Научная статья на тему 'Прогнозирование спроса и предложения объектов интеллектуальной собственности'

Прогнозирование спроса и предложения объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пестунов М.А.

Современный этап научно-технического прогресса характеризуется тем, что он развивается в эпоху информационной экономики. Структурный аспект развития экономики определяется процессом распространения нововведений по сферам их применения на основе формирования спроса и предложения на объекты интеллектуальной собственности. Интегральный спрос ОИС определяется как предельная максимальная величина спроса отдельных потребителей, а индивидуальные цены на ОИС суммируются. Существенное влияние на формирование спроса на ОИС оказывают стадии жизненного цикла продукта. На первой фазе жизненного цикла возникает потребность в продуктовых ОИС, затем технологических ОИС и на стадии зрелости управленческих ОИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пестунов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование спроса и предложения объектов интеллектуальной собственности»



ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

МЛ ПЕСТУНОВ, кандидат технических наук, доцент Челябинского государственного университета

Современный этап научно-технического прогресса развивается в эпоху информационной экономики. Суть ее характеризуется коренным качественным преобразованием производительных сил на основе превращения результатов творческого труда в основной фактор развития экономики. Структурный аспект развития экономики определяется процессом распространения нововведений по сферам их применения на основе формирования спроса и предложения на объекты интеллектуальной собственности [ 1 ].

В основе спроса на новые объекты техники, по мнению У. Эшби, лежит принцип необходимого разнообразия, из которого следует, что если внешние условия требуют изменения цели существования системы (адекватности внешним условиям), то необходимо внести в систему изменения — обеспечить то число (разнообразие) элементов в составе частей подсистем, которое позволит образовать новую систему как совокупность взаимосвязанных элементов или частей, образующих единое целое и взаимодействующих определенным порядком для достижения новой заданной цели. Под спросом на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) понимается потребность предприятий в объектах интеллектуальной собственности. Спрос показывает то число ОИС, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах на них.

Объект техники, являясь средством производства, имеет главную цель — удовлетворять опосредованно определенные человеческие потребности, т.е. создавать потребительную стоимость в процессе производства. Поэтому при возникновении противоречия между возросшей человеческой потребностью и достигаемой объек-

том техники главным становится адекватное изменение этого объекта как системы. Чем выше потребность (спрос), тем более сложная задача ставится перед создателями новой техники, тем меньше становится возможным решить эту задачу с помощью известных знаний.

Основой для разрешения таких проблем являются объекты интеллектуальной собственности. Являясь различными по своим масштабам и значимости, все ОИС появляются в результате творческого процесса познания, в основе которого лежит стремление к разрешению противоречия в конкретных системах. Гносеология, изучая познание как важнейший и необходимый момент жизнедеятельности субъекта, отмечает, что в ходе предметно-практической деятельности субъекта противоречия являются источником новых идей. При этом противоречия разрешаются тогда, когда они становятся технической потребностью общества. Когда у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов [1].

В мире накоплен огромный опыт использования различных факторов при расчетах и оценке спроса на товары. Однако до настоящего времени не были рассмотрены и не получили теоретического решения проблемы, связанные с определением спроса и предложения объектов интеллектуальной собственности.

В основе рациональных действий экономического субъекта лежат его потребности. Они связаны со спросом не прямо, а через субъективные оценки, которые дают субъекты различным полезностям. Чем выше интенсивность потребности, тем больше субъективные оценки и выше

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоркЯ- -и

спрос. По мере того как используется благо, потребность постепенно удовлетворяется до полного насыщения.

Но если интенсивность потребности снижается по мере того как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя должна убывать по мере роста количества этого блага, т.е. по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению, пока не дойдет до нуля. Величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.

Изучение долговременных потребностей и выявление их закономерностей долговременного развития рынка позволяют дать оценку спроса и предложения на них. Мерой долговременных потребностей конкретного товара на рынке может выступать его фактическое потребление. При этом, как отмечается в работе [2], движущей силой долговременного развития рынка будет выступать потребность, в то время как предложение стремится к его полному удовлетворению.

Можно предположить, что объекты интеллектуальной собственности создаются и реализуются в порядке и на условиях, действующих в сложившейся экономической ситуации в тесной зависимости от уровня развития экономики в целом. Во многом рынок объектов интеллектуальной собственности похож на рынки товаров, во многом похож на рынки ресурсов. В данной статье мы рассматриваем спрос на ОИС как на производный спрос, как спрос на ресурсы. Здесь в полной мере проявляется операционная зависимость как степень использования постоянных затрат в деятельности предприятия.

На величину спроса на объекты интеллектуальной собственности оказывает влияние большое число макроэкономических и микроэкономических факторов, которые по-разному влияют на динамику патентования и появление других объектов авторского права и объектов промышленной собственности. Кроме того, одни и те же факторы воздействуют на спрос на ОИС в различных сегментах рынка с неодинаковой интенсивностью, поэтому необходимо определить цели и механизмы действия ограничений, стоящих перед предприятием.

В развитых отраслях производства находит применение основная масса ОИС, где в качестве основных факторов, определяющих спрос, являются: возникшее противоречие между техническим уровнем продукта и потребностями, наличие необходимых финансовых ресурсов и мотивации инвестора.

Для любой фирмы и в качестве экзогенного параметра можно рассматривать не только цену интеллектуального капитала g но и величину спроса 0 фирмы и на интеллектуальный капитал при заданной величине цены на него. Совокупный спрос на объекты интеллектуальной собственности будет определяться как мах а не сумма всех объектов интеллектуальной собственности й. при определенной его цене. При этом специфика цены продукта интеллектуального труда состоит в том, что ее величина измеряется не столько затратами труда, сколько экономией (вытеснением) общественного труда благодаря использованию ОИС.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что между пространством цен и пространством продуктов имеется отношение двойственности. Для обычных продуктов спрос отдельных потребителей суммируется, а цена продукта определяется его предельной полезностью или предельными издержками производства, для объектов интеллектуальной собственности интегральный спрос определяется как предельная максимальная величина спроса отдельных потребителей, а индивидуальные цены на ОИС суммируются, т.е. область цен и область ОИС меняются местами [3|.

Существенное влияние на формирование спроса на ОИС оказывают стадии жизненного цикла продукта. На первой фазе жизненного цикла создания продукта и дальнейшего внедрения инновации направлены на достижение главной функции продукта. На этой стадии преимущественную роль играет спрос на продуктовые ОИС, или изобретения, характеризующиеся как устройства.

На стадии роста происходит совершенствование продукта за счет использования ОИС, направленных на повышение эффективности выполнения вспомогательных и второстепенных функций и совершенствование технологии изготовления продукта, возрастает спрос на вспомогательные изобретения.

На стадии зрелости продукт приносит наибольшую прибыль, появляются изобретения, не повышающие потребительских свойств продукта, а являются модификациями продукта. Происходит активная диффузия изобретений путем иммитации и откровенного пиратства со стороны конкурентов. На этой стадии для поддержания величины прибыли все усилия направляются на повышение качества продукта, совершенствование сервиса, мероприятий по стимулированию сбыта. Изыскиваются резервы по снижению издержек производства в основном за счет ужесточения дисциплины и снижения брака,

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРШ ъ тгр^хж-нк^

возрастает спрос на технологические и управленческие инновации.

Правильная спецификация модели спроса на ОИС в реформируемой экономике подразумевает точный учет ее модели. Происходящие в ней процессы носят неустойчивый характер. Это предопределяет специфику взаимосвязи основных переменных, влияющих на результирующий показатель. Период прогнозирования в данной экономической системе очень мал. Определить спрос на ОИС, значит, — рассчитать необходимый запас объектов интеллектуальной собственности, требуемых на каждой фазе жизненного цикла продукта, для обеспечения нормального роста экономики.

Основываясь на анализе патентной ситуации по ведущим странам и на понимании ОИС как средства, обеспечивающего конкурентоспособность путем замены исчерпавших себя ОИС, используя «уравнение обмена» И. Фишера, можно представить потребность в числе ОИС в виде уравнения:

К,=Сч!У, (1)

где К; — число ОИС (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, объекты авторского права и конфиденциальная информация);

С — скорость обновления, пропорциональная скорости исчерпания эффективности [С= 1 — (Г / Г)], Г — эффективный возраст ОИС; Г — номинальный срок жизни ОИС, равный 20 годам — срок действия патента на изобретение);

V — валовой внутренний продукт, руб.

Скорость исчерпания эффективности ОИС обусловлена функциональным и экономическим устареванием и проявляется потерей стоимости в результате появления новых разработок соответствующего вида ОИС.

Величину исчерпания эффективности, обусловленную избыточными капитальными затратами на разработку ОИС, когда эксплуатационная производительность машин, основанная на этих ОИС, меньше расчетной, т.е. объект как бы недоиспользуется, можно определить через недоиспользование Н \

Я = [ 1 - (Р/р)"] 100%, (2)

где Р — реальная эффективность ОИС; р — расчетная эффективность ОИС; п — показатель сте-

1 Например, как повлияло увеличение госпошлины на число подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков. Число заявок сократилось с 53 124 в 2001 г. до 34 954 заявок в 2003 г.

пени, фактор экономии на объеме внедрения ОИС действует как операционный рычаг.

Величину исчерпания эффективности ОИС в результате изменения эксплуатационных расходов после его внедрения определяют в результате сопоставления эксплуатационных расходов, характерных для машин, в которых используются новые ОИС, по сравнению с его современными аналогами.

Исчерпание эффективности ОИС происходит также в результате изменения внешних факторов общеэкономического и отраслевого характера, в том числе сокращения спроса на конкретный вид продукции, изменения правовых норм1.

Уравнение (1) выражает число ОИС, необходимое для поддержания уровня эффективности производства, и как следствие — обеспечения конкурентоспособности предприятий.

По мнению Дж. Кейнса, любое предприятие самостоятельно выбирает форму накопления. Но следует иметь в виду, что нематериальные активы имеют низкую ликвидность. Дж. Кейнс выделял три основных мотива предпочтения ликвидности — спекулятивный, трансакционный и вызванный соображениями предосторожности. Для объектов интеллектуальной собственности характерны два последних. Именно та часть объектов интеллектуальной собственности, которая имеется у предприятия, в дальнейшем в первую очередь находит применение либо как объект лицензии, либо как нематериальный актив. Общее число объектов интеллектуальной собственности определяется суммой использованных, накопленных и численность вновь созданных ОИС. На величину спроса ОИС влияет необходимость в усовершенствовании продукта на первой стадии жизненного цикла, совершенствование технологического процесса на стадии роста и усовершенствование элементов управления на стадии зрелости жизненного цикла.

Рассчитать оптимальный спрос на соответствующие ОИС на каждой стадии жизненного цикла продукта возможно, если определить скорость обращения ОИС, рассчитанную в свою очередь на основе исчерпания эффективности изобретения. Для обеспечения организационно-экономической устойчивости предприятия необходимо спрогнозировать спрос и предложение на нововведения (см. рис. 1).

Инвестиции в ОИС позволяют не только удержаться на рынке, но и увеличить долю рынка за счет разработки нового товара и совершенствования технологии и материалов, обеспечивающих снижение издержек, повышение производительности или снижение цены.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоръя ъ ЪРЯКШгсМ

51

Рис. 1. Управление объектами интеллектуальной собственности

л.....................-—^^^^

Формирование спроса на ОИС Предложение ОИС

Кругооборот объектов интеллектуальной собственности Г 1 г

Технический блок Технологический блок Управленческий блок Маркетинговый блок Стратегия обновления

э-

Система комплексного экономического анализа Патенты на изобретения по продукции Патенты на технологические решения Исключительные права, индивидуализирующие предприятие Патентно- конъюнктурные исследования Эвристические методы поиска новых решений Покупка лицензий

_ --— "

Анализ идей инновационных решений Анализ исчерпания эффективности разработок, определения лага обновления По общей компоновке объекта. Развитие системы По узлам и агрегатам. Развитие надсистемы и подсистемы По элементам По деталям

•4-—

Оценка стоимости объектов интеллектуальной стоимости Прогнозирование срока службы нововведений Установление параметра амортизации Амортизация нематериальных активов Исчерпание эффективности нововведений Внедрение ОИС

Инновации становятся оборотоспособными или приобретают свойства товара при условии соблюдении, как отмечалось ранее, трех обязательных условий, определяющих свойства рыночного товара: полезность, понимаемая как способность удовлетворять некоторую потребность; дефицитность, редкость — свойство противоположное общедоступности; универсальность — способность обмениваться на любые другие рыночные товары.

Для обеспечения необходимых темпов роста ВВП на 3-4% ежегодный прирост числа заявок на предполагаемые изобретения в развитых странах составляет 5-7%. Требование роста численности выдаваемых заявок на изобретения обусловлены необходимостью адаптации предприятий к изменяющимся условиям и обеспечения их конкурентоспособности.

Запас ОИС, необходимый для поддержания конкурентоспособности, аналогичен запасу производственных ресурсов. Альтернативы конкурентного развития, кроме использования необходимого и своевременного числа объектов интеллектуальной собственности, не существует. На размеры доли объектов интеллектуальной собственности, используемых в качестве нематериальных активов, во всех активах предприятия влияют на-

логовые выплаты. Но на практике в настоящее время налоговые регуляторы практически не оказывают влияния на спрос на ОИС.

Основным показателем использования ОИС в качестве нематериальных активов является скорость их оборачиваемости в процессе производства продукции. В отличие от оборотных средств ускорение оборачиваемости повышает спрос на объекты интеллектуальной собственности. Этот показатель характеризует способность предприятия к обновлению, т.е. его способность генерировать спрос на объекты интеллектуальной собственности.

Спрос на ОИС возрастает с ростом национального богатства. Функцию спроса на ОИС

Ю = С'^У можно выразить в виде:

0. = (ЦхВП) / Щ е» = Д, (рм, рмс, Е, и, Др), (3) где ¿). — спрос на ОИС - величина, пропорциональная скорости исчерпания эффективности ОИС, сроку полезного использования; Е/7. — накопленная сумма вложений в ОИС (запас действующих патентов, число специалистов как сумма вложений в обучение за период, сумма вложений в материально-техническую базу, в НИОКР); е'" — темп исчерпания эффективности

52

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш -и ърлхжъъ*

как следствие функционального и экономического устаревания; Ц — уровень цен; ВГ1 - объем выпуска продукции; рм — издержки патентования; рмс — издержки связанные с альтернативным развитием; Е — ожидания потребителей; И

— вкусы и предпочтения потребителей, Д — реальный доход на душу населения.

Рост валового внутреннего продукта (ЦхВП) приводит к увеличению спроса на ОИС и, следовательно, увеличению скорости исчерпания эффективности ОИС.

При возникновении противоречия в ходе взаимодействия объекта техники с внешней средой, обусловленного несоответствием главной функции объекта изменившимся внешним условиям, возникает необходимость устранить это противоречие путем инновации, служащей для обеспечения нового качества, соответствующего новым запросам потребителей. Это противоречие разрешается новыми изобретениями, определяющими основу структуры будущего продукта.

На этой стадии жизненного цикла продукта

— стадии разработки - появляется спрос на патенты, связанные с компоновочными решениями, совершенствованием элементов структур, взаимосвязей, формой выполнения связей, материалов выполнения деталей, направленные для достижения главной функции продукта, некоторый спрос на патенты, связанные с совершенствованием технологических процессов.

В дальнейшем возникают противоречия внутри продукта как системы, это связано с его техническими свойствами и обусловлено, с одной стороны, растущими потребностями потребителей, а с другой — требованиями производственного процесса. На этой стадии жизненного цикла продукта, на стадии роста, возрастает спрос на изобретения, относящиеся в целом к структуре продукта, а также на отдельные узлы и агрегаты, отдельные элементы системы. При этом возникают изобретения, улучшающие второстепенные функции продукта. Возрастает спрос на изобретения, направленные на совершенствование технологических процессов производства продукта, и продолжает расти спрос на патенты, связанные с совершенствованием самого продукта.

Затем на стадии зрелости продукта активизируется спрос на инновации, касающиеся управления и маркетинга. При стабильном развитии экономики становится очевидным, что спрос на ОИС стабилизируется и соответствует стадиям жизненного цикла продукта: на стадии создания преимущественно продуктовых ОИС; на

стадии роста технологических ОИС; несущественные усовершенствования, основанные на продуктовых ОИС. На стадии зрелости усиливаются тенденции спроса на инновации, связанные с управлением предприятием.

Интерпретация эмпирических результатов изменения спроса на ОИС в рамках концепции жизненного цикла продукта приводит к аналогичным выводам. Скорость обращения наиболее значимых ОИС имеет тенденцию к снижению, а менее значимые ОИС подвержены циклическим колебаниям. В краткосрочном периоде скорость обращения мелких усовершенствований полезных моделей возрастает. Эти закономерности обусловлены активностью изобретателей и повышением доли используемых изобретений. Повышение изобретательской активности обусловлено большей доступностью информации, на основе которой появляется лавина всевозможных усовершенствований, не каждое из которых в состоянии перекрыть издержки внедрения изобретения.

На спрос на ОИС влияет уровень запаса изобретений предыдущего периода, численность вновь патентуемых разработок и временной лаг исчерпания эффективности изобретений. Наличие буферного запаса ОИС в виде патентов на изобретения в прошлый период позволяет выявить тенденции развития в конкретной отрасли и тем самым приспособить фактический запас патентов к желаемому долгосрочному спросу на них.

Применительно к задачам долгосрочного прогнозирования рынка между спросом и предложением можно ставить знак условного равенства [2]. Предложенная модель изучения спроса на ОИС тесно связана с изучением предложения объектов интеллектуальной собственности.

Исходя из этой концепции, можно рассчитать предложение ОИС по следующему равенству: А/ = 01 + Мь Т., (3)

где М. — предложение ОИС; /). — спрос на изобретения; Мь — буферный запас изобретений, пропорциональный Т.П., накопленной сумме вложений в ОИС; Т. = е'" — период исчерпания эффективности изобретения в конкретной отрасли с учетом функционального и экономического устаревания.

Предложенная модель базируется на ряде теоретических и практических исследований, получивших развитие в современной эконометрике. И исходит из того, что случайный характер поданных заявок на предполагаемые изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и объекты авторского пра-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ -и -НР^хж-кКА

53

ва, представляющие собой нестационарные временные ряды, могут быть сведены к стационарным путем определения разности между их лаго-вым и текущим значениями:

Ах = х — х .. (4)

г т т-1 у 7

Эконометрически эти показатели взаимосвязаны. Если число поданных заявок на предполагаемые изобретения и другие ОИС, патентная защита и патентная чистота объектов техники нестационарны и представляют собой интегрированный процесс /'-го порядка, а функция спроса на ОИС в долгосрочном плане действительно стабильна, то все названные переменные — расходы на НИОКР, на обучение специалистов, формирование материально-технической составляющей инновационного потенциала, технико-экономический уровень научно-исследовательс-ких разработок, число поданных заявок на изобретения, патентная защита и патентная чистота объектов техники — могут быть коинтегрирова-ны. Другими словами, если каждая из двух переменных X и У, являющихся нестационарными, сведена к стационарному процессу и если найдется некое значение Ь, при которой линейная зависимость представляется зависимостью: У + ЬХ = И,

т т т'

(при этом Ит представляет собой стационарный временной ряд), то значения У и Хт коинтегри-рованы. В этом случае изменения этих переменных можно считать взаимозависимыми [4].

Предлагаемая методика прогнозирования предложения объектов интеллектуальной собственности базируется на исследовании пяти значимых факторов. На основе предлагаемой мате-матико-статистической методики проведен анализ предложения ОИС в зависимости от изменения структурных составляющих инновационного потенциала по формуле: М, = 15863 + 1,2 10"» Х: + 0,0298 X, + 1,0576 Х3 + + 2,378 Ю-6 Хл +7,93 10~5 Х5, (4 )

где М. — предложение ОИС по видам; Х] — финансовая составляющая, объем ВВП ; Х2 — кадры специалистов и ученых, занятых в инновационной сфере; Хг — научные учреждения, проек-тно-конструкторские организации и инновационные предприятия; материально-техническая составляющая в инновационной сфере; Х4 — информационная составляющая, подразделения Роспатента и инновационных организаций; Х5 -эффективность инновационной деятельности.

Прогнозные оценки спроса и предложения ОИС представляют практический интерес в процессе долгосрочного прогнозирования экономического роста выпуска продукции, в рамках ко-

торого прогнозируется жизненный цикл объектов техники. Потребности структурируются в конкретных видах объектов интеллектуальной собственности, которые реализуются в качестве нематериальных активов предприятия.

С точки зрения теории соотношение сделки-доход имеет циклическую динамику, отражающую изменения доходности в зависимости от рисков, связанных со стадиями жизненного цикла ОИС, с разработкой и внедрением того или иного объекта интеллектуальной собственности. Кроме того, оно характеризуется долгосрочной динамикой, обусловленной структурными сдвигами в экономике в целом. Ускорение научно-тех-нического прогресса увеличивает скорость контактов в цепочке технологических связей и уменьшает средний размер временного лага обновления продукции. Это предопределяет различную долгосрочную динамику ВВП и оказывает влияние на величину спроса ОИС. В свою очередь изменение спроса на ОИС вызывает потребность в увеличении затрат на НИОКР, на подготовку специалистов и др.

Колебание функции спроса объектов интеллектуальной собственности обусловлено стабильностью и равномерностью предложения ОИС. Спрос на ОИС можно определить путем вычисления разности между текущим, временным и лаговым значениями числа поданных заявок на изобретения по общим компоновочным решениям, касающимся обеспечения главной функции, а также по отдельным узлам, агрегатам и деталям, обеспечивающим повышение идеальности объекта, в соответствии с законами развития технических систем. Особенность спроса на ОИС проявляется в том, что, как показывают исследования, около 4-7% изобретений внедряются в производство и приносят коммерческий успех в виде прибыли [6]. Предложение объектов интеллектуальной собственности определяется ранее описанными пятью факторами, формируют тенденции развития отрасли и заставляют предприятия следовать им, пусть даже с некоторым опозданием.

Следствием неопределенности формирования рынка ОИС является появление на предприятии широкого спектра рисковых ситуаций, затрагивающих практически все аспекты его деятельности. В частности, проблемы прогнозирования необходимого технического уровня продукции и большой гаммы технических, организационных и экономических решений, обеспечивающих достижение требуемых показателей качества.

Повышение спроса на объекты интеллектуальной собственности требует сжатия времени

54

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРШ -и ЪР/ПЖНЫ

на разработку цикла производства продукта товара при абсолютном увеличении доли затрат на НИОКР. С точки зрения удельных затрат это приводит к сокращению расходов ресурсов и к ускорению внедрения на рынок новых моделей товаров, которые будут иметь конкурентные преимущества. Одновременно переход к активному управлению изменениями посредством введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности влечет за собой принятие управленческих решений, основанных на глубоком знании, на систематическом сборе и анализе патентно-конъюнктурной информации, на проведении патентных исследований.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что формирование спроса на объекты интеллектуальной собственности коренным образом отличается от формирования спроса на потребительские товары. Существенную трудность представляет определение скорости исчерпания эффективности ОИС, которая обусловлена стоимостью ОИС, нор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мой амортизации и временным лагом обновления техники вследствие научно-технического прогресса, а также субъективным отношением менеджеров к инновационной деятельности. Незаинтересованность менеджеров всех звеньев управления в изменениях - это основная трудность внедрения ОИС, поскольку всякое инновационное воздействие — это не просто изменение, а изменение, связанное с кардинальной перестройкой рутини-зированной деятельности организации.

Выразить спрос можно посредством двух составляющих — амортизации как следствия исчерпания эффективности и ростом валового внутреннего продукта. При этом цена инноваций не является определяющей. Спрос на ОИС — это прежде всего требуемое число ОИС «точно в срок». Желательно получить непрерывную кривую спроса по всем блокам (техническому, технологическому и управленческому), связанную с жизненным циклом продукта. Формирование этапов спроса и предложения ОИС приведено на рис. 2.

СПРОС (предприятие) ПРЕДЛОЖЕНИЕ (разработчики ОИС)

Бухгалтерский учет Анализ конкурентоспособности Продуктовые ОИС, технологические ОИС, управленческие ОИС Научные организации, конкуренты Подразделения предприятия

Амортизация НМА Исчерпание эффективности Патентно- конъюнктурные исследования Стихийные изобретатели Обучение эвристическим методам

Оценка стоимости. Определение срока службы Анализ тенденций развития, оценка технического уровня, прогнозирование потребностей Технический уровень, тенденции развития. Лицензии. Авторские договоры Темник узких мест Методы случайного поиска (мозговой штурм). Методы систематического поиска (морфологический анализ). Методы логического поиска (ТРИЗ, ФСА)

Инновационные идеи

Классификация (ранжирование) инновационных идей

Объекты промышленной собственности_| Объекты авторского права | Ноу-хау, конфиденциальная информация

Оформление прав на ОИС_

Составление заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Заключение лицензионных договоров, заключение авторских прав__

Прогнозирование спроса и предложения ОИС

Оценка стоимостных показателей ОИС

Инновационный портфель (совокупность ОИС)

1 г

НМА продуктовые | НМА технологические | НМА управленческие

Бухгалтерский учет НМА

Амортизация НМА ] Исчерпание эффективности | Предложение ОИС

Рис. 2. Этапы формирования спроса и предложения

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж86РШ -и 'КРАттчсъ*

Фактически спрос на объекты интеллектуальной собственности ограничен численностью уже имеющихся ОИС в виде готовых к внедрению новых разработок и покупательной способностью потребителя. Предложение ограничено общим уровнем ВВП, расходами на НИОКР, числом ученых и специалистов, информационной инфраструктурой и др.

На соотношение спроса и предложения ОИС оказывают воздействие внутренние и внешние факторы: внешнее давление конъюнктуры товарного рынка, внешнее давление конъюнктуры финансового рынка, внешнее давление конъюнктуры труда, внутреннее давление ключевых ресурсов, давление деловой среды. Согласно этой концепции хозяйствующие субъекты должны формировать научно-технический задел в виде охранных документов на объекты промышленной собственности, полученные непосредственно предприятиями на свои разработки, и патентов других фирм, приобретаемых по лицензионным договорам или авторским договорам на объекты авторского права и др., тем самым формируя спрос ОИС. При низкой культуре, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации, возникает иллюзия того, что можно всегда воспользовать-

Литература

ся «чужими» высокоэффективными объектами интеллектуальной собственности «бесплатно». Достаточно скопировать изобретение. Но это временное явление.

Предложение ОИС в первую очередь формируется в результате деятельности государства. В этом случае правительство может вмешиваться, законодательно устанавливая пределы изменения затрат на НИОКР, стимулируя к инновационной деятельности предприятия.

Предприятия, заинтересованные в повышении конкурентоспособности, решают несколько задач: выявляют тенденции развития с обязательным установлением технического уровня объек-тоориентированных и производственноориенти-рованных изобретений, предлагая новые ОИС в рамках выявленных тенденций развития.

Решая задачи по обеспечению своей конкурентоспособности в отдельности, каждое предприятие в свою очередь определяет и совокупный спрос на объекты интеллектуальной собственности, тем самым одновременно инициируя предложение объектов интеллектуальной собственности, подталкивая государственные органы и предприятия в сфере науки и научного обслуживания более активно формировать инновационную политику в стране.

1. Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. — М.: Экономика, 1984.

2. Макаров В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. — 2003. — № 5-6. — С. 14-36.

3. Поляков В. Долгосрочное прогнозирование цен и спроса на промышленное сырье на мировом рынке (вопросы методологии) // Экономический анализ. — 2005. — № 3-4. — С 2-6.

4. Макаров В.Л. Баланс научных разработок и алгоритм его решения: Сб. ст. Оптимизация. — Новосибирск, 1973, вып. 11 (28). - С. 37-45.

5. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: — М.: ЮНИТИ. ДАНА, 2000.-С. 44-127.

6. Пестунов М.А. Управление интеллектуальной собственностью. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2005, - 245 с.

56

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворъя тс -кругкжи-к*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.