Научная статья на тему 'Пространственный аспект формирования спроса на рынке бытовой техники'

Пространственный аспект формирования спроса на рынке бытовой техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС / DEMAND / СПРОС / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / РЫНОК БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ / SUPPLY / SPATIAL / REGIONAL DIFFERENTIATION / THE MARKET OF HOUSEHOLD APPLIANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубовик Майя Валериановна, Тимирьянова Венера Маратовна

Единство экономического пространства и свободное перемещение товаров на территории Российской Федерации обозначены в Конституции. Эти два важных элемента находят отражение в пространственной организации рынка товаров, в рамках которого могут быть выделены пространственно распределенный спрос, предложение и пространственно развернутые каналы связи между ними. Наблюдаемая региональная дифференциация спроса создает основу для неоднородности пространства рынка товаров и экономики в целом в силу тесной связи показателей спроса с темпами развития экономики и социально-экономическим положением регионов. Целью данного исследования является раскрытие пространственного аспекта дифференциации спроса на рынке бытовых товаров через построение моделей спроса покупателей в регионах с наиболее и наименее благоприятной социально-экономической ситуацией. Методологической основой исследования выступают базовые постулаты неокейнсианской экономической теории, методы группировок и множественной регрессии. Информационную основу составляют аналитические материалы и статистические данные Федеральной службы государственной статистики России. Исследование проведено на примере региональных рынков бытовой техники по ряду субъектов РФ. В результате исследования выявлено некоторое снижение уровня дифференциации регионов по числу единиц бытовой техники в домохозяйствах, однако сохраняются высокие риски усиления различий в региональном разрезе. Об этом сигнализирует довольно сильное расхождение в поведении домохозяйств в условиях воздействия факторов неопределенности. Построенные модели позволили установить, что спрос в субъектах с наименее и наиболее благоприятной социально-экономической ситуацией определяется разными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL ASPECTS OF DEMAND IN APPLIANCES MARKET

Unity of economic space, free movement of goods in the territory of the Russian Federation indicated in the Constitution. These two important elements are reflected in the spatial organization of the market in which goods can be allocated spatial distribution of demand, supply and spatially detailed communication channels between them. Regional differentiation of demand creates the basis for the heterogeneity of the market space of goods and the economy as a whole. This is so because the demand indicators are associated with the pace of economic development and socio-economic situation of the regions. The aim of this study is to reveal the spatial aspects of the demand for consumer goods markets, by building models of customer demand in the regions with the most and least favorable socio-economic situation. The methodological basis of the research are basic works of neo-Keynesian economic theory. The main instrument is the multiple regression. Information basis is analysis and statistical data of Federal Service of State Statistics of Russia. The object of research is the market of home appliances in the context of the Russian Federation. The study determined that there are high risks of increasing differentiation of regions on the number of appliances in households. This indicates a fairly strong divergence in the behavior of people in the face of uncertainty. Econometric models have established that the demand in the subjects with the least and most favorable socio-economic situation is determined by different factors.

Текст научной работы на тему «Пространственный аспект формирования спроса на рынке бытовой техники»

Дубовик Майя Валериановна, Тимирьянова Венера Маратовна ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА ..

УДК 332.1

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА РЫНКЕ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

© 2016

Дубовик Майя Валериановна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономическая теория» Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mvdubovik@gmail.com) Тимирьянова Венера Маратовна, кандидат экономических наук, студент магистерской программы

«Социология коммуникаций» Башкирский государственный университет (450000, Россия, Уфа, улица Заки Валиди, 32, e-mail: 79174073127@mail.ru)

Аннотация. Единство экономического пространства и свободное перемещение товаров на территории Российской Федерации обозначены в Конституции. Эти два важных элемента находят отражение в пространственной организации рынка товаров, в рамках которого могут быть выделены пространственно распределенный спрос, предложение и пространственно развернутые каналы связи между ними. Наблюдаемая региональная дифференциация спроса создает основу для неоднородности пространства рынка товаров и экономики в целом в силу тесной связи показателей спроса с темпами развития экономики и социально-экономическим положением регионов. Целью данного исследования является раскрытие пространственного аспекта дифференциации спроса на рынке бытовых товаров через построение моделей спроса покупателей в регионах с наиболее и наименее благоприятной социально-экономической ситуацией. Методологической основой исследования выступают базовые постулаты неокейнсианской экономической теории, методы группировок и множественной регрессии. Информационную основу составляют аналитические материалы и статистические данные Федеральной службы государственной статистики России. Исследование проведено на примере региональных рынков бытовой техники по ряду субъектов РФ. В результате исследования выявлено некоторое снижение уровня дифференциации регионов по числу единиц бытовой техники в домохозяйствах, однако сохраняются высокие риски усиления различий в региональном разрезе. Об этом сигнализирует довольно сильное расхождение в поведении домохозяйств в условиях воздействия факторов неопределенности. Построенные модели позволили установить, что спрос в субъектах с наименее и наиболее благоприятной социально-экономической ситуацией определяется разными факторами.

Ключевые слова: отложенный спрос, спрос, пространственное неравенство, региональная дифференциация, рынок бытовой техники.

SPATIAL ASPECTS OF DEMAND IN APPLIANCES MARKET

© 2016

Dubovik Maya Valerianovna, Doctor of Economics Sciences, professor, professor of "Economic theory"

Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: mvdubovik@gmail.com) Timiryanova Venera Maratovna, candidate of economic Sciences, student Master's program

"Sociology of Communications" Bashkir State University (Russian Federation, Ufa, street Validi Zaki, 32, e-mail: 79174073127@mail.ru)

Abstract. Unity of economic space, free movement of goods in the territory of the Russian Federation indicated in the Constitution. These two important elements are reflected in the spatial organization of the market in which goods can be allocated spatial distribution of demand, supply and spatially detailed communication channels between them. Regional differentiation of demand creates the basis for the heterogeneity of the market space of goods and the economy as a whole. This is so because the demand indicators are associated with the pace of economic development and socio-economic situation of the regions. The aim of this study is to reveal the spatial aspects of the demand for consumer goods markets, by building models of customer demand in the regions with the most and least favorable socio-economic situation. The methodological basis of the research are basic works of neo-Keynesian economic theory. The main instrument is the multiple regression. Information basis is analysis and statistical data of Federal Service of State Statistics of Russia. The object of research is the market of home appliances in the context of the Russian Federation. The study determined that there are high risks of increasing differentiation of regions on the number of appliances in households. This indicates a fairly strong divergence in the behavior of people in the face of uncertainty. Econometric models have established that the demand in the subjects with the least and most favorable socio-economic situation is determined by different factors.

Keywords: demand, supply, spatial, regional differentiation, the market of household appliances.

Проблема формирования спроса исследуется как ученым, так и практиками давно. Предприятиям это важно и необходимо для разработки стратегий ценообразования и характеристик производимых товаров, наука должна предлагать новые инструменты регулирования рыночных провалов, оценивать перспективы экономического развития рынков и стран. По мнению ряда ученых, именно спрос является одним из наиболее важных факторов экономического роста экономики [1,2,3]. Помимо этого спрос является индикатором уровня жизни населения, так как выступает реальным выражением покупательной способности на потребительском рынке. Несоответствие доходов и социальных статусов, соответствующих разным уровням доходов, в значительной степени детерминирует объем и структуру потребительского спроса [4]. Поэтому объем, структура и динамика спроса - все это важно для понимания проблем социально-экономического развития страны и оценки ее

перспектив.

Помимо исследования структуры и динамики в последние годы активно изучается территориальная неравномерность спроса. Этот интерес определяется тем, что различия в экономической активности населения по регионам страны влияют на потребности, а, следовательно, и на платежеспособный спрос [5]. На существенность влияния региональных различий в спросе населения на неравенство указывают работы [6,7]. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью учета влияния на спрос региональной дифференциации рынка по объему реализуемого спроса.

Рассматриваемый нами рынок бытовой техники привлек наше внимание в связи резким скачком спроса на бытовые товары в 2014г. Похожие всплески потребительского спроса на рынке бытовой техники отмечены в работах[8,9], отчетах торговых сетей [10], высказываниях зам. председателя ЦБ РФ [11]. Проведенные нами

Дубовик Майя Валериановна, Тимирьянова Венера Маратовна ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА ...

ранее исследования позволили отметить, что факторы внешней среды, вызвавшие эти изменения в спросе, существенно различны, и, что не все регионы одинаково и в равные промежутки времени отреагировали на изменения во внешней среде [12]. Скачки дифференцировались в зависимости от региона. Данное явление вызвало необходимость дальнейшего изучения пространственного аспекта формирования спроса именно в рамках рынка бытовой техники.

В настоящее время особых дискуссий относительно понятия спрос не ведется. Спрос как экономическая категория неоднороден в пространстве и времени. Большая часть работ, связанная с изучением спроса, сосредоточена либо на исследовании динамики спроса, его структуры и объема [13,14, 15], либо на региональных особенностях потребления [16, 17]. Разнообразие факторов спроса, дополненное региональными различиями, порождает не всегда однозначные и ожидаемые результаты моделирования спроса. В статье предпринята попытка снизить неопределенность влияния пространственного фактора на рынке бытовой техники.

Спрос принято классифицировать по разным критериям, при этом по степени влияния на формирование спроса наиболее сильными по - прежнему считаются экономические факторы [18]. В нашем исследовании особое место отведено отложенному спросу. Именно экономические факторы влияли на формирование отложенного спроса домохозяйств на бытовую технику в 90-е годы. Рост благосостояния в начале XXI века определил устойчивый десятилетний рост, в результате которого люди стали «перенимать западную модель поведения» [19]. Снижение темпов роста реальных денежных доходов в 2008-2009гг. способствовало резкому падению объемов продаж крупной бытовой техники. А некоторое последующее восстановление темпов роста доходов позволило выделить новые тенденции, которые, возможно, появилась бы и раньше в крупных городах, но в силу возникшего кризиса, были не столь очевидны. Одна из них отражает возросшее у потребителя желание приобрести то, что «хотелось бы иметь», но не является насущным, важным для каждого домохозяйства, например, посудомоечные машины, хлебопечки, мультивар-ки, кофе-машины и др. Другая тенденция состоит в том, что товары длительного пользования - бытовая техника - перестали использоваться в до окончания срока службы товара или его поломки[19]. Так, во второй половине 2014г. на фоне сдержанного потребления 2013г. и высокой волатильности курса рубля, наблюдался повышенный спрос на бытовую технику, а в 2015г. наблюдалось резкое сокращение их продаж. Все эти тенденции активно обсуждались в трудах отечественных ученых. При этом в региональном разрезе особенности спроса на бытовую технику изучены слабо, что не позволяет сформировать целостной картины рынка как совокупности региональных рынков.

Целью данного исследования является раскрытие пространственного аспекта дифференциации спроса на рынке бытовых товаров с использованием методов моделирования благополучных экономически и депрессивных регионах.

Рынок потребительских товаров весьма неоднороден. Пространственная организация рынка потребительских товаров зависит от пространственно распределенного спроса, пространственно рассредоточенного предложения и пространственно развернутых каналов связи между ними. Рынок бытовых товаров, являясь частью рынка потребительских товаров , так же характеризуется неоднородностью. Спрос - это один из элементов, определяющих эту неоднородность. Начнем изучение спроса с крупногабаритной техники, например, холодильников. Рассмотрим объем спроса на холодильники и морозильники в 2014г. Данная группа товаров бытовой техники выбрана не случайно. Во-первых, по этой товарной группе имеется статистический матери-

ал, собираемый Федеральной службой государственной статистики. Во-вторах, холодильники относятся к наиболее необходимым и естественным бытовым приборам для домохозяйств, в отличие, например, от посудомоечных машин.

Как сказано ранее, 2014г. отличался как год с высоким всплеском продаж на рынке бытовой техники. На рисунке 1, видно, что в отдельных субъектах РФ наблюдался очень высокий спрос, тогда как имеются субъекты, в которых спрос в этом году упал почти в два раза (Кемеровская область). Размах вариации индекса физического оборота по группе холодильники и морозильники составил 117,9, а среднеквадратическое отклонение 17,9.

Рисунок 1 - Индекс физического объема розничной

продажи холодильников и морозильников в 2014г.

В ходе нашего исследования выделились две стратегии поведения домохозяйств в условиях действия факторов неопределенности: «купить впрок» или «отложить покупку». С целью детального изучения факторов, оказывающих влияние на спрос в региональном разрезе, совокупность рассматриваемых субъектов разделили на группы: субъекты с наиболее и наименее благоприятной социально-экономической ситуацией. В основе распределения регионов на группы мы использовали рейтинги, составленные Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг» по субъектам РФ в рамках 4 групп: показатели масштаба экономки; показатели эффективности экономики; показатели бюджетной сферы; показатели социальной сферы. Рейтинговый балл субъекта РФ по каждой группе показателей определялся как среднее арифметическое рейтинговых баллов всех входящих в группу показателей, а интегральный рейтинг субъекта РФ определялся как среднее геометрическое рейтинговых баллов всех анализируемых групп показателей [20]. В 2015г. в группу с наиболее благоприятной социально-экономической ситуацией вошли: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Московская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Тюменская область, Свердловская область, Республика Башкортостан. В другую группу вошли Республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия - Алания и Тыва, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Еврейская автономная область.

Как видно на рисунке 2, в 2001г. наблюдалось довольно существенное различие по наличию холодильников и морозильников в домохозяйствах между этими двумя группами, однако к 2014г. произошло некоторое сокращение различий. В целом между субъектами Российской Федерации размах вариации по товарной группе «холодильники и морозильники» (разница между наибольшим и нименьшим значением показателя) сократился с 47 до 36 единиц.

Проводимые нами ранее исследования отдельных региональных рынков позволили определить, что спрос на бытовую технику зависит от доходов населения, наличия бытовой техники, ее динамики в домохозяйствах

Дубовик Майя Валериановна, Тимирьянова Венера Маратовна жтсутч^ше

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА ... науки

и курса доллара, как показателя во многом определяющего индекс цен на данную группу товаров [12].

Рисунок 2 - Динамика числа единиц холодильников

2001 2002 2001 3004 200$ ММ 2001 200» 2Ш 2010 XI! 2012 201Î

—суйьспы с шнбопн 0:iEi] uii]ibL4 iHjii L : .ri " ::■:■:]! i JVJL _ii

—суОьОЛы с ши.чснсс U'jiju..-и:A :t ■ .[мн-.ю.'ч:-. toä сшуаинеА

С помощью модели множественной регрессии выявлена степень влияния этих факторы на формирование спроса на бытовую технику в выделенных двух группах регионов. Результаты расчетов, предусмотренные в пакете Econometric Views 8 (EVIEWS), представлены в таблице 1. В качестве исходных данных для расчета Индекса физического объема шзничной продажи холодильников и морозильников (11) использовались данные официальной статистики и рассчитанные на их основе показатели за период (i) с 2004 по 2015 год: реальные денежные доходы населения (D), размах вариации (разница между наименьшим и наибольшим значением за год) курса рубля к доллару (KD), наличие бытовой техники в домохозяйствах (N), и ее абсолютное изменение за предыдущий период (RN).

Таблица 1 - Результаты эконометрического моделирования индекса физического объема розничной продажи холодильников и морозильников

(место б рейтинге) (Prob.) Критерии оценки уравнений

г. Москва (1) J? = Î^OID;.! - ОД+ 1,497 (0,006) (0,063) R-squared=0,S3 Adj uste d R-square d = 0,7S9 Prob(F-statistLc)=0,000811

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (3) = 0.45Ц - 0Д18^Д_!. - 0,527/^_t + 113,3 (0:061) (0,057) (0,091) R-squared= 0,77 AdjustedR-squared= 0,66 Prob(F-statistic)=0,023

область(84) I? = -Q1637Ni_i + 171.92 (0,0007) R-squar e d = 0,74 AdjustedR-squared= 0,71 Prob(F-statistLc)=0 >00093

Республика Тыва (S5 — последнее) I? = -4.395JV;_i + + 585.91 (0,016) (0,034) R-squared= 0,54 AdjustedR-squared= 0,43 Prob(F-statistic)=0,043

Безусловно, помимо отмеченных факторов, на изменение продаж холодильников и морозильников могут оказывать влияние и другие факторы. В данном случае задачи выстроить наиболее точную модель не ставилось. Мы пытались определить, что же в первую очередь движет людьми: динамика доходов или необходимость. Полученные расчеты показали, что для субъектов, относящихся к группе с наиболее благоприятным социально-экономическим положением, наличие техники не так важно как изменение доходов и курс доллара. Если в домохозяйстве более, чем один холодильник, то решение о покупке нового принимается, исходя из желания и возможности обновить технику, купить более современную, престижную или мощную модель. Для этой групп от показателя «наличие техники» пришлось отказаться как незначимого. Однако для субъектов РФ, входящих в группу с наименее благоприятным социально-экономическим положением, именно «наличие техники» в прошлом оказывает значительное влияние на ее приобретение в настоящем. Важнейшей причиной такого спроса является поломка, выход из строя. Влияние показателей «реальный денежный доход» и «курс доллара» на индекс физического оборота холодильников Республики Тыва и Еврейского автономного округа меньше, чем показателя «наличие бытовой техники в домохозяйстве». По Республике Тыва влияние этих показателей в совокупности и по отдельности менее 15% (по R2). Поэтому доход и курс доллара при расчетах отбрасывались как несущественные.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что неравенство социально-экономических характеристик субъектов РФ оказывает влияние на стратегию и определяет динамику спроса домохозяйств на товары

бытовой техники. В субъектах с неблагоприятной социально-экономической обстановкой спрос тесно связан с предшествующим наличием техники в домохозяйствах. Несмотря на некоторое снижение уровня региональной дифференциации домохозяйств по обеспеченности бытовой техникой, в домохозяйствах сохраняются высокие риски ее усиления. Об этом сигнализирует довольно сильное расхождение в поведении домохозяйств в условиях неопределенности. Дальнейшее изучение спроса в региональном разрезе позволит выделить и другие стратегии поведения людей, что, в свою очередь, приблизит нас к большему пониманию рыночных механизмов, необходимому для обеспечения целостности и сбалансированности пространственно организованного рынка товаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кочергина А. Г. Потребительский спрос как фактор экономического роста: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.01/ Кочергина Анна Георгиевна. - М, 2005. - 28с.

2. Задоя А.А. Совокупный спрос как фактор и результат экономического роста // Научные труды ДонНТУ. Серия Экономическая. 2014. №1. С. 252-261.

3. Алексеев Н. Е., Ильченко С. М. Динамика развития спроса как фактора экономического развития // Омский научный вестник. 2013. №5(122). С. 56-59

4. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи / А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута; Учреждение Российской акад. наук Ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН. - М. : М-Студио, 2009. - 192 с.

5. Дворядкина Е. Б. Факторы спроса на локальном потребительском рынке товаров и услуг // Ивестия УрГЭУ, 2014. №1(51). С. 43-48.

6. Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Неравенство социально-экономического развития регионов и городов России 2000-х годов: рост или снижение? // Общественные науки и современность. 2013. №6. С.15-26

7. Дубовик М.В. Тенденции экономического неравенства в России // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 80-83.

8. Алипкерова Н.В. Динамика инвестиционно-сберегательной активности населения России // Народонаселение. 2015. №3. С.85-92

9. Галимова А.Ш., Сакаева Л.Р. Мотивы сберегательного поведения населения в период кризисной экономики // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 20. С. 79-82.

10. Отчет Мвидео [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reports2.equitystory.com/mvideo/annual/2015/ gb/English/pdf/mvideo_ar15_eng.pdf

11. Материалы СМИ// Пресслужба Минфин России [Электронный ресуср]. Режим доступа: http://minfin. ra/common/upload/library/2016/02/main/Materialy_ SMI_19.02.16.pdf

12. Дубовик М. В., Тимирьянова В. М. Анализ отложенного спроса потребителей на региональном рынке бытовой техники // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2016. №4(18).

13. Маркетинг: учебное пособие / Н.С.Олейник; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2013. - 164 с.

14. Gaoa Y., Rasoulib S., Timmermansb H., Wanga Y. Reasons for not buying a car: A probit-selection multinomial logit choice model // Procedia Environmental Sciences. 2014. № 22( 2014 ). рр. 414 - 422

15. Антохонова И.В. Потребительский спрос в переходной экономике: методология статистического исследования. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 199с.

16. Новосёлов А.С., Новосёлов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск:

Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.

17. Феоктистова Н.А. Локальный (местный) рынок как фрагментация экономического пространства: факторный подход: дисс....канд.экон. наук: 08.00.01/ Н.А. Феоктистова. -Иваново, 2005. -172с.

18. Кривошеева Т. М. Формирование спроса населения на товары и услуги в условиях различных механизмов функционирования экономики: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05/ Кривошеева Татьяна Михаиловна. - М, 2006. - 30с.

19. Воловиков С. А. Илларионова С. А Особенности российского рынка бытовой техники // Бизнес в законе. 2013. №2. С.174-175

20. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2015 года // ООО «Рейтинговое агентство РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2016. pdf

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Конкурс научных проектов, выполняемых молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации» (№ 16-36-50079)

Дубовик Майя Валериановна, Тимирьянова Венера Маратовна

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.