Научная статья на тему 'Промышленная политика и экономическая безопасность России'

Промышленная политика и экономическая безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2685
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INDUSTRIAL POLICY / ECONOMIC SECURITY / SECURITY THREATS / TECHNOLOGICAL INDEPENDENCE / COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL INDUSTRY / LINES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Ирина Анатольевна

Актуальность и цели. Обострение проблемы обеспечения экономической безопасности государства наблюдается в условиях глобализации экономики и ужесточающихся экономических санкций, предъявленных России со стороны ряда промышленно развитых стран, требующих от нашего государства взвешенной и адекватной реакции. Это влечет за собой изменения в экономической политике государства, в которой на современном этапе отсутствуют научно обоснованная промышленная политика, направленная на активизацию процессов создания условий для перевода экономики России на инновационный путь развития. В сложившихся условиях Россия не в состоянии будет противостоять оказываемому давлению и предотвращать угрозы экономической безопасности государства без изменения макроэкономического курса и без развития отечественной промышленности. Цель работы обосновать необходимость совершенствования промышленной политики государства с целью повышения конкурентоспособности отечественного производства и перевода экономики страны на инновационный путь развития, установления взаимосвязи и взаимообусловленности уровня развития отечественной промышленности и обеспечения экономической безопасности государства. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования официальных материалов Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также изучения трудов отечественных ученых по данной проблеме и материалов круглого стола, проводившегося 22 октября 2014 г. в Госдуме РФ. Методологический потенциал включает монографический метод, применение которого позволяет исследовать ранее предложенные учеными подходы к развитию промышленных предприятий, а также методический подход и индикаторы оценки технологической независимости промышленности и экономической безопасности государства, имеющуюся для этого законодательную базу и ее недостатки, а также положительный опыт зарубежных стран в решении изучаемой проблемы; статистический метод, использованный для анализа данных, связанных с выявлением вызовов и угроз экономической безопасности, а также состояния и тенденций проблем развития отечественной промышленности. Результаты. Выявлены вызовы и угрозы экономической безопасности, предупреждение и устранение которых является острой необходимостью развития отечественной промышленности. Проведен анализ состояния отраслей отечественной промышленности. Обоснованы основные направления промышленной политики государства, являющейся основой перевода всей экономики на инновационный путь развития и обеспечения экономической безопасности страны. Выводы. Исследование основных угроз экономической безопасности государства и проблем функционирования промышленности обусловливает острую необходимость выработки адекватной, эффективной промышленной политики, способствующей системному решению широкого круга задач по переходу российской экономики к инновационному, социально ориентированному типу развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY AND ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Background. The growing problem of economic security of the state is aggrevated in conditions of globalization of the economy and tightening of economic sanctions against Russia by a number of industrialized countries, requiring a balanced and adequate reaction from Russia. This entails changes in the economic policy of the state, which at the present stage has no science-based industrial policy aimed at intensification of the processes of creating conditions for switching from the Russian economy to the innovative way of development. In these circumstances Russia is not able to resist the exerted pressure and to prevent threats to economic security of the state without changing the macroeconomic course and without the development of the national industry. The aim of the article is to justify a need to improve the industrial policy of the state in order to increase competitiveness of the national production and to switch the economy to the innovative way of development, to establish the interaction and interdependence of the development level of the national industry and economic security of the state. Materials and methods. The research task was accomplished through the use of the official materials of the Ministry of Finance and the Central Bank of the Russian Federation, as well as studying the works of Russian scientists on this issue, and materials of the round table held on October 22, 2014 in the state Duma of the Russian Federation. The methodological potential included the monographic method, the use of which allows to explore the approaches to development of industrial enterprises, previously proposed by the scientists, and the methodical approach and indicators for assessing the technological independence of industry and the economic security of the state, the current legislative framework and its weaknesses, as well as the positive experience of foreign countries in solving the problem under investigation; the statistical method was used to analyze the data associated with identification of challenges and threats to economic security, as well as the status and trends of the national industry development problems. Results. The author identified challenges and threats to economic security, prevention and elimination of which is an acute need in order to develop the national industry. The aresearcher considered main directions of the cluster policy in the region, analyzed the national industries and substantiated main directions of the industrial policy of the state, which is the basis of switching of the entire economy to the innovative way of development and economic security of the country. Conclusions. The study of major threats to economic security of the state and problems of functioning of the industry causes an acute need to develop adequate and effective industrial policies that promote system solutions for a wide range of problems of the Russian economy’s switching to the innovative socially oriented type of development.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика и экономическая безопасность России»

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

УДК 637.5

И. А. Сергеева

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Обострение проблемы обеспечения экономической безопасности государства наблюдается в условиях глобализации экономики и ужесточающихся экономических санкций, предъявленных России со стороны ряда промышленно развитых стран, требующих от нашего государства взвешенной и адекватной реакции. Это влечет за собой изменения в экономической политике государства, в которой на современном этапе отсутствуют научно обоснованная промышленная политика, направленная на активизацию процессов создания условий для перевода экономики России на инновационный путь развития. В сложившихся условиях Россия не в состоянии будет противостоять оказываемому давлению и предотвращать угрозы экономической безопасности государства без изменения макроэкономического курса и без развития отечественной промышленности. Цель работы - обосновать необходимость совершенствования промышленной политики государства с целью повышения конкурентоспособности отечественного производства и перевода экономики страны на инновационный путь развития, установления взаимосвязи и взаимообусловленности уровня развития отечественной промышленности и обеспечения экономической безопасности государства.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования официальных материалов Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, а также изучения трудов отечественных ученых по данной проблеме и материалов круглого стола, проводившегося 22 октября 2014 г. в Госдуме РФ. Методологический потенциал включает монографический метод, применение которого позволяет исследовать ранее предложенные учеными подходы к развитию промышленных предприятий, а также методический подход и индикаторы оценки технологической независимости промышленности и экономической безопасности государства, имеющуюся для этого законодательную базу и ее недостатки, а также положительный опыт зарубежных стран в решении изучаемой проблемы; статистический метод, использованный для анализа данных, связанных с выявлением вызовов и угроз экономической безопасности, а также состояния и тенденций проблем развития отечественной промышленности.

Результаты. Выявлены вызовы и угрозы экономической безопасности, предупреждение и устранение которых является острой необходимостью развития отечественной промышленности. Проведен анализ состояния отраслей отечественной промышленности. Обоснованы основные направления промышленной политики государства, являющейся основой перевода всей экономики на инновационный путь развития и обеспечения экономической безопасности страны.

Выводы. Исследование основных угроз экономической безопасности государства и проблем функционирования промышленности обусловливает острую необходимость выработки адекватной, эффективной промышленной политики, способствующей системному решению широкого круга задач по переходу российской экономики к инновационному, социально ориентированному типу развития.

Ключевые слова: инновационное развитие, промышленная политика, экономическая безопасность, угрозы безопасности, технологическая независимость, конкурентоспособность отечественной промышленности, направления развития.

258

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Общественные науки. Экономика

I. A. Sergeeva

INDUSTRIAL POLICY AND ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Abstract.

Background. The growing problem of economic security of the state is aggre-vated in conditions of globalization of the economy and tightening of economic sanctions against Russia by a number of industrialized countries, requiring a balanced and adequate reaction from Russia. This entails changes in the economic policy of the state, which at the present stage has no science-based industrial policy aimed at intensification of the processes of creating conditions for switching from the Russian economy to the innovative way of development. In these circumstances Russia is not able to resist the exerted pressure and to prevent threats to economic security of the state without changing the macroeconomic course and without the development of the national industry. The aim of the article is to justify a need to improve the industrial policy of the state in order to increase competitiveness of the national production and to switch the economy to the innovative way of development, to establish the interaction and interdependence of the development level of the national industry and economic security of the state.

Materials and methods. The research task was accomplished through the use of the official materials of the Ministry of Finance and the Central Bank of the Russian Federation, as well as studying the works of Russian scientists on this issue, and materials of the round table held on October 22, 2014 in the state Duma of the Russian Federation. The methodological potential included the monographic method, the use of which allows to explore the approaches to development of industrial enterprises, previously proposed by the scientists, and the methodical approach and indicators for assessing the technological independence of industry and the economic security of the state, the current legislative framework and its weaknesses, as well as the positive experience of foreign countries in solving the problem under investigation; the statistical method was used to analyze the data associated with identification of challenges and threats to economic security, as well as the status and trends of the national industry development problems.

Results. The author identified challenges and threats to economic security, prevention and elimination of which is an acute need in order to develop the national industry. The aresearcher considered main directions of the cluster policy in the region, analyzed the national industries and substantiated main directions of the industrial policy of the state, which is the basis of switching of the entire economy to the innovative way of development and economic security of the country.

Conclusions. The study of major threats to economic security of the state and problems of functioning of the industry causes an acute need to develop adequate and effective industrial policies that promote system solutions for a wide range of problems of the Russian economy’s switching to the innovative socially oriented type of development.

Key words: innovative development, industrial policy, economic security, security threats, technological independence, competitiveness of the national industry, lines of development.

Обострение проблемы обеспечения экономической безопасности государства как составной части национальной безопасности усиливается в условиях глобализации экономики и ужесточающихся экономических санкций, предъявленных России со стороны ряда промышленно развитых стран, требующих от нашего государства взвешенной и адекватной реакции. Все это,

Social sciences. Economics

259

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

несомненно, влечет за собой изменения в экономической политике государства, в которой на современном этапе при преобладании макроэкономического финансового регулирования отсутствуют научно обоснованная промышленная и научно-техническая политики, направленные на активизацию процессов создания условий для перевода экономики России на инновационный путь развития. В сложившихся условиях Россия не в состоянии будет противостоять оказываемому давлению и предотвращать угрозы экономической безопасности государства без изменения макроэкономического курса и без развития отечественной промышленности.

Опыт промышленно развитых стран свидетельствует об экономическом росте в тех из них, где осуществлялись вложения инвестиций в освоение новых технологий. Недооценка данного факта в нашей стране порождает опасность подрыва ее экономической безопасности.

Для обеспечения экономической безопасности страны необходимо введение механизма государственного стимулирования создания и внедрения образцов новой техники и технологических процессов. Отсутствие подобного механизма в стране приводит к обострению проблем функционирования промышленности.

Основными проблемами функционирования промышленности России на современном этапе являются: отсутствие оборотных и инвестиционных средств, изношенность и отсталость основных фондов, низкая конкурентоспособность, низкая доля в экспорте продукции обрабатывающих отраслей, слабый внутренний спрос, импортизация внутреннего рынка, неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства, неэффективность механизмов государственной поддержки, несбалансированная с промышленной экономикой тарифная политика в естественных монополиях, все большая утрата инновационного характера научнотехнического потенциала и др.

Все отрасли промышленности испытывают осложнение финансового положения предприятий, вызванное снижением спроса на отечественную продукцию, опережающим ростом цен на продукцию естественных монополий.

Потребность в обновлении технологического оборудования и производственных линий на российских предприятиях значительна. Для решения проблемы необходимо учитывать негативные тенденции в научной и производственной сферах России за последние 10-15 лет: сокращение (на 50-90 %) и неустойчивое финансирование НИР и ОКР, утрату ряда наукоемких технологий, отток (в среднем до 40-80 % численности) из научных, проектных и конструкторских организаций, приостановка (до 60-95 %) использования уникальных экспериментальных баз в науке и промышленности [1].

Кроме того, по итогам первого квартала 2014 г. объем прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики сократился в 3,5 раза - с 37,1 до 11,9 млрд долл.1 В российскую экономику не желают вкладывать капиталы не только иностранные, но и российские инвесторы. В связи с этим уменьшаются возможности модернизации промышленного производства.

При складывающемся положении в экономике, структурные диспропорции и угрозы безопасности в развитии промышленности и научно-тех-

1 Центральный банк Российской Федерации (Банк России). - URL: http:// www.cbr.ru

260

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Общественные науки. Экономика

нической сферы экономики могут возрасти, если своевременно не будут приняты соответствующие меры.

Ключевой вопрос развития промышленного производства - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, для чего необходимы активизация инвестиционной деятельности и перевод промышленности на инновационный путь развития. С этой целью необходимо технологическое перевооружение отечественной промышленности, насыщение ее высокопроизводительными системами технологий и машин, новыми материалами, воплощающими новейшие достижения науки и техники.

Российская экономика в целом, несмотря на принятые в последние годы усилия, еще остается в условиях недостаточно благоприятного бизнесклимата, существенного государственного вмешательства в экономику, высокого уровня коррупции.

Национальные интересы России требуют решительных действий по созданию надежной и эффективной системы организационно-правовых, экономических и социальных механизмов защиты, воспроизводства и сохранения отечественного научно-технического и технологического потенциала и в конечном счете достижения экономической безопасности государства.

В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» определены приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития страны, а также ряд внутренних условий, которые окажут на него существенное влияние1. В их числе выделены: необходимость более сбалансированного роста заработной платы и производительности труда; адаптация экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО); необходимость сокращения дефицита федерального бюджета и проведения политики бюджетной консолидации.

Для реализации задач экономической безопасности государства необходимы соответствующие ресурсы, что выдвигает определенные требования к темпам роста экономики в целом и ее основного звена - промышленности. Для обеспечения необходимого объема ресурсов темпы роста ВВП должны поддерживаться на уровне 4,5-5 % в год. При этом не меньшими темпами должно расти и промышленное производство. Только при таких параметрах роста возможно создание условий для решения проблем обеспечения экономической безопасности государства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» предстоит обеспечить увеличение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. и создать к 2020 г. не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Основой для этого является рост инвестиций и технологическое обновление промышленности, развитие конкуренции, поддержка развития науки и технологий, повышение квалификации занятых граждан и создание гибкого рынка квалифицированного труда, поддержка

1 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.). -URL: http://www.base.garant.ru

Social sciences. Economics

261

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

экспорта продукции обрабатывающих отраслей, развитие международной интеграции1.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, устанавливает, что важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора2. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности.

Обострение экономических проблем в России требует выработки адекватной, эффективной промышленной политики. С этой целью необходимо пересмотреть существующую в России промышленную политику, в частности, необходим комплексный законодательный акт, регламентирующий отношения, возникающие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В сложившихся условиях Правительством Российской Федерации рассмотрен проект закона «О промышленной политике в Российской Федерации», который станет основой для реализации ключевых инструментов промышленной политики, заложенных в программных документах, систематизирует меры стимулирования промышленной деятельности, определит полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации промышленной политики3.

Целями промышленной политики в Российской Федерации являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, решение на этой основе социальных задач государства и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. При этом стимулирование промышленной деятельности необходимо осуществлять путем предоставления субъектам промышленной деятельности финансовой, информационной и консультационной поддержки, поддержки в области научно-технической и инновационной деятельности, в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов промышленной деятельности, иных видов поддержки.

Предусматриваются либо особенности применения уже существующих мер стимулирования (например, особенности предоставления субсидий), либо устанавливаются новые меры стимулирования промышленной деятельности, не предусмотренные действующим законодательством (например, освобождение от уплаты налогов субъектов промышленной деятельности, реализующих инвестиционные проекты, включенные в утверждаемый Правитель-

1 URL: http://www.consultant.ru

2 ИА «ГАРАНТ». - URL: http://www.garant.ru/news

3 Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. - URL: http://www.regulation.gov.ru (дата обращения: 07.11.2013).

262

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Общественные науки. Экономика

ством Российской Федерации перечень, субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отдельных отраслей промышленности)1.

Основной задачей отраслевых фондов развития промышленности является выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в России и за рубежом путем предоставления займов субъектам промышленной деятельности на льготных условиях (на условиях, заведомо невыгодных банкам и институтам развития). По сути, фонды являются инструментом возвратного бюджетного финансирования, в связи с чем решение о создании фонда принимает Президент Российской Федерации, а учредителем фонда является Правительство Российской Федерации2.

Среди особенностей мер информационной поддержки необходимо выделить создание государственной информационной системы промышленной деятельности для автоматизации процессов сбора, обработки информации в сфере промышленности хранения информации, обеспечения доступа к ней, повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития промышленности3.

Предусматривается необходимость разделения способов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в гражданской и оборонной промышленности. В гражданской промышленности предусматривается переход к субсидированию НИОКР, а в оборонной промышленности сохраняется прежний инструмент финансирования НИОКР -через договоры на выполнение НИОКР, размещаемые в соответствии с законодательством о государственном оборонном заказе.

Уровень экономической безопасности страны обеспечивается состоянием самой экономики, в частности высокой производительностью труда, высококачественной продукцией, профессионализмом административного персонала, инженеров и рабочих. От этого зависит ее конкурентоспособность на внешних рынках и способность удовлетворять материальные потребности населения внутри страны.

На развитие промышленности в России в значительной степени влияют направления социально-экономической политики государства. В рамках круглого стола «Проблемные точки возможной дестабилизации социальноэкономической ситуации в России. Пути нейтрализации угроз», состоявшегося в Государственной Думе РФ 22 октября 2014 г., обсуждались основные вызовы и угрозы экономической безопасности, в числе которых была выделена чрезмерная нагрузка на домохозяйства при значительном снижении их доходов. Возрастание нагрузки на население обусловлено увеличением тарифов и доли платных услуг, закредитованностью населения, ведущей к росту неплатежей и проблемам, связанным с невыплатой кредитов вплоть до отъема недвижимости. Кроме того, с 2015 г. в связи с введением налога на недвижимость, значительно возрастет налоговая нагрузка. Все это ведет к обнищанию населения и возрастанию социально-экономической напряженности в обществе.

1 URL: http://www.regulation.gov.ru (дата обращения: 07.11.2013).

2 Там же.

3 Там же.

Social sciences. Economics

263

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Кроме того, в связи с неблагоприятными экономическими условиями наблюдается тенденция сворачивания деятельности малого бизнеса, являющегося источником создания рабочих мест для почти 20 млн граждан. Так, за последние два года количество рабочих мест, созданных малым бизнесом, сократилось ориентировочно в 20-30 раз, и тенденция продолжается. Все это не только сказывается на социальной напряженности в обществе, но и значительно снижает потребительский спрос населения, и в первую очередь спрос населения на продукцию промышленности, так как в периоды значительного снижения доходов граждане вынуждены ограничивать свои потребности и концентрировать их только на предметах первой необходимости. В связи с этим формирование промышленной политики государства должно быть неразрывно связано с его социально-экономической политикой, а ее реализация должна основываться на предварительном решении острых проблем в социально-экономической сфере.

В настоящее время одной из острых проблем в социально-экономической сфере является проблема экономических правонарушений. Важность проблемы обусловлена усилением борьбы с коррупцией, являющейся серьезным препятствием в развитии страны, и поиском эффективных механизмов функционирования экономики без использования нелегальных способов.

Многие экономические правонарушения осуществляются с помощью офшорных зон. Главной причиной использования офшоров в России является защита собственности, которую в отдельных случаях не гарантирует даже па-тентирование изобретений. В России получила значительное развитие практика использования офшорных компаний для международных инвестиций [2, 3].

В последние годы тема борьбы с минимизацией налогообложения посредством офшорных компаний становится все актуальнее, так как только за шесть месяцев 2013 г. отток капитала из РФ составил 27,9 млрд долл., а также происходит рост внешнеторговых операций с офшорными компаниями. Объем внешней торговли с офшорными зонами в первом полугодии 2013 г. составил 33,8 % от всего объема внешнеторгового оборота РФ1.

Минфин РФ, Центральный Банк РФ и другие уполномоченные структуры постоянно ужесточают контроль над деятельностью офшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий -ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Так, Минфин РФ в настоящее время готовит соответствующие законопроекты и предлагает, что иностранные компании, принадлежащие гражданам РФ и фактически управляемые с территории РФ, могут быть признаны плательщиками российского налога на прибыль. Данная мера направлена на зарубежные компании, зарегистрированные за рубежом только для применения льгот, предусмотренных соглашениями об устранении двойного налогообложения, но их управление фактически осуществляется из России2.

В опубликованных Минфином «Основных направлениях налоговой политики на 2014-2016 гг.» также есть предложение подписать со всеми оф-

1 URL: http://www.fbs-offshore.com ; Министерство финансов РФ. - URL: http:// www.minfin.ru

2 Центральный банк Российской Федерации (Банк России). - URL: http://www. cbr.ru ; Министерство финансов РФ. - URL: http://www.minfin.ru

264

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Общественные науки. Экономика

шорными юрисдикциями двусторонние соглашения об обмене информацией с целью достижения прозрачности деятельности бизнеса. Государственные структуры должны видеть движение собственности1.

Для решения проблемы офшоризации российской экономики невозможно обойтись только запретительными мерами. Российским регулирующим органам необходимо производить тщательную работу с офшорными зонами по аналогии с другими странами, создавать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов к использованию офшоров посредством совершенствования федерального законодательства. Однако предпринимаемые меры не должны препятствовать развитию бизнеса, осуществляемого в рамках законодательства.

Проблему обеспечения экономической безопасности страны и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности необходимо рассматривать с учетом показателей технологической независимости, а в частности: наукоемкости производства, степени участия и заинтересованности топ-менеджмента компании в инновационной работе, патентной защищенности, продолжительности, полноты и качества внедрения инновационных процессов, соотношения собственных и внешних (в том числе иностранных) исполнителей, окупаемости затрат.

Главным направлением развития промышленного комплекса России, открывающим долгосрочные перспективы, является производство наукоемкой, с низкой материало- и энергоемкостью продукции, применение прогрессивных технологий обработки изделий, производство которой требует вложения более высококвалифицированного труда и инноваций. При этом важным элементом развития производственной базы является создание индустриальных парков как основы современной промышленной инфраструктуры. Стратегической целью должно стать создание современных отраслей, основанных на использовании инновационных технологий, повышение конкурентоспособности национального хозяйства и обеспечение экономической безопасности страны.

Достижение высокой конкурентоспособности технологического потенциала предприятий отечественной промышленности можно добиться только с помощью активного развития собственных технологий и их активного распространения. В целях повышения эффективности производства и конкурентоспособности промышленной продукции необходимы научно обоснованные и высокоэффективные стратегии развития отраслей промышленности с учетом их инновационной направленности.

На основе анализа потенциала отечественной промышленности должны быть определены основные направления перевода ее отраслей и всей экономики на инновационный путь развития, обеспечивающий повышение эффективности производства и совершенствование его структуры, конкурентоспособности отечественной продукции за счет внедрения высокоэффективных научно-технических разработок, наукоемких и высокотехнологичных производств.

Одним из направлений развития промышленности и, как следствие, повышения экономической безопасности в России является осуществление государством комплекса мер по созданию условий для повышения технологи-

1 Министерство финансов РФ. - URL: http://www.minfin.ru

Social sciences. Economics

265

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ческого уровня производства, конкурентоспособности продукции и активизации инновационной деятельности, а в частности:

- создание систем машин, обеспечивающих реализацию современных ресурсосберегающих технологий и высокое качество товаров;

- обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоемких технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование зарубежного опыта в обеспечении эффективной защиты объектов интеллектуальной собственности;

- продвижение высокотехнологичной российской продукции на рынки сбыта с целью расширения объемов продаж и замещения импорта.

Перевод российской промышленности на инновационный путь развития, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции требуют расширения прямых связей между промышленностью и наукой. В этой связи развитие научно-технической сферы все в большей мере становится непосредственным фактором экономической безопасности государства и должно обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки, создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

Реализация мер, направлениях на повышение эффективности производства и конкурентоспособности отечественной продукции, позволит обеспечить устойчивые темпы роста промышленности, формирование структуры экономики, сочетающей развитие и воспроизводство потенциала топливно-сырьевой базы и производство высокотехнологичной продукции, повышение качества жизни населения, повышение экономической безопасности государства.

Список литературы

1. Федорова, Л. А. Методологические принципы формирования модели оценки устойчивости развития наукоемких производств // Л. А. Федорова // Вопросы управления. - 2013. - Вып. 22.

2. Апель, А. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах / А. Апель, В. Гунько, И. Соколов. - СПб., 2012.

3. Ушаков, Д. Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков / Д. Л. Ушаков. - М. : Юристъ, 2006.

References

1. Fedorova L. A. Voprosy upravleniya [Management problems]. 2013, iss. 22.

2. Apel' A., Gun'ko V., Sokolov I. Obnalichivanie i offshornyy biznes v skhemakh [Cashing and offshore business in schemes]. Saint-Petersburg, 2012.

3. Ushakov D. L. Offshornye zony v praktike rossiyskikh nalogoplatel'shchikov [Offshore zones in practice of Russian taxpayers]. Moscow: Yurist", 2006.

Сергеева Ирина Анатольевна доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: iransergeeva@yandex.ru

Sergeeva Irina Anatol'evna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management and economic security, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

266

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Общественные науки. Экономика

УДК 637.5 Сергеева, И. А.

Промышленная политика и экономическая безопасность России /

И. А. Сергеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 258-267.

Social sciences. Economics

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.