Научная статья на тему 'Производство пива и слабоалкогольных напитков'

Производство пива и слабоалкогольных напитков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производство пива и слабоалкогольных напитков»

Производство пива и слабоалкогольных напитков

1М.А. Григорьев

Московский государственный университет пищевых производств

Прошлый, 2004 год, стал удачным для производителей и потребителей пива и слабоалкогольных напитков как во всей России, так и в Москве.

В прошлом году, по оценкам компании Business Analytica, россияне выпили 832 млн дал пива, что на 12 % выше уровня 2003 г. Заплатили они за пенный напиток 8,2 млрд долл. США, что на 23 % больше предыдущего года [1].

Раньше тенденция к росту потребления пива и слабоалкогольных напитков наиболее ярко проявлялась в столице. Сейчас такой рост во многом обусловлен увеличением потребления пива в регионах. В последнее время потребители все больше и больше отдают предпочтение вину, пиву и слабоалкогольным коктейлям по сравнению с крепкими спиртными напитками.

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что рост производства пива не повторится в следующем году. По итогам I полугодия 2005 г. рост рынка составляет 4-5 %, а в 2006-2007 гг. рост рынка не превысит 2 % ежегодно (см. рисунок).

Снижение роста производства пива в России связано с тремя объективными причинами:

• пивоваренный рынок после стадии становления, для которой характерен стремительный рост, вступил в стадию зрелости;

• рынок пива в России обеспечивают крупные пивоваренные компании, которые прочно удерживают свой сегмент рынка, полностью удовлетворяя его потребности;

• на потребительский рынок в последнее время возрастает влияние слабоалкогольной продукции. Слабоалкогольные напитки активно вытесняют пиво с определенных сегментов рынка, традиционно считавшихся пивными. Речь идет об увеличении потребления данного продукта молодежью до 25 лет. Особенно эти коктейли популярны в барах и ночных клубах — местах проведения досуга. Причина увеличения потребления спиртосодержащих газированных напитков довольно проста: алкоголь при сочетании с диоксидом углерода дает при потреблении быстрый опьяняющий эффект. Срок оборота денежных средств при производстве слабоалкогольных напитков меньше, чем при производстве пива, что дает более быструю отдачу.

В настоящее время среднедушевое потребление пива составляет 58 л в год (по этому показателю Россия — на 16-м месте в мире). При сложившихся темпах роста производства за последние годы оно может возрасти до 60-65 л [2]. Потенциально емкость рынка оценивается как 80 л в год. Однако по мнению некоторых экспертов, сейчас пи-

5•2005

вобезалкогольный рынок России перенасыщен произведенным товаром и давно поделен между крупными пивоваренными компаниями, и каждый завод — производитель хмельного напитка — прочно удерживает свой сегмент рынка, полностью удовлетворяя его потребности.

По оценкам специалистов, лидером рынка в 2004 г. стал холдинг Baltic Beverages Holding AB, на долю которого пришлось 34,8 % рынка в стоимостном выражении. Его ближайший конкурент — компания Sun Interbrew — отстает почти вдвое и занимает 16,4 % рынка. На третьем месте — компания Heineken Russia (8,5 %), на четвертом — South African Breweries (SAB-Miller) (7,2 %). Замыкает пятерку лидеров Efes Beverages Group (6,7 %) [1].

В настоящее время (начало 2005 г.) рынок популярного напитка в России можно разделить на 5 ценовых категорий (цены приводятся за 0,5 л): дешевое (средняя цена 10-12 руб.), среднеценовое(13-15 руб.), премиум (20-23 руб.), лицензионное (28-30 руб.) и импортное (60-64 руб.).

Эксперты и участники рынка считают, что в последнее время сокращается доля среднеценового сегмента — с начала 2003 г. по начало 2005 г. она снизилась с 59,3 до 48,8 % в стоимостном выражении. В то же время активно растут два других сегмента — «премиум» и «дешевое пиво». Доля премиальных марок составила в начале года 27,9 %, а дешевого пива — 9,4 %. Уверенно растет и сегмент лицензионного пива: с 5,5 % в начале 2003 г. до 12,8 % в начале текущего. Предполагается, что эта тенденция сохранится. Согласно прогнозам специалистов, в 2005 г. сегмент лицензионного пива вырастет на 31 %, дешевого— на 9-10, а премиального пива — на 6 %.

На рынке пивобезалкогольной отрасли Москвы и Московской области в 2004-2005 г. произошли значительные изменения, что связано с рядом факторов.

В связи с нестабильностью в спиртовой, ликероводочной и винной отраслях промышленности (отмена обязательной оклейки винной продукции специальными региональными марками, перенос акцизов на предприятия — производители алкогольной продукции, распространение информации об отмене системы акцизных складов и т. д.) произошло увеличение закупок пива оптовыми организациями.

В последнее время, с повышением уровня жизни, потребители все чаще отдают предпочтение вину и пиву по сравнению с крепкими спиртными напитками. Это наиболее ярко прояв-

ляется в Москве и Московской области.

На рынке Москвы и Московской области произошли большие изменения. За последние 3 года значительно снизило объемы производства ОАО «Бадаевский пивоваренный завод», прекратили выпуск напитка ОАО «Москворецкий пивоваренный завод» и ГУ «Экспериментальный пивоваренный завод в Хамовниках». Некоторые участники рынка связывают это также с принятием Правительством Москвы программы по переносу большей части промышленнно-производствен-ных предприятий за черту города.

Данные предприятия выпускали пиво в основном в 3 ценовых категориях: дешевое (10-12 руб.), средне-ценовое (13-15 руб.) и «премиум» (20-23 руб.). Прекращение их работы дает высвобождение этих сегментов для других пивоваренных компаний.

В 2004-2005 гг. главная проблема для пивоваренных компаний — введенные ограничения рекламы пива по телевидению в дневное время. Реклама — один из основных источников доведения информации о товаре до конечного потребителя. Влияние рекла-

мы особенно возрастает сейчас, когда пивоваренный рынок близок к стабильности. В результате ограничения рекламы пива по телевидению пивоваренные компании перенесли большую часть рекламы в печатные издания.

Также в последнее время в связи с пробелами в законодательстве о рекламе в средствах массовой информации участилась реклама так называемых «зонтичных» брэндов. Таким образом стало возможно осуществление рекламы крепких алкогольных напитков под видом рекламы других товаров или реклама самих брэндов.

На потребление пива россиянами огромное влияние оказало и принятие органами государственной власти законодательных актов, ограничивающих потребление хмельного напитка в общественных местах. Как показывают исследования, довольно большое количество пива люди выпивают прямо на улице.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что рынок напитков, содержащих небольшое количество алкоголя, стабилен и развивается с изменением его структуры. Однако для того, чтобы пивоваренным

компаниям сохранить за собой рост производства, необходимо:

разрабатывать и самое главное — внедрять в производство новые революционные технологии приготовления пива, которые позволят уменьшить сроки создания хмельного напитка;

модернизировать оборудование, используя прогнозируемый рост объемов продаж с 2005 по 2007 г., или установить более современное менее металлоемкое, энергоемкое и трудоемкое;

приступить к разработкам новых видов пива, отличающихся от однородных товаров-конкурентов новизной вкуса, цвета и других органолеп-тических и физико-химических показателей. Такие отличия возможны при применении в производстве пива новых нетрадиционных видов сырья;

постоянно обновлять и увеличивать ассортимент выпускаемой продукции, то есть кроме хорошо зарекомендовавших себя брэндов выпускать и новые сорта пива.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кайшев В.Г. Производство напитков и соков в России в 2004 г.//Пиво и напитки. 2005. № 1.

2. «Газета», 20.05.05.

V 1_11 АГ1 Л /1 Л 0 П Г\ /Т>1 Г~>Г Г 1 А /" \ 1_1 / Ч Л 0 ММ

книги для профессионалов |™ ОТвЛ Ь С Т 8 ОФЕССИЯ

Вниманию технологов пивоваренных производств, сотрудников лабораторий, менеджеров по качеству!

МИКРОБИОЛОГИЯ ПИВА

Под ред. Ф. При ста, И. Кэмпбепа

Перевод с онгл. 3-го изд. 368 стр., тв. переплет, тобя,, с*., формат ¡65 X 235 мм

• Дрожжи: классификация, биохимия, генетика

• Бактерии: грамположительные и грамотрицательные

• Методы идентификации микроорганизмов

• Мойка и дезинфекция в пивоварении

• Микробиологические анализы

В уникальном издании на основании последних достижений в биохимии и микробиологии пивоварения детально описаны факторы, обусловливающие возникновение микробиологических рисков в процессе производства пива, и приведены конкретные рекомендации по контролю и обеспечению качества конечного продукта. Авторы детально рассматривают виды и свойства дрожжей и влияние микробиоты ячменя и солода на процессы брожения. Значительное внимание уделено описанию и классификации бактерий, являющихся основными контами-нантами пива.

Отдельные разделы посвящены методам микробиологических анализов, а также мойке и дезинфекции в пивоваренной промышленности.

Заказать книгу Вы можете:

по электронной почте

bookposf@profesiija.ru по тел./факсу [812)740-12-60, 251-46-76 почтой по адресу

191002, С.-Петербург, а/я 600

информация о других книгах и заказ оп-Ипе на сайте:

www.professija.ru

5•2005

ПИВО " "ЛПИТКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.