Научная статья на тему 'Пространственная динамика ислама в странах ЕС'

Пространственная динамика ислама в странах ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
289
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ИСЛАМ / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БЕЖЕНЦЫ / СУБРЕГИОНЫ ЕВРОПЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Агафошин Максим Михайлович, Горохов Станислав Анатольевич

В работе рассматривается пространственное развитие ислама в странах Европейского Союза, начиная с 1950 г., на основе анализа динамики гравитационного центра этой религии в Европе. Расчет гравитационного центра производился с помощью программы Geographic Midpoint Calculator. Авторами определены основные факторы, приведшие к пространственной трансформации ислама на территории ЕС. Особое внимание уделено установлению роли миграционной составляющей в изменении положения гравитационного центра ислама, в том числе в условиях Европейского миграционного кризиса. С учетом масштаба существующих миграционных потоков мусульман в ЕС показана вероятная траектория движения гравитационного центра ислама в период до 2050 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Агафошин Максим Михайлович, Горохов Станислав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL DYNAMICS OF ISLAM IN EU COUNTRIES

The paper considers the spatial development of Islam in the EU countries since 1950 by analyzing the dynamics of the Islamic center of gravity in Europe. The center of gravity is found using the Geographic Midpoint Calculator. The main factors leading to the spatial transformation of Islam in the EU are determined. Particular attention is paid to establishing the role of the migration component in changing the position of the Islamic center of gravity, including under conditions of the European migrant crisis. Given the scale of the existing migration flows of Muslims in the EU, the trajectory of the Islamic center of gravity until 2050 is established.

Текст научной работы на тему «Пространственная динамика ислама в странах ЕС»

География мирового развития

УДК [911.3+297](4)

DOI: 10.18384/2310-7189-2019-1-8-20

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИНАМИКА ИСЛАМА В СТРАНАХ ЕС

Агафошин М. М.1, Горохов С. А.2

1 Московский педагогический государственный университет

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация

2 Институт географии РАН

119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 29, Российская Федерация

Аннотация. В работе рассматривается пространственное развитие ислама в странах Европейского Союза, начиная с 1950 г., на основе анализа динамики гравитационного центра этой религии в Европе. Расчет гравитационного центра производился с помощью программы Geographic Midpoint Calculator. Авторами определены основные факторы, приведшие к пространственной трансформации ислама на территории ЕС. Особое внимание уделено установлению роли миграционной составляющей в изменении положения гравитационного центра ислама, в том числе в условиях Европейского миграционного кризиса. С учетом масштаба существующих миграционных потоков мусульман в ЕС показана вероятная траектория движения гравитационного центра ислама в период до 2050 г.

Ключевые слова: Европейский Союз, миграционный кризис, ислам, конфессиональное пространство, беженцы, субрегионы Европы.

SPATIAL DYNAMICS OF ISLAM IN EU COUNTRIES

M. Agafoshin1, S. Gorokhov2

1 Moscow Pedagogical State University

ul. Malaya Pirogovskaya 1, stroenie 1,119991 Moscow, Russian Federation

2 Institute of Geography, Russian Academy of Sciences Staromonetnyi per. 29,119017 Moscow, Russian Federation

Abstract. The paper considers the spatial development of Islam in the EU countries since 1950 by analyzing the dynamics of the Islamic center of gravity in Europe. The center of gravity is found using the Geographic Midpoint Calculator. The main factors leading to the spatial transformation of Islam in the EU are determined. Particular attention is paid to establishing the role of the migration component in changing the position of the Islamic center of gravity, including

© CC BY Агафошин М. М., Горохов С. А., 2019.

w

under conditions of the European migrant crisis. Given the scale of the existing migration flows of Muslims in the EU, the trajectory of the Islamic center of gravity until 2050 is established.

Keywords: refugees, European Union, migrant crisis, Islam, confessional space, refugees, sub-regions of Europe.

Введение

Пространственная динамика религии в любом регионе или отдельной стране обусловлена в общем случае соответствующими изменениями численности ее адептов, происходящими в результате естественного, миграционного и конверсионного (переход из одной религии в другую) прироста или убыли. Если говорить об исламе в странах Европейского Союза (ЕС)1, то решающее воздействие на его пространственную динамику в данном регионе оказывает миграция. Именно миграция способствовала превращению мусульманской общины во «второе большинство» (после христианского) Европы, выдвинув на первый план общественно-политической жизни региона вопрос адаптации ислама к западному образу жизни и европейским ценностям. Активная миграция мусульман в страны ЕС началась с середины XX в., однако в начале XXI в. она приняла беспрецедентные масштабы. В 2011 г. в ЕС начался миграционный кризис, фактически продолжающийся до настоящего времени: его причиной стало лавинообразное увеличение масштабов иммиграции из стран Ближнего Востока, Северной и Тропической Африки [1], вызванное, прежде всего, политической нестабильностью в этих регионах.

Тем не менее, хотя ныне в странах ЕС около 60% прироста мусульманско-

1 В данной статье мы рассматриваем ЕС в его границах по состоянию на 1 января 2019 г., который включает 28 государств Европы.

го населения приходится на миграцию [8], значительную роль в увеличении его численности играет высокий естественный прирост адептов ислама, по сравнению с приверженцами других религий и нерелигиозным населением; значительно меньшую роль в динамике численности мусульман в Европе играют процессы конверсии.

Материалы и методы исследования

Информационной базой исследования послужили сводные статистические источники, содержащие сведения о конфессиональной принадлежности населения стран ЕС [7; 10], в том числе данные социологических опросов [8; 11; 12]. Конфессиональная статистика в работе анализируется нами не только по странам ЕС, но и по субрегионам, выделенным нами на основе классификации ООН (с некоторыми авторскими изменениями, обусловленными, прежде всего, историческими особенностями распространения ислама в Европе)2.

В качестве показателя, иллюстрирующего пространственную динамику мусульман в ЕС, выбран гравитационный центр ислама. Отметим, что нас будет интересовать не положение

2 В субрегион Юго-Восток входят Болгария, Греция, Республика Кипр, Румыния, Словения, Хорватия. В субрегион Запад - Австрия, Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды, Франция. В субрегион Север - Великобритания, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Финляндия, Швеция, Эстония. В субрегион Юг - Испания, Италия, Португалия, Мальта. В субрегион Восток - Венгрия, Польша, Словакия, Чехия.

конкретного центра, но изменение его траектории во времени. Одной из проблем, связанных с расчетом координат геоцентров, в общем случае является доступность зачастую только лишь «... порайонной статистики "масс", которые приходится сводить к каким-либо пунктам, репрезентативным для данного района (ячейки)» [5]. Эта же проблема возникает и при расчете геоцентров религий. В этой связи в качестве «неделимых» репрезентативных пунктов низшего уровня нами были выбраны крупнейшие по людности населенные пункты административно-территориальных единиц (АТЕ) первого уровня всех стран ЕС по состоянию на 2016 г. - постоянные за 66 лет (с 1950 по 2016 гг.) опорные точки первого порядка. Их координаты, «взвешенные» по численности адептов ислама в данной АТЕ в 2016 г., дают соответствующие географические (гравитационные) центры стран - постоянные за тот же период опорные точки второго порядка. Координаты последних, взвешенные по численности мусульман в данной стране по состоянию на каждую из 9 дат (1950, 1960, 1970, 1980, 1990, 2000, 2010, 2016 и прогноз на 2050 гг.), дают соответствующие географические (гравитационные) центры третьего порядка ислама в масштабах всего ЕС.

Расчет центра производился с помощью специализированной программы Geographic Midpoint Calculator (http://geomidpoint.com).

Результаты и их обсуждение

Мусульман на территории современного ЕС можно отнести к автохтонному населению в странах Юго-Востока - Греции, Болгарии, Румынии, Хорватии, а также на Кипре, в которых общины адептов ислама сформировались еще в эпоху средневековья. В 1950 г. в этих странах проживало почти 70% от 1,8 млн. на территории современного ЕС, причем более 56% от их общего числа приходилось на Болгарию (табл. 1). Мусульманские народы ЕС коренного происхождения были представлены общинами турок, а также перешедшими в ислам славянами -помаками и бошняками, а также цыганами. В 1950 г. гравитационный центр ислама располагался на Балканах, на территории современной Воеводины - автономного края Сербии, окруженного странами, в которых проживало большинство мусульманского населения ЕС (рис. 1).

За пределами Балкан крупные общины мусульман располагались лишь в Великобритании (220 тыс. человек) и Франции (200 тыс.), которые вместе концентрировали почти четверть (23%) мусульманского населения ЕС. Приверженцы ислама в этих странах были представлены выходцами из британских и французских колоний в Южной Азии и на Ближнем Востоке -пакистанцами, индийцами, арабами и др., иммигрировавшими в свои метрополии еще до начала Второй мировой войны.

Таблица 1

Динамика доли субрегионов и стран в мусульманском населении ЕС, %

Субрегионы Европы Годы

1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2016

Юго-Восток 69,6 58,6 38,3 23,1 14,4 10,1 7,6 6,6

в т.ч. Болгария 56,1 47,5 31,7 19,1 10,6 6,4 3,3 2,2

Запад 16,2 22,2 44,1 54,6 60,2 61,5 58,4 58,2

в т.ч. Франция 11,3 10,9 30,1 26,1 29,4 27,3 25,6 24,9

Германия 4,0 9,9 10,0 22,2 22,2 24,7 22,0 21,2

Север 13,3 17,8 16,2 16,8 17,2 14,4 19,2 20,5

в т.ч. Великобритания 12,5 16,9 15,5 14,8 14,5 11,3 15,6 16,5

Юг 0,7 1,3 1,3 5,3 8,0 13,7 14,5 14,4

в т.ч. Италия 0,3 0,9 1,0 3,2 4,7 8,5 8,4 8,2

Восток 0,2 0,1 0,1 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3

ЕС 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Составлено авторами по данным источ.: [7; 11]

Рассчитано и составлено авторами по даным источ.: [7; 8] Рис. 1. Положение гравитационного центра ислама в ЕС, 1950-2050 гг.

Однако широкое распространение ислама во всех странах ЕС началось со второй половины XX в., что было обусловлено началом массовой иммиграция мусульман в страны Европы. В этот период такие европейские страны, как Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия и др., испытывавшие экономический подъем после окончания Второй мировой войны, нуждались в дешевой рабочей силе, которую они смогли найти в лице мигрантов из государств Азии и Африки

- в своем большинстве мусульманах1. Таким образом, в странах ЕС стали постепенно формироваться многочисленные мусульманские диаспоры. Так, всего за десятилетие - с 1950 по 1960 гг.

- численность мусульман во Франции возросла на треть (с 200 до 270 тыс.), в Великобритании - почти вдвое - с 220 до 415 тыс., а в Германии более чем в 3 раза - с 70 до 244 тыс.

Тем не менее и к 1960 г. большинство (около 60%) из почти 2,5 млн. мусульман ЕС по-прежнему проживало в странах Юго-Востока, в том числе в Болгарии, концентрировавшей 47% мусульман региона. Значительные группы мусульман, большинство - недавние мигранты по своему происхождению, проживали в Великобритании (17% мусульман ЕС), Франции (11%) и Германии (около 10%). В результате перераспределения мусульманского населения между странами региона гравитационный центр ислама в ЕС сдвинулся за десятилетие, прошедшее с 1950 г., на северо-запад и в 1960 г. располагался в Венгрии, на ее границе с

1 Подробнее см.: Горохов С. А. Религия в современном мире: вопросы географии // География мирового развития. Вып. 3. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. С. 94-107.

Хорватией (рис. 1). Таким образом, начиная с 1950-х гг., все большую роль в пространственной динамике ислама в странах ЕС стал играть миграционный фактор.

Важным показателем, характеризующим пространственную динамику ислама в странах ЕС, является скорость движения его гравитационного центра: чем масштабнее пространственная трансформация, которую претерпевает ислам в регионе, тем быстрее движение его гравитационного центра. Период 1950-1980 гг. характеризуется наиболее активным движением гравитационного центра ислама, который перемещался со скоростью, превышавшей 20 км/год (рис. 2).

Однако наиболее масштабную пространственную трансформацию ислам претерпел за период с 1960 по 1970 гг., когда его гравитационный центр в ЕС перемещался с наибольшей скоростью - выше 39 км в год.

Ключевым фактором пространственной динамики ислама в ЕС продолжала оставаться миграция, прежде всего трудовая2. В этот период миллионы трудовых мигрантов прибывали в наиболее развитые страны ЕС, прежде всего Запада и Севера; среди них было много мусульман, спасавшихся от бедности и социальной дискриминации, распространенных на их родине. Помимо трудовых мигрантов, одним из важных источников роста мусульманского населения в ЕС стали вынужденные мигранты - беженцы из «горячих точек» на Ближнем Востоке,

2 Подробнее см.: Агафошин М. М. Факторы миграции населения арабских стран Азии в ЕС // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. 2017. № 2. С. 56-64. DOI: 10.21685/2307-9150-2017-2-7.

VJV

Составлено и рассчитано авторами по данным источ.: [7; 8] Рис. 2. Скорость движения гравитационного центра ислама в ЕС в 1950-2050 гг., км/год

45 40 35 30 25 20 15 10 5 О

39,3

23 2

lL,t 1 ■

14,8

и - —

■ I ■ ■

1950-19601960-19701970-19801980-19901990-20002000-20102010-20162016-2050

которые начинают активно прибывать в регион с начала 1960-х и до середины 1970-х гг. Большинство беженцев прибывали в те же страны, что и трудовые мигранты.

К 1970 г. в странах ЕС с автохтонным мусульманским населением концентрировалось уже 38% мусульманского населения Евросоюза, в том числе в Болгарии - около 31%. В то же время 60% мусульман ЕС проживали в Западном и Северном субрегионах, в том числе около 55,6% их числа оказались сосредоточенными всего в трех наиболее развитых государствах этих субрегионов - Франции (30,1% мусульман региона), Великобритании (15,5%) и Германии (10,0%). Таким образом, к 1970 г. пространственная локализация ислама в ЕС представляла собой как бы «зеркальный» вариант той, что сложилась в регионе двадцатилетием ранее, когда около 69% мусульман региона проживала на Балканах. В результате гравитационный центр ислама в ЕС в

период 1960-1970 гг. продолжил свое движение на северо-запад и в 1970 г. находился в Австрии (недалеко от Зальцбурга).

Необходимо отметить, что именно 60-е гг. прошлого века стали временем формирования во многих странах ЕС устойчивых и достаточно многочисленных этнических мусульманских диаспор. То есть мусульманские мигранты стали рассматривать страны ЕС не просто как место своего временного проживания и работы, а уже как место своего постоянного жительства - свою вторую родину; в связи с этим мусульмане из стран Азии и Африки начали активно получать гражданство европейских государств [2].

В результате во Франции сформировалась мощная арабская диаспора выходцев из стран Магриба (Алжира, Марокко и Туниса), составлявшая к 1970 г. почти 94% мусульманской общины, или 2% населения страны [10]. Подобная ситуация сложилась и в Гер-

мании, фактически все мусульманское население которой (около 450 тыс. человек) по этнической принадлежности было представлено турками. В Великобритании более 80% из 690 тыс. адептов ислама в стране происходило из государств Индийского субконтинента (Индия, Пакистан и Бангладеш).

При этом мусульманские диаспоры ЕС поддерживали тесные контакты со странами своего происхождения и оставшимися там родственниками, способствуя усилению миграции со своей родины в Европу. Миграция в ЕС перестала инициироваться исключительно экономическими факторами, такими как высокий спрос на рабочую силу в странах прибытия. Все большую значимость для прибывавших в ЕС граждан мусульманских стран стал играть фактор возможности получения помощи со стороны соотечественников при адаптации в стране прибытия. Мусульманские диаспоры стали создавать в Европе свои многочисленные культурные и религиозные организации [3], а позднее (уже в 90-е гг. XX в.) - и политические партии, отстаивавшие их интересы, что облегчало их единоверцам приживаемость на новом месте жительства.

В результате помимо трудовых миграций все большее распространение стали приобретать миграции из мусульманских стран в ЕС с целью объединения с родственниками, получения образования и создания семьи. Так, например, немецкий исследователь Т. Саррацин отмечает, что в турецкой общине Германии большинство женщин в возрасте 18-35 лет - импортированные невесты из Восточной Анатолии, за которыми в страну тянутся их многочисленные родственники, что

в результате приводит к увеличению турецкой диаспоры и препятствует ее ассимиляции [6]. Помимо потоков трудовых мигрантов, страны ЕС в период с начала 1950-х гг. начинают активно принимать потоки вынужденных (прежде всего, по политическим мотивам) мигрантов и беженцев - именно эта форма приема мигрантов из мусульманских стран стала одной из главных.

Тренд пространственного развития ислама в странах ЕС, ясно обозначившийся в 1960-1970 гг., сохранился и в последующие годы (рис. 1). Тем не менее скорость движения гравитационного центра ислама в последующие десятилетия постепенно замедляется (рис. 2), что свидетельствует о нарастании уровня инерционности его пространственного развития. Действительно, к 1970 г. сформировалась миграционная система, ядрами которой, с одной стороны, стали крупнейшие и наиболее экономически развитые страны ЕС - прежде всего Франция, Германия и Великобритания, а с другой, - мусульманские страны Азии и Африки (Пакистан, Турция, Алжир, Бангладеш и др.), связанные друг с другом мощными миграционными потоками. В дальнейшем продолжалась концентрация мусульманского населения ЕС в ядрах данной миграционной системы.

К 1980 г. в Западном и Северном субрегионах ЕС было сосредоточено более 71% мусульман ЕС, в том числе во Франции, Германии и Великобритании вместе взятых - почти 63%. Гравитационный центр ислама продолжал смещаться на северо-запад и к 1980 г. оказался на юге Германии: сначала на границе земель Бавария и Баден-Вюр-

темберг, а к 1990 г. - в районе города Карлсруэ (Баден-Вюртемберг). Концентрация мусульманского населения ЕС в двух этих субрегионах Европы продолжалась, достигнув в 1990 г. 77% -в связи с этим сохранилось и направление движения гравитационного центра ислама, скорость которого еще более замедлилась.

Для периода с 1970 по 1990 гг. характерны высокие темпы роста численности мусульманского населения ЕС, которое увеличилось почти в 2,5 раза -с 4,5 млн. человек в 1970 до 11 млн. в 1990 г. Так, во Франции к 1990 г. проживало 3,2 млн. мусульман (5,7% населения), в Германии - 2,4 млн. адептов ислама (3% населения), в Великобритании - 1,6 млн. (2,8% населения).

Рост численности мусульман в странах ЕС происходит не только благодаря положительному сальдо миграции, но также из-за более высокого уровня рождаемости у адептов исла-ма1. Так, судя по данным демографического обследования турецкой общины в Германии, в 1990 г. турчанка имела в среднем на 2 ребенка больше, чем немка [4]. В дальнейшем разрыв между уровнем рождаемости мусульманского населения ЕС (в особенности недавних иммигрантов) и коренного населения продолжал сохраняться.

За тот же период 1970-1990 гг. доля адептов ислама Юго-Восточного субрегиона (то есть тех стран, где традиционно проживало мусульманское население) в мусульманском населении ЕС сократилась более чем в два с половиной раза (с 38 до 14%); его абсолютная численность сократилась с 1,7

1 Подробнее см.: Горохов С. А. Ислам в современном мире // География в школе. 2009. № 8. С. 3-11.

до 1,6 млн. человек. Главной причиной уменьшения абсолютной численности адептов ислама на Балканах стала эмиграция турок и помаков из Болгарии в Турцию и страны Северной и Западной Европы.

В последующие десятилетия скорость движения гравитационного центра ислама замедлилась еще существеннее - до 4 и 6 км/год за периоды 1990-2000 и 2000-2010 гг. соответственно, а направление сменилось на западное, что говорит о продолжении концентрации мусульман в странах миграционного ядра ЕС. В 2000 г. гравитационный центр ислама переместился на территорию Франции в район города Страсбург, а к 2010 г. сместился еще немного в западном направлении (департамент Мозель).

Несмотря на сохранение направленности миграционных потоков мусульман в страны Северного и Западного субрегионов ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Нидерланды, Бельгия), начиная с 90-х гг. XX в. значительный рост доли мигрантов-адептов ислама пришелся на пограничные с мусульманской Северной Африкой страны Южного субрегиона ЕС. Так, во многом именно за счет интенсификации миграции мусульман из Африки в этот период существенно выросла доля этого субрегиона в численности адептов ислама - в первую очередь, за счет увеличения численности мусульман в Италии (с 515 тыс. до 1,5 млн. человек) и Испании (с 335 тыс. до 1,1 млн. человек), что привело к более равномерному размещению адептов ислама по территории ЕС [7].

Значительное влияние на пространственную динамику ислама в ЕС оказали события последних лет, связан-

VV

ные с событиями «Арабской весны» и гражданских войн в Сирии и Ираке1. Они инициировали в 2011 г. Европейский миграционный кризис, в результате которого в страны ЕС хлынули беспрецедентные по своему масштабу потоки беженцев из мусульманских стран Ближнего Востока - прежде всего, из Сирии и Ирака [9].

Миграционный кризис привел к росту численности мусульман в ЕС: так, если в 2010 г. численность адептов ислама составляла 18,3 млн. человек, которые составляли 3,8% общего населения региона, то к 2016 она возросла до 25 млн., что соответствовало 4,9% населения стран ЕС [8; 12]. Большинство беженцев устремились в наиболее богатые и социально благополучные страны Западного и Северного субрегионов ЕС - прежде всего, в Германию и страны Скандинавии; значительное количество беженцев оказалось в странах ЕС, которые первыми «встали» на их пути в Европу (Греция, Италия, Испания, Венгрия). В результате за пятилетие, прошедшее с 2011 по 2016 гг., гравитационный центр ислама изменил направление своего движения, сдвинувшись на северо-запад, к границе между Францией, Германией и Люксембургом.

Отдельно стоит рассмотреть динамику мусульманского населения европейских стран вне ЕС, с которыми государства Европейского Союза связаны устойчивым многосторонним взаимодействием. Это, прежде всего, страны Балканского полуострова (Албания, Македония, Сербия, Черного-

1 Подробнее см.: Агафошин М. М., Горохов С. А. Трансформация конфессионального пространства Западной Азии // География в школе. 2017. № 1. С. 24-29.

рия, Босния и Герцеговина), в которых мусульмане представлены автохтонным населением - албанцами, бош-няками, горанцами, торбешами и др. В целом для данных государств характерна более высокая доля адептов ислама в населении по сравнению со странами-членами ЕС, которая росла на протяжении всего рассматриваемого периода за счет более высокого уровня рождаемости у мусульманского населения (табл. 2). Единственное исключение в данной группе стран составляет Албания, в которой доля мусульман резко сократилась с 60-х по 90-е гг. прошлого века в результате антирелигиозной политики, проводимой коммунистическими властями страны. Однако после крушения коммунистического режима в Албании ислам быстро восстановил свое влияние здесь. Необходимо отметить значительную роль иммиграции из данных стран в увеличении доли мусульман в странах Северного и Западного субрегионов ЕС.

Другую группу стран Европы образуют государства, являющиеся участниками межгосударственных договоров с ЕС, в том числе и Шенгенского соглашения. Отсутствие пограничного контроля между государствами ЕС и Норвегией, Швейцарией, Лихтенштейном и Исландией, а также их тесные экономические связи обусловили на протяжении всего рассматриваемого периода существенный рост численности и доли мусульман в их населении за счет миграционного прироста. Так, например, доля мусульман Швейцарии выросла с 0,04% в 1950 г. до 5,0% в 2016 г., за аналогичный период в Норвегии доля адептов ислама возросла с 0,01% до 2,6%. В Исландии, согласно

VJV

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика доли мусульманского населения в европейских странах Балканского полуострова, не входящих в ЕС, 1950-2016 гг., %

Страны Годы

1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2016

Албания 65,8 47,0 28,2 25,1 24,5 37,7 56,8 66,7

Босния и Герцеговина 33,7 34,0 38,6 39,8 43,0 41,2 47,3 49,0

Македония 28,3 24,8 25,0 28,3 29,9 32,7 35,7 37,2

Сербия (вкл. Косово и Метохию) 9,8 11,8 15,2 18,1 17,9 20,6 23,1 22,9

Черногория 6,6 12,2 19,4 20,1 21,1 18,6 18,9 19,8

статистическим данным, до 1970 г. не проживало ни одного мусульманина, а к настоящему времени их численность составляет порядка 900 человек, при доле в населении 0,3% [7; 10].

Согласно прогнозам, при сохранении масштаба миграционных потоков на уровне 2010-2016 гг., к 2050 г. в странах ЕС произойдет увеличение доли адептов ислама до 14% [8], что почти в 3 раза выше уровня 2016 г. Общая численность мусульман в ЕС может достигнуть 73 млн. человек, утроившись по сравнению с 2016 г. Страной с самым многочисленным мусульманским населением станет Германия -17,5 млн. человек. Значительную долю (более 25%) беженцев-мусульман будут составлять представители всего двух арабских стран Азии - Сирии и Ирака. Особенно высокой доля мусульман будет в Швеции - более 30,6% (!) населения, а также в Германии, Австрии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Франции, Великобритании, Италии и др. При данном сценарии гравитационный центр ислама изменит направление своего движения на северо-восточное и окажется в 2050 г. на территории германской земли Саар.

Составлено авторами по данным источ.: [7; 11]

Этот пространственный сдвиг объ-I ясняется ростом численности мусульманского населения в ФРГ и Скандинавских странах.

Заключение

> Ислам в ЕС с 1950 г. претерпел пространственную трансформацию: из религии, распространенной, в основном, на его балканской периферии, он «вы-[ рос» к началу XXI в. в религию, имеющую миллионы адептов в ведущих странах Европы, таких как Германия, Франция и Великобритания. Одним из свидетельств пространственной динамики ислама стало перемещение его гравитационного центра с территории Юго-Восточной Европы, где он нахо-| дился в 1950 г., в ядро ЕС - на пограни-чье Франции, Германии и Люксембурга [ в 2016 г. Гравитационный центр ислама сместился с территории преимущественного проживания автохтонного мусульманского населения на территорию стран, в которых мусульманское населения представлено лицами, имеющими мигрантское происхождение. Таким образом, основным фактором, повлиявшим на пространственную динамику ислама в ЕС, стала миграция.

Европейский миграционный кризис, начавшийся в 2011 г., привел к значительному росту числа мусульман в странах Европы, однако в целом «подтвердил» логику пространственного развития ислама, сложившуюся во

второй половине XX в., лишь усилив концентрацию адептов мусульманства в странах Западного и Северного субрегионов ЕС (прежде всего, в Германии и странах Скандинавии).

Статья поступила в редакцию 22.11.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев Р. В. Исламский экстремизм в районе бассейна озера Чад // Международные процессы. 2017. Т. 15, № 1 (48). С. 92-107. DOI: 10.17994/IT.2017.15.1.48.8.

2. Житин Д. В., Краснов А. И., Шендрик А. В. Географические особенности миграционных связей Европы // Балтийский регион. 2016. Т. 8, № 3. С. 75-92. DOI: 10.5922/20749848-2016-3-5.

3. Малахов В. С. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 232 с.

4. Политическая идентичность и политика идентичности: в 2-х т. Т. 2: Идентичность и социально-политические изменения в XXI в. / отв. ред. И. С. Семененко. М.: РОС-СПЭН, 2012. 471 с.

5. Полян П. М., Трейвиш А. И. Центрографический метод исследования территориальных структур // Территориальные структуры - урбанизация - расселение: теоретические подходы и методы изучения. М.: Новый хронограф, 2014. С. 180-202.

6. Саррацин Т. Германия: самоликвидация / пер. с нем. М.: Рид Групп, 2012. 400 с.

7. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project: Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), COUNTRIES ONLY [Электронный ресурс] // The ARDA (Association of Religion Data Archives): [сайт]. URL: http://www.thearda.com/Archive/Files/Descrip-tions/RCSDEM2.asp (дата обращения: 18.09.2018).

8. Europe's Growing Muslim Population. Washington, D.C.: Pew Research Center, 2017. 59 p.

9. First instance decisions on applications by citizenship, age and sex Annual aggregated data (rounded) [Электронный ресурс] // Eurostat: [сайт]. URL: http://appsso.eurostat. ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=migr_asydcfsta&lang=en (дата обращения 18.09.2018).

10. Kettani H. The World Muslim Population, History & Prospect. Singapore: Research Publishing Services, 2014. 584 p.

11. The Future of Global Muslim Population. Projections for 2010-2030. Washington, D.C.: Pew Research Center, 2011. 209 p.

12. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Washington, D.C.: Pew Research Center, 2015. 245 p.

REFERENCES

1. Dmitriev R. V. [Islamic extremism in the lake Chad region]. In: Mezhdunarodnye Protsessy [International Trends], 2017, vol. 15, no. 1 (48), pp. 92-107. DOI: 10.17994/IT.2017.15.1.48.8.

2. Zhitin D. V., Krasnov A. I., Shendrik A. V. [Geography of European migration]. In: Baltijskij region, 2016, vol. 8, no. 3, pp. 75-92. DOI: 10.5922/2074-9848-2016-3-5.

3. Malahov V. S. Kul'turnye razlichija i politicheskie granicy v jepohu global'nyh migracij [Cultural Differences and Political Boundaries in the Age of Global Migration]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 232 p.

4. Semenenko I. S. (ed.) Politicheskaja identichnost' i politika identichnosti: v 2 t. T. 2: Identich-nost' i social'no-politicheskie izmenenija v XXI v. [Political Identity and Identity Politics: in

Vjay

2 vol. Vol. 2: Identity and Socio-Political Changes in the 21st Century]. Moscow, Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija, 2012. 471 p.

5. Poljan P. M., Trejvish A. I. [Centrographic method of studying the territorial structures]. In: Territorial'nye struktury - urbanizacija - rasselenie: teoreticheskie podhody i metody izuchenija [Territorial structures - urbanization - settlement: theoretical approaches and study methods]. Moscow, Novyi hronograf, 2014, pp. 180-202.

6. Sarrazin T. Deutschland schafft sich ab. Berlin, DVA Dt.Verlags-Anstalt, 2010.

7. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project: Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), COUNTRIES ONLY. In: The ARDA (Association of Religion Data Archives). Available at: http://www.thearda.com/Archive/Files/Descriptions/RCSDEM2.asp (accessed: 18.09.2018).

8. Europe's Growing Muslim Population. Washington, D.C, Pew Research Center, 2017. 59 p.

9. First instance decisions on applications by citizenship, age and sex Annual aggregated data (rounded). In: Eurostat. Available at: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show. do?dataset=migr_asydcfsta&lang=en (accessed: 18.09.2018).

10. Kettani H. The World Muslim Population, History & Prospect. Singapore: Research Publishing Services, 2014. 584 p.

11. The Future of Global Muslim Population. Projections for 2010-2030. Washington, D.C., Pew Research Center, 2011. 209 p.

12. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Washington, D.C., Pew Research Center, 2015. 245 p.

БЛАГОДАРНОСТИ

Исследование выполнено по госзаданию Института географии РАН «Проблемы и перспективы территориального развития России в условиях его неравномерности и глобальной нестабильности».

ACKNOWLEDGMENTS

The work was performed within the framework of the State Assignment of the Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences "Problems and prospects for the spatial development of Russia under the conditions of its irregularity and global instability".

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Агафошин Максим Михайлович - ассистент кафедры экономической и социальной географии имени академика РАО В. П. Максаковского географического факультета Московского педагогического государственного университета; e-mail: agafoshinmm@gmail.com

Горохов Станислав Анатольевич - доктор географических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории географии мирового развития Института географии РАН; e-mail: stgorohov@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Maksim M. Agafoshin - Assistant Lecturer at the V. P. Maksakovskii Department of Economic and Social Geography, Faculty of Geography, Moscow State Pedagogical University; e-mail: agafoshinmm@gmail.com

Stanislav A. Gorokhov - Doctor of Geographical Sciences, Leading Researcher at the Laboratory of Geography of World Development, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences; e-mail: stgorohov@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Агафошин М. М., Горохов С. А. Пространственная динамика ислама в странах ЕС // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 1. С. 8-20. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-1-8-20

FOR CITATION

Agafoshin M., Gorokhov S. Spatial Dynamics of Islam in EU Countries. In: Bulletin of the Moscow Regional State University, Series: Natural Sciences, 2019, no. 1, pp. 8-20. DOI: 10.18384/2310-7189-2019-1-8-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.