Научная статья на тему 'Прогрессивные тенденции современной международной политики в отношении инвалидов'

Прогрессивные тенденции современной международной политики в отношении инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
848
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ИНВАЛИД / ДЕФЕКТ / НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ / ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / DISABILITY / DISABLED / DEFECT / PROGRESSIVE TENDENCIES OF A WORLD POLICY CONCERNING THE DISABLED / PERSON-ORIENTED AND SOCIO-CULTURAL APPROACHES / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / SOCIO-CULTURAL ANIMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Леонид Викторович

В статье представлены результаты теоретического анализа международных документов в отношении инвалидов. Выявлены особенности понятийно-терминологического аппарата Конвенции о правах инвалидов ООН, которые свидетельствуют об усилении по отношению к инвалидам личностно-ориентированного и социально-культурного подходов. Анализ международной политики в отношении инвалидов в XX начале XXI вв. демонстрирует также тенденции значительного углубления понимания проблем инвалидности. Выявленные тенденции уже получают свое воплощение в современных инновационных технологиях: социокультурной реабилитации и социально-культурной анимации инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Progressive tendencies of a modern world policy concerning disabled people

The article presents results of the theoretical analysis of the international documents concerning disabled people. The article highlights peculiarities of concept and terminology of the United Nations Conventions on the rights of disabled people that show more emphasis on the person-oriented and sociocultural approaches. Analysis of world policy concerning disabled people in XX the beginning of XXI centuries shows tendencies of considerable deepening of understanding of problems of physical inability. These tendencies partially already receive the embodiment in modern innovative technologies: sociocultural rehabilitation and social cultural animation of the handicapped.

Текст научной работы на тему «Прогрессивные тенденции современной международной политики в отношении инвалидов»

Л.В. Тарасов

Прогрессивные тенденции современной международной политики в отношении инвалидов

В статье представлены результаты теоретического анализа международных документов в отношении инвалидов. Выявлены особенности понятийно-терминологического аппарата Конвенции о правах инвалидов ООН, которые свидетельствуют об усилении по отношению к инвалидам личностно-ориентированного и социально-культурного подходов. Анализ международной политики в отношении инвалидов в XX - начале XXI вв. демонстрирует также тенденции значительного углубления понимания проблем инвалидности. Выявленные тенденции уже получают свое воплощение в современных инновационных технологиях: социокультурной реабилитации и социально-культурной анимации инвалидов.

Ключевые слова: инвалидность, инвалид, дефект, нетрудоспособность, прогрессивные тенденции международной политики в отношении инвалидов, личностно-ориентированный подход, социально-культурный подход, социокультурная реабилитация, социально-культурная анимация.

24 сентября 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, явившуюся итогом длительной работы международного сообщества по созданию основных правил организации жизни инвалидов в цивилизованном обществе. Этот факт позволяет надеяться

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

на более гуманное и внимательное отношение к ним в XXI в., и связана эта надежда с появлением в конвенции ряда прогрессивных тенденций, позволяющих по-иному взглянуть на проблемы инвалидов.

В 2000 г. Организация Объединенных Наций приняла Декларацию тысячелетия, по которой международное сообщество до 2015 г. планирует достичь значительных результатов в решении наиболее острых социальных проблем: в искоренении крайней нищеты и голода, в обеспечении всеобщего начального образования, в сокращении детской смертности, в улучшении охраны материнства, в борьбе со СПИДом, в обеспечении экологической устойчивости и в формировании глобального партнерства в сфере развития [3]. В то же время в докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна 3 февраля 2010 г. на 64-й Генеральной ассамблее были представлены результаты аналитического обзора по решению проблем инвалидов в рамках достижения целей тысячелетия. В докладе содержатся неутешительные выводы: «Секретариат провел аналитический обзор 80 страновых докладов по этой тематике, полученных из всех регионов за период 2003-2009 гг. В общей сложности в 42 докладах (52%) содержатся немногочисленные упоминания об инвалидности и инвалидах. Эти упоминания касаются причин инвалидности, вопросов, вызывающих озабоченность, или проблем, а также инициатив. В 16 из этих 42 докладов упоминалось об одной или нескольких инициативах, имеющих конкретное отношение к инвалидам. В 28 докладах проблема инвалидности упоминалась со ссылкой на “уязвимые” или “маргинализированные” группы или население, “требующее особого внимания”. Ни одно из упоминаний не содержит подробной информации или анализа соответствующих вопросов или программ» [4].

Этот факт ясно показывает, что проблемы инвалидности пока еще не осознаны государствами как первоочередные, программ по социальной поддержке и интеграции этой категории населения реализуется недостаточно, а проблема исполняемости принимаемых нормативов актуальна не только для России. Особенно отчетливо она видна тогда, когда оценка производится косвенным путем, как в случае анализа докладов стран. Однако, с нашей точки зрения, сами международные документы в течение многих десятилетий являлись в некоторой степени препятствием к обеспечению равных прав и возможностей инвалидов. Международные документы не были свободны от стереотипов, а использовавшиеся в них подходы вместе с поддержкой инвалидов создавали условия для их изоляции. Однако в настоящее время международная политика пришла к более глубокому пониманию проблемы инвалидности, наметились очень важные тенденции, которые в большей степени могут

позволить лицам с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни общества.

В Конвенции о правах инвалидов говорится, что инвалидность - это «эволюционирующее понятие». Действительно, еще со времен второй мировой войны началась активная трансформация международной политики в отношении инвалидов: вначале появилась концепция интеграции и включения инвалидов в жизнь общества, а в конце 1960-х гг. возникли подходы, учитывающие связь между ограничениями, которые испытывает инвалид, со структурой и характером окружающей его среды, с отношением населения к инвалидам.

В течение XX в. проблемы инвалидов рассматривались преимущественно с медицинской точки зрения, и только в последние несколько десятилетий внимание международного сообщества сместилось на социальные аспекты. В результате инвалидность оказалась связанной с двумя похожими по значению терминами: дефект и нетрудоспособность. Дефект - это «любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от нее» [1], а нетрудоспособность - «ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов» [Там же]. Помимо собственной смысловой нагрузки, эти термины демонстрируют исторически сложившиеся тенденции решения проблем инвалидов, одна из которых заключается в рассмотрении индивида с позиции его физиологической полноценности (медицинский аспект), а вторая - с точки зрения его трудовой функциональности, способности кормить себя и свою семью, способствовать развитию экономики государства (социальный аспект). Эти подходы не предполагают обязательного внимания к личностной стороне проблем инвалидов, возможности посмотреть на них с позиции субъективного мира конкретного человека, тем самым создавая основу для их социально-психологической изоляции.

Так, Резолюция Декларации о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г., гласит, что термин «инвалид» означает «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей» [2]. Это определение не может считаться удовлетворительным, т.к. оно заведомо предполагает нахождение инвалидов в трудной жизненной ситуации. Инвалидность, характеризуя отклонения в сфере здоровья

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

индивида, совсем не обязательно должна вести к его ограничению в каких-либо видах деятельности. В настоящее время общество стало осознавать ответственность за доступность среды для инвалидов, и ограничения их деятельности связываются уже не столько с отклонениями индивида от нормы, сколько с ограниченными возможностями общества обеспечивать доступность благ для всех своих граждан.

Приобретение статуса «инвалид», с одной стороны, дает человеку возможность получать медико-социальную поддержку, а с другой -еще больше ущемляет его, т.к. создаются условия для его социальнопсихологической и духовно-экзистенциальной изоляции. Медицинские показатели «выбраковывают» личность по причине его отклонений от нормы, наличия дефектов, а социальные - в связи с его неспособностью исполнять те или иные социальные роли. С других точек зрения человек с инвалидностью не рассматривается: его личностная индивидуальность, духовно-экзистенциальная целостность, стремящаяся к выходу из изоляции субъективность, пока еще не «видна» системе социальной защиты.

Отход от этих стереотипов прослеживается в принятой в 2006 г. Конвенции о правах инвалидов ООН. «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими», - указано в ст. 1 Конвенции о правах инвалидов [5]. Здесь инвалидность определяется уже не через обязательность наличия у лиц с ограничениями жизнедеятельности барьеров, а через возможность их возникновения. Природу этих барьеров раскрывает следующая цитата: «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [Там же]. В Стандартных правилах обеспечения равных прав и возможностей инвалидов о них прямо говорится: «невежество, пренебрежение, предрассудки и страх» являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции [7]. Это указывает на глубокие корни проблем инвалидности внутри самой личности, в ее духовно-экзистенциальной конституции.

В Докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна утверждается, что «инвалиды признаются в качестве как субъектов, так и бенефициаров развития во всех его аспектах» [4]. Это переводит их из позиции объектов помощи в позицию субъектов общественного развития. В Конвенции о правах инвалидов субъектность отражается в следующих понятиях:

«личностная самостоятельность», «личностная целостность», «свобода делать свой собственный выбор», «возможность вести самостоятельный образ жизни», «активная вовлеченность в процессы принятия решений» и др. Эти понятия говорят об усилении личностно-ориентированного подхода в понимании проблем инвалидности на международном уровне. Несмотря на то, что на уровне отдельных учреждений и организаций данный подход развивается успешно, в целом социальная политика нашего государства еще стоит на позиции медико-социальной поддержки инвалида как объекта социальной защиты.

Хотелось бы отметить и другие очень важные положения ст. 3 Конвенции о правах инвалидов: «уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского разнообразия», «уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность». В ст. 19 Конвенции говорится, что необходимо принятие мер, чтобы «наделить инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал - не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества» [5]. В этом контексте понятие «уважение» означает признание права людей с ограниченными возможностями здоровья относиться к категории нормы. С этим пониманием принципы Конвенции становятся революционными посылками для социальной политики в отношении инвалидов, которые не просто декларирует интегрированность их (на самом деле изолируя), но осмеливаются перестать различать людей по признаку ограничений здоровья. Это становится возможным только в связи с изменяющимся подходом, ориентированным на личностные аспекты развития человека с инвалидностью.

Включение личностных аспектов в круг проблемы инвалидности выводит ее также в сферу социально-культурной жизни общества. Личностное развитие инвалида невозможно без создания благоприятной социальнопсихологической и социально-культурной среды. В Конвенции уделяется особое внимание культурному окружению, формирующему субъ-ектность, и семье как естественной и основной ячейке общества. Семья и культурное окружение являются той воспитательной и интегрирующей силой, которые способны активно помогать личности на ее пути к полноценному участию в жизни общества. Введение термина «общение» как одного из ключевых терминов этого документа показывает значимость социально-культурного контекста жизни инвалида как фактора личностного развития человека с инвалидностью. Правда, в данном определении больше внимания пока уделяется вспомогательным средствам, чем качествам общения.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Политология

Конвенция использует и другие важные термины, обладающие большим социокультурным значением и еще не раскрытым до конца смысловым потенциалом: «разумное приспособление» и «универсальный дизайн». Эти термины описывают условия, призванные обеспечить каждому человеку, вне зависимости от степени ограничения здоровья, естественный доступ к различным сторонам повседневной жизни. Пока под этим подразумевается техническая доступность, хотя аспекты знаковой и психологической культуры как факторы обеспечения доступности наверняка обратят на себя внимание в ближайшем будущем.

В Конвенции о правах инвалидов уделяется внимание просветительско-воспитательной работе, что говорит о большом влиянии социальнокультурного подхода, нацеленного на духовную сферу личности. Он представляет большой интерес в связи с тем, что способен сделать ценности культуры регулятивом преодоления личностью ограничений медицинского и социального характера. Данный подход уже начал активно проникать в сферу практической работы с инвалидами в России и во всем мире. В 1990-х гг. в России получили развитие технологии социокультурной реабилитации инвалидов, которые предполагают использование средств культуры и искусства в их социальной, психологической и физической реабилитации. Однако данные технологии по-прежнему рассматривают инвалида как объект помощи, а не как субъект личной и общественной жизни, не в полной мере реализуются те его возможности, которые связаны с духовными ресурсами.

Еще больший интерес представляет направление, которое развивалось во Франции в XX в., а в настоящее время получило распространение во всем мире, - социально-культурная анимация. Социально-культурная анимация представляет собой самоорганизующееся общественно-педагогическое движение, направленное на духовное оздоровление общества [8]. В работе с инвалидами анимационная деятельность ориентируется на личностное развитие инвалидов и их духовно-нравственное воспитание с использованием средств культуры и искусства. Она имеет мощную ресурсную базу в институтах гражданского общества, в ценностях культуры и в духовно-личностном потенциале общественных лидеров [9].

Таким образом, в XXI в. произойдет значительное углубление понимания проблемы инвалидности, рассмотрение ее через призму личностно-ориентированного подхода, для которого основными препятствиями к социальному взаимодействию являются людские страхи, предрассудки, невежество; а также социально-культурного подхода, с позиций которого инвалиды становятся частью культурного и людского разнообразия [6] и рассматриваются как категория социальной нормы.

Библиографический список

1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята 3 декабря 1982 г. резолюцией № 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН.

2. Декларация о правах инвалидов. Принята резолюцией № 3447 Генеральной Ассамблеи ООН.

3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Утверждена резолюцией № 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.

4. Доклад Генерального секретаря ООН [А/64/180] «Достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов, посредством осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов и Конвенции о правах инвалидов».

5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.

6. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией № 48/96 Генеральной Ассамблеи 20 декабря 1993 г.

8. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. М., 2010.

9. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация молодых инвалидов. М., 2003.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.