Научная статья на тему 'Прогнозирование успешности деятельности малых групп на основе психологической совместимости ее членов'

Прогнозирование успешности деятельности малых групп на основе психологической совместимости ее членов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ДИАДЫ КУРСАНТОВ / ВЗАИМНЫЕ ВЫБОРЫ / ПРИНЦИП СХОДСТВА/ДОПОЛНЕНИЯ / SIMILARITY/ADDITION PRINCIPLE / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / DYADS OF CADETS / MUTUAL CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрук Сергей Александрович, Губин Владимир Алексеевич

На основе теоретических данных и дискриминантного анализа, с использование принципа сходства/дополнения, выявлены переменные, позволяющие предсказывать принадлежность субъекта к группе в целом, а также в зависимости от специальности (гуманитарная, техническая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрук Сергей Александрович, Губин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forecasting of Successful Activities of Small Groups.on a Basis of Psychological Compatibility of Their Members

On the basis of theoretical data and discriminating analysis, with the use of similarity/ addition principle the authors find out variables allowing to forecast the belonging of a subject to the group in general and depending on the specialty (humanitarian, technical).

Текст научной работы на тему «Прогнозирование успешности деятельности малых групп на основе психологической совместимости ее членов»

Интегральным критерием сформированное™ подсистемы ППН личности выступает сформированное^ всех трех ее подсистем, отражаемая совокупностью частных критериев (деятельностно-ориентационного, ин-траориентационного, интерориентационного) и показателей (сформированностью компонентов). На основе этих критериев и показателей могут быть выделены три уровня ППН (низкий, неоптимальный и оптимальный). При этом гетерохронность развития ППН как системы проявляется в том, что отдельные ее компоненты и подсистемы получают преимущественное развитие по отношению к другим, в результате чего неоптимальному уровню ППН могут соответствовать разные ее типы (профили), характеризующиеся различным сочетанием сформированности компонентов и подсистем. Выделение таких типов является необходимым условием диагностики особенностей ППН личности и подбора (разработки) адекватных выделенным типам средств психолого-педагогического воздействия. Описанная выше теоретическая модель ППН легла в основу разработанной нами диагностической методики, проходящей в настоящее время процедуру валидиза-ции, результаты которой будут представлены в последующих публикациях.

Опираясь на вышеописанную системно-структурную модель ППН при анализе отечественной практики правового образования, можно констатировать, что традиционные методы правовой подготовки (акцентирующиеся на формировании операциональной составляющей личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности) не обеспечивают формирования подсистем и компонентов их ППН. Необходима кардинальная смена методологических подходов к правовому образованию специалистов разного профиля и интегрирование в процесс их подготовки личностно-развивающих технологий, обеспечивающих формирование не только операциональной составляющей готовности к правомерной профессиональной деятельности, но и ее мотивационной основы.

1 Хащенко Т. Г., Хащенко А. В., Шпак М. М. Психология правомерного поведения. Опросник «Правовое поведение личности». Ульяновск, 2011. 67 с.

2 Стрижов Е. Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества : монография. М., 2009. 305 с.

3 Хащенко Т. Г., Хащенко А. В., Шпак М. М. Указ. соч.

4Хащенко Т. Г. Формирование личностной готовности студентов к предпринимательской деятельности в аграрном образовании : монография. Ульяновск-Екатеринбург, 2011. 113 с.

УДК 159.9:342.534

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ГРУПП НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ЕЕ ЧЛЕНОВ

С. А. Петрук, В. А. Губин

На основе теоретических данных и дискриминантного анализа, с использование принципа сходства/дополнения, выявлены переменные, позволяющие предсказывать принадлежность субъекта к группе в целом, а также в зависимости от специальности (гуманитарная, техническая).

Ключевые слова: психологическая совместимость, индивидуально-психологические характеристики, диады курсантов, взаимные выборы, принцип сходства/дополнения.

Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. При изучении групповых конфликтов, психологического климата в группах, эффективности групповой деятельности, при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и других социально-психологических явлений было обнаружено, что они определенным образом обусловлены соотношением качеств взаимодействующих людей.

Исследователи определяют совместимость как понятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовну-шаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамической направленности психофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений1.

Н. Н. Обозов понимает совместимость как эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который проявляется в субъективной удовлетворенности партнеров друг другом при взаимной идентификации. Одним из внешних и формальных признаков удовлетворенности, по мнению автора, выступают устойчивые взаимные симпатии, которые определяются характерологическими особенностями стремящихся к общению друг с другом партнеров и рассматриваются как условие и резуль-2

тат совместимости .

Эмпирическое исследование проводилось в сентябре-ноябре 2010 г. на базе Военно-морского института радиоэлектроники им. А. С. Попова. В нем принимали участие 169 курсантов гуманитарной специальности и 184 курсанта технической специальности.

Для того чтобы выявить индивидуально-психологические характеристики, которые позволили бы предсказывать принадлежность курсанта к группе, основанную на принципе сходства/дополнения, были использованы следующие методики и опросники: методика А. Белова, направленная на выявление темпераментной структуры личности; методика Лири, определяющая ведущий тип отношения к окружающим; опросник для выявле-

ния типа личности по доминирующему инстинкту и профиля личности по инстинктам, направленных на выявление преобладающих инстинктов человека; 16-факторный личностный опросник Кеттелла, предназначенный для определения некоторых черт личности (характерологических особенностей), обусловливающих поведение человека в разнообразных ситуациях; личностный опросник ЕР1, предназначенный для диагностики состояний и свойств личности, и социометрическая методика.

Вначале курсантам предлагалось ответить на три вопроса социометрической методики: вопрос № 1: «К кому вы чаще всего обращаетесь за помощью в учебе?» — когнитивная составляющая совместимости; вопрос № 2: «С кем вы пойдете на задержание опасного преступника?» — операциональная составляющая совместимости; вопрос № 3: «К кому бы вы пошли на день рождения?» — эмоциональная составляющая совместимости. По каждому из вопросов были выявлены микрогруппы. В этих микрогруппах определились диады курсантов со взаимными выборами, были также определены курсанты, не получившие взаимных выборов, но сами выбирающие кого-либо из сокурсников. На основе полученных результатов все курсанты, в зависимости от специальности, по которой они обучаются, были разделены по принципу сходства и дополнения.

Для того чтобы определить, насколько хорошо можно дифференцировать группы на принципе сходства, от групп, основанных на принципе дополнения, был предпринят пошаговый дискриминантный анализ для выборки в целом, а также отдельно для лиц гуманитарной и технической специальностей.

Для дискриминантного анализа были выбраны только те переменные из числа изучаемых, которые по группам, основанным на принципах сходства и различия, имели существенные отличия (для оценки значимости различий использовался ^критерий Стъюдента).

Таким образом, в качестве исходных дискриминант были выделены следующие переменные:

— для выборки в целом: эмоциональная устойчивость, депрессивность, застенчивость, экстраверсия-ин-троверсия, эгоистичный тип отнощения к окружающим, подозрительный тип отношения к окружающим, инстинкт продолжения рода, инстинкт сохранения достоинства, инстинкт альтруизма.

— для лиц гуманитарной специальности: сдержанность — экспрессивность, конформизм — нонконформизм, спонтанная агрессивность, экстраверсия-интро-версия, маскулинизм-феминизм, агрессивный тип отношения к окружающим, инстинкт сохранения достоинства, инстинкт альтруизма;

— для лиц технической специальности: уверенность в себе — тревожность; конформизм — нонконформизм; депрессивность; уравновешенность; реактивная агрессивность; авторитарный тип отношения к окружающим; эгоистичный тип отношения к окружающим; агрессивный тип отношения к окружающим; подозрительный тип отношения к окружающим; инстинкт сохранения достоинства; инстинкт альтруизма.

В результате дискриминантного анализа был выявлен набор из четырех переменных (подозрительный тип отношения к окружающим, инстинкт продолжения рода, инстинкт сохранения достоинства, инстинкт альтруизма), позволяющий наилучшим образом предсказывать принадлежность субъекта к группе, основанной на принципе сходства/дополнения. Точность предсказания составляет 68,3%. В процессе дискриминантного анализа была получена одна дискриминантная функция (к = 0,902, р = 0,001).

Таблица 1

Значения канонической функции для групповых

центроидов

Принцип Функция

Сходство -0,279

Дополнение 0,387

Примечание. Канонические ( зункции — это ортогональные

оси, в максимальной степени различающие центроиды классов (А. Д. Наследов, 2004).

В таблице 1 приведены координаты центроидов для групп, основанных на принципе сходства или дополнения. Они позволяют интерпретировать каноническую функцию относительно ее роли в различении классов. На отрицательном полюсе расположен центроид для группы, основанной на принципе сходства, на положительном — центроид для группы, основанной на принципе дополнения. То есть, чем больше значение этой функции, тем выше вероятность принадлежности субъекта к группе, основанной на принципе дополнения; чем ниже значение функции, тем выше вероятность принадлежности субъекта к группе, основанной на принципе сходства.

Стандартизированные коэффициенты канонической функции (табл. 2) позволяют определить вклад каждой переменной в каноническую функцию. Наибольшим вкладом обладает инстинкт продолжения рода, наименьшим — инстинкт сохранения достоинства.

Таблица 2

Стандартизированные коэффициенты канонической функции

Параметр Функция

G 6 (инстинкт продолжения рода) 0,649

LIRI 4 (подозрительный тип отношения к окружающим) 0,580

G 8 (инстинкт альтруизма) 0,568

G 7 (инстинкт сохранения достоинства) 0,533

Структурные коэффициенты (табл. 3) являются коэффициентами корреляции переменных с функцией и свидетельствуют о том, что чем выше значения показателей «подозрительный тип отношения к окружающим», «инстинкт альтруизма», «инстинкт сохранения достоинства», «инстинкт продолжения рода», тем большее значение приобретает каноническая функция, т. е. тем выше вероятность принадлежности субъекта к группе, основанной на принципе дополнения. И наоборот, чем ниже значения перечисленных показателей, тем выше вероятность принадлежности субъекта группе, основанной на принципе сходства.

Таблица 3

Структурные коэффициенты канонической функции

Параметр Функция

ЫШ 4 (подозрительный тип отношения к окружающим) 0,504

О 8 (инстинкт альтруизма) 0,426

О 7 (инстинкт сохранения достоинства) 0,409

О 6 (инстинкт продолжения рода) 0,381

В соответствии со списком неставдартизированных (Unstandardized) коэффициентов и константы (Constant) (табл. 4) появляется возможность составления уравнения регрессии, позволяющего прогнозировать принадлежность субъекта к группе, основанной на принце сходства/дополнения с вероятностью 68,3%.

Таблица 4

Коэффициенты канонической дискриминантной функции

F = -4,242 + 0,175 х LIRI_4 (подозрительный тип отношения к окружающим) + 0,352 х G_6 (инстинкт продолжения рода) + 0,618 х G_7 (инстинкт сохранения достоинства) + 0,461 х G_8 (инстинкт альтруизма).

Таким образом, была получена дискриминантная функция принадлежности субъекта к группе, основанной на принципе сходства/дополнения: F1 = -4,242 + 0,175 х LIRI_4 + 0,352 х G_6 + 0,618 х G_7 + 0,461 х G_8.

Далее дискриминантный анализ был применен для предсказания принадлежности субъекта к группе гуманитарной специальности, основанной на принципе сходства/дополнения.

В данном случае с помощью дискриминантного анализа был выявлен набор из трех переменных (сдержанность — экспрессивность, маскулинизм — феминизм, инстинкт альтруизма), позволяющий наилучшим образом прогнозировать принадлежность субъекта гуманитарной специальности к группе, основанной на принципе сходства/дополнения. Точность прогноза составляет 65,1%.

В результате дискриминантного анализа была получена следующая дискриминантная функция (X = 0,891, р = 0,023).

Таблица 5

Значения канонической функции для групповых центроидов

В таблице 5 приведены координаты центроидов для групп, основанных на принципе сходства или дополнения. На отрицательном полюсе расположен центроид для группы, основанной на принципе дополнения, на

положительном — центроид для группы, основанной на принципе сходства. То есть чем больше значение этой функции, тем выше вероятность принадлежности субъекта к группе, основанной на принципе сходства, и наоборот.

Стандартизированные коэффициенты канонической функции (табл. 6) позволяют определить вклад каждой переменной в каноническую функцию. Наибольшим показателем обладает «сдержанность — экспрессивность», наименьшим — «маскулинизм — феминизм».

Таблица 6

Стандартизированные коэффициенты канонической функции

Параметр Функция

Б (сдержанность — экспрессивность) 0,907

БРТ 12 (маскулинизм — феминизм) 0,576

О 8 (инстинкт альтруизма) -0,715

Структурные коэффициенты (табл. 7) свидетельствуют о большей вероятности принадлежности субъекта к группе, основанной на принципе сходства, при высоких показателях «сдержанности — экспрессивности», «маскулинизма — феминизма» и низком значении «инстинкта альтруизма»; и, наоборот, о большей вероятности принадлежности субъекта к группе, основанной на принципе дополнения, при низких значениях «сдержанности — экспрессивности», «маскулинизма — феминизма» и высоком значении «инстинкта альтруизма».

Таблица 7

Структурные коэффициенты канонической функции

Параметр Функция

Б (сдержанность — экспрессивность) 0,547

БРТ 12 (маскулинизм — феминизм) 0,487

О 8 (инстинкт альтруизма) -0,313

В соответствии со списком нестандартизированных (Unstandardized) коэффициентов и константы (Constant) (табл. 8) появляется возможность составления уравнения регрессии, позволяющего прогнозировать принадлежность субъекта к группе, основанной на принципе сходства/дополнения с вероятностью 65,1%.

Таблица 8

Коэффициенты канонической дискриминантной функции

Параметр Функция

F (сдержанность — экспрессивность) 0,729

FPI 12 (маскулинизм — феминизм) 0,374

G 8 (инстинкт альтруизма) -0,583

Constant -3,480

F= -3,480 + 0,729 х F (сдержанность — экспрессивность) + 0,374 х FPI_12 (маскулинизм — феминизм) -0,583 х G_8 (инстинкт альтруизма).

Таким образом, была получена дискриминантная функция принадлежности субъекта к группе гуманитарной специальности, основанной на принципе сходства/ дополнения: F2 = -3,480 + 0,729 х F + 0,374 х FPI_12 -0,583 х G_8.

Параметр Функция

LIRI 4 (подозрительный тип отношения к окружающим) 0,175

G 6 (инстинкт продолжения рода) 0,352

G 7 (инстинкт сохранения достоинства) 0,618

G 8 (инстинкт альтруизма) 0,461

Constant -4,242

Принцип Функция

Сходство 0,354

Дополнение -0,338

На следующем этапе исследования дискриминантный анализ был применен для предсказания принадлежности субъекта к группе курсантов технической специальности, основанной на принципе сходства/дополнения.

Использование дискриминантного анализа в группе курсантов технической специальности позволило выявить набор из шести переменных (уверенность в себе — тревожность, реактивная агрессивность, агрессивный тип отношения к окружающим, подозрительный тип отношения к окружающим, инстинкт сохранения достоинства, инстинкт альтруизма), позволяющий наилучшим образом предсказывать принадлежность субъекта к группе, основанной на принципе сходства/ дополнения. Точность предсказания составляет 74,5%. В процессе дискриминантного анализа была получена одна дискриминантная функция (X = 0,802, р = 0,001).

Таблица 9

Значения канонической функции для групповых центроидов

Принцип Функция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сходство -0,358

Дополнение 0,678

В таблице 9 приведены координаты центроидов для групп, основанных на принципе сходства или дополнения. На отрицательном полюсе расположен центроид для группы, основанной на принципе сходства, на положительном — центроид для группы, основанной на принципе дополнения: чем больше значение канонической функции, тем выше вероятность принадлежности субъекта группе, основанной на принципе дополнения, и наоборот.

Стандартизированные коэффициенты канонической функции (табл. 10) позволяют определить вклад каждой переменной в каноническую функцию. Наибольшим вкладом обладают «подозрительный тип отношения к окружающим» и «реактивная агрессивность», наименьшим — «уверенность в себе — тревожность», «инстинкт альтруизма».

Таблица 10

Стандартизированные коэффициенты канонической функции

Параметр Функция

LIRI 4 (подозрительный тип отношения к окружающим) 0,832

FPI 7 (реактивная агрессивность) -0,728

LIRI 3 (агрессивный тип отношения к окружающим) 0,444

G 7 (инстинкт сохранения достоинства) 0,401

О (уверенность в себе — тревожность) 0,391

Структурные коэффициенты (табл. 11) свидетельствуют о большей вероятности принадлежности субъекта группе, основанной на принципе дополнения, при высоких показателях «подозрительный тип отношения к окружающим», «уверенность в себе — тревожность», «агрессивный тип отношения к окружающим», «инстинкт сохранения достоинства», «инстинкт альтруизма» и низком значении «реактивная агрессивность».

Таблица 11

Структурные коэффициенты канонической функции

Параметр Функция

ЫЯ1 4 (подозрительный тип отношения к окружающим) 0,517

О (уверенность в себе — тревожность) 0,397

ЫЯ1 3 (агрессивный тип отношения к окружающим) 0,351

G 7 (инстинкт сохранения достоинства) 0,332

G 8 (инстинкт альтруизма) 0,323

FPI 7 (реактивная агрессивность) -0,011

В соответствии со списком неставдаргизированных (Unstandardized) коэффициентов и константы (Constant) (табл. 12) появляется возможность составления уравнения регрессии, позволяющего прогнозировать принадлежность субъекта к группе, основанной на принципе сходства/дополнения с вероятностью 74,5%.

Таблица 12

Коэффициенты канонической дискриминантной функции

Параметр Функция

O (уверенность в себе — тревожность) 0,301

FPI 7 (реактивная агрессивность) -0,482

LIRI 3 (агрессивный тип отношения к окружающим) 0,238

LIRI 4 (подозрительный тип отношения к окружающим) 0,249

G 7 (инстинкт сохранения достоинства) 0,482

G 8 (инстинкт альтруизма) 0,294

Constant -2,133

F = -2,133 + 0,301 х О (уверенность в себе — тревожность) - 0,482 х FPI_7 (реактивная агрессивность) + 0,238 х ИЮ_3 (агрессивный тип отношения к окружающим) + 0,249 х LIRI_4 (подозрительный тип отношения к окружающим) + 0,482 х G_7 (инстинкт сохранения достоинства) + 0,294 х G_8 (инстинкт альтруизма).

Таким образом, была получена дискриминантная функция принадлежности субъекта к группе технической специальности, основанной на принципе сходства/дополнения: F3 = -2,133 + 0,301 х О -0,482 х БИ_7+0,238 х LIRI_3 + 0,249 х ЦШ_4 + 0,482 х G_7 + 0,294 х G_8.

Сравнив дискриминантные функции генеральной совокупности (Б1= -4,242 + 0,175 х LIRI_4 + 0,352 х G_6 + 0,618 х G_7 + 0,461 х G_8), дискриминантную функцию специалистов гуманитарной специальности (Б2 = -3,480 + 0,729 х F + 0,374 х БИ_12 - 0,583 х G_8) и дискриминантную функцию специалистов технической специальности (Б3 = -2,133 + 0,301 х О - 0,482 х БИ_7 + 0,238 х LIRI_3 + 0,249 х ЦМ_4 + 0,482 х G_7 + 0,294 х G_8), мы выяснили, что для всех функций наличие переменной G_8 (инстинкт альтруизма) является системообразующим. Переменные LIRI_4 (подозрительный тип отношения к окружающим), G_7 (инстинкт сохранения достоинства) повторяются в общей функции у специалистов и технических специальностей, и гуманитарной специальности — G_8 (инстинкт альтруизма).

Таким образом, прогнозирование принадлежности к группе гуманитарной и технической специальностей имеет свою специфику. Системообразующей переменной для них является инстинкт альтруизма ^_8). При подборе военнослужащих по специальности целесооб-

разно учитывать результаты данного исследования и применять дискриминантную функцию в целях повышения эффективности деятельности группы.

1 Новиков М. А. Психофизиологические и эгопсихологи-ческие аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 27.

2 Обозов Н. Н. Психологическая наука о совместимости и срабатываемости людей // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 39.

УДК 340.114.5

ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

Е. А. Семенова

Дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлены особенности, динамика и закономерности становления профессионального самосознания студентов в зависимости от курса обучения.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, структура профессионального самосознания, самоотноше-ние, смысложизненные ориентации.

Проблема развития и формирования профессионального самосознания неоднократно рассматривалась (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, Л. М. Митина, Е. Ю. Пряжникова и др.). Несмотря на обилие работ, вопрос становления профессионального самосознания студентов изучен недостаточно, так как для формирования профессиональной позиции необходимо изучение «Я-образов» и образов идеального профессионала, формирующихся у студентов за период обучения в высшей школе.

Как считает А. К. Маркова, «профессиональное самосознание — это осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств»1. В профессиональном самосознании отражаются основы профессионального мировоззрения, субъективной концепции профессионального труда, осознание профессионально значимых качеств у профессионалов, сравнение себя с неким абстрактным идеалом или конкретным специалистом; знание оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание субъектом своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. По мнению А. К. Марковой, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания, повышается эффективность работы, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе2.

Вслед за Л. М. Митиной мы рассматриваем профессиональное самосознание как совокупность трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческо-

го. Когнитивная структура включает в себя понимание в системе профессиональной деятельности и понимание себя в системе делового общения. Аффективная подструктура содержит несколько видов отношений: отношение к системе своих профессиональных действий; отношение к системе межличностных связей, в которые вступает человек в профессиональной деятельности; отношение к своим профессионально важным качествам и в целом к своей личности профессионала. Результатом этого является глобальное самоотношение. Поведенческая подструктура самосознания содержит потенциальные поведенческие реакции, конкретные профессиональные действия, которые осуществляют регуляцию и саморегуляцию поведения и деятельности в соответствии с профессиональными нормами3.

Цель нашего исследования: выявить особенности и динамику профессионального самосознания у будущих специалистов в зависимости от курса обучения. Мы предположили, что существуют значимые различия между компонентами профессионального самосознания у студентов разных курсов. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью методик «Тест двадцати утверждений на самоотношение» М. Куна, «Ассоциативный ореол профессий» Е. А. Климова, «Диагностика профессиональных представлений» В. Н. Обносова, «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева, «Опросник самоотношения» В. В. Столина, методика «Незаконченных предложений» и др.

Изложение результатов исследования начнем с анализа данных, характеризующих первый компонент профессионального самосознания (когнитивный) у студентов. По мнению психологов, когнитивный компонент профессионального самосознания включает в себя профессиональные представления, образ будущей профессии и представление о себе как будущем профессионале4. Показатель коэффициента сформированности профессиональных представлений позволил определить индивидуальность субъекта с точки зрения полноты, обобщенности, целостности возникающего у него представления о профессии. Особенности сформированности профессиональных представлений студентов проявляются в том, что существует положительная динамика коэффициента сформированности профессиональных представлений студентов от первого курса (средний балл

1,82) к третьему (средний балл 3,98) и пятому (средний балл 5,64). Вместе с тем наши данные показывают, что на первом курсе коэффициент сформированности низкий, представление о профессии и личности профессионала характеризуется как поверхностное, фрагментарное, отрывочное, неполное. К третьему курсу коэффициент сформированности профессиональных представлений несколько возрастает, приближается к среднему уровню (средний балл 3,98), при этом представление о профессии характеризуется как поверхностное, фрагментарное. На пятом курсе коэффициент профессиональных представлений достигает среднего уровня сформированности, образ профессии становится достаточно полным, объемным, адекватным требованиям про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.