Научная статья на тему 'Пространственное развитие, структурное построение и особенности Санкт-Петербургской агломерации'

Пространственное развитие, структурное построение и особенности Санкт-Петербургской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
616
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТНЫЙ МОСТ / УРБАНИЗМ / АГЛОМЕРАЦИЯ / ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КАРКАС / TRANSIT BRIDGE / URBANISM / AGGLOMERATION / TRANSPORT AND INFRASTRUCTURE FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Усанов Б.П.

Пространственное развитие, структурное построение и особенности Санкт-Петербургской агломерации / Б.П. Усанов // Транспорт Российской Федерации. 2009. № 1 (20). С. 14. Смысл понятия «пространственное развитие» заключается в обозначении комплекса мер по гармонизации на территории разнонаправленных процессов и оптимизации происходящих изменений. Результатом этой работы стало построение принципиально-схематического модельного представления о пространственно-структурных особенностях, тенденциях и перспективах развития Санкт-Петербургской агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial development, structural construction and features of the St. Petersburg agglomeration

Spatial development, structural construction and features of the St. Petersburg agglomeration / B.P. Usanov // Transport of Russian Federation. 2009. № 1 (20). P. 14. The term "spatial development" means a complex of measures to harmonize the multi-directed processes and optimize the changes taking place in a certain territory. The result of this work has been formation of principle and scheme model presentation on spatial and structural features, trends and development perspectives for the St. Petersburg agglomeration.

Текст научной работы на тему «Пространственное развитие, структурное построение и особенности Санкт-Петербургской агломерации»

Пространственное развитие, структурное построение и особенности Санкт-Петербургской агломерации

Б. П. УСАНОВ, канд. техн. наук, профессор ГАСУ, советник губернатора Санкт-Петербурга, засл. строитель РФ

Россия переживает непростой период своей истории. С одной стороны, завершается «восстановительный период» экономики, с другой, вследствие встраивания в планетарные интеграционные процессы, она втянута в мировой финансовый кризис. Экономическая мощь государства теперь зависит не столько от валовых объемов производства и природных запасов, сколько от умения субъектов федерации управлять хозяйственными и финансовыми потоками на глобальном рынке.

Новое качество экономического роста требует опоры на новые структуры, например, в лице агентств регионального и инвестиционного развития. Их поддержка становится главным направлением политики регионального развития.

Однако в регионах эти новые структуры пока не достигают размеров и состава, соответствующих динамике глобальных социально-экономических процессов. В стране явно ощущается недостаток компетенции, обеспечивающей формирование таких структур; не определены требования к формированию современной среды производства и жизни; нет полноценных систем экологического аудита и аудита городской среды. И пока все внимание государства концентрируется на развитии отраслей, технологий и компаний, региональный аспект развития явно упускается из виду.

Участникам общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России «Территория 2020», состоявшегося в октябре прошлого года, были предоставлены материалы, подготовленные компанией «Бауман Инновейшн» при поддержке международных и российских партнеров — «Рейтинг российских регионов. Конкурентоспособность 2008». В документ вошли 38 регионов, в том числе 33, рейтинг которых в той или иной степени превосходит индекс конкурентоспособности для России в це-

лом (71-я позиция). В результате анализа показателей конкурентоспособности российские регионы распределились по следующим пяти группам:

• лидирующие регионы;

• относительно благополучные;

• средняя группа регионов;

• отстающие;

• проблемные регионы.

Национальный рейтинг возглавила

Новосибирская область, за ней следуют Республика Татарстан и Московская область. Интегрированные в международный рейтинг показатели конкурентоспособности этих регионов находятся: для Новосибирской области между 45-й и 46-й позициями (Кипр и Турция соответственно), для Республики Татарстан — между 46-й и 47-й позициями (Турция и Венгрия), для Московской области — между 49-й и 50-й позициями (Кувейт и Коста-Рика).

К группе лидирующих относятся четыре региона. Помимо тройки лидеров в группу входит Самарская область, 4-я позиция которой в национальном рейтинге соответствует положению между 50-м и 51-м местами (Коста-Рика и Саудовская Аравия) в международном рейтинге.

Группу относительно благополучных регионов формируют восемь регионов, в том числе и Санкт-Петербург (9, 55/56). Ленинградская область входит в среднюю группу регионов (16, 57/58). Оценку и анализ конкурентоспособности Москвы в национальном и меж-

дународном масштабе планируется провести позднее.

Анализ конкурентоспособности основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса директоров и первых лиц компаний. В России опрос был проведен среди порядка 4000 руководителей; в 127 странах, включенных в рейтинг, было опрошено более 11000 лидеров бизнеса. При составлении индекса конкурентоспособности результаты опроса были дополнены более 50 факторами из объема статистической отчетности.

Я убежден, что приведенные выше показатели далеко не случайны. В геоэкономическом отношении Россия сегодня едва ли может считаться великой державой. В стране насчитывается 1052 города и поселка городского типа, 152 тысячи сельских поселений, но лишь в 140 точках наблюдается экономический рост. Всего 12 субъектов Федерации из более чем восьми десятков производят 60% всей промышленной продукции России. Всего 24 компании обеспечивают 30% ВВП страны. Этого явно недостаточно, чтобы, с одной стороны, вывести российские регионы на мировой рынок в качестве важнейших узлов в системе товарных, финансовых, технологических, геоэкологических и культурных обменов, а с другой, закрепить за страной значимое место в этой глобальной системе.

Задача состоит в том, чтобы преодолеть ограниченность существующего на данный момент опыта и выйти на такое рассмотрение проблем пространственного развития в масштабах всей страны и ее места в различных макрорегионах мира, которое позволит раскрыть весь потенциал нового подхода к задачам управления развитием российской экономики. Необходимо наблюдать работу по пространственному развитию на всех ступенях, от страны

как целого до самой маленькой административной единицы — местного самоуправления.

Понятие «пространственное развитие» (spatial development) возникло на Западе в начале 70-х гг. прошлого века и сразу же приобрело достаточно широкий спектр значений. Между тем, ключевой его смысл заключается в обозначении комплекса мер по гармонизации на данной территории разнонаправленных процессов и оптимизации происходящих изменений.

Расчеты Всемирного банка показывают, что только из-за неэффективной пространственной организации Россия теряет 2-3% ВВП ежегодно. Для нашей нынешней ситуации характерна низкая эффективность использования средств, которые в последние годы все больше концентрируются в руках федерального центра и перераспределяются по территории страны. Средства, которые через налоговую систему берутся у регионов-доноров и переводятся дотационным регионам, в итоге не играют той роли, которую они должны исполнять. На практике это не только замедляет развитие первых, но и приводит если не к стагнации, то к чрезвычайно замедленному росту вторых.

Вот почему для обеспечения связности территорий в составе страны необходимо сформировать новый опорный каркас пространственной организации. У нас же пока многое в этом плане делается наоборот.

21 субъект Федерации и 5 федеральных округов России имеют самое непосредственное отношение к морехо-зяйственной деятельности. Весьма важное значение развития указанного направления подчеркивалось в обсуждавшейся на декабрьском заседании Морской коллегии при правительстве РФ «Стратегии развития морской деятельности до 2020 года и на более отдаленную перспективу», в ситуационном анализе проекта которой мне довелось принимать участие по приглашению председателя государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил», академика РАН А. Г. Гранберга. В «Стратегии» отводится едва ли не решающая роль регионам и субъектам Федерации. В то же время принятый федеральный закон о портах России даже не упоминает указанные административные единицы РФ.

Уникальное геополитическое положение Петербургского региона в развитии процесса интеграции российской транспортной системы в международ-

ную транспортную сеть ни для кого не представляет секрета. Он исторически является столбовым пунктом национального транзитного моста между европейским сообществом и бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, началом многих логистических цепочек российских транспортных коридоров. Но поищите эту ориентировку в «Стратегии транспортно-логис-тического комплекса Санкт-Петербурга», разработанной по заданию комитета транспортно-транзитной политики Правительства Санкт-Петербурга. Она там отсутствует. В то же время через Северо-Западный федеральный округ проходит порядка 46% всего экспортно-импортного объема грузов России. Финские компании все чаще задумываются о кооперации с российскими коллегами в развитии транспортных коридоров. Аналитический журнал «Транспорт» в сентябрьском номере за 2008 год, в статье «Склады требуют насыщения» вполне определенно акцентировал, что «Северо-Запад сделал ставку на складскую логистику», а не на транспортную. А ведь именно она и обеспечит дальнейшее повышение доли национального дохода от продажи транспортных услуг за счет сокращения продажи углеводородных ресурсов и поможет превзойти пресловутые 4% международного транзита через территорию России.

Что же касается собственно транзита, проблем смешанных перевозок, участия в их становлении субъектов Федерации, то Минтранс РФ уже более пяти лет не может внести на рассмотрение правительства проект соответствующего федерального закона. Вот и получается, что, по его же данным, по-прежнему до 100 млн тонн российских грузов ежегодно проходит через порты Финляндии, Украины и стран Балтии.

А возьмите проблемы геоэкологической политики. Санкт-Петербург в списке субъектов Федерации по этому направлению прописан в замыкающей, наиболее тревожной группе. Весьма печальными в плане экологии оказались для Невской губы результаты первого этапа намыва территории с западной стороны Васильевского острова, в том числе под новый морской пассажирский терминал, о чем мне уже приходилось писать вместе со своими коллегами в журнале «Транспорт Российской Федерации» (статья «Новый "удар" по Невской губе» в номерах 3, 4 и 5 за прошлый год).

Нетрудно заметить, что у всех вышеприведенных примеров есть одна общая

черта. Каждая из описанных ситуаций характеризуется не только вполне определенным выходом за пределы границ соответствующего субъекта федерации, но и достаточно заметным резонансным эффектом для соседних регионов. Сделаем это замечание определяющим в наших дальнейших размышлениях.

XXI столетие, предлагая нам динамичное развитие, не оставляет ни малейшей возможности топтаться на месте. Однако, стремясь в будущее, мы нередко оглядываемся в прошлое, ведь история помогает нам по достоинству оценить сегодняшний день и понять, что нас ждет в будущем.

История России начинается с создания ее коммуникационной сети — великой системы водных магистралей. Может быть, даже само образование Российского государства, его богатство и многонациональное население были связаны с торговым путем «из варяг в греки», который пересекал три крупные экономико-географические области, интегрируя их потенциал в экономику единого древнерусского государства.

Путь через Евразию стал величайшим географическим открытием Старого Света. Он был необходим всему человечеству, и России требовалось его освоить, пока она не вышла через Сибирь к Тихому океану. Так, по существу уже в канун петровской эпохи определилось значение России как моста между Европой и Америкой. В стране шел процесс неуклонного усиления товарно-денежных отношений и укрепления городов, постепенно складывался всероссийский рынок. И это едва ли не первая особенность исторического процесса формирования российской государственности.

Кроме того, неотъемлемой частью любой культурно-коммуникационной сети, ее непременным атрибутом является урбанизм. Россия, как государство, в значительно большей степени, чем другие, сложилась вокруг торговых городов. Урбанизация планеты прошла длинный исторический путь от первых поселений до грандиозных урбоареа-лов. Российские агломерации — также детище XX века. Ранее условий для их возникновения не возникало.

Есть лишь исключение: одновременно или несколько позже строительства Санкт-Петербурга создавались его спутники-резиденции (Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум, Павловск, Гатчина), крепости (Кронштадт), промышленные центры (Колпино, Сестрорецк). Созда-

вались дальние спутники, например, Лодейное Поле — колыбель Балтийского флота, Петрозаводск (бывшая Петровская слобода при железоделательном и пушечнолитейном заводе). Петербургская агломерация, возникшая задолго до агломерационной эры, выглядела необычным явлением в городском расселении Российской империи.

И, наконец, своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Своеобразие состоит также в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы требуют усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти и приводят в конечном итоге к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь, замедленное из-за деспотического режима развитие требует новых реформ, и все повторяется снова. Такие циклы становятся типологической особенностью исторического пути России.

Чтобы предпринятый анализ был достаточно полон, он должен базироваться не только на истории русского урбанизма и особого, как отклонение от обычного исторического порядка, пути развития России, но и на современных концептуальных представлениях о взаимосвязи развития структур расселения и территориальных межотраслевых транспортных систем. Для России с ее огромными территориями, неравномерным хозяйственным освоением, разной плотностью населения оптимально налаженная и эффективно действующая транспортная система всегда играла особую роль.

Одно из главных направлений перехода к такому согласованному развитию территориально сближенных регионов — создание транспортно-инф-раструктурного каркаса. Это, в первую очередь, взаимодействующие, наиболее значимые транспортные узлы и связывающие их транспортные коридоры, серьезное рассмотрение и исследование которых невозможно без всестороннего анализа расселения и другого наиболее значимого социально-экономического насыщения соответствующих территорий.

Прямым результатом этой работы стало построение принципиально-схематического модельного представления о пространственно-структурных особенностях, тенденциях и перспективах развития Санкт-Петербургской агломерации (рис. 1 и 2). В качестве ее ядра была идентифицирована цент-

ральная, с высокоплотной, почти сплошной застройкой часть Петербурга площадью 550 кв. км, с численностью населения свыше 4 млн чел. и средней плотностью населения почти 7300 чел./кв. км.

К ядру примыкает зона непосредственно прилегающих к нему поселений и межселенных территорий, зона поселений-спутников этого ядра, зона пригородов. Важнейшая часть этой зоны — I пояса поселений-спутников ядра — начинается от границ ядра и простирается (включительно): на западе — до Большой Ижоры, Кронштадта, Зеле-ногорска и Рощино; на юге — до Гатчины, Форносово, Тосно; на востоке — до Мги, Шлиссельбурга, поселка им. Морозова; на севере — до Агалаково и Леско-лово. Легко заметить, что только меньшая часть этого пояса входит в состав Санкт-Петербурга как субъекта РФ. Большая же часть располагается на территории Ленинградской области. Площадь пояса составляет 4.84 тыс. кв. км, население — 1150 тыс. чел., средняя плотность — 240 чел./кв. км.

Внешняя граница пояса практически совпадает с внешними границами лесопаркового защитного пояса Петербурга. В пределах пояса сосредоточено не менее 85% всех маятниковых поездок. Здесь расположено строительство крупных, комплексных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры Кольцевой дороги и Комплекса защитных сооружений города от наводнений, предусмотрено развитие существующих и формирование новых нежилых зон «Белоостровская», «Юго-Западная», «Красносельская», «Горело-во», «Шушары», «Пушкинская», «Метал-лострой», «Нева» и «Кирпичный завод».

В состав II пояса поселений-спутников ядра включаются северные территории Ломоносовского района, город Сосновый Бор, оставшаяся за пределами I пояса часть Всеволожского района, большая часть территории Гатчинского района, значительная часть территорий Тосненского и Кировского районов. Площадь II пояса — 6,2 тыс. кв. км, население — 220 тыс. чел., средняя плотность населения — 35 чел./кв. км. Это зона интенсивных цикличных рекреационных миграций, соответствующую долю которых в пределах указанных границ можно оценить в 75-80%.

Таким образом, Санкт-Петербургская агломерация — довольно масштабное, сложноустроенное, целостное территориальное образование; вторая по масштабам, значению и уровню развития в стране, но структурно еще только

вызревающая. Ее пространственная структура носит отчетливо моноцентрический характер, отличаясь резким преобладанием главного города-центра. Всего в пределах границ агломерации 63 городских населенных пункта и более 680 сельских населенных пунктов, 90 из которых категорируются как большие и крупные. Агломерация характеризуется устойчивыми и масштабными маятниковыми трудовыми миграциями.

Итак, агломерация — компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную систему многообразными связями. Фундаментальные свойства таких группировок — сближенность составляющих ее поселений и их взаимная дополняемость. Агломерации являются ключевыми формами современного расселения в большинстве стран мира. Их формирование знаменует урбанистический переход, произошедший в XX веке.

Но в нашей стране агломерации долго не являлись специальным объектом градостроительного проектирования, и лишь в последнее время появилось понимание их важности в перспективном устройстве страны и регионов.

Два процесса, совмещаясь, формируют агломерации. Первый стимулируется городом-центром, заинтересованным в развитии спутников как в средстве решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.). Второй осуществляется усилиями внешних субъектов — министерств, фирм, промыш-ленно-финансовых групп, стремящихся использовать для размещения подведомственных им объектов благоприятные условия окружающей город-центр территории. Именно первому присущ комплексный подход при устройстве территории, являющийся как бы территориальным началом.

Обращение крупного города к агломерации — естественный результат его саморазвития. 76 российских городов, которые в 1989 году (последняя перепись советского периода) насчитывали свыше 250 тыс. жителей, было принято считать ядрами потенциальных агломераций,

В результате «сдвига» населения к контактной зоне «суша-океан» опережающими темпами стал развиваться процесс приморской урбанизации. Вопрос создания городских агломераций в последнее время стал одним из

т*

Рис. 1. Зоны Санкт-Петербургской системы расселения:

1 — центральные районы С.-Петебурга; 2 — периферийные районы города; 3 — территории, подчиненные администрации С.-Петебурга; 4 — районы Ленинградской области, примыкающие к городу (Всеволожский, Тосненский, Гатчинский, Ломоносовский)

Москв*

Рис. 2. Санкт-Петербургская региональная система расселения:

1 — Санкт-Петербургская региональная система расселения ^=50 км); 2 — зона влияния Санкт-Петербургской региональной системы расселения (Ъ=150 км); 3 — формирующаяся Санкт-Петербургская региональная система расселения

самых актуальных и часто обсуждаемых.

Всплеск интереса к агломерациям обусловлен целым рядом причин. Во всем мире в основном он связан с особой ролью городов в современном обществе, и в первую очередь так называемых «глобальных городов».

Самое простое определение агломерации следующее. Это компактная пространственная совокупность поселений, объединенных производственными и культурными связями.

Главные преимущества агломерации — возможность всех жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы. В любом случае интерес к агломерациям — это интерес к поиску дополнительных возможностей развития вне рамок формальных административно-территориальных границ. В современных условиях агломерация дает возможности для повышения эффективности использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, повышения качества жизни.

В 2007 году Минрегион заявил, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России. Для обеспечения высоких темпов экономического роста страна обязана перейти к развитию инновационных технологий и постиндустриальному типу про-

изводства, а городские агломерации как раз являются средоточием этих процессов и источниками конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Переход к развитию в рамках агломерации — это не административный и даже не технологический процесс. Его не осуществить одним декретом, а в условиях давления одной из сторон агломерации вообще чахнут. Кроме того, развитие в рамках агломераций — это всегда согласование интересов.

Общих черт у российских и зарубежных агломераций, конечно же, больше, чем различий. И иностранный опыт нам необходим в полной мере. Наша особенность состоит в том, что мы учимся управлять агломерациями в ситуации депопуляции, когда их субъекты подозревают друг друга в намерении увести к себе дефицитные трудовые ресурсы.

Изучение зарубежного опыта позволяет сделать следующий вывод: основным инструментом управления агломерациями в развитых странах является организация сотрудничества между административными единицами, на территории которых агломерация расположена. Она осуществляется либо в форме делегирования части полномочий создаваемому межсубъектному органу управления, либо в форме координации принятия соответствующих решений, затрагивающих интересы сторон.

Литература:

1. Усанов Б. П. «Ногою твердой стать при море™». СПб.: Гуманистика. — 720 с. — 41 цв. ил.

2. Проект «Стратегия развития морской деятельности до 2020 года и на более отдаленную перспективу». Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации, ГНИУ «Совет по изучению производительных сил». Москва, 2008. — 60 с.

3. Усанов Б. П, Викторов С. В., Сухачева Л. Л. Новый "удар" по Невской губе // Транспорт Российской Федерации, 2008, № 3-4. — С. 70-74; № 5. — С. 60-63.

4. Лаппо Г. Городские агломерации СССР — России: особенности динамики в XX веке // Российское экспертное обозрение, № 4-5. — С. 6-9.

5. Усанов Б. П. Взаимодействие природно-технических систем — основа обеспечения устойчивого развития агломерации (на примере Санкт-Петербурга) // Эксплуатация морского транспорта, 2008, № 4. — С. 22-26.

6. Солодилов В. В. Транспортно-коммуника-ционная основа согласованного развития Москвы и Санкт-Петербурга. Аналитическая записка. Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2005. — 79 с.

7. Артоболевский С. С. Перспективы развития территорий, прилегающих к транспортным коридорам Москвы и Санкт-Петербурга. Аналитическая записка. Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2005. — 14 с.

8. Научно-исследовательская работа «Разработать предложения по координации генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области в системе долгосрочного и пятилетнего социально-экономического планирования» / Усанов Б. П. (руководитель темы). — ЛенНИИпроект, гос. рег. 81018440, инв. 0282.0078669, 1981. — 73 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.