Научная статья на тему 'Прогнозирование доходов федерального бюджета от нефтяного сектора: анализ качества и методы улучшения'

Прогнозирование доходов федерального бюджета от нефтяного сектора: анализ качества и методы улучшения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НЕФТЬ МАРКИ URALS / ММВБ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаврыгин М.С.

В статье отражены вопросы прогнозирования доходов федерального бюджета в части НДПИ (на нефть), вывозных таможенных пошлин (на нефть сырую и товары, выработанные из нефти) и налога на прибыль организаций. На основе анализа данных за период с 2008 по 2011 г. и прогнозного периода 2012-2014 гг. сделан вывод о том, что методы, применяемые при прогнозировании данных доходов, приводят к значительным ошибкам в прогнозах. В целях улучшения качества прогнозов предложены модели прогнозирования данных видов доходов федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование доходов федерального бюджета от нефтяного сектора: анализ качества и методы улучшения»

УДК 336.2

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ОТ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА: АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ

М. С. ШАВРЫГИН, соискатель кафедры государственных доходов E-mail: m shavrygin@yahoo. com Государственный университет Министерства финансов РФ

В статье отражены вопросы прогнозирования доходов федерального бюджета в части НДПИ (на нефть), вывозных таможенных пошлин (на нефть сырую и товары, выработанные из нефти) и налога на прибыль организаций. На основе анализа данных за период с 2008 по 2011 г. и прогнозного периода 2012-2014 гг. сделан вывод о том, что методы, применяемые при прогнозировании данных доходов, приводят к значительным ошибкам в прогнозах. В целях улучшения качества прогнозов предложены модели прогнозирования данных видов доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, прогнозирование, налог на добычу полезных ископаемых, вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, нефть марки Urals, ММВБ.

Прогнозирование доходов федерального бюджета от нефтяного сектора: анализ качества и методы улучшения

В настоящее время одним из направлений развития государственных финансов является переход на трехлетние бюджеты. Первый трехлетний федеральный бюджет был составлен на период с 2008 по 2010 г. Однако фактическое исполнение федерального бюджета в 2008-2010 гг. показало, что применяемые методы прогнозирования государственных доходов привели к значительным ошибкам в прогнозировании. Несмотря на то, что одной из причин возник-

новения дефицита федерального бюджета в 2009 и 2010 гг. явился международный финансовый кризис, применяемые методы прогнозирования государственных доходов нуждаются в усовершенствовании.

Оценка качества прогнозирования доходов федерального бюджета от нефтяного сектора

Бюджет (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1. Одним из элементов бюджетной системы РФ является федеральный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств РФ.

Под доходами бюджета понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Рассмотрим роль в федеральном бюджете следующих видов доходов от нефтегазового сектора:

- налог на добычу полезных ископаемых;

- вывозные таможенные пошлины;

- налог на прибыль (в части налога на прибыль, получаемого от компаний нефтяного сектора).

1 Статья 6 Бюджетного кодекса РФ.

С точки зрения государственных доходов, следующие полезные ископаемые формируют доходы от нефтегазового сектора в виде НДПИ:

- нефть;

- газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья;

- газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Следующие таможенные пошлины формируют таможенные доходы от нефтегазового сектора:

- вывозные таможенные пошлины на нефть сырую;

- вывозные таможенные пошлины на газ природный;

- вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.

Рассмотрим роль нефтегазового сектора с точки зрения государственных финансов на основе анализа абсолютных значений доходов от нефтегазового сектора, а также их доли в общих доходах федерального бюджета (табл. 1). В связи с внедрением бюджетного планирования на среднесрочную перспективу и на основе среднесрочного прогноза доходов бюджета можно сделать выводы о структуре реальной экономики и ее основных тенденциях на среднесрочную перспективу.

Доходы федерального бюджета за период с 2005 по 2011 г. значительно выросли (рост составил 152,62 % по сравнению с уровнем 2005 г.) (см. табл. 1). Доходы федерального бюджета за данный период также значительно выросли (рост составил 115,88 %

доходы федерального бюджета от

по сравнению с уровнем 2005 г.). Однако необходимо отметить, что темпы роста доходов от нефтегазового сектора значительно опережают темпы роста доходов федерального бюджета в целом, что свидетельствует о повышении роли доходов от нефтегазового сектора в федеральном бюджете. Тем не менее в прогнозном периоде на 2012-2014 гг. планируется некоторое снижение роли нефтегазового сектора в федеральном бюджете (предполагается, что рост доходов от данного сектора за период с 2011 по 2014 г. составит 12,18 %, в то время как общие доходы будут расти более высокими темпами - 27,31 %). Более подробный анализ доли доходов от нефтегазового сектора в федеральном бюджете представлен в табл. 2.

Практически половина доходов федерального бюджета приходится на нефтегазовый сектор (см. табл. 2). При этом данная доля растет в рассматриваемом периоде с 42,17 % в 2005 г. до 49,40 % в 2011 г. Резкое снижение доходов от данного сектора в 2009 г. по сравнению с 2008 г. как в абсолютном выражении (с 4 389,4 до 2 984,0 млрд руб.), так и в относительном (с 47,32 до 40,66 %) было связано в первую очередь со снижением мировых цен на нефть, что явилось следствием мирового финансового кризиса (так, средняя цена на нефть марки Urals в 2008 г. была на уровне 94,4 долл. США за баррель нефти, в 2009 г. - 61,1 долл. за баррель нефти). Несмотря на то, что прогнозируется снижение доли доходов от нефтегазового сектора в будущем (с 47,2 % в 2012 г. до 43,4 % в 2013 г.), он по-прежнему будет являться ведущим сектором в экономике РФ и

Таблица 1

нефтегазового сектора, млрд руб.

Показатель исполнение Оценка Прогноз

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

НДПИ (на углеводородное 845,5 1 083,5 1 112,8 1 591,8 969,2 1 361,3 1 946,0 2 066,7 2 177,5 2 389,0

сырье):

- на нефть 761,3 986,5 1 017,3 1 493,0 887,6 1 266,8 1 799,6 1 779,7 1 826,2 2 003,3

- на газ горючий природный 79,2 89,9 88,3 90,5 75,0 85,1 138,2 275,8 339,5 372,9

- на газовый конденсат 5,0 7,2 7,2 8,4 6,6 9,4 8,2 11,2 11,8 12,8

Вывозные таможенные 1 316,6 1 860,1 1 784,6 2 797,6 2 014,8 2 469,5 3 516,0 3 508,2 3 468,4 3 738,3

пошлины:

- на нефть сырую 871,4 1 201,9 1 151,5 1 784,8 1 203,0 1 672,4 2 211,4 2 088,7 2 034,6 2 191,1

- на газ природный 247,6 343,7 302,6 490,2 433,0 193,3 394,1 485,8 534,5 593,1

- на товары, выработанные 197,5 314,4 330,5 522,6 378,8 603,8 910,5 933,7 899,3 954,1

из нефти

Итого доходы от 2 162,1 2 943,5 2 897,4 4 389,4 2 984,0 3 830,8 5 462,0 5 574,9 5 645,9 6 127,3

нефтегазового сектора...

Итого доходы федерального 5 127,2 6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 8 305,4 11 068,6 11 779,9 12 705,9 14 091,8

бюджета...

Источник: отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. URL: http://www. roskazna. ru/reports/cb. html.

Таблица 2

Доля доходов от нефтегазового сектора в общих доходах федерального бюджета, %

Показатель Исполнение Оценка Прогноз

2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

НДПИ (на углеводородное 16,49 17,26 14,30 17,17 13,21 16,40 17,60 17,50 17,20 16,90

сырье):

- на нефть 14,85 15,71 13,07 16,10 12,10 15,30 16,30 15,10 14,40 14,20

- на газ горючий природный 1,54 1,43 1,13 0,98 1,02 1,00 1,20 2,30 2,70 2,60

- на газовый конденсат 0,10 0,11 0,09 0,09 0,09 0,10 0,10 0,10 0,10 0,10

Вывозные таможенные 25,68 29,62 22,94 30,15 27,45 29,70 31,80 29,70 27,30 26,50

пошлины:

- на нефть сырую 17,00 19,14 14,80 19,24 16,39 20,10 20,00 17,70 16,00 15,50

- на газ природный 4,83 5,47 3,89 5,28 5,90 2,30 3,60 4,10 4,20 4,20

-на товары, выработанные 3,85 5,01 4,25 5,63 5,16 7,30 8,20 7,90 7,10 6,80

из нефти

Итого доходы от 42,17 46,88 37,24 47,32 40,66 46,10 49,40 47,20 44,50 43,40

нефтегазового сектора...

Источник: расчеты автора.

Таблица 3

Доля доходов от налога на прибыль в общих доходах федерального бюджета

Параметр Исполнение Оценка Прогноз

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Налог на прибыль 377,6 509,9 641,3 761,1 195,4 255,0 338,8 371,9 392,4 416,5

Налог на прибыль, доля в общих доходах, % 7,36 8,12 8,24 8,21 2,66 3,07 3,06 3,16 3,09 2,96

Итого доходы федерального бюджета... 5 127,2 6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 8 305,4 11 068,6 11 779,9 12 705,9 14 091,8

Источник: отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. URL: http://www. roskazna. ru/reports/cb. html.

в формировании доходов федерального бюджета.

Также федеральный бюджет получает доходы от нефтегазового сектора в форме налога на прибыль, получаемого от компаний нефтегазового сектора. Анализ общих поступлений от налога на прибыль в федеральном бюджете представлен в табл. 3.

Таким образом, несмотря на диверсифициро-ванность российской экономики с точки зрения количества представленных видов экономической деятельности, доминирующее положение в государственных доходах занимает нефтяной и нефтегазовый сектор. Также необходимо отметить, что динамика цен на нефть определяет и динамику цен на газ: «Цены на поставку природного газа в Европу и другие страны привязаны, в основном, к мировым ценам на нефтепродукты»2.

Рассмотрим текущий процесс планирования государственных доходов на примере федерального бюджета.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на 3 года - на очередной финансовый год и на плановый период3. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития4. При этом прогноз социально-экономического развития РФ разрабатывается на период не менее 3 лет5. Прогнозы социально-экономического развития РФ на 3-летние периоды разрабатывает Министерство экономического развития РФ. Первый 3-летний федеральный бюджет был составлен на период с 2008 по 2010 г.

Одним из органов, осуществляющих финансовый контроль в отношении федерального бюджета, является Счетная палата РФ. В Счетной палате РФ сложилась единая система контроля за исполнением федерального бюджета. Это предполагает непрерывный 3-летний контрольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года в течение нескольких последовательных стадий:

2 Отчет руководства ОАО «Газпром» за 2010 г URL: http:// www gazprom. ru/f/posts/22/042553/gazprom-ifrs-management-report-rus_1.pdf.

3 Пункт 3 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ.

4 Пункт 1 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ.

5 Пункт 1 ст. 173 Бюджетного кодекса РФ.

- предварительный контроль за проектом бюджета будущего года;

- оперативный контроль в ходе исполнения бюджета текущего года;

- последующий контроль за исполнением бюджета.

По результатам предварительного контроля за исполнением федерального бюджета Счетная палата РФ формирует заключения на проект федерального бюджета, а по результатам последующего контроля -заключения на отчет об исполнении федерального бюджета. При этом в рамках процесса контроля так-

же рассматриваются показатели бюджета на 3-летнюю перспективу. Так как показатели федерального бюджета (и в частности доходы от нефтегазового сектора) на прогнозный период корректируются каждый год исходя из текущего плана социально-экономического развития РФ, проанализируем на основе ежегодных заключений Счетной палаты РФ динамику изменения прогнозируемых доходов от нефтегазового сектора (табл. 4 - 7):

Показатели доходов для каждого отдельного прогнозируемого года подвергаются значительным изменениям в каждом последующем заключении,

Таблица 4

Прогнозы поступления НДПи на нефть, примененные для целей планирования

федерального бюджета, млрд руб.

документ 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г и на период до 2010 г.» 761,20 (П) 741,80 (П) 736,90 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 г и на плановый период 2010 и 2011 гг.» 1 674,86 (О) 1 330,62 (П) 1 314,29 (П) 1 350,90 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 г и на плановый период 2011-2012 гг.» 1 492,99 (И) 863,42 (О) 971,03 (П) 991,29 (П) 1 031,08 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.» 887,60 (И) 1 239,30 (О) 1 239,90 (П) 1 340,60 (П) 1 431,00 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г и на плановый период 2013 и 2014 гг» 1 266,80 (И) 1 799,60 (О) 1 779,70 (П) 1 826,20 (П) 2 003,30 (П)

Изменение прогноза за период 731,79 145,80 529,90 448,70 748,62 395,20

Изменение прогноза за период, % 96,14 19,65 71,91 33,21 72,61 27,62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Расшифровка сокращений: П - прогноз, О - оценка, И - исполнение.

Таблица 5

Прогнозы поступлений от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, примененные для целей планирования федерального бюджета, млрд руб.

Документ 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Заключение Счетной палаты РФ на проект фе- 950,30 932,40 931,80 - - - -

дерального закона «О федеральном бюджете на (П) (П) (П)

2008 г и на период до 2010 г»

Заключение Счетной палаты РФ на проект фе- 2 102,86 2 089,60 1 997,92 2 039,27 - - -

дерального закона «О федеральном бюджете на (О) (П) (П) (П)

2009 г и на плановый период 2010 и 2011 гг.»

Заключение Счетной палаты РФ на проект фе- 1 784,80 1 161,01 1 323,61 1 384,89 1 450,35 - -

дерального закона «О федеральном бюджете на (И) (О) (П) (П) (П)

2010 г и на плановый период 2011-2012 гг.»

Заключение Счетной палаты РФ на проект фе- - 1 203,00 1 638,20 1 771,90 1 860,90 1 913,60 -

дерального закона «О федеральном бюджете на (И) (О) (П) (П) (П)

2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.»

Заключение Счетной палаты РФ на проект фе- - - 1 672,40 2 211,40 2 088,70 2 034,60 2 191,10

дерального закона «О федеральном бюджете на (И) (О) (П) (П) (П)

2012 г и на плановый период 2013 и 2014 гг»

Изменение прогноза за период 834,50 270,60 740,60 172,13 638,35 121,00

Изменение прогноза за период, % 87,81 29,02 79,48 8,44 44,01 6,32

Таблица 7

Прогнозы поступлений от налога на прибыль, примененные для целей планирования федерального бюджета, млрд руб.

Таблица 6

Прогнозы поступлений от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, примененные для целей планирования федерального бюджета,

млрд руб.

Документ 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г» 264,10 (П) 259,80 (П) 255,80 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг» 585,84 (О) 573,08 (П) 547,94 (П) 558,43 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг» 522,60 (И) 363,76 (О) 410,35 (П) 428,55 (П) 467,35 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг» 378,80 (И) 561,30 (О) 569,20 (П) 629,80 (П) 673,10 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.» 603,80 (И) 910,50 (О) 933,70 (П) 899,30 (П) 954,10 (П)

Изменение прогноза за период 258,50 119,00 348,00 352,07 466,35 226,20

Изменение прогноза за период, %о 97,88 45,80 136,04 63,05 99,79 33,61

Документ 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г» 534,5 (П) 587,6 (П) 645,1 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг» 686,81 (О) 756,66 (П) 843,02 (П) 940,13 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг» 761,13 (И) 165,65 (О) 214,71 (П) 219,50 (П) 231,57 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг» 195,40 (И) 227,70 (О) 253,30 (П) 270,20 (П) 294,30 (П)

Заключение Счетной палаты РФ на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.» 255,00 (И) 338,80 (О) 371,90 (П) 392,40 (П) 416,50 (П)

Изменение прогноза за период 226,63 392,20 390,10 601,33 140,33 98,10

Изменение прогноза за период, %о 42,40 -66,75 -60,47 -63,96 60,60 33,33

что свидетельствует о несовершенстве применяемых методов прогноза. При этом необходимо различать неточность прогноза и ошибку прогноза. Неточность понимается как приблизительность, отсутствие точного соответствия чему-либо, небольшое отклонение от правильного значения. Под ошибкой же понимается существенное отклонение от правильного значения. Зачастую очень трудно разграничить неточность и ошибку. В качестве косвенного определения данной границы можно использовать следующее положение Налогового

кодекса РФ6: «Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:... при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени». Таким образом,

6 Статья 40 Налогового кодекса РФ.

неточность и ошибка определяются следующим образом:

- если относительная разница между прогнозируемой величиной и фактической величиной составляет менее 20 %, то данная разница признается неточностью;

- если относительная разница между прогнозируемой величиной и фактической величиной составляет более 20 %, то данная разница признается ошибкой.

В части НДПИ (на нефть) и вывозных таможенных пошлин (на нефть сырую и товары, выработанные из нефти) абсолютное большинство разниц между прогнозом и фактическими данными заметно превышают 20 %-ный порог, находясь в промежутке от 27,62 до 136,04 %. Исключение составили лишь прогноз поступлений НДПИ на нефть на 2009 г. (разница составила 19,65 %) и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть на 2011 г. (разница составила 8,44 %) В отношении прогноза поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть сырую на 2013 г. произошла корректировка на 6,32 %, однако только после анализа фактических данных за 2013 г. можно будет сделать вывод, имела ли место неточность или ошибка. Исходя из этого можно с уверенностью утверждать о наличии ошибок в прогнозах на НДПИ (на нефть) и на вывозные таможенные пошлины (на нефть сырую и товары, выработанные из нефти).

В части налога на прибыль в рассматриваемом периоде разницы между прогнозом и фактическими данными также заметно превышают 20 %-ный порог, находясь в промежутке от 33,33 до 66,75 %. Можно с уверенностью говорить о наличии ошибок прогнозов и в отношении налога на прибыль.

Необходимо отметить, что в части НДПИ (на нефть) и вывозных таможенных пошлин (на нефть сырую и товары, выработанные из нефти) во всех случаях реальные доходы федерального бюджета оказались выше уровня изначального прогноза, что свидетельствует о консервативности оценок, применяемых при составлении прогноза. Несомненно, что ситуация превышения реальных доходов над прогнозируемым уровнем менее критична, нежели в случае, когда реальные полученные доходы оказываются ниже запланированных (что ведет к дефициту бюджета и, следовательно, необходимости поиска источников покрытия данного дефицита в целях финансирования затрат, предусмотренных бюджетом). Дополнительно полученные доходы

создают профицит бюджета, который можно использовать на покрытие части расходов следующего года, погашение государственного внешнего и внутреннего долга либо направить в специально созданные фонды как резерв для будущих периодов. Однако и стабильное превышение реально получаемых доходов над запланированным уровнем также имеет ряд существенных недостатков:

- уже на стадии планирования бюджета, основываясь на консервативных оценках доходов, в бюджет закладываются расходы на меньшем уровне по сравнению с тем, что государство реально сможет профинансировать, т. е. в бюджет закладывается относительное «недофинансирование» определенных статей затрат. В свою очередь объем государственных расходов является одним из факторов, стимулирующих развитие экономики, так как государство посредством государственного заказа воздействует на совокупный экономический спрос. Так, экономическое течение кейнсианства предполагает, что государственный заказ приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны компаний, получивших данный заказ. Получая заработную плату, рабочие увеличат свои расходы на потребительские товары и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это в свою очередь повлечет рост совокупного предложения товаров и слуг и общее оздоровление экономики7. Закладывая консервативный уровень доходов в бюджет и, следовательно, консервативный уровень расходов, государство не в полной мере использует этот рычаг стимулирования развития экономики;

- на стадии исполнения бюджета государство, получая доходы выше уровней, заложенных в бюджете, сталкивается с необходимостью определения целей, на которые следует направить эти доходы, также изначально не предусмотренные бюджетом. Это приводит к меньшей эффективности использования данных средств по сравнению с ситуацией, когда использование данных средств уже было бы заложено в бюджет на основе менее консервативных оценок доходов бюджета.

Таким образом, наблюдается необходимость актуализировать применяемые методы прогнозирования доходов бюджета в части доходов от нефтегазового сектора и выявить причины ошибок прогноза. Одним из методов, применяемых для прогнозирования неизвестных величин, является регрессионный (факторный) анализ. Данный метод

7 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. М.: Гелиос АРВ. 2002.

представляет собой статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных (объясняющих переменных) на зависимую переменную (объясняемую переменную).

Прогнозирование поступлений в федеральный бюджет в форме НДПИ

(на нефть) и вывозных таможенных

пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти

Для целей данного исследования объясняемой переменной является сумма доходов от нефтегазового сектора в части НДПИ на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти. На основе фактических данных за 2003-2010 гг. проведем анализ зависимости данной объясняемой переменной от следующих объясняющих переменных:

- уровень добычи нефти за минусом экспорта сырой нефти и нефтепродуктов (в натуральном выражении, млн т);

- уровень экспорта сырой нефти и нефтепродуктов (в натуральном выражении, млн т);

- цена барреля нефти марки Urals (долл. США).

На основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ и заключений Счетной палаты РФ на отчеты об исполнении федеральных бюджетов в табл. 8 представлены исходные данные для проведения регрессионного анализа.

Данные для расчета ре]

Для оценки параметров уравнения множественной регрессии применяется метод наименьших квадратов, основанный на минимизации суммы квадратов остатков регрессии (разниц между наблюдаемыми значениями объясняемой переменной и теоретическими, получаемыми с помощью уравнения регрессии).

Используя метод наименьших квадратов, рассчитано следующее уравнение регрессии:

Y = - 8 622,87 + 43,35X1 + 11,37X2 + 37,97X3, где Y - поступления в федеральный бюджет в виде НДПИ на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, млрд руб.;

X1 - добыча нефти за минусом экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, млн т (экспорт сырой нефти и нефтепродуктов учтен в параметре X2); X2 - экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, млн т;

X3 - цена барреля нефти марки Urals, долл. На основе данного уравнения регрессии рассчитаем объемы поступлений в федеральный бюджет от нефтяного сектора и сравним с фактическими данными. Результаты данного анализа представлены в табл. 9 и на рис. 1.

Необходимо отметить, что указанное уравнение регрессии обладает значительной объясняющей силой.

Также проведем анализ данной модели с помощью эконометрических методов:

Таблица 8

ессионной зависимости

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Добыча нефти, млн т 408,00 443,00 453,00 462,00 473,00 472,00 479,00 486,00

Экспорт сырой нефти, млн т 223,00 258,00 253,00 248,00 258,00 243,00 247,00 247,00

Экспорт нефтепродуктов, млн т 77,70 82,40 97,10 104,00 112,00 118,00 124,00 133,00

Экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, млн т 300,70 340,40 350,10 352,00 370,00 361,00 371,00 380,00

Добыча нефти за минусом экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, млн т 107,30 102,60 102,90 110,00 103,00 111,00 108,00 106,00

Цена барреля нефти Urals, Долл. США 27,20 34,40 50,60 61,10 69,30 94,40 61,10 78,20

Налог на добычу полезных ископаемых на нефть, млрд руб. 219,77 377,43 761,34 986,46 1 017,33 1 492,99 887,60 1 266,80

Таможенные пошлины на нефть сырую, млрд руб. 244,51 464,26 871,44 1 201,92 1 151,47 1 784,80 1 203,00 1 672,40

Таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, млрд руб. 54,33 103,17 197,53 314,39 330,53 522,60 378,80 603,80

Итого НДПИ на нефть и таможенные пошлины на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, млрд руб.... 518,61 944,86 1 830,31 2 502,78 2 499,33 3 800,39 2 469,40 3 543,00

Источник: работы [1, 3-5].

Таблица 9

Фактические и расчетные объемы поступлений в виде НДПи на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, млрд руб.

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Фактическое значение 518,61 944,86 1 830,31 2 502,78 2 499,33 3 800,39 2 469,40 3 543,00

Расчетное значение 480,59 1 001,58 1 739,99 2 468,09 2 680,62 3 878,18 2 597,40 3 262,31

Источник: расчеты автора. 4 500,00

Рис. 1. Фактические и расчетные объемы поступлений в виде НДПИ на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, с 2003 по 2010 г., млрд руб.

1) статистическая значимост ь коэффициентов уравнения. Проведем г-тест для выявления статистической значимости коэффициентов уравнения при уровне значимости 5 %. Информация о размере стандартной ошибки и г-статистики для каждого коэффициента уравнения регрессии представлена в табл. 10.

Все коэффициенты уравнения статистически значимы;

2) проверка общего качества уравнения множественной регрессии. Оценка значимости уравнения множественной регрессии осуществляется путем проверки гипотезы о равенстве нулю коэффициент детерминации. Для проверки данной гипотезы используют ^-критерий Фишера. Коэффициент детерминации данного уравнения равен 0,98, что говорит о высокой объясняющей силе данной модели. F-статистика для данного коэффициента равна 80,97. Критическое зна-

Таблица 10

T-тест для рассчитанных коэффициентов уравнения

Коэффициент Значение Стандартная ошибка /-статистика критическая /-статистика Решение на основе /-теста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свободный член Ь0 -8 622,87 324,78 26,55 2,78 Коэффициент статистически значим

Добыча нефти за минусом экспорта сырой нефти и нефтепродуктов Ь1 43,35 2,24 19,36 2,78 Коэффициент статистически значим

Экспорт сырой нефти и нефтепродуктов Ь2 11,37 0,43 26,51 2,78 Коэффициент статистически значим

Цена барреля нефти марки Urals b3 37,97 0,54 70,74 2,78 Коэффициент статистически значим

Источник: расчеты автора.

чение ^-статистики равно 6,59. Так как фактическое значение ^-статистики больше, чем критическое значение, коэффициент детерминации статистически значим и уравнение регрессии статистически надежно.

Так как добыча и экспорт нефти не показывают значительных колебаний в объемах в течение рассматриваемого периода, в то время как цена нефти марки Urals характеризуется значительной волатиль-ностью, именно она оказывает решающее влияние на объем доходов федерального бюджета от нефтяного сектора. Поэтому необходимо при планировании бюджета использовать методы сценарного анализа, предполагающие различные уровни цен на нефть марки Urals, что позволит уже на стадии планирования бюджета определить возможные негативные последствия снижения цен на нефть Urals и тем самым определить способы покрытия возможного дефицита доходов бюджета уже на стадии планирования.

Используя данное уравнение регрессии, спрогнозируем поступления в федеральный бюджет в виде НДПИ на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти на период с 2012 по 2014 г., и сравним с суммой поступлений, предусмотренных проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.» (табл. 11).

Результаты расчетов на прогнозируемый период представлены в табл. 12 и на рис. 2.

Таким образом, регрессионная модель хорошо справилась и с прогнозированием доходов на период с 2011 по 2014 г., что говорит о ее высокой объясняющей способности.

Прогнозы социально-экономического развития РФ на 3-летние периоды предусматривают несколь-

ко сценариев развития событий:

1) оптимистичный (С);

2) умеренно-оптимистичный (2);

3) консервативный (1);

4) негативный (А).

Данные варианты развития событий предусматривают различную динамику мировых цен на нефть марки Urals (при этом динамика цен на нефть марки Urals в умеренно оптимистичном и консервативном сценариях совпадает) (табл. 13):

Несмотря на это, бюджет планируется и утверждается только на базе одного варианта развития событий - умеренно оптимистичного. Однако, как показал анализ качества прогнозов, использование только лишь умеренно оптимистичного сценария приводит к ошибкам прогноза - значительному несоответствию между прогнозируемым объемом доходов от нефтяного сектора и реальным объемом полученных доходов. В этой связи для улучшения качества разрабатываемых прогнозов в части государственных доходов целесообразно использование нескольких сценариев, что позволит более рационально подойти к процессу планирования доходов федерального бюджета, а значит, и к планированию его расходов. Так, расчет государственных доходов, используя приведенную ранее регрессионную модель, показывает значительную разницу в объеме государственных доходов между различными сценариями. Также необходимо отметить, что текущая динамика мировых цен на нефть марки Urals уже выходит за рамки базовых сценариев. Так, по состоянию на февраль 2012 г. мировая цена барреля нефти марки Urals составила 124 долл. Прогнозируемый объем доходов от нефтяного сектора для каждого из

Таблица 11

Данные для расчета государственных доходов в виде НДПИ на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти в прогнозируемый период с 2011 по 2014 г. на основе уравнения регрессии

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Добыча нефти, млн т 492,30 493,17 493,17 493,17

Экспорт сырой нефти, млн т 244,50 244,60 243,60 243,60

Экспорт нефтепродуктов, млн т 134,33 134,57 134,57 134,57

Экспорт сырой нефти и нефтепродуктов, млн т 378,83 379,17 378,17 378,17

Добыча нефти за минусом экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, млн т 113,47 114,00 115,00 115,00

Цена барреля нефти Urals, долл. США 108,00 100,00 97,00 101,00

НДПИ на нефть, млрд руб. 1 799,60 1 779,70 1 826,20 2 003,30

Таможенные пошлины на нефть сырую, млрд руб. 2 211,40 2 088,70 2 034,60 2 191,10

Таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, млрд руб. 910,50 933,70 899,30 954,10

Итого НДПИ на нефть и таможенные пошлины на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, млрд руб.... 4 921,50 4 802,10 4 760,10 5 148,50

Источник: работы [1, 3-5].

Таблица 12

Фактические и расчетные объемы поступлений в виде НДПИ на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти на период с 2003 по 2010 г. и на прогнозный период с 2011 по 2014 г., млрд руб.

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Фактическое значение 518,6 944,9 1 830,3 2 502,8 2 499,3 3 800,4 2 469,4 3 543,0 4 921,5 4 802,1 4 760,1 5 148,5

Расчетное значение 480,6 1 001,6 1 740,0 2 468,1 2 680,6 3 878,2 2 597,4 3 262,3 4 704,4 4 427,4 4 345,5 4 497,4

Источник: расчеты автора. б 000,00

5 000,00

4 000,00

3 000,00

2 000,00

1 000,00

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Фактическое значение ■ Расчетное значение

Рис. 2. Фактические и расчетные объемы поступлений в виде НДПИ на нефть и таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти на период с 2003 по 2010 г. и на прогнозный период с 2011 по 2014 г., млрд руб.

негативным сценарием - выше на 1 253,02 млрд руб. (на 34 %). При этом объем доходов, прогнозируемый исходя из текущей динамики мировых цен на нефть, выше, чем в умеренно оптимистичном сценарии (принятом в кчестве основы для разработки бюджета на период с 2012 по 2014 г.) на 873,31 млрд руб. (на 19 %).

Таблица 13 Цена барреля нефти марки Urals в различных сценариях, долл.

Сценарий 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

C (оптимистичный) 108 105 109 113

2 (умеренно оптимистичный) 108 100 97 101

1 (консервативный) 108 100 97 101

A (негативный) 108 96 80 80

Источник: данные Министерства экономического развития РФ. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и плановый период с 2013 по 2014 г.

сценариев развития экономики, а также исходя из текущей динамики мировых цен на нефть на основе разработанного уравнения регрессии представлен в табл. 14 и на рис. 3.

Из проведенного анализа следует, что между различными сценариями возникает значительная разница в прогнозируемых доходах. Так, в 2014 г. доходы по оптимистичному сценарию по сравнению с умеренно оптимистичным были выше на 455,64 млрд руб. (на 10 %), а по сравнению с

Прогнозирование поступлений в федеральный бюджет в форме налога на прибыль организаций

Для целей данного исследования объясняемой переменной является сумма налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет. На основе фактических данных за 2003-2010 гг. проведем анализ зависимости данной объясняемой переменной от следующих объясняющих переменных:

- среднее значение индекса ММВБ (как агрегированный показатель капитализации российских компаний);

- цена барреля нефти марки Urals, долл.

Таблица 14

Прогнозируемый объем доходов бюджета от нефтяного сектора в различных сценариях, млрд руб.

Сценарий 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Оптимистичный 3 262,3 4 704,4 4 617,2 4 801,1 4 953,0

Умеренно оптимистичный (консервативный) 3 262,3 4 704,4 4 427,4 4 345,5 4 497,4

Негативный 3 262,3 4 704,4 4 275,5 3 700,0 3 700,0

Текущая динамика цен на нефть (по состоянию на февраль 2012 г.) 3 262,3 4 781,7 5 338,7 5 370,7 5 370,7

Источник: расчеты автора. 5 500,0

Рис. 3. Прогнозируемый объем доходов бюджета от нефтяного сектора в различных сценариях

с 2010 по 2014 г., млрд руб.

Выбор индекса ММВБ как объясняющей переменной обусловлен тем, что капитализация компаний на рынке ценных бумаг и, следовательно, агрегирующий показатель - индекс ММВБ зависят от будущих перспектив бизнеса и его будущей доходности. Так, в случае если инвесторы ожидают роста доходности компаний, они начинают скупать данные акции, что ведет к росту капитализации данных компаний и индекса ММВБ в целом. При этом рост доходности компаний ведет и к росту прибыли для целей налогообложения.

Необходимо отметить, что с начала 2009 г. произошло изменение налоговой ставки по налогу на прибыль. Данная ставка была снижена с 24 до 20 % в основном за счет снижения ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет (до 2009 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет,

составляла 6,5 %, после 2009 г. - 2 %). В результате этого в 2009 г. сумма налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет на основе сопоставимой налогооблагаемой прибыли, сократилась в 3,25 раза по сравнению с 2008 г. Данное изменение ставки необходимо учесть при проведении исследования для обеспечения сопоставимости данных за 2009-2010 гг. с предшествующими периодами в отношении налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет посредством увеличения фактически полученного налога на прибыль в 2009-2010 гг.

На основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ, заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении федеральных бюджетов, а также данных ММВБ в табл. 15 представлены исходные данные для проведения регрессионного анализа.

Таблица 15

Данные для расчета регрессионной зависимости

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Среднее значение индекса ММВБ 425,35 571,38 718,88 1 373,11 1 719,45 1 357,19 1 026,97 1 435,26

Цена нефти марки Urals, долл. 27,20 34,40 50,60 61,10 69,30 94,40 61,10 78,20

Налог на прибыль, млрд руб. 170,94 205,72 377,61 509,91 641,32 761,13 195,40 255,00

Налог на прибыль (без изменения ставки), млрд руб. 170,94 205,72 377,61 509,91 641,32 761,13 635,05 828,75

Источник: работы [1, 2, 4].

Используя метод наименьших квадратов, рассчитано следующее уравнение регрессии:

Y = - 113,5 + 0,11X1 + 8,51X2, где Y - поступления в федеральный бюджет в виде

налога на прибыль, млрд руб.;

X1 - среднее значение индекса ММВБ;

X2 - цена барреля нефти марки Urals, долл.

На основе данного уравнения регрессии рассчитаем объемы поступлений в федеральный бюджет от налога на прибыль и сравним с фактическими данными за период с 2003 по 2010 г. Результаты данного анализа представлены в табл. 16 и на рис. 4 (рассчитанная сумма налога на прибыль за 20092010 гг. уменьшена в 3,25 раза для учета снижения ставки налога на прибыль).

На основании данных, представленных в табл. 16 и на рис. 4, можно сделать вывод, что данное уравнение регрессии обладает значительной объясняющей силой.

Фактические и расчетные объемы поступ

Проведем анализ данной модели с помощью эконометрических методов:

1) статистическая значимость коэффициентов уравнения. Проведем ¿-тест для выявления статистической значимости коэффициентов уравнения при уровне значимости 5 %. Информация о размере стандартной ошибки и ¿-статистики для каждого коэффициента уравнения регрессии представлена в табл. 17.

Все коэффициенты уравнения статистически значимы;

2) проверка общего качества уравнения множественной регрессии. Коэффициент детерминации данного уравнения равен 0,91, что говорит о высокой объясняющей силе модели. ^-статистика для данного коэффициента равна 25,34. Критическое значение ^-статистики равно 5,79. Так как фактическое значение ^-статистики больше, чем критическое значение, коэффициент детерминации статистически значим, и уравнение регрессии статистически надежно.

Таблица 16 ний в виде налога на прибыль, млрд руб.

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Налог на прибыль 170,94 205,72 377,61 509,91 641,32 761,13 195,40 255,00

Налог на прибыль (расчетный) 166,53 244,47 399,17 563,23 672,56 844,78 161,14 220,26

Источник: расчеты автора.

900,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Фактические и расчетные объемы поступлений в виде налога на прибыль за 2003-2010 гг., млрд руб.

Таблица 17

T-тест для рассчитанных коэффициентов уравнения

Коэффициент Значение Стандартная ошибка /-статистика Критическая /-статистика Решение на основе /-теста

Свободный член Ь0 -113,5 10,07 11,27 2,57 Коэффициент статистически значим

Среднее значение индекса ММВБ Ь1 0,11 0,0137 8,32 2,57 Коэффициент статистически значим

Цена барреля нефти марки Urals b2 8,51 0,29 29,44 2,57 Коэффициент статистически значим

Источник: расчеты автора.

Использование данной модели для прогнозирования налога на прибыль позволит в оперативном режиме корректировать прогнозы, так как котировки акций (а, следовательно, капитализация отдельных компаний и динамика индекса ММВБ в целом) в оперативном режиме отражают тенденции доходности компаний, принимая во внимание факты, относящиеся к деятельности компаний по мере их возникновения, в то время как бухгалтерская и налоговая отчетность, необходимая для определения объема прибыли для целей налогообложения, подготавливается со значительным временным лагом, что затрудняет оперативный анализ и прогнозирование поступлений налога на прибыль. Текущие тенденции на рынке ценных бумаг (изменение капитализации компаний в ту или иную сторону) позволят более точно прогнозировать поступления по налогу на прибыль (в случае если капитализация компаний растет, в бюджет можно закладывать увеличение поступлений налога на прибыль, в случае уменьшения капитализации - закладывать снижение поступлений налога на прибыль). Также данную модель целесообразно использовать и как инструмент оперативной корректировки прогноза налога на прибыль, например уже на стадии исполнения бюджета, что позволит в оперативном режиме корректировать планируемые поступления налога на прибыль и своевременно планировать и применять необходимые меры в случае отклонения налога на прибыль, прогнозируемого на базе текущих тенденций на российском рынке акции и на международном рынке нефти от изначально предусмотренного бюджетом объема налога на прибыль.

На основе проведенного исследования зависимости государственных доходов (в форме НДПИ на нефть, вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти; налога на прибыль) предлагаются следующие меры для повышения качества прогнозирования государственных доходов, что в свою очередь приведет к повышению качества государственного бюджета:

1) учет влияния различных сценариев динамики цен на нефть на государственные доходы в виде НДПИ на нефть, вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, налога на прибыль уже на стадии разработки государственного бюджета. Данная мера позволит определить несколько сценариев поступления государственных доходов и, следовательно, несколько сценариев финансирования расходов;

2) использование разработанных регрессионных моделей на стадии исполнения бюджета для корректировки предполагаемого объема государственных доходов исходя из текущей динамики мировых цен на нефть и капитализации российских компаний. Данные доходы (НДПИ на нефть, вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, налога на прибыль) имеют высокое значение в структуре доходов федерального бюджета, составляя более 40 % от всех доходов. В свою очередь относительная простота регрессионных моделей и их высокая объясняющая способность позволят в оперативном режиме проводить данный анализ и уже на раннем этапе выявлять несоответствие между изначально запланированным объемом доходов и ожидаемым объемом исходя из текущих цен на нефть и динамики индекса ММВБ.

Список литературы

1. Заключения Счетной палаты РФ на проекты федеральных законов о федеральном бюджете. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/.

2. Официальный сайт ММВБ. URL: http://www. micex. ru.

3. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг. / Министерство экономического развития РФ. 2011.

4. Top oil news. URL: http://www.topoilnews. com.

5. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/ doc_1135087342078.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.