Научная статья на тему 'Производственная (преддипломная) практика в программе подготовки бакалавров педагогического образования'

Производственная (преддипломная) практика в программе подготовки бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) ПРАКТИКА / КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротков Сергей Геннадьевич, Крылов Дмитрий Александрович

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации производственной (преддипломной) практики будущих бакалавров педагогического образования. Представлен анализ опыта работы по организации производственной (преддипломной) практики бакалавров по направлению «Педагогическое образование «Технология». Основное внимание в работе авторы акцентирует на том, что производственная (преддипломная) практика является составной частью процесса подготовки будущих бакалавров. В статье анализируются цели, общие и частные задачи производственной (преддипломной) практики. На основе обобщения опыта организации экспериментально-исследовательской работы в ходе производственной (преддипломной) практики бакалавров профиля педагогическое образование авторами предложен ряд требований к выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. В статье анализируются проблематика и трудности организации и проведения производственной (преддипломной) практики. На основе обобщения опыта организации производственной (преддипломной) практики вводится в научный оборот термин «специальные умения и навыки» необходимые будущему бакалавру профиля «технология». Данный термин дополняется также рассмотрением перечня специальных, конструкторско-технологических умений и навыков, необходимых будущему бакалавру профиля «технология», среди которых авторы выделяют: конструкторские, технологические, экономические и графические, без которых невозможно формирование квалифицированного учителя, бакалавра-профессионала, способного успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта высшего профессионального образования. Авторами рассматриваются ключевые этапы производственной (преддипломной) практики с кратким изложением теоретических вопросов. Значительное внимание уделяется описанию функций и обязанностей руководителей практики. Обосновывается мысль о том, что производственная (преддипломная) практика будущих бакалавров направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности. На основании анализа авторы приходят к выводу, что при любых вариантах организации практики необходимо исходить из нескольких принципиальных положений, которые, безусловно, будут интересны руководителям практики и педагогам направления «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротков Сергей Геннадьевич, Крылов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production (pre-diploma) practice in the program of preparation of bachelors of pedagogical education

The article is devoted to the actual problem of the organization of production (pre-diploma) practice of the future bachelors of pedagogical education. The article presents an analysis of the experience in the organization of production (pre-diploma) bachelor practice towards pedagogical education “Technology”. The focus of the work is on the fact that the production (pre-diploma) practice is an integral part of the process of preparation of the future bachelors. The article analyzes the objectives, general and special problems of production (pre-diploma) practice. Generalization of experience in organizing experimental and research work in the production (pre-diploma) practice of bachelors of pedagogical education allowed the authors to propose a number of requirements for the implementation of the final qualification (bachelor's) work. The article analyzes the problems and difficulties of organizing and conducting production (pre-diploma) practice of the future bachelors of the profile “Technology”. Generalization of experience of the organization of production (pre-diploma) practice has allowed to put into scientific circulation the term “special skills” necessary to the future bachelor of the profile “Technology”. This term is also supplemented by a list of specific, design and technological skills necessary to the future bachelor of the Profile “Technology”. The authors of the study identify design, technological, economic and graphic skills. Without these skills, it is impossible to form a qualified teacher, a professional bachelor, able to carry out successfully the work in accordance with the requirements of the professional characteristics of the State standard of higher education. The authors examine the key stages of production (pre-diploma) practice summarizing the theoretical questions. Considerable attention is paid to the description of functions and responsibilities of supervisors. The study substantiates the idea that the production (pre-diploma) practice of the future bachelors aimed at deepening the student initial professional experience, developing of general and professional competences, checking its readiness for self-employment. Analysis of the experience of the organization of production (pre-diploma) practice of the future bachelors of the profile “Technology” leads the authors to the conclusion that in all cases it is necessary to start the organization of a number of key provisions that will certainly be of interest to supervisors and teachers of pedagogical education area.

Текст научной работы на тему «Производственная (преддипломная) практика в программе подготовки бакалавров педагогического образования»

УДК 378:371.38

С. Г. Коротков, Д. А. Крылов Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) ПРАКТИКА В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации производственной (преддипломной) практики будущих бакалавров педагогического образования. Представлен анализ опыта работы по организации производственной (преддипломной) практики бакалавров по направлению «Педагогическое образование «Технология». Основное внимание в работе авторы акцентирует на том, что производственная (преддипломная) практика является составной частью процесса подготовки будущих бакалавров. В статье анализируются цели, общие и частные задачи производственной (преддипломной) практики. На основе обобщения опыта организации экспериментально-исследовательской работы в ходе производственной (преддипломной) практики бакалавров профиля педагогическое образование авторами предложен ряд требований к выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. В статье анализируются проблематика и трудности организации и проведения производственной (преддипломной) практики. На основе обобщения опыта организации производственной (преддипломной) практики вводится в научный оборот термин «специальные умения и навыки» необходимые будущему бакалавру профиля «технология». Данный термин дополняется также рассмотрением перечня специальных, конструкторско-технологических умений и навыков, необходимых будущему бакалавру профиля «технология», среди которых авторы выделяют: конструкторские, технологические, экономические и графические, без которых невозможно формирование квалифицированного учителя, бакалавра-профессионала, способного успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта высшего профессионального образования. Авторами рассматриваются ключевые этапы производственной (преддипломной) практики с кратким изложением теоретических вопросов. Значительное внимание уделяется описанию функций и обязанностей руководителей практики. Обосновывается мысль о том, что производственная (преддипломная) практика будущих бакалавров направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности. На основании анализа авторы приходят к выводу, что при любых вариантах организации практики необходимо исходить из нескольких принципиальных положений, которые, безусловно, будут интересны руководителям практики и педагогам направления «Педагогическое образование».

Ключевые слова: производственная (преддипломная) практика, конструкторско-технологические знания, профессиональные компетенции, квалификация

Программа производственной (преддипломной) практики по направлению подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование профиля «Технология» является завершающим этапом профессиональной подготовки в вузе и проводится после освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС [5].

Производственной (преддипломной) практике в образовательных учреждениях предшествует изучение дисциплин гуманитарного, математического, естественнонаучного и профессиональ-

ного цикла ФГОС, а также учебные и производственные практики.

Основной целью производственной (преддипломной) практики является проведение экспериментально-исследовательской работы в рамках написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

При проведении экспериментально-исследовательской работы для выпускной квалификационной (бакалаврской) работы особенно важно обратить внимание на следующие требования:

© Коротков С.Г., Крылов Д. А., 2016

1) реальная целевая направленность результатов исследования на повышение эффективности образовательного процесса;

2) соответствие предлагаемых решений по совершенствованию процесса обучения технологии современным потребностям общества;

3) предметность, действенность и конкретность выводов о состоянии процесса обучения по технологии, направленных на его совершенствование и развитие;

4) соответствие уровня разработки темы дипломного проекта современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций в области технологии, отраженных в соответствующей литературе.

Общие задачи студентов во время прохождения производственной (преддипломной) практики заключаются в следующем:

- сформировать навыки подбора и использования методов научного исследования;

- совершенствовать научный категориальный аппарат студентов;

- научиться применять на практике в педагогической экспериментально-исследовательской работе теоретические знания, полученные на занятиях в университете;

- разработать план экспериментально-исследовательской работы на период практики, определить методы исследования;

- уметь использовать современные средства вычислительной техники, в первую очередь, персональные компьютеры, как в процессе выполнения исследований, так и для оформления дипломного проекта;

- стремиться к оказанию помощи общеобразовательным учреждениям, для которых разрабатывается проект, путем достижения реальных практических результатов, подготовленных к использованию в системе образования;

- свободно ориентироваться при подборе различных источников информации и уметь работать со специальной литературой;

- уметь систематизировать цифровые данные в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций;

- уметь логично, грамотно, корректно и научно обоснованно формулировать теоретические и практические рекомендации, результаты анализа, проектные решения и мероприятия по их внедрению;

- квалифицированно оформлять результаты исследования и графический материал, иллюстрирующий содержание дипломного проекта;

- показать владение методами исследования;

- собрать экспериментальный, методический и дидактический материал для выполнения выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (проекта).

Частные задачи практики определяются совместно с руководителем производственной (преддипломной) практики исходя из задания и могут заключаться в следующем:

- изучение вопросов нормирования и охраны труда при организации занятий по технологии в школе;

- изучение мотивации школьников для повышения эффективности учебного процесса по технологии;

- изучение планово-экономической и бухгалтерской документации и состояния материально-технической базы образовательного учреждения, где студент проходит практику;

- изучение методики организации занятий по технологии в контексте решения необходимых задач, формирования определенных качеств;

- организация внеклассных занятий и кружковой работы по технологии.

Производственная (преддипломная) практика будущих бакалавров направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Организация преддипломной практики на всех этапах направлена на: выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с профилем подготовки и присваиваемой квалификацией; непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики. Во время прохождения практики студентом происходит углубление первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверка его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

При проведении практики в средних общеобразовательных учреждениях руководство студентами осуществляется руководителем практики от вуза и учителем технологии, а общее руководство практикой студентов, их распределение и перемещение по объектам практики, обеспечивающее выполнение программы практики, осуществляется заместителем директора по учебной работе.

Руководитель практики от вуза совместно с учителем технологии выполняет следующие функции:

- разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

- принимает участие в распределении студентов;

- оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для выпускной квалификационной (бакалаврской) работы;

- консультирует студентов по вопросам, возникающим в ходе практики, а также по составлению отчетов о проделанной работе;

- контролирует выполнение программы преддипломной практики и проверяет качество работы студентов;

- осуществляет прием отчетов по практике и оценивают выполненную работу.

- руководитель практики от вуза принимает зачет и оценивает итоговый результат выполнения практикантами индивидуальных заданий.

Студенты при прохождении производственной (преддипломной) практики должны подчиняться правилам внутреннего распорядка, самостоятельно работать на рабочих местах в соответствии с программой практики, вести дневник по установленной форме, соблюдать режим рабочего дня и правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, выполнять распоряжения и указания администрации.

Необходимо отметить, что особенностью организации производственной (преддипломной) практики будущих бакалавров профиля «Технология» является творческий проект, который подразумевает, помимо теоретического исследования, практическую реализацию полученных в ходе обучения в вузе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков [1].

В процессе производственной (преддипломной) практики закрепляются и развиваются следующие основные общепедагогические умения и навыки: основ планирования и организации психолого-педагогического исследования, выбора методов сбора и обработки данных, оформления полученных результатов, разработки поурочных тематических планов учебных занятий; планирования самостоятельной работы на период практики.

В перечне специальных, конструкторско-тех-нологических умений и навыков, необходимых будущему бакалавру профиля «Технология», мы выделяем: конструкторские, технологические, экономические и графические, без которых невозможно формирование квалифицированного учителя, бакалавра-профессионала, способного успешно выполнять работу в соответствии с требованиями

профессиональной характеристики Государственного стандарта высшего профессионального образования [2].

В течение всей практики студенты должны заниматься сбором информации по теме выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, проводить исследования, анализ и обобщение научных результатов.

Уроки, проводимые студентами, должны быть направлены на решение проблем, поставленных в выпускной квалификационной (бакалаврской) работе, и носить исследовательский, экспериментальный характер.

Производственная (преддипломная) практика обычно проходит в несколько этапов. Подготовительный этап предполагает: проведение установочной конференции по практике в вузе; инструктаж по технике безопасности; знакомство с целями, задачами, формами отчетной документации по практике; знакомство с учителями и администрацией образовательного учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, а также инструктаж по правилам внутреннего распорядка и отдельным особенностям его режима [3].

Основной этап подразумевает непосредственное выполнение заданий по практике. В качестве таковых выступают проведение экспериментально-исследовательской работы в рамках написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, сбор экспериментальных, методических и дидактических материалов для выполнения дипломной работы (проекта).

На заключительном этапе происходит оформление отчетной документации по практике. По окончании практики студент сдает отчет в соответствии с содержанием индивидуального задания установленной формы и отзыв (характеристику) установленной формы, подписанные учителем технологии и заверенные руководителем практики от общеобразовательного учреждения. К отчету студент прикладывает: дневник производственной практики; характеристику его производственной и общественной деятельности, образцы планирующей, отчетной и учебно-технической документации [4].

Студенты, не выполнившие план преддипломной практики, не допускаются к государственной (итоговой) аттестации.

Эффективность деятельности студентов-практикантов определяется по следующим критериям: сотрудничество с руководителем практики от образовательного учреждения, выполнение всех пунктов программы практики, самостоятельность,

творчество, исполнительность и инициативность [6].

При оценке результатов практики необходимо учитывать следующие критерии:

- уровень сформированности общепедагогических умений и навыков, добросовестное отношение к практике, активность, самостоятельность, исполнительность; уровень теоретического и методического осмысления собственной педагогической деятельности, ее целей, задач, содержания, готовности к ее выполнению;

- уровень сформированности специальных кон-структорско-технологических умений и навыков, предусмотренных профессиональным циклом учебного плана по профилю подготовки.

Таким образом, несмотря на разнообразие условий, при проведении производственной (преддипломной) практики студентов (в общеобразовательных учреждениях, организациях) при любых вариантах ее организации необходимо исходить из следующих принципиальных положений:

1) производственная (преддипломная) практика - неотъемлемая часть учебного процесса, направленная на проведение экспериментально-исследовательской работы в рамках написания выпускной квалификационной бакалаврской работы;

2) производственная (преддипломная) практика является связующим компонентом между теоретическим обучением в вузе и последующей практической работой в соответствии с профилем обучения;

3) при организации производственной (преддипломной) практики упор делается не на учеб-

но-воспитательную как в случае с производственной (педагогической) практикой, а на экспериментально-исследовательскую работу студентов.

Ш

1. Крылов Д. А., Коротков С. Г. Содержание и структура конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 308-313.

2. Коротков С. Г., Рязанцева И. М. Моделирование процесса формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www. scienceeducation.ru/101-5361

3. Коротков С. Г., Крылов Д. А. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 26-30.

4. Коротков С. Г., Чупряков И. С., Кузьмин В. К. Организация учебной практики бакалавров направления «педагогическое образование» в условиях вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 3 (15). С. 30-33.

5. Крылов Д. А., Макарова А. Б. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 49-53.

6. Крылов Д. А., Лаврентьев С. Ю. Педагогические условия эффективного формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 4 (72). С. 76-81.

Статья поступила в редакцию 14.01.2016 г.

Для цитирования: Коротков С. Г., Крылов Д. А. Производственная (преддипломная) практика в программе подготовки бакалавров педагогического образования // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 19-23.

Об авторах

Коротков Сергей Геннадьевич, кандидат педагогических наук, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, korotkov.s.g@yandex.ru

Крылов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, krilda@mail.ru

S. G. Korotkov, D. A. Krylov

Mari State University, Yoshkar-Ola

PRODUCTION (PRE-DIPLOMA) PRACTICE IN THE PROGRAM OF PREPARATION OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the actual problem of the organization of production (pre-diploma) practice of the future bachelors of pedagogical education. The article presents an analysis of the experience in the organization of production (pre-diploma) bachelor practice towards pedagogical education "Technology". The focus of the work is on the fact that the production (pre-diploma) practice is an integral part of the process of preparation of the future bachelors. The article analyzes the objectives, general and special problems of production (pre-diploma) practice. Generalization of experience in organizing experimental and research work in the production (pre-diploma) practice of bachelors of pedagogical education allowed the authors to propose a number of requirements for the implementation of the final qualification (bachelor's) work. The article analyzes the problems and difficulties of organizing and conducting production (pre-diploma) practice of the future bachelors of the profile "Technology". Generalization of experience of the organization of production (pre-diploma) practice has allowed to put into scientific circulation the term "special skills" necessary to the future bachelor of the profile "Technology". This term is also supplemented by a list of specific, design and technological skills necessary to the future bachelor of the Profile "Technology". The authors of the study identify design, technological, economic and graphic skills. Without these skills, it is impossible to form a qualified teacher, a professional bachelor, able to carry out successfully the work in accordance with the requirements of the professional characteristics of the State standard of higher education. The authors examine the key stages of production (pre-diploma) practice summarizing the theoretical questions. Considerable attention is paid to the description of functions and responsibilities of supervisors. The study substantiates the idea that the production (pre-diploma) practice of the future bachelors aimed at deepening the student initial professional experience, developing of general and professional competences, checking its readiness for self-employment. Analysis of the experience of the organization of production (pre-diploma) practice of the future bachelors of the profile "Technology" leads the authors to the conclusion that in all cases it is necessary to start the organization of a number of key provisions that will certainly be of interest to supervisors and teachers of pedagogical education area.

Keywords: Production (pre-diploma) practice, design and technological knowledge, professional competences, qualification

_m_

1. Krylov D. A., Korotkov S. G. Soderzhanie i struktura konstruktorsko-tehnologicheskoj kompetentnosti budushhih uchite-lej tehnologii i predprinimatel'stva [The content and structure of the design and technological competence of the future teachers of technology and business]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2010, no. 8, pp. 308-313.

2. Korotkov S. G., Rjazanceva I. M. Modelirovanie processa for-mirovanija konstruktorsko-tehnologicheskoj kompetentnosti budu-shhih uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva v processe profession-al'noj podgotovki [Simulation of the formation of engineering and technological competence of the future teachers of technology and business in the course of vocational training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2012, no. 1. URL: http://www.scienceeducation.ru/101-5361

3. Korotkov S. G., Krylov D. A. Osobennosti organizacii proizvodstvennoj praktiki budushhih bakalavrov professional'nogo obuchenija [Specifics of practical training of future vocational training bachelors]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo univer-siteta = Vestnik of Mari State University. 2015, no. 1 (16), pp. 26-30.

4. Korotkov S. G., Chuprjakov I. S., Kuz'min V. K. Organizacija uchebnoj praktiki bakalavrov napravlenija «pedagogicheskoe obrazovanie» v uslovijah vuza [Organization of practical training of bachelors of the "teacher training" direction in the conditions of high school]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Mari State University. 2014. No. 3 (15), pp. 30-33.

5. Krylov D. A., Makarova A. B. Realizacija Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» v obrazovatel'nyh organizacijah: problemy i perspektivy [The implementation of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in educational organizations: problems and perspectives]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Mari State University. 2015. No. 2 (17), pp. 49-53.

6. Krylov D. A., Lavrent'ev S. Ju. Pedagogicheskie uslovija jeffektivnogo formirovanija poznavatel'noj aktivnosti budushhih uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva [Pedagogical conditions of effective formation of informative activity of the future teachers of technology and business]. Vestnik ChGPU im. I. Ja. Ja-kovleva = Vestnik of The Chuvash state pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev. 2011. No. 4 (72), pp. 76-81.

Submitted 14.01.2016.

Citation for an article: Korotkov S. G., Krylov D. A. Production (pre-diploma) practice in the program of preparation of bachelors of pedagogical education. Vestnik ofMariState University. 2016, no. 1 (21), pp. 19-23.

About the autors

Korotkov Sergej Gennad'evich, Candidate of Pedagogical Sciences, Mari State University, Yoshkar-Ola, korotkov.s.g@yandex.ru

Krylov Dmitrii Aleksandrovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, krilda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.