Научная статья на тему 'Производственный леверидж как индикатор делового риска в телекоммуникационной отрасли'

Производственный леверидж как индикатор делового риска в телекоммуникационной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОЦЕНКА / ЛЕВЕРИДЖ / ПРИБЫЛЬ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина А.С., Кирокосян М.А.

Статья посвящена решению актуальной задачи разработки новой методики оценки операционного левериджа на основе ключевых показателей эффективности деятельности корпораций телекоммуникационной отрасли России. В статье отражены проблемы снижения коммерческих рисков компаний телекоммуникационного сектора экономики и предложена методика измерения делового риска на основе анализа эффекта операционного левериджа, а также графика безубыточности на примере одного из крупнейших операторов сотовой связи в России. Изложенная автором методика позволит определить базу для принятия управленческих решений в области структуры затрат и продаж для обеспечения положительной динамики операционной прибыли и снижения делового риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственный леверидж как индикатор делового риска в телекоммуникационной отрасли»

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЛЕВЕРИДЖ КАК ИНДИКАТОР ДЕЛОВОГО РИСКА В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

А. С. МИТИНА, старший специалист Краснодарский филиал ОАО «ВымпелКом»

М. А. КИРОКОСЯН, кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный университет

В целях достижения положительной динамики рыночной капитализации и постоянного прироста прибыли от основной деятельности финансовому руководству компании приходится принимать бизнес-решения, связанные с риском.

Поле рисков предприятия охватывает всю его финансово-хозяйственную деятельность, выражающуюся в действиях, ведущих к изменению активов и пассивов хозяйствующего субъекта. Под предпринимательским риском понимают «экономическую категорию, количественно выражающуюся в неопределенности исхода намеченной к осуществлению предпринимательской деятельности, отражающей степень неуспеха (или успеха) деятельности фирмы по сравнению с заданными результатами» [1]. достижение заданного экономического эффекта в виде прибыли зависит от уровня делового и финансового рисков. деловой риск отражает неопределенность получения прибыли от продаж, финансовый — характеризует неопределенность получения прибыли до вычета налогов.

Общепринятыми индикаторами делового и финансового рисков являются показатели производственного и финансового левериджа соответственно. Остановимся более подробно на исследовании производственного левериджа (рычага), который показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль предприятия при изменениях объема производства и присутствует, если у компании есть постоянные операционные издержки [2]. иначе говоря, значение коэффициента операционного рычага характеризует чувствительность прибыли от продажи к изменению объема продаж и, соответственно, выражает коммерческий риск

как неопределенность, связанную с получением прибыли и обусловленную двумя факторами: изменением выручки от продажи продукции (товаров) и уровнем условно-постоянных расходов.

Методика анализа операционного левериджа основывается на данных внутренней отчетности о себестоимости единицы реализованной продукции, постоянных и переменных затратах, ценах реализуемого товара и является применимой для промышленных предприятий, производящих продукцию, физическое значение которой легко подсчитывается.

таким образом, расчет количественного выражения операционного левериджа для предприятий непроизводственной сферы является затруднительным, однако не менее актуальным, чем для организаций производственного сектора экономики. Авторами предлагается собственная методика оценки производственного рычага с использованием специфических показателей эффективности для предприятий непроизводственной сферы на примере российской телекоммуникационной отрасли.

В телекоммуникационной отрасли, где значительная часть совокупных операционных издержек постоянна, влияние операционного рычага как индикатора делового риска является показательным. В качестве предоставляемого потребителям продукта выступают услуги сотовой радиотелефонной связи, а переменные операционные издержки непосредственно зависят от объемов трафика и включают стоимость абонентского оборудования, затраты на интерконнект, стоимость минуты разговора. сверх определенного порога безубыточной

финансы и кредит

57

Динамика ключевых показателей эффективности ОАО «ВымпелКом» в 2004 — 2006 гг.

Год ARPU (годовой), долл. США Количество абонентов, чел. MOU, мин. MOU (годовой), мин. Traffic, тыс. мин. APPM, долл. сшА VC*/Traffic, долл. США FC, тыс. долл. США

2004 121,2 17 085 149 96,5 1 158,0 19 784 602 0,10 0,017 1 065 328

2005 90,0 35 280 233 101,4 1 216,8 42 928 988 0,07 0,012 1 679 085

2006 96,0 50 496 469 117,9 1 414,8 71 442 404 0,07 0,012 2 558 079

: VC — переменные издержки, УС/ТгаГ&с — переменные издержки на одну минуту трафика

нагрузки каждый дополнительный абонент, в сущности, приносит для сотовой компании операционную прибыль.

Предложенная авторами методика оценки делового риска основывается на расчете эффекта производственного левериджа с использованием традиционных для операторов сотовой связи ключевых показателей эффективности:

ARPU — средний счет на одного абонента за месяц, долл. США;

MOU — количество использованных минут на одного абонента за месяц рассчитывается за каждый месяц соответствующего

периода путем деления общего количества минут оплачиваемых входящих и исходящих звонков за данный месяц на среднее число абонентов в данном месяце;

Traffic — трафик, суммарное количество входящих и исходящих звонков, мин.;

APPM — средняя стоимость минуты на одного абонента в месяц, долл. сША;

Operating income — операционная прибыль до уплаты налогов, долл. США.

Таким образом, для телекоммуникационной отрасли объем продаж или количество проданной продукции в единицах эквивалентно трафику в минутах, а цена единицы продукции — APPM.

В таблице приведен расчет показателей, необходимых для построения графика безубыточности [5].

На основе данных таблицы далее построим график безубыточности (см. рисунок).

Пересечение линии совокупных издержек с линией совокупных доходов определяет точку безубыточности А, которая представляет собой объем трафика, при котором совокупные доходы

График безубыточности ОАО «ВымпелКом» за 2006 г.

становятся равными совокупным операционным затратам (или операционная прибыль равняется нулю). С математической точки зрения эта точка (в минутах) определяется исходя из того, что операционная прибыль (operating income) равна совокупным доходам минус переменные и постоянные операционные издержки:

( VC ^

Operating_income = Traffic * APPM--- FC ,

^ Traffic J

где FC — совокупные постоянные издержки, VC — совокупные переменные издержки. Далее проведем расчет по данным 2006 г.: Operating _ income = Traffic * 0.058 — 2558079. Вточке безубыточности Fceрационная прибыль равна нулю, следовачельно,

APPM--

0 = Traffic *| APPM -

Traffic )

FC,

Traffic'=

FC

APPM -

VC

Traffic

Дополнительные приращения объемов произведенной и проданной продукции (выше точки безубыточности) обеспечивают получение прибыли (см. рисунок). Аналогичным образом при падении объемов произведенной и проданной продукции (ниже точки безубыточности) образуются убытки. Исследуя график безубыточности компании ОАО «ВымпелКом», следует отметить, что компания работает в зоне прибыли, а годовой трафик обеспечивает объем продаж, намного превышающий критический порог.

Один из потенциальных эффектов операционного левериджа заключается в том, что изменение объема продаж приводит к более пропорциональному изменению операционной прибыли. количественная мера такой чувствительности выражается силой операционного рычага (DOL). Сила операционного рычага фирмы на определенном уровне производства или продаж представляет собой прирост операционной прибыли (в %), приходящийся на прирост уровня продаж (в %), который вызывает данное изменение прибыли.

для вычисления показателя DOL авторами предлагается использовать следующую формулу:

dol=—^--

Traffic - Traffic' Подставляя значения показателей ОАО «ВымпелКом» за 2004 — 2006 гг., получаем следующие значения DOL: в 2006 г. — 2,81 %, в 2005 г. — 2,71 %, в 2004 г. — 2,57 %.

Полученное выражение означает, что 1 %-ное изменение трафика приводит к 2,81 % -му изменению операционной прибыли. Фактически любой прирост трафика по отношению к значению трафика, равному 71442404тыс. мин., приводит к практически трехкратному приросту операционной прибыли.

Таким образом, сила операционного рычага как изменчивость объемов трафика и издержек

производства может обусловить повышение либо снижение делового риска компании. Однако высокое значение DOL практически ничего не значит, если фирма поддерживает постоянный уровень продаж и постоянную структуру затрат. Рост показателя DOL в динамике сигнализирует об увеличении делового риска компании, и наоборот — уменьшение свидетельствует о снижении делового риска компании. Расчет эффекта производственного левериджа и его представление в виде графика безубыточности позволяют определять силу воздействия операционного левериджа на уровень делового риска компании. Следовательно, данный анализ служит базой для принятия руководством компаний телекоммуникационной отрасли решений о соответствующем изменении своей политики в части продаж или структуре затрат с целью улучшения ключевых показателей эффективности и снижения коммерческих рисков.

список литературы

1. Предпринимательство: учеб. / Под ред. М. Г. Лапусты. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2002. С. 433.

2. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006. 768 с.

3. Ванхорн Джеймс С., Вахович Джон М. мл. Основы финансового менеджмента, 12-е изд.: пер. с англ. М.: И. Д. Вильямс, 2007. 1232 с.

4. РоговМ. А. Корпоративная система управления рисками как актив компании / Вторая практическая конференция: «Риски в телекоме: стратегия и практика управления доходностью бизнеса», 27 — 28 ноября 2007г. URL: http://ftp.infor-media.ru/ conf/riski.rar.

5. Годовой отчет ОАО «ВымпелКом» за 2004 — 2006 гг. URL: http://www.vimpelcom.com/investor/ reports.wbp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.