Научная статья на тему 'Программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем'

Программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2027
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мамонтов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем»

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ

© С.А. Мамонтов

Программное обеспечение для автоматизации биб-лиотечію-библиографических процессов создавалось по мере поступления в библиотеки вычислительной техники. Долгое время в ГПНТБ России, например, эксплуатировалась АС «Абонент» на базе ЕС ЭВМ. Однако первоначально большинство программ, использующихся в библиотеках, предназначалось для автоматизации служебно-хозяйственных функций (простейшие бухгалтерские программы, программы ведения статистики, подсчета основных показателей работы и т. п.). С середины 1970-х гг. только некоторые крупные библиотеки, такие как ГПНТБ СССР и ГБЛ (теперь, соответственно, ГПНТБ России и РГБ) занимались разработкой автоматизированных библиотечных систем и машиночитаемых каталогов. Большинство же современных компьютеризован! u.ix библиотек начало активно использовать отечественные и иностранные программные продукты библиотекой автоматизации только в начале 90-х гг.

К настоящему времени мировой рынок буквально заполнен системами автоматизации библиотек. Не менее 2 тыс. систем разработано фирмами «дальнего зарубежья», около 30 - специалистами России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран бывшего СССР. В России сложился ряд коллективов, профессионально занимающихся разработкой программного обеспечения дня автоматизированных библиотечно-информационных систем. Разработкой и внедрением таких систем в академических библиотеках занимается БЕН РАН, автоматизацией публичных и региональных библиотек -ГИВЦ Министерства культуры РФ, типовые автоматизированные библиотечно-информационные системы для малых и средних библиотек разрабатывает ГПНТБ России, автоматизацией вузовских библиотек занимается НБ МГУ, автоматизированные системы и другие продукты для широкого круга библиотек предлагают коммерческие организации, такие как фирма «Документальные информационные технологии» и НПО «ИНФОРМ-СИСТЕМА». Многие из российских систем описаны в книге Я.Л. Шрайберга и Ф.С. Воройско-го «Автоматизированные библиотечно-информацион-ные системы: состояние, выбор, внедрение, развитие».

Из всего спектра автоматизированных библиотечно-информационных систем в российских библиотеках наибольшее распространение получили «АС-Библиотека», «Библиотека 4.0», «ИРБИС», АС «Наука», «МАКС» и др. В то же время такие крупные библиотеки как РГБ, РНБ, ГПИБ, ВГБИЛ, а также некоторые региональные библиотеки сориентировались на зарубежные программы для создания интегральных библиотечных систем (VTLS, TINLIB, LIBER и т. п.).

Каждый из вышеназванных программных продуктов имеет свои преимущества и недостатки. Зарубежные системы очень хорошо отлажены, имеют полный

набор функций автоматизированной библиотечной системы, построены по модульному принципу и различаются, в основном, стоимостью. Стоимость обычно зависит от числа рабочих мест и количества записей, которые способны вместить их базы данных, и бывает очень высока. Но в качестве наиболее серьезного недостатка зарубежных систем называют их недостаточную приспособленность к особенностям российских библиотечных технологий, к отечественным стандартам и форматам, что требует дополнительных -затрат на их адаптацию.

Особенности многих зарубежных и отечественных систем отражены в профессиональной печати. Так, например, Г1.Г. Арефьев и A.A. Артамонов подробно описывают эту систему (1) К моменту их публика!щи Tiniib эксплуатировалась в библиотеке Московской высшей школь! социальных и экономических наук (МВШСЭН) более четырех лет. Свой вердикт авторы статьи несколько смягчили: «Внедрение Tiniib.280 в библиотеках, планирующих автоматизировать производственные процессы и обслуживать читателей на современном уровне, в том числе с использованием последних достижений информационных и телекоммуникационных технологий, с прудом можно считать целесообразным». И далее: «Проблемы, возникающие при эксплуатации Tiniib, и некачественная поддержка со стороны производителя могут перечеркнуть эффект от внедрения». В этой связи уместно привести и высказывание Е.И. Кузьмина: «Многолетние попытки внедрения в России зарубежных систем тина VTLS, DYNEX, JEAC, ALEF, TINLIB показали крайне низкую эффективность этих усилий, поскольку после трудной, длительной и дорогостоящей адаптации эти системы используются далеко не в полном объеме» [2|.

Целый ряд публикаций посвящен и отечественным системам, но сведения о них носят ярко выраженную рекламную направленность: положительные качества выделяются, а недостатки умалчиваются. Наиболее часто подобным образом рекламируется продукция ГПНТБ России и ГИВЦ Министерства культуры.

ГПНТБ России разрабатывает программное обеспечение автоматизации библиотечно-библиографических процессов пока преимущественно для собственных нужд. В качестве инструментального средства для этого она использует широко распространенный в зарубежных библиотеках (более, чем в 70-ти странах), бесплатно распространяемый пакет прикладных программ CDS/ISIS. На его основе в ГПНТБ России:

- созданы программные продукты, обеспечивающие работу систем Сводного каталога, электронного каталога, более 40 различных баз данных, системы штрихового кодирошишя;

- работает теледоступ и WWW-сервер в Интернете;

- выпущены собственные издания на CD-ROM;

XI

- построена интегрированная библиотечная система ИРБИС, предназначенная для распространения среди малых и средних библиотек.

В интегрированной библиотечно-информационной системе ИРБИС (разработка началась в 1995 г.) полностью отражается опыт, накопленный специалистами данной библиотеки в области программирования автоматизированных систем. Все рабочие места системы снабжены современным интерфейсом, обеспечивающим комфортную работу читателей и персонала. Полная версия для функционирования под управлением операционной системы MS DOS обеспечивает автоматизацию каталогизации, комплектования, обслуживания читателей на кафедрах выдачи - возврата литературы и состоит из четырех соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМ), а также одной АРМ «Администратор», универсальной подсистемы ввода, снабженной встроенными рабочими листами, универсальной подсистемы конвертирования данных и пакетного ввода, подсистемы статистической обработки баз данных и ряда других подсистем. Имеется и версия «Гог Windows». Разработана версия ИРБИС на украинском языке, готовится англоязычная версия. Существуют две тематические адаптации системы: для сельскохозяйственных библиотек с обеспечением использования тезауруса по сельскому хозяйству (разработана в 1ДНСХБ РАСХН); для медицинских библиотек - с обеспечением использования предметных рубрик MESH. I ¡рограммный продукт может функционировать в локальной вычислительной сети и на автономных ПЭВМ типа IBM PC. Помимо CDS/ISIS для разработки модулей программы для DOS-версии использованы языки ISIS-PASCAL и Си, а для версии «Гот Windows» -Delphi.

В рамках программ «Информационное обеспечение отрасли культуры России в 1997-1999 гг.» и «ЛИБНЕТ» ГИВЦ Министерства культуры РФ также занимается разработкой библиотечного программного обеспечения. Очередное его детище - программно-технический комплекс «АС-Библиотека-2». Это интегрированная настраиваемая система, информационно преемственная к предшественнику - системе «AC-Библиотека» и ее версиям. Комплекс обеспечивает полномасштабную автоматизацию информационной технологии библиотеки и ее информационных связей с внешними корреспондентами Объектами внедрения являются региональные научные, юношеские, детские библиотеки, библиотеки для слепых и централизованные библиотечные системы. Комплекс состоит из взаимосвязанных АРМ, предусмотрено использование технологии штрихового кодирования изданий и читательских билетов, возможна настройка формата библиографического описания, автоматическая переклассификация записей. Перспектива развития «АС-Библиотека-2» предусматривает реализацию и использование в деятельности библиотек протокола Z 39.50.

Есть и другие серьезные разработки программных продуктов для библиотек, но достижешы большинства разработчиков более чем скромны. Например, с 1994 г. в Российской государственной юношеской библиотеке (РГЮБ) формируется библиотечная информационная система «Инновационное образование». В качестве базовой СУБД для разработки программного обеспечения этой системы выбрана Microsoft Access - одно из стандартных приложений Microsoft Office.

Однако, говоря о российских системах, следует честно признать, что многие из них, как говорится, «сырые», их разработчики еще не накопили достаточного опыта, да и сами системы эксплуатируются, в лучшем случае, только несколько лет. При их эксплуатации выявляется масса как концептуальных (например, ориентация только на поддержку электронного каталога), так и технологических (наличие ошибок в модулях программ) недостатков, устранение которых норой приводит к рождению новой версии системы. Российские разработчики зачастую стремятся добиться внедрения своих продуктов еще на этапе разработки, действуя по схеме: «купите наши замечательные АРМ «Комплектатор» и «Каталогизатор», а все остальные мы будем продавать вам по мере их создания!» Но оценить работу всей системы только по одному-двум АРМ невозможно, и. приобретая подобные системы, библиотеки рискуют остаться у «разбитого корыта».

Среди распространенных недостатков отечественных средств автома тизации библиотек следует назвать:

- низкое быстродействие, независимо от типа используемого компьютера, особенно при работе с массивами документов выше 100 тыс. записей;

- ограниченные возможности поддержки многоязычных шрифтов;

- недостаточно развитые средства -защип.! баз данных от несанкционированного доступа и разрушения;

- низкое качество сопроводительной документации.

К положительным качествам российских систем можно отнести:

- соответствие сложившейся отечественной библиотечно-информационной технологии стандартам и правилам, включая состав операций, входные и выходные формы документов, в том числе и финансовых;

- дос таточно прос той и доступный интерфейс, ориентирован! И.1Й на работу отечественных библиотечных специалистов;

- высокую преемственность модернизируемых версий:

- несущественную зависимость от высокоразвитых аппаратных средств;

- низкую стоимость но сравнению с зарубежными аналогами;

- возможность получения оперативной консультативной помощи со стороны разработчиков.

Лучшие отечественные системы ориентированы на традиционные для нашей страны библиотечные технологии, они дешевле зарубежных, но но ряду параметров (надежность, уровень сервиса, качество пользовательских интерфейсов, степень интегрированности и ряд других) уступают зарубежным аналогам. Это объясняется отсутствием финансовых инвестиций, в результате чего для создания отечественных автоматизированных библиогсчных систем используются дешевые или бесплатные пакеп.1 прикладных программ, не предназначенные для создания высокотехнологичных систем.

Технологический уровень функционирующих в стране библиотечных систем пока не обеспечивает современных требований к информационному обслуживанию общества. Но это объясняется не только несовершенством внутренних параметров систем в кон-кретных библиотеках, а также отсутствием возможности предоставлять потребителям производимые -этими системами или получаемые из внешних источников информационные ресурсы. Ограничение доступа к ин-

Х2

формации обусловливается, главным образом, двумя причинами:

- низкими темпами работ по формированию машиночитаемых информационных массивов;

- высокими тарифами на использование высокоскоростных каналов связи.

В подавляющем большинстве библиотек пользователи не имеют доступа к информации, накопленной в других библиотеках, а работы в области телекоммуникационных технологий, на данный момент времени, находятся, в лучшем случае, на стадии опытной эксплуатации.

Тем ие менее, к настоящему времени ав томатизированные системы различного уровня функционируют во всех федеральных библиотеках системы Министерства культуры РФ, а также более чем в 140 региональных научных, юношеских, детских библиотеках, в специальных библиотеках для слепых, где создаются информационные ресурсы различного назначения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автоматизация библиотечных процессов на базе интегрированной системы ТтНЬ// Науч. и техн б-ки 1998 № 12. С. 40-50.

2. Науч. и техн. б-ки 1999 № I С 35-46

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СОЗДАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КУРСА «БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И БИБЛИОГРАФИЯ» © Е.В. Борисов

Компьютерные, телекоммуникационные и обучающие технологии подошли, судя по публикациям, к той черте, за которой начинается реальная виртуализация сферы образования. Доступность программного и технического обеспечения позволяет достаточно быстро реализовывать идеи авторов. В России практически не осталось вузов, которые так или иначе не занимались бы созданием или проектированием курсов дистанционного обучения.

В последние годы отмечен резкий рост образовательных учреждений, занимающихся проблемами дистанционного обучения. Если в 1980 г. их число (в мире) не превышало 200, то к 2000 г. перевалило за 1000. Причем по количеству систем дистанционного обучения СДО Россия в настоящее время находится на четвертой позиции после Европы, Северной Америки и Африки. Далее по убыванию идут Азия, Австралия, Латинская Америка, Центральная Америка и Ближний Восток 111.

Дистанционное образование развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM. General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки 111.

В России элементы дистанционного обучения активно внедряются с начала 1991 г. Количество образовательных учреждений, ведущих образовательную деятельность с использованием технологий удаленного обучения, на начало 1997 г. составило около 117 Степень использования этих технологий различна: от экспериментального варианта до полноценного образовательного процесса [ 11.

В 1995 г. Правительством Российской Федерации была утверждена «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России», где дается определение дистанционного образования, его характерные черты. Ставятся цели, задачи и приоритеты СДО. Среди задач выделяются:

разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социокультурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей дистанционного образования;

создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов дистанционного образования, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных но компьютерным телекоммуникациям, и развито системы электронных библиотек.

К сожалению, то, что реализуется в Интернете, на СІ) никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования |2|.

Система дистанционного образования как экспери-ментальная часть Системы образования России (и др. стран) привлекает внимание огромного числа специалистов самых разных облас тей науки и техники. Благодаря чему ищутся, создаются и проходят проверку самые разные педагогические, программно-технические, экономические и многие другие идеи.

Появление объединяющих концепций стимулирует возникновение новых. ')то закономерно. Чем более бурной и разносторонней будет научная и практическая деятельность, тем быстрее это приведет к разработке единых стандартов. Скоро это коснется и дистанционного образования. Но в настоящее время ничего подобног о не произошло, и потому каждый новый подход (теоретический или практический) может претендовать на роль ведущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.