ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИИ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОЧИХ КАДРАХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 519.863
Елена Валерьевна Ярошенко
старший преподаватель кафедры
Прикладной информатики в экономике,
Московский государственный
университет экономики, статистики и
информатики
Тел.: 442-80-98,
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается необходимость прогнозов кадровой потребности для экономики России. Автор рассказывает о прогнозировании потребности
предприятий и организаций в рабочей силе разного уровня образования с использованием аппарата
производственных функций. Особое внимание уделено влиянию научно-технического прогресса, выраженного через человеческий капитал работников.
Ключевые слова: кадровые потребности, человеческий капитал, моделирование, производственная функция, научно-технический прогресс.
Elena Valerievna laroshenko
the senior teacher of chairs of Applied
computer science in economy, Moscow State
University of economy, statistics and computer
science
Tel.: 442-80-98,
E-mail: [email protected]
FORECASTING OF REQUIREMENT OF THE ENTERPRISES AND THE ORGANIZATIONS IN PERSONAL OF THE VARIOUS EDUCATIONAL LEVEL
In article necessity of forecasts of personal requirement for economy of Russia is considered. The author tel ls about forecasti ng of requirement of the enterprises and the organizations in a labour of a different educational level with use of the device of production functions. The special attention is given influence of the scientific and technical progress expressed through the human capital of workers.
Keywords: personal requirements, the human capital, modelling, production function, scientific and technical progress.
1. Формирование тр}дового потенциала
Стремительный научно-технический прогресс, ставший важнейшей чертой XX века, изменил мир - цивилизация перешла на новый этап своего развития, где главной ценностью стали информация и знания. С того момента, когда информация и знания стали основной производительной силой общества, отрасли, основанные на производстве и потреблении информации и знаний, стали доминировать в структуре народного хозяйства. Это привело к тому, что информация, знания, человеческий капитал работника стали стратегическим ресурсом и важнейшим фактором производства.
Новые экономические условия хозяйствования привели к появлению новых требований к образованию рабочей силы: уровень профессионализма персонала должен быть достаточным для постоянного повышения технологической сложности работ. Поэтому формирование профессионально-квалификационной структуры рабочей силы должно опираться на прогнозы численности групп населения с обязательным учетом их образовательного уровня.
Формирование трудового потенциала для экономики России неразрывно связано с рынком образовательных услуг. Образование - это особая сфера человеческой жизнедеятельности. В процессе образования человек получает знания, умения, навыки, которые будет использовать в любой сфере деятельности в течение всей своей жизни. Эти знания составляют основу человеческого капитала. Образование постепенно становится главенствующим, определяющим фактором развития личности, а уровень образования в стране определяет уровень развития общества [1].
Тенденция к снижению численности экономически активного населения и постарение населения трудоспособного возраста России приводит к снижению кадрового потенциала российской экономики. Для достижения достаточных показателей экономического роста экономики страны формирование структуры занятости на рынке труда должно опираться на процессы повышения квалификации рабочей силы. Это позволит при меньшей, но более качественно подготовленной численности трудового населения, по меньшей мере, сохранить темпы роста экономики страны и, кроме того, снизить влияние миграционной составляющей.
2. Моделирование кадровой потребности
Создание прогнозов численности занятого населения с различными уровнями образования позволяет наиболее полно использовать имеющиеся трудовые ресурсы для обоснования государственной политики, как в области профессионального образования, так и в области занятости. Формирование эффективной структуры занятости повышает производительность труда.
При определении оптимальной кадровой потребности необходимо учесть противоречивые явления, происходящие в экономике России:
- увеличение численности желающих получить высшее профессиональное образование и одновременное уменьшение численности выпускников школ, как основных потребителей профессионального образования;
- недостаток квалифицированных работников при одновременном избытке выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- безработица и большое количество вакансий, которое в силу разных причин (прежде всего низкооплачиваемости), даже безработные не хотят занимать;
- повышение бюджетных вложений в профессиональное образование и уменьшение отдачи от него.
На сегодняшний день, влияние научно-технического прогресса (НТП) на экономический рост России практически незаметно, увеличение же количества работников высшей квалификации не оказывает должного воздействия на производительность труда и экономический рост [2]. Экономика России оказалась не готова к количественным и качественным изменениям трудовых ресурсов. И структура подготовки выпускников в учебных заведениях профессионального образования стала всё меньше соответствовать структуре потребностей рынка труда.
Существует множество методов, позволяющих прогнозировать процессы, происходящие на рынках труда и образовательный услуг. Это статистические методы, к которым относится экстраполяционный и аналитический методы, основанные на применении различных математических функций; экспертные методы, основанные на сопоставлении субъективных мнений специалистов по данной проблеме; балансовый метод; метод аналогий; опережающий метод; метод корреляционного и регрессионного анализа; факторный анализ. Это и методы математического программирования, к которым относятся линейное и нелинейное программирование, динамическое и стохастическое программирование. Многообразие методов даёт возможность наиболее комплексно взглянуть на проблему определения численности занятого населения на рынке труда.
Одним из самыгх удачнык способов прогнозирования социально-экономических процессов является экономико-математической моделирование с использованием аппарата производствен-ныгх функций. Именно производственные функции позволяют рассмотреть и учесть влияние каждого из факторов производства, участвующих в производстве, на объём выпускаемой продукции.
Построенная автором модель определения кадровой потребности предприятий и организаций в рабочей силе позволяется прогнозировать численность работников с зависимости от уровня полученного ими профессионального образования. Основой построенной модели является производственная функция, учитывающая влияние человеческого капитала работников на экономические производственные показатели. Производственная функция связывает величину выпуска с величинами затрат факторов производства, участвующих в получении этого выпуска. Уравнения функции занятости представляют собой зависимости численности занятых от нескольких показателей.
При заданном уровне технологий производства объемы трудовых ресурсов отрасли зависят, прежде всего, от объёмов совокупного выпуска продукции и от объема производственных фондов отрасли. Простейшая функция связывает только эти показатели.
При изменении технического и технологического уровня производства
они также зависят от качественных факторов - уровня использования достижений научно-технического прогресса и уровня образования и квалификации рабочей силы. В экономиках развитых стран доля именно этих факторов в экономическом росте составляет более 4050% , что выводит эти факторы в разряд основообразующих и стимулирующих прирост ВВП [3].
Использование качественных факторов в производстве оказывает положительное, качественное воздействие на традиционные макроэкономические показатели - увеличивается отдача от капитала, повышается производительность труда персонала, реализация цели достигается при меньших затратах, растёт благосостояние страны и граждан страны.
3. Человеческий капитал рабочей силы
Традиционные неоклассические модели роста почти все внимание сосредотачивали на накоплении физического капитала, современные же представления связывают качественный рост в экономике страны с накоплением человеческого капитала, отмечая невозможность повышения эффективности функционирования предприятий без особого внимания к человеческому фактору. В современной теории человеческого капитала именно образование и квалификация рассматриваются как основа экономического роста в стране. Современные исследователи
влияния накопления человеческого капитала на рост экономики, пришли практически к единодушному выводу о приоритетности накопления человеческого капитала перед физическим капиталом - рентабельность человеческого капитала выше рентабельности физического капитала [4].
Человеческим капиталом называют совокупность индивидуально приобретаемых и накапливаемых в течение жизни человека знаний и умений, навыков и опыта работы, реализуемы« в трудовой деятельности человека, которые способны приносить доход не только самому человеку, но и предприятию, где он работает. Многие исследователи отмечают связь понятий физического и человеческого капитала: оба подвержены физическому и моральному износу, обоим свойственны накопление, сохранение, обесценение, выбытие. При этом ведущую роль современные исследователи отводят человеческому капиталу, т.к. только при помощи него и возможно использование и совершенствование физического капитала.
Человеческий капитал каждого работника складывается из общих знаний, умений, накапливаемых в течение всей жизни и способных пригодиться в любой деятельности человека и специального капитала, представляющего собой знания, относящиеся к профессиональной области. На величину человеческого капитала влияет множество факторов (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование человеческого капитала
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2010
125
Чем выше объемы инвестиций в человеческий капитал и чем выше размеры человеческого капитала в предыдущем периоде, тем больший объем человеческого капитала можно накопить в следующем периоде.
В большинстве случаев прогнозы социально-экономического развития страны составляются исходя из положения о том, что численности трудовых ресурсов в экономике страны будет хватать для экономического роста. Определяющим фактором при этом будет являться заработная плата, изменяя уровень которой, нехватки ресурсов можно избежать. В крайнем случае, можно рассчитывать на миграцию. Но, в условиях неуклонно сокращающегося населения, Россия, как и другие развитые страны мира, встала перед проблемой качественного использования имеющегося трудового потенциала. Поэтому при построении модели особое внимание должно быть уделено человеческому капиталу работников, как движущей силе, обеспечивающей внедрение достижений научно-технического прогресса в стране.
4. Учет влияния человеческого капитала
Влияние накопления человеческого капитала на экономические процессы, происходящие в стране, стали рассматриваться в моделях экономического роста совсем недавно - с середины XX века, несмотря на интерес к этой проблеме еще со времен Адама Смита. Исследуя составляющие национального богатства США, Всемирный банк оценил их так: 76% всего богатства приходится на долю человеческого капитала, на долю физического капитала приходится 19%, на долю природного капитала - всего 5% . Доля человеческого капитала в национальном богатстве в России составляет 50%, физического 10%, природного 40% [3].
В экономиках развитых стран мира влияние человеческого капитала, в виду его важной практической значимости на рост экономических показателей отраслей экономики, стали отражать математически, включая эти элементы в производственную функцию.
Несмотря на широкое освещение вопросов, связанных с влиянием накопления человеческого капитала персонала на конечный результат деятельности экономических объектов, включение его в производственную функцию в работах отечественных экономистов рассматривается только в теории и не
получило своего практического продолжения.
Влияние НТП на рост экономических показателей экономики страны, отражают, включая этот элемент в производственную функцию, или как самостоятельный фактор (экзогенно заданный НТП), или как фактор, влияющий на соотношение труда и капитала (эндогенно заданный НТП). В моделях с экзогенно заданным НТП, технический прогресс не объясняется накоплениями ни труда, ни капитала, и является внешним к модели. Из него нельзя понять, откуда берется НТП. Более адекватно рассматривают НТП в моделях с эндогенно заданным НТП.
Автором была создана модификация производственной функции, в которую были включены не стоимостные оценки человеческого капитала, а степень влияния человеческого капитала на экономические показатели. Влияние накопления человеческого капитала на рост экономических показателей предприятий по виду экономической деятельности выражается через коэффициент человеческого капитала работника Ь. с [ уровнем образования.
Была построена мультипликативная производственная функция, записывающаяся следующим образом:
7(0=о1-К(0в2- (£ Ц (0 -е'1-4 у-"*,
7=1
1 = 13, г = 1т, (1)
где У (г) - объём выпуска совокупного продукта в году г;
К(г) - объёмы основных производственных фондов предприятий в году г;
Ь.(г) - численность работников . уровня образования в году г;
. _ уровень образования;
Ь. - коэффициент человеческого капитала работника с . уровнем образования;
а1 - коэффициент совокупной производительности факторов производства;
а2 - коэффициент эластичности по капиталу;
(1-а2) - коэффициент эластичности по труду;
е
111'' - экспоненциальная функ-
ция.
Образовательная структура населения предполагает распределение населения по трём основным уровням полученного образования:
- среднему (с наличием основного общего и полного общего образования);
- средне-специальному (с наличием начального и среднего профессионального образования);
- высшему (с наличием высшего профессионального образования).
По временным рядам затрат ресурсов и объёмов выпуска по виду экономической деятельности «Образование» за период 1995-2008гг. определены параметры производственной функции. Оценка параметров произведена с помощью модели множественной линейной регрессии с использованием метода наименьших квадратов. После произведенной оценки функция приняла вид:
7 (0 -3,486 К(0'"49-ДО'1251 • (А (0•
0,415 -7 . о , 0,169-Г .
• е +
а „0,066-7 ч0,251
¿»3 (О • е ) (2)
Найденные значения коэффициентов человеческого капитала работника с . уровнем образования Ь1, Ь2, Ь3 показывают вклад работников с наличием определенного профессионального образования в прирост выпуска. Эти коэффициенты также показывают темп прироста выпуска совокупного продукта по ВЭД под влиянием накопления человеческого капитала работника с . уровнем образования: для работников с наличием высшего профессионального образования 41,5%; для работников с наличием начального и среднего профессионального образования 16,9%; для работников без профессионального образования 6,6%.
Полученные значения подтверждают приоритетность влияния человеческого капитала работника с высшим образованием на экономические производственные показатели предприятий и позволяют сделать вывод о том, что чем выше уровень образования работника, тем выше и польза для предприятия от его труда.
Для определения в последнем году моделируемого периода оптимального распределения совокупной численности работников по уровням имеющегося у них образования, разрабатывается экономико-математическая модель, на основе которой принимается решение об обеспечении рациональной структурной политики на предприятиях.
Предложенная модель представляет собой целевую функцию, которая характеризует максимизацию критерия оптимальности и ограничений на решение задачи. Целевая функция показы-
Таблица 1. Модельные значения распределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня полученного профессионального образования
год Высшее Профессиональное Образование Начальное и Среднее Профессиональное Образование Без Профессионального Образования
^од доля ^од h1 ^од доля Lмод h2 LMCfl доля ^од h3
2008 2799504 0,47 0,415 2142436 0,36 0,17 1038060 0,17 0,066
2009 2844452 0,47 0,435 2099584 0,35 0,190 1044309 0,17 0,086
2010 2878824 0,48 0,452 2056065 0,34 0,204 990038 0,16 0,097
2011 2956829 0,49 0,469 2130800 0,35 0,218 935048 0,15 0,108
вает взаимосвязь между численностя-ми работников, обладающих i уровнем образования и эффективностями их труда.
Эффективность работников определенного уровня образования для предприятия состоит в распределении фонда оплаты труда между работниками в зависимости от фактической производительности их труда. Распределение занятых работников эффективно до тех пор, пока каждый дополнительный работник приносит дополнительный доход, равный предельным издержкам на труд этого работника. Поэтому в качестве критерия оптимальности рассматривается максимум совокупной полезности труда работников в зависимости от наличия у рабочей силы разного уровня профессионального образования.
Модель является задачей нелинейного программирования. Распределение численности занятого населения по группам в зависимости от уровня профессионального образования находится путём решения задачи условной оптимизации. Решение получено с использованием инструментального средства MS Excel.
5. Прогноз распределения трудовыгх ресурсов в зависимости от уровня полученного профессионального образования
Модель определения оптимальной численности работников с различными уровнями образования была реализована на статистических данных за 2008г
Результаты оптимального распределения численности работников в зависимости от уровня их образования в 2008 году представлены в таблице 1.
Верификация построенной производственной функции по данным ВЭД Образование подтвердила, что функция выбрана правильно, модель адекватна реальным данным и имеет хорошую точность.
Получила подтверждение гипотеза, что для достижения достаточных показателей экономического роста экономики страны, формирование рациональной структурной политики должно опираться на процессы повышения квалификации и образовательного уровня рабочей силы.
Построенная модель с применением оценок измерения человеческого капитала позволяет оценить влияние системы профессионального образования на рост экономики страны. Практическая значимость результатов исследований заключается в возможности применения результатов исследования организациями любых видов экономической деятельности для корректировки собственной структурной политики.
Полученные результаты могут быть использованы для формирования государственного и регионального заказа на подготовку специалистов системой профессионального образования.
Литература
1. Информационный бюллетень
Сектора ЮНЕСКО по вопросам образования: Образование сегодня, № 3// Тема номера: Высшее образование и рынок, 2002.
2. Ковалева Н.В. Экономика образования России: итоги мониторинга. // Народное образование. №10, 2005
3. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития / Доклад Всемирного Банка, 2000 / Международный банк реконструкции и развития/Всемирный Банк, 2000. - 183с.
4. Капелюшников РИ. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. № 4 (78). М.: ГУ-ВШЭ, 2005. - с. 46-54
References
1. The newsletter of Sector ofUNESCO concerning formation: Formation today, №3 //number Theme: Higher education and the market, 2002.
2. Kovaleva N.V. Economy of formation of Russia: monitoring results.// National education. №10, 2005
3. Formation in the countries with transitive economy: development problems / the Report of the World Bank, 2000 / the International bank of reconstruction and development / the World Bank, 2000. 183с.
4. Kapeljushnikov R. I. The human capital of Russia: evolution and structural features//the public opinion Bulletin: the Data. The analysis. Discussions. № 4 (78). М: GU-VSHE, 2005. with. 46-54
Экономика, Статистика и Информатика
127
№4, 2010