Научная статья на тему 'Просопографические исследования в библиотековедении: методологический аспект'

Просопографические исследования в библиотековедении: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ДОСТОИНСТВА И ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСОПОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА / LIBRARY SCIENCE / RESEARCH / PROSOPOGRAPHIC RESEARCH / PROSOPOGRAPHIC METHOD / ADVANTAGES AND LIMITATIONS OF PROSOPOGRAPHIC METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варганова Галина Владимировна

Просопографические исследования, являясь самостоятельным типом исследования, применяются в различных областях научного знания, в том числе в области библиотечно-информационной науки. Их проведение связано с изучением исторического прошлого библиотечного дела и библиотековедения по широкому спектру тем и направлений, которые приобретают актуальность на современном этапе развития науки и практики. В статье рассмотрены основные этапы просопографических исследований, связанных с составлением коллективной биографии группы лиц, проанализированы достоинства и ограниченность просопографического метода, являющегося по своей сущности междисциплинарным. Определены основные проблемы, требующие решения в ходе исследования: сбор, анализ, оценка репрезентативности и надежности материала, подлежащего изучению для выявления однотипной и уникально-неповторимой информации, формулировка критериев выбора членов изучаемой группы, разработка опросника, анализ и интерпретация полученных результатов. Выпущенные Российской национальной библиотекой, Библиотекой Российской академии наук и ГПНТБ России «Библиотечная энциклопедия» и справочники рекомендуются как источники проведения просопографических исследований. В статье обосновывается необходимость создания базы данных просопографического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Варганова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosopographic research in library science: a methodological aspect

Prosopographic research is a kind of research used by specialists in different spheres of scientific knowledge including library science. It is applied to study historical issues in a wide range of problems of library science and librarianship development, which are relevant to modern period. Prosopographic research main stages are represented related to compiling a collective biography of a group of persons; advantages and limitations of a prosopographic method are analyzed, it is defined as a cross-disciplinary one. Main problems to be solved in this study course are determined: collection, analysis, assessment of representativeness and reliability of material to be studied for identifying similar and unique information, criteria formulation for selecting the members of the study group, drafting a questionary, procedures of research results analysis and interpretation. «Library Encyclopedia» and reference books issued by the Russian National Library, the Library of the Russian Academy of Sciences and the State Public Scientific-Technological Library are recommended as sources for prosopographic research. The necessity of a prosopographic database generation is proved

Текст научной работы на тему «Просопографические исследования в библиотековедении: методологический аспект»

БИБЛИОСФЕРА, 2015, № 3, с. 3-7

Методология НИР

УДК 02:001.8 ББК 78.3в6

ПРОСОПОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Г. В. Варганова, 2015

Санкт-Петербургский государственный институт культуры 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2/4

Просопографические исследования, являясь самостоятельным типом исследования, применяются в различных областях научного знания, в том числе в области библиотечно-информационной науки. Их проведение связано с изучением исторического прошлого библиотечного дела и библиотековедения по широкому спектру тем и направлений, которые приобретают актуальность на современном этапе развития науки и практики. В статье рассмотрены основные этапы просопографических исследований, связанных с составлением коллективной биографии группы лиц, проанализированы достоинства и ограниченность просопографического метода, являющегося по своей сущности междисциплинарным. Определены основные проблемы, требующие решения в ходе исследования: сбор, анализ, оценка репрезентативности и надежности материала, подлежащего изучению для выявления однотипной и уникально-неповторимой информации, формулировка критериев выбора членов изучаемой группы, разработка опросника, анализ и интерпретация полученных результатов. Выпущенные Российской национальной библиотекой, Библиотекой Российской академии наук и ГПНТБ России «Библиотечная энциклопедия» и справочники рекомендуются как источники проведения просопографических исследований. В статье обосновывается необходимость создания базы данных просопографического характера.

Ключевые слова: библиотековедение, научные исследования, просопографические исследования, просо-пографический метод, достоинства и ограниченность просопографического метода.

Prosopographic research is a kind of research used by specialists in different spheres of scientific knowledge including library science. It is applied to study historical issues in a wide range of problems of library science and librarianship development, which are relevant to modern period. Prosopographic research main stages are represented related to compiling a collective biography of a group of persons; advantages and limitations of a prosopographic method are analyzed, it is defined as a cross-disciplinary one. Main problems to be solved in this study course are determined: collection, analysis, assessment of representativeness and reliability of material to be studied for identifying similar and unique information, criteria formulation for selecting the members of the study group, drafting a questionary, procedures of research results analysis and interpretation. «Library Encyclopedia» and reference books issued by the Russian National Library, the Library of the Russian Academy of Sciences and the State Public Scientific-Technological Library are recommended as sources for prosopographic research. The necessity of a prosopographic database generation is proved.

Keywords: library science, research, prosopographic research, prosopographic method, advantages and limitations of prosopographic method.

Историческое прошлое, будучи многосторонне осмысленным, дает ключ к пониманию настоящего и способствует разработке стратегических сценариев развития библио-течно-информационной отрасли.

История библиотечного дела и история библиотековедения находятся в фокусе пристального внимания современных специалистов. В вузах культуры и в крупнейших библиотеках страны организуются научные исследования, защищаются диссертации, издаются монографии, сборники научных работ, проводятся международные и региональные конференции, семинары и круглые столы. Все большее распространение получает мемориальная проектная деятельность с использованием множест-

венности меморизаторских практик по увековечиванию имен отечественных библиотечных специалистов: празднование памятных дат, связанных с жизнью и творчеством ученых / руководителей / сотрудников библиотек; организация посвященных им конференций и чтений; публикация мемуарной литературы и др.

Однако очевидно, что особая ответственность за постижение культурного и научного смысла отстоящих во времени предметов, процессов и явлений библиотечного мира ложится на специалистов, работающих в историко-библиотековедческом сегменте научной деятельности, качество исследований которых во многом предопределяется выбором методологического аппарата, позволяющего

получить новое системное, непротиворечивое и обоснованное знание.

В обширном методологическом арсенале библиотековедения особое место занимает просопо-графический метод, определяемый как метод создания коллективных биографий, позволяющий получить описание наиболее типичных представителей творческого меньшинства, выявить и изучить определенный круг лиц как типов, персонифицирующих те или иные процессы и события... [6].

Создание коллективной биографии предваряет работа по поиску, изучению и анализу источников, содержащих однотипную информацию об изучаемой группе, и источников, содержащих биографические данные членов выбранной группы, что и будет положено в основу коллективной биографии; а завершает - формирование базы данных просо-пографического характера с широкими программными возможностями.

Просопографический метод междисциплинарен и интегративен. Это связано с тем, что просопо-графия является самостоятельной вспомогательной исторической дисциплиной, обнаруживающей тесные связи с генеалогией, ономастикой (разделом языкознания, изучающим имена собственные), социографией. Очевидны ее связи с историей, социологией, психологией, педагогикой, культурологией, социальной антропологией, политологией, демографией, этнографией, этнологией, экономикой, историей экономики и др. [10]. Эвристические возможности просопографического метода обеспечили ему заслуженное признание представителей научного сообщества.

Анализ электронных каталогов Российской национальной библиотеки (РНБ), Российской государственной библиотеки (РГБ), Библиотеки Конгресса показывает, что большая часть книг, в которых отражаются результаты просопографических исследований, относятся к истории: античной / средних веков / новой / новейшей / политической / экономической. Однако это не отменяет необходимости просопографических разработок в других сферах, в частности, в науковедении, культурологии, педагогике, психологии, религиоведении и др.

Просопографические исследования, вне всяких сомнений, являются значимым ресурсом развития библиотечно-информационной науки и востребу-ются отечественными и зарубежными специалистами. В рамках установленных исследователями географических и хронологических ограничений создавались коллективные биографии руководителей библиотек различных типов; библиотечных специалистов определенной специализации конкретных регионов; ведущих ученых в области информационных наук, имеющих докторскую степень; библиотекарей - афроамериканок, работавших в публичных библиотеках южных штатов Америки в пе-

риод расовой сегрегации; филантропов, оказавших финансовую помощь в становлении публичных библиотек Шотландии и др. [9, 11-13].

Просопографический подход используется при разработке проблем становления и развития научных школ [5], при рассмотрении персонологичес-ких и профессиологических вопросов, о чем свидетельствует доклад профессора МГИК Т. Ф. Каратыгиной на тему «Просопография деятелей биб-лиотечно-информационной и культурологической сферы: некоторые размышления о перспективах исследования», представленный на Московском форуме культуры-2013. Просопографическое исследование в методологическом отношении включает в себя основные компоненты, характерные для любого научного исследования: объект исследования, предмет анализа, цель, задачи исследования (проблемы), исследовательские средства, представления о последовательности познавательных действий в процессе решения поставленной задачи [8].

Безусловным достоинством просопографичес-кого исследования является возможность использования в нем методов, представляющих как качественную, так и количественную парадигму [3, 4]. В исследованиях данного типа применяются идеографические и номотетические методы. Идеографический метод направлен на выявление, описание и интерпретацию индивидуально-неповторимых особенностей единичного объекта [1]. При изучении биографий каждого специалиста, входящего в изучаемую группу, в библиотековедческих исследованиях наиболее активно используются исторический, биографический, аксиологический и метод культурно-исторических типов. Номотетический метод предполагает описание и объяснение закономерных, всеобщих связей класса объектов [1], что предполагает применение системного, логико-гносеологического и структурно-функционального методов.

Просопографические исследования, в которых органично используются идеографические и номо-тетические методы на основе взаимодополнительности, позволяют получить синтезированное знание, открывающее простор для выявления, с одной стороны, уникального, индивидуально-неповторимого в биографии каждого члена группы, а с другой стороны, общего для всей группы, которое может определяться как типическое. Это обеспечивает системность получаемых сведений, надежность доказательной базы и верифицируемость результатов исследования.

В просопографическом исследовании наиболее сложной является проблема выбора группы лиц, чья коллективная биография создается, и определение их числа. Непременно встает задача разработки системы критериев, которые могут быть положены в основу этого выбора. При этом очевидно,

что члены группы должны обладать неким набором общих качественных / количественных признаков. Это предопределяет выявление массива документов, содержащих однотипную информацию: энциклопедий, справочников, словарей с предварительным выявлением информационных возможностей каждого типа привлекаемого к изучению документа и пригодности его структуры для использования в исследовании. Выявление структурированной информации не только позволяет провести данное исследование, но и закладывает основы для дальнейшего научного поиска, так как предопределяет возможность проведения процедуры измерения и сравнения с другими однотипными явлениями, событиями, процессами, характерными для других групп библиотечного сообщества и т. д.

Потребность в однотипной структурированной информации тем ощутимее, чем больше временное отстояние изучаемых лиц от сегодняшнего дня.

На этом этапе первостепенную значимость имеют энциклопедии, справочники и словари универсального, отраслевого и регионального характера. При изучении групп библиотечных специалистов необходимо изучение «Библиотечной энциклопедии» (РГБ), справочника «Кто есть кто в биб-лиотечно-информационном мире России и СНГ» (ГПНТБ России), биографического словаря сотрудников Библиотеки Академии наук за 300 лет (Библиотека Российской академии наук), биографического словаря «Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры» (РНБ). В зависимости от задач исследования могут быть полезны справочники «Кто есть кто в библиотечном мире Кузбасса», «Российские библиотекари: Москва» и др.

Далее представляется важным выявление и оценка достаточности и надежности источников, содержащих сведения биографического характера обо всех членах группы. При недостаточности материала встанет вопрос о репрезентативности получаемых сведений, а поставленная под вопрос надежность не позволит прийти к доказательности и обоснованности выводов исследования.

В просопографическом исследовании чаще всего выдвигаются следующие критерии: гомогенность / гетерогенность группы, количество входящих в нее лиц, а также географический, хронологический, социально-демографический критерии. Обязательным критерием является возможность доступа к источникам информации: однотипной, а также содержащей сведения биографического характера обо всех членах группы, и их надежность.

Система критериев обеспечивает возможность проверки выдвинутой гипотезы, предопределяет полноту анализа и качество интерпретации материала, полученного в результате исследования, и в дальнейших исследованиях может служить базой для выводов о более широких группах специа-

листов, которые могут рассматриваться как целое и в состав которых как часть входит изучаемая группа.

Комплексность и многосторонность просопо-графических исследований предполагают привлечение широкого массива документов, позволяющих синтезировать уникальные черты / события / явления, характерные для каждого члена изучаемой группы, а также общее и типическое.

Биографический метод в совокупности с историческим и логическим позволяет получить палитру сведений о каждом члене изучаемой группы, выявить личностно-индивидуальное, уникальное, неповторимое, единичное и особенное в личной и профессиональной жизни человека.

А. Н. Ванеев утверждает, что основным методом извлечения фактов в историческом исследовании является изучение письменных источников -опубликованных и неопубликованных [2]. Это могут быть официальные и личные документы (энциклопедии, справочники, книги, брошюры, статьи, рецензии, библиографические указатели трудов, отчеты о научно-исследовательской работе, отчеты о командировках, автобиографии, дневники, письма и др.).

Изучение и анализ каждой биографии дают возможность получить сведения о неповторимых и уникальных фактах и событиях в жизни отдельного человека в контексте пережитых эмоций, чувств, разочарований; о его психологических и ментальных особенностях; о причинах и мотивах его интенций и действий; о свершившихся и несвер-шившихся планах. Они позволяют выявить информацию об истории его отношений с другими людьми, о демонстрируемом при этом алгоритме поведения в профессиональной и личной жизни, во время знаковых событий и в условиях повседневности и др.

Использование биографического метода в совокупности с библиометрическим и наукометрическим помогает составить представление о научной работе: о приоритетных и любимых темах исследования, о научной продуктивности, о способах и механизмах получения нового знания, о вкладе конкретного специалиста в разработку тех или иных проблем библиотечно-информационной науки и практики, которые выдержали проверку временем, были оценены, развиты следующими поколениями и восприняты другими научными дисциплинами.

По завершении данного этапа исследования собранный и проанализированный материал представляет собой сложную динамическую систему, находящуюся в неравновесном состоянии. Задачей исследователя является придание ему соразмерности, сопоставимости и сравнительности за счет выявления общего, типического, характерного для

всей изучаемой группы. Строго говоря, в просопо-графическом исследовании выявление уникально-неповторимой информации о каждом индивиде необходимо потому, что достигается лучшее понимание представленности в ней общего для группы, появляется возможность демаркировать характерное от нехарактерного, типическое от нетипического. Исследователю, располагающему таким обширным материалом, большую помощь окажет составление опросника, который значительно упростит и сделает более оперативной процедуру определения типического.

На этом этапе могут быть выявлены типическая траектория жизненного и профессионального пути, типичные показатели научной продуктивности, типичные механизмы взаимодействия членов группы, общие правила, которыми они руководствуются при коммуникации с профессиональным сообществом, и т. п.

Однако в зависимости от поставленных в исследовании цели и задач, энциклопедий, справочников, словарей, сведений, полученных в ходе использования биографического, библиометрического и наукометрического методов, может оказаться недостаточно. В данном случае в качестве источника дополнительной и уточняющей информации можно использовать результаты исследований персоноло-гического характера, отраженные в кандидатских и докторских диссертациях, посвященных специалистам, которые входят в изучаемую группу, так как они, как правило, содержат сведения, конкретизирующие материалы энциклопедий и справочников. Важны серии изданий, выпускаемых в библиотеках и вузах культуры, которые посвящены выдающимся ученым, внесшим большой вклад в разработку проблем библиотечной науки и практики. Необходимо обращение к трудам отечественных библиотековедов, в фокусе внимания которых -история библиотечного дела и библиотековедения: К. И. Абрамов, А. Н. Ванеев, Т. Ф. Каратыгина, В. П. Леонов, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, Л. И. Сальникова, Г. П. Фонотов и др. В высшей степени полезны материалы международных научных конференций «Библиотека в контексте истории», на протяжении многих лет успешно проводившихся под руководством отечественного библиотековеда М. Я. Дворкиной. При этом трудоемкость просопографического исследования очевидна: большая часть массива документов, использованная на этапе составления биографий, вновь подлежит изучению и анализу, но теперь уже с иной целевой фокусировкой, а именно стремлением выявить общее и типическое.

Коллективная биография позволяет восстановить исторический фон, в рамках которого существовала группа, определить влияние на нее социальных, экономических, политических, культурных

и других факторов, обусловивших определенный образ действия и способ существования группы, выявить сущность изменений, происходящих в ее жизни, установить причины и следствия этих изменений, их положительное или негативное влияние на группу во временном континууме.

Коллективная биография позволяет определить общее для группы отношение к значимым для профессиональной жизни изменениям в библиотечно-информационной сфере: сокращение сети библиотек, введение нового закона о библиотечном деле, профессиональный стандарт, поддержка или неприятие научных идей, одобрение или критика сложившихся научных подходов и др. Одновременно коллективная биография дает возможность выявить мотивы поведенческого алгоритма: уклонение от обсуждения какой-либо темы, отказ от участия в работе профессиональных объединений и т. д.

В ходе создания коллективной биографии могут быть очерчены нравственные категории, которыми группа руководствуется в профессиональной и личной жизни, общность ценностных ориентаций, морально-этических норм и правил поведения.

Полученные при изучении группы сведения подлежат обработке и анализу с использованием статистических методов. Статистическая информация, многопланово характеризующая коллективную биографию группы, должна стать основой создания базы данных. База данных с системой современных программных и организационно-методических средств трансформирует статичную коллективную биографию в динамическую, позволяя провести тщательный мониторинг изменений, происходящих в жизни изучаемой группы в определенный исследователем период.

В заключение следует отметить, что просопо-графические исследования в области библиотечных и информационных наук немногочисленны. При этом достоинства их очевидны и прежде всего заключаются в том, что они дают не статичную, а динамичную картину, характеризующую изучаемую группу, показывают историко-культурные изменения и степень их влияния на группу во временном континууме. В ходе создания коллективной биографии непременно открываются новые страницы в жизненном и творческом пути каждого члена группы, восполняются лакуны в биографии, не позволявшие ранее найти истоки и причины событий, мотивы поступков человека и т. п. Одновременно появляются возможности для определения особенностей того или иного этапа в развитии библиотечного дела и библиотечной науки. В связи с этим попытки выстраивать научную реконструкцию биографии того или иного ученого в историческом контексте, основываясь на биографическом методе и методе анализа документов, вне исполь-

зования просопографического, библиометрического и наукометрического методов, вызывают вопросы относительно надежности полученных результатов и их интерпретации. Тем более что ведущие ученые - представители социальных наук, указывают, что главный недостаток биографического метода состоит в том, что нередко субъективные оценки превращаются в показатели объективных процессов. Для преодоления этого изъяна биографического метода его все более соединяют с просопо-графией [6].

Однако нельзя не отметить, что просопографи-ческие исследования отличает большая трудоемкость, огромные временные затраты, неуверенность в возможностях получения доступа к необходимой информации и в ее надежности, недостаточный уровень методологических знаний и знаний в области программных средств и др. Ученые указывают, что средняя длительность разработки и реализации исследований данного типа составляет не менее пяти лет. Все это, безусловно, снижает число исследователей, ориентированных на использование просопографического подхода, а по мнению зарубежных специалистов, также вызывает большие трудности и с поиском потенциальных финансовых партнеров, готовых к оказанию поддержки таких исследований [10]. При этом эффективность просопографических исследований применительно к разработке проблем библиотечно-информацион-ной науки очевидна: их результаты обладают теоретической и практической значимостью. Они могут приводить к радикальным прорывам в глубине понимания проблемы, ее более точном структурировании и вписывании в предметное поле библиотековедения, в преодолении ограниченности использованных для ее решения подходов в предыдущие годы и в определении диапазона возможностей в современных условиях. Будучи сосредоточенными на прошлом, просопографические исследования помогают выстраивать настоящее, предлагать научно

обоснованные прогнозы потенциально возможных перспектив и тенденций развития библиотечного мира.

Литература

1. Бучило Н. Ф., Исаев И. А. История и философия науки. - М. : Проспект, 2012. - 432 с.

2. Ванеев А. Н. История библиотечного дела и библиотековедения : сб. ст. - СПб. : Рос. нац. б-ка», 2012. -308 с.

3. Варганова Г. В. Качественная парадигма в научных исследованиях // Библиосфера. - 2011. - № 3. - С. 3-7.

4. Варганова Г. В. Количественная парадигма в научных исследованиях: преодолен ли «кризис числа» // Библиосфера. - 2014. - № 1. - С. 3-8.

5. Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведе-нии: проблемы формирования и идентификации. -СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2013. - 240 с.

6. Касавин И. Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М. : Канон+, 2009. - 1247 с.

7. Лаврик О. Л. Наукометрический анализ отечественного библиотековедения и библиографоведения // Библиосфера. - 2000. - № 2. - С. 51-59.

8. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М. : Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с.

9. Goedeken E. A. The rainbow survivors of some vanished grey moment of reality: a prosopographical study of the Dictionary of American library biography and its supplement // Libraries of Culture. - 1995. - Vol. 30, № 2. -P. 153-169.

10. Prosopography research. Modern history research union. University of Oxford. - URL: http://prosopography. modhist.ox.ac.uk/course_syllabuses.htm (дата обращения: 22.02.2015).

11. SkedK., ReidP. H. The people behind the philanthropy: an investigation into the lives and motivations of library philanthropists in Scotland between 1800 and 1914 // Library History. - 2008. - Vol. 24, iss. 1. - P. 48-63.

12. Sturges R. P. From collected biography to prosopo-graphy // Library Review. - 1976. - Vol. 25, iss. 5/6. -P. 210-213.

13. Sugimoto C., Cronin B. Biobibliometric profiling: аn examination of multifaceted approaches to scholarship // Journal of the American Society for Information Science and Technology. - 2012. - Vol. 63, № 3. - P. 450-468.

Материал поступил в редакцию 27.02.2015 г.

Сведения об авторе: Варганова Галина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения, тел.: (911) 980-87-89, 750-37-05, е-шаП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.