Научная статья на тему 'Программа предшкольной подготовки «Филиппок»'

Программа предшкольной подготовки «Филиппок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумакова Ирина Николаевна, Кожевина Оксана Викторовна

В данной работе авторы обращают внимание на актуальность вопроса предшкольной подготовки детей, которая способствовала бы как общему развитию личности ребенка, так и формированию у него положительной учебной мотивации. В статье рассматриваются как теоретические предпосылки данного вопроса, так и практические примеры реализации программы предшкольной подготовки на примере школы «Филиппок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа предшкольной подготовки «Филиппок»»

В данной работе авторы обращают внимание на актуальность вопроса предшкольной подготовки детей, которая способствовала бы как общему развитию личности ребенка, так и формированию у него положительной учебной мотивации. В статье рассматриваются как теоретические предпосылки данного вопроса, так и практические примеры реализации программы предшкольной подготовки на примере школы «Филиппок».

Чумакова Ирина Николаевна,

заместитель директора по УВР, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16,

cibarito@mail.ru Кожевина Оксана Викторовна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16, Ямало-ненецкий автономный округ, г.Новый Уренгой

nyrisaya@mail.ru

I ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ФИЛИППОК»

Возраст: дети 5 - 7 лет, срок реализации программы - 2 года

Как можно организовать предшкольную подготовку детей, опираясь на принцип преемственности?

Ключевые слова: предшкольная подготовка, учебная мотивация, готовность к обучению, познавательные способности, эстетическое развитие.

Демографический спад начала нового тысячелетия коснулся и наших педагогов. В 2006-2007 учебном году мы с трудом набрали два первых класса. Всем известно, что в последние годы дети, поступающие в первый класс, имеют слабую физическую подготовку в виду малой двигательной активности, особенно дети, проживающие в условиях Крайнего Севера.

Многие дети не готовы к обучению психологически, а также имеют низкий уровень познавательных интересов. Каждый учитель, набирающий первый класс, сталкивается и с большими проблемами в организации учебной деятельности учащихся в виду их несамостоятельности. Именно поэтому мы решили помочь родителям и учителям первых классов в организации всестороннего развития дошкольников и подготовке их к обучению.

В создании нашей программы мы отталкивались от принципов образовательной системы «Школа 2100» (Леонтьев А. А.) и программы «Предшкольная пора» (Виноградова Н. Ф.).

В основу нашей работы легли слова Эрнста Легуве «Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас», т.е. нам необходимо ввести ребенка в жизнь, научить в социуме без нашей помощи, сделать его самостоятельным.

Наши занятия не дублируют школьную программу первого класса, а носят пропедевтический характер и больше направлены на развитие представлений об окружающем мире. Особое внимание уделяется развитию таких психических процессов как: память, внимание, мышление и др.,

формированию и развитию физических возможностей и творческих способностей каждого ребенка индивидуально. Именно поэтому в учебный план внесены такие предметы как музыка (игра на народных музыкальных инструментах), ритмика, ИЗО и конструирование, физическая культура. Всестороннему развитию детей способствует и введение изучения английского языка.

Трехлетний опыт работы говорит о том, что мы на верном пути. Родители наших воспитанников довольны успехами своих детей. Наша школа «Филиппок» стала довольно известной и популярной в городе. Записать детей в «Филиппок» изъявляют желание не только родители микрорайона нашей школы, но и из других частей города. Мы стали конкурентноспособны! Опыт нашей работы был представлен и получил положительную оценку работников образования Германии (г. Кассель).

Актуальность

В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка.

Пояснительная записка

Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. В связи с этим проблема подготовки ребёнка к школьному обучению стоит достаточно остро. Для ребёнка 5 -6-летнего возраста учение - это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки - это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности.

Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В программе раннего эстетического развития выделены три основные линии предшкольной подготовки.

Во- первых, это общее развитие ребёнка. К моменту поступления в школу развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта.

Во-вторых, это умение произвольно управлять собой. Известно, что у ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память. Но произвольно управлять этими процессами ребёнок ещё не научился. Ребёнок может легко и надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Именно это умение, как показывает педагогическая практика, так необходимо выработать к моменту поступления ребёнка в школу. Кроме того, необходимо развитие умения более широкого плана -делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя и не совсем хочется, или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование положительной учебной мотивации. Речь идёт о воспитании глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной стремления детей к приобретению знаний.

Ввиду того, что в последние годы дети, поступающие в школу, имеют невысокий уровень физического развития, серьёзные проблемы со здоровьем, в программу предшкольной подготовки включены занятия физкультурой и ритмикой.

Ещё один фактор, которым характеризуются в последнее время многие дети, это некоторая поведенческая «распущенность», результатом которой является асоциальное поведение. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют правильно общаться со сверстниками

и взрослыми , не владеют навыками культурного поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ученик -ученик» и «ученик - учитель» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в программу предшкольной подготовки введен курс ознакомления с окружающим миром, который помимо представлений об окружающем мире призван знакомить детей с нормами поведения, формировать коммуникативные навыки.

Таким образом, целью предшкольной подготовки является выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формирование готовности к школьному обучению.

Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач:

• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

• формирование положительной учебной мотивации;

• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

• развитие элементарных математических представлений;

• развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;

• развитие мелкой моторики;

• формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;

• общая физическая подготовка, развитие координации движений;

• развитие творчески активной личности.

Для составления объективного представления о каждом ребёнке в группах подготовки ведется предметное обучение. Кроме занятий, каждый ребенок вместе с родителями получает консультацию школьного логопеда.

Предшкольная подготовка осуществляется двумя потоками:

> группы детей, одного года обучения (6 - 6,5 лет);

> группы детей, двух лет обучения (5 - 5,5 лет).

Занятия проводятся два раза в неделю (пятница -

вечер, суббота - утро). Продолжительность занятий 20 минут, с десятиминутными переменами. Система обучения - кабинетная. Наполняемость групп: пятилетки - до 10 человек, шестилетки - до 15 человек.

Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения. В каждой группе есть куратор (руководитель) из учителей начальных классов школы. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся общие родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений учащихся ШРЭР «Филиппок», даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе, организуются консультации педиатра, логопеда, психолога.

Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки

Программа раннего эстетического развития предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

• соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;

• свободно считать в пределах 10 и обратно;

• сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;

• решать простые задачи;

• выполнять графические диктанты;

• выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;

• составлять рассказ по картинке из 5 - 6 предложений;

• пересказывать небольшие тексты;

• правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;

• владеть элементарными изобразительными навыками, конструировать из бумаги, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения;

• слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;

• выполнять простейшие перестроения, общеразвивающие физические упражнения;

• применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья;

• двигаться под музыку, выполнять простейшие танцевальные элементы.

После завершения обучения в группах предшколь-ной подготовки проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

• копирование рисунка;

• ориентировка в межклеточном пространстве, графический диктант;

• задание на проверку фонематического слуха;

• решение простых математических задач с графическим изображением ответа;

• выделение главного признака;

• выявление закономерностей.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование курса первый год обучения второй год обучения

количество часов количество часов

Грамота 24 24

Математика 24 24

Английский язык 24 24

Ознакомление с окружающим миром 24 24

ИЗО и конструирование 24 24

Физкультура 24 24

Ритмика 24 24

Музыка 24 24

Всего часов 192 192

Математическая

ППП ГПТПРІ^Я

г "Ч Деятельность педагога

Развитие элементарных математических представлений

Ориентировка в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево, между..., графические диктанты)

Прямой и обратный счет в пределах 10, сравнение чисел, знакомство со свойствами натурального ряда чисел

Ч-

Решение простых задач

Ґ

ч

Использование компьютерных обучающих программ:

1. Учимся думать

2. Гарфилд малышам

3. Математика для малышей

]

Ожидаемый

результат

:

"V

— k. Умение считать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< Умение решать

простые задачи J

Умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги

Г

Формирование навыка использования компьютера при обучении

у у

Физическая подготовка и ритмика

Деятельность

педагога

Соблюдение санитарно -гигиенических норм, максимальных требований к нагрузке на детей

у

Организация с детьми занятий ритмикой и физкультурой

/1

Установка на здоровый образ жизни, учет индивидуальных физиологических особенностей каждого

■\

VI

ребенка

Развитие ритмичности и физических качеств детей, дополнительные занятия е тюенажеюном зале

;

Ожидаемый

результат

Т

г

г

Формирование гармонично - развитой личности ребенка

■\

V-

у

Выполнение физических упражнений, танцевальных движений соответствующих возрасту

Г.

Формирование правильной осанки, пластичности и укрепление общего физического

состояния ребенка

Двигательная активность, выносливость, музыкальность, импровизация и артистичность

Г

Формирование умений ориентироваться в пространстве, двигаться под музыку и координировать свои движения

У

Об

И

учение Г

те

И

Деятельность

педагога

Обогащение активного словаря детей и развитие устной речи детей

Выделение и классификация звуков, знакомство с алфавитом

Деление слов на слоги, выделение ударного слога

Развитие

коммуникативных

навыков

С учетом индивидуалъ ных особенностей детей - обучение чтени,

:

Ожидаемый

результат

]

Проявление коммуникативных навыков детей в общении со сверстниками и взоослыми

Составление рассказов по картинке из 5-6 предложений, пересказ небольших текстов

Деление слов на слоги, выделение ударного слога

Выделение на слух звуков в словах, их характеристика

Знакомство с организмом человека и нормами соблк дения личной гигиены. Здоровый образ жизни

Ґ

Ч

Пополнение и расширение запаса знаний об окружающем мире (человек - природа - общество)

ознакомление с окружающим миром

і

у

Формирование представл ний об охране окружающе среды (первоначальные экологические знания)

Ожидаемый езультат

Умение соблюдать личну!

Iгигиену, вести здоровый об раз жизни, устранение вред ных привычек

Ґ

Умение классифицировать объекты природы, быта, называть обобщающими словами группы предметов

V_____________________ У

*\

Умение правильного поведения в природе, приемы природоохранных мероприятий (посадка растений, уход за животными...)

ч_______________________7

Формирование навыков ручного труда (с разными материалами) и изобрази тельной деятельности

Формирование представле ний о связи искусства с жизнью и умения выражат свое отношение к окружающей действительное^

Из<

Ґ

ч

Развитие творческих способностей каждого и умения находить нестандартные решения при выполнении работ

азительное искусство и художественный труд

Ожидаемый

результат

і

Умение работать с различными видами материалов, используя разнообразные виды техники исполнения

С а

Использование жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности при выполнении работ

ч__________________________/

к

Творческое отношение собственной деятельност

у

Английский язык для малышей

Введение детей в мир культуры Англии

Формирование первоначальных речевых умений (счет, песенки, потешки,

стихи, мини - диалоги и др.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование словарной: запаса детей через введени тематических групп слов (игрушки, животные, предметы быта и др.)

Расширение представлени іетей о красоте и разнообр; зии окружающего их мирі

Ґ

N

Умение считать, петь, декламировать стихи, вести мини - диалоги и проч. на английском языке

\__________________________7

Г

Умение классифицировать объекты природы, быта, называть обобщающими словами группы предметов

V_________________________7

я малышей

Деятельность

педагога

Ожидаемый

результат

Введение детей в мир музыкального искусства

Ґ

ч.

Знакомство с музыкальными инструментами, формирование представлений о музыкальном творчестве разных народов

У

Формирование умений играть на народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, металлофон, ксилофон) и слушать музыку (народную, классическую и др.)

1

Расширение представлени детей о многообразии музы кального искусства

Умение различать музыкальные произведения по жанру и национальной принадлежности

ч___________________________7

Г

Умение играть на народных музыкальных инструментах и слушать музыку разных жанров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.