Научная статья на тему 'Пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде'

Пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
807
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макаров Александр Викторович

В статье рассматриваются особенности организации информационно-пропагандистской работы в сфере здорового образа жизни в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макаров Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде»

SCIENCE TIME

ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Макаров Александр Викторович, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ»), г. Таганрог

E-mail: aleksandr-makarov-81@mail. ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации информационно-пропагандистской работы в сфере здорового образа жизни в ^ студенческой среде. •

Ключевые слова: пропаганда, здоровый образ жизни, студенчество.

Пропаганда ценностей здорового образа жизни у студентов непременно формирует концептуально новый образ мышления. Это образ целеустремленного, успешного, ответственного, свободного от зависимостей человека с активной гражданской позицией, вписанной в исторический дискурс. Отсутствие идеологии здорового образа жизни сегодня чревато серьезными историческими трансформациями завтра: «молодое поколение воспринимает историю как потенциал национальной гордости, имеющий чисто символическое значение, но не влияющий на реальные социальные и социально-политические практики. К тому же под влиянием политического индифферентизма и резкого снижения социальной активности студенты ориентируются на «потребительское» отношение к истории, воспринимая по принципу «модности» или демонстративного подражания» [2].

В Проекте Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025г. здоровый образ жизни (наряду с нравственностью, патриотизмом, инновациями, правосознанием, экологией) рассматривается как фактор и условие формирования мировоззрения молодежи [4].

Реализуемая Концепция формирования антинаркотической культуры личности позволяет выработать в студенческой среде мировоззрение антинаркотической культуры, характеризуемое следующими ценностями:

174

о

Щ SCIENCE TIME Щ

а) «достоинство» — достойный человек - это человек, обладающий такими моральными качествами, которые позволяют ему быть уважаемым и уважающий себя, а значит человеком, верящим в себя. Ему не требуется мира иллюзий, его чувства не требуют искусственного допинга. В любой социальной среде он не стремится стать как все;

б) «ответственность» — готовность взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу. Ответственность человека означает ответственность перед законом, близкими, друзьями, собой;

в) «благополучие» — быть благополучным - значит жить счастливо, с радостью, находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром [1].

Таким образом, формирование антинаркотической культуры у студента, согласно мировоззренческим ценностям «достоинство», «ответственность, «благополучие», предполагает целенаправленную работу соответствующих институтов по следующим уровням:

а) на первом уровне - формирование антинаркотической установки;

б) на втором уровне - активное неприятие наркотических веществ;

в) на третьем уровне - достижение антинаркотической устойчивости [1].

Все три уровня формирования антинаркотической культуры личности

предусматривают утверждение среди представителей студенческой молодежи моды на духовное и физическое благополучие, нового стиля жизни: «К благополучию - через достоинство и ответственность!»

Воспитание направленности студентов на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формируются на основе ценностносмысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной,

коммуникативной, социальной, личностной образовательных компетенций.

Под пропагандой ЗОЖ понимают широкий спектр деятельности — от просветительских и выездных программ до использования СМИ — деятельности, направленной на то, чтобы студенческая молодежь ответственнее относилась к своему здоровью и располагала необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Как известно, при пропаганде здорового образа жизни используются различные методы от устной, печатной, наглядной до комбинированной пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Опыт организации воспитательной работы со студентами показывает, что здоровый образ жизни следует рассматривать в контексте системной информационно-пропагандистской работы в вузовской среде, как важное социально-педагогическое направление всей системы высшего образования.

Как правило, организацию информационно-пропагандистской работы в сфере здорового образа жизни изучают в нескольких аспектах:

175

о

Щ SCIENCE TIME Щ

а) описание информационно-пропагандистской работы в СМИ в сфере ЗОЖ; б) описание разработанных в соответствии с Концепцией формирования антинаркотической культуры личности и практически примененных новых методов и средств работы по пропаганде здорового образа жизни, реализованных на базе вуза (в качестве приоритетных можно выделить такие формы работы, как тематический кураторский час, социально-педагогический проект, тренинговая программа, социальная реклама, ток-шоу, акция, флешмоб, стрит-арт, перформанс, выставка демотиваторов, индивидуальное консультирование, агитбригада и др.) [3]; в) опыт работы по развитию системы занятий физической культурой и спортом; г) результаты вовлечения молодежи в различные виды общественной деятельности; д) проекты в сфере пропаганды здорового образа жизни, реализованные органами молодежного самоуправления.

Таким образом, информационно-пропагандистская работа в сфере здорового образа жизни в студенческой среде является важным средством профилактики употребления психоактивных веществ в условиях реализации системного, комплексного, межведомственного подходов с опорой на государственную политику.

Литература:

1. Концепция формирования антинаркотической культуры личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=872

2. Макаров А.В. Формирование исторического сознания Российского студенчества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - №1. - С. 165-168.

3. Макаров А.В. Здоровый образ жизни как идеология современной молодежи: организация профилактической работы в условиях образовательной организации: учебное пособие / под ред. А.Е. Фатеева. - Таганрог: Изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2013. - 128с.

4. Проект Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/files/project-937 -2.pdf

а

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.