Научная статья на тему 'Профориентация молодежи региона: опыт экскурсионной деятельности'

Профориентация молодежи региона: опыт экскурсионной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / EXCURSIONS / YOUTH CAREER GUIDANCE / RESEARCH CENTER / REGION'S DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарева Любовь Михайловна, Дурягина Наталья Николаевна

В представленной статье описан опыт организации экскурсионной деятельности на примере Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (г. Вологда) как одной из составляющих профориентационной работы с молодежью региона. Для достижения поставленной цели авторами изучены различные подходы к определению профориентации таких авторов, как Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, М.А. Болдина, Е.В. Деева, О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева. Анализ научной литературы позволил выделить задачи, на выполнение которых направлена профориентационная деятельность, определить различные формы взаимодействия образовательных организаций с потенциальными работодателями. Отличительной особенностью исследования является описание уникальной системы экскурсий для обучающихся научно-образовательного центра экономики и информационных технологий. Авторы подробно освещают методику организации экскурсий, дают характеристику проводимым мероприятиям по целям и типам, приводят примеры конкретных экскурсий, реализуемых в течение учебного года. Эффективность организуемой в центре профориентационной работы позволяют определить показатели ежегодного опроса выпускников очного факультатива по результатам поступления в средние и высшие учебные заведения. Так, по данным исследования, в 2015/16 учебном году 38% выпускников зачислены на профильные специальности вузов (экономика, математика и информатика), что позволяет сделать вывод о том, что профориентационная работа в научно-образовательном центре имеет положительное влияние на формирование профессиональных предпочтений старшеклассников. Таким образом, представленный опыт использования экскурсионного метода в становлении профессионалов доказывает, что проведение подобных мероприятий занимает важное место в образовательном и воспитательном процессе приобретения знаний и навыков, способствующих эффективному поведению на рынке труда. Перспективным направлением исследования является изучение зарубежного опыта организации экскурсий. Материалы статьи могут быть полезны учителям, классным руководителям, педагогам-организаторам образовательных учреждений, студентам педагогических направлений подготовки вузов, сотрудникам и методистам научно-образовательных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Career Guidance in the Region: Experience of Excursion Activity

The article describes the experience of the organization of excursion activities on the example of Scientific-educational center of Economics and information technologies of the Federal state budget institution of science “Vologda scientific center of the Russian Academy of Sciences” (Vologda) as one of the components of career guidance work with young people in the region. To achieve this goal, the authors study different approaches to the definition of career counseling by authors such as E. F. Zeer, A. M. Pavlov, N. About. Sadovnikova, V. P. Zinchenko, B. G. Mescheriakov,M. A. Boldin, E. V. Deeva, O. A. makhaeva E. E. Grigorieva. Analysis of scientific literature allowed to identify the objectives which directed vocational guidance activities, identify various forms of interaction of educational institutions with potential employers. A distinctive feature of this study is description of a unique system of excursions for students of the scientific-educational center of economy and information technology. The authors cover in detail the methodology of organizing excursions, give a characterization of measures purpose and type, give examples of specific tours, ongoing throughout the school year. The effectiveness of the arrangements in the centre of vocational guidance allow you to determine the indicators of the annual survey of graduates full-time elective admission results in secondary and higher educational institutions. So, according to a study in the 2015/16 academic year, 38% of graduates enrolled in relevant College programs of universities (Economics, mathematics and computer science) that allows to make a conclusion that professional development in scientifically-educational centre has a positive effect on the formation of occupational preferences of high school students. Thus, presents the experience of using a safe Deposit method in the formation of professionals proves that such events occupies an important place in educational process of acquiring knowledge and skills that contribute to effective behaviour in the labour market. A promising direction of research is to study foreign experience of organization of excursions. The article can be useful to teachers, class teachers, teachersorganizers of educational institutions, students of pedagogical fields of training, universities, staff and the Methodists of scientific-educational centers.

Текст научной работы на тему «Профориентация молодежи региона: опыт экскурсионной деятельности»

Гуманитарные науки

УДК 371.335.7(470.12) ББК 74.200.54 (2Рос-4Вол)

© Сухарева Л.М., Дурягина Н.Н.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА: ОПЫТ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУХАРЕВА ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: susharevalm@mail.ru

ДУРЯГИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: seni4eva@mail.ru

В представленной статье описан опыт организации экскурсионной деятельности на примере Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (г. Вологда) как одной из составляющих профориен-тационной работы с молодежью региона. Для достижения поставленной цели авторами изучены различные подходы к определению профориентации таких авторов, как Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, М.А. Болдина, Е.В. Деева, О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева. Анализ научной литературы позволил выделить задачи, на выполнение которых направлена профориентационная деятельность, определить различные формы взаимодействия образовательных организаций с потенциальными работодателями. Отличительной особенностью исследования является описание уникальной системы экскурсий для обучающихся научно-образовательного центра экономики и информационных технологий. Авторы подробно освещают методику организации экскурсий, дают характеристику проводимым мероприятиям по целям и типам, приводят примеры конкретных экскурсий, реализуемых в течение учебного года. Эффективность организуемой в центре профориентационной работы позволяют определить показатели ежегодного опроса выпускников очного факультатива по результатам поступления в средние и высшие учебные заведения. Так, по данным исследования, в 2015/16учебном году 38% выпускников зачислены на профиль-

ные специальности вузов (экономика, математика и информатика), что позволяет сделать вывод о том, что профориентационная работа в научно-образовательном центре имеет положительное влияние на формирование профессиональных предпочтений старшеклассников. Таким образом, представленный опыт использования экскурсионного метода в становлении профессионалов доказывает, что проведение подобных мероприятий занимает важное место в образовательном и воспитательном процессе приобретения знаний и навыков, способствующих эффективному поведению на рынке труда. Перспективным направлением исследования является изучение зарубежного опыта организации экскурсий. Материалы статьи могут быть полезны учителям, классным руководителям, педагогам-организаторам образовательных учреждений, студентам педагогических направлений подготовки вузов, сотрудникам и методистам научно-образовательных центров.

Экскурсии, профориентация молодежи, научно-образовательный центр, развитие региона.

Экономика Российской Федерации на современном этапе ориентирована на предоставление самостоятельности субъектам в выборе ведущих направлений развития. Именно по этой причине каждый субъект имеет свои особенности в этой деятельности, в связи с чем рейтинговыми и приоритетными становятся профессии, наиболее востребованные в регионе. Согласно Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года наш регион к указанному сроку будет иметь масштабы и качество образования, соответствующие требованиям экономики будущего и социальным запросам населения [14].

Актуальность исследования состоит в том, что для эффективной реализации стратегии социально-экономического развития Вологодской области необходимо организовать эффективное взаимодействие образовательных учреждений с работодателями с целью социального партнерства и грамотной профессиональной ориентации школьников.

Целью исследования, представленного в данной статье, является анализ опыта экскурсионной деятельности на примере Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук»

(далее - ВолНЦ РАН) как составляющей профориентации молодежи региона.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть существующие теоретические подходы к определению понятия «профориентация»;

- изучить опыт организации экскурсий для обучающихся ВолНЦ РАН;

- рассмотреть влияние экскурсии на формирование профориентационных предпочтений школьников.

Профориентационная работа в образовательном учреждении играет ключевую роль в оказании поддержки обучающимся в выборе будущей профессиональной деятельности, а также в выработке у школьников профессионального самоопределения в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда [4; 10; 17].

Изучением профориентационного сопровождения обучающихся занимаются специалисты из различных областей - педагоги, психологи, социологи и т. д. [5; 7]. В современной научной практике существуют различные определения профориентации (табл. 1).

В ходе рассмотрения определений понятия «профориентация» мы установили, что в рамках нашего исследования под профо-риентационной работой будет пониматься комплекс психолого-педагогических мер,

Таблица 1. Определения понятия «профориентация»

Авторы Определение

Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова Профессиональная ориентация - совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленная на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования*

В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков Профессиональная ориентация - система мер, направленная на оказание помощи молодежи в выборе профессии**

М.А. Болдина, Е.В. Деева Профессиональная ориентация - процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в котором он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [2]

О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева Профессиональная ориентация - научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности [8]

* Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика : учебное пособие для высшей школы. - М., 2004. ** Психологический словарь [Текст] / под отв. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Педагогика Пресс, 2001. - 440 с.

направленный на профессиональное самоопределение школьника. Данное определение наиболее полно и комплексно отражает весь спектр характеристик изучаемого понятия. Анализ научной литературы позволил выделить следующие задачи, на выполнение которых ориентирована про-фориентационная деятельность в образовательном учреждении [1] (рис. 1).

Задачи профориентационной работы со школьниками

^_

выработка гибкой системы сотрудничества образовательной

организации с учреждениями профессионального образования, а также с предприятиями и организациями города

Рис. 1. Задачи профориентационной работы

Методически грамотно организованная система сотрудничества образовательной организации с потенциальными работодателями должна представлять собой результат многолетнего опыта подобного взаимодействия, опираться на разработанную методику организации. Достижение данной задачи может осуществляться с помощью различных форм деятельности: консультирование, встречи с представителями вузов, организаций, дни открытых дверей, экскурсии [3; 9].

К наиболее эффективным формам относятся профориентационные экскурсии,

на которых через посещение предприятия или знакомство с вузом реализуется формирование интересов обучающихся, привлечение их внимания к определенной отрасли знаний [11].

В связи с этим представляется полезным поделиться опытом организации и проведения профориентационных экскурсий в НОЦ ВолНЦ РАН.

Организация экскурсий на различные предприятия и учреждения г. Вологды входит в состав профориентационной работы с обучающимися. Задача данных мероприятий - расширение и углубление знаний об особенностях социально-экономического развития региона, анализ полученных теоретических знаний путем непосредственного наблюдения, применения их на практике, развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.

Важным является то, что экскурсии, организуемые НОЦ, это не разовые мероприятия - разработана система экскурсий, охватывающая весь учебный год. Оформляется она в виде графика. Для каждого класса в год проводится 2 экскурсии в очной (непосредственное посещение предприятия/организации) или заочной/виртуальной (просмотр фильма) форме. Мероприятия соответствуют определенным темам уроков, предваряют или заверша-

_*

получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся

ют изучение раздела курса или являются частью тематической недели [6; 15]. Выбор посещаемой организации (предприятия) ориентирован на перспективные, востребованные специальности, направления профессионального развития в регионе (например, 1Т-сфера, робототехника и др.).

Для обеспечения системности и комплексности в работе по проведению экскурсий в НОЦ ВолНЦ РАН разработан алгоритм их организации (рис. 2) [16].

1. ВЫБОР ПРЕДПРИЯТИЯ/ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

(безопасность производства; соответствие содержания экскурсии образовательной программе; доступность экскурсии для понимания; значимость данного предприятия)

2. СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(согласование дат и времени проведения экскурсий с руководителями предприятий/организаций)

3. ПОДГОТОВКА ГРУППЫ К ЭКСКУРСИИ

(краткая характеристика предприятия; изучение статистического материала по соответствующей сфере экономики; знакомство с правилами поведения и техникой безопасности)

4. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

(очная/заочная форма, посещение предприятия/организации, виртуальная экскурсия)

5. ПОСЛЕЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА

(заполнение участниками экскурсии анкет, содержащих вопросы о полезности и важности полученной информации, которые позволяют оценить предприятие; выполнение заданий контролирующего характера)

Рис. 2. Алгоритм организации экскурсий

Профориентационные экскурсии - это эффективная форма сотрудничества образовательной организации и работодателей, которая знакомит обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами про-фессии1. Неотъемлемым условием такого взаимодействия является точное пони-

1 Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

мание целей совместной деятельности. Цель образовательной организации -формирование у обучающихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях, актуальном «профессиональном окружении». Цели предприятий-работодателей сводятся к информированию школьников о преимуществах работы, т. е. формированию позитивного, привлекательного образа своей организации [13].

Анализ научной литературы позволил выделить следующие типы профориен-тационных экскурсий [13] (рис. 3).

Профориентационная экскурсия

обзорная

тематическая

профессиографическая

Рис. 3. Типы профориентационных экскурсий

Обзорные экскурсии организуются с целью общего знакомства с предприятием или организацией. Данный тип экскурсий проводится по установленному маршруту (музей, цехи, отделы и т. д.). Как правило, она сопровождается беседой с рабочими на различных участках производства, рассказом об условиях для профильной подготовки специалистов.

Тематические экскурсии проводятся по школьным предметам согласно плану образовательной организации, в соответствии с разработанным циклом экскурсий, который соответствует программе. Цель подобных мероприятий - всестороннее ознакомление с предприятием, а также пропаганда определенных профессий для подростков и старшеклассников.

Особенностью профессиографических экскурсий является то, что знакомство с содержанием той или иной профессии происходит в группах по интересам и личностным предрасположенностям. В ходе таких экскурсий осуществляется

изучение деятельности специалиста, его связей с другими работниками в течение трудового дня, потребностей организации в кадрах, возможностей совмещения работы с учебой, перспектив карьерного роста, требований, которые выбранная профессия предъявляет к личностным качествам человека, а также возможных противопоказаний.

На практике, как правило, четкое деление экскурсий по типам не соблюдается. Обычно профориентационная экскурсия содержит элементы всех трех типов и нацелена на максимально полное информирование школьников.

Каждая экскурсия имеет свою тему, объект показа и рассказа. Темой для таких экскурсий является демонстрация работы промышленного предприятия. Объект показа - цеха, отделы. Объектом рассказа экскурсовода становятся исторические, технологические, экономические аспекты деятельности организации. По содержанию профориентационная экскурсия состоит из 5 блоков [12] (рис. 4).

Данная структура содержательных блоков профориентационной экскурсии является основой для организации подобных мероприятий, варьируется в за-

висимости от специфики компании, техники безопасности, а также возрастных особенностей обучающихся.

В ходе реализации данного направления в НОЦ сформировался список организаций, которые стали сотрудниками ВолНЦ РАН в проведении экскурсий (табл. 2).

Содержание профориентационной работы в рамках посещения предприятий и организаций соответствует не только тематике учебного курса, но и определенной возрастной группе обучающихся. Так, для школьников 5-7 классов оно нацелено на формирование у обучающихся уважения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, а также расширение представлений о мире профессионального труда. В задачу профориентационных экскурсий в 8-9 классах входит профессиональное самоопределение школьников, а также сохраняется установка на расширение представлений об актуальных профессиях. В 10-11 классах экскурсии имеют коррекционный характер - поправка профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Помимо экскурсий на предприятие обучающиеся в рамках профориентаци-онной работы посещают ежегодные вы-

1. Исторический блок:

краткая информация об истории отрасли производства и данной организации. Где и когда впервые люди стали заниматься данным делом. Ключевые моменты развития отрасли. Выдающиеся персоналии. Интересные факты. История создания и развития данного предприятия/организации. Место предприятия в отрасли. Значение работы предприятия для экономики города, области, страны

2. Технический блок:

информация о технологических особенностях данного производства. Схема производственного процесса. Инновации и научно-технические разработки отрасли, использующиеся на предприятии

3. Экономический блок:

информация об экономических показателях предприятия/организации (численность сотрудников, основные категории задействованного персонала, средняя заработная плата, производительность труда, объемы выпускаемой продукции). Особенности управления предприятием/организацией (структура, подразделения, их функции, миссия, цели компании)

4. Интерактивный блок:

школьникам предоставляется возможность «попробывать» себя на производстве, выполнив какую-либо «элементарную» операцию. Обучающиеся получают «на память» сувениры или образцы продукции предприятия

5. Профориентационный блок:

информация о перспективах развития данного предприятия, о том, какие специалисты требуются, какими качествами нужно обладать для работы в данной сфере и информация об учебных заведениях, готовящих специалистов для компании

Рис. 4. Содержание профориентационной экскурсии

Таблица 2. Система экскурсий для школьников НОЦ ВолНЦ РАН

Класс Предприятие, организация Место в учебном плане, направление работы

5 Вологодская областная детская библиотека Темы: «Знакомство с научными библиотеками. Работа с книгой», «В мире профессий»

5 УЦ «Энергетик» Темы: «Оказание первой доврачебной помощи», «В мире профессий»

6 «Центр противопожарной пропаганды и общественных связей противопожарной службы Вологодской области» Темы: «Потребность в безопасности»,«В мире профессий»

6 Музей аптечного дела Темы: «Знакомство с научными музеями», «В мире профессий»

7 ОАО «Вологодский завод строительных конструкций и дорожных машин» Тема: «Промышленные предприятия г. Вологды»

7 СХПК комбинат «Тепличный» Тема: «В мире профессий и заработков»

8 Бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Областной научно-методический центр культуры» Тема: «В мире профессий»

8 БУК ВО «Вологодская областная специальная библиотека для слепых» Тема: «В мире профессий»

9 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области Темы: «Налоговая система», «В мире профессий»

9 ОАО «ТГК-2», Вологодская ТЭЦ Темы: «Промышленные предприятия г. Вологды», «В мире профессий»

10 ООО «Плейрикс» Темы: «Предпринимательство», «В мире профессий»

10 Кредитная организация «Северный кредит» Темы: «Деньги и банковская система», «В мире профессий»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» Тема: «Система профессионального образования»

11 Центр занятости населения г. Вологды Тема: «Рынок труда. Профессиональные требования»

ставки «День карьеры молодежи» (расширение представления школьников о профессиях), НТТМ (знакомство с талантливой перспективной молодежью, опытом предпринимательства).

Ежегодно с целью проверки эффективности образовательного процесса в НОЦ ВолНЦ РАН проводится опрос выпускников относительно их поступления в высшие и средние учебные заведения. Он направлен на оценку качества преподавания экономики и эффективности профори-ентационной работы в НОЦ ВолНЦ РАН и позволяет не только выявить приоритеты выбора будущей профессии, но и оценить влияние НОЦ на жизнь выпускников.

Количество обучающихся очного факультатива НОЦ в 2015/16 учебном году составило 350 человек. В этом году курс обучения завершили 67 выпускников (табл. 3).

Доля зачисленных в 2015/16 учебном году только на профильные специальности составляет 38% (21 чел.) (рис. 5). В сравне-

55

43 43 ■

38

33 1 1 1 32 1 1

2010/11 уч. г. 2011/12 уч. г. 2012/13 уч. г. 2013/14 уч. г. 2014/15 уч. г. 2015/16 уч. г.

Рис. 5. Динамика поступления обучающихся НОЦ в высшие учебные заведения за 2010/11-2015/16 уч. гг., %

нии с предыдущим годом удельный вес в отчетном году ниже, но это обусловлено тем, что количество выпускников в этом году значительно больше, чем в предыдущем (67 и 20 человек соответственно).

Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что профориентационная работа имеет положительное влияние на формирование профессиональной идентификации личности. Это обусловливается тем, что 38% - это выпускники, выбравшие экономическую направленность профессионального обучения. Помимо

Таблица 3. Результаты поступления в средние и высшие учебные заведения выпускников очного факультатива НОЦ в 2015/16 учебном году

Показатель Всего, чел. % от общего количества

1. Численность выпускников 67 100

2. Численность выпускников, поступивших в вузы России 55 82

Численность выпускников, поступивших в ссузы России 1 2

нет данных 9 13

3. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Вологды, из них: 25 45

ВоГУ 21 38

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 4 7

4. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Санкт-Петербурга 15 27

5. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения г. Москвы 3 6

6. Численность выпускников, поступивших в учебные заведения других городов 11 20

7. Численность выпускников, поступивших по профилю 21 38

этого, большая доля обучающихся (32%) выбрала смежные с экономикой специальности: маркетинг, менеджмент, инновации и т. д. Эти показатели подтверждают успешность профориентационной деятельности в НОЦ.

Экскурсии как одна из эффективных форм профориентации, безусловно, оказывают влияние на выбор выпускников. Системное их проведение позволяет привлечь обучающихся к овладению актуальными, востребованными профессиями для региона. Помимо этого, данная форма деятельности создает благоприятные условия для сотрудничества образовательной и производственной сфер, что ведет к балансу между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг.

Привлекательность подобных мероприятий в рамках профориентационной работы обусловливается тем, что они:

- характеризуются отсутствием больших кадровых, правовых, материальных и др. затрат;

- способствуют связи теории и практики;

- повышают мотивацию и уровень информированности о данной профессии;

- оказывают содействие развитию обучающихся на профессиональном уровне.

Таким образом, представленный опыт использования экскурсионного метода в становлении профессионалов доказывает, что проведение подобных мероприятий занимает важное место в образовательном и воспитательном процессе приобретения знаний и навыков, способствующих эффективному поведению на рынке труда.

В связи с этим встает вопрос о саморазвитии теории и практики профессионального самоопределения в системе современного образования. Данное направление деятельности будет результативным только при осознании целей и задач, а также при проектировании возможных итогов профессиональной помощи школьникам. Достичь этого можно только при организации работы на системной основе, которая позволит ориентироваться на перспективу создания комплексной кадровой политики. Такая подготовка должна способствовать осознанному профессиональному самоопределению в рамках школьного обучения [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердюгина, Е. Д. Профориентационная работа в школе (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы^р://открытыйурок.рф/статьи/412720

2. Болдина, М. А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении [Текст] / М. А. Болдина, Е. В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. -№ 12. - С. 431-439.

3. Будаева, Э. В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы школы [Текст] / Э. В. Будаева // Вестник БГУ. - 2015. - № 1. - С. 102-104.

4. Гнездилова, П. А. Воспитание гражданственности студентов и школьников в процессе экскурси-онно-исследовательской деятельности [Текст] / П. А. Гнездилова // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 4. - С. 171-175.

5. Емельянова, А. С. Эффективная модель профориентационной работы [Текст] / А. С. Емельянова // Образование и общество. - 2016. - № 3 (98). - С. 54-56.

6. Зябкина, О. Ю. Учебные экскурсии в системе экономического образования школьников [Текст] / О. Ю. Зябкина, В. И. Попова // Проблемы развития территории. - 2013. - №1 (63). - С.121-128.

7. Лисицына, Т.Б. Экскурсия - педагогический процесс [Текст] / Т.Б. Лисицына // Молодой ученый. -2012. - №6. - С. 401-404.

8. Махаева, О.А. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников [Текст] / О. А. Махаева, Е. Е. Григорьева. - М.: Перспектива, 2002. - 51 с.

9. Михайлова, Л.И. Методика проведения экскурсии для детей младшего школьного возраста [Текст] / Л. И. Михайлова, А. С. Харитонова // Поволжский педагогический поиск. - 2014. -№2 (8). - С. 48-49.

10. Нарута, Я.С. Организация экскурсий для школьников [Текст] / Я. С. Нарута, А.С. Васильев // Научное обозрение. Экономические науки. - 2016. - № 5. - С. 33-36.

11. Полушина, Н.Б. Развитие личности школьника через туристскую и экскурсионную деятельность [Текст] / Н. Б. Полушина // Образование в Кировской области. - 2009. - №2 (10). - С. 22-26.

12. Полянина, С. С. Экскурсия для школьников на предприятие как фактор эффективного развития промышленного туризма [Текст] / С. С. Полянина, Л. В. Докашенко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 29-31 янв. 2014 г., Оренбург. - Оренбург, 2014. - С. 1777-1782.

13. Роут, О.А. Экскурсия на предприятия как одна из эффективных форм профориентационной работы в образовательных организациях [Текст] / О. А. Роут // Территория науки. - 2015. -№ 2. - С.69-73.

14. Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vologda-oblast.ru/strategiya2030/strategiya

15. Сухарева, Л.М. Экскурсии как форма внеучебной деятельности в образовательной организации (на примере НОЦ ВолНЦ РАН) [Электронный ресурс] / Л. М. Сухарева // Сборник научных трудов по материалам XII Международной научной конференции «Тенденции развития науки и образования». -2016. - Режим доступа : http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2015/06/31.03.2016_p2.pdf

16. Сухарева, Л. М. Экскурсионная деятельность: педагогический аспект [Электронный ресурс] / Л. М. Сухарева // Вопросы территориального развития. - 2016. - № 5 (35).

17. Artemenko O. The school developing space, as the factor, having promoted with the junior schoolchildren mental development. European Journal of Natural History, 2010, no. 3, pp. 69-71.

18. Saschnina O.V., Chigarskih V.I. Methods of educational activities of modern natural science museum. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 2016, t. 12, no. 2, pp. 15-19.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сухарева Любовь Михайловна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: susharevalm@mail.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-10.

Дурягина Наталья Николаевна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: seni4eva@mail.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-37.

Sukhareva L.M., Duryagina N.N.

YOUTH CAREER GUIDANCE IN THE REGION: EXPERIENCE EXCURSION ACTIVITY

The article describes the experience of the organization of excursion activities on the example of Scientific-educational center of Economics and information technologies of the Federal state budget institution of science "Vologda scientific center of the Russian Academy of Sciences" (Vologda) as one of the components of career guidance work with young people in the region. To achieve this goal, the authors study different approaches to the definition of career counseling by authors such as E. F. Zeer, A. M. Pavlov, N. About. Sadovnikova, V. P. Zinchenko, B. G. Mescheriakov, M. A. Boldin, E. V. Deeva, O. A. makhaeva E. E. Grigorieva. Analysis of scientific literature allowed to identify the objectives which directed vocational guidance activities, identify various forms of interaction of educational institutions with potential employers. A distinctive feature of this study is description of a unique system of excursions for students of the scientific-educational center of economy and information technology. The authors cover in detail the methodology of organizing excursions, give a characterization of measures purpose and type, give examples of specific tours, ongoing throughout the school year. The effectiveness of the arrangements in the centre of vocational guidance allow you to determine the indicators of the annual survey of graduates fulltime elective admission results in secondary and higher educational institutions. So, according to a study in the 2015/16 academic year, 38% of graduates enrolled in relevant College programs of universities (Economics, mathematics and computer science) that allows to make a conclusion that professional development in scientifically-educational centre has a positive effect on the formation of occupational preferences of high school students. Thus, presents the experience of using a safe Deposit method in the formation of professionals proves that such events occupies an important place in educational process of acquiring knowledge and skills that contribute to effective behaviour in the labour market. A promising direction of research is to study foreign experience of organization of excursions. The article can be useful to teachers, class teachers, teachers-organizers of educational institutions, students of pedagogical fields of training, universities, staff and the Methodists of scientific-educational centers.

Excursions, youth career guidance, research center, region's development.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sukhareva Lyubov' Mikhailovna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: susharevalm@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

Duryagina Natal'ya Nikolaevna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: seni4eva@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.