Научная статья на тему 'Прогнозирование расходов бюджета Республики Саха (Якутия) с помощью модели с передаточными отношениями'

Прогнозирование расходов бюджета Республики Саха (Якутия) с помощью модели с передаточными отношениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / МОДЕЛЬ С ПЕРЕДАТОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ / МОДЕЛЬ ЗАВИСИМОСТИ / ОПЛАТА ТРУДА / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляев П.В., Попова Т.Н.

В статье проанализирована динамика расходов бюджета во взаимосвязи с расходами на оплату труда и коммунальные услуги. Проведен регрессионный анализ зависимости общего объема бюджета от изменения расходов на оплату труда и коммунальные услуги. Построена модель, адекватно описывающая исследуемый процесс. В целях эффективного использования бюджетных средств, в качестве гипотезы выдвинута возможность применения модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование расходов бюджета Республики Саха (Якутия) с помощью модели с передаточными отношениями»

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ С ПЕРЕДАТОЧНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

© Гуляев П.В.*, Попова Т.Н.*

Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье проанализирована динамика расходов бюджета во взаимосвязи с расходами на оплату труда и коммунальные услуги. Проведен регрессионный анализ зависимости общего объема бюджета от изменения расходов на оплату труда и коммунальные услуги. Построена модель, адекватно описывающая исследуемый процесс. В целях эффективного использования бюджетных средств, в качестве гипотезы выдвинута возможность применения модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова прогнозирование, расходы бюджета, модель с передаточными отношениями, модель зависимости, оплата труда, коммунальные услуги, регрессионный анализ.

В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, возможно применение методов математического моделирования динамики бюджетных расходов. Применение инструментов математического моделирования обеспечивает беспристрастность анализа, большую точность прогноза, а также подтверждает достоверность выводов.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки влияния динамики различных статей расходов бюджета на общий объем расходной части в целом, так как расходы бюджета РС(Я) являются основным механизмом, позволяющим проводить социальную и экономическую политику в республике.

Исследователи определяют оптимизацию расходов бюджета как совокупность действий и мероприятий, направленных на изменение значений расходов бюджета без их увеличения при условии достижения заданных результатов [4].

* Заместитель директора по науке, заведующий отделом финансовых проблем, кандидат экономических наук, доцент.

* Научный сотрудник отдела финансовых проблем.

Для решения задач оптимизации расходов бюджета целесообразно использовать аппарат корреляционно-регрессионного моделирования [1].

В качестве факторов, существенно влияющих на объем расходов бюджета, исследованы расходы на оплату труда и коммунальные услуги. Доля расходов бюджета РС(Я) в среднем за период с 2000 по 2013 гг. на оплату труда составила 29 %, на коммунальные услуги 6 %.

В качестве гипотезы выдвигается возможность применения модели с передаточными отношениями в прогнозировании расходов бюджета РС(Я). Структурное описание данной модели представлено на рис. 1, где: х - сумма расходов на оплату труда и коммунальные услуги консолидированного бюджета РС(Я);

х1 - расходы на оплату труда консолидированного бюджета РС(Я); х2 - расходы на коммунальные услуги консолидированного бюджета РС(Я);

№г1(х1) - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость расходов бюджета от расходов на оплату труда;

W2(х2) - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость расходов бюджета от расходов на коммунальные услуги; у - расходы консолидированного бюджета РС(Я).

Рис. 1. Структурное описание модели с передаточными отношениями

Модель представляет собой систему из двух параллельно соединенных звеньев. Входная величина системы одновременно подается на входы двух звеньев, а ее выходная величина равна сумме выходных величин отдельных звеньев. Входные величины х1 и х2 преобразуются в выходные у1 и у2 передаточными отношениями (функциями).

Изображения выходных величин звеньев через их передаточные функции запишутся так:

х = х1 + х2 (1)

У, = ^ (х,) (2)

У = ^ (х2) (3)

Так как, х = х1 + х2, то передаточная функция системы:

У = К (х) = ^(х,) + ^2 (*2) (4)

Передаточная функция системы, состоящей из параллельно соединенных звеньев, равна сумме передаточных функций этих звеньев.

Таким образом, возникает структурное описание модели с передаточными отношениями (функциями).

Исходя из сложившейся структуры республиканского бюджета РС(Я), предлагаем выходные величины у1 и >>2 считать в пропорции 82 % по оплате труда и 18 % по коммунальным услугам к общему объему бюджета РС(Я) соответственно.

60000 50000 40000 30000 20000 10000

|

н 1 и _ |_ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1

0 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

■ Расходы бюджета РС (Я) на оплату труда, млн.руб.

■Расходы бюджета РС (Я) на коммунальные услуги, млн.руб.

Рис. 2. Динамика расходов бюджета РС (Я)

Для функционального описания модели исследована динамика расходов бюджета во взаимосвязи с расходами на оплату труда и коммунальные услуги (рис. 2).

Функциональное описание звена с передаточным отношением >1 = №г1(х1) проводится методами регрессионного анализа.

По данным таблицы рассчитан коэффициент корреляции между общим объемом расходов бюджета и расходами на оплату труда:

^ - 0,98 (5)

Близость к единице коэффициента корреляции означает наличие прямой и сильной взаимосвязи между общим объемом расходов бюджета РС(Я) и расходами на оплату труда, что дает основание для проведения регрессионного анализа данной зависимости. Регрессионный анализ проводится методом наименьших квадратов.

Однофакторная линейная модель зависимости расходов бюджета от изменения расходов на оплату труда имеет вид: млн. руб.

у = 2,18х1 + 48703,3 (6)

Таким образом, рассчитано, что с увеличением расходов РС(Я) на оплату труда на 1 тыс. руб., расходы бюджета РС(Я), связанные с приобретением товаров и услуг, возрастают в среднем на 2,18 тыс. руб.

Коэффициент детерминации полученной функции:

Я2 = ^ - 0,96 (7)

Это означает, что 96 % вариации всех расходов бюджета РС(Я) - (у), объясняется вариацией расходов бюджета РС(Я) на оплату труда (фактора х1). Выявленную зависимость можно представить в графическом виде (рис. 3).

200000

50000 0

0 10000 20000 30000 40000 50000 60000

млн. руб.

Рис. 3. Зависимость «оплата труда - расходы бюджета», млн. руб.

Средняя ошибка аппроксимации:

А = 7,62% (8)

А не вышла за допустимые пределы (10-20 %), что говорит о надежности выбранной модели регрессии.

Аналогичным образом даётся функциональное описание звена модели «трансформирующего» расходы на коммунальные услуги в расходы бюджета. Функциональное описание у2 = ^2(х2) проводится методами регрессионного анализа.

По данным таблицы рассчитан коэффициент корреляции между общим объемом расходов бюджета и расходами на коммунальные услуги:

гХ2у - 0,986 (9)

Однофакторная линейная модель зависимости расходов консолидированного бюджета от изменения расходов на коммунальные услуги имеет вид:

у2 = 3,44х2 -1,07 (10)

Также близость к единице коэффициента корреляции означает наличие прямой и сильной взаимосвязи между общим объемом расходов бюджета и расходами на коммунальные услуги.

Коэффициент детерминации:

Я2 = г2у - 0,9724 (11)

Это означает, что 97,24 % вариации всех расходов консолидированного бюджета (у) объясняется вариацией расходов на коммунальные услуги (фактора х).

Выявленную зависимость можно рассмотреть в графическом виде на рис. 4.

200000

. 150000 *

^ 100000 X

5 50000 0

0 2000 4000 6000 8000

млн. руб.

10000

Рис. 4. Зависимость «коммунальные услуги - расходы бюджета», млн. руб.

Средняя ошибка аппроксимации:

А = 9.56% (12)

А также не вышла за допустимые пределы (10-20 %), что говорит о надежности выбранной модели регрессии.

Полученная модель (рис. 1), адекватно описывает зависимость общего объема расходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) от расходов на оплату труда и коммунальные услуги.

Полученная в результате исследования модель с передаточными отношениями позволяет утверждать о тесной взаимосвязи описанного результирующего фактора с параметрами, заложенными в данную модель. Данная модель может применяться для составления прогнозов и при планировании расходов бюджета в зависимости от динамики расходов на оплату труда и коммунальных услуг.

Таким образом, при анализе и прогнозировании развития бюджетного процесса, возможно применение моделей с передаточными отношениями.

Список литературы:

1. Микишанов А.Л. Социально ориентированные расходы региональных бюджетов в период экономического кризиса // Проблемы прогнозирования. - 2012. - № 1.

2. Официальный сайт министерства финансов РС(Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gov.ru.

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.gks.ru.

4. Рукавишникова А.С. Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов // Проблемы учета и финансов. - 2013. - № 4.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УКРАИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВЫ ЛИКВИДНОСТИ ФОНДОВОГО РЫНКА

© Малышенко К.А.*

Институт экономики и управления Крымского гуманитарного университета, г. Ялта

В статье рассмотрен алгоритм совершенствования украинского законодательства как основы ликвидности фондового рынка. Определены приоритетные направления внедрения и развития новейших финансовых инструментов на рынке капитала.

Ключевые слова: государственное регулирование, законодательство, ликвидность, фондовый рынок.

Постановка проблемы: фондовый рынок Украины на сегодня является слабо развитым структурным элементом рынка финансовых услуг. За последние годы развитие фондового рынка наблюдался лишь в незначительных деталях, что в целом никак не сказываются на общем положении, более того, возникают и появляются существенные проблемы, препятствуют активному развитию рынка. Это, прежде всего, несовершенное законодательство, недостаточная защита прав инвесторов, плохая информированность всех слоев населения о деятельность и роль фондового рынка в стране, высокая волатильность по сравнению с развитыми фондовыми рынками, а также низкий уровень ликвидности финансовых инструментов. Исходя из этого, необходимость усовершенствования законодательной базы является наиболее важной проблемой функционирования фондового рынка.

Анализ последних данных: проблема совершенствования законодательной базы фондового рынка Украины через повышение ликвидности инструментов является предметом исследования таких экономистов как В.В. Коваленко [5], В.П. Прадун [5], Д.В. Полотенко [9], А. Бутенко [4] и др.

Однако глубина и постоянный динамизм рыночных трансформаций обусловливают необходимость детального исследования указанных вопросов. Основными из которых является недостаточность ликвидности фондо-

* Доцент кафедры Финансов и кредита, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.