Научная статья на тему 'Пространственное окружение провинциального купца'

Пространственное окружение провинциального купца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУПЕЧЕСТВО / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНЫЙ МИР / ИНТЕРЬЕР / БЫТ / MERCHANT CLASS / MATERIAL CULTURE / THE IN DETAIL-VALUABLE WORLD / INTERIOR / LIFE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галимова Лилия Надиповна

Исследованы культурно-бытовые процессы, происходившие в среде провинциального купечества. В качестве предметов обстановки в домах зажиточных купцов упоминаются различная домашняя мебель, утварь, что позволяет утверждать: для купцов интерьер в рассматриваемый период представлял определённую ценность. Опережая деревню по уровню социально-экономического развития, города, и прежде всего имущее сословие, первыми вырабатывали и воспринимали культурные формы, соответствующие более прогрессивному общественному укладу, и все это впоследствии было принято массами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL ENVIRONMENT OF THE PROVINCIAL MERCHANT

The cultural and community processes occurring in the environment of provincial merchant class are investigated. As conditions subjects in houses of prosperous merchants the various house furniture, utensils that allows to confirm are mentioned: for merchants the interior represented certain value to the considered period. Advancing village on level of social and economic development, a city, and first of all имущее the estate, the first developed and perceived the cultural forms corresponding to more progressive public way, and all it was accepted subsequently weights.

Текст научной работы на тему «Пространственное окружение провинциального купца»

УДК 323.328:008

Л.Н. ГАЛИМОВА

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО КУПЦА

Ключевые слова: купечество, материальная культура, предметно-ценностный мир, интерьер, быт.

Исследованы культурно-бытовые процессы, происходившие в среде провинциального купечества. В качестве предметов обстановки в домах зажиточных купцов упоминаются различная домашняя мебель, утварь, что позволяет утверждать: для купцов интерьер в рассматриваемый период представлял определённую ценность. Опережая деревню по уровню социально-экономического развития, города, и прежде всего имущее сословие, первыми вырабатывали и воспринимали культурные формы, соответствующие более прогрессивному общественному укладу, и все это впоследствии было принято массами.

L.N. GALIMOVA SPATIAL ENVIRONMENT OF THE PROVINCIAL MERCHANT

Key words: merchant class, material culture, the in detail-valuable world, interior, life.

The cultural and community processes occurring in the environment of provincial merchant class are investigated. As conditions subjects in houses of prosperous merchants the various house furniture, utensils that allows to confirm are mentioned: for merchants the interior represented certain value to the considered period. Advancing village on level of social and economic development, a city, and first of all имущее the estate, the first developed and perceived the cultural forms corresponding to more progressive public way, and all it was accepted subsequently weights.

Сведения о внутреннем убранстве, предметах обстановки купеческих домов можно найти в «описях» и «оценках», производившихся городской управой Симбирска на основании прошений купцов о представлении купеческих домовладений в залог по казенным поставкам и подрядам [1; 4; 14, л. 72], в отчётах о доходах и расходах опекунов над капиталами умерших купцов (по малолетству детей), сохранившихся в материалах Симбирского городского сиротского суда [5; 6, л. 26об.-29; 9; 10; 11; 12, л. 4-11; 13, л. 24-41 и др.]. Фрагментарные сведения того же рода встречаются в местных периодических изданиях. Например, объявление о продаже купеческого дома помимо информации о материале постройки дома (деревянный на каменном фундаменте) могло содержать сведения о внутренней обстановке: «...С мебелью из красного дерева, зеркалами, большим трюмо со всяческими большими лампами о восьми и шести ножках» [16; 17].

Стены купеческого дома внутри штукатурились и затем отделывались тремя основными способами: окраской масляными красками, оклейкой обоями или шпалерами (т.е. обивочной тканью), побелкой. В описании одного купеческого деревянного на каменном фундаменте флигеля нам встретилось выражение: «внутри промазан глиною с обоями» [3, л. 2-5]. Потолки штукатурились алебастром и белились. Использовались «бордюры», отделявшие зрительно оформление стены от потолка. Иногда потолки украшались лепниной.

Сводчатые потолки встречались нечасто, обычно в «кладовых» и подвальных помещениях.

Отделка обоями и окраска стен могли сочетаться в одном доме («Стены и потолок оштукатурены, стены в пяти комнатах оклеены обоями, а в трех комнатах выкрашены масляной краской»). В одном описании дома симбирского купца в Самаре нам встретилось указание на то, что стены оклеены «недорогими обоями».

В описании дома К.И. Юргенса по Московской улице в Симбирске отделка стен описана следующим образом: «...Дом снаружи и внутри вместе с потолками оштукатурены алебастром, во всех комнатах вместо обоев стены окрашены масляной разных цветов краскою с узорчатыми алебастровыми карнизами, ниже которых поля стен тоже окрашены другими масляными красками разнообразными цвета, над которыми проведены бордюры разных видов» [3, л. 2-5].

Двери в описаниях встречаются «столярной работы» «створчатые» с «внутренними замками» и «однополотные, плотничные, решетчатые». Двери красились масляной краской.

В числе движимого имущества в большинстве случаев упоминаются и умывальники, большое количество различных столов и стульев, а также постельное белье [13, л. 49-56].

Как правило, в домах зажиточных купцов в качестве предметов обстановки упоминаются мягкая мебель, многочисленные стулья, табуретки, кресла, зеркала разной формы и в разных оправах («в рамках красного дерева», «орехового дерева»), «подзеркальники», «туалеты», «тумбы», буфеты, комоды, «гардеробы», «шкафчики», шкафы-этажерки, «кушетки» [11, л. 5-14]. Имелись разнообразные столы: обеденные (как правило, раздвижные), «письменные», «рабочие», ломберные (для игры в карты) и «чайные столики». Модными были столы овальной формы.

Поскольку купцы имели дело с бумагами, вели переписку, принадлежностью письменного стола были массивные стеклянные чернильницы или целые письменные приборы. Например, у купца Балакирщикова на столе стояла медная чернильница «с мраморною под ней доскою и медными колокольчиками» [11, л. 5-14]. В кабинете А.П. Кирпичникова на столе стояли «две чернильницы и песочница с бронзовыми крышками на мраморной доске, одна стеклянная чернильница» [12, л. 4-7].

Спали в купеческих домах, насколько позволяет судить изученный материал, только на кроватях. Ни в одном документе нам не встретилось упоминаний о таких традиционных местах сна, как полати, пол, лавки и проч. Зато упоминаются несколько вариантов кроватей: односпальные и двуспальные; обычные и «складные»; деревянные и железные; «простые из соснового дерева» и «деревянные оклеены орехом»; предназначенные для взрослых и «детские». Документы содержат много упоминаний о разнообразном постельном белье. С одной стороны, это свидетельствует о его широком бытовании в купеческой среде, с другой - позволяет утверждать, что даже для купцов постельное бельё в рассматриваемый период представляло определённую ценность.

Во многих домах в числе мебели имелись ширмы. Их использовали для того, чтобы можно было переодеться, а также для того, чтобы свет не падал в глаза, если хотелось вздремнуть днём. По существу, ширма дополняла внутреннее функциональное членение жилища.

Многие из перечисленных предметов обстановки были сделаны из дерева ценных пород: карельская береза, красное дерево, орех, ильмовое дерево, липа. Встречалась и имитация: деревянная мебель, окрашенная «под дуб», «под орех». Более дорогим способом имитации являлась оклейка массива дерева шпоном более ценной породы (например «орехом»). Некоторую мебель обивали клеёнкой («диван обит клеенкой»).

В качестве примера домашней обстановки богатого купеческого дома можно привести перечень движимого имущества симбирского купца Бала-кирщикова. Перечень включает 90 наименований, в числе которых одежда, постельное белье, различные столовые приборы и мебель, представленная следующими предметами: «шкаф-этажерка», «кухонный стол со шкафом», «липовый буфет со съемными четырьмя фанерчатыми дверкам, цвета под орех», «липовый стол (обеденный) раздвижной на точных ножках», «стол из красного дерева», «умывальник с мраморной доской», «стол под орех с резными ножками», «тумба ночная липовая», «кровати односпальные складные», большое количество различных столов и стульев, в числе которых отдельно выделены «венские стулья» и «стулья с плюшевыми сиденьями».

Мебель, предназначенная для кухни, в купеческих домах была попроще. На кухне ставились столы и шкафы, вешались полки только из простого дерева. Из этого обстоятельства можно видеть, что качественная мебель, предназначенная для комнат (напоказ), достаточно высоко ценилась.

На время еды столы покрывали скатертями, а присутствующим за обедом полагались салфетки. Судя по некоторым упоминаниям, для глажения белья кое-где продолжали использоваться «катки» из соснового дерева.

Столовые наборы различались в зависимости от достатка купца. У наиболее обеспеченных в большом количестве имелись предметы из пробиро-ванного серебра, просто серебряные или с позолотой, чернением: ложки, вилки, молочники, кофейники, чайники, чайные «сетки» (ситечки), сахарницы, подносы, блюдца, «бокалы», кружки, стаканы и др. Но встречались и предметы из простого металла, обычно в варианте так называемого «аплике». Этим термином обозначались вещи из железа, густо посеребренные или покрытые серебряным листом [15, с. 19]. В число необходимых столовых предметов обязательно входил чайный набор из фарфоровых чашек. Столовые тарелки были тоже фарфоровыми или фаянсовыми. Широкое распространение среди купечества имели хрустальные рюмки, бокалы, фужеры, «стаканчики» для вина, водки, соков, прохладительных напитков [5; 6, л. 26об.-29; 9; 10; 11; 12, л. 4-11; 13, л. 24-41 и др.].

Согласно описям, в домах имелась и деревянная посуда, но, судя по всему, кухонного назначения. Из другой кухонной утвари упоминаются кастрюли разной величины, котелки.

Обязательным атрибутом любого купеческого дома были часы: «столовые под стеклянным колпаком», «часы стоячие», «часы стенные», «часы висячие», «будильник», и др. Очень много часов разной формы, материала и производства (французские, американские, германские, «венские») попали в опись имущества умершего купца Н.С. Юдина (собственный дом по Московской улице, на углу Смоленского переулка) [5; 6, л. 26об.-29; 9; 10; 11; 12, л. 4-11; 13, л. 24-41 и др.]. По материалу, из которого сделаны корпуса, отмечены часы чугунные, железные, бронзовые, «серебряные на колоколе», «фарфоровые с вазой», «маленькие перламутровые с Наполеоном» и, разумеется, несколько версий часов «в деревянном футляре». Серебряные и золотые корпуса использовались для часов, которые носили с собой («часы золотые открытые дамские», «часы карманные серебряные»). Карманные часы тоже могли быть в некоторых случаях элементом интерьера. Записи о часах в жилище купца Н.С. Юдина снабжены уточнениями: «с боем, с черепахой», «четырехугольные старинные», «деревянные с календарем», «деревянные без боя с петухом», «часы стенные, с барометром без боя», «недельные под футляром», «годовые часы», «каретные без боя», «без боя с кукушкой», «часы стоячие деревянные с каруселями», «часы висячие с карманным механизмом» и др.

Наряду с часами популярностью пользовались барометры «для измерения атмосферного давления». Следить за состоянием погоды считалось признаком культурности.

В интерьер купеческих домов часто входили картины (акварель, масло и др.). Какой-либо направленности в подборе их сюжетов не просматривается. Это могли быть картины мифологического, исторического, религиозного содержания (например, «Клеопатра», «Св. Антоний», «изображение Мадонны», «Успение Божьей Матери», «Иоанн Креститель», «Раввин у Кладезя»), пейзажная живопись (в том числе городская, как, например, «изображение Казани»), натюрморты («натюрморт на холсте», «изображение фруктов»), портреты («Картина масляная изображение нищего», «Молдаванка с тамбурином»). Не часто, но встречаются упоминания картин официозно-патриотической направленно-

сти, как, например, «поясной портрет государя Николая I», портрет императора Александра III (в раме «из золотого багета» длиной 1 аршин и шириной % аршина1), портрет императора Николая II («в раме из золоченного багета с коронкой вверху, рама мерою в длину 1 арш., б верш., ширину 1 арш., 1 верш.») [б, л. 12].

Было принято обрамлять картины золочеными деревянными рамами («багетом»). Акварели помещались под стекло.

Кроме картин на стены вешались фотографии («фотографические картинки»), обычно в рамках «чёрного багета», «олеографические2 картинки», «картины, отпечатанные масляными красками», «в рамках из разного багета» [б, л. 12]. Попадаются в описаниях и некоторые оригинальные изобразительные решения такие, как, например, «картина, вышитая шерстью».

Обязательным элементом оформления жилища были иконы, хотя роль их у купеческого сословия явно была меньше, чем в организации жилища крестьян или мещан. Это происходило потому, что красный угол, игравший столь значительную роль в организации традиционного русского жилища, в сложно дифференцированном жилище купцов утрачивал своё превалирующее значение. Иконы и другие предметы культа упоминаются в описях купеческого имущества наряду с другими ценными вещами. Например, в доме Маке имелись «Два образа Спасителя и Божьей Матери в серебряных ризах, каждый длиною б верш., шириною б верш. Образ Николая Чудотворца серебряный вызолоченный с тремя камнями в венце зеленного цвета, греческой работы, длиною б, а шириною б верш. Образ Распятия Господня с ликами, на верху Господа Вседержителя Божьей Матери и других Святых в серебряной ризе 9 вершков ширины и длины. Крест польского серебра на пьедестале, Распятие Спасителя вызолоченное», а также несколько картин религиозного содержания [13, л. 8боб.-9боб.]. В доме (квартире) купца Н.С. Юдина в опись включена единственная «Икона Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе» [б, л. 2б-29]. В доме И.С. Балакирщикова (Ново-Казанская ул.) согласно описи 11 апреля 188бг. были представлены: икона «Николая Чудотворца в ореховой рамке без ризы», икона «Спасителя в серебряной ризе без пробы», «Образ Воскресения Христа в киоте серебряной ризе 84-й пробы», «Лампадка к образу воскресения Христова, серебряная 84-й пробы», «Образ Владимирской Божьей Матери в серебряной вызолоченной окладе с венчиком, бархатная риза с жемчугом и простыми камнями в киоте», «Образ Божьей Матери Голубецкой в серебряной ризе без пробы с венчиком позолоченным», «Образ Божьей Матери в серебряной ризе с венчиком», «Образ Смоленской Божьей Матери в серебряном венце» [11, л. б-14].

Для выставления икон использовались «кивоты» («киоты»). В доме И.С. Балакирщикова, например, имелся «деревянный большой для ставки в него икон, шестиместный липового дерева с шестью стеклами» и несколько киотов поменьше.

В доме симбирского купца А.П. Кирпичникова (на Дворцовой улице) по сведениям 188б г. основная часть икон (пять икон в серебряных вызолоченных ризах) размещалась в «чайной гостиной комнате». Для их хранения имелся «Киот для окон с шкафом внизу, оклеенный ясеневым деревом». Ещё шесть икон находились «в разных комнатах», «все в серебряных вызолоченных ризах». В той же чайной гостиной, кроме икон, на стенах висели «пятнадцать картин разных в [...] рамах» [12, л. 4-7].

1 Аршин равен 16 вершкам и составляет 71,12 см.

2 Олеография - цветные литографических подражаний картинам, написанным масляными красками.

Наряду с мебелью в описях купеческого имущества фигурируют шкатулки и сундуки, предназначенные для хранения разного имущества. Судя по всему, сундуки рассматривались как устаревшая утварь. Старинный их вид иногда оговаривается переписчиками. В числе имущества И. С. Балакирщикова, согласно описи 11 апреля 1885 г., имелись «сундук большой окованный, 8-и четвертей», «сундук малый деревянный 5-ти четвертей»; «два сундука вчетверо, крашены голубой краской и обиты железом», «три сундука маленьких, простых деревянных, угольники коих обиты железом» [11, л. 5-14].

Заметно стремление к озеленению жилища. Среди имущества И. С. Балакирщикова значатся «ваза для ставки живых цветов матового стекла», «две банки цветов "Фикус”», «одна банка цветов „Фикус Еластик”», «одна банка цветов „Леандра”», «одна банка цветов „Большой розан”», «две банки цветов „Леандра” и „Клен”».

Полы в купеческом жилище чаще всего делались из качественных досок и красились масляной краской. Как исключение встречались и некрашенные полы (например, «полы из соснового леса не крашенные» - в описании дома купца С.Н. Хапкова) [8, л. 17-20]. Есть несколько упоминаний о каменных полах (например, в каменном двухэтажном доме К.И. Юргенса) [3, л. 2-5]. Паркетные полы, по известным нам описаниям, представляли собой довольно редкое явление (например, в описании владений И.О. Буско однажды встречается выражение: «в двух комнатах полы под паркет, а прочие окрашены масляной краской»). В комнатах на полы стелили ковры («ковёр гостиный парусный», «ковёр персидский») и половики (последние измерялись аршинами).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что провинциальный купец представлял собой авангард культурных наваций в обществе, доказывая этот факт проявлениями своего духовного мира, предметно-ценностным окружением.

Литература

1. Государственный архив Ульяновской области (далее ГАУО). Ф. 137. Оп. 4. Д. 51.

2. ГАУО. Ф 137. Оп 4. Ед х . 1

3. ГАУО. Ф 137. Оп 40. Ед. хр. 397

4. ГАУО. Ф 137. Оп 40. Ед. хр. 492

5. ГАУО. Ф 174. Оп 1. Ед хр. 1310

6. ГАУО. Ф 174. Оп 1. Ед хр. 1559

7. ГАУО. Ф 174. Оп 1. Ед хр. 19.

8. ГАУО. Ф 174. Оп 1. Ед хр. 371.

9. ГАУО. Ф 174. Оп 1. Ед хр. 383.

10. ГАУО. Ф. 174. Оп. 1. Ед. хр. 437.

11. ГАУО. Ф. 174. Оп. 1. Ед. хр. 770.

12. ГАУО. Ф. 174. Оп. 1. Ед. хр. 824.

13. ГАУО. Ф. 174. Оп. 1. Ед. хр. 83.

14. ГАУО. Ф. 33. Оп. 2. Ед. хр. 135.

15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, М., 1989.

16. СГВ. 1853. № 31

17. СГВ. 1853. № 47.

ГАЛИМОВА ЛИЛИЯ НАДИПОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, Ульяновск (galina_200475@mail.ru).

GALIMOVA LILIYA NADIPOVNA - candidate of historical sciences, assistant professor of Human, Social and Economic Sciences Department, Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.