Л.В. Тарасов
Прогрессивные тенденции современной международной политики в отношении инвалидов
В статье представлены результаты теоретического анализа международных документов в отношении инвалидов. Выявлены особенности понятийно-терминологического аппарата Конвенции о правах инвалидов ООН, которые свидетельствуют об усилении по отношению к инвалидам личностно-ориентированного и социально-культурного подходов. Анализ международной политики в отношении инвалидов в XX - начале XXI вв. демонстрирует также тенденции значительного углубления понимания проблем инвалидности. Выявленные тенденции уже получают свое воплощение в современных инновационных технологиях: социокультурной реабилитации и социально-культурной анимации инвалидов.
Ключевые слова: инвалидность, инвалид, дефект, нетрудоспособность, прогрессивные тенденции международной политики в отношении инвалидов, личностно-ориентированный подход, социально-культурный подход, социокультурная реабилитация, социально-культурная анимация.
24 сентября 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, явившуюся итогом длительной работы международного сообщества по созданию основных правил организации жизни инвалидов в цивилизованном обществе. Этот факт позволяет надеяться
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
на более гуманное и внимательное отношение к ним в XXI в., и связана эта надежда с появлением в конвенции ряда прогрессивных тенденций, позволяющих по-иному взглянуть на проблемы инвалидов.
В 2000 г. Организация Объединенных Наций приняла Декларацию тысячелетия, по которой международное сообщество до 2015 г. планирует достичь значительных результатов в решении наиболее острых социальных проблем: в искоренении крайней нищеты и голода, в обеспечении всеобщего начального образования, в сокращении детской смертности, в улучшении охраны материнства, в борьбе со СПИДом, в обеспечении экологической устойчивости и в формировании глобального партнерства в сфере развития [3]. В то же время в докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна 3 февраля 2010 г. на 64-й Генеральной ассамблее были представлены результаты аналитического обзора по решению проблем инвалидов в рамках достижения целей тысячелетия. В докладе содержатся неутешительные выводы: «Секретариат провел аналитический обзор 80 страновых докладов по этой тематике, полученных из всех регионов за период 2003-2009 гг. В общей сложности в 42 докладах (52%) содержатся немногочисленные упоминания об инвалидности и инвалидах. Эти упоминания касаются причин инвалидности, вопросов, вызывающих озабоченность, или проблем, а также инициатив. В 16 из этих 42 докладов упоминалось об одной или нескольких инициативах, имеющих конкретное отношение к инвалидам. В 28 докладах проблема инвалидности упоминалась со ссылкой на “уязвимые” или “маргинализированные” группы или население, “требующее особого внимания”. Ни одно из упоминаний не содержит подробной информации или анализа соответствующих вопросов или программ» [4].
Этот факт ясно показывает, что проблемы инвалидности пока еще не осознаны государствами как первоочередные, программ по социальной поддержке и интеграции этой категории населения реализуется недостаточно, а проблема исполняемости принимаемых нормативов актуальна не только для России. Особенно отчетливо она видна тогда, когда оценка производится косвенным путем, как в случае анализа докладов стран. Однако, с нашей точки зрения, сами международные документы в течение многих десятилетий являлись в некоторой степени препятствием к обеспечению равных прав и возможностей инвалидов. Международные документы не были свободны от стереотипов, а использовавшиеся в них подходы вместе с поддержкой инвалидов создавали условия для их изоляции. Однако в настоящее время международная политика пришла к более глубокому пониманию проблемы инвалидности, наметились очень важные тенденции, которые в большей степени могут
позволить лицам с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни общества.
В Конвенции о правах инвалидов говорится, что инвалидность - это «эволюционирующее понятие». Действительно, еще со времен второй мировой войны началась активная трансформация международной политики в отношении инвалидов: вначале появилась концепция интеграции и включения инвалидов в жизнь общества, а в конце 1960-х гг. возникли подходы, учитывающие связь между ограничениями, которые испытывает инвалид, со структурой и характером окружающей его среды, с отношением населения к инвалидам.
В течение XX в. проблемы инвалидов рассматривались преимущественно с медицинской точки зрения, и только в последние несколько десятилетий внимание международного сообщества сместилось на социальные аспекты. В результате инвалидность оказалась связанной с двумя похожими по значению терминами: дефект и нетрудоспособность. Дефект - это «любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее» [1], а нетрудоспособность - «ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов» [Там же]. Помимо собственной смысловой нагрузки, эти термины демонстрируют исторически сложившиеся тенденции решения проблем инвалидов, одна из которых заключается в рассмотрении индивида с позиции его физиологической полноценности (медицинский аспект), а вторая - с точки зрения его трудовой функциональности, способности кормить себя и свою семью, способствовать развитию экономики государства (социальный аспект). Эти подходы не предполагают обязательного внимания к личностной стороне проблем инвалидов, возможности посмотреть на них с позиции субъективного мира конкретного человека, тем самым создавая основу для их социально-психологической изоляции.
Так, Резолюция Декларации о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г., гласит, что термин «инвалид» означает «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей» [2]. Это определение не может считаться удовлетворительным, т.к. оно заведомо предполагает нахождение инвалидов в трудной жизненной ситуации. Инвалидность, характеризуя отклонения в сфере здоровья
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
индивида, совсем не обязательно должна вести к его ограничению в каких-либо видах деятельности. В настоящее время общество стало осознавать ответственность за доступность среды для инвалидов, и ограничения их деятельности связываются уже не столько с отклонениями индивида от нормы, сколько с ограниченными возможностями общества обеспечивать доступность благ для всех своих граждан.
Приобретение статуса «инвалид», с одной стороны, дает человеку возможность получать медико-социальную поддержку, а с другой -еще больше ущемляет его, т.к. создаются условия для его социальнопсихологической и духовно-экзистенциальной изоляции. Медицинские показатели «выбраковывают» личность по причине его отклонений от нормы, наличия дефектов, а социальные - в связи с его неспособностью исполнять те или иные социальные роли. С других точек зрения человек с инвалидностью не рассматривается: его личностная индивидуальность, духовно-экзистенциальная целостность, стремящаяся к выходу из изоляции субъективность, пока еще не «видна» системе социальной защиты.
Отход от этих стереотипов прослеживается в принятой в 2006 г. Конвенции о правах инвалидов ООН. «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими», - указано в ст. 1 Конвенции о правах инвалидов [5]. Здесь инвалидность определяется уже не через обязательность наличия у лиц с ограничениями жизнедеятельности барьеров, а через возможность их возникновения. Природу этих барьеров раскрывает следующая цитата: «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [Там же]. В Стандартных правилах обеспечения равных прав и возможностей инвалидов о них прямо говорится: «невежество, пренебрежение, предрассудки и страх» являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции [7]. Это указывает на глубокие корни проблем инвалидности внутри самой личности, в ее духовно-экзистенциальной конституции.
В Докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна утверждается, что «инвалиды признаются в качестве как субъектов, так и бенефициаров развития во всех его аспектах» [4]. Это переводит их из позиции объектов помощи в позицию субъектов общественного развития. В Конвенции о правах инвалидов субъектность отражается в следующих понятиях:
«личностная самостоятельность», «личностная целостность», «свобода делать свой собственный выбор», «возможность вести самостоятельный образ жизни», «активная вовлеченность в процессы принятия решений» и др. Эти понятия говорят об усилении личностно-ориентированного подхода в понимании проблем инвалидности на международном уровне. Несмотря на то, что на уровне отдельных учреждений и организаций данный подход развивается успешно, в целом социальная политика нашего государства еще стоит на позиции медико-социальной поддержки инвалида как объекта социальной защиты.
Хотелось бы отметить и другие очень важные положения ст. 3 Конвенции о правах инвалидов: «уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского разнообразия», «уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность». В ст. 19 Конвенции говорится, что необходимо принятие мер, чтобы «наделить инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал - не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества» [5]. В этом контексте понятие «уважение» означает признание права людей с ограниченными возможностями здоровья относиться к категории нормы. С этим пониманием принципы Конвенции становятся революционными посылками для социальной политики в отношении инвалидов, которые не просто декларирует интегрированность их (на самом деле изолируя), но осмеливаются перестать различать людей по признаку ограничений здоровья. Это становится возможным только в связи с изменяющимся подходом, ориентированным на личностные аспекты развития человека с инвалидностью.
Включение личностных аспектов в круг проблемы инвалидности выводит ее также в сферу социально-культурной жизни общества. Личностное развитие инвалида невозможно без создания благоприятной социальнопсихологической и социально-культурной среды. В Конвенции уделяется особое внимание культурному окружению, формирующему субъ-ектность, и семье как естественной и основной ячейке общества. Семья и культурное окружение являются той воспитательной и интегрирующей силой, которые способны активно помогать личности на ее пути к полноценному участию в жизни общества. Введение термина «общение» как одного из ключевых терминов этого документа показывает значимость социально-культурного контекста жизни инвалида как фактора личностного развития человека с инвалидностью. Правда, в данном определении больше внимания пока уделяется вспомогательным средствам, чем качествам общения.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
Конвенция использует и другие важные термины, обладающие большим социокультурным значением и еще не раскрытым до конца смысловым потенциалом: «разумное приспособление» и «универсальный дизайн». Эти термины описывают условия, призванные обеспечить каждому человеку, вне зависимости от степени ограничения здоровья, естественный доступ к различным сторонам повседневной жизни. Пока под этим подразумевается техническая доступность, хотя аспекты знаковой и психологической культуры как факторы обеспечения доступности наверняка обратят на себя внимание в ближайшем будущем.
В Конвенции о правах инвалидов уделяется внимание просветительско-воспитательной работе, что говорит о большом влиянии социальнокультурного подхода, нацеленного на духовную сферу личности. Он представляет большой интерес в связи с тем, что способен сделать ценности культуры регулятивом преодоления личностью ограничений медицинского и социального характера. Данный подход уже начал активно проникать в сферу практической работы с инвалидами в России и во всем мире. В 1990-х гг. в России получили развитие технологии социокультурной реабилитации инвалидов, которые предполагают использование средств культуры и искусства в их социальной, психологической и физической реабилитации. Однако данные технологии по-прежнему рассматривают инвалида как объект помощи, а не как субъект личной и общественной жизни, не в полной мере реализуются те его возможности, которые связаны с духовными ресурсами.
Еще больший интерес представляет направление, которое развивалось во Франции в XX в., а в настоящее время получило распространение во всем мире, - социально-культурная анимация. Социально-культурная анимация представляет собой самоорганизующееся общественно-педагогическое движение, направленное на духовное оздоровление общества [8]. В работе с инвалидами анимационная деятельность ориентируется на личностное развитие инвалидов и их духовно-нравственное воспитание с использованием средств культуры и искусства. Она имеет мощную ресурсную базу в институтах гражданского общества, в ценностях культуры и в духовно-личностном потенциале общественных лидеров [9].
Таким образом, в XXI в. произойдет значительное углубление понимания проблемы инвалидности, рассмотрение ее через призму личностно-ориентированного подхода, для которого основными препятствиями к социальному взаимодействию являются людские страхи, предрассудки, невежество; а также социально-культурного подхода, с позиций которого инвалиды становятся частью культурного и людского разнообразия [6] и рассматриваются как категория социальной нормы.
Библиографический список
1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята 3 декабря 1982 г. резолюцией № 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН.
2. Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией № 3447 Генеральной Ассамблеи ООН.
3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена резолюцией № 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.
4. Доклад Генерального секретаря ООН [А/64/180] «Достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов, посредством осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов и Конвенции о правах инвалидов».
5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.
6. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.
7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией № 48/96 Генеральной Ассамблеи 20 декабря 1993 г.
8. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. М., 2010.
9. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация молодых инвалидов. М., 2003.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова