Научная статья на тему 'Программный подход в регулировании отношений в сфере культуры и его реализация на Урале на рубеже XX - XXI веков'

Программный подход в регулировании отношений в сфере культуры и его реализация на Урале на рубеже XX - XXI веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ / КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ / УРАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заельская С.А.

В представленной статье исследуется программный подход как важнейший аспект региональной культурной политики в условиях перехода от идеологического диктата к либеральным методам управления культурой и децентрализации власти на рубеже XX - XXI веков. На материалах Уральского региона изучена роль целевых программы развития культуры и их значение в управлении сферой культуры, находящейся под влиянием процесса коммерциализации и вхождения в рыночные отношения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программный подход в регулировании отношений в сфере культуры и его реализация на Урале на рубеже XX - XXI веков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

3. Архив ГД ФС РФ. Ф. 10100. Оп.14. Д. 5598.

4. Александр Храмов, эксперт по развитию инжиниринга в России, директор производственной компании «ХАЛТЕК» (Ульяновск) [Электронный ресурс] URL:http://vz.ru/opinions/2015/8/5/759491.html (дата обращения: 09.10.2015).

5. Нужна ли России промышленная политика? [Электронный ресурс] // Бизнес &класс. Федеральный деловой журнал. URL:http://www.bkgis.ru/expert-club/292-nuzhna-li-rossii-promyshlennaya-politika.html (дата обращения: 14.03.2013).

© Е.В. Бодрова, 2015

УДК 94(47).084(С17)

С.А.Заельская,

канд. ист. наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация Е-mail: sv_a_z@mail.ru

ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРАЛЕ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ

Аннотация

В представленной статье исследуется программный подход как важнейший аспект региональной культурной политики в условиях перехода от идеологического диктата к либеральным методам управления культурой и децентрализации власти на рубеже XX - XXI веков. На материалах Уральского региона изучена роль целевых программы развития культуры и их значение в управлении сферой культуры, находящейся под влиянием процесса коммерциализации и вхождения в рыночные отношения

Ключевые слова

постсоветский период, децентрализация власти, культурная деятельность, коммерциализация культуры, региональные целевые программы развития культуры, Урал

С началом 1990-х гг. Россия вступила в полосу радикальных преобразований, сопровождавшихся крушением социализма, распадом СССР, кардинальным изменением ценностных ориентиров общества, переходом к рыночным реформам. Вхождение Российской Федерации в эпоху либеральных реформ характеризовалось серьезными трансформациями культурной сферы общественной жизни. Централизованная система управления и ориентированная на идеологические догмы политика в области культуры остались в прошлом как символы советской эпохи.

В условиях системного кризиса российского общества процесс адаптации сферы культуры к стремительно меняющейся ситуации нуждался в оперативном правовом регулировании, которое не могло быть обеспеченно усилиями только центральных властей. В условиях экономического диктата и коммерциализации поддержка муниципальных учреждений профессионального искусства со стороны региональных органов власти осуществлялась за счет областных государственных целевых программ. Следует отметить, что программный подход к регулированию отношений в сфере культуры являлся важной составляющей региональной культурной политики, а принятые и действующие в изучаемый хронологический период долгосрочные целевые программы были призваны решить наиболее острые проблемы в области культурной деятельности [3, с. 76-77]. Подход в культурной политике, учитывающий перспективы развития культуры был представлен в основных законодательных и нормативных актах, в том числе, в Федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации" (1997 - 1999 годы), а так же территориальных программах и концепциях развития различных

28

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

областей культуры, утвержденных для разработки положений Федеральной программы на региональном уровне.

В качестве приоритетных сфер регулирования были обозначены такие направления, как развитие информационной сети образовательно-культурной среды и информационного обеспечения; развитие культуры и искусства; укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Аналогичные принципы были сохранены и в Федеральных целевых программах "Культура России (2000 - 2005 гг.)" и "Культура России (2006 - 2010 гг.)". Конкретным механизмом осуществления культурной политики являлась целевая программа "Культура России", которая была рассчитана на 2001-2005 гг. Программа реально была профинансирована только на 50% от того, что планировалось в 2001 г., но за пять лет работы были достигнуты определенные результаты. После этой программы преемственно была принята вторая Программа "Культура России на 2006-2010 гг." Принималась программа очень трудно, ее общий объем финансирования на пять лет составлял 64 млрд. руб., из них 54 млрд. руб. выделялось из Федерального бюджета [5, с. 200201].

Подобные программные документы были разработаны и приняты во многих республиках, краях и областях России (21 за период с 1996 - 1998 гг.) [5, с. 105]. В практику управления культурными процессами на Урале вошли программы развития культуры, составленные на основании федеральных документов. При этом следует учесть тот факт, что региональные органы власти, проявляя инициативу в осуществлении правотворческой деятельности, зачастую предваряли федеральные органы. По наблюдениям А.Д.Кириллова и Н.Б. Кирилловой "региональное законодательство во многих случаях опережало федеральное" [4, с. 8687]. Так, управление культуры Пермской области в 1995 г. разработало "Программу развития сферы культуры Пермской области на 1996 - 2000 гг." [8, с. 90-91], в результате реализации которой планировалось обеспечить совершенствование организационных механизмов национально-культурной политики; провести модернизацию деятельности музеев, работающих с культурным наследием; осуществить внедрение новых информационных технологий в библиотеки, музеи, создать региональные компьютерные сети; улучшить условия работы профессиональных театров области и завершить реконструкцию театральных помещений.

Комплексная Программа развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 г. была утверждена Кабинетом Министров Республики Башкортостан 24 января 2000 г. Подобная программа в сфере культуры и искусства была разработана впервые и представляла собой систему мероприятий, направленных на создания условий для развития культурной жизни многонационального Башкортостана, сохранение духовных ценностей и создание условий для удовлетворение культурных запросов населения. Программа состояла из трех разделов: 1. Современное состояние и правовая база развития культуры и искусства в Республике Башкортостан; 2. Основные цели, приоритеты, задачи и принципы культурного развития; 3. Основные направления развития культуры и искусства Республики Башкортостан [10, с. 157-158]. В целом программа была ориентирована на развитие сети учреждений культуры, их материально-технической базы и инфраструктуры, музейного, библиотечного и архивного дела, сохранение и оптимизацию использования историко-культурного наследия народов Башкортостана, решение вопросов социальной защиты работников культуры и искусства.

Развивая и совершенствуя программно-целевое финансирование в 2002 г., Министерство культуры Свердловской области разработало две областные государственные целевые программы: "Обеспечение развития культурной деятельности на территории Свердловской области" на 2003 - 2005 гг.; "Культура Среднего Урала" (2003 год) [7, с. 7]. Первая в ряду областных целевых программ предусматривала в 2004 г. на укрепление материально-технической базы театральных организаций городов Ирбита и Каменска-Уральского израсходовать 200 тыс. руб., а в 2005 г. было запланировано приобретение музыкальных инструментов для трех муниципальных театров на общую суммы 400 тыс. руб. [9, с. 16]

В 2007 г. в области успешно реализовывались областные целевые программы "Обеспечение развития деятельности областных и государственных учреждений культуры на 2006 - 2008 годы", "Развитие культуры и искусства Свердловской области на 2007 год", "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Свердловской области на 2007 - 2009 годы" [1, с. 336].

29

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Вместе с тем Свердловская область стала первым регионом России, где в 2006 г. культура являлась региональным компонентом комплекса приоритетных национальных проектов. По поручению Губернатора в течении ноября - декабря 2005 г. рабочей группой Министерства культуры Свердловской области, преследующей цель реализации общегосударственных национальных проектов и конструирования новых механизмов для решения проблем духовного развития личности, улучшения качества жизни населения Свердловской области, был разработан региональный компонент приоритетного национального проекта в сфере культуры на областном уровне. Сформирован сетевой план-график на 2005 - 2008 гг. по его исполнению, утвержденный постановлением Свердловской области № 280-1III от 29 марта 2006 года [2, с. 6] Реализация регионального компонента позволила в 2007 г. успешно решать задачи по модернизации материально-технической базы учреждений культуры и искусства области, развитию внестационарных форм культурного обслуживания населения, сохранению и популяризации культурного наследия Среднего Урала, созданию произведений искусства, литературы, кинематографии, способствующих укреплению духовнонравственных устоев общества. Существенное внимание уделялось поддержке традиционной народной культуры и самодеятельного творчества уральцев, расширению географии и направлений международного культурного сотрудничества [1, с. 336].

Республиканская целевая программа "Культура Удмуртии (2006 - 2009 гг.)" была утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 ноября 2006 г. № 735 -III. Разработка вышеназванной программы бала вызвана необходимостью определить принципы государственной поддержки культуры и искусства региона, регламентировать основные направления и разработать комплекс конкретных программных мероприятий развития отрасли вплоть до 2009 г. Следует отметить, что данная программа явилась продолжением республиканских целевых программ "Создание республиканской автоматизированной библиотечно-информационной сети - РАБИС" и "Сохранение историко-культурного наследия народов Удмуртской Республики" [6, с. 2-3].

В итоге региональная специфика культурной политики республик и областей Урала наиболее полно воплотилась в республиканских и областных целевых программах развития культуры. Вышеназванные программные документы были нацелены прежде всего на развитие культурных возможностей регионов, сохранение накопленного культурного наследия, а их реализация внесла значительный вклад в решение широкого спектра проблем культурного развития регионов.

Список использованной литературы:

1. Ежегодник "Большой Урал". Свердловская область - 2007. 2008. Вып. 8.

2. Екатеринбург - библиотечная столица 2006 года: избранные материалы XI Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации. Екатеринбург, Свердловская областная научная библиотека имени В. Г. Белинского, 2006. 151 с.

3. Заельская С. А. Культурное пространство Южного Урала в условиях системных реформ (1985-2000 гг.). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. 204 с.

4. Кириллов А.Д., Кириллова Н.Б. Урал социокультурный: Наука. Образование. Искусство. СМИ. Екатеринбург: Изд-во «Уральский рабочий», 2000. 176 с.

5. Костина А. В., Гудима Т. М. Культурная политика современной России : Соотношение этнического и национального. Изд. 2-е. - М.: ЛЕИ, 2010. 240 с.

6. Культура Удмуртии. Итоги реализации республиканской целевой программы «Культура Удмуртии 2006 -2009 годы». Ижевск: АУУР Редакция газеты «Известия Удмуртской Республики», 2010. 28 с.

7. Открытое заседание коллегии Министерства культуры Свердловской области «О работе органов и учреждений культуры и искусства Свердловской области в 2002 году по реализации областного закона «О культурной деятельности на территории Свердловской области». Задачи отрасли на 2003 год. Екатеринбург, 2003. 12 с.

8. Программа развития культуры Пермской области на 1996 - 2000 годы /Законодательное Собрание Пермской области. Пермь, 1995. 153 с.

30

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

9. Суховей А.Ф., И.М. Голова, В.И. Волков. Приоритетные направления и механизмы реализации культурной политики региона в условиях реформ (на примере Свердловской области) Препринт. Екатеринбург: Ин-т экономики, 2005. 65 с.

10. Халфин С. А. О комплексной программе развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 года // Социально-экономические и экологические проблемы Уральского региона Республики Башкортостан: Тез. докл. Республ. науч.-практ. конф. Сибай, 2000. Т. 2. С. 157-159.

© С.А. Заельская, 2015

УДК 308

Т. А. Салаева

Аспирант кафедры всеобщей истории Факультет истории и права Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, Российская Федерация

ОБРЯД «РАСЬКЕНЬ ОЗКС» У МОРДВЫ-ЭРЗИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация

В статье рассматривается роль национальных мордовских праздников в процессе возрождения этнической культуры, семейно-родовых традиций, обычаев и обрядов. Особо подчёркивается значимость обряда «Раськень Озкс» в системе этнической идентичности современной мордвы Республики Мордовия. Автор отмечает консолидирующую роль обряда «Раськень Озкс» в среде мордовского этноса.

Ключевые слова

Обряд, традиции, народные праздники, семейно-родовая культура, род, этническая идентичность,

самобытность.

Современные этнические процессы сопровождаются ростом и вниманием к национальным традициям. Празднично-обрядовая культура являлась неотъемлемым элементом жизнеобеспечения мордвы и накладывала свой отпечаток на все стороны бытия этноса.

Обрядовая культура восходит к глубокой древности, в ней сосредоточен исток и корень национального самосознания, являющегося одним из фундаментальных основ менталитета мордвы. Учитывая значимость народных праздников в системе этнической идентичности, в Республике Мордовия активизировалась работа по возрождению традиционных обычаев.

Одним из древних обрядов мордвы-эрзи был «Раскень Озкс» - родовое моление, религиозномагический ритуал, объединяющий широкий круг родственников, поклоняющихся во время его проведения языческому божеству-покровителю. Тесно связанные с трудовой, хозяйственной практикой обряды были общественные или семейные, когда затрагивались интересы отдельной семьи. К ним относились поминовения усопших, вхождение невесты в новую семью, приобщение новорождённого к родовым, семейным ценностям.

В конце ХХ века на волне этнического ренессанса древние мордовские обряды получили своё дальнейшее развитие. Так, представители эрзянской интеллигенции - члены общества «Масторава» символом единства и сплочения мордовского народа приняли древнее родовое моление «Раскень Озкс». Первое подобное моление состоялось в 1999 году вблизи села Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия. Местом проведения был выбран курган «Маар» (холм - эрз.), где захоронены воины из числа эрзи, мокши, марийцев и удмуртов, павших в ходе жестокой битвы против ногайских полчищ.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.