Научная статья на тему 'Профильное обучение иностранному языку как фактор развития языковой личности'

Профильное обучение иностранному языку как фактор развития языковой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3927
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Л. А.

Ориентация на личность учащегося определяет современную концепцию языкового образования, которое играет ведущую роль в процессе развития личности, а профильно-ориентированное обучение иностранному языку позволяет будущим специалистам приобретать большую компетентность в профессиональной деятельности. Развивая языковое сознание, способности и свойства языковой личности в рамках профильного курса, мы развиваем гуманистическую ценностную диспозицию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение иностранному языку как фактор развития языковой личности»

Милованова Л.А.

Волгоградский государственный педагогический университет

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Ориентация на личность учащегося определяет современную концепцию языкового образования, которое играет ведущую роль в процессе развития личности, а профильно-ориентированное обучение иностранному языку позволяет будущим специалистам приобретать большую компетентность в профессиональной деятельности. Развивая языковое сознание, способности и свойства языковой личности в рамках профильного курса, мы развиваем гуманистическую ценностную диспозицию личности.

На современном этапе «абсолютной ценностью общества становится человек (личность), а целью образования - развитие личности» [7].

Образование сегодня является основой развития личности, гарантией социальной мобильности и социальной устойчивости выпускника школы. В связи с этим, как отмечает П.Г. Щедровицкий, изменяется его суть: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» [13].

Сформулированная ведущая цель образования наряду с высокой квалификацией требует подготовки специалистов, обеспечивающих функционирование различных сфер жизнедеятельности общества. Следовательно, не менее значимой целью является воспроизводство наследия духовной культуры, ценностных ориентиров обучаемых. В современной педагогической теории и практике утверждаются новые ценности личностно ориентированного образовательного пространства [8].

Один из основных факторов развития личности - познание человеком окружающего мира. Как справедливо отмечает И. Харитонова, познание необходимо человеку для успешного осуществления преобразовательной деятельности, для оказания такого организационного воздействия на объекты внешней среды, которое позволяет чувствовать себя в ней комфортно. Для осуществления организационной деятельности, как в духовной, так и в материальной сфере человек должен обладать необходимой информацией, которая интериоризуется в памяти индивида и экстериоризуется посредством языка [12].

Именно поэтому ориентация на личность учащегося определяет современную

концепцию языкового образования, которое играет ведущую роль в процессе развития личности. Как известно, язык является инструментом создания и интерпретации «образа мира», проникновения в мировую культуру и осознания своей национально-культурной принадлежности, инструментом социального взаимодействия, формирования и социализации личности.

В качестве основной цели в области обучения иностранным языкам граждан будущей Европы Европейским советом выдвигается многоязычие: владение каждым жителем Европы как минимум двумя иностранными языками, одним из которых - активно. В качестве цели обучения выдвигается при этом не только и не столько коммуникативная, сколько социальная, межкультурная компетенция, которая, несомненно, включает в себя и коммуникативную. Таким образом, речь идет о расширении целей обучения, включающих в себя культуру данной страны в широком смысле слова [1].

Выдающийся мыслитель и ученый, основоположник теоретического языкознания Вильгельм фон Гумбольдт считал, что овладение другим языком есть приобретение нового видения мира. «Освоение иностранного языка можно было бы уподобить завоеванию новой позиции в прежнем видении мира; до известной степени фактически так дело и обстоит, поскольку каждый язык содержит всю структуру понятий и весь способ представлений определенной части человечества» [5].

Изучение иностранного языка особенно актуально в современном обществе, так как усиливается интернационализация всех сфер общественной жизни.

Знание иностранного языка необходимо как для продолжения обучения, так и для осуществления профессиональной деятельности. Курс иностранного языка способствует овладению культурой мышления, дает знания о его основных законах, помогает организовать свой труд на научной основе, обучает рефлексии на основе анализа и оценки собственного уровня владения иностранным языком. Получаемые в процессе изучения иностранного языка страноведческие знания, знания о приобретаемой профессии в публикациях на иностранном языке расширяют общий кругозор, позволяет школьнику и студенту лучше оценить сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Рассматривая иностранный язык как учебную дисциплину в средней общеобразовательной школе, следует учитывать функцию иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности, т. е. интереса старшеклассников к будущей профессии. Стремление получить знания по возможно большему количеству коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится владение иностранным языком, обеспечивает возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом [2].

Профильно-ориентированное обучение иностранному языку, таким образом, позволяет будущим специалистам приобретать большую компетентность в профессиональной деятельности, вырабатывает методическую и психологическую готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

Вслед за О.Г. Поляковым мы понимаем под профильно-ориентированным обучение, основанное на учете потребностей учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения [10].

Появление интегрированных курсов, включающих иностранные языки, - это попытка следовать естественным путем познания ребенком окружающего мира, исходя из того, что мир вокруг нас - это единое целое,

и наиболее эффективный вид обучения - это обучение интегративному целому.

Психологи, изучающие процесс обучения, в частности последователи Г агне и Брю-нера, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам, так как при этом появляется возможность применения получаемых знаний одновременно в различных областях. Пиаже считает, что в интегрированных курсах более активно, чем в рамках традиционных предметных программ, развиваются способности к критическому мышлению и использованию методики научного исследования при решении проблем современной жизни, повышается мотивация обучения [9].

Содержание образования в форме готового знания по отдельным дисциплинам не соответствует реальному положению вещей ни в науке, ни в искусстве и, с одной стороны, формирует разорванное знание о мире, а с другой - приводит к отторжению ребенком передаваемого опыта. Поэтому решение задач, стоящих сегодня перед образованием, так или иначе связано с формированием целостного восприятия мира и себя как активной личности в нем.

В отличие от традиционных программ интегрированные языковые программы в системе профильно-ориентированного обучения старшеклассников иностранному языку формируют полисистемное знание о мире. Результатом такого осмысления является осознание необходимости постижения связей и взаимодействий иностранного языка как общеобразовательного предмета с другими областями знаний.

Ведущим компонентом дидактической системы профильно-ориентированного обучения иностранному языку в профильной школе является цель обучения.

На современном этапе развития общества существуют различные подходы к определению целей обучения и воспитания в школе. В.А. Якунин отмечает, что «...цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому она стремится» [14]. Одним из признаков цели является «образ будущего результата, который по форме от-

ражения может быть представлен либо в виде перцептивных образов и моделей, либо в виде вербализованных понятий, суждений и умозаключений». Вторым признаком цели является «наличие потребности и стремления в достижении будущего результата».

Цели отдельного человека порождаются индивидуальными потребностями. Цели социальных систем, по В.А. Якунину, порождаются общественными потребностями. Таким образом, проектируя цели школы, необходимо исходить из потребностей государства и общества. Кроме этого, цели школы должны отражать потребности ученика. Однако потребности ученика не всегда осознаются им в данный момент, они могут быть осознаны в будущем. Для того чтобы цели школы стали целями ученика, необходимо воспитать у него потребность в этом.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Смена целей образования, представление результата новой образовательной политики в виде культуры жизненного самоопределения учащихся делают сегодня актуальной как никогда задачу изучения культурообразующих элементов содержания образования, составляющих, формирующих индивидуальную культуру языковой личности [4].

Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильно-ориентированного обучения иностранному языку. Эти условия реализуются в рамках особого образовательного пространства -педагогического процесса профильно-ориентированного обучения иностранному языку.

В соответствии с требованиями системного подхода необходимо рассмотреть основные направления преобразования цели обучения в структуре педагогической системы профильно-ориентированного обучения старшеклассников иностранному языку. На ее преобразование влияют следующие факторы:

• социальный заказ на выпускника средней школы, владеющего иностранным языком на уровне функциональной грамотности;

• выбранный старшеклассниками профиль обучения на старшем этапе обучения средней общеобразовательной школы;

• личные потребности и интересы школьников, уровень их мотивации к изучению иностранного языка и понимания личностной значимости этого школьного предмета в будущей профессиональной деятельности;

• уровень владения иностранным языком, с одной стороны, и уровень требований к конечному результату обучения - владение иностранным языком на уровне функциональной грамотности - с другой;

• уровень профессиональной компетенции учителей иностранного языка, способных обеспечить педагогическое сопровождение старшеклассника (педагогическую поддержку, диагностику личностного продвижения, индивидуальный и дифференцированный подход к старшеклассникам в зависимости от уровня сформированности профессионального намерения);

• специфика учебного предмета «иностранный язык» - структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов и т. д.

Таким образом, в основе профильной дифференциации обучения иностранному языку лежит приоритетность субъектносмыслового перед информационным, направленность на стимулирование развития

личности на основе самоактуализации и самоутверждения, решение учебных задач в контексте жизненных проблем.

Структура целей изучения иностранного языка в рамках интегративных курсов построена с учетом необходимости всестороннего развития языковой личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции).

Центральным системообразующим элементом концепции данного исследования является ведущая идея о возможности формирования языковой личности в рамках особого педагогического пространства - профильного обучения иностранному языку, -способствующего полноценному проявлению и развитию личностных функций участников межкультурного взаимодействия. Эта идея «. пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне языка» (Ю.Н. Караулов, 1989).

Введение в широкий научный обиход категории языковой личности позволяет раздвинуть рамки исследований речевого онтогенеза. На первый план все отчетливее выступает не формирование языковой структуры, а становление человека в его коммуникативной компетенции, которая предстает как проявление языкового сознания в выборе средств общения.

Таким образом, языковая личность старшеклассника, изучающего иностранный язык в рамках профильно-ориентированного курса, предстает в виде сложного, многоаспектного объекта исследования, уникальность и неповторимость которого определяется сформированностью его языкового сознания, уровнем развития языковых способностей и коммуникативных потребностей для осуществления особого профильно-ориентированного общения и взаимообусловленностью личностных диспозиций, проявляющихся как личностные функции.

Н.Д. Гальскова считает, что стратегической целью обучения иностранному языку является формирование вторичной языковой

личности, которую она определяет как совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур [3]. Реализовать данную цель - значит не только развивать у обучаемого умения пользоваться соответствующей иноязычной «техникой», но и обеспечить его внеязыко-вой информацией, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания на меж-культурном уровне, а также развивать в нем качества, позволяющие осуществлять непосредственное и опосредованное общение с представителями различных культур.

Таким образом, целью обучения ИЯ, как считает Н.Д. Гальскова, выступает формирование личности, способной и, что не менее важно, желающей участвовать в общении (опосредованном и непосредственном) на межкультурном уровне и самосовершенствоваться в овладеваемой им деятельности. Речь идет о становлении у обучающегося основных черт вторичной языковой личности, совокупность которых составляет сложное интегративное целое. Указанная цель обучения ИЯ есть совокупность трех взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов: прагматического, педагогического и когнитивного.

По мнению автора, поскольку процесс становления вторичной языковой личности связан не только с овладением обучающимся вербальным кодом иностранного языка и умением его использовать практически в общении, но и с формированием (на определенном уровне) в его сознании «картины мира», свойственной носителю этого языка как представителю определенного социума, то обучение иностранному языку должно быть направлено на приобщение учащихся к концептуальной системе чужого лингвосоциума.

Подтверждение этой идеи мы находим в работах В.В. Серикова, который считает, что педагогическая реальность - это приобщение человека к смыслу, а не только к знанию. Развивая идеи В.В. Серикова о личностной стороне деятельности, мы можем сказать, что личностная сторона речевой деятельности участника коммуникации - это ее субъектив-

ное начало, проявляющееся в творческой, закрепленной в языке активности личности; исследование речевой ситуации на предмет выявления ее смысла, коммуникативной по-требностной значимости [11].

Рассматривая развитие языковой личности в личностной парадигме, нельзя оставить в стороне представление о содержании этого развития. Вслед за В.В. Сериковым мы понимаем развитие языковой личности как:

1. Развитие ее атрибутивных функций: избирательности, осмысления действительности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности. Актуализация личностных функций способствует развитию ценностного, понятийного и поведенческого аспектов языковой личности.

2. Развитие духовной сферы - мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок и способностей. Сюда мы относим развитие языковых способностей и коммуникативных потребностей языковой личности.

3. Деятельностно-поведенческое развитие личности предполагает становление ее привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего «Я», т. е. становление речевого поведения языковой личности.

4. Развитие коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума, что предполагает развитие и становление коммуникативной компетенции.

5. Становление индивидуальности личности, что проявляется в формировании и развитии языкового сознания личности.

Очевидно, что формирование и совершенствование вышеназванных сущностных личностных характеристик должно привести к развитию и совершенствованию языковой личности старшеклассника в рамках профильно-ориентированного обучения иностранному языку.

Конкретная реализация указанных целей обучения иностранному языку в старшей школе на профильном уровне направлена на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,

социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной) [6]:

- речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо); планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;

- языковая / лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера;

- социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильноориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;

- компенсаторная компетенция - совершенствование умений выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

- учебно-познавательная компетенция -

дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля;

- развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта меж-культурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

Рассмотрим цели обучения иноязычному общению в профильно-ориентированных классах средней общеобразовательной школы на примере экономического профиля.

Комплексная цель профильного экономико-ориентированного обучения иностранному языку в старших классах средней школы конкретизируется в ряде следующих положений:

1. Формирование экономических представлений и культуры школьников способствует пониманию сущности современных экономических явлений, воспитанию качеств, помогающих эффективно трудиться, находить наиболее экономичные и безошибочные решения в ситуациях, связанных с практической деятельностью, проявлять оперативность в переводе общеэкономических рекомендаций на язык конкретных действий.

2. Формирование экономических представлений старшеклассников на уроках иностранного языка предполагает создание особой ситуации развития личности и соответствующей ей системы деятельности и общения, своеобразного педагогического пространства, которое обусловливает рефлексивную и смыслопоисковую активность молодых людей, их самоопределение в сфере экономической деятельности.

3. Развитие речемыслительной деятельности и экономического стиля мышления старшеклассников опирается на умения: оперировать простыми (необходимыми) эконо-

мическими понятиями и суждениями, строить умозаключения, доказательства, опровержения, использовать для решения бытовых и жизненно важных экономических задач в пределах прикладной экономики анализ, сравнение, синтез, обобщение, конкретизацию.

4. Развитие речетворческой деятельности и привитие навыков исследовательской работы помогают овладеть методикой и техникой доступных школьникам расчетов, пользоваться базовыми экономическими критериями и показателями, опираться на них в учении и трудовой деятельности.

5. Осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний.

6. Подготовка к будущей профессиональной деятельности, связанной со сферой экономики и финансов.

Коммуникативная цель обучения в пределах экономического профиля определяется как формирование углубленного уровня коммуникативной компетенции в устных и письменных формах общения.

Задачи обучения иностранному языку в рамках экономического профиля и его возможные варианты определяют приоритетные формы общения, способствующие достижению личностных предметно или профессионально ориентированных целей обучения. Например, при подготовке менеджеров целесообразно больше внимания уделять устно-речевым формам общения. А при подготовке бухгалтеров, технических переводчиков приоритетными становятся письменные формы общения и перевод. Интегрированные курсы, предполагающие углубление в экономическую науку, строятся на повышенном внимании к чтению как виду речевой деятельности.

Общеэкономический курс обучения иностранному языку формирует у учащихся потребность в экономических знаниях, приучает их к использованию категорий конкретной экономики, элементарных расчетов, к учету и анализу экономических показателей труда, усвоению экономических понятий на иностранном языке. Именно эта потребность

стимулирует личную активность в процессе экономического обучения, т. е. является мотивационным фактором. Такой курс следует строить на параллельном и равноценном обучении устным и письменным формам общения. Общеэкономический курс в рамках экономического профиля реализует потребность учащихся в межличностной, межкуль-турной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим иностранным языком как средством общения. Этот курс стимулирует социокультурную компетенцию учащихся, информируя их об особенностях национального рынка и особенностях финансовой системы страны изучаемого языка, о новых теоретических

разработках в экономике и их практических реализациях в сфере национального предпринимательства, формирует готовность к деловому сотрудничеству с иностранными инвесторами и предпринимателями.

Таким образом, можно увидеть, что, развивая языковое сознание, способности и свойства языковой личности, мы будем развивать не только коммуникативный потенциал, коммуникативную компетенцию, коммуникативную культуру личности, не только учить эффективному речевому общению, но и актуализировать личностные функции школьников, а значит, развивать и совершенствовать гуманистическую ценностную диспозицию личности.

Список использованной литературы:

1. Бердичевский А.Л. Языковая политика и методика преподавания иностранных языков в станах Европы // Иностранные языки в школе. - 2002. - №5. - С. 16.

2. Богомолова А.Ю., Соколов Ю.В. Иностранный язык как средство профессионально-личностного обучения // Вестник ОГУ. - 2000, №3. - С. 33.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ-ГЛОС-СА, 200.

4. Григорьева-Голубева В.А. Становление гуманистических ценностей педагога (в аспекте языковой личности). Дис. доктор. пед. наук. СПб, 2002. - С. 317.

5. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию - М., 1999. - С. 80.

6. Методическая мозаика. Приложение к журналу «Иностранные языки в школе». - №4.- 2004. - С. 15-21.

7. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

8. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ / Под ред. Н.Б. Крыловой. - М.: Инноватор, 1996. - Выпуск 4 (184 стр.) - С. 10.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: «Просвещение», 1969. С. 30.

10. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: «Тезаурус», 2003. С. 4.

11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос». -1999. - С. 29.

12. Харитонова И. Информация, язык и развитие личности: философский аспект.// Развитие личности. - 2004. - №3 - С. 46.

13. Щедровицкий П.Г.Очерки по философии образования. - М., 1993.

14. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. - Л.: ЛГУ, 1988. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.