Научная статья на тему 'Профильное обучение иностранным языкам в рамках элективного курса "английский и американский юмор"'

Профильное обучение иностранным языкам в рамках элективного курса "английский и американский юмор" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение иностранным языкам в рамках элективного курса "английский и американский юмор"»

ри закреплении учебного материала важно по возможности дать его увязку с )ежде изученными и последующими учебными вопросами. Наглядная картина с взаимосвязей в гипертексте дает возможность при закреплении учебного иериала подобрать такие задания и вопросы, которые способствуют ¡лючению новых знаний в систему ранее усвоенных.

Гипертекстовая технология позволяет учащемуся произвести гассификацию учебных вопросов, дает возможность наделить любой учебный шрос набором некоторых параметров, а также осознать процесс освоения {формации на иностранном языке. Кроме того эта технология открывает >вольно широкие возможности для дидактических исследований изучения феделенных учебных проблем преподавателем. Таким образом, [пертекстовая технология дает новые возможности по обдумыванию, шнированию, контролированию и активному управлению учебным юцессом, а также структурированию учебного материала [Калтыгина, 2006, с. >].

Слисок литературы

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие / А.Н. Баранов. Изд. е, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 360 с.

Калтыгина М. Гипертекст как средство структурирования учебной информации / .Калатыгина // STUDIES ABOUT LANGUAGES. - 2006. - № 9. - С. 24-29.

Субботин М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации / М.М. Субботин. ., 1994. - 368 с.

Чепик Е.Ю. Гипертекстовые технологии представления лексики I Е.Ю, Чепик// Ученые писки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2007. - №1. - С. 15-399.

/!i(p://www.ido.edu.m/open/multimedia/m03.htm.

© Панина Е.Ю., Беляева А А., 2010

Е.Ю. Панина, Шамсулин М.Ф.

Профильное обучение иностранным языкам в рамках элективного курса «Английский и американский юмор»

Профильные классы как одна из моделей обучения на сверхбазовом уровне гановятся характерной чертой сегодняшней системы образования. Они ризваны удовлетворять интересы современных школьников, их рофессиональные стремления, помочь им найти себя в будущей рофессиональной жизни. Многообразие профильных классов свидетельствует широте интересов учащихся и отражает социальный заказ общества на иециалистов тех или иных областей знаний.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение иностранному языку предполагает углублённое изучение иностранного языка с ориентацией на дальнейшее продолжение образования в выбранном направлении с целью овладения соответствующей профессиональной деятельностью.

Цели профильного обучения иностранным языкам:

• дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а также расширение или углубление её компонентного состава, обусловленное выбранным профилем;

• развитие и воспитание личности старшеклассника, а именно:

о способности к личностному и профессиональному самоопределению;

о формирование активной жизненной позиции как патриота, гражданина, субъекта межкультурного взаимодействия;

о развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, толерантность и т.п.;

о развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к самообразованию с его использованием в разных областях знаний;

о развитие опыта творческой деятельности, в том числе в области исследовательской работы в русле профиля.

Элективные курсы - это обязательные курсы по выбору школы и учащихся, часы на которые выделяются из школьного компонента базисного учебного плана. В результате профильный учебный предмет «Иностранный язык» может быть углублён, расширен или видоизменён за счёт специализированных элективных курсов прикладного характера.

Элективные курсы углубляют, дополняют, модифицируют (видоизменяют) профиль. Они выполняют 3 основные функции:

• способствуют углублению, расширению профиля в целом или отдельных профильных учебных предметов, их частей;

• служат средством овладения с помощью иностранного языка другой предметной областью (её элементарными основами);

• придают профилю прикладную направленность.

Содержание элективных курсов не включено в содержание единого государственного экзамена. Но, безусловно, позволяет обучающимся достичь более высоких результатов в выполнении его заданий как базового, так и

1 повышенного уровня сложности. Формой контроля может выступать ролевая | игра, подготовка проекта, зачет и др.

Введение курса "American and English Humor" на старшей ступени общеобразовательной школы в классах с углубленным изучением английского языка объясняется рядом причин.

Задача школы в целом состоит в том, чтобы обеспечить социальную i зрелость подрастающего поколения, самоопределение личности в культуре, что возможно только при контакте с ней. Введение элементов иноязычной ¡культуры пройдет без видимых усилий только в том случае, если материал будет интересен и понятен подросткам в возрасте 16 -17 лет. Молодые люди склоны к интересной и насыщенной жизни, веселью, развлечениям и общению. Учитывая это, можно с уверенностью сказать, что предоставляется огромная возможность не только для обучения, но и для развлечения учеников.

Хотелось бы подчеркнуть актуальность включения в разработку элективных курсов тем, направленных не только на углубление знаний по предметам, но и на повышение общей культуры личности ученика.

Знакомство с юмором стран изучаемого языка позволит расширить кругозор учащихся и даст им более четкое понятие о культуре и менталитете народов данных стран. В будущем знания, полученные в результате изучения элективного курса, позволят молодым людям не только разбираться в сферах проявления юмора, от кино до художественной литературы, но и поможет преодолеть культурный барьер.

Гуманитарная направленность общего развития личности предполагает более широкое знакомство с культурной жизнью страны изучаемого языка. Огромный поток информации, который в настоящее время обрушивается на ещё не сформировавшуюся личность, не всегда оказывает на неё позитивное влияние. Подросток не всегда способен отличить подлинно смешное от грубого и вульгарного.

Данный курс имеет практическую значимость, так как он направлен на расширение словарного запаса учащихся, который они смогут использовать не только на уроках профильного предмета, но и в повседневной жизни.

Предлагаемый школьный курс "American and English Humor" относится к числу элективных курсов, не обязательных для посещения, по выбору учащихся. Основные задачи курса сводятся к тому, чтобы повысить достигнутый базовый уровень обученности ИЯ и обязательный минимум содержания профильного уровня стандарта среднего (полного) общего j образования по иностранному языку.

Основной целью курса является: формирование у учащихся старших классов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору, планированию и реализации личных перспектив. Кроме этого, данный элективный курс преследует следующую практическую цель: создание возможностей для приобретения учащимися умения практического использования английского языка в сфере деятельности, связанной с юмором в различных его проявлениях. Введение элективного курса способствует развитию способности к самоопределению, выбору профессии. Более того,

развивается эстетический вкус, чувство юмора и такта. Именно в этом заключается развивающая цель элективного курса "American and English Humor". При реализации образовательной цели происходит знакомство учащихся с историей и развитием юмора; спецификой юмора в кино, литературе, театре и в остальных областях современной жизни; особенностями работы сценаристов и актеров, ранее неизвестных учащимся. Вместе с тем курс обеспечивает воспитание толерантного отношения к культуре страны изучаемого языка и критического отношения к своей речи, касательно юмора. Именно в этом заключается воспитательная цель предложенного элективного курса.

© Панина Е.Ю., Шамсулин М.Ф., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.