Научная статья на тему 'Программа дополнительного образования учащихся «Медиа»'

Программа дополнительного образования учащихся «Медиа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18411
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин А. И.

Программа дополнительного образования учащихся «Медиа» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы обусловлена тем, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного «взрыва», информационных технологий, возрастания роли информации как экономической категории не актуализируется в контексте школьного образования. Выпускник школы оказывается не готовым анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного общества [Masterman, 1997], интегрироваться и творчески самореализоваться в мировом информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа дополнительного образования учащихся «Медиа»»

Учебные программы

Программа дополнительного образования учащихся

«Медиа» *

А. И. Воронин

* Программа дополнительного образования учащихся «Медиа» (базовый вариант, 34 часа в год). Для учащихся 5-7 классов (10-13 лет) общеобразовательной школы и гимназии.

Автор-составитель: Воронин Александр Иванович. Программа утверждена директором Государственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 156 с углубленным изучением информатики» (Санкт-Петербург) А.Е.Белик 29.01.2008 года.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования учащихся «Медиа» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы обусловлена тем, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного «взрыва», информационных технологий, возрастания роли информации как экономической категории не актуализируется в контексте школьного образования. Выпускник школы оказывается не готовым анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного общества [Masterman, 1997], интегрироваться и творчески самореализоваться в мировом информационном пространстве.

Цели программы в общем виде формулируются следующим образом:

• обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании) ;

• развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;

• включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

• формирование умений находить, готовить, передавать и принимать информацию в том числе, с использованием различных медиаресурсов. Отличительная особенность программы - использование в качестве

основной - технологии развития критического мышления для формирования критической автономии личности, являющейся одним из ключевых признаков медиаграмотности, развитие умения ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе, обучение различным формам творческого самовыражения при помощи современных медиаресурсов.

В реализации данной программы участвуют учащиеся в возрасте 10-13 лет. Самостоятельный учебно-развивающий специализированный курс

«Медиа» имеет нормативный срок реализации - 1 учебный год, общий объем -34 часа, режим занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 40-45 минут. Форма занятий - групповая (10 -15 человек в группе). Специализированный курс может изучаться как учебный предмет в 5-7 классах общеобразовательных школ и лицеев.

Содержание программы разработано по результатам контент-анализа определений медиаграмотности, представленных в разработках ведущего специалиста России в области медиаобразования президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (www.edu.of.ru/mediaeducation), доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова, в материалах МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (www.ifap.ru):

«Медиаграмотность (media literacy) - Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений). Является результатом процесса медиаобразования (media education) личности».

Использовалась также собственная авторская программа «Петербургский абитуриент», утверждённая Экспертным советом КО Администрации Санкт-Петербурга (протокол №8 от 18.05.1999 года).

Новизна программы состоит в постоянном обновлении содержания отдельных занятий по мере развития основных медиа и координации теоретических занятий с практическим освоением прикладных программных средств в процессе получения конкретного продукта - социально значимого медиатекста и публичном его предъявлении с использованием медиаресурсов и мультимедийных технологий.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с особенностями традиционных и новых медиа, ключевыми понятиями медиаобразования, экономикой и историей средств массовой информации. Большое значение в процессе обучения придаётся профориентации: учащиеся знакомятся с основными профессиями в одной из наиболее динамично развивающихся сфер - сфере медиа.

Ведущими разделами теоретического обучения являются «Кино и телевидение», «Интернет» и «Мобильная связь».

Изучение предлагаемых в программе тем имеет большое воспитательное значение, т.к. способствует развитию критического мышления и критической автономии личности в условиях перехода от «информационного общества» к «обществу знаний», избытка некачественной информации; подготавливает новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, пониманию её и осознанию последствий ее воздействия на психику на гуманистической основе.

Обучение по программе содействует формированию коммуникативной и медиакомпетентности, умению сотрудничать, работать в группе. В процессе обучения создаются условия для формирования навыков самопрезентации и работы над групповыми и индивидуальными проектами.

С целью повышения эффективности занятий, воспитания интереса к профессиональной деятельности в сфере медиа учащиеся привлекаются к творческим разработкам и проектной деятельности. Ключевым разделом, обеспечивающим поддержку творческих разработок, является раздел «Анимация».

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения по курсу:

Учащийся должен знать: традиционные и новые виды медиа, их экономику, преимущества и недостатки; ключевые понятия и жанры медиа; способы и последствия воздействия медиа на личность и общество; форматы, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний.

Учащийся должен уметь: отбирать и использовать медиатексты; критически анализировать и обсуждать медиатексты; выбирать формат создания медиатекста, отвечающий поставленным целям и задачам; создавать, сохранять и представлять медиатексты в различных форматах.

Содержание программы

Введение. Что такое «медиаобразование» и «медиаграмотность». Диагностика уровня медиаграмотности. Начальные сведения об информационном пространстве, «информационном обществе» и «обществе знаний», роли и влиянии медиа. Виды и ключевые понятия медиа. Об экономике медиа индустрии.

Формы занятий: лекция, дискуссия, тестирование

Методическое обеспечение: Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. М., 2005.

Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.

Раздел 1. Начальные сведения об истории и современном состоянии медиа. Традиционные и новые медиа. История и современное состояние традиционных медиа: история прессы (на примере газеты), кино и телевидения, анимации. История и современное состояние новых медиа: Интернет и мобильная связь.

Формы занятий: лекция, дискуссия

Методическое обеспечение:

Паркинсон Д. Кино (в серии "Оксфордская библиотека"). М., 1996. Богданов-Катьков Н., Орлов А. Интернет. СПб, 2003.

Раздел 2. Краткие характеристики основных профессий в сфере медиа. Кто работает в медиа: профессии в печатных медиа. Профессии в кино и на телевидении. Профессии в Интернете и мобильной связи.

Формы занятий: лекция, дискуссия, онлайновое тестирование Методическое обеспечение:

Онштенк, Дж. Предпринимательство и профессионально-техническое обучение. European Educational Research Journal. 2003. Vol. 2. №. 1 [www document] www.etf.eu.int,www.ifap.ru Раздел 3. Кино и телевидение. Основные жанры кино и телефильмов. Название, псевдоним и тема. Сюжет и сценарий: общие сведения, особенности. Сюжетные компоненты. Режиссёрский сценарий. Понятия «сцена» и «кадр». Виды кадров. Сведения о психологии формы. Сведения о психологии цвета. Сведения о психологии звука.

Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение: Материалы Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation.

Раздел 4. Анимация. Отличительные особенности анимации. Возможности интеграции игрового кино и анимации. Сюжетные компоненты режиссёрского сценария: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог. Реклама фильма.

Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение:

Каранович А.Г. Мои друзья куклы. М., 1971. Мудрость вымысла. М., 1980. Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М., 1980. Сотворение фильма. М., 1990.

Раздел 5. Интернет Основные понятия и сведения: провайдер, хостинг и т.д. Электронная почта. Поиск и покупки в Интернет Общение в Интернете: чат, форум, язык Интернет-сообщества («учите олбанский»), онлайновая журналистика. Безопасность и этика поведения в информационном пространстве и обществе.

Формы занятий: лекция, практикум Методическое обеспечение: Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Науч. ред. перевода А.В.Федоров. Перевод с анг. Т.Сорокиной. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. ( www.ifap.ru ). Рассохин Д., Лебедев А. Интернет для «чайников». М, 2006.

Рассохин Д., Лебедев А. World Wide Web - Информационная паутина в сети Интернет. МГУ, 2002

Раздел 6. Мобильная связь. Начальные исторические сведения. Виды мобильной связи. Стандарты и сервисы. Перспективы развития. Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение:

Материалы Ассоциации кинообразования и медиапедагогики http://edu.of.ru/mediaeducation

Маляревский А., Олевская Н. Ваш мобильный телефон. М.: Питер, 2004.

Закиров З.Г., Надеев А.Ф., Файзуллин Р.Р. Сотовая связь стандарта GSM. Современное

состояние, переход к сетям третьего поколения. М.: Эко-Трендз, 2004.

Попов В.И. Основы сотовой связи стандарта GSM. М.: Эко-Трендз, 2005.

Раздел 7. Печатные медиа Основные информационные, аналитические и художественные жанры в прессе. Как писать заметку.

Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение:

Усов Ю.Н. Медиаобразование в школе: Модель, разработанная сотрудниками исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии образования//Проблемы художественно эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997. Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990.

Раздел 8. Критическая автономия личности в информационном обществе. Как развить критическое мышление. Критический анализ медиатекста. Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение: Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.

Ожидаемые результаты

№ п.п. Тема урока

1 Вводное занятие. Ознакомление с программой. Организация освоения программы. Стандарт медиаобразования.

2 Диагностика уровня медиаграмотности

3 Начальные сведения об информационном пространстве и обществе, медиа и медиатексте.

4 Виды медиа. Особенности, достоинства и недостатки видов медиа.

5 Ключевые понятия медиаобразования: «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа» и др.

6 Экономика медиа: структура доходов и т.п.

Раздел 1. Начальные сведения об истории медиа

7 Об истории кино

8 Об истории анимации

9 Об истории печатных СМИ (газета)

10 Об истории Интернета

Раздел 2. Основные профессии в сфере медиа

11 Кто работает в медиа: профессии в печатных медиа.

12 Кто работает в медиа: профессии в кино и на телевидении.

13 Кто работает в медиа: профессии в Интернете и мобильной связи.

Раздел 3. Кино и телевидение

14 Основные жанры кино и телефильмов.

15 Название, псевдоним и тема.

16 Сюжет и сценарий: общие сведения, особенности

17 Сюжетные компоненты

18 Режиссёрский сценарий. Понятия «сцена» и «кадр». Виды кадров.

19 Сведения о психологии формы

20 Сведения о психологии цвета

21 Сведения о психологии звука

Раздел 4. Анимация

22 Разработка режиссёрского сценария анимационного фильма: пролог, завязка,

фабула

23 Разработка режиссёрского сценария анимационного фильма: фабула, развязка, эпилог, рекламный постер

Раздел 5. Интернет

24 Основные понятия и сведения: провайдер, хостинг и т.д.

25 Электронная почта. Поиск и покупки в Интернет

26 Общение в Интернете: чат, форум, онлайновая журналистика

27 Безопасность и этика поведения в информационном пространстве и обществе

Раздел 6. Мобильная связь

28 Общие сведения: мобильная связь и мобильные устройства ( медиаплеер, 1Род , ноутбук, коммуникатор, мобильный телефон, карманный переводчик...)

29 Основные потребительские характеристики мобильных устройств, услуги операторов и т.п.

Раздел 7. Печатные медиа

30 Основные информационные, аналитические и художественные жанры в прессе

31 Как писать заметку.

Раздел 8. Критический анализ медиатекстов

32 Кинематографический медиатекст

33 Печатный медиатекст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Итоговое занятие: диагностика медиаграмотности

Основные информационные ресурсы и использованная литература

Богданов-Катьков Н., Орлов А. Интернет. СПб, 2003.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и

естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. М., 1998.

Закиров З.Г., Надеев А.Ф., Файзуллин Р.Р. Сотовая связь стандарта GSM. Современное состояние,

переход к сетям третьего поколения. М..: Эко-Трендз, 2004.

Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М., 1980.

Интернет для «чайников». М. 2006.,

Каранович А.Г. Мои друзья куклы. М., 1971;

Лау Х.. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Ред. науч. перевода А.В.Федоров. Перевод с анг. Т.Сорокиной. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006 ( www.ifap.ru ).

Маляревский А., Олевская Н. Ваш мобильный телефон. М: Питер, 2004.

Материалы Ассоциации кинообразования и медиапедагогики http://edu.of.ru/mediaeducation.

Онштенк Дж. Предпринимательство и профессионально-техническое обучение. European Educational

Research Journal. 2003. Vol. 2. №. 1 [www document] www.etf.eu.int,www.ifap.ru

Паркинсон Д. Кино (в серии "Оксфордская библиотека"). М., 1996.

Рассохин Д., Лебедев А. World Wide Web -Информационная паутина в сети Интернет. МГУ, 2002. Усов Ю.Н. Медиаобразование в школе: Модель, разработанная сотрудниками Исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии Образования//Проблемы художественно эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог. Изд-во Кучма, 2005.

Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.