Научная статья на тему 'Прокуратура в системе государственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан'

Прокуратура в системе государственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1549
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРИРОДООХРАННЫЕ ОРГАНЫ / НАДЗОР / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / PROSECUTORS / ENVIRONMENTAL AGENCIES / SUPERVISION / ENVIRONMENTAL LAW / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимова А.М., Романов Е.В.

В статье рассматривается роль прокуратуры в системе органов государственной власти, уполномоченных в сфере защиты экологических прав граждан и охраны окружающей среды. Автором исследуются виды и компетенция природоохранных органов. Исследуется предмет прокурорского надзора в сфере исполнения требований природоохранного законодательства. В работе определяются основные направления деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Якимова А.М., Романов Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE STATE MECHANISM OF ENSURING AND PROTECTION OF ENVIRONMENTAL RIGHTS OF CITIZENS

The article considers the role of the Prosecutor's office in the system of public authorities authorized in the field of protection of environmental rights of citizens and environmental protection. The author examines the types and competence of environmental authorities. The subject of Prosecutor's supervision in the sphere of execution of requirements of the nature protection legislation is investigated. The paper defines the main activities of the Prosecutor's office in this area.

Текст научной работы на тему «Прокуратура в системе государственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан»

УДК 343.16

Якимова A.M., Романов Е.В.

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

В статье рассматривается роль прокуратуры в системе органов государственной власти, уполномоченных в сфере защиты экологических прав граждан и охраны окружающей среды. Автором исследуются виды и компетенция природоохранных органов. Исследуется предмет прокурорского надзора в сфере исполнения требований природоохранного законодательства. В работе определяются основные направления деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: прокуратура, природоохранные органы, надзор, экологические права, охрана окружающей среды.

ft Ä ft

YakimovaA.M., Romanov E. V.

THE PROSECUTOR S OFFICE IN THE STATE MECHANISM OF ENSURING AND PROTECTION OF ENVIRONMENTAL

RIGHTS OF CITIZENS

The article considers the role of the Prosecutor's office in the system of public authorities authorized in the field of protection of environmental rights of citizens and environmental protection. The author examines the types and competence of environmental authorities. The subject of Prosecutor's supervision in the sphere of execution of requirements of the nature protection legislation is investigated The paper defines the main activities of the Prosecutor's office in this area

Keywords: prosecutors, environmental agencies, supervision, environmental law, environmental protection

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1]

Защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду является важным направлением деятельности органов государственной власти. Обязательным условием для реализации экологических прав граждан выступает наличие действующего механизма, значительная роль в котором отводится органам прокуратуры и органам, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных

в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [3].

На сегодняшний день в Российской Федерации свою деятельность в сфере охраны окружающей среды осуществляют многочисленные органы Среди них можно выделить органы общей компетенции и специально уполномоченные государственные органы.

Органы общей компетенции, к которым можно отнести Президента Российской Федерации, представительные и исполнительные органы власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, в сфере охраны окружающей среды определяют основные направления экологической политики, планируют природоохранную деятельность в целом Среди направлений их деятельности можно назвать утверждение экологических программ, принятие нормативных актов в области охраны окружающей среды, утверждение порядка взимания платы за негативное воздействие на окружа-

ющую среду В число их функций входит также экологическое образование и формирование экологической культуры, организация международного сотрудничества и другие.

К специально уполномоченным органам в области природопользования и охраны окружающей среды можно отнести: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, подведомственные Министерству Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, подведомственные Министерству Федеральную службу по ветеринарному и фи-тосанитарному надзору. Федеральное агентство по рыболовству. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору [5, с.71]. Специально уполномоченные органы функционируют в рамках своей компетенции, которая значительно уже, чем у органов общей компетенции, и тесно связана с конкретным направлением деятельности

Вышеуказанные органы специализируются в определенных сферах (органы санитарно-эпидемиологического надзора следят за соблюдением санитарных норм и правил, органы по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов - за соблюдением норм и правил, касающихся охраны и использования рыбных ресурсов, и т.п.) и, соответственно, располагают квалифицированными специалистами, компетентными в данных вопросах, определенными техническими средствами, методиками (например, методиками определения содержания

вредных веществ в атмосфере, воде, грунте, определения их концентрации и распространенности и пр.) [5, с. 73].

Год от года в правоприменительной практике остро встает вопрос о месте, которое занимают органы прокуратуры в механизме, обеспечивающем защиту экологических прав граждан.

Приказом Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» установлено, что надзор в сфере экологической безопасности является одним из основных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры [4].

В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определены направления надзорной и ненадзорной деятельности органов прокуратуры. Данные направления деятельности вправе осуществлять только органы прокуратуры. Также ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 установлен круг полномочий, исключительное право на осуществление которых имеет только прокуратура.

В соответствии с этим законом органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями [2]

При этом, в п. 2 ст. 21 ФЗ № 2202-1 указано, что «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы», а в п. 2 ст. 26 закреплено положение о том, что органы прокуратуры не должны подменять государственные органы и должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных правоотношений, на обеспечение законности которой направлена соответствующая деятельность прокуроров Предмет надзора за исполнением законодательства в сфере экологии следует определять в зависимости от особенностей общественных отношений, возникающих в данной области.

Исходя из этого, необходимо под предметом прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии понимать:

- соблюдение норм Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в данной области,

- соблюдение экологических прав человека и гражданина федеральными органами государственной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями,

- соответствие принимаемых указанными органами и лицами правовых актов в экологической сфере положениям Конституции Российской Федерации и законам, действующим на территории Российской Федерации [7, с. 109].

Таким образом, деятельность органов прокуратуры в сфере охраны окружающей среды и защиты экологических прав граждан, обладая признаками исключительно-

сти принадлежащих полномочий, всеобщности, невмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых объектов и надведомственности, осуществляется в рамках надзора за исполнением федерального законодательства природоохранными органами В пределах компетенции по данному надзору прокуратурой проверяется полнота осуществления возложенных на природоохранные органы полномочий, законность принимаемых ими правовых актов, соблюдение прав граждан при осуществлении экологического контроля.

При этом органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры

Основные усилия и действия прокуроров концентрируются прежде всего там, где исчерпываются полномочия контроли-

рующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества населения. Каждый год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических преступлениях За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования [6, с. 98].

Исходя из анализа действующих правовых норм и современных реалий, можно сделать вывод о том, что прокуратура, надзирая за деятельностью органов государственной власти, уполномоченных в сфере охраны окружающей среды, обеспечивает законность при функционировании механизма защиты экологических прав граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // Собрание законодательства РФ. 2014. 04 августа. №31. Ст. 4398.

2 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. №8. Ст. 366.

3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации 2002 14 января. №2 Ст. 133

4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации №195 от 07.12.2007 г. //Законность. 2008. №3.

5. Бывальцева С.Г. Разграничениекомпетенции органов экологического надзора и прокуратуры в сфере охраны окружающей среды / С.Г. Бывальцева, Л А Белых // Бизнес Менеджмент и Право. 2013. №1

6. Штабной И. П. Прокуратура в природоохранной деятельности // Вологдинские чтения. 2006. №58.

7. Марихова Н. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Вестник Университета имени О Е Кутафина. 2016 №1 (17).

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. 04avgusta. №31. St. 4398.

2. О prokurature Rossijskoj Federacii: FederaPnyj zakonot 17yanvarya 1992 g. //Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. 1992.20 fevralya. №8. St 366.

3. Ob ohrane okruzhayushchej sredy: Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. // Sobranie zakonodatel'stvaRossijskoj Federacii. 2002.14 yanvarya. №2. St. 133.

4. Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov, soblyudeniem prav i svobod cheloveka i grazhdanina: Prikaz General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii №195 ot 07 12 2007 g. // Zakonnost'. 2008. №3.

5. Byval'ceva S.G. Razgranicheniekompetencii organov ekologicheskogo nadzora i prokuratury v sfere ohrany okruzhayushchej sredy / S.G. Byval'ceva, L A. Belyh // Biznes. Menedzhment i Pravo 2013. №1.

6. SHtabnoj I. P Prokuratura v prirodoohrannoj deyateFnosti // Vologdinskie chteniya. 2006. №58.

7. MarihovaN. Prokurorskij nadzor za ispolneniem ekologicheskogo zakonodatel'stva//Vestnik Universiteta imeniO E. Kutafina 2016 №1 (17)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ЯКИМОВА Анна Михайловна, магистрант 1 курса, кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности. Институт права. Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

E-mail: yakimova.anna.96@mail.ru

РОМАНОВ Егор Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры современных образовательных технологий. Институт открытого и дистанционно-гообразования, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск.

E-mail: romanovev@susu.ru

Рецензент:

Майоров А В., кандидат юридических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.