Научная статья на тему 'Профилактика заболеваемости как один из путей повышения физической работоспособности'

Профилактика заболеваемости как один из путей повышения физической работоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
370
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
травматизм / заболеваемость / физическая работоспособность / информированность / профилактика / traumatism / morbidity / physical working capacity / awareness / prevention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Данная статья рассматривает актуальную проблему повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России по направлению профилактики травматизма, простудных и инфекционных заболеваний. В работе определен уровень знаний о профилактике заболеваемости (самоконтроля при выполнении физических нагрузок, правил выполнения физических упражнений на самостоятельных занятиях и лечебно-профилактических мероприятий) курсантов Московского университета МВД России. Разработан комплекс мероприятий по профилактике заболеваемости и повышению информированности курсантов по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article contemplates an actual problem of increase of physical working capacity of cadets of higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the same time giving the direction for the prevention of traumatism, catarrhal and infectious diseases. The level of knowledge on disease prevention (self-checking at performance of physical activities, rules of performance of physical exercises during independent training and treatment-and-prevention measures) of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia is defined in article. The complex of actions for prevention of morbidity and increase of knowledge of cadets on this question has been developed.

Текст научной работы на тему «Профилактика заболеваемости как один из путей повышения физической работоспособности»

Компе тенции Название модуля № учебного элемента Наименование учебных элементов (тем)

личности

М8 ОК-5 ОК-8,9 ПК-4,5 ПК-6,9 Роль спорта в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и табакокурением УЭ8.1 Принципы и методы воспитания.

УЭ8.2 Спортивная среда и ее воспитательная функция.

УЭ8.3 ВАДА. Деятельность антидопинговой комиссии в МОК

ЛИТЕРАТУРА

1. Грец, Г.Н. Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство / Г.Н. Грец, И. А. Еф-ременкова, К.Н. Ефременков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 3 (49). - С. 9-13.

2. Ефременков, К.Н. Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России / К.Н. Ефременков, А.С. Силкин, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 29-37.

3. Колесов, В.П. Бакалавр + магистр либо только специалист : 12 тезисов в пользу многоуровневой системы высшего образования / В.П. Колесов // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 5. - С. 34-38.

4. Маресова, Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации в России : болонский вызов / Н.В. Маресова // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 80-83.

5. Поликарпова, Г.М. Подготовка кадров для системы олимпийского образования / Г.М. Поликарпова // Материалы IX Всерос. науч.- практ. конф. "Олимпийское движение и социальные процессы". - М., 1999. - С. 203-208.

Контактная информация: smolirina@mail.ru

УДК 613.71:796/799:378.180.6

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Иван Иосифович Задиран, Заслуженный работник физической культуры, директор, Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Евгений Евгеньевич Синяев, соискатель,

Московский университет МВД России

Аннотация

Данная статья рассматривает актуальную проблему повышения физической работоспособности курсантов вузов МВД России по направлению профилактики травматизма, простудных и инфекционных заболеваний. В работе определен уровень знаний о профилактике заболеваемости (самоконтроля при выполнении физических нагрузок, правил выполнения физических упражнений на самостоятельных занятиях и лечебно-профилактических мероприятий) курсантов Московского университета МВД России. Разработан комплекс мероприятий по профилактике заболеваемости и повышению информированности курсантов по этому вопросу.

Ключевые слова: травматизм, заболеваемость, физическая работоспособность, информированность, профилактика.

DISEASE PREVENTIVE SUPPORT AS ONE OF THE WAYS OF INCREASE OF PHYSICAL WORKING CAPACITY

Ivan Iosifovich Zadiran, the Honoured worker of physical training, director,

Bryansk branch of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and

Health, St.-Petersburg,

Evgeni Evgenevich Sinjaev, the competitor,

Moscow University of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia

Annotation

Given article contemplates an actual problem of increase of physical working capacity of cadets of higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the same time giving the direction for the prevention of traumatism, catarrhal and infectious diseases. The level of knowledge on disease prevention (self-checking at performance of physical activities, rules of performance of physical exercises during independent training and treatment-and-prevention measures) of cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia is defined in article. The complex of actions for prevention of morbidity and increase of knowledge of cadets on this question has been developed.

Keywords: traumatism, morbidity, physical working capacity, awareness, prevention.

Профилактика заболеваемости в настоящей момент является одной из важнейших задач современного общества. По отношению к физической культуре и спорту все заболевания можно условно разделить на две группы: первая группа - непосредственно связанные с занятиями физической культурой, к ним относятся травмы различной степени тяжести; вторая группа - все остальные. Анализ заболеваний первой группы свидетельствует о системном травматизме, поэтому травму необходимо рассматривать как закономерность, вызванную просчетами в системе подготовки [1,3]. Основными причинами травматизма являются:

- малое количество времени, уделяемое для разминки;

- переоценка своих возможностей;

- переутомление; - влияние внешних факторов;

- низкий уровень воспитательной работы.

Каждый занимающийся физическими упражнениями, должен уметь проводить наблюдения за изменением в состоянии своего здоровья, физической и функциональной готовностью организма. Результаты самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю (тренеру), который в зависимости от характера возникающих изменений может регулировать тренировочные нагрузки. Ведь оптимальная дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления, а так же повышению работоспособности. Заболевания второй группы чаще проявляются в период экзаменационной сессии у курсантов, имевщих низкую двигательную активность.

Объектом исследования были процесс повышения информированности о профилактике заболеваемости курсантов. Проведенный массовый опрос среди курсантов Университета МВД России, показал, что на самостоятельных занятиях курсанты с 1-го по 4-й курс уделяют разминке всего (4,45±0,15) минут. Очевидно, что этого не достаточно для подготовки организма к предстоящей работе.

Перечислить простейшие способы контроля за физиологическими сдвигами в организме смогли лишь 10% респондентов. Назвать тестовые упражнения для определения физической и функциональной подготовленности (дать полный ответ) не смог никто из опрашиваемых курсантов.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что теоретические знания по профилактике травматизма (самоконтролю и правил выполнения физических упражнений, на самостоятельных занятиях) у курсантов находятся на низком уровне.

Одним из вопросов исследования являлось определение физической работоспособности курсантов. Было сформировано 8 экспериментальных групп (по две группы -опытная и контрольная, на каждом курсе), численность которых составляла по 20 человек в каждой. Работоспособность определялась с помощью Гарводского степ-теста [5]. В результате проведенного исследования было выявлено, что на первом курсе исходный уровень данного показателя курсантов контрольной группы составил 57,35±2,01, а в опытной 56,81±1,89 условных единиц (у.е.). Курсанты второго года обучения показали, соответственно 55,91±3,82 и 55,94±3,2 у.е.

Среднегрупповые результаты курсантов третьего года обучения равняются, соответственно 54,73±3,5 и 54,66±3,0 у.е. На четвертом курсе в контрольной группе среднегрупповой результат составил 53,24±2,8, а в опытной 53,1±2,45 у.е. Полученные показатели во всех экспериментальных группах соответствуют уровню ниже средней физической работоспособности.

По данным санитарной части Московскго университета МВД России из года в год увеличивается число больных. Так, например, только за девять месяцев 2008 года общее количество заболевших (простудными заболеваниями) составило 6958 человек, а за аналогичный период 2009 года уже 9698 курсантов.

С целью активизации учебно-педагогического процесса курсантов МУ МВД России, был проведен ряд организационных и информационных мероприятий [4]. Всю использованную методическую литературу по вопросам профилактики заболеваемости разделили на следующие группы:

- методика проведения закаливающих процедур (контрастный душ, воздушные и солнечные ванны);

- использование специальных упражнений из различных оздоровительных систем (используется в случае возникновения нарушений осанки, нарушений сердечнососудистой и дыхательной систем, при возникновении простудных и иных заболеваний);

- фитнес технологии;

- методика развития основных двигательных качеств;

- самоконтроль функционального состояния;

- правила поведения на спортивной площадке и тренажерном зале.

Информация доводилась до курсантов опытных групп. Кроме этого, предусматривалось ведение индивидуальных дневников самоконтроля (курсантов опытных групп), где фиксировались запланированные мероприятия. В специальных графах дневника учитывались следующие показатели: - выполнение рекомендуемой физической нагрузки; -частота сердечных сокращений до выполнения физической нагрузки и после нее; - общее самочувствие и утомляемость в течение дня.

В течение учебного года курсанты опытных групп, информировались об оценке их физической работоспособности и функционального состояния организма, им демонстрировалась взаимосвязь профилактики травматизма с работоспособностью. Обработанные результаты исследований анализировались на занятиях по физической подготовке с курсантами.

После проведения повторного опроса (в конце учебного года), было выявлено, что уровень теоретических знаний по профилактике травматизма у курсантов контрольных групп имеет положительную тенденцию и повысился на 15%. В опытных же группах, на всех курсах, наблюдается значительное (85%) повышение данного показателя.

Исследование заболеваемости и травматизма курсантов экспериментальных групп было проведено в конце учебного года в июле месяце. Заметное уменьшение заболеваемости произошло только в опытных группах, так на первом курсе число заболевших уменьшилось на 35%, на втором курсе на 42%, на третьем и четвертом курсах уменьшение произошло на 30%. В свою очередь в контрольных группах данные практически не изменились и остались на прежнем уровне.

Так же наблюдается уменьшение количества обращений в санитарную часть курсантов опытных групп получивших различные травмы. Так на первом курсе число больных уменьшилось на 30%, на втором на 20%, на третьем уменьшение произошло на 25% и на четвертом курсе на 15%. В контрольных группах данный показатель практически не изменился.

Полученные данные, дают основание утверждать, что уменьшение травматизма различной степени тяжести и простудных заболеваний в опытных группах произошли в результате повышения информированности испытуемых. В контрольных группах показатели по заболеваниям остались практически на прежнем уровне, общеизвестно, что важную роль в ослаблении организма человека

В свою очередь вышеперечисленные мероприятия в совокупности с другими средствами применяемыми, в течение всего педагогического эксперимента, способствовали улучшению физической работоспособности курсантов опытных групп всех курсов (р<0,05), в то время как в контрольных группах выявлена положительная динамика лишь у курсантов четвертого курса. Об этом свидетельствуют данные полученные в результате повторного тестирования, которое проводилось в конце учебного года в июне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велитченко, В.К. Физкультура без травм / В.К. Велитченко. - М. : Просвещение. 1993. - 129 с.

2. Виленский, М.Я. Личностное развитие студента в гуманитарноориентированном образовательном пространстве физической культуры / М.Я. Велинский / Материалы Междунар. науч-практ. конф. «Физическая культура, спорт, туризм: сегодня и завтра». - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 9-15.

3. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : АСТ, «Астрель», 2004. - 864 с.

4. Синяев, Е. Е. Самосовершенствование курсантов образовательных учреждений МВД России по дисциплине физическая подготовка : метод. пособие/ Е.Е. Синяев, А.А. Сияева. - Брянск : [б.и.], 2010. - 61 с.

5. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для вузов физ. культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра-Спорт : Олимпия Пресс, 2001. - 519 с. : ил.

Контактная информация: orehov54@mail.ru

УДК 796/799

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ

Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),

Москва

Николай Павлович Грачев, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие высокую результативность подготовки юных спортсменов. Система подготовки спортивного резерва представляет упорядоченную совокупность взаимоотношений между государственными органами, общественными и иными организациями и учреждениями, осуществляющими спортивную деятельность на основе рациональных программ многолетней подготовки и требований к уровню спортивного мастерства занимающихся. К объективным факторам, определяющим эффективность функционирования сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.