-т
SCIENCE TIME
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2015 - 2016 ГОДЫ
Гончаренко Дарья Васильевна, Картамышева Кристина Викторовна, Морозова Светлана Анатольевна, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева, г. Самара
E-mail: kristinakartamysheva@mail. ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам социально-экономического развития России. В ней были рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на изменение поведения рынка в стране и проанализированы результаты финансового прогноза Министерства экономического развития РФ на 2015-2016 годы.
Ключевые слова: экономическая ситуация, экономические санкции, денежная политика.
На данный момент экономическая ситуация в стране не позволяет делать точных долгосрочных прогнозов. На официальном сайте Министерство экономического развития Российской Федерации регулярно публикуется финансовый прогноз на три года [1].
Российская экономика фактически переживает стагнацию. На фоне сохраняющегося низкого уровня внутреннего спроса в первом полугодии 2014 года экономический рост составил 0,8% по сравнению с 0,9% в 2013 году. В первом полугодии 2014 года она функционировала на грани рецессии: в течение первых двух кварталов квартальный рост с учетом сезонности был практически равен нулю. В результате в первом квартале рост экономики России оказался ниже, чем во всех группах сопоставимых стран. Уровень потребительской и предпринимательской уверенности снизился еще в 2013 году под влиянием сохраняющихся структурных проблем, в результате чего домохозяйства и предприятия заняли выжидательную позицию, а темпы роста российской экономики замедлились до 1,3% с 3,4% в 2012 году.
В первой половине 2014 года нарастание геополитических рисков, новые условия неопределенности в отношении экономической политики и санкции оказали дополнительное негативное воздействие на экономическую активность. Возросшая геополитическая напряженность оказала воздействие на экономику
по трем направлениям: повышение волатильности на валютном рынке и существенное обесценение национальной валюты; ограничение доступа на международные финансовые рынки для банков и нефинансовых организаций; снижение уверенности предпринимателей и потребителей в перспективах экономического роста в стране.
Всемирный банк отмечает ряд значительных рисков при прогнозировании среднесрочного экономического роста в России на 2014-2016 годы. Российской экономике необходимо было адаптироваться к введению ряда санкций и ответных мер, то есть перейти на функционирование в условиях повышенного риска, это повлияло на снижение внутреннего спроса.
В первом полугодии 2014 года сохранялась макроэкономическая стабильность, и Россия до сих пор располагает значительными бюджетными резервами для сохранения стабильности в ближайшем будущем. Однако прогресса в области проведения структурных реформ почти нет, в то время, как именно такие реформы могли бы дать импульс повышению потенциала экономического роста России в среднесрочной перспективе.
Стоит отметить, что основные варианты прогноза рассчитываются исходя из относительно благоприятных оценок внешних экономических условий. Они так же предполагают умеренное восстановление сбалансированности мировой экономики со среднегодовым 3,6 - 4% в год. Так же ожидается стабилизация цены на нефть Urals на уровне 100 - 101 доллара США за баррель. Хотя, учитывая нынешнюю нестабильность курсов доллара и евро по отношению к рублю, к данному прогнозу стоит относиться с осторожностью. Варианты предусматривают и опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа, что связано с предъявлениями России экономических санкций ввиду отечественной политики относительно событий в Крыму и на востоке Украины, и изменение приоритетности газовых рынков, на которые ведутся поставки отечественного газа [2]. Из за подобных проблем на внешних рынках Россия вынуждена осваивать новые, что ведет к неминуемым убыткам и крупным расходам.
Базовый вариант можно рассматривать как вариант перебалансировки экономического роста. Этот вариант предполагает некоторое повышение уровня конкурентоспособности российской экономики, развивающимся за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.
Данный процесс заключается в переносе индексации регулируемых тарифов на товары и услуги компаний на 2015 год, а так же в ограничении их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Планируется масштабная реализация крупных инвестиционных проектов, некоторых - за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния .Так же значительное внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Предполагается
SCIENCE TIME
последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Планируется создание более комфортных условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности всех видов кредитования. Второй вариант - целевой. Им предусматривается реализация всех поставленных в указах Президента Российской Федерации задач [3]. В них входят указ «О реализации планов (программ) строительства и развития вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и прочее.
Целевой вариант направлен на увеличение темпов роста таких макроэкономических показателей, как валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт, национальный доход, валовая прибыль экономики, потребление основного капитала и тому подобное. Он так же базируется на ускорении преобразований структур, имеющих под собой опору в виде колоссального повышение норматива накопления частного капитала. Вкупе с интенсивными улучшениями климата в деловой сфере, целевой вариант предполагает смягчение денежной политики. Этот факт влечет за собой увеличение оборотов инвестиционного и потребительского кредитов. Это возможно в условиях сокращения нормы сбережения домашних хозяйств.
Таблица 1
Основные показатели прогноза базового варианта социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2016 годы
Показатель 2014 год 2015 год 2016 год
прогноз
Цена на нефть мировой марки, доллары США за баррель 101 100 100
ВВП, темп роста % 3 3,1 3,3
Промышленность, % 2,2 2,3 2
Инвестиции в основной капитал, % 3,9 5,6 6
Реальная заработная плата, % 4 3,8 4,3
Оборот розничной торговли, % 4 4,4 4,07
Экспорт - всего, млрд. долл. США 506 507 518
Импорт - всего, млрд. долл. США 353 367 384
Исходя из данных базового варианта, приведенных в табл.1, можно сделать вывод, что к 2016 году планируется рост валового внутреннего продукта на 0,3%; увеличение инвестиции в основной капитал в размере 2,1%; реальной заработной платы на 0,3% после потери 0,2% в предыдущем прогнозируемом периоде; увеличение экспорта и импорта на 12 и 31 миллиардов долларов США соответственно. Возможно снижение цены барреля нефти и промышленности.
Таблица 2
Основные показатели прогноза целевого варианта социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2016 годы
2014 2015 2016
Показатель год год
год прогноз
Цена на нефть мировой марки, доллары США за баррель 101 100 100
ВВП, темп роста % 5,7 6,2 6,8
Промышленность, % 2,2 2,3 2
Инвестиции в основной капитал, % 12,3 14,7 14,8
Реальная заработная плата, % 5,4 7,1 8,1
Оборот розничной торговли, % 6,8 8,4 8,9
Экспорт - всего, млрд. долл. США 519 531 550
Импорт - всего, млрд. долл. США 387 422 464
Данные целевого варианта в табл.2 показывают, что к 2016 году также планируется рост валового внутреннего продукта, но уже не на 0,3%, а на целый 1,1%; увеличение инвестиции в основной капитал в данном варианте незначительно больше базовых 2,1% - 2,5%; а вот реальная заработная платапредполагается на 2,4% больше базового варианта без потерь в предыдущем периоде; увеличение экспорта и импорта ожидается уже на 31 и 77 миллиардов долларов США, что в 2,5 раза больше базового плана.
Возврат к высоким темпам роста в России будет зависеть от неуклонного роста инвестиций и улучшения потребительских настроений, что потребует предсказуемости экономической среды и продвижения важных структурных реформ.
Более сбалансированный портфель национальных активов, включая природные ресурсы, капитал и экономические институты, позволит преодолеть структурные ограничения, препятствующие экономическому росту. Теперь главным камнем преткновения на пути к повышению эффективности экономики
SCIENCE TIME
и укреплению потенциала роста являются недостатки институциональной системы. Основным предметом внимания при проведении структурных реформ должно стать укрепление экономических институтов для обеспечения стабильности государственных финансов и снижения волатильности; повышение качества образования и инфраструктуры для роста производительности; обеспечение более твердых режимов конкуренции для содействия частным предприятиям и предпринимательству. Стабилизация, образование и конкуренция должны стать приоритетами реформ на следующее десятилетие.
Литература:
1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/(дата обращения 07.12.2014).
2. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 07.12.2014).
3. Указы Президента РФ от 07.05.2012 г. №596-606 [Электронный ресурс]. -URL: http://loknja.reg60.ru/(дата обращения 07.12.2014).
4. Обзор по России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.worldbank.org/ (дата обращения 07.12.2014)