Научная статья на тему 'Прогнозирование интенсивности транспортных и пешеходных потоков к центрам массового тяготения на примере супермаркетов г. Иркутска'

Прогнозирование интенсивности транспортных и пешеходных потоков к центрам массового тяготения на примере супермаркетов г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
УДЕЛЬНАЯ ГЕНЕРАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / СУПЕРМАРКЕТ / ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА / ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ И ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / ПАРКОВОЧНЫЕ МЕСТА / SPECIFIC TRIP GENERATION / SUPERMARKET / ESTIMATION OF TRANSPORT DEMAND / RE-PROFILING AND SPOT DEVELOPMENT OF THE TERRITORY / QUANTITATIVE CHARACTERISTICS OF THE CITY TERRITORY / PARKING SPACES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Казимиров Александр Олегович, Бурков Дмитрий Германович

ЦЕЛЬ. Среди множества объектов торговли, расположенных в городах и на субурбанизированных территориях, наиболее проблемными с точки зрения транспортной загруженности на сегодняшний день являются супермаркеты, поскольку они генерируют значительные транспортные и пешеходные потоки по сравнению с потоками к таким объектам тяготения как: аптеки, специализированные магазины, офисы, а также службы сервиса. Супермаркеты обладают стабильно высоким спросом благодаря двум неоспоримым факторам доступность и широчайший ассортимент. Таким образом, супермаркеты генерируют значительные потоки посетителей, из-за чего пропускная способность прилегающей улично-дорожной сети (УДС), а также емкость близлежащих парковок стремительно исчерпывается. В связи с вышеупомянутыми фактами, целью исследования становится выявление суточной генерации передвижений, а также сопутствующих характеристик функционирования объектов тяготения, отражающих способ передвижения, наполнение автомобилей, пиковую активность прибытия посетителей, число припаркованных автотранспортных средств на примере супермаркетов г. Иркутска. МЕТОДЫ. Особенность исследования заключалась в обследовании супермаркетов в течение суточного периода функционирования, причем территориальное позиционирование супермаркетов, расположение относительно магистральной улицы и центра города, их площадь и наличие парковочных мест рознились. РЕЗУЛЬТАТЫ. Оценка транспортного спроса к данным объектам торговой направленности показала, что наибольшее влияние на число корреспонденций имеют удаленность от магистральной улицы, центра города, а также наличие парковочных мест. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Из полученных данных было установлено, что для рассматриваемых супермаркетов основной пик активности по прибытии посетителей лежит в интервале с 15:00 до 20:00, после 20:00 число посетителей пошло на спад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Казимиров Александр Олегович, Бурков Дмитрий Германович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING INTENSITY OF TRAFFIC AND PEDESTRIAN FLOWS TO THE CENTERS OF MASS ATTRACTION ON EXAMPLE OF SUPERMARKETS IN IRKUTSK

PURPOSE. Among many retail facilities located in cities and suburbanized territories supermarkets are the most problematic objects today in terms of transport load as transport and pedestrian flows they generate are larger than those to pharmacies, specialized stores, offices and services. Two indisputable factors including availability and the widest range determine persistently high demand of supermarkets. Therefore, significant visitor flows supermarkets generate rapidly bring the capacity of the adjacent road network and nearby parking lots to the end of their resources. The facts above determine the purpose of research, which is to identify the daily trip generation, as well as the associated characteristics of the operation of the objects of attraction reflecting the mode of movement, vehicle occupancy, peak activity of visitor arrival, number of parked vehicles on an example of the supermarkets in the city of Irkutsk. METHODS. The feature of the study is the survey of supermarkets under investigation during the daily period of their operation. It should be noted that their location, distance from the main street and the city center, their area and availability of parking spaces were different. RESULTS. The estimation of transport demand to these retail facilities showed that remoteness from the main street and city center as well as the availability of parking spaces have the greatest influence on the number of correspondences. CONCLUSION. Having processed the obtained data, it was found that the main activity peak for the supermarkets in question falls upon the arrival of visitors within the interval from 3:00 pm to 8:00 pm. After 8:00 pm the number of visitors turns down.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование интенсивности транспортных и пешеходных потоков к центрам массового тяготения на примере супермаркетов г. Иркутска»

Оригинальная статья / Original article УДК 623.3

http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-2-209-216

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ К ЦЕНТРАМ МАССОВОГО ТЯГОТЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СУПЕРМАРКЕТОВ г. ИРКУТСКА

__ л о

© А.О. Казимиров1, Д.Г. Бурков2

1,2Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Среди множества объектов торговли, расположенных в городах и на субурбанизированных территориях, наиболее проблемными с точки зрения транспортной загруженности на сегодняшний день являются супермаркеты, поскольку они генерируют значительные транспортные и пешеходные потоки по сравнению с потоками к таким объектам тяготения как: аптеки, специализированные магазины, офисы, а также службы сервиса. Супермаркеты обладают стабильно высоким спросом благодаря двум неоспоримым факторам - доступность и широчайший ассортимент. Таким образом, супермаркеты генерируют значительные потоки посетителей, из-за чего пропускная способность прилегающей улично-дорожной сети (УДС), а также емкость близлежащих парковок стремительно исчерпывается. В связи с вышеупомянутыми фактами, целью исследования становится выявление суточной генерации передвижений, а также сопутствующих характеристик функционирования объектов тяготения, отражающих способ передвижения, наполнение автомобилей, пиковую активность прибытия посетителей, число припаркованных автотранспортных средств на примере супермаркетов г. Иркутска. МЕТОДЫ. Особенность исследования заключалась в обследовании супермаркетов в течение суточного периода функционирования, причем территориальное позиционирование супермаркетов, расположение относительно магистральной улицы и центра города, их площадь и наличие парковочных мест рознились. РЕЗУЛЬТАТЫ. Оценка транспортного спроса к данным объектам торговой направленности показала, что наибольшее влияние на число корре-спонденций имеют удаленность от магистральной улицы, центра города, а также наличие парковочных мест. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Из полученных данных было установлено, что для рассматриваемых супермаркетов основной пик активности по прибытии посетителей лежит в интервале с 15:00 до 20:00, после 20:00 число посетителей пошло на спад.

Ключевые слова: удельная генерация корреспонденций, супермаркет, оценка транспортного спроса, перепрофилирование и точечная застройка территории, количественные характеристики городской территории, парковочные места.

Информация о статье. Дата поступления 25 декабря 2017 г.; дата принятия к печати 06 февраля 2018 г.; дата онлайн-размещения 27 февраля 2018 г.

Формат цитирования: Казимиров А.О. Бурков Д.Г., Прогнозирование интенсивности транспортных и пешеходных потоков к центрам массового тяготения на примере супермаркетов г. Иркутска // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 22. № 2. С. 207-214. DOI: 10.21285/1814-3520-2018-2-209-216

FORECASTING INTENSITY OF TRAFFIC AND PEDESTRIAN FLOWS TO THE CENTERS OF MASS ATTRACTION ON EXAMPLE OF SUPERMARKETS IN IRKUTSK A.O. Kazimirov, D.G. Burkov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation

ABSTRACT. PURPOSE. Among many retail facilities located in cities and suburbanized territories supermarkets are the most problematic objects today in terms of transport load as transport and pedestrian flows they generate are larger than those to pharmacies, specialized stores, offices and services. Two indisputable factors including availability and the widest range determine persistently high demand of supermarkets. Therefore, significant visitor flows supermarkets generate rapidly bring the capacity of the adjacent road network and nearby parking lots to the end of their resources. The facts above determine the purpose of research, which is to identify the daily trip generation, as well as the associated characteristics of the operation of the objects of attraction reflecting the mode of movement, vehicle occupancy, peak activity of visitor arrival, number of parked vehicles on an example of the supermarkets in the city of Irkutsk. METHODS. The feature of the study is the survey of supermarkets under investigation during the daily period of their operation. It should be noted that their location, distance from the main street and the city center, their area and availability of parking

Казимиров Александр Олегович, студент, e-mail: alexandr.kazimirov@tl-istu.com Aleksandr O. Kazimirov, Student, e-mail: alexandr.kazimirov@tl-istu.com

2Бурков Дмитрий Германович, аспирант, e-mail: dimichherman@mail.ru Dmitry G. Burkov, Postgraduate student, e-mail: dimichherman@mail.ru

spaces were different. RESULTS. The estimation of transport demand to these retail facilities showed that remoteness from the main street and city center as well as the availability of parking spaces have the greatest influence on the number of correspondences. CONCLUSION. Having processed the obtained data, it was found that the main activity peak for the supermarkets in question falls upon the arrival of visitors within the interval from 3:00 pm to 8:00 pm. After 8:00 pm the number of visitors turns down.

Keywords: specific trip generation, supermarket, estimation of transport demand, re-profiling and spot development of the territory, quantitative characteristics of the city territory, parking spaces.

Article info. Received December 25, 2017; accepted February 06, 2018; available online February 27, 2018.

For citation: Kazimirov A.O., Burkov D.G. Forecasting intensity of traffic and pedestrian flows to the centers of mass attraction on example of supermarkets in Irkutsk. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2018, vol. 22, no. 2, pp. 207-214. (In Russian). DOI: 10.21285/1814-3520-2018-2-209-216

Введение

Повышение качества обслуживания городского населения является одной из первостепенных задач, стоящих перед транспортным инженером. Решение поставленной задачи связано с проблемами создания городов и субуранизированных территорий, удобных для жизни. Одной из таких проблем является оценка транспортного спроса к объектам торговли, поскольку доля передвижений к таким объектам в большой мере влияет на загруженность дорожной сети города [1, 2]. Супермаркеты обладают стабильно высоким спросом благодаря двум неоспоримым факторам - доступность и широчайший ассортимент. Таким образом, супермаркеты генерируют значительные потоки посетителей, из-за

чего пропускная способность прилегающей улично-дорожной сети (УДС), а также емкость близлежащих парковок стремительно исчерпывается [3, 4].

Как показывает статистика, если расположение супермаркета превышает по доступности от жилья 10 минут, то большинство потребителей воспользуются ближайшим магазином. Поэтому к территории супермаркета предъявляют следующие требования:

- наличие подъездных путей и парковки;

- место должно быть проходимым, желательно, чтобы рядом проходили дороги и трассы или пешеходные дорожки от

3 4

остановки к «жилому массиву»34.

Оценка транспортного спроса

Оценка транспортного спроса проводилась по двум супермаркетам г. Иркутска. Объекты для исследования выбирались по следующим принципам, способствующим повышению точности и снижению трудоемкости замеров:

- территория должна быть монофункциональна;

- через территорию не должны проходить сквозные проезды;

- объект должен быть в эксплуатации не менее двух лет5.

Супермаркет «SPAR» (рис. 1) имеет площадь 1550 м2. На прилегающей территории 20 парковочных мест. Исследования проводились в будний день с 8:00 до 23:00.

3СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. 56 с. / SNiP 2.05.0285 Automobile Roads / Gosstroy of the USSR. Moscow: Central Institute of Standardized Design. Gosstroy USSR, 1986. 56 p.

руководство по проведению транспортных обследований в городах / Белорусский гос. науч.-иссл. и проектный ин-т градостроительства. М.: Стройиздат, 1982. 72 с. / A guide for conducting transport surveys in cities / Belorussian state. Scientific Research and Design Institute of Urban Development. Moscow: Stroiizdat, 1982. 72 p. Руководство по проведению транспортных обследований в городах. М.: Стройиздат, 1982. 72 с. / Guide for conducting transport surveys in cities. Moscow: Stroiizdat, 1982. 72 p.

Сеть супермаркетов

Иркутск, Юбилейный микрорайон, 117

♦ У организации 9 филиалов о Ежедневно 08:00-23:00

Открыто

СО С®0 00 00

Телефон Сообщение Вход Маршрут Избранно« Добавить фото

♦ Розница

♦ Расчет по картам ■ Наличный расчет

с Ежедневно 08:00-23:00

Рис. 1. Расположение и режим работы супермаркета «SPAR» Fig. 1. Location and working hours of the supermarket «SPAR»

Следует отметить, что вблизи рассматриваемого супермаркета расположена средняя общеобразовательная школа № 18, а также жилая зона.

Общая площадь супермаркета «Свой» составляет 1400 м2. Исследование данного супермаркета проводилось в будний день с 8:00 до 23:00.

В отличие от супермаркета «Свой», супермаркет «SPAR» располагается в спальном районе, значительно удаленном от центра города, характеризуется плотной застройкой. Доля жилой застройки, а также ее этажность значительно выше, чем в районе, на территории которого располагается супермаркет «Свой». Для обследова-

ния были выбраны именно эти два объекта, которые имеют значительные несхожести по характеристике их территориального позиционирования5 [5] (табл. 1).

Как видно из табл. 1, супермаркеты достаточно существенно различаются по удаленности от центра города и от магистральной улицы. Режим рассматриваемых супермаркетов лежит в одном интервале -с 8:00 до 23:00 ч. Натурные исследования проводились в будние дни. Для оценки транспортного спроса необходимо было выявить основные количественные характеристики функционирования данных объектов за их суточный период работы.

Территориальная характеристика исследуемых объектов Territorial characteristics of the facility under investigation

Таблица 1 Table 1

Наименование объекта / Facility name Удаленность от центра города, м / Distance from the city center, m Удаленность от магистральной улицы, м / Distance from the main street, m Площадь объекта, м2 / Facility area, m2

Супермаркет «SPAR» / Supermarket "SPAR" 7300 110 1550

Супермаркет «Свой» / Supermarket "Svoy" 3400 510 1400

Из полученных данных было установлено, что для супермаркета «SPAR» пик активности по прибытии посетителей лежит в интервале с 15:00 до 20:00. Межпиковым участком стало время с 10:00 до 15:00, после 20:00 число посетителей пошло на спад. В межпиковый период времени супермаркет преимущественно посещали люди пожилого возраста, школьники, а также студенты. С 9:00 до 10:00 наблюдался скачок посетителей, скорее всего это связанно с тем, что возле супермаркета располагается городская больница. В момент пика больше всего людей прибыло в магазин пешком [6] (рис. 2).

Пик посетителей супермаркета

«Свой» лежит в интервале с 18:00 до 20:00, этот пик связан с возвращением занятого населения с мест приложения труда. Супермаркет «Свой» располагается достаточно удаленно от магистральной улицы, таким образом, исключается возможность интенсивного роста числа посетителей из-за отсутствия видимости магазина для потенциальных покупателей. Межпиковый период супермаркета «Свой» лежит в интервале с 13:00 до 17:00. Как видно из рис. 3, наблюдается небольшая активность посетителей с 8:00 до 10:00, связанная с тем, что магазин в основном посещают люди, которые проживают в непосредственной близости к нему6.

Прибыло пешком / Arrived on foot - Прибыло на ИТ / Arrived by car

Убыло пешком / Departed on foot ---Убыло на ИТ / Departed by car

Рис. 2. Активность посетителей по прибытии в супермаркет «SPAR» Fig. 2. Activity of visitors on arrival to the supermarket «SPAR»

Прибыло пешком / Arrived on foot - Прибыло на ИТ / Arrived by car

Убыло пешком / Departed on foot ---Убыло на ИТ / Departed by car

Рис. 3. Активность посетителей по прибытии в супермаркет «Свой» Fig. 3. Activity of visitors on arrival to the supermarket «Svoy»

ГОСТ Р 51773-2009. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. М.: Стандартинформ, 2010 / GOST R 51773-2009. Trade services. Classification of retail enterprises. M.: Standartinform, 2010

В то же время число посетителей и соотношение прибывающих на общественном (ОТ) и индивидуальном транспорте (ИТ) для рассматриваемых случаев рознятся. На рис. 4 мы видим график интенсивности прибытия на ИТ в супермаркет SPAR, который можно сравнить с графиком интенсивности прибытия на ИТ в супермаркет «Свой» (рис. 5). Разницу можно объяснить удаленностью от магистральной улицы. Чем ближе объект тяготения расположен к магистральной улице, тем больше посети-

телей, прибывающих на общественном транспорте или на индивидуальном транспорте, что проиллюстрировано в табл. 2.

На рис. 6 и 7 представлены данные коэффициента суточной неравномерности, из которого видно число посетителей по прибытии и убытии .

Из полученных данных о числе припаркованных автотранспортных средств (рис. 8) было установлено пиковое число автомобилей, что составило от 28 до 30 единиц в период времени с 17:50 по 20:00.

« 2 о =

H ^

45 40 35 30 25 20 15 10 5 О

1 1 : : и* 1 1

1 1 /y^SL 1 1

1 1 r—f Ж \ 1 . • " •

1 1 1

1

и- 1 1 1 1 • 1 1 1

f • 1 1 1 Часы суток/ •

/ 1 1 1 1 • 1 1 1 \ Hour ot the da%- 1 1 1 1

—s - - -1 1-1 1 ffl-□ □ □ -o

У" Л-

.<$> .<$> # .<$> # .<$> .<$>

" ~ ~ Су

4N- <v

ч*

Ч"1

лУ <\V

° Интенсивность ИТ по прибытии / Intensity of arriving cars —H— Интенсивность ИТ по убытии / Intensity of departing cars

Рис. 4. Распределение посетителей, прибывающих на ИТ в супермаркет «SPAR» Fig. 4. Distribution of visitors arriving by cars transport to the supermarket «SPAR»

2

ь- л- <ъ- «v ^y ф 4V 4v Nfc- <y ty fy

Интенсивность ИТ по прибытии / Intensity of arriving cars —В— Интенсивность ИТ по убытии / Intensity of departing cars

Рис. 5. Распределение посетителей, прибывающих на ИТ в супермаркет «Свой» Fig. 5. Distribution of visitors arriving by cars transport to «Svoy» supermarket

Рис. 6. Коэффициент суточной неравномерности супермаркета «SPAR» Fig. 6. Coefficient of daily unevenness for «SPAR» supermarket

Рис. 7. Коэффициент суточной неравномерности супермаркета «Свой» Fig. 7. Coefficient of daily unevenness for «Svoy» supermarket

Рис. 8. Число припаркованных транспортных средств у супермаркета «SPAR» Fig. 8. Number of vehicles parked at the supermarket «SPAR»

По графику «число припаркованных транспортных средств» (рис. 8) у супермаркета SPAR видно, что пиковое

количество автотранспортных средств доходит до 35 единиц.

Таблица 2

Удельная генерация корреспонденций к исследуемым объектам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 2

Specific trip generation to the facilities under investigation_

Объекты / Facilities Общая площадь / Total area Генерация, ед./сут / Generation, units per day Норматив / Standard Инд. / Ind. Пешком / On foot

- - Прибытие / Arrival Кол-во м2 на 1 человек / Number of m2 per 1 person Кол-во человек на 1 о м2 / Number ofpeo-ple per 1 m2 - -

1144 - - - -

Индивидуально / Individually Пешком / On foot - - - -

«SPAR» 1550 443 701 1,354 0,738 0,39 0,61

- - 626 - - - -

«Свой» «Svoy» 1400 16 610 2,236 0,447 0,03 0,97

- - 1770 - - - -

Заключение

Таким образом, по полученным данным можно сделать следующий вывод: удаленность от магистральной улицы как фактор территориального позиционирования оказывает значительное влияние на способ передвижения посетителей к объектам рассматриваемого типа. С ростом удаленности объекта от магистральной улицы доля посетителей на ИТ сокращается.

Сравнивая два объекта, супермаркет «SPAR» и супермаркет «Свой», можно увидеть, что у супермаркета «Свой» с удаленностью от магистральной улицы в 510 метров посетителей на ИТ составляет 3%, в то время как у супермаркета «SPAR» с удаленностью от магистральной улицы в 110 метров этот показатель равен 39%.

Библиографический список

1. Зедгенизов А.В., Зедгенизова А.Н., Левашев А.Г. Оценка объема генерации корреспонденций к супермаркету в выходные дни // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 2. С. 78-83.

2. Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов. М.: Транспорт, 1990. 240 с.

3. Trip Generation Handbook, a Proposed // Institute of Transportation Engineers (2014). Recommended Practice. Washington, DC.

4. Уманский А.А. Справочник проектировщика

промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений (расчетно-теоретический). 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Стройиздат, 1972. 609 с.

5. Лагерев Р.Ю., Зедгенизов А.В. Проблемы управления магистральными улицами в условиях плотного транспортного потока // Вестник ИрГТУ. 2011. № 1 (48). С. 109-113.

6. Белинский А.Ю. Закономерности подвижности и расселения жителей Таллина // Городской транспорт: сб. статей. М., 1969.

References

1. Zedgenizov A.V., Zedgenizova A.N., Levashev A.G. Evaluation of generation correspondence volume to a supermarket on weekdays Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universi-teta [News of the KSUAE], 2012, no. 2, pp. 78-83. (In Russian).

2. Lobanov E.M. Transportnaja planirovka gorodov [Transport planning of cities]. Moscow: Transport Publ., 1990, 240 p. (In Russian).

3. Trip Generation Handbook, a Proposed. Institute of Transportation Engineers (2014). Recommended Practice. Washington, DC.

4. Umanskij A.A. Spravochnik proektirovshhika promyshlennyh, zhilyh i obshhestvennyh zdanij i sooru-

zhenij (raschetno-teoreticheskij) [Calculation and Theoretical Handbook of the Designer of Industrial, Residential and Public Buildings and Structures]. Moscow: Stro-jizdat Publ., 1972, 609 p. (In Russian).

5. Lagerev R.Ju., Zedgenizov A.V. The problem to control trunk roads under the dense traffic flow. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universi-teta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2011, no. 1 (48), pp. 109-113. (In Russian).

6. Belinskij A.Ju. Zakonomernosti podvizhnosti i ras-selenija zhitelej Tallina. Gorodskoj transport [Regularities of Tallin residents mobility and settlement]. Moscow, 1969. (In Russian).

Критерии авторства

Казимиров А.О., Бурков Д.Г. имеют на статью равные авторские права и несут равную ответственность за плагиат.

Authorship criteria

Kazimirov A.O., Burkov D.G. have equal authors' rights and bear equal responsibility for plagiarism.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии интересов.

Conflict of interests

конфликта The authors declare that there is no conflict of interests

regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.