Научная статья на тему 'Прогнозирование рынка труда и стимулы занятости'

Прогнозирование рынка труда и стимулы занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1444
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодров А. Н.

В статье раскрываются новые принципы организации маркетинга рынка труда и возможности учреждений профессионального образования по удовлетворению потребности экономики в рабочих кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes new principles of the organization of marketing of a labour market and an opportunity of establishments of vocational training on satisfaction of need of economy in the personnel reveal.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование рынка труда и стимулы занятости»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И СТИМУЛЫ ЗАНЯТОСТИ

БОДРОВ А.Н.

В статье раскрываются новые принципы организации маркетинга рынка труда и возможности учреждений профессионального образования по удовлетворению потребности экономики в рабочих кадрах.

The article describes new principles of the organization of marketing of a labour market and an opportunity of establishments of vocational training on satisfaction of need of economy in the personnel reveal.

Возникающие конкурентные отношения, от которых во все большей степени зависит развитие самих образовательных учреждений, вызвали к жизни новую сферу деятельности - образовательный маркетинг. Он пришел на смену интуитивной эмпирической адаптации системы образования к рынку и продиктован новыми социально-экономическими условиями, иной политикой труда и занятости, профессионального образования и обучения.

Маркетинг образовательных услуг стал одним из позитивных изменений в сфере профессионального образования, потребовал переориентации ее целей с абстрактных «потребностей общества» на приоритетное удовлетворение конкретного рынка труда, а, следовательно, и интересов самого человека, который получает работу и средства к существованию.

По определению британского ученого Л.Роджера, маркетинг - это «один из видов творческой управленческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов; маркетинг увязывает возможности производства с возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направления и масштабы всей работы, необходимой для получения прибыли в результате продажи максимального количества продукции конечному потребителю (1).

Свое определение образовательному маркетингу дают ученые НИИ развития профессионального образования (Вершинин С.И., Глазунов А.Т., Смирнов И.П. и др.). Обобщая предлагаемые зарубежными и российскими учеными подходы и определения, можно определить маркетинг образовательных услуг как систему организационных мер по удовлетворению потребностей рынка труда с учетом образовательных потребностей населения и возможностей системы образования (2).

Среди наиболее эффективных методик мониторинга рынка труда следует выделить разработанные д.п.н. Е.А. Рыковой «Методику прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях (3). В ней выделены показатели, характеризующие территориальные и отраслевые особенности рынка труда РФ, даны рекомендации по формированию прогноза потребности рынка труда в подготовке квалифицированной рабочей силы в учреждениях профессионального образования.

Особенностью предлагаемого Е.А. Рыковой подхода является преимущественное использование информации, содержащейся в действующих формах статистической отчетности, и, следовательно, доступных специалистам, выполняющим прогнозные расчеты, а также информации, получаемых на основе простых социологических опросов.

Для обеспечения развития системы маркетинга образовательных услуг, на наш взгляд, необходимы следующие предпосылки:

1. Научно-методическое и нормативное обеспечение образовательного маркетинга, включая вопросы методологии маркетинговой деятельности в образовании.

2. Формирование служб маркетинга в образовательных структурах, разработку регламентирующих документов: положения о службе маркетинга в различных субъектах системы образования; положения о специалисте по маркетингу и т.п.

3. Создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективные возможности сбора, обработки и использования маркетинговой информации.

4. Разработка и апробация типовых управленческих решений по развитию образовательных услуг на основе данных маркетингового исследования.

Профессиональное образование следует рассматривать как ключевое стратегическое средство стимулирования и регулирования рынка труда не только по объему необходимых кадров, но и их структуре. Тем более, что новые экономические факторы, возникшие при переходе к рыночной экономике, привели к быстрой деградации трудового потенциала, оттоку квалифицированных кадров из производственных отраслей в непроизводственную сферу.

Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов требует проведения кадровой политики с учетом перспектив структурной перестройки экономики, занятости населения в тех или иных отраслях производства, возможностей учреждений сферы профессионального образования в подготовке и переподготовке кадров на различной образовательной базе. Идя навстречу свободному выбору молодым человеком своей профессии, следует теснее увязывать возможности ее получения с потребностями рынка труда, включать экономические факторы.

Активно идущая коммерциализация профессионального образования и сложившаяся ситуация на формирующемся рынке труда выдвигает на передний план проблему прогнозирования, опирающуюся на маркетинговые исследования в сфере образования. Наличие маркетологов, конечно, само по себе не делает экономику рыночной, но они необходимы для ее развития.

В экономике переходного периода России пока нет практики эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда. Именно оценка перспектив общественного и экономического развития, особенно в базовых отраслях экономики, прогноз реакции социума на изменения в сфере профессионального образования могут дать ориентиры по постановке целей и реформированию системы подготовки квалифицированных кадров.

Только под воздействием рынка труда возможна реальная реформа системы профессионального образования, ее структуры, характера профессий и содержания обучения. Именно отсутствием влияния конкретного заказчика кадров на профессиональное образование можно объяснить неудачи многих концепций и реформ в этой сфере, которые строились умозрительно, без учета изменений, происходящих в экономике и социальной сфере.

Учреждения среднего профессионального образования, их руководители и педагогические кадры остались без ориентиров и четких рекомендаций, были вынуждены самостоятельно, часто эмпирически, методом проб и ошибок приспосабливаться к текущим запросам формирующегося рынка труда и способам расчетов его перспективных потребностей.

Необоснованное, хаотическое увлечение подготовкой кадров без глубокого научного анализа потребности в них рынка труда ведет к значительному искажению структуры подготовки по профессиям и специальностям, действительно необходимым для развития экономики регионов.

Система среднего профессионального образования в современных условиях может рассматриваться, с одной стороны, как структура, ориентированная на рынок труда как таковой, а с другой стороны, как структура, сохраняющая в себе элемент отраслевого заказа — специализации для выполнения профильных заказов (металлургия, легкая промышленность, строительство и т.д.).

Российская профессиональная школа еще недостаточно ориентирована на удовлетворение спроса конкретного заказчика. Она вынуждена принимать во внимание сегодня лишь

общие тенденции развития экономики, отдавая больше дань выбору самого учащегося, нежели запросу рынка труда. Основываясь на таком подходе, нами предлагается следующий алгоритм формирования профессионально-квалификационной структуры профессий:

- анализ профессионально-квалификационной структуры существующей системы профессионального образования, подготовки и переподготовки рабочих кадров;

- анализ социально-экономической обстановки, структурных изменений в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т.д.;

- анализ рынка рабочей силы: региональной потребности в рабочих кадрах, профессионально-квалификационной структуры кадров для вновь создаваемых рабочих мест и возмещение естественной убыли рабочей силы, а также профессиональной структуры безработных граждан и высвобождаемого населения;

- анализ потребности в кадрах предприятий и организаций в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезе, базирующийся на прогнозе занятости населения и прогнозе рынка труда по регионам округа;

- анализ перспективных учреждений СПО (материальной базы, кадров, учебнопрограммной документации и т.д.) для организации соответствующего профессионального образования с учетом требований работодателей.

Количественная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы связанная с напряженной ситуацией на рынке труда часто усугубляется качественной несбалансированностью, что подтверждают исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей, социально-профессионального состава безработных.

В настоящее время в стране не проводится достаточно эффективной региональной политики, основанной на оценке состояния ситуации на рынке труда и возможных перспективах ее развития. Прежде всего, такая необходимость имеется в регионах с существенной деформацией профессиональной структуры населения, спецификой социально-экономического развития - однобокой специализацией, преобладанием производств высокой концентрации интеллектуального труда.

Как показывает статистический анализ, существенный сегмент рынка труда в настоящее время составляют лица, не входящие в сферу наемного труда (владельцы частных предприятий, работники семейных предприятий, фермеры). При этом статистическая численность занятых в негосударственном секторе несколько завышается, так как в нем учитываются переходные хозяйственные формы, не являющиеся по своей сути предпринимательскими.

Тенденция сокращения занятости на крупных и средних предприятиях складывается в результате уменьшения численности работающих в отраслях материального производства (сохранение ряда предприятий этой сферы обусловлено постепенным приспособлением их к условиям рынка, поиском своей ниши в рыночной экономике, освоением новых видов продукции, пользующихся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках) и науки на фоне повышения занятости в большинстве отраслей непроизводственной сферы.

Парадоксально и то, что увеличивается аппарат управления тогда, как область государственного воздействия на экономику сужается. В связи с недостаточным развитием основных отраслей жизнеобеспечения населения (здравоохранение, образование и др.) занятость в непроизводственной сфере сохраняет тенденцию к снижению.

Оценивая ситуацию на рынке труда Москвы, процесс формирования продуктивной занятости можно было бы в целом оценить позитивно. Однако содержание его достаточно противоречиво. Большинство перераспределительных потоков рабочей силы обусловлено в основном социальными причинами - организацией, оплатой и условиями работы. Во многих случаях отток работников не компенсируется техническими или организационными инновациями и приводит к сокращению объемов производства продукции и другим негативным показателям

экономической деятельности предприятий. В последние годы процессы перераспределения рабочей силы стали в меньшей степени отвечать критериям экономической рациональности: произошло сокращение численности работников, занятых производством потребительских товаров.

Несколько стабильнее занятость в отраслях с характером работы, допускающим относительно свободный режим или позволяющий подрабатывать на рабочем месте. К таким отраслям можно отнести практически всю непроизводственную сферу за исключением высокооплачиваемых отраслей (кредитование, финансы, страхование и аппарат органов управления), информационно-вычислительное обслуживание, торговлю и общественное питание, некоторые отрасли промышленности.

Одним из показателей, характеризующих рынок труда является численность незанятого населения в трудоспособном возрасте, которая является потенциальным контингентом рынка труда и имеет тенденцию постоянного увеличения. К незанятому населению относятся женщины-домохозяйки, неработающие студенты и слушатели курсов, уволившиеся с работы и не ищущие новую или не работающие по другим причинам, находящиеся на иждивении, пенсионеры-льготники, инвалиды в трудоспособном возрасте. Дополнительным фактором потенциального увеличения числа незанятых является расширение численности работающих на условиях вторичной занятости, что приводит к повышенному спросу на рабочие места.

Наш анализ показывает, что, наряду с увольнениями работников, не имеющих достаточной профессиональной подготовки, высвобождению подвергаются квалифицированные рабочие и специалисты. Одновременно повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к современным требованиям.

Негативное влияние пассивной политики на рынке труда также возрастает в связи с необходимостью материальной поддержки безработных граждан, защиты их от бедности. Этой цели служит пособие по безработице, которое в настоящее время не обеспечивает даже минимальных потребностей безработного, если не учитывать доходы от домашнего хозяйства тех, кто имеет таковое. Поэтому безработные граждане составляют значительную группу бедного населения. В свою очередь, подавляющая часть безработных состоит из так называемых социально уязвимых граждан - это женщины, инвалиды, молодежь, лица, освобожденные из мест лишения свободы, длительно безработные граждане.

Анализ показывает, что если в 1993 г. для оплаты пособий по безработице направлялось около 10% расходов на реализацию политики занятости, то сейчас эта доля выросла практически до 75 %.

По нашим прогнозам в ближайшие годы спрос на рабочую силу и предложение ее на рынке труда не будут совпадать по масштабам и структуре. Экономика еще не достигнет достаточного потенциала для полного обеспечения продуктивной занятости. Вместе с тем, решение проблем, связанных с безработицей и неполной занятостью, частичной безработицей, требует принятия и реализации комплекса мер макроэкономической политики, а также пассивных и активных мер политики на рынке труда. Их разработка нуждается в прочной научной основе для выбора стратегических решений, прогнозирования рынка труда с использованием симуляционных моделей, которое позволит проанализировать воздействие различных экономических параметров (или их комбинации) на занятость.

Наиболее мощным фактором, влияющим на эффективность функционирования рынка труда, является интеграция четырех ключевых функций:

- подбор рабочего места и работника;

- повышение качества рабочей силы на рынке труда;

- реализация активных программ (профориентация, профессиональное обучение и др.);

- выплата пособия безработным, активно ищущим работу.

Это дает основание поддержать вывод, сделанный д.п.н. К.Г. Кязимовым о том, что основной миссией службы занятости является гармонизация и согласование отношений между субъектами рынка труда, которые осуществляются через систему услуг, одновременно удовлетворяющих потребности как безработных, так и работодателей (4).

Работодателям требуется рабочая сила совсем иного профессиональноквалификационного состава, чем та, которая "свободна". Гибкость рынка труда означает гибкость форм и методов организации труда путем постоянной и временной занятости, самозанятости, предпринимательства, частной занятости, надомничества и др. Поэтому приоритетом в государственной политике занятости становится содействие занятости, профориентация и профессиональное обучение безработных, особенно в тех регионах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных градообразующих предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике продуктивной занятости является внедрение совместных методов дифференциации (профилирования) безработных. Это позволит с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовать эффективные подходы к решению проблем их профессионального обучения и трудоустройства.

Так как профиль уязвимых категорий безработных будет сильно варьироваться в территориальном разрезе, потребуется активное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов для развития региональных систем профессионального образования с приоритетом территорий с большим числом уязвимых безработных.

Сегодня перед многими работодателями стоит проблема дефицита кадров высокой квалификации. Характерно, что примерно на половине из предприятий-партнеров нашего колледжа осуществлялось не только сокращение работников убыточных подразделений, но и одновременно велся прием рабочих высокой квалификации. На трети предприятий на работу принимали также инженерно-технических работников.

Вполне реально, что в недалекой перспективе наиболее острой проблемой перед работодателями станет несоответствие между предложением рабочих рук и растущей потребностью в высококвалифицированных кадрах. Поэтому, наряду с мерами по реконструированию системы профессионального образования значительно большее внимание, как мы полагаем, должно быть уделено государственной поддержке организации внутрифирменной (внутрипроизводственной) переподготовки и повышения квалификации кадров, включая законодательное закрепление мер, направленных как на обеспечение содействия государства развитию персонала на производстве, так и устанавливающих для работодателя определенные нормативы обязательных минимальных затрат на повышение качества рабочей силы.

Очевидно, тогда появится и реальная возможность более целенаправленно вести повышение квалификации и переподготовку кадров не только в стенах предприятий, но и осуществлять ее на базе учреждений профессионального образования, частично финансируя их деятельность за счет организаций.

По нашим оценкам, в предстоящий период на рынке труда не произойдет резких изменений, но возможно увеличение числа незанятых из числа работников низкой квалификации и как следствие - застойный характер безработицы, что потребует увеличения внимания к вопросам организации профессионального обучения незанятых граждан.

Без мер предупреждения имеющая место экономически необоснованная излишняя занятость с точки зрения эффективности производства, а также с точки зрения обеспечения оптимального уровня заработной платы может в любой момент привести к неуправляемому процессу роста безработицы. Против подобной схемы социального развития предостерегают выводы Всемирной встречи ООН на высшем уровне в интересах социального развития (Копен-

гаген, март 1995 года) о необходимости "принять полную занятость в качестве базового приоритета" и "поставить создание рабочих мест, сокращение уровня безработицы и поощрение надлежащим и адекватным образом оплачиваемого труда в центр стратегии и политики правительств при полном уважении прав трудящихся".

Библиографический список

1. Роджер Л. Сущность маркетинга. - Киев, 1995, с. 19.

2. Глазунов А. Т. и др. Образовательный менеджмент в учреждениях НПО. - М., 1998, с. 8.

3. Рыкова Е.А. «Методика прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях (М., Изд. АПО, 2000. - 214с.).

4. Кязимов К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда.

- М, 2001, с. 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.