Научная статья на тему 'Пропаганда научных знаний в детских научно-популярных изданиях'

Пропаганда научных знаний в детских научно-популярных изданиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1542
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДЕТЕЙ / ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / CHILDREN''S JOURNALISM / POPULAR SCIENCE JOURNALISM / MEDIA LITERACY / IMPACT OF MEDIA / INFLUENCE OF MEDIA ON CHILD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теплицкая Анна Аркадьевна

В статье рассматриваются вопросы информационной компетентности ребенка, значение медиаграмотности и свободного ориентирования в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Popularization of Scientific Knowledge in Children''s Popular Science Magazines

This article explores the importance of education for media literacy, orientation in the media and status of children’s information competence.

Текст научной работы на тему «Пропаганда научных знаний в детских научно-популярных изданиях»

ОБЗОРЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 07-019

Теплицкая А. А.

Пропаганда научных знаний в детских научно-популярных изданиях

В статье рассматриваются вопросы информационной компетентности ребенка, значение медиаграмотности и свободного ориентирования в медиапространстве.

This article explores the importance of education for media literacy, orientation in the media and status of children's information competence.

Ключевые слова: научно-популярная журналистика, медиаграмотность, влияние СМИ на детей, детская журналистика.

Key words: popular science journalism, media literacy, impact of media, influence of media on child, children's journalism.

Во всем мире научно-популярная журналистика занимает достойное место в системе средств массовой информации (СМИ). И это естественно, ведь адаптация научного знания к уровню понимания массовой аудиторией представляет собой сложный и чрезвычайно важный творческий процесс. Популяризация науки сегодня - это насущная необходимость. Научно-популярная журналистика давно рассматривается учеными как обширная область журналистики, которая обладает определенными функциональными, жанровыми и предметно-тематическими особенностями. Западные страны тратят большой объем ресурсов на производство и верификацию знаний. Поддержка науки способствует увеличению количества ученых, которые, в свою очередь, добиваются больших научных успехов. По мнению профессора Билефельдского университета Петера Вайнгарта, экспоненциальный рост науки становится основным фактором от перехода от индустриального общества к обществу знания [3]. Для того чтобы коммуникация между наукой и обществом состоялась, главным образом используются СМИ. Наука производит «истинное» знание, которое является специальным для массовой аудитории, а поэтому подвергается переводу, после чего адаптированная научная информация распространяется через СМИ. Под научной информацией понимают «совокупность процессов представления, передачи и получения научных данных, образующих основной механизм существования и развития науки» [9, с. 9].

Научно-популярная журналистика сопровождается большим количеством споров и разных мнений: например, широко распространено мнение

© Теплицкая А. А., 2014

о том, что популяризируемое знание является упрощением, или то, что наука подается в искаженном виде и зачастую является носителем ложной информации и не соответствует реальности. Известны случаи, когда сами ученые, которые контролируют процесс подачи научной информации, обвиняются в том, что используют ее в своих целях ради получения дополнительного финансирования на свои проекты и прочее. Однако, несмотря на все это качественная научно-популярная журналистика, несомненно, приносит пользу обществу, являясь единственным посредником между наукой и обществом.

Научно-популярная журналистика реализует просветительскую и образовательную функцию прессы, соответственно, тесно связана с понятием научного знания и интеллектуального развития. Традиционно интеллект понимают как не столько уже имеющиеся знания и умения, сколько способность думать и учиться. Интеллект не сформирован от рождения, его развитие определяется в том числе и социальными условиями и может быть скорректировано вне зависимости от природного типа нервной системы субъекта [10]. Это утверждение помогает нам сделать вывод, что интеллектуальное развитие может продолжаться в течение всей жизни индивида и изменяться под влиянием внешних воздействий. Именно в детстве закладывается фундамент познавательных потребностей, происходит процесс усвоения культурных норм и ценностей, формируется основа мыслительной деятельности, а также вырабатываются идеалы и поведенческие шаблоны.

Систематизирование знаний о законах природы, общества и мышления позволяют говорить об уровне интеллектуальных способностей ребенка, а особенности характера интеллекта решающим образом зависят от социальных условий жизни индивида. Развитие личности ребенка начинается очень рано, но только в младшем школьном возрасте появляются соподчинение мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнение окружающих детей, развитие воли и многие другие критерии, при которых начинают активно формироваться настоящие качества личности. Д.Б. Эльконин - советский психолог, специализирующийся главным образом на детской и педагогической психологии, выделял следующие психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста: возникновение первого схематического абриса, возникновение первичных этических инстанций, возникновение соподчинения мотивов, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания [12].

В этом возрасте, естественно, увеличивается количество внешних факторов, которые могут влиять на отдельные психические процессы ребенка. В число этих внешних факторов попадают и средства массовой информации. Именно в это время в процесс воспитания ребенка, в формирование его личности, взглядов и убеждений включается такой фактор, как средства массовой информации. Известно, что изучение воздей-

ствия СМИ на личность часто оказывается в фокусе исследований по социологии, психологии, теории журналистики и антропологии. Подобные теории помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. Достаточно большой массив научной литературы, относящийся к разделу влияния СМИ именно на детское сознание, представлен работами М.И. Холмова [11], И.А. Руденко [8], Ш. Ишкулова [5], Л.В. Бутыльская [2], О.П. Березкина [1]. За пределами нашей страны этот вопрос поднимается чаще и особо хочется отметить исследования Альберта Бандура [13], Джорджа Гербнера [15] и А. Захури [17].

Однако в большинстве случаев эта тема рассматривается в плане негативного влияния СМИ на неокрепшую психику детей - имеются в виду некоторые телевизионные программы и полнометражные фильмы. Социологи и психологи говорят об информационном тоталитаризме, информационных неврозах, информационном манипулировании. Практически отсутствуют исследования, где результатом чтения печатных изданий становится положительное информационно-психологическое воздействие на детскую психику.

По исследованиям профессора Тегеранского университета доктора философии Али Захури социализирующая роль телевидения становится более значимой, когда ребенок живет в реальности, отличающейся от той, которую показывают по телевидению. В соответствии с теорией культивирования, дети с доверием относятся к той социальной реальности, которую показывает телевидение. В сравнении с американцами, дети из других стран чаще используют телевизор в образовательных целях из-за того, что испытывают потребность к заимствованию языка, традиций, норм поведения. Культивация относится к близости между восприятием телевизионной аудиторией социальной реальности и описанием социальной реальности, представленной телевидением. Подводя итоги, Али Захури объясняет, что согласно его ожиданиям, представители разных культур по-разному воспринимают одну и ту же информацию, полученную из органов СМИ [14].

Влияние СМИ на неокрепшее детское сознание особенно велико. СМИ являются одним из наиболее значимых источников инкультурации и социализации, которые в том числе занимают и одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия. С точки зрения перспективы, необходимо четко проводить границу между негативно воздействующими масс-медиа и теми, которые оказывают положительное влияние на детское развитие. Среди благоприятных критериев можно выделить: повышение политической культуры, ориентировку в современной ситуации, развитие социальных навыков, преемственность поведенческих шаблонов, повышение интеллектуального уровня, подъем культуры, социализация в обществе, определение будущей профессии. Естественно, виды СМИ для получения благоприятных результатов могут быть различными - ребенок может использовать для этого печатные ресурсы, радио- и телепередачи или Интернет. Интересную теорию предложили доктора Энтони Форд-

Джонс (мемориальный госпиталь Джозей Брант) и Питер Ниман (Детская больница Альберта). Они утверждают, что уровень развития конкретного ребенка является решающим фактором в определении, будет ли СМИ иметь положительные или отрицательные последствия [4]. То есть при низком интеллектуальном развитии ребенок, «как губка», будет впитывать все то, что попадает в поле его зрения, при этом неправильно интерпретируя материал и делая ложные выводы. В этом случае он поглощает все отрицательные влияния СМИ, такие как чрезмерная жестокость, насилие, человеконенавистническая пропаганда и многое другое. При высоком развитии ребенок будет пропускать все то, что считает неприемлемым, и получать по большей части позитивную информацию, правильно влияющую на его сознание и психику. Дело в том, что подобная самостоятельная ориентация в медиапространстве заметно уменьшит родительский контроль и тем самым позволит ребенку по своему усмотрению отбирать и анализировать поступающую к нему информацию, что необходимо по мере его взросления.

Однако даже концепция, предложенная Энтони Форд-Джонсом и Питером Ниманом, имеет две небесспорные импликации: во-первых, родитель не может с точностью определить уровень интеллектуального развития своего ребенка и здесь возникает риск ошибки; во-вторых, ребенок изначально может иметь другие социальные установки и собственные предпочтения при выборе тематики материалов. В этом случае возможно оградить ребенка от негативного влияния СМИ, предлагая ему заведомо безопасные источники информации. Этими источниками, бесспорно, являются научно-популярные детские издания. К сожалению, в последние десятилетие все больше и больше издателей приходят к единогласному мнению, что «научно-популярные журналы - это вид, находящийся под угрозой исчезновения» [16].

Вильсон де Сильва, бывший президент всемирный федерации научных журналистов и основатель известного научного журнала «Космос», говорит о том, что научная журналистика находится под серьезным давлением в США, где уже расформированы многие научные издания, а столичные ежедневные газеты увольняют «научных» журналистов. Однако он утверждает, что это происходит не от того, что интерес к науке стремительно падает, а потому, что медиаиндустрии США сейчас находятся в большой беде [6]. Это доказывает и тот факт, что научный репортаж процветает в развивающихся регионах, таких как Латинская Америка, ближний Восток, Китай.

Научно-популярные издания для детей сейчас представлены в разных странах мира. Печатные СМИ осуществляют привлечение молодежи к важным сферам общественной жизни, предлагая читателям выбирать интересующие их материалы по разнообразным критериям - классификации журналов по тематикам, периодичности издания, по жанрам и по возрастным особенностям аудитории. Научно-популярные журналы во всем своем

многообразии оставляют за маленьким читателем право выбора именно той специфики, к которой он тяготеет. Во многом благодаря содержанию и стилистике материалов стало возможным побудить ребенка к изучению именно той сферы деятельности, формирование и развитие которой существенно для усовершенствования экономики страны. Или просто привлечь его к процессу познания и расширения кругозора, что немаловажно для повышения культурного и образовательного уровня населения.

Ни для кого не секрет, что главными критериями, которые используют журналисты при отборе темы в научно-популярное издание, являются актуальность, сенсационность, персоналии и связь с локальными интересами [3]. Это естественно, ведь взрослый читатель интересуется главным образом возможной связью между результатом научного исследования и своей жизнью. В противном случае даже открытие международного уровня не представит для него никакого интереса.

Примечательно то, что эти самые критерии сильно отличаются от тех, которые используются в детской научно-популярной прессе. Для ребенка не имеет ровно никакого значения практическая ценность и социальный характер того или иного знания, а также присутствие в материале известной личности. Наоборот, в детских материалах научной направленности играют роль такие критерии, как наличие вымышленных персонажей, увлекательность и игровая составляющая. То же самое происходит с предметно-тематической направленностью в научно-популярных изданиях: авторы, пишущие для взрослой аудитории, выбирают злободневные темы научно-популярных текстов, ориентируясь большей частью на объективную реальность и актуальность выбранной проблематики, тогда как детские научно-популярные издания характеризует широкий предметно-тематический спектр наук.

Для выявления тематического разнообразия были проанализированы более тридцати современных научно-популярных детских изданий США и Канады, в том числе: «Chirp Magazine», «Chicka DEE» «OWL», «Kayak» «WILD», «Ranger Rick», «Appleseeds», «Calliope», «LadyBug», «Minimag», «Winter Soldier», «Zootles», «Dig», «Spider», «Turtle», «Muse», «Zoobooks», «Muse», «Cricket», «Academy Earth», «Boys' Life», «Discovery Girls», «National Geographic Kids Magazine», «The Open Road for Boys», «Stone Soup» и многие другие. Подробное изучение вышеперечисленных изданий позволило выявить тематику детской научно-популярной периодики: «Здоровье и медицина», «Разум и мозг», «Сельское хозяйство», «Земля и климат», «Пространство и время», «Материя и энергия», «Компьютеры и математика», «История и археология», «Биология», «Литература и искусство», «Химия». В целом мы можем прийти к выводу, что области тем детских изданий практически не отличаются от тем, предлагаемых взрослой аудитории.

По возрастной аудитории научные издания разделяют на журналы для дошкольников (3-6 лет), журналы для младших школьников (7-10 лет), журналы для старшеклассников (10-16). Естественно, тематическое мно-

гообразие журналов расширяется по мере взросления ребенка. Следует упомянуть и тот факт, что разделение детей на группы по возрастным характеристикам является условным и индивидуальным, та как дети одной возрастной группы могут находиться на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Канадский рынок детской научно-популярной прессы представляет немалый интерес. Его отличают неизменное качество и публикуемых материалов, и печатной продукции. По официальным статистическим данным, на начало 2014 года на территории Канады выпускается около сорока детских изданий [6], из которых двенадцать имеют ярко выраженный научно-популярный уклон. Что касается ситуации в США, то здесь количественные показатели детских изданий находятся на более высоком уровне, что естественно при тенденции концентрирования массмедиа на территории страны. По данным на 2014 год на территории США публикуется более 75 детских изданий [7].

Замечательно, когда интеллектуальное развитие ребенка не ограничивается только чтением научно-популярного журналов. Особый эффект производят научно-популярные программы в комплексе: телевизионные передачи, которые занимаются пропагандой научных знаний (дорогостоящие экспедиционные съемки природы, новости, посвященные научным исследованиями и ученым, компьютерные реконструкции прошлого, наглядные эксперименты по естественным наукам), печатные и электронные журналы, иллюстративный и графический материал (занимательные карты, атласы, подборки фотографий), интернет-ресурсы (виртуальные экскурсии, интерактивные карты, развлекательно-познавательные программы). Правильно подобранные ресурсы по различным темам могут быть направлены на динамичное интеллектуальное развитие ребенка.

В качестве заключения можно говорить о том, что в современном мире информация является ведущим ресурсом, информационная компетентность начинает выступать главной характеристикой человека. Детская аудитория, несомненно, является активным потребителем информации и, поскольку СМИ играют первостепенную роль в современном обществе, мы никак не можем препятствовать этому процессу. В зависимости от степени развития интеллекта любой ребенок в той или иной мере подвергается воздействию СМИ, и это воздействие может производить как положительный, так и отрицательный эффект. Со своей стороны, мы можем дать ребенку необходимое медиаобразование, которое является одним из эффективных инструментов защиты от вредных воздействий СМИ. Ме-диакомпетентность поможет свободно ориентироваться в медиапростран-стве и критически анализировать информацию; это необходимо также и для того, чтобы четко контролировать совокупное воздействие СМИ на собственную жизнь.

Список литературы

1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 239 с.

2. Бутыльская Л.В. Внушение как естественная предпосылка социальной регуляции поведения // Проблемы соотношения естественного и социального в обществе и человеке. - 2010. - № 1. - С. 46-53.

3. Вайнгарт П. Момент истины для науки: последствия «общества знания» для общества и науки // Российская наука и СМИ: Материалы междунар. интернет-конференции, проходившей 5 нояб. - 23 дек. 2003 г. / под ред. Ю.Ю. Черного, К.Н. Ко-стюка. - М.: Московское представительство фонда им. Конрада Аденауэра, 2004. -С. 318-327.

4. Заметки о семинаре по научной журналистике на Европейском открытом форуме науки ES0F2006, который прошел с 15 по 19 июля 2006 года в Мюнхене. - [Электронный ресурс]: http://sciencewriter.livejournal.com/9578.html

5. Ишкулова Ш. Использование средств массовой коммуникации в социализации подростков // Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - С. 30-33.

6. Официальный государственный сайт статистики Канады. - [Электронный ресурс]: http://www.statcan.gc.ca

7. Официальный сайт статистики США. - [Электронный ресурс]: http://www.statista.com

8. Руденко И. А. Детская печать в России на современном этапе // Вестник МГУ. -1997. - Сер. 10. Журналистика. - № 1. - С. 48-56.

9. Современные проблемы науки и журналистики: учеб. пособие / сост. С И. Сметанина. - СПб.: СПбГУ, 2012. - 149 c.

10. Соловьева Ю.В. Зависимость интеллектуального развития детей от социокультурных условий их жизни: дис. ... канд. психол. наук. - М, 1999. - 175 с.

11. Холмов М.И. Становление детской журналистики для детей. - Л.: ЛГУ, 1983. -

208 с.

12. Эльконин Д.Б. Период детства. - [Электронный ресурс]: http://www.ido.rudn.rU/psychology/age_psychology/8.html#8.3

13. Bandura A. & Walters, R. Social Learning and Personality Development. - New York: Holt, Rinehart & Winston, 1963. - 467 р.

14. Ford-Jones A., Nieman P. Impact of media use on children and youth // Paediatr Child Health. - 2003. - 8(5). - Р. 301-306.

15. Gerbner G. Media Competency As A Challenge to Schools and Education. A German-North American Dialogue. - Gutersloh: Bertelsman Foundation Publishers, 1993.

16. The Walkley Foundation by Wilson da Silva, 2010. - [Электронный ресурс]: http://www.walkleys.com/features/616/

17. Zohoori A.R. A Cross-Cultural Analysis of Children's Television Use // Journal of Broadcasting & Electronic Media. - 1988. - № 1. - V. 32. - P. 105-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.