Научная статья на тему 'Профилактика преступности (модель региональной программы)'

Профилактика преступности (модель региональной программы) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
374
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сутурин Михаил Александрович

В статье анализируются теоретические проблемы понятийного аппарата в сфере противодействия преступности. Рассматриваются актуальные вопросы необходимости доктринального подхода к разработке региональных программ профилактики преступности. Поднимаются проблемы интеграции направлений криминологической профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика преступности (модель региональной программы)»

ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

© 2003 г. М. А. Сутурин

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ (МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)

В специальной, учебной криминологической литературе можно встретить достаточно большое число терминов, обозначающих те или иные направления деятельности государства и общества по воздействию на преступность. Это и «борьба с преступностью» и «профилактика преступности», и «социальный контроль над преступностью» и т.д. Наиболее широким по своему содержанию, по нашему мнению, является понятие «социального контроля над преступностью», которое как раз и включает в себя и борьбу, и профилактику столь сложного, опасного социального явления как преступность. Представляется, что наиболее значимым для общества является профилактическое направление в деятельности государства в сфере снижения влияния преступности на социальную жизнь вообще и каждого индивида в частности. Действительно, целесообразней и проще предупреждать совершение преступлений, чем задействовать колоссальные экономические и человеческие ресурсы в деятельности по восстановлению социальной справедливости, исправлении оступившихся членов общества и т.д. Особенно если учитывать то, что в силу «специфики» российской уголовно-исполнительной (в том числе и пенитенциарной) системы, как бы печально это ни звучало, цели наказания, закрепленные в ст. 43 УК РФ, далеко не всегда достигаются.

Исходя из того, как мы понимаем саму природу криминологической профилактики преступности, разработку и практическое осуществление профилактической программы нужно рассматривать как постоянный, органически присутствующий аспект организации государственной и общественной деятельности, системы социального управления1. Стало быть криминологическая профилактика не обособляется в особую сферу социальной практики и, отсюда, соответствующая программа не представляет собой самостоятельную, оторванную от основных целей и задач социального управления систему специальных криминологических мероприятий. Наоборот, криминологическая профилактика преступности, будучи нацеленной на вытеснение причин преступности из социальной действительности путем соответствующего преобразования этой действительности, не может быть осуществлена иначе, чем посредством наличной системы управления функционированием и развитием общественного организма. Поэтому как композиция, так и основное содержание программы криминологической профилактики преступности

1 Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 1983. С. 134

определяется структурой и содержанием систе-

2

мы социального управления .

К сожалению, неоднократно (и на разных уровнях) поднимавшийся вопрос о вовлечении специалистов-криминологов в процесс социального управления не находит своего решения. Как раз органическое слияние криминологически-профилактических мероприятий с мероприятиями по постепенному совершенствованию социальной действительности, привлечение специалистов, позволит предложить органам управления специальные, рассчитанные как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу программы сокращения преступности. Основанные на анализе сложившейся в профилактируемом регионе криминогенной ситуации, а также причин и условий, порождающих эту ситуацию, подобные программы сосредоточат внимание органов управления на имеющихся в социальной действительности криминогенно значимых обстоятельствах и тем самым послужат основой для корректировки управленческой деятельности.

Рассматривая структуру модели региональной программы профилактики преступности, представляется, что наиболее верно, в первую очередь, проанализировать социально-экономический, культурный, политический и т.д. портрет профилактируемого региона. Это даст возможность определить специфику региона и органично перейти ко второму этапу, этапу анализа криминогенной ситуации в регионе. Сложившаяся в регионе криминогенная ситуация обнаруживает себя через те реальные, то есть эмпирически фиксируемые связи, которые наблюдаются между характеристиками общественного организма региона, одной стороны, и характеристиками наличной преступности, с другой. В этом смысле криминогенная ситуация в регионе представляет собой своего рода проекцию состояния общественного организма на систему характеристик наличной преступности. Но если это так, то следует заключить, что анализ криминогенной ситуации в регионе должен исходить из региональных характеристик социального пространства, образа жизни и личности3.

Проведя анализ криминогенной ситуации в рассматриваемом регионе, представляется, что следующим этапом разработки программы профилактики должен явиться этап определения целей этой программы. Общая целевая установка криминологической профилактики преступно-

2 Раска Э. Э. Криминологическая профилактика преступности: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора юрид. наук. Тарту, 1987. С. 244.

3 Раска Э. Э. Указ. соч. С. 246.

сти обнаруживается в самой природе этой профилактики. Поскольку мы здесь ведем речь о деятельности, направленной на вытеснение лежащих в основе преступности обстоятельств жизнедеятельности определенного общественного организма, то, очевидно, что целями криминологической профилактики являются, во-первых, выявление (эмпирическое обозначение) обстоятельств, влияющих на криминогенную ситуацию и, во-вторых, выработка рекомендаций для соответствующих компетентных органов с более или менее конкретными предложениями по поводу, по меньшей мере, нейтрализации криминогенно значимых последствий социального развития. Думается, что не вызывает сомнения и тот факт, что соответственно тому, как в территориальном разрезе варьируется сама криминогенная ситуация, должны уточнятся и цели криминологической профилактики преступности, осуществляемой в том или ином регионе (выдвижение как более универсальных, так и специальных целей). Следует также иметь в виду, что при конкретизации целей программы профилактики, необходимо учитывать согласованность отраслевого и территориального принципов управления ресурсного обеспечения планируемых мероприятий. Действительно, нет смысла ставить перед органами управления такие цели, которые не могут быть достигнуты в рамках полномочий того или иного органа и в пределах имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Проанализировав криминогенную ситуацию, определив основные цели криминологической профилактики региона, следующим этапом разработки программы представляется выбор основных направлений деятельности управленческих органов в рассматриваемой сфере. Поскольку криминогенная ситуация в регионе имеет интегративный характер, обусловлена реальной жизнедеятельностью социальной общности региона и, кроме того, сама

преступность является системным объектом, то и весь комплекс практических мероприятий по ее профилактике необходимо строить на принципах системности, согласно внутренней интеграции. Исходя из этого, основные направления профилактической деятельности должны образовывать определенную систему, с присущими любой системе признаками. Элементы системы должны взаимно поддерживать, дополнять друг друга как по горизонтали, так и по вертикали, то есть — по иерархическим уровням организации общественного организма и процесса обуславливания преступности4.

Думается, что в общем виде интеграцию основных направлений криминологической профилактики преступности можно обеспечить при помощи как раз установления связи этих направлений с основными функциями территориальной общности региона.

Один из ведущих специалистов по изучению территориальных общностей - М. Н. Меже-вич - в качестве основных выделяет следующие функции территориальных общностей: хозяйственно-экономическую, социально-демографическую, социально-политическую, культурно-

воспитательную и, наконец, экологическую. Как отмечает М. Н. Межевич, в совокупности эти функции определяют место, функциональное назначение территориальной общности в обществе в целом, причем функциональное описание территориальной общности в целом дает нам представление о ней как о специфическом объекте планирования5. И если это так, то само планирование, управление территориальной общностью, должно постоянно иметь своей целью гармоничное сочетание всех названных функций. Это, по существу, преследует, в конечном счете, и программа предотвращения преступности.

□ □ □ □ □

Там же. С. 269.

5 Межевич М. Н. Территориальная общность как объект социального планирования// Планирование социального развития городов. Вып. 2. М., 1975. С. 58-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.