, появление новых видов цифровых искусств предопределили появление новых профилей художественного образования в педагогических вузах, ориентированных на современные потребности заказчиков образовательных услуг и инновационные процессы в образовании. Так, современное художественно-педагогическое образование в России представлено такими инновационными профилями подготовки, как музыкально-компьютерные технологии, экранные искусства в образовании, дизайн и компьютерная графика, современная хореография, музыкально-театральное искусство и др. Все это обусловило формирование нового инновационного пространства художественно-педагогического образования.

В научных статьях, монографиях, методических рекомендациях, выпущенных в последнее время в России, все чаще и активнее авторами используется термин «пространство художественно-педагогического образования». Данное понятие возникло в результате соединения различных составляющих: образовательное пространство, социальное пространство [13], поликультурное образовательное пространство [5], социокультурное образовательное пространство [4], художественное пространство [7], региональное образовательное пространство [6], образовательное пространство субъекта [14], информационное пространство [3] и др.

Как отмечает Л. Н. Пичугина, важными направлениями развития культурно-образовательного пространства являются формирование единой культурно-образовательной среды, интеграция в сложившееся и развивающее окружающее культурное кластерное пространство, гармонизация традиций и педагогических инноваций [9].

Обобщая позиции различных авторов, можно сделать вывод о том, что пространство художественно-педагогического образования можно рассматривать как многомерное социокультурное педагогическое явление, включающее в себя совокупность профессионально-образовательных кластеров, интегрирующих художественное и диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Таким образом, пространство художественно-педагогического образования представляет систему социально-профессиональных и творчески-развивающих координат (отношений) субъектов образовательного процесса, содержащих в себе широкий спектр траекторий профессионального развития и социально-

профессиональной самореализации субъектов в различных областях художественно-творческой и педагогической деятельности.

Анализ тенденций развития художественного образования в России и специфики художественно-педагогической деятельности позволили выделить специфические характеристики современного пространства художественно-педагогического образования, реализуемого как в средних профессиональных специальных образовательных учреждениях, так и в вузах:

• Художественный синергизм как воплощение новой формы художественного сознания, в основу которой положена идея о синтезе различных видов искусств, органичном соединении, взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении различных видов художественного творчества. Все эти феномены в педагогике художественного образования определяются как полихудожественность (Б. П. Юсов) [16]. С этих позиций авторами стали разрабатываться отдельные программы дисциплин и даже целые образовательные программы. Так, Н. П. Шишлянникова раскрывает в своей работе [15] содержание элективной дисциплины для учителей музыки на основе полихудожественного подхода. В работах Н. Г. Тагильцевой [11; 12] полихудожественный подход реализуется как базовый для построения образовательной программы магистратуры «Музыкальное образование».

Поскольку педагогическая деятельность в сфере художественного образования имеет полихудожественный контекст, художественно-педагогическое образование студентов не может быть узкоспециальным, ориентированным на развитие профессиональных монохудожественных компетенций и, соответственно, на один вид изучаемого искусства. Поэтому именно полихудожественный и даже более широко - худо-жественно-синергический подход, основанный на взаимодействии искусств в профессиональном развитии и самореализации обучающихся, является наиболее эффективным в современном художественно-педагогическом образовании студентов.

• Поликультурность как ориентация на духовные и образовательные потребности поликультурного общества, когда художественно-педагогическое образование способствует установлению «диалога культур» (В. С. Библер) [1], обеспечивая потребности в национально-культурной идентичности всех субъектов художественно-образовательного процесса на огромной территории России.

• Диверсификационная конфигу-ративность как маркетинговая стратегия расширения образовательных услуг за счет

увеличения направлений и профилей художественно-педагогического образования, обусловленная появлением новых, востребованных на рынке труда профессий в сфере творческих индустрий, а также развитием направлений современного искусства. В свою очередь, это обусловило необходимость инновационной подготовки педагогических кадров в области дизайна, компьютерной графики, мультипликации, музыкально-компьютерных технологий, экранных искусств и др. Для реализации данной стратегии разработана и внедрена модель ресурсных центров как инновационной инфраструктуры в муниципальной системе дополнительного художественного образования (Т. Е. Воинкова), а также модель сетевого взаимодействия методических служб детских школ искусств (Е. А. Королева).

• Синтез традиций и инноваций как ориентация, с одной стороны, на сохранение академических традиций и историческую преемственность содержания, форм и методов академического художественного образования, использование в образовательном процессе лучших образцов мирового и национального искусства, с другой - на необходимость использования инновационных форм и технологий художественно-педагогической деятельности. Исследуя инновационный педагогический опыт, мы выделяем следующие уровни инновационной деятельности в системе художественного образования: управленческие инновации, к которым можно отнести внедрение методов форм проектного управления, а также маркетинга педагогических инноваций; методические инновации, ориентированные на разработку авторских программ и методик художественного образования, а также учебно-методических комплексов; и организационные инновации, включающие реализацию новых программ и индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей и обучающихся с ОВЗ, инновационных методов, форм и технологий художественного образования (например, тьюторское сопровождение одаренных детей, личностно ориентированные, интерактивные, проектные, дистанционные, информационно-коммуникационные технологии и др.) [2]. На основании этого мы выделяем три этапа инновационной деятельности в художественном образовании: 1) инициирование - переосмысление и переоценка имеющегося художественно-педагогического опыта, возникновение и анализ новых педагогических идей; 2) моделирование инновационных процессов - проектирование новых педагогических ситуаций, методов и форм инновационной деятельности; 3) трансформация содержания художе-

ственного образования - внедрение новшества в образовательный процесс, разработка научно-методической основы инновационной деятельности [10].

• Непрерывность и структурная преемственность обучения, обусловленная необходимостью длительного развития у обучающихся специальных умений и навыков в области художественно-творческой деятельности, взаимосвязью и преемственностью содержания образования на всех уровнях непрерывного художественного образования (дополнительное предпрофессиональное - среднее специальное - высшее - послевузовское). Примером реализации непрерывности и структурной преемственности в обучении выступает взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза, осуществляемое в проекте УрГПУ, ряда детских дошкольных учреждений Чкаловского района города Екатеринбурга и МАОУ СОШ № 32 [8]. Одним из механизмов интеграции дополнительного предпрофессиональ-ного и высшего художественно-педагогического образования является сетевое взаимодействие, в рамках которого на базе ведущих детских школ искусств Свердловской области, базовых площадок УрГПУ в реализации стандарта профессиональной деятельности педагога осуществляется научно-методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей системы художественного образования, ведется систематическая работа по разработке и реализации экспериментальных и инновационных программ художественного образования, их внедрения в массовую педагогическую практику. С привлечением инновационного педагогического опыта ведущих преподавателей детских школ искусств реализованы программы дополнительного профессионального образования «Инновационные процессы в дополнительном художественном образовании», «Инновационные технологии и методики художественного образования» и др. Результатом такого взаимодействия стала разработка персонифицированной модели инновационной компетентности преподавателей детских школ искусств в области современных технологий художественного образования.

• Индивидуализация художественно-образовательного процесса как ориентация на индивидуальный и личностно ориентированный характер обучения, развитие личности каждого обучающегося с учетом его способностей и профессиональных интересов. Индивидуализация художественно-педагогического образования в настоящее время выдвигает новые проблемы для всего образовательного процес-

са и включает организационные, творческие, полихудожественные основания. В качестве инновации в учебных заведениях, связанных с художественным образованием детей и юношества, вводятся индивидуальные образовательные маршруты, когда для обучающегося разрабатываются определенные содержательные стратегии его художественного развития и образования в целом. Например, в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, магистерская программа «Художественное образование» для преподавателей детской художественной школы г. Ревды, по согласованию с работодателем, были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, учитывающие специфику и содержание их профессионально-педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении. При реализации договора о целевой подготовке с МОУ СОШ № 117 студенткой очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль «Хореографическое образование» разработан индивидуальный учебный план, предполагающий углубленную подготовку в области методики преподавания классического танца и постановочной работы в детском хореографическом коллективе.

• Социально-деятельностная составляющая как реализация коммуникативных функций творчества, когда художественная деятельность выступает носителем закодированной в художественно-выразительных средствах искусства информации, которая доносится до слушателя или зрителя исполнителем (в музыкальном, театральном и хореографическом искусстве) и автором (во всех других видах искусства). В процессе подготовки будущих педагогов художественного образования социально-деятельностная составляющая реализуется в различных формах культурно-просветительской и проектной деятельности обучающихся в вузе или в среднем специальном учреждении студентов (исполнительская, концертная, конкурсная и др.). В качестве примера можно привести реальные флешмобы, выставки, концерты, ориентированные на развитие у будущих педагогов профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности: выставка творческих проектов «Жизнь в цифре» студентов профиля «Дизайн и компьютерная графика в образовании», областной конкурс «Ура! Пленер!», культурно-образовательный проект «Контемп. Дети», «Танцующий бульвар», «Арт-воскресение», фестиваль-конкурс художественного творчества и современных компьютерных технологий «Звездный Олимп».

• Синтез художественного образования и художественного творчества

как результат художественно-педагогической деятельности обучающихся, сочетающей художественное и педагогическое начала в их единстве. Поскольку специфика художественно-педагогического образования предполагает не только психолого-педагогическую, но и углубленную профильную подготовку обучающихся в конкретном виде искусства, большое внимание в образовательном процессе уделяется творческой исполнительской деятельности студентов. Об этом свидетельствуют результаты их участия в конкурсах профессионального мастерства. Так, студенты профиля «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» (В. Сгонников, Е. Истомина, Н. Шаламов, А. Рагимов) являются лауреатами VII Международного конкурса «Музыка и электроника», III Международного конкурса мультимедиа технологий «Музыка, электроника и мультимедиа» (г. Москва), II Всероссийского конкурса исполнителей эстрады и джаза «TAKE FIVE» (г. Нижняя Тура), III международного конкурса художественного творчества в сфере музыкально-компьютерных технологий и мультимедийных проектов (г. Екатеринбург), IV Всероссийского конкурса электромузыкального творчества «Музыка цифр», конкурса «Классика и современность» (г. Уфа). Студенты-дизайнеры стали лауреатами «Гран-При» II Международного форума DESIGN STARTUP WEEK (г. Екатеринбург), XVII Международного фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России по художественному творчеству», Ассамблея Искусств (г. Москва) и др.

• Информатизация художественного образования как глобальное внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу искусства и образования, результатом которого является появление цифровых искусств и новых направлений художественно-педагогической деятельности (компьютерная музыка, компьютерная графика, цифровая живопись, экранные искусства и др.), формирование и развитие виртуального цифрового художественно-образовательного пространства, электронных форм художественно-творче-ской деятельности и художественной коммуникации, дистанционных и онлайн-форм художественного образования.

Пространство художественно-педагогического образования как открытое системное явление является неотъемлемой частью социокультурного, экономического и регионального пространства. Процессы, происходящие во внешней среде, воздей-

ствуют на пространство художественно-педагогического образования, определяя инновационный контекст его развития. С другой стороны, трансформация художественно-педагогического образования вызывает системные изменения социокультурной среды и художественного образования в целом. Так, глобальные социальные изменения, интеграция и технологизация всех сфер жизнедеятельности общества, всеобщая маркетизация и ориентация на развитие инновационных социокультурных практик обусловили инновационный характер функционирования системы отечественного художественно-педагогического образования.

Интенсивное развитие новых направлений искусства (перформанс, электронная музыка, художественная фотография, экранные искусства), цифровых технологий художественного творчества и исполнительства (музыкально-компьютерные технологии, компьютерная графика, мультимедиа, электромузыкальные инструменты), определили появление новых профилей ху-

дожественного образования и расширение сети учреждений, предоставляющих образовательные услуги в области художественного образования.

Заключение

Все указанные выше тенденции как раз и обуславливают появление новых, специфических характеристик современного пространства художественно-педагогического образования. Именно эти характеристики на сегодняшний день являются методологическим основанием для разработки новых и традиционных профилей художественно-педагогического образования, реализуемых в образовательных учреждениях, для формирования определенных учебных планов и создания рабочих программ дисциплин, что во многом позволяет удовлетворить спрос на квалифицированных преподавателей в сфере художественного образования как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер В. С. Школа диалога культур. Идеи, опыт, перспективы : сборник статей / под общ. ред. и с предисл. В. С. Библера. - Кемерово : АЛЕФ, 1993. - 414 с.

2. Врублевская Е. Н., Перевышина Н. Ю. Управление инновационной проектной деятельностью детской школы искусств // Общее и профессиональное образование XXI века (проблемы, стратегии, содержание). - Екатеринбург, 2011. - С. 9-15.

3. Григорьева И. В. Интерпретация понятия «медиаобразовательное пространство»: к проблеме систематизации научной терминологии / / Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 315. - С. 198-201.

4. Иванов С. П. Психология художественного действия в социокультурном пространстве субъекта : дис. ... д-ра псих. наук. - М., 2002. - 469 с.

5. Лопаткова И. В. Художественное поле самоактуализации и коммуникации как фактор становления идентичности. - Сергиев Посад : СПГИ, 2008. - 160 с.

6. Маланов И. А. Развитие регионального образовательного пространства в контексте цивилизаци-онного подхода : дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ, 2012. - 418 с.

7. Никитина И. П. Пространство мира и пространство искусства. - М. : РГГУ, 2001. - 415 с.

8. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад-школа-вуз в области художественного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2013. - Т. 1. - № 1. - С. 70-75.

9. Пичугина Л. Н. Культурно-образовательное пространство школы: теоретические аспекты развития в современных условиях // Казанская наука. - 2016. - № 9. - С. 97-100.

10. Перевышина Н. Ю. Инновации в художественном образовании: стратегия и тактика внедрения // Педагогика искусства: история, теория и практика : сборник науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 10-19.

11. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 147-152.

12. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.

13. Чекунова Е. А. Формирование образовательного пространства современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2012. - 47 с.

14. Шендрик И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование : монография. - М. : АПКиПРО, 2003. - 154 с.

15. Шишлянникова Н. П. Полихудожественная подготовка будущего педагога-музыканта к работе в школе / / Вестник Полоцкого гос. ун-та. - Серия Е : Педагогические науки. - 2013. - № 15. - С. 21-26.

16. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» : избр. тр. по истории, теории и психологии художеств. воспитания детей / Ин-т художеств. образования, Рос. акад. образования. - М. : Спутник+, 2004. - 252 с.

REFERENCES

1. Bibler V. S. Shkola dialoga kul'tur. Idei, opyt, perspektivy : sbornik statey / pod obshch. red. i s predisl. V. S. Biblera. - Kemerovo : ALEF, 1993. - 414 s.

2. Vrublevskaya E. N., Perevyshina N. Yu. Upravlenie innovatsionnoy proektnoy deyatel'nost'yu detskoy shkoly iskusstv // Obshchee i professional'noe obrazovanie XXI veka (problemy, strategii, soderzhanie). - Ekate-

nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2018. № 3

19

rinburg, 2011. - S. 9-15.

3. Grigor'eva I. V. Interpretatsiya ponyatiya «mediaobrazovatel'noe prostranstvo»: k probleme sistematizatsii nauchnoy terminologii / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - № 315. - S. 198-201.

4. Ivanov S. P. Psikhologiya khudozhestvennogo deystviya v sotsiokul'turnom prostranstve sub"ekta : dis. ... d-ra psikh. nauk. - M., 2002. - 469 s.

5. Lopatkova I. V. Khudozhestvennoe pole samoaktualizatsii i kommunikatsii kak faktor stanovleniya iden-tichnosti. - Sergiev Posad : SPGI, 2008. - 160 s.

6. Malanov I. A. Razvitie regional'nogo obrazovatel'nogo prostranstva v kontekste tsivilizatsionnogo pod-khoda : dis. ... d-ra ped. nauk. - Ulan-Ude, 2012. - 418 s.

7. Nikitina I. P. Prostranstvo mira i prostranstvo iskusstva. - M. : RGGU, 2001. - 415 s.

8. Okunenko L. A., Tagil'tseva N. G. Organizatsiya tvorcheskogo sotrudnichestva: detskiy sad-shkola-vuz v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment. - 2013. -T. 1. - № 1. - S. 70-75.

9. Pichugina L. N. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo shkoly: teoreticheskie aspekty razvitiya v sovremennykh usloviyakh // Kazanskaya nauka. - 2016. - № 9. - S. 97-100.

10. Perevyshina N. Yu. Innovatsii v khudozhestvennom obrazovanii: strategiya i taktika vnedreniya // Peda-gogika iskusstva: istoriya, teoriya i praktika : sbornik nauch. trudov / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2010. -S. 10-19.

11. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v organizatsii protsessa obucheniya uchiteley muzyki v pedagogicheskom vuze / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 5. - S. 147-152.

12. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obrazovani-ya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 12. - S. 91-94.

13. Chekunova E. A. Formirovanie obrazovatel'nogo prostranstva sovremennoy shkoly v kontekste sotsiokul'turnykh i pedagogicheskikh innovatsiy : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Stavropol', 2012. - 47 s.

14. Shendrik I. G. Obrazovatel'noe prostranstvo sub"ekta i ego proektirovanie : monografiya. - M. : AP-KiPRO, 2003. - 154 s.

15. Shishlyannikova N. P. Polikhudozhestvennaya podgotovka budushchego pedagoga-muzykanta k rabote v shkole / / Vestnik Polotskogo gos. un-ta. - Seriya E : Pedagogicheskie nauki. - 2013. - № 15. - S. 21-26.

16. Yusov B. P. Vzaimosvyaz' kul'turogennykh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noy oblasti «Iskusstvo» : izbr. tr. po istorii, teorii i psikhologii khudozhestv. vospitaniya detey / In-t khudozhestv. obrazovaniya, Ros. akad. obrazovaniya. - M. : Sputnik+, 2004. - 252 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.