Научная статья на тему 'Профильная подготовка в условиях сельской школы'

Профильная подготовка в условиях сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIALIZED EDUCATION / EDUCATION / RURAL UNGRADED SCHOOL / QUALITY OF EDUCATION / AVAILABILITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова И. Г., Михайличенко А. Ю.

Статья посвящена рассмотрению проблем организации в условиях сельской школы профильного обучения как главного условия доступности и качества образования. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санникова И. Г., Михайличенко А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED EDUCATION IN THE RURAL SCHOOL

The article covers the problems of specialized education organization in the rural school as the main condition of availability and quality of education. Specialized education regards to be a means of differentiation and individuation of education that allows respecting the interests, tends and abilities of students.

Текст научной работы на тему «Профильная подготовка в условиях сельской школы»

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 12 (90)

УДК 373.6.

И. Г. Санникова, А. Ю. Михайличенко

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ школы

Статья посвящена рассмотрению проблем организации в условиях сельской школы профильного обучения как главного условия доступности и качества образования. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.

Ключевые слова: профильное обучение, образование, сельская малокомплектная школа, качество образования, доступность образования.

Социальные процессы, происходящие в России, переход к рыночным отношениям в экономике с неизбежностью вызывают соответствующие им изменения в социальных функциях сельской школы. Несомненно, эти изменения объективны и заключают в себе потенциальную возможность оказать значительное влияние на изменение всей образовательной системы на селе. По нашему мнению, это разработка и внедрение сетевого взаимодействия, совершенствование содержания школьного образования, использование технологий активного обучения и воспитания обучающихся, формирования информационной культуры обучающихся [1, 2].

Переход старшей ступени школы на профильное обучение, определенный Правительством Российской Федерации в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является одним из актуальных вопросов деятельности образовательных учреждений, находящихся в сельской местности.

Профильное обучение рассматривается [2, 4] как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. В отличие от традиционного профильное обучение позволяет обучающимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Кроме того, профиль предусматривает более эффективную подготовку выпускников сельской школы к профессиональному самоопределению, а также практически устраняет расхождения в требованиях, предъявляемых к абитуриентам высших учебных заведений. От правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности мера их подготовленности к успешной сдаче экзаменов, перспективы на продолжение образования после школы.

Мы поддерживаем мнение Л. В. Таруниной, что профильное обучение представляет сочетание базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки. Таким образом, основной единицей образовательного процесса становится индивидуальная образовательная программа обучающегося старшей школы, а основным предметом работы педагогичес-

кого коллектива - условия для ее становления и реализации [4].

Сельские малокомплектные школы в силу объективных причин (малая наполняемость классов, недостаточная подготовка учителей старшей школы, отсутствие современного оборудования) не имеют возможности реализовывать профильное обучение. Поэтому в Томской области целесообразно на базе крупных сельских общеобразовательных школ организовывать ресурсные центры, в которые в определенные учебные дни подвозят обучающихся 10-11 классов для обучения на профильных и элективных курсах.

Данная профильная подготовка должна обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей как субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс профильной подготовки должен способствовать реализации школьников в познании, учебной деятельности, опираясь на их способности, склонности, интересы, ценностные ориентации.

Содержание профильного обучения в сельской школе, его средства и методы подбираются так, чтобы обучающийся мог проявить избирательность к предметному и дополнительному материалу, их видам и формам.

Профиль определяется выбором области знаний для углубленного (расширенного) обучения. Выбор программ по профильной подготовке должен учитывать:

- степень реальной подготовки большинства обучающихся по предмету, выбранной специализации;

- степень сформированности общеучебных умений;

- наличие определенных познавательных интересов;

- ориентацию учащихся на поступление в конкретные учебные заведения после окончания школы.

Также необходимо учитывать:

- желание учащихся, их реальные возможности;

- мнение родителей и преподавателей при выборе курсов;

- рекомендации психолога;

- данные профессиональной диагностики;

- результаты тестирования с использованием методик, направленных на изучение уровня умственно-

И. Г. Санникова, А. Ю. Михайличенко. Профильная подготовка в условиях сельской школы

го развития обучающихся и степени усвоения ведущих понятий школьного курса, уровня сформирован-ности логического мышления.

Программы элективных курсов должны быть гибко приспособлены к возможностям сельского школьника, динамике его развития под влиянием обучения. Т акже должна учитываться индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Другими словами, в сельском образовательном учреждении создается такое школьное образовательное пространство, которое должно способствовать самоопределению школьника в рамках профильной подготовки к дальнейшему осознанному выбору будущей профессии.

Мы констатируем, что введение в сельских школах Томской области профильного обучения является системным инструментом расширения возможностей образования по выбору, его индивидуализации, сопряжения образования с перспективными потребностями сельского рынка труда и повышения качества подготовки сельских выпускников.

Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательным программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

Список литературы

1. Афанасьева Т. П. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. АПКиПРО, 2004. 116 с.

2. Гурьянова М. П. Профильное обучение в сельской школе России: методическое пособие. М.: ИСПС РАО, 2005. С. 240.

3. Русских Г. А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика // Методист. 2007. № 2. С. 25-28.

4. Тарунина Л. В. Система подготовки учителей общеобразовательной школы к введению профильного обучения // Методист. 2008. № 5. С. 21-23.

5. Третьяков П. И. Регион: управление образованием по результатам. М.: Новая школа, 2001. 880 с.

Санникова И. Г., заместитель проректора по учебной и воспитательной работе.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Михайличенко А. Ю., кандидат философских наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 30.11.2009

I. G. Sannikova, A. Yu. Mikhaylichenko SPECIALIZED EDUCATION IN THE RURAL SCHOOL

The article covers the problems of specialized education organization in the rural school as the main condition of availability and quality of education. Specialized education regards to be a means of differentiation and individuation of education that allows respecting the interests, tends and abilities of students.

Key words: specialized education, education, rural ungraded school, quality ofeducation, availability ofeducation.

Sannikova I. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

Mikhaylichenko A. Yu.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.