Научная статья на тему 'Программные решения для повышения эффективности менеджмента качества в университете'

Программные решения для повышения эффективности менеджмента качества в университете Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
113
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ДИАГНОСТИКА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / information system / software / quality management / diagnostics / factor analysis

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Суровицкая Г. В., Шитов Д. В.

В статье представлены разработанные авторами программные средства поддержки мероприятий диагностики состояния системы менеджмента качества университета и управления ее документацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Суровицкая Г. В., Шитов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE SOLUTIONS FOR IMPROVEMENT OF QUALITY MANAGEMENT AT THE UNIVERSITY

In the article the software of university’s quality management system support, and the software of quality management system’s documentation management are described. The software was developed by the authors.

Текст научной работы на тему «Программные решения для повышения эффективности менеджмента качества в университете»

УДК 005.6 (075.8)

ПРОГРАММНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ

SOFTWARE SOLUTIONS FOR IMPROVEMENT OF QUALITY MANAGEMENT AT THE

UNIVERSITY

Г.В. Суровицкая, Д.В. Шитов Пензенский государственный университет

В статье представлены разработанные авторами программные средства поддержки мероприятий диагностики состояния системы менеджмента качества университета и управления ее документацией.

Ключевые слова: информационная система, программа, менеджмент качества, диагностика, факторный анализ

G. V.Surovitskaya, D. V.Shitov

In the article the software of university’s quality management system support, and the software of quality management system’s documentation management are described. The software was developed by the authors.

Key words: information system, software, quality management, diagnostics, factor analysis.

На современном этапе модернизации системы высшего образования России остро стоит проблема повышения эффективности менеджмента качества в университетах. Статья 113 проекта Федерального закона «Об образовании» (редакция на 1 декабря 2010 г.), в которой устанавливаются виды образовательных организаций высшего образования (колледж, институт и университет), определяет университет как образовательную организацию, основной деятельностью которой (в отличие от колледжа и института) является реализация основных образовательных программ высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение

фундаментальных и прикладных научных исследований. На основе проведенных исследований авторы выявили инновационную проблемную ситуацию, связанную с противоречием ключевых целей университетов и состоянием их систем менеджмента качества (СМК).

Снятие данной проблемной ситуации возможно при внедрении инноваций в практику управления университетами. Проведенные авторами исследования позволили также обосновать направления в области менеджмента, где в первую очередь необходимы инновации: диагностика состояния СМК и управление документацией СМК. Для информационной поддержки внедряемых инноваций необходимы информационные технологии.

В целях повышения эффективности менеджмента качества в университете был разработан комплекс программных средств, включающий в себя следующие программные продукты:

- «Информационно-аналитическая система поддержки менеджмента качества»;

- программа согласования экспертных оценок;

- программа расчёта результативных показателей с учётом всех комбинаций факторных признаков;

- программно-сервисные средства управления документами «Витрина документов».

Информационно-аналитическая система поддержки менеджмента

качества

Данное программное средство является основным компонентом комплекса и построено на базе веб-технологий. Оно позволяет организовывать, проводить и контролировать мероприятия диагностики учебных заведений и подразделений, а также, комплексно подойти к решению задач диагностики состояния СМК и соответствующих процессов качества как университета в целом, так и отдельных его подразделений [1]. Это решение ориентировано как на государственные, так и на негосударственные университеты.

Основными функциями информационно-аналитической системы

поддержки менеджмента качества являются:

- построение единой информационной среды в рамках комплекса мероприятий диагностики, проводимых в университете;

- формализация и прозрачное управление организационной структурой университета;

- создание и хранение учётных записей должностных лиц в рамках СМК качества (глав подразделений, уполномоченных по качеству, экспертов);

- автоматизация работы экспертов и уполномоченных по качеству, онлайн доступ к опросным формам и результатам мероприятий диагностики;

- ведение журналов мероприятий диагностики, проводимых в подразделениях;

- систематизация прав доступа к данным мероприятий диагностики;

- упорядочение доступа к личным кабинетам глав подразделений, уполномоченных по качеству, экспертов;

- предоставление возможности удалённого доступа к единой базе данных и получения актуальной информации о системе.

Фрагмент автоматизированного рабочего места администратора представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Фрагмент автоматизированного рабочего места главы

подразделения

Программа согласования экспертных оценок

Предназначена для автоматизации количественной оценки когерентных самосогласованных процессов на основе экспертного метода. При этом за счет реализации итерационной процедуры получения уточненной оценки значений критериев, определенной с учетом разнородности в составе экспертов, обеспечивается точность и достоверность процедуры экспертных оценок [2].

Назначение реализуемого программой алгоритма состоит в поиске уточненной оценки значений критериев произвольной модели в рамках экспертного метода с использованием ряда положений синергетики. Для адекватной оценки синергетических эффектов и выработки эффективных управленческих решений необходимы современные средства оценки, в том числе основанные на итерационных процедурах согласования экспертных оценок, поскольку до сих пор экспертный метод является наиболее популярным.

Для повышения объективности результатов для оценки искомой величины используются постулаты нескольких экспертов. При построении итерационных процедур предполагается, и обобщенное коллективное мнение всех экспертов более достоверно, а истинное значение искомой величины находится внутри диапазона оценок экспертов. При этом искомая величина рассматривается как случайная, отражением закона распределения которой является постулат эксперта.

При решении задач экспертного оценивания необходимо учитывать, что количество экспертов обычно ограничено, а степень их компетентности в рассматриваемом вопросе может быть различной. Естественно, точность и достоверность процедуры экспертных оценок существенно возрастут, если высказывания каждого эксперта будут восприниматься с весовым коэффициентом, зависящим от степени его компетентности в данном вопросе.

Интерфейс программы согласования экспертных оценок представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Интерфейс программы согласования оценок экспертов

Программа расчёта результативных показателей с учётом всех комбинаций факторных признаков

Достаточно широкое распространение в факторном анализе имеют многофакторные мультипликативные модели на основе индексного метода [3].

Индексы, как внешняя характеристика явления, по природе своей конструкции имеют сугубо локальный характер применения. Границы их применения зависят от кривизны изучаемого пространства в окрестности измерений. Больше кривизна пространства в направлении траектории эволюции системы - быстрее нарастает погрешность в индикаторных оценках, уже границы их применения. Кривизна пространства связана с качественными сдвигами. Больше кривизна траектории, больше качественные сдвиги в динамике изучаемой системы и наоборот. Поэтому теория погрешностей индексных формул занимает важное место в факторном анализе.

Одним из наиболее распространенных приемов индексного метода является метод цепных подстановок, имеющий один, весьма существенный, недостаток - в зависимости от выбранного порядка замены факторов факторные разложения могут быть различны.

Решение этой проблемы возможно в следующих случаях:

- для устранения указанного недостатка использовать оценку в виде

среднеарифметического, вычисленного по результатам влияния

соответствующих факторов при всех возможных перестановках индексовсомножителей. Необходимо помнить, что количество перестановок равно n! (n - количество факторов в модели). Что вызывает определенные затруднения при проведении расчетов без соответствующего программного обеспечения;

- разработка программного обеспечения для реализации вышеописанных перестановок индексов-сомножителей в модели.

Решение этих задач дало возможность разработать программу расчета результативных показателей в индексной модели с учетом всех комбинаций факторных признаков.

В результате эта программа может обеспечить требуемую точность в расчетах при реализации индексного метода для решения практических задач.

Интерфейс программы показан на рисунке 3.

Рисунок 3 - Интерфейс программы расчёта результативных показателей с учётом всех комбинаций факторных признаков

Программно-сервисные средства управления документами «Витрина

документов»

Данный программный продукт разработан с целью обеспечения разграничения доступа к документам для различных пользователей. Отсюда были выделены следующие задачи:

- организация создания и хранения документов;

- предоставление доступа к документам с учётом прав доступа пользователя посредством интернет-приложения.

Общая схема взаимодействия пользователей с системой хранения и представления документов представлена на рисунке 4.

Рис 4 - Общая схема взаимодействия пользователей с системой хранения и

представления документов

Как показано на данном рисунке, всё, что нужно пользователям для работы с Витриной документов - это доступ в интернет и браузер (например, Internet Explorer).

Пользователь-администратор, через интернет, имеет доступ к интернетсервису для работы с документами (например, Google Документы) и к администраторским функциям Витрины документов. Для реализации этого доступа достаточно иметь на рабочем компьютере интернет-браузер одной из последних версий.

Посредством браузера и интернет-сервиса для работы с документами пользователь-администратор создаёт (или загружает) необходимые документы. В частности, сервис Google Документы позволяет ещё и создать для хранения документов структуру каталогов. После создания документа в Google-Документах генерируется HTML-код для вставки документа на веб-страницы.

Посредством того же браузера пользователь-администратор в рамках Витрины документов создаёт структуру организации, для которой создаётся Витрина докуметов, создаёт учётные записи пользователей и настраивает доступ пользователей, каждого к своему разделу (подразделению).

После того, как для какого-либо подразделения создан свой раздел и в рамках него сформированы подразделы, пользователь-администратор может добавлять в них документы. Добавление документа предполагает вставку полученного ранее HTML-кода документа на веб-страницу этого документа в Витрине. Для выполнения этого действия в распоряжении администратора есть соответствующие элементы интерфейса.

С точки зрения пользователя, который хочет просмотреть документ, происходит следующее. Прежде всего, он авторизуется в Витрине (вводит логин и пароль). При этом, ему открывается доступ к разделам в соответствии с его правами доступа. Т.е., например, если данный пользователь является главой какого-либо подразделения, то ему становятся доступны только разделы, соответствующие его подразделению и его дочерним подразделениям. Пользователь должен выбрать один из доступных ему разделов и в нём - один из подразделов. В выбранном подразделе открывается список документов, принадлежащих данному подразделу. После выбора одного из документов он загружается в текущую страницу Витрины и отображается на этой же странице.

Заключение

Таким образом, найдены эффективные и недороги программные решения для повышения эффективности менеджмента качества в университете на основе инновационных информационных технологий. Представленные программные продукты внедрены в Пензенском государственном университете. Их использование в практике работы Управления системой качества (так называется служба качества Пензенского государственного университета) позволило не только оптимизировать работу в области диагностики состояния СМК, но и эффективно управлять документацией в части поддержки мероприятий диагностики.

Литература

1 Суровицкая, Г.В. Диагностика системы менеджмента качества университета. Теория построения, анализа и управления: монография \ Г.В. Суровицкая, М.В. Чернецов// Пенза: Изд-во Пенз. ин-та эк. развития и антикризисн. упр., 2008 г. - 178 с.

2 Воронин А. Н. Синергетические методы комплексирования данных// Кибернетика и системный анализ - 2006 - № 2 - С. 24-30.

3 Суровицкая, Г.В. Факторный анализ социально-экономических процессов на основе индексных моделей: монография \ Г.В. Суровицкая, Е.А. Балашова, В.И. Чернецов// Пенза: Изд-во ПГУ, 2010 г. - 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.