Научная статья на тему 'Прогноз потребностей по формированию управленческо-педагогических команд в малокомплектных школах Томской области'

Прогноз потребностей по формированию управленческо-педагогических команд в малокомплектных школах Томской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ СОСТАВ МКШ / ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМАНДЫ / THE STAFF OF FEW COMPLEMENT SCHOOLS / PROGNOSIS OF DEMANDS / PEDAGOGICAL MANAGING COMMANDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кнырь Г. Е.

В статье анализируется кадровый состав МКШ Томской области, делается прогноз потребностей по формированию управленческо-педагогических команд данного вида ООУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSIS OF DEMANDS IN FORMING PEDAGOGICAL MANAGING COMMANDS IN FEW COMPLEMENT SCHOOLS OF TOMSK REGION

The article analyses the staff of few complement schools in Tomsk region and forecasts demands in forming pedagogical managing commands in such educational establishmens.

Текст научной работы на тему «Прогноз потребностей по формированию управленческо-педагогических команд в малокомплектных школах Томской области»

УДК 371.2

Г. Е. Кныръ

ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМАНД В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье анализируется кадровый состав МКШ Томской области, делается прогноз потребностей по формированию управленческо-педагогических команд данного вида ООУ

Ключевые слова: кадровый состав МКШ, прогноз потребностей, управленческо-педагогические команды.

Ведущей организационной моделью сельских школ являются малокомплектные общеобразовательные учреждения (МКШ). Их число в среднем по России составляет, по данным статистики, почти 50 % от всех образовательных учреждений, 70 % - от сельских ООУ.

Комплексные характеристики сельской школы, обоснованные коллективом авторов во главе с В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, обусловливают постановку инновационных задач модернизации для сельских малокомплектных ООУ, к числу которых можно отнести развитие дидактической системы в рамках разновозрастного обучения, воспитательной системы путем разновозрастных коллективов, введение новой системы оплаты труда (НСОТ) в условиях нормативно-подушевого финансирования (НПФ) и др. При этом преимущественно проявляемый уровень профессиональной компетентности педагогов по данным вопросам можно характеризовать на уровне грамотности (по А. П. Тряпицыной).

Реализация задач модернизации образования осуществляется педагогами, что напрямую связано с вопросами организации профессионального роста для работающих учителей в малокомплектных школах Российской Федерации (как функционирующих длительное время, так и появившихся в настоящее время вследствие демографического кризиса).

Вопросы подготовки специалистов для решения задач модернизации образования в сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях рассматривались в различных аспектах. В работах В. Н. Аверкина, В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, Т. Г. Зелено-вой, Л. П. Корнеевой, А. В. Морозова, Н. Г. Наумова и др. были разработаны комплексные характеристики сельской школы (в том числе и СМООУ), что позволило выявить инновационные задачи модернизации малокомплектных школ (МКШ) данного вида ОУ

Проблемы профессиональной деятельности широко и разносторонне исследуются в настоящее время. В трудах О. А. Абдуллиной, С. Б. Елканова, В. А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Е. Н. Шия-новой и др. раскрываются общетеоретические аспекты профессионально-педагогической подготовки учителей, обосновываются цели, задачи, содержание и структура профессионального образования. Аспекты

повышения качества профессиональной подготовки учителей охарактеризованы в исследованиях А. А. Вербицкого, Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, С. М. Редлиха и др., что способствовало формированию представлений о структуре и содержании дополнительного профессионального образования.

Теории формирования профессиональной компетентности, определение понятий «компетенция», «компетентность», ее составляющие, рассматриваемые в работах И. С. Батраковой, Ф. Н. Гоноблина, Н. В. Кузьминой, А. Г. Ковалевой, Ю. Н. Кулюткина, Н. Д. Левитова, И. А. Колесниковой, А. К. Марковой, И. А. Проданова, Г. Н. Прозументовой, П. Е. Решетникова, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, А. П. Тряпицыной и др., стали теоретической основой для определения сущности понятия «профессиональная компетентность учителей МКШ».

Модели подготовки специалиста для работы в сельской МКШ (направленные на повышение, углубление, расширение предметного знания педагога (учитель широкого профиля)), углубление знаний по интегрированным курсам психологии и педагогики (специальная педагогика, коррекционная педагогика, олигофренопедагогика и т. д.), организацию специализированной подготовки в области воспитательной и социальной работы и др.) были разработаны В. Ф. Авдеевым, Л. Н. Байбородовой, В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, Л. С. Дровалевой, А. Е. Кондра-тенковым, Н. Д. Неустроевым, Д. А. Новиковым, М. М. Плоткиным, Г. Ф. Суворовой, Р. М. Шерайзи-ной и др. При этом остались неизученными вопросы специфики формирования, структуры и содержания профессиональной (психолого-педагогической) компетентности педагогов для решения инновационных задач развития МКШ.

Выявленные недостатки в теории и практике формирования профессиональной компетентности педагогов для решения задач модернизации образования в сельских малокомплектных общеобразовательных учреждениях объективно обусловлены наличием противоречий между:

- потребностью общества в педагогах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, для работы в малокомплектных школах в ус-

ловиях полидисциплинарности, интегративности, меж-предметности, использования разновозрастных технологий обучения и недостаточным уровнем подготовленности учителей к решению задач модернизации сельских малокомплектны1х общеобразовательных учреждений;

- разработанными моделями формирования профессиональной компетентности учителей и их неадаптиро-ванностью к условиям функционирования сельских малокомплектных общеобразовательных учреждений;

— необходимостью повышения качества, доступности, эффективности образовательных услуг СМООУ и низкой степенью разработанности условий формирования профессиональной компетентности учителей для решения задач модернизации данного вида ООУ

Для решения данных противоречий в МКШ Томской области в 2007-2009 гг. ТГПУ провел большую работу по подготовке кадров для данного вида ООУ на основе командного принципа. По результатам данной работы был проведен мониторинг кадрового состава МКШ Томской области.

В МКШ региональной образовательной системы Томской области к 1 сентября 2009 г. работают 1 846 педагогов (не представлены материалы Колпашев-ским районом, г. Северском). Все муниципальные образовательные системы можно разбить на четыре группы на основании численности педагогических кадров МКШ: малочисленные (до 100 человек) - Александровский, Парабельский, Тегульдетский, Чаин-ский районы; средние (от 100 до 200 человек) - Бак-чарский, Верхнекетский, Зырянский, Кривошеинский, Молчановский, Первомайский, Шегарский районы; среднекрупные (от 200 до 300 человек) - Асинов-ский, Каргасокский, Кожевниковский районы; крупные (от 300 и выше) - Томский район.

Соотношение педагогических кадров и молодых специалистов (работающих до 5 лет) в МКШ малочисленных МОС Александровского, Парабельского, Чаинского районов Томской области представлено как соотношение 18 к 12 и 10 к 5 %. Эта же тенденция просматривается в средних МОС, особенно в Бак-чарском, Верхнекетском, Кривошеинском, Первомайском районах.

С другой стороны, наибольшим количеством молодых руководителей МКШ обладают Александровский и Чаинский районы, где достаточно серьезно подходят к подготовке резерва управляющих кадров. Среди средних и среднекрупных МОС проблема омоложения менеджерского состава СМКШ в определенной степени решается в Асиновском, Верхнекетском, Молчановском, Шегарском районах Томской области (см. рис. 1, 2).

В крупной МОС Томского района процент работающих молодых специалистов составляет 12 %.

Таким образом, в региональной образовательной системе Томской области складывается достаточно

450

400

350

300

150

100

ш 1 п 1Л 1л 1П

^

□ Всего педагогов

■ Всего работающих от 1 года до 5 лет:

□ Из общего числа -руководящих работников от1до 5 лет

□ Из общего числа -педработниковот 1 года до 5лет

Рис. 1. Соотношение работающих и молодых специалистов в МКШ средних МОС

800

700

600

500

400

300

200

100

о

-

■-П ■_п _ „ III

□ Всего педагогов

■ Всего работающих от 1 года до 5 лет:

□ Из общего числа -руководящих работников от1до 5 лет

□ Из общего числа -педработников от 1 года до 5лет

Рис. 2. Соотношение работающих и молодых специалистов в МКШ среднекрупных МОС

14000 12000 10000 -|— 8000 6000 4000 2000 0

□ Всего педагогов

■ Всего работающих от 1 года до 5 лет:

□ Из общего числа -руководящих работников от1до 5 лет

□ Из общего числа -педработников от 1 года до 5лет

Рис. 3. Соотношение работающих и молодых специалистов МКШ РОС Томской области

критическая ситуация, когда число молодых специалистов МКШ в целом составляет 8 %, из них 1.5 % -это молодые руководители и 6.5 % - педагоги со стажем работы до 5 лет. При анализе возрастного состава МКШ РОС необходимо отметить, что в целом показатели возрастных групп «до 30», «31-45», «46-55», «56 и выше» соответственно представлены на рис. 4.

Наиболее значительной группой является группа специалистов в возрасте от 46 до 55 лет, что для педагогов (в основном женщин) является либо предпенсионным (46-48 лет), либо пенсионным (48-55) по выслуге лет возрастом (39.5). Безусловно, это наиболее опытная прослойка педагогов, обладающая наи-

□До 30 лет

■ 31-45 □46-55 □56и старше

□ Всего

40% 35% 30% 25% 20% -| 15% -| 10% 5% 0%

□2008-2009 уч.год

стям, либо в педагогических вузах РФ; 60 % - в ТГПУ, 20.8 % - в ТГПК, 3.8 % - в ТГУ (см. рис. 6).

Если просмотреть отдельные МОС (малочисленные, средние, среднекрупные, крупные), то показатели будут примерно такие же (см. рис. 8, 9).

1200 ■

Рис. 4. Распределение педагогических и руководящих работников ОУ РОС Томской области по возрастным группам

большим уровнем профессионализма. Однако через 5-10 лет большая часть этих специалистов будет являться пенсионерами.

На втором месте по численности располагается возрастная группа специалистов от 31 до 45 лет. В процентном соотношении она составляет 33 %. На предпоследнем месте наш самый важный резерв - группа специалистов-пенсионеров - 15.5 %, молодые педагоги в возрасте до 30 лет представлены только 12 %.

В целом кадровый ресурс МКШ Томской области насчитывает 17.9 % пенсионеров. Самые большие показатели старения кадров демонстрируют Тегульдет-ский и Александровский районы. Наиболее эффективно кадры обновляются в Шегарском, Томском и Зырянском районах Томской области. Необходимо отметить, что показатель старения кадров остается во многих районах стабильным, в 2006-2007 учебном году он немного снижался, но в настоящее время повысился по сравнению с 2005-2006 учебным годом.

Большинство руководителей МКШ обладают базовым высшим образованием, полученным в ТГПУ (67.3 %). Только 6 % менеджерского состава получили первоначальное образование в ТГПК, 4.8 % - в ТГУ 21.8 % всех педагогов имеют либо непрофильное педагогическое образование, либо обучались в педагогических профессиональных образовательных учреждениях вне Томской области. Формирование педагогических кадров осуществлялось в основном на территории Томской области. Только 15 % всех педагогов обучались либо по непрофильным специально-

2008-2009 уч.год

□ Базовое образование руководителей

800 600 400 200 о

ТГПУ ТГПК ТГУ Другие

Рис. 6. Базовое образование руководителей МКШ РОС Томской области

9000 ■

П п

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

о

□ ТГПУ

□ ТГПК

□ ТГУ

□ Другие

Базовое образование педагогов

Рис. 7. Базовое образование педагогов МКШ РОС Томской области

120

100

80

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

20

0

П п 1-і

П—~-Г-| Г

□ ТГПУ

□ ТГПК

□ ТГУ

□ др.учр.

.'У V*

Рис. 5. Количество пенсионеров в МКШ Томской области, %

Рис. 8. Базовое образование руководителей МКШ отдельных МОС Томской области Однако половина (46 %) педагогов МКШ являются учителями второй квалификационной категории и преподают дисциплины одной образовательной области. В то же время 53 % всех педагогов вынуждены в силу отсутствия учебной нагрузки изучать вместе со школьниками предметы двух и более образовательных областей, что, безусловно, сказывается на результативности обучения.

К сентябрю 2009 г. уровень профессиональной компетентности учителей МКШ в процессе опытноэкспериментальной работы резко возрос (табл.1).

Экспериментальная группа (ЭГ) по уровню освоения педагогических технологий разновозрастного обучения (РВО) перешла на второй уровень (владе-

700

600

500

400

300

200

100

0

П п =Г -

П~1_1 1 ■-1-1 -1_п 1 Ы 1

□ ТГПУ

□ ТГПК

□ ТГУ

□ Др.учр.

■сГ

Рис. 9. Базовое образование педагогов МКШ отдельных МОС Томской области

ние навыками) и приблизилась по диагностическому показателю к данному уровню в отличие от контрольной группы.

Таким образом, в целом уровень сформирован-ности профессиональной компетентности педагогов МКШ в 2009 г. стал соотноситься как 0.565 к 0.065 (при равных параметрах на начало эксперимента), что позволило определить их как владение алгоритмом РВО в рамках формирования базовых психолого-пе-дагогических компетентностей.

Т аблица 1

Уровень профессиональной компетентности учителей МКШ

№ Группа Уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов экспериментальной и контрольной групп МКШ

2005 2008

1 Экспериментальная группа - 104 ОУ (всего педагогов -1 248 человек) 1.77 2.4

2 Контрольная группа - 83 ОУ (всего педагогов -830 человек) 1.81 1.9

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы о качестве кадрового ресурса МКШ.

Уровень сформированности психолого-педагоги-ческих (базовых) компетентностей значительно выше, чем специальных, управленческих, ключевых. Это связано с организацией повышения квалификации по психолого-педагогическим аспектам в ТГПУ Однако задачи формирования специальных компетентностей практически не решались ввиду низкой степени теоретической разработанности (кроме модели специалиста широкого профиля). Уровень взаимодействия в коллективах МКШ также является недоста-

4.3 4,2 4,1

4

3,9

3,8

3,7

3,6

3,5

3.4

□ Уровень пед. затруднений в технологии РВО

■ Уровень пед. затруднений в

реализации специальны, компететностей РВО

□ Уровень пед. затруднений в реализации управленской компетентности

Однако вопрос о развитии специальных, управленческих, информационно-технологических компетентностей к 2009 г. вообще не ставился.

Рассмотрим реальные потребности в подготовке управленческо-педагогических команд по отдельным сельским муниципальным образовательным системам (МОС). Обратимся к табл. 2.

3,3

Рис. 10. Качество кадрового ресурса МКШ Томской области

точным, что обуславливает педагогические затруднения в реализации управленческой компетентности. Согласно анализу полученных результатов, в большинстве МКШ РОС ТО до сих пор слабо распределены управленческие роли, практически не сформированы команды по модернизации МКШ. На первом этапе модернизации МКШ это возможно ввиду использования мощного мотива к структурным изменениям - сохранения школы. Однако в дальнейшем в рамках саморазвития такая мотивация будет менее эффективна, что обуславливает необходимость разработки и апробации технологии формирования управленческих команд нового типа, ориентированных на саморазвитие (в рамках синергетического подхода).

Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательных программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

Таблица 2

Потребности в подготовке управленческо-педагогических команд по отделъным селъским муниципалъным образователъным системам (сентябръ 2009 г.)

Муниципальное образование (район) МКШ всего (включая НОШ) на 2009 г. Потребность в подготовке, ПК и переподготовке кадров Качество кадрового ресурса МКШ

Уровень пед. затруднений в технологии РВО Уровень пед. затруднений в реализации специальных компетентностей РВО Уровень пед. затруднений в реализации управленческой компетентности комментарий

Александровский 6 + 3.7 4.2 4.1

Асиновский 11 + 2.4 3.8 3.6

Бакчарский 10 + 3.2 4.4 4.1

Верхнекетский 8 + 3.9 4.6 4.3

Зырянский 16 + 3.1 3.8 3.3

Каргасокский 16 + 3.В 4.3 3.9

Кожевниковский 22 + 3.б 3.9 3.7

Колпашевский 14 + 4.0 4.35 3.5

Кривошеинский 9 + 4.3 4.3 4.1

Молчановский 6 + 4.3 4.6 4.2

Парабельский 8 + 3.9 4.1 3.8

Первомайский 15 + 3.1 3.6 3.0

Т ельдетский 8 + 4.1 4.1 4.08

Томский район 18 + 4.4 4.6 4.45

Чаинский район 11 + 4.4 4.3 4. 1

Шегарский 12 + 3.5 4.1 3.6

Всего 183 100% Средний балл 3.73 Средний балл 4.19 Средний балл 3.6

Кнырь Г. Е., методист.

Томский государственный педагогический колледж.

Ул. Крышова, 12 а, г. Томск, Томская область, Россия.

Материал поступил в редакцию 03.12.2009

G. E. Knyr

PROGNOSIS OF DEMANDS IN FORMING PEDAGOGICAL MANAGING COMMANDS IN FEW COMPLEMENT SCHOOLS

OF TOMSK REGION

The article analyses the staff of few complement schools in Tomsk region and forecasts demands in forming pedagogical managing commands in such educational establishmens.

Key words: the staff of few complement schools, prognosis of demands, pedagogical managing commands

Tomsk State Pedagogical College.

Ul. Krylova, 12-a, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.