Научная статья на тему 'Пространственно-исторические особенности формирования имущественно-территориальной инфраструктуры закрытого административно-территориального образования'

Пространственно-исторические особенности формирования имущественно-территориальной инфраструктуры закрытого административно-территориального образования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
471
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВКА ГОРОДОВ / ОБУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ С УЧЕТОМ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ / ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДОВ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ / ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ / ТЕОТНУАКАН В МЕКСИКЕ / ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА РАННЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ / ПОСТРОЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ И РЕНЕСАНСОВСКИХ АНСАМБЛЕЙ / CITY PLANNING / DEVELOPMENT AREAS / BASED ON NATURAL CONDITIONS / LAND PLANNING CITIES IN SOUTH AMERICA / PRE-COLUMBIAN AMERICA / TEOTWAKI IN MEXICO / THE ARCHITECTURAL APPEARANCE OF EARLY AND MEDIEVAL EUROPE / BUILD MEDIEVAL AND RENESANSOWYCH ENSEMBLES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кухтин Петр Викторович, Сухарев Артем Олегович

Градостроительные особенности формирования современной инфраструктуры административно-территориальных образований, исторические особенности формирования планировки и застройки поселений, особенности планировки в Древней Греции при планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и подчёркивалось значение агоры и акрополя (мест сосредоточения политической и религиозной жизни) как композиционных центров городов; особенности доколумбовой эпохи планировки и застройки поселений. В средневековых западноевропейских городах на территории, опоясанной мощными крепостными стенами, складывалась сеть кривых и узких улиц вокруг замка, собора или торговой площади. Жилые районы, выросшие за пределами городских стен, окружались новым поясом укреплений. Вдоль или на месте прежних стен образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами, идущими от центра к воротам городских укреплений, определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Большинство средневековых городов Европы первоначально было лишено всякого благоустройства. В русских городах большое градоформирующее значение имели кремли («детинцы»). В отличие от западно-европейских замков укрепленных жилищ феодалов, русские кремли, гораздо более обширные (например, наиболее древний новгородский кремль занимает площадь 10,5 га, в то время как Тауэр в Лондоне около 4 га, замок Сфорца в Милане около 2 га), были административно-политическими и религиозными центрами городов, где, кроме хором феодалов и высшего духовенства, размещались главные соборы, приказы, склады оружия и продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кухтин Петр Викторович, Сухарев Артем Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial-historical peculiarities of formation of property and territorial infrastructure of the closed administrative-territorial formation

The urban features of the formation of the modern infrastructure of the administrative-territorial formations, historical features of the formation of the planning and building of settlements, the plan particulars in Ancient Greece when planning cities were well taken into account local environmental conditions and stressing the importance of the Agora and the Acropolis (the places of concentration of political and religious life) as composite centres; features pre-Columbian planning and building of settlements. In medieval Western European cities in the territory, surrounded by powerful walls, there was a network of curves and narrow streets around the castle, Cathedral and shopping area. Residential areas, who grew up outside the city walls, was surrounded by a new belt of fortifications. Along or on the site of the former walls formed ring street, which in combination with the radial streets, going from the centre to the gate of the city fortifications, determined the formation of the characteristic radial-circular (less fan) patterns of cities. Most medieval cities of Europe was originally devoid of any accomplishment. In Russian cities big city landmark was the Kremlins ("detintsa"). Unlike Western European castles fortified dwellings of lords, Russian Kremlins, a much more comprehensive (for example, most ancient Novgorod Kremlin covers an area of 10.5 hectares, while the tower of London is about 4 ha, Sforza castle in Milan is about 2 ha)were administrative-political and religious centres of the cities, where, in addition to the chorus of lords and the higher clergy, were located the main cathedrals, orders, warehouses weapons and food.

Текст научной работы на тему «Пространственно-исторические особенности формирования имущественно-территориальной инфраструктуры закрытого административно-территориального образования»

УДК 333 Р:378(075.8):330.8

Кухтин Петр Викторович

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва 1

Доцент, докторант кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: uzr777@mail.ru

Сухарев Артем Олегович

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Аспирант 3 года обучения кафедры «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: uzr777@mail.ru

Пространственно-исторические особенности формирования имущественно-территориальной инфраструктуры закрытого административно-территориального образования

Аннотация. Градостроительные особенности формирования современной инфраструктуры административно-территориальных образований, исторические особенности формирования планировки и застройки поселений, особенности планировки в Древней Греции при планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и подчёркивалось значение агоры и акрополя (мест сосредоточения политической и религиозной жизни) как композиционных центров городов; особенности доколумбовой эпохи планировки и застройки поселений. В средневековых западноевропейских городах на территории, опоясанной мощными крепостными стенами, складывалась сеть кривых и узких улиц вокруг замка, собора или торговой площади. Жилые районы, выросшие за пределами городских стен, окружались новым поясом укреплений. Вдоль или на месте прежних стен образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами, идущими от центра к воротам городских укреплений, определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Большинство средневековых городов Европы первоначально было лишено всякого благоустройства. В русских городах большое градоформирующее значение имели кремли («детинцы»). В отличие от западно-европейских замков — укрепленных жилищ феодалов, русские кремли, гораздо более обширные (например, наиболее древний новгородский кремль занимает площадь 10,5 га, в то время как Тауэр в Лондоне — около 4 га, замок Сфорца в Милане — около 2 га), были административно-политическими и религиозными центрами городов, где, кроме хором феодалов и высшего духовенства, размещались главные соборы, приказы, склады оружия и продовольствия.

Ключевые слова: планировка городов; обустройство территорий с учетом природных условий; планировка территорий городов в южной Америке; доколумбовой Америки; Теотнуакан в Мексике; формирование архитектурного облика ранней и средневековой Европы. Построение средневековых и ренесансовских ансамблей.

Идентификационный номер статьи в журнале 139ЕУЫ414

1 129301, Москва, ул. Касаткина, дом 17. 1

Среди основных факторов в ходе реорганизации инфраструктуры ЗАТО на первый план сегодня выходят проблемы градостроения в контексте особенностей современного урбанизма.

XX век передал в наследство XXI проблему гиперурбанизации как болезнь диспропорционального роста больших городов. И уже к концу прошлого века слово «мегалополис», совсем недавно перед тем зазвучавшее в нашем языке стало из притягательного пугающим, а мечтой представителей среднего класса стал одноэтажный коттедж с придорожной лужайкой в чистом и спокойном пригороде, а не фешенебельная квартира на задымленной и небезопасной Central avenue. В настоящее время одной из самых больных проблем, непомерно быстро растущих крупных городов является слабость городской инфраструктуры. От этой болезни не избавлены даже самые богатые и благополучные города мира, как например Токио, Москва же в этом плане стоит скорее ближе к Мехико.

Так что же говорить о российской глубинке, когда современной городской инфраструктурой у нас кое-как себя обеспечивает только единственный российский «мегалополис», в котором единовременно «крутятся» по большинству экспертных оценок порядка 80% всех финансовых ресурсов страны. Ближнее Подмосковье, в последние 5-7 лет, закрепившие за собой негласный титул «центра торговых центров» в этом контексте, на мой взгляд (скажем по сопоставлению уровня городской инфраструктуры, внешнего вида городских улиц и количеств новых иномарок на душу населения) вполне может быть, в том числе и по своей архитектуре, признаны «бедными городами богатых людей».

Однако для того чтобы более полно понять то, как проецируются общемировые проблемы на наши местечковые реалии, обернемся еще раз и всмотримся в определение ключевых понятий данного дискурса.

Вот как раскрывается понятие «урбанизм», которым мы будем далее в феноменологических целях оперировать, в последней Большой Советской Энциклопедии 198688гг. издания. «Урбанизм (франц. urbanisme, от лат. urbanus - городской, urbs - город), направление в градостроительстве 20 в., представители которого утверждали идею о главенствующей и, безусловно, позитивной роли городов в современной цивилизации и в связи с этим уделяли основное внимание проектной разработке максимально укрупнённых градостроительных структур, рассчитанных на значительную концентрацию населения. Основополагающее значение для становления теории У., особенно интенсивно развивавшейся в 1920-е гг., имела деятельность Ле Корбюзье (Le Corbusier). В 1920-е гг. идеи У. оказали значительное влияние и на некоторых советских зодчих (Н. А. Ладовского и др.). Нередко понятие У. используется и как синоним градостроительства в целом».

Первые попытки внести определенный порядок в застройку и планировку поселений относятся к середине 3-го — началу 2-го тыс. до н. э. Города древней цивилизации в долине р. Инд (2500—1500 до н. э.) Мохенджо-Даро и Хараппа имели прямоугольную сеть улиц и благоустройство. В Древнем Египте, Двуречье и других районах древнего мира при строительстве городов применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имущественному признаку (город Кахун в Древнем Египте, начало 2-го тыс. до н. э.), выделялась главная улица (дорога процессий богини Иштар в Вавилоне, 7—6 вв. до н. э.), создавались простейшие системы водопровода и канализации. В книге «Чжоу ли» (3 в. до н. э.) есть сведения о городах Китая 11—3 вв. до н. э.; указано, что столичный г. Лои (Лоян) был квадратным в плане, девять широтных и девять меридиональных улиц делили его на кварталы, а в центре города находился дворец правителя.

В Древней Греции при планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и подчёркивалось значение агоры и акрополя (мест сосредоточения политической и религиозной жизни) как композиционных центров городов; возникшие, вероятно, на Востоке приёмы регулярной планировки городов сложились в стройную градостроительную систему (т.

н. «гипподамова», см. Греция Древняя), которая получила широкое распространение в эпоху эллинизма, лишившись, однако, своей демократической направленности. В городах Древнего Рима регулярная планировка стала господствующей (города Помпеи, Медиаланум, Капуя, Остия, Равенна и др.). Римляне создавали крупные системы водоснабжения и канализации, мостили и озеленяли улицы. Зарождается теория градостроения, так еще в трудах Витрувия (1 в. до н. э.) были сформулированы ключевые вопросы греко-эллинистической и римской теории градостроения и архитектуры.

По определённому плану создавались культурные центры в древних индейских государствах доколумбовой Америки (архитектурный комплекс Теотнуакан в Мексике, 2 в. до н. э. —9 в. н. э.). Примерно в 5—12 вв. н. э. в Индии был создан трактат «Шилпашастра», служивший руководством и при строительстве городов. Уже в государствах древнего мира выдающиеся по архитектурно-художественным качествам ансамбли символизировали незыблемость господства правящих классов.

В средневековых западноевропейских городах на территории, опоясанной мощными крепостными стенами, складывалась сеть кривых и узких улиц вокруг замка, собора или торговой площади. Жилые районы, выросшие за пределами городских стен, окружались новым поясом укреплений. Вдоль или на месте прежних стен образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами, идущими от центра к воротам городских укреплений, определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов. Большинство средневековых городов Европы первоначально было лишено всякого благоустройства. Ограниченность территории, защищенной городскими укреплениями, приводила к высокой плотности застройки города многоэтажными жилыми и общественными зданиями.

В русских городах большое градоформирующее значение имели кремли («детинцы»). В отличие от западно-европейских замков — укрепленных жилищ феодалов, русские кремли, гораздо более обширные (например, наиболее древний новгородский кремль занимает площадь 10,5 га, в то время как Тауэр в Лондоне — около 4 га, замок Сфорца в Милане — около 2 га), были административно-политическими и религиозными центрами городов, где, кроме хором феодалов и высшего духовенства, размещались главные соборы, приказы, склады оружия и продовольствия.

Строительство кремлей (а также монастырских комплексов, игравших важную роль в структуре древнерусских городов) получило в России особенно широкий размах в 15—17 вв., в период становления централизованного государства; кремли, имея большое оборонительное значение, кроме того, определили планировочную основу центров многих русских городов (Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода и др.). В Китае в средневековый период в застройке многих городов применялась регулярная планировка; регулярный план имели крупные дворцовые комплексы (ансамбль т. н. пекинской оси в Пекине, 15—16 вв.). В др. странах Востока в средневековый период наряду со свободной планировкой (например, Фатихпур-Сикри в Индии, создан между 1569—84) также использовалась регулярная планировка (например, Джайпур в Индии, основан в 1728).

В Западной Европе в эпоху Возрождения новые экономия, требования и условия общественной жизни привели к попыткам упорядочения застройки городов. Архитекторы Возрождения разрабатывали новые приёмы построения ансамблей площадей (ансамбль площади Капитолия в Риме, с 1546, архитектор Микеланджело). Развивалась теория архитектуры и Г. (трактаты Л. Б. Альберти, Палладио), разрабатывались проекты т. н. идеальных городов (В. Скамоцци и др.), в которых учитывались не только задачи обороны, ремесла и торговли, но и повседневные удобства жизни горожан. На практике было сделано сравнительно мало. В Центральной и Южной Америке после испанского завоевания города, возникавшие в колониях — Мексике, Перу и др., — застраивались согласно «Законам для

Индий», установленным испанским императором в 1523 (прямоугольная сеть улиц, в центре города — главная площадь с собором и административными зданиями)2.

Сосредоточение политической власти и крупных материальных ресурсов в руках абсолютных монархов в ряде стран Европы в 17—18 вв., а также превращение папского Рима в столицу абсолютистского государства (см. Папская область) и центр европейской феодально-католической культуры позволили развернуть большие по масштабам градостроительные работы, создать крупные архитектурные ансамбли, призванные олицетворять силу и величие власти королей и католической церкви. В городах получают распространение парадные приёмы планировки и застройки (ансамбль площади св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро) в Риме, 1657—63, архитектор Л. Бернини): в планировке городских и дворцовых ансамблей применяется лучевое расположение улиц (Версаль; Пьяцца дель Пополо в Риме).

В градостроении 18 —1-й трети 19 вв. сложились новые приёмы построения городских ансамблей, основанные на идее красоты больших архитектурно организованных пространств, в которых органично сочетаются городская застройка и элементы природы. В отличие от замкнутых парадных площадей 17 в., площадь приобретает «открытый» характер, получает пространственное сочетание с улицей, набережной (площадь Людовика XV, ныне площадь Согласия, в Париже, 1753—75, архитектор Ж. А. Габриель). В США и ряде др. неевропейских стран большинство городов застраивалось на основе однообразной прямоугольной сетки улиц, образующей мелкие близкие по размерам кварталы.

После реформ Петра I большой размах получило русских городов. Началось строительство Петербурга (основан в 1703); были построены Петрозаводск, Нижний Тагил, позднее — Екатеринбург, Екатеринослав, Одесса, (ныне Днепропетровск), Севастополь и др. Быстро развивались Архангельск, Воронеж, Тула. Новые города строились по регулярным планам. На протяжении 2-й половины 18 — 1-й половины 19 вв. на основе специально разработанных генеральных планов были перестроены Тверь, Ярославль, Кострома, Псков, Калуга, Полтава и многие др. города. Русские градостроители отличалось многообразием приёмов регулярной планировки городов, пространственной взаимосвязью и художественным единством архитектурных ансамблей, в которых обычно старая застройка гармонично сочеталась с новой.

В Петербурге, Ярославле и др. городах применялась лучевая система улиц, которые являлись основой всей планировочной композиции и были направлены к центральному ядру города. Но наряду с парадными центрами росли и убогие, неблагоустроенные городские окраины, где ютилась городская беднота. Наиболее выдающийся пример русского градостроительства — Петербург, где к 1830-м гг. была создана стройная система обширных пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей центра. В развитии русского градостроения большую роль сыграло творчество выдающихся русских зодчих М. Г. Земцова, И. К. Коробова, П. М. Еропкина, А. И. Квасова, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, К. И. Росси, О. И. Бове, В. П. Стасова и др. Новое развитие систем пространств, построения архитектурных ансамблей, громадные масштабы перепланировки и застройки рус. городов имеют мало аналогий в предшествующей истории мирового градостроения.

Промышленный переворот в конце 18-19 вв. вызвал интенсивное развитие капитализма и быстрый рост городов во многих странах мира. Но прогресс строительной техники и городского благоустройства сопровождался упадком градостроения. В условиях интенсивного роста городов частная собственность на землю и недвижимое имущество породила чрезмерную плотность застройки и массовую спекуляцию земельными участками.

Это усугубило стихийность застройки и привело к хаотическому размещению в городе жилья и загрязняющих воздух, реки и почву заводов, фабрик, ж. -д. линий и сооружений, портов, складов. Транспорт, заполнивший улицы и площади городов, усилил шум и опасность для передвижения пешеходов. Издание ряда законодательных и муниципальных актов, регламентирующих застройку, отдельные градостроительные работы (например, реконструкция центра Парижа по плану префекта барона Ж. Османа в 1853—96) не могли изменить общего стихийного характера застройки капиталистических городов. Кризис западного стимулировал развитие градостроительных теорий, выдвигавших новые системы расселения. К концу 1920-х гг. окончательно сформировались такие теоретические направления градостроения, как дезурбанизм (связанный с конца 19 в. с идеей города-сада) и урбанизм (широкую известность получили проекты лидера этого направления Ле Корбюзье)3.

Под влиянием идей социальной справедливости и социального партнерства с конца 19 в. и особенно с начала 1920-х гг., главным образом в Европе, строились рабочие посёлки и жилые комплексы «дешёвых» жилищ для средне- и низкооплачиваемых категорий трудящихся. В этом строительстве вырабатывались прогрессивные приёмы градостроения: функциональная планировочная схема комплекса в целом, наиболее выгодная ориентация зданий, устройство озеленённых участков для отдыха и площадок для игр детей, плановое строительство некоторых общественных зданий и предприятий бытового обслуживания. Эти тенденции получили дальнейшее развитие после 2-й мировой войны 1939—45. Архитекторы Запада разрабатывают крупные градостроительные проекты (восстановление и реконструкция Гавра, 1947—56, проект архитектора О. Перре). Архитектор Л. П. Аберкромби создал план реконструкции и развития Большого Лондона (1944). В целях ограничения роста населения английской столицы в послевоенные годы началось строительство 8 городов-спутников.

Однако строительство спутников не сопровождалось ограничением роста города, а их сравнительно небольшие размеры и медленные темпы строительства не соответствовали масштабам естественного прироста населения Лондона. В результате это градостроительное мероприятие не достигло цели. Опыт современного градостроения используется при строительстве многих новых городов в развивающихся странах Азии и Латинской Америки (Чандигарх в Индии, 1951—56, архитектор Ле Корбюзье и др.; г. Бразилия в Бразилии, архитектор Л. Коста). Различный уровень комфорта в новых жилых массивах обычно закрепляет социальное и имущественное неравенство жителей, т. к. высокая квартирная плата за хорошие квартиры делает их недоступными для многих категорий трудящихся. В начале

1920-х гг. возникает новая область Г. — территориальное планирование, или районная планировка (например, проект планировки угольного района вокруг г. Донкастера в Англии,

1921—22, архитектор Л. П. Аберкромби и Т. Джонсон). Однако в капиталистических государствах проекты районной планировки могут иметь лишь некоторое регулирующее значение.

Как уже говорилось, середине 20 в. быстрый стихийный рост городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый кризис градостроения на Западе. Поиски преодоления этого кризиса привели к созданию новых теорий т. н. динамического Г., авторы которых видят причины кризиса не в социально-экономической природе капитализма, а в том, что планировочная структура городов статична и не учитывает динамики стремительного роста населённых мест. В 1950—60-х гг. появилась теория «экистики» (греческий архитектор К. А. Доксиадис и др.).

Авторы этой теории пытаются обосновать неограниченный рост городов в виде непрерывных линейных городских полос, протянувшихся вдоль транспортных путей по всей

территории земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых пунктов на восточном побережье США и в районе Великих озёр положительным прообразом будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение японские теории метаболизма (архитектор К. Тангэ и др.) и европейские — мобильного строительства и пространственного (трёхмерного) развития городов (Э. Альбер, И. Фридман и многие др.).

Несмотря на различия предложенных решений, градостроителей этого направления объединяет стремление покончить с традиционной «распластанностью» городов на земной поверхности и перенести Г. в пространство путём создания искусственных ярусов над старыми городами, строительства постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над морскими заливами, плавающих в океане, и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отдельных градостроительных мероприятий не меняет сущности современного индустриального города в целом4.

Поселок Власиха это тоже типичный «соцреалистический» городок очень Восточной Европы, испытывающий, да еще с учетом своей тяжелейшей «милитаризованной» наследственности, типичные проблемы развития градостроения в рамках общей концепции современного урбанизма. И здесь, замедлившееся за годы экономической стагнации, «расползание вширь» породило глубокий инфраструктурный кризис на уровне нехватки элементарных рекреационных ресурсов (взять хоть отсутствии на 65% площади поселка работающей ливневой канализации) для стремительно «сжимающегося» к своим окраинам (центр пустеет за счет высокой смертности своего сильно состарившегося «традиционного» населения и дороговизны офисных площадей) населенного пункта.

Одной из острейших проблем «нового экологического вызова» для ЗАТО становится перенасыщение его автомобилями при отсутствии элементарно обустроенных парковок в центре города и многофункциональных стояночных комплексов по его периметру. Проблема экологии на этом фоне еще более осложняется отсутствием кольцевой дороги вокруг поселка и в последнее время стремительно нарастающим сквозного товаро и пассажиропотоков.

В этой связи особую актуальность приобретает строительство стояночных комплексов современного уровня дизайнерских решений и сервисных свойств в пригородной зоне. Этому вопросу теме отчасти тоже будет уделено в дальнейшей внимание в данной работе.

Другим ключевым фактором реорганизации Инфраструктуры ЗАТО является как уже было сказано выше конверсия ВПК наиболее эффективно (и доступно с точки зрения статуса территории) проявляющаяся в «действующих» ЗАТО в формах «разгосударствления» объектов обслуживающей ВПК (прежде всего коммунальной) инфраструктуры.

В свою очередь конверсия военно-индустриальной базы объективно требует учёта особенностей оборонного производства и тесной связи его предприятий с состоянием экономики тех регионов, где они сконцентрированы. Именно на базе анализа этих связей и механизма их функционирования возможно эффективное регулирование конверсионных процессов в направлении оптимизации роли и места комплекса отраслей оборонной промышленности (далее ООП), как в национальной экономике, системе обеспечения военной безопасности страны, так и в её регионах.

Переход к рыночной экономике требует создания особого военного сектора в рыночной системе хозяйствования, внедрения и развития рыночных отношений в военно-экономической сфере. Формирование военного рынка в России поставило на повестку дня вопрос об изучении

особенностей её современного военно-промышленного развития, разработку соответствующей теории и методологии с учётом зарубежного опыта.

В настоящее время, по существу, идёт речь о революции в военно-промышленном функционировании, осуществляя которую необходимо не разрушить или дезорганизовать ООП, а целенаправленно и оптимально перевести их в качественно новое рыночное состояние. Важнейшим аспектом решения этой задачи выступает учёт региональных особенностей концентрации, и конфигурации военного производства России, что до настоящего времени исследовано недостаточно. 5

Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта конверсии, снижение оборонных расходов ведёт не только к сокращению непроизводительного военного потребления ресурсов, но и одновременно к трансформации сложившихся воспроизводственных пропорций, сужению государственного вмешательства в экономику. Причём, при спонтанном, неуправляемом развитии конверсионных процессов, как следствие возникает угроза дестабилизации текущего социально-экономического развития, а в перспективе - деиндустриализации хозяйства.

Эти процессы в первую очередь затрагивают экономику оборонно-промышленных регионов, к которым относится Урал и Курганская область. Устойчивость текущего положения и динамика экономического роста в них в решающей мере зависят от эффективности управления экономическими процессами, порождаемыми в хозяйственных территориальных комплексах конверсионными преобразованиями. Эти вопросы в настоящее время ещё недостаточно изучены, что обуславливает неэффективность многих конверсионных решений в субъектах Российской Федерации, обладающих значительными территориальными оборонными комплексами.

В основе конверсионных реорганизаций лежит манёвр ресурсами в направлении перемещения их из военного сектора в гражданский. В результате конверсия превращается в один из факторов структурной перестройки экономики, модернизации материально-технической базы её невоенного сегмента. Кроме этого видоизменяется вся система социально-экономических отношений по поводу материально-технического обеспечения военной безопасности.

Но интересы национальной безопасности, социально-экономического развития регионов и прибыльности военно-ориентированных предприятий зачастую не совпадают. Решение проблемы оптимального сочетания национальных и региональных интересов, а так же интересов оборонных предприятий в условиях конверсии военного производства, демилитаризации экономики и реформы Вооруженных сил делают исключительно важным научный поиск эффективных путей территориальных конверсионных процессов, разработку теоретико-методологических и методических основ соответствующей региональной политики. 6

Также как уже было указано одной из составляющей инфраструктурных преобразований в ЗАТО должна быть поддержка предпринимательской инициативы и развитие возможностей для реализации потенциала малого бизнеса в сфере муниципального хозяйства на территории территориального образования.

В этом плане в качестве показательного примера может служить методика стимулирования бизнес-сообщества в форме создания городских бизнес-инкубаторов

5 Котов В.Г. Реализация мероприятий Федеральной программы конверсии оборонной промышленности в 19951997 гг.//Конверсия в машиностроении, 1999. -№1. -С.5-11.

6 Панов М.Е. К вопросу о ключевых основах оценки безопасности // Геополитика и безопасность, 2007. -№9. - С. 12-25.

инновационной направленности как это реализовано в ЗАТО «Северск» Томской обл., открытого в 2008 году.

По состоянию на конец I полугодия 2013 года в инкубаторе зарегистрировано 11 компаний-резидентов.

Цель создания бизнес-инкубатора - формирование комфортных стартовых условий для развития на территории ЗАТО Северск предпринимательства в научно-технической сфере. Это достигается путем предоставления вновь созданным малым предприятиям офисных и производственных помещений на льготных условиях, а также оказания малым предприятиям комплексной сервисной поддержки.

Задачами бизнес-инкубатора являются:

1) наиболее полное использование инновационного потенциала ЗАТО Северск, включая научные, образовательные, трудовые, производственные, технологические и другие ресурсы;

2) обеспечение завершающих этапов инновационного цикла образовательных и научных учреждений как основных источников генерации интеллектуальной собственности;

3) повышение инновационной активности бизнеса, внедрение новых высокотехнологичных разработок малых предприятий;

4) содействие созданию и развитию конкурентоспособных инновационных малых предприятий, сокращение сроков реализации инновационных проектов, увеличение количества успешных инновационных малых предприятий;

5) создание и укрепление партнерских отношений между малым и средним бизнесом, крупными организациями, образовательными, научными учреждениями, государственными структурами и финансовым сектором экономики;

6) содействие студентам в приобретении практических навыков организации и ведения бизнеса в научно-технической сфере, трудоустройство молодых специалистов на предприятиях малого бизнеса;

7) формирование инновационной предпринимательской культуры на территории ЗАТО Северск.

Основные услуги бизнес-инкубатора:

1) предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства нежилых помещений или оборудованных рабочих мест;

2) почтово-секретарские услуги;

3) консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития организации, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

4) доступ к информационным базам данных и программно-аппаратным комплексам, обеспечивающим эффективное управление бизнес-инкубатором и организациями-арендаторами;

5) подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц;

6) оказание услуг по ведению бухгалтерского учета для начинающих предпринимателей;

7) маркетинговые и рекламные услуги;

8) помощь в проведении маркетинговых исследований;

9) помощь в получении кредитов и банковских гарантий;

10) поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми

партнерами;

11) поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров);

12) приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированная печатная продукция);

13) повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности.

Как инкубатор инновационной направленности бизнес-инкубатор содействует также:

1) привлечению заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий;

2) информационно-ресурсному обеспечению процессов внедрения новых технологий;

3) информационно-ресурсному сопровождению действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий внедрения экологически безопасных технологических процессов, обеспечение условий для соблюдения установленных нормативов и правил управления окружающей средой;

4) предоставлению заказчику и потребителям информации о качестве продукции и стабильности его обеспечения в производстве.

Руководитель офиса бизнес-инкубирования: Атаманчук Ксения Андреевна.

Руководитель корпоративного офиса: Солодкова Татьяна Владимировна.7

В поселке Власиха основой для создания подобного бизнес- инкубатора могла бы стать ПРОГРАММА комплексного развития объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Власиха. В своих главных параметрах она представлена на 2013 г. в моей работе ниже в табл1.

7 Эл. документ, режим доступа http://www.seversknet.ru/bizness/infrastructure/

Таблица 1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Комплексного развития объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Власиха Московской области в 2012-2014 году

Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств бюджета) Администрация городского округа Власиха Московской области

Наименование программы Комплексного развития объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Власиха Московской области в 2012-2014 году

Наименование разработчика программы Комитет по вопросам ЖКХ и строительства администрации городского округа Власиха Московской области

Основание для разработки программы Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление администрации городского округа Власиха Московской области от 12.10.2010 №145-адм «Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского округа Власиха Московской области»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель и задачи программы Основная цель программы - улучшение работы и укрепление материально-технической базы объектов жилищно-коммунального хозяйства. Достижение указанной цели требует решения следующих задач: - концентрация бюджетных средств, направляемых на реконструкцию и капитальный ремонт объектов ЖКХ, а также их рациональное использование; - сохранение существующих объектов ЖКХ и развитие их материально-технической базы с помощью применения технологий и материалов, повышающих эксплуатационные качества оборудования и зданий; - приведение объектов ЖКХ в соответствие с требованиями безопасности, санитарными и противопожарными нормами

Сроки реализации программы До 31.12.2014 год

Объемы и источники финансирования Объем финансирования программы на 2012 год - 261 400 тыс. руб. их них: Средства бюджета городского округа Власиха - 261 400 тыс. руб. Объем финансирования программы на 2014 год - 561 400 тыс. руб. их них: Средства бюджета городского округа Власиха - 20 400 тыс. руб. Средства бюджета Московской области - 261 400 тыс. руб Средства федерального бюджета - 120 400 тыс. руб

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности - улучшения качества работы оборудования котельных; - снижение аварийности на сетях холодного и горячего водоснабжения, канализации и теплоснабжения; - улучшение безопасности многоквартирных домов и зданий объектов ЖКХ; - создание благоприятных условий для проживания на территории городского округа Власиха Московской области.

С другой стороны важной основой для создания инвестиционной привлекательности муниципальной инфраструктуры в ЗАТО является антикоррупционная составляющая усилий администрации в этом вопросе. Работу администрации в течение последних лет можно тут продемонстрировать на основе следующего впечатляющего комплекса мер, показанного в таблице 2.

Таблица 2

Муниципальные нормативные правовые акты ЗАТО «Власиха» по вопросам противодействия коррупции

N Санкция Год принятия

1 Решение Думы ЗАТО Звёздный от 19.08.2009 № 70 «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления ЗАТО Власиха и муниципальными служащими органов местного самоуправления ЗАТО Звёздный, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». 2009

2 Решение Думы ЗАТО Власиха от 20.09.2011 № 87 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления ЗАТО Власиха». 2011

3 Решение Думы ЗАТО Власиха от 20.09.2011 № 87 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления ЗАТО Власиха». 2011

4 Решение Думы ЗАТО Власиха от 20.09.2011 № 87 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления ЗАТО Власиха». 2011

5 • Решение Думы ЗАТО Власиха от 20.09.2011 № 87 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления ЗАТО Власиха». 2011

6 • Постановление администрации ЗАТО Власиха от 17.09.2010 № 625 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации ЗАТО Власиха, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации ЗАТО Власиха обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». 2010

7 • Постановление администрации ЗАТО Власиха от 28.01.2011 № 30 «Об утверждении Положения о комиссии администрации ЗАТО Власиха по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов». 2011

8 • Постановление администрации ЗАТО Власиха от 28.01.2011 № 31 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации ЗАТО Власиха к совершению коррупционных правонарушений». 2011

9 • Постановление администрации ЗАТО Власиха от 27.08.2010 № 560 «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации ЗАТО Власиха, и муниципальными служащими администрации ЗАТО Власиха». 2010

Принятие данного комплекса антикоррупционных актов в сфере муниципального управления способно как видим сделать деятельность администрации ЗАТО куда более прозрачной в части принятия решений связанных с финансированием проектов и бюджетированием программ развития территории. А значит и существенно поднять уровень инвестиционного потенциала ЗАТО как в целом так и в части развития муниципальной инфраструктуры на его территории

ЛИТЕРАТУРА

1. Кухтин П.В. Методология управления земельными ресурсами // Монография. — М.: Карпов Е.В., 2004. — 264 с.

2. Кухтин П.В. Экономическая оценка земель населенных пунктов (теория, методика, практика) // Монография. — М.: Карпов Е.В., 2005. — 187с.

3. Кухтин П.В., Левов А.А, Стадолин М.Е. Управление жилищно-коммунальным комплексом как объектом муниципального имущества // Монография. — М.: Карпов Е.В., 2004.

4. Кухтин П.В., Левов А.А. Маркетинг и экономическая оценка земельно — имущественного комплекса городов (населенных пунктов): учебно-методическое пособие // Учебно-методическое пособие — М.: ФГНУ «Российский научныгй центр государственного и муниципального управления», 2003. — 262с.

5. Кухтин П.В., Левов А.А. Методология управления земельно-имущественным комплексом в регионе // Учебно-методическое пособие — М.: ФГНУ «Российский научныгй центр государственного и муниципального управления», 2003. — 410с.

6. Кухтин П.В., Левов А.А., Дружков Р.В., Тихомиров Р.А.. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне // Монография. — М.: Издательство ООО «ПКТ Альтекс», 2008. — 237с.

7. Кухтин П.В., Левов А.А. Управление земельными ресурсами: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Карпов Е.В., 2006. — 59 с.

8. Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2005.— 384 с.

9. Кухтин П.В., Левов А.А., Мирзалиев М.Н., Ряховская А.Н., Широков А.Н., Юркова С.Н. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами: Учебно-методическое пособие — М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004. — 242 с.

10. Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю., Руднев А.В., Семкина О.С., Хованова Н.В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. -448 с.

11. Кухтин П.В., Левов А.А., Руднев А.В., Семкина О.С., Хаванова Н.В., Антонов А.Н. Инфраструктура муниципальных образований // Инфраструктура муниципальных образований. Учебное пособие под ред. П.В. Кухтина — М.: КНОРУС, 2008. — 208 с.

12. Кухтин П. В. Государственная стратегия управления земельными ресурсами: методология управления. - Москва: «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 136с.

13. Кухтин П. В., Левов А.А., Левов Ф.А., Левов Н.А. «Государственная стратегия управления земельными ресурсами на государственном и муниципальном» коллективная монография - Москва: Издательство «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 154 с.

14. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры/А.Б.Моттаева.-СПБ.: Изд-во «Астерион», 2013. - 301 стр.

15. Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций. Журнал Мир экономики и права- 2012. - №3.

16. Стратегия государственного управления собственностью: государственный и муниципальный аспект. Коллективная монография под общей ред. к.э.н., доцента Кухтина П.В., д.э.н., доцент Моттаевой А.Б.: Коллективная монография. -Москва: «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 366 с.

Рецензент: Мохов Андрей Игоревич, д.т.н., проф., Зав. Кафедрой математики и прикладной информатики, НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (ИГУПИТ), г. Москва, Россия.

Peter Kuhtin

Financial Academy at the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-Mail: uzr777@mail.ru

Artem Sukharev

Financial Academy at the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-Mail: uzr777@mail.ru

Spatial-historical peculiarities of formation of property and territorial infrastructure of the closed administrative-

territorial formation

The urban features of the formation of the modern infrastructure of the administrative-territorial formations, historical features of the formation of the planning and building of settlements, the plan particulars in Ancient Greece when planning cities were well taken into account local environmental conditions and stressing the importance of the Agora and the Acropolis (the places of concentration of political and religious life) as composite centres; features pre-Columbian planning and building of settlements. In medieval Western European cities in the territory, surrounded by powerful walls, there was a network of curves and narrow streets around the castle, Cathedral and shopping area. Residential areas, who grew up outside the city walls, was surrounded by a new belt of fortifications. Along or on the site of the former walls formed ring street, which in combination with the radial streets, going from the centre to the gate of the city fortifications, determined the formation of the characteristic radial-circular (less fan) patterns of cities. Most medieval cities of Europe was originally devoid of any accomplishment. In Russian cities big city landmark was the Kremlins ("detintsa"). Unlike Western European castles - fortified dwellings of lords, Russian Kremlins, a much more comprehensive (for example, most ancient Novgorod Kremlin covers an area of 10.5 hectares, while the tower of London is about 4 ha, Sforza castle in Milan is about 2 ha)were administrative-political and religious centres of the cities, where, in addition to the chorus of lords and the higher clergy, were located the main cathedrals, orders, warehouses weapons and food.

City planning, development areas, based on natural conditions, land planning cities in South America, pre-Columbian America, Teotwaki in Mexico, the architectural appearance of early and medieval Europe. Build medieval and renesansowych ensembles.

Identification number of article 139EVN414

REFERENCES

1. Kukhtin P.V. Metodologiya upravleniya zemel'nymi resursami // Monografiya. — M.: Karpov E.V., 2004. — 264 s.

2. Kukhtin P.V. Ekonomicheskaya otsenka zemel' naselennykh punktov (teoriya, meto-dika, praktika) // Monografiya. — M.: Karpov E.V., 2005. — 187s.

3. Kukhtin P.V., Levov A.A, Stadolin M.E. Upravlenie zhilishchno-kommunal'nym kompleksom kak ob"ektom munitsipal'nogo imushchestva // Monografiya. — M.: Karpov E.V., 2004.

4. Kukhtin P.V., Levov A.A. Marketing i ekonomicheskaya otsenka zemel'no — imu-shchestvennogo kompleksa gorodov (naselennykh punktov): uchebno-metodicheskoe posobie // Uchebno-metodicheskoe posobie — M.: FGNU «Rossiyskiy nauchnygy tsentr gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya», 2003. — 262s.

5. Kukhtin P.V., Levov A.A. Metodologiya upravleniya zemel'no-imushchestvennym kompleksom v regione // Uchebno-metodicheskoe posobie — M.: FGNU «Rossiyskiy nauchnygy tsentr gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya», 2003. — 410s.

6. Kukhtin P.V., Levov A.A., Druzhkov R.V., Tikhomirov R.A.. Metodologiya upravleniya zemel'nymi resursami na regional'nom urovne // Monografiya. — M.: Izdatel'stvo

000 «PKT Al'teks», 2008. — 237s.

7. Kukhtin P.V., Levov A.A. Upravlenie zemel'nymi resursami: Uchebno-metodiche-skoe posobie. — 2-e izd. — M.: Karpov E.V., 2006. — 59 s.

8. Kukhtin P.V., Levov A.A., Lobanov V.V., Semkina O.S. Upravlenie zemel'nymi resursami: Uchebnoe posobie — SPb.: Piter, 2005.— 384 s.

9. Kukhtin P.V., Levov A.A., Mirzaliev M.N., Ryakhovskaya A.N., Shirokov A.N., Yur-kova S.N. Upravlenie munitsipal'nym khozyaystvom i mestnymi finansami: Uchebno-metodi-cheskoe posobie — M.: FGNU «Rossiyskiy nauchnyy tsentr gosudarstvennogo

1 munitsipal'-nogo upravleniya», 2004. — 242 s.

10. Kukhtin P.V., Levov A.A., Morozov V.Yu., Rudnev A.V., Semkina O.S., Khovanova N.V. Upravlenie zemel'nymi resursami: Uchebnoe posobie — 2-e izd. — SPb.: Piter, 2006. -448 s.

11. Kukhtin P.V., Levov A.A., Rudnev A.V., Semkina O.S., Khavanova N.V., Antonov A.N. Infrastruktura munitsipal'nykh obrazovaniy // Infrastruktura munitsipal'nykh ob-razovaniy. Uchebnoe posobie pod red. P.V. Kukhtina — M.: KNORUS, 2008. — 208 s.

12. Kukhtin P. V. Gosudarstvennaya strategiya upravleniya zemel'nymi resursami: meto-dologiya upravleniya. - Moskva: «MMTK-STROY», 2013. - 136s.

13. Kukhtin P. V., Levov A.A., Levov F.A., Levov N.A. «Gosudarstvennaya strategiya upravleniya zemel'nymi resursami na gosudarstvennom i munitsipal'nom» kollektivnaya monografiya - Moskva: Izdatel'stvo «MMTK-STROY», 2013. - 154 s.

14. Mottaeva A.B. Metodologiya prostranstvennogo raspredeleniya predprinimatel'skikh struktur regiona na osnove razvitiya transportnoy infrastruktury/A.B.Mottaeva.-SPB.: Izd-vo «Asterion», 2013. - 301 str.

15. Mottaeva A.B. Regional'naya praktika stimulirovaniya investitsionnoy aktivnosti i innovatsiy. Zhurnal Mir ekonomiki i prava- 2012. - №3.

16. Strategiya gosudarstvennogo upravleniya sobstvennost'yu: gosudarstvennyy i munitsipal'nyy aspekt. Kollektivnaya monografiya pod obshchey red. k.e.n., dotsenta Kukhtina P.V., d.e.n., dotsent Mottaevoy A.B.: Kollektivnaya monografiya. - Moskva: «MMTK-STROY», 2013. - 366 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.