Литература
1. Плотников С.М. Совершенствование системы ориентирования стружки в производстве древесных плит II Деревообрабатывающая пром-сть. - 2007. - № 5. - С. 4-6.
2. Кутателадзе С.С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление: справ, пособие. - М.: Энер-гоатомиздат, 1990. -367 с.
Л.Н. Родикова ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЛОГИСТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
В статье показана актуальность создания региональной логистической системы. Приведены схема бизнес-процесса и методика определения ресурсной потребности с помощью инновационного программного продукта запасных частей для регионального парка автомобилей.
Ключевые слова: логистическая система, ресурсная потребность, материальный поток, бизнес-процесс, базы данных, программа “Саг”.
L.N. Rodikova CALCULATION PROGRAM REALIZATION IN THE REGIONAL LOGISTICAL CENTER
The urgency of the regional logistical system creation is shown in the article. The business process scheme and the technique for the resource requirement determination by means of the innovative software product of spare details for the regional car park is given.
Key words: logistical system, resource requirement, material stream, business process, databases, “Car” program.
Стабилизация в экономике Красноярского региона и дальнейшее наращивание промышленного потенциала предполагает опережающий рост транспортной отрасли. Коммуникационный комплекс края располагает немалой производственной базой. Для обеспечения региональных структур управления информацией о любом виде транспорта, а также при разработке программ развития и повышения эффективности функционирования транспортного комплекса необходима действующая информационная система, которая позволяет в реальном масштабе времени судить о состоянии и результатах работы подвижного состава, его материально-техническом обеспечении. В ближайшем будущем повлиять на стойкую тенденцию старения подвижного состава всех видов транспорта практически невозможно. Такое положение требует неотложной реорганизации на региональном уровне системы поддержки автомобилей в технически исправном состоянии. Разработанный проект логистической системы «МТО ТА АТ» Красноярского края предполагает исполнение современных информационных технологий посредством создания логистического центра.
При исследовании каналов распределения запасных частей в автотранспортной отрасли Красноярского края в начале XXI века выявлено множество поставщиков и посредников, их непостоянство, мелкие партии заказов, низкое качество поставок. Поставщики меняются практически ежемесячно. Нет стабильного материального потока от заводов-изготовителей на крупные региональные терминалы [1]. Такое положение говорит о полном отсутствии системы материально-технического обеспечения на региональном уровне, что приводит к увеличению затрат на ремонтный фонд в 1,5-2 раза, как для автотранспортных предприятий, так и для частных владельцев автомобилей.
Рис. 1. Схема движения материальных потоков от производителя до потребителя [2]
Разработка перспективной региональной информационной модели проекта подсистемы материальнотехнического обеспечения (МТО) запасными частями (34) связана с определенными сложностями. В частности, необходимо исследовать материальные потоки от поставщика до потребителя, подробно разработать информационные потоки заявок на запчасти и материалы от АТП до регионального логистического центра. Формирование портфеля заявок (заказа) осуществляется на уровне микрологистических центров, которые могут передавать информацию в региональные логистические центры, минуя локальные логистические центры.
Информационная модель состоит из нескольких блоков, связанных между собой и имеющих доступ как к объемным хранилищам информации (архивам), так и к оперативной памяти. Базы данных содержат электронные версии всех необходимых документов по поставщикам, потребителям и т.п. в рамках логистической подсистемы МТО ТЭА (рис. 2).
Рис. 2. Модель материально-технического обеспечения регионального парка автомобилей [3]
На рисунке 3 приведена разработанная информационная модель региональной логистической системы материально-технического обеспечения технической эксплуатации автомобильного транспорта.
В результате проведенных исследований структуры подвижного состава выполнена классификация по моделям, маркам и типам автомобилей отечественного и зарубежного производства по разным формам собственности [3]. Проект региональной логистической системы предполагал каналы фактического распределения имеющегося подвижного состава по основным направлениям: Канскому, Ачинскому, Енисейскому, Абаканскому [4]. Отдельно выполнены исследования для г. Красноярск и пригорода. Этим направлениям соответствуют локальные логистические центры. Определена структура автомобильного парка по каждому из этих направлений.
Рис. 3. Информационная модель региональной логистической системы
Исследования, проведенные по определенным выборкам легковых автомобилей, эксплуатируемых в течение 10 лет, дали результирующую величину норм расхода запасных частей на один автомобиль в весовых единицах [5].
Одним из основных процессов логистической системы является процесс управления закупками. На рисунке 4 приведена схема бизнес-процесса для регионального логистического центра. Для повседневного выполнения своих функций процесс управления закупками требует наличие широкого круга стандартных процедур и операций. Автоматизация процедур бизнес-правил предполагает разработку инновационного программного обеспечение "Саг”.
Рис. 4. Схема бизнес-процесса для регионального логистического центра
Функциональное и эксплуатационное значение программы. Разработанная программа "Саг” позволяет рассчитать годовую потребность запасных частей для легковых, грузовых машин и автобусов по каждому направлению и району. С помощью программы можно определить расход 34 по укрупненной методике исходя из массы [5]. Кроме этого затраты на 34 можно определить в стоимостном выражении (в условных единицах и в рублевом исчислении). С помощью программы можно определить количество исправных и неисправных автомобилей в каждом административном образовании (районе) и для каждого направления Красноярского края. Программа позволяет формировать необходимые виды отчетности (рис. 5). Ниже приведены требования к программе. Система должна обеспечивать следующие возможности: учет наличия транспорта в административных районах края (исправных и неисправных); расчет ресурсной потребности в 34 и их затраты в условных единицах и в рублевом исчислении; формирование необходимых отчетов; формирование заказов; архитектура программного обеспечения предполагает взаимодействие приложения "Саг” с тремя базами данных (рис. 6).
Рис. 5. Схема работы приложения с базами данных
Для того чтобы программа правильно работала, необходимо информацию, хранящуюся в этих базах данных, периодически обновлять, т.е. вносить число исправных, неисправных автомобилей, количество моделей данного типа. Разработаны схемы и алгоритм работы приложения с базой данных (БД) легковых автомобилей грузовых и автобусов [7].
Схема расчета расходов на 34 представлена рисунке 6.
По аналогичной схеме рассчитываются требуемые показатели для грузовых автомобилей и автобусов. Но при расчете ресурсной потребности 34 для грузовых автомобилей первой группы (грузоподъемность до 3,5 т) норма расхода 34 на один автомобиль принимается 40 кг, а для второй группы - на 120 кг. Далее эти значения умножаются на соответствующее количество грузовых автомобилей. Для расчета ресурсной потребности 34 для автобусов норма на один автобус определена 120 кг, которая в последующем для расчетного парка умножается на количество автобусов [6].
Программа расчета расходов на 34 для автомобильного парка региона, выполненного в среде Inter-base.SQL-сервер. SQL-сервер InterBase предназначен для хранения и обработки больших объемов информации в условиях одновременной работы с БД множество клиентских приложений. Масштаб информационной системы при этом произволен - от системы уровня рабочей группы (под управлением Novell Netware или Windows на базе IBM-совместимых ПК) до системы уровня большого предприятия (на базе серверов IBM,Hewlett-Packard,SUN). Функциональная схема программы приведена на рисунке 7.
Разработанный программный продукт может быть использован в реальных расчетах при определении затрат на запасные части по разным типам автомобилей в региональном логистическом центре.
Рис. 6. Схема расчета расходов на запасные части для легкового автомобиля [7]
EditLeg
модуль редактирования записей в БД легковых автомобилей
EditGruz
модуль редактирования записей в БД грузовых автомобилей
EditBus
модуль редактирования записей в БД автобусов
DelLeg
модуль удаления записей в БД легковых автомобилей
MainUnit
главный
модуль
DMUnit модуль данных
модуль формирова-
ния отчетов и экс-
порта в Excel
DelGruz
модуль удаления записей в БД грузовых автомобилей
AddLeg
модуль добавления записей в БД легковых автомобилей
AddGruz
модуль добавления записей в БД грузовых автомобилей
AddBus
модуль добавления записей в БД автобусов
DelBus
модуль удаления записей в БД автобусов
Рис. 1. Функциональная схема программы На рисунке 8 приведен фрагмент интерфейс-программы.
Рис. 8. Фрагмент интерфейс-программы расчета затрат на запасные части
Приведенный бизнес-процесс и схема регионального логистического центра, схема работы приложения с базами данных и функциональная схема программы позволили разработать проект региональной системы «МТО ТЭ АТ» с возможностью реализации программных продуктов для необходимых расчетов.
Литература
1. Родикова Л.Н. О логистических системах управления материальными информационными потоками на автотранспорте: метод, указания. - Красноярск, 2000. - 51с.
2. Смирнова ЕЛ. Управления цепями поставок. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2009.-122 с.
3. Родикова Л.Н. Обоснование необходимости формирования логистического центра II Проблемы информатизации региона ПИР 98: мат-лы 4-й Всерос. конф. - Красноярск, 1998.
4. Родикова Л.Н. Транспортный паспорт Красноярского края 2000 года. - Красноярск, 2001. -236 с.
5. Родикова Л.Н., Быков А.В. К информациооному обеспечению транспортного логистического центра красноярского региона II Транспортные средства Сибири: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 7 / под ред. С.П. Ереско. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. - 509 с.
6. Родикова Л.Н. Математическое моделирование затрат на региональный парк автомобилей II Транспортные средства Сибири: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 9 / под ред. С.П. Ереско. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. - 509 с.
7. Родикова Л.Н., Золотов К.С. Проблема выбора архитектуры базы данных при создании программного обеспечения «CAR» II Транспортные средства Сибири: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. С.П. Ереско. -Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. - Вып. 7.-509 с.