В данной работе авторы обращают внимание на актуальность вопроса предшкольной подготовки детей, которая способствовала бы как общему развитию личности ребенка, так и формированию у него положительной учебной мотивации. В статье рассматриваются как теоретические предпосылки данного вопроса, так и практические примеры реализации программы предшкольной подготовки на примере школы «Филиппок».
Чумакова Ирина Николаевна,
заместитель директора по УВР, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16,
cibarito@mail.ru Кожевина Оксана Викторовна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16, Ямало-ненецкий автономный округ, г.Новый Уренгой
nyrisaya@mail.ru
I ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ФИЛИППОК»
Возраст: дети 5 - 7 лет, срок реализации программы - 2 года
Как можно организовать предшкольную подготовку детей, опираясь на принцип преемственности?
Ключевые слова: предшкольная подготовка, учебная мотивация, готовность к обучению, познавательные способности, эстетическое развитие.
Демографический спад начала нового тысячелетия коснулся и наших педагогов. В 2006-2007 учебном году мы с трудом набрали два первых класса. Всем известно, что в последние годы дети, поступающие в первый класс, имеют слабую физическую подготовку в виду малой двигательной активности, особенно дети, проживающие в условиях Крайнего Севера.
Многие дети не готовы к обучению психологически, а также имеют низкий уровень познавательных интересов. Каждый учитель, набирающий первый класс, сталкивается и с большими проблемами в организации учебной деятельности учащихся в виду их несамостоятельности. Именно поэтому мы решили помочь родителям и учителям первых классов в организации всестороннего развития дошкольников и подготовке их к обучению.
В создании нашей программы мы отталкивались от принципов образовательной системы «Школа 2100» (Леонтьев А. А.) и программы «Предшкольная пора» (Виноградова Н. Ф.).
В основу нашей работы легли слова Эрнста Легуве «Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас», т.е. нам необходимо ввести ребенка в жизнь, научить в социуме без нашей помощи, сделать его самостоятельным.
Наши занятия не дублируют школьную программу первого класса, а носят пропедевтический характер и больше направлены на развитие представлений об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию таких психических процессов как: память, внимание, мышление и др.,
формированию и развитию физических возможностей и творческих способностей каждого ребенка индивидуально. Именно поэтому в учебный план внесены такие предметы как музыка (игра на народных музыкальных инструментах), ритмика, ИЗО и конструирование, физическая культура. Всестороннему развитию детей способствует и введение изучения английского языка.
Трехлетний опыт работы говорит о том, что мы на верном пути. Родители наших воспитанников довольны успехами своих детей. Наша школа «Филиппок» стала довольно известной и популярной в городе. Записать детей в «Филиппок» изъявляют желание не только родители микрорайона нашей школы, но и из других частей города. Мы стали конкурентноспособны! Опыт нашей работы был представлен и получил положительную оценку работников образования Германии (г. Кассель).
Актуальность
В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка.
Пояснительная записка
Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 5 -6-летнего возраста учение - это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки - это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.
Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В программе раннего эстетического развития выделены три основные линии предшкольной подготовки.
Во- первых, это общее развитие ребёнка. К моменту поступления в школу развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта.
Во-вторых, это умение произвольно управлять собой. Известно, что у ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память. Но произвольно управлять этими процессами ребёнок ещё не научился. Ребёнок может легко и надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Именно это умение, как показывает педагогическая практика, так необходимо выработать к моменту поступления ребёнка в школу. Кроме того, необходимо развитие умения более широкого плана -делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя и не совсем хочется, или даже совсем не хочется.
В-третьих, формирование положительной учебной мотивации. Речь идёт о воспитании глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной стремления детей к приобретению знаний.
Ввиду того, что в последние годы дети, поступающие в школу, имеют невысокий уровень физического развития, серьёзные проблемы со здоровьем, в программу предшкольной подготовки включены занятия физкультурой и ритмикой.
Ещё один фактор, которым характеризуются в последнее время многие дети, это некоторая поведенческая «распущенность», результатом которой является асоциальное поведение. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют правильно общаться со сверстниками
и взрослыми , не владеют навыками культурного поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ученик -ученик» и «ученик - учитель» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в программу предшкольной подготовки введен курс ознакомления с окружающим миром, который помимо представлений об окружающем мире призван знакомить детей с нормами поведения, формировать коммуникативные навыки.
Таким образом, целью предшкольной подготовки является выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формирование готовности к школьному обучению.
Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач:
• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
• формирование положительной учебной мотивации;
• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
• развитие элементарных математических представлений;
• развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
• развитие мелкой моторики;
• формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;
• общая физическая подготовка, развитие координации движений;
• развитие творчески активной личности.
Для составления объективного представления о каждом ребёнке в группах подготовки ведется предметное обучение. Кроме занятий, каждый ребенок вместе с родителями получает консультацию школьного логопеда.
Предшкольная подготовка осуществляется двумя потоками:
> группы детей, одного года обучения (6 - 6,5 лет);
> группы детей, двух лет обучения (5 - 5,5 лет).
Занятия проводятся два раза в неделю (пятница -
вечер, суббота - утро). Продолжительность занятий 20 минут, с десятиминутными переменами. Система обучения - кабинетная. Наполняемость групп: пятилетки - до 10 человек, шестилетки - до 15 человек.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения. В каждой группе есть куратор (руководитель) из учителей начальных классов школы. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся общие родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений учащихся ШРЭР «Филиппок», даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе, организуются консультации педиатра, логопеда, психолога.
Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки
Программа раннего эстетического развития предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
• соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;
• свободно считать в пределах 10 и обратно;
• сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;
• решать простые задачи;
• выполнять графические диктанты;
• выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;
• составлять рассказ по картинке из 5 - 6 предложений;
• пересказывать небольшие тексты;
• правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;
• владеть элементарными изобразительными навыками, конструировать из бумаги, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения;
• слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;
• выполнять простейшие перестроения, общеразвивающие физические упражнения;
• применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья;
• двигаться под музыку, выполнять простейшие танцевальные элементы.
После завершения обучения в группах предшколь-ной подготовки проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:
• копирование рисунка;
• ориентировка в межклеточном пространстве, графический диктант;
• задание на проверку фонематического слуха;
• решение простых математических задач с графическим изображением ответа;
• выделение главного признака;
• выявление закономерностей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование курса первый год обучения второй год обучения
количество часов количество часов
Грамота 24 24
Математика 24 24
Английский язык 24 24
Ознакомление с окружающим миром 24 24
ИЗО и конструирование 24 24
Физкультура 24 24
Ритмика 24 24
Музыка 24 24
Всего часов 192 192
Математическая
ППП ГПТПРІ^Я
г "Ч Деятельность педагога
Развитие элементарных математических представлений
Ориентировка в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево, между..., графические диктанты)
Прямой и обратный счет в пределах 10, сравнение чисел, знакомство со свойствами натурального ряда чисел
Ч-
Решение простых задач
Ґ
ч
Использование компьютерных обучающих программ:
1. Учимся думать
2. Гарфилд малышам
3. Математика для малышей
]
Ожидаемый
результат
:
"V
— k. Умение считать
< Умение решать
простые задачи J
Умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги
Г
"Ч
Формирование навыка использования компьютера при обучении
у у
Физическая подготовка и ритмика
Деятельность
педагога
Соблюдение санитарно -гигиенических норм, максимальных требований к нагрузке на детей
у
Организация с детьми занятий ритмикой и физкультурой
/1
Установка на здоровый образ жизни, учет индивидуальных физиологических особенностей каждого
■\
VI
ребенка
Развитие ритмичности и физических качеств детей, дополнительные занятия е тюенажеюном зале
;
Ожидаемый
результат
Т
г
г
Формирование гармонично - развитой личности ребенка
■\
V-
у
Выполнение физических упражнений, танцевальных движений соответствующих возрасту
Г.
Формирование правильной осанки, пластичности и укрепление общего физического
состояния ребенка
Двигательная активность, выносливость, музыкальность, импровизация и артистичность
Г
Формирование умений ориентироваться в пространстве, двигаться под музыку и координировать свои движения
У
Об
И
учение Г
те
И
Деятельность
педагога
Обогащение активного словаря детей и развитие устной речи детей
Выделение и классификация звуков, знакомство с алфавитом
Деление слов на слоги, выделение ударного слога
Развитие
коммуникативных
навыков
С учетом индивидуалъ ных особенностей детей - обучение чтени,
:
Ожидаемый
результат
]
-Г
Проявление коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками и взоослыми
Составление рассказов по картинке из 5-6 предложений, пересказ небольших текстов
Деление слов на слоги, выделение ударного слога
Выделение на слух звуков в словах, их характеристика
Знакомство с организмом человека и нормами соблк дения личной гигиены. Здоровый образ жизни
Ґ
Ч
Пополнение и расширение запаса знаний об окружающем мире (человек - природа - общество)
"Ч
ознакомление с окружающим миром
і
у
Формирование представл ний об охране окружающе среды (первоначальные экологические знания)
Ожидаемый езультат
Умение соблюдать личну!
Iгигиену, вести здоровый об раз жизни, устранение вред ных привычек
Ґ
Умение классифицировать объекты природы, быта, называть обобщающими словами группы предметов
V_____________________ У
*\
Умение правильного поведения в природе, приемы природоохранных мероприятий (посадка растений, уход за животными...)
ч_______________________7
Формирование навыков ручного труда (с разными материалами) и изобрази тельной деятельности
Формирование представле ний о связи искусства с жизнью и умения выражат свое отношение к окружающей действительное^
Из<
Ґ
ч
Развитие творческих способностей каждого и умения находить нестандартные решения при выполнении работ
азительное искусство и художественный труд
Ожидаемый
результат
і
Умение работать с различными видами материалов, используя разнообразные виды техники исполнения
С а
Использование жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности при выполнении работ
ч__________________________/
к
Творческое отношение собственной деятельност
■
у
Английский язык для малышей
Введение детей в мир культуры Англии
Формирование первоначальных речевых умений (счет, песенки, потешки,
стихи, мини - диалоги и др.)
Формирование словарной: запаса детей через введени тематических групп слов (игрушки, животные, предметы быта и др.)
■
Расширение представлени іетей о красоте и разнообр; зии окружающего их мирі
Ґ
N
Умение считать, петь, декламировать стихи, вести мини - диалоги и проч. на английском языке
\__________________________7
Г
Умение классифицировать объекты природы, быта, называть обобщающими словами группы предметов
V_________________________7
я малышей
Деятельность
педагога
Ожидаемый
результат
Введение детей в мир музыкального искусства
Ґ
ч.
Знакомство с музыкальными инструментами, формирование представлений о музыкальном творчестве разных народов
У
Формирование умений играть на народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, металлофон, ксилофон) и слушать музыку (народную, классическую и др.)
1
Расширение представлени детей о многообразии музы кального искусства
Умение различать музыкальные произведения по жанру и национальной принадлежности
ч___________________________7
Г
Умение играть на народных музыкальных инструментах и слушать музыку разных жанров