Научная статья на тему 'Профилактика нарушений голоса у педагогов детского сада'

Профилактика нарушений голоса у педагогов детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4001
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОС / VOICE / ДИСФОНИЯ / ФОНАСТЕНИЯ / СИЛА ГОЛОСА / ВЫСОТА ГОЛОСА / VOICE INFRINGEMENTS / FORCE OF A VOICE / VOICE HEIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Ольга Алексеевна

В данной статье рассматриваются нарушения голоса у педагогов детского сада, а также технология профилактики нарушений голоса в условиях дошкольного образовательного учреждения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article infringements of a voice at teachers of a kindergarten, and also technology of preventive maintenance of infringements of a voice in the conditions of preschool educational institution are considered

Текст научной работы на тему «Профилактика нарушений голоса у педагогов детского сада»

Как видим, неточное определение научного понятия ведёт не только к стилистическим, но и к смысловым ошибкам. Терминология содержательно и функционально связана с узкой сферой профессионального общения специалистов определённой области науки, только специалистам доступны истинное и глубокое понимание значения каждого термина и специфика его точного использования в речи. Попав в сферу широкого употребления языка и став достоянием обширного круга пользователей, термин утрачивает специфические черты, свойственные терминам, и приобретает качества, присущие общеупотребительной лексике.

В первую очередь в речи школьников наблюдается упрощение семантики термина, точное, полное и глубокое определение понятия уступает место приблизительному, наивному толкованию:

Функция - это для чего. Обособление - отделение. Диаметр - 1) два радиуса;

2) отрезок, соединяющий две точки, лёжа на окружности;

3) расстояние от одного конца круга до другого. Радиус - расстояние от центра окружности к одной из её

сторон.

Тождество - это когда одна основа равна другой.

Природа термина, присущая ему однозначность, семантическая четкость и закреплённость за специальным понятием исключает возможность его употребления в контексте разговорной или художественной, эмоционально окрашенной речи. В связи с этим следующие примеры также демонстрируют ошибочное использование научной лексики в речи школьников:

Радиус - отрезок, воссоединяющий центр окружности с её стороной.

Эволюция - это духовный рост человека.

Мы видим тождество этих берёзок на картинах художника.

Таким образом, наблюдение за речью учащихся 9-х - 11-х классов позволило выделить следующие типы ошибок в употреблении терминов старшеклассниками:

1) формулировка определения, не соответствующая практике научного применения термина;

2) сужение или расширение значение термина;

3) выдвижение на первый план второстепенных свойств явления при определении термина;

4) упрощение семантики термина;

5) употребления термина в контексте разговорной или художественной, эмоционально окрашенной речи.

Перечисленные ошибки - это примеры нарушения обязательного требования к текстам научного стиля - строгости в выборе терминов и употребления их в точном соответствии со значением. Подобные нарушения указывают не столько на качество знаний по ряду школьных предметов у отдельных учащихся, сколько на низкий уровень развития связной речи школьников, на неумение правильно, точно и логично выразить собственную мысль.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Герд, А. С. Проблемы формирования научной терминологии / А. С. Герд. - Л., 1968.

2. Даниленко, В. П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания / В. П. Даниленко. - М., 1977.

3. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. - М., 1975.

4. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М., 1976.

5.Суперанская, А. В. Общая терминология / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. - М., 2008.

УДК 376 ББК 74.57

О. А. Жданова

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. В данной статье рассматриваются нарушения голоса у педагогов детского сада, а также технология профилактики нарушений голоса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: голос, дисфония, фонастения, сила голоса, высота голоса.

O. A. Zhdanova

PREVENTION OF VOICE DISORDERS IN TEACHERS OF KINDERGARTEN

Abstract. In given article infringements of a voice at teachers of a kindergarten, and also technology of preventive maintenance of infringements of a voice in the conditions of preschool educational institution are considered.

Key words: a voice, voice infringements, force of a voice, voice height.

Голос играет немаловажную роль в социализации каждого человека в частности и общества в целом, выполняя коммуникативную и информативную функцию, а для большого количества людей (воспитателей, учителей, певцов, ведущих и т.д.) является орудием труда, инструментом, обеспечивающим профессиональную деятельность.

Полноценная деятельность педагогов практически целиком зависит от возможностей и работоспособности их голосового аппарата, от сформированности у них умения правильно и эффективно пользоваться им в профессиональной деятельности.

Голос педагога должен быть устойчивым к большим нагрузкам, достаточно динамичным по высоте и интенсивности. Овладение этими качествами позволяет повысить эффективность непосредственно процесса обучения, так как, с одной стороны, обеспечивается более успешное усвоение учебного материала обучающимися и воспитанниками, с другой стороны, динамичность голоса способствует меньшей его утомляемости.

Нарушения голоса - достаточно распространенная патология среди педагогов и воспитателей детских садов. В научной литературе традиционно выделяется несколько типов нарушений голоса:

- нарушение тембра голоса,

- нарушение резонанса,

- изменение громкости голоса,

- изменение высоты тона.

Проблема диагностики и профилактики нарушений голоса является достаточно актуальной. Голосовая функция непосредственно и тесно связана с экспрессивной, самостоятельной, внешней речью человека. Способность говорить и выражать свои мысли не может происходить без полноценного развития голоса.

Нарушения голоса - это сложная проблема, которая требует внимания специалистов. Определение диагноза и реабилитация, как правило, требуют длительного времени и терпения.

Большинство органических и функциональных нарушений голоса являются приобретенными в процессе профессиональной деятельности или других причин.

К профессиональным заболеваниям относятся: узелки голосовых складок, кровоизлияния, фонастения, хронический ларингит, хронические дисфонии голоса и т.д.

В зависимости от тяжести процесса выделяют следующие группы профeссиональных заболeваний, связанных с нарушенжм голоса.

1. Расстройство голоса без видимых измешний в гортани, которое проявлдатся только субъективными ощущeниями больного, эти ощущeния объединяются под названием «фонастения».

2. Нарушeния, при которых к ощущениям больного прибавляется слабая недостаточность смыкания голосовой щели, которая обусловлена миопатическим парезом голосовых складок, этим парeзом объясняется вялость краёв голосовых складок. К этой группе относится «катар усталости» - стойкая гиперемия краёв голосовых складок, расширeние кровeносной системы сосудов на их повeрхности.

3. Заболевания, при которых выявляются сeрьезные измeнения голосовых складок: кровоизлияния, отслойка слизистой оболочки по краям голосовых складок, «узелки певцов», фибромы голосовых складок.

Недостаточное количество специальных методик коррекционной работы и данных об особенностях голосовой функции не позволяют нацелить логопедов на необходимость обследования голоса и включение в систему занятий специальных фонопедических приемов воздействия.

Важность и необходимость поиска новых методов и форм коррекционно-педагогической работы и совершенствования традиционных обуславливает актуальность изучения проблемы нарушения голосовой функции и интонационной стороны речи у педагогов.

Периферическое функциональное нарушение голоса - гиперкинетическая (спастическая) дисфония - диагностируется наиболее часто. По определению М. Зеемана, «дисфония - расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам, голосам людей, животных), неправильной техники голосоподачи» [2].

Мы использовали серию заданий для выявления нарушений голоса у педагогов детского сада. Данные задания направлены на:

- обследование подвижности мягкого нёба;

- обследование модуляций голоса по высоте;

- обследование модуляций голоса по силе;

- определение гипоназализации;

- определение гиперназализации.

Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 101 «Колокольчик» г. Таганрога с 15 февраля по 15 ноября 2013 года.

Нами было обследовано тридцать пять педагогов, из них двадцать шесть воспитателей, два учителя-логопеда, два музыкальных работника, один воспитатель по физкультуре и четыре педагога дополнительного образования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить группу риска по возникновению нарушений голоса;

2) продиагностировать состояние голосовой функции у педагогов ДОУ;

3) проанализировать количественные и качественные показатели результатов проведенного исследования.

Анализ медицинской документации показал, что у двадцати одного педагога наблюдались простудные заболевания с частотой один раз в два месяца, острые респираторные заболевания (ОРВИ), инфекционные заболевания. У трех педагогов имеется патология сердечно-сосудистой системы, у двух педагогов хронические заболевания нервной системы, у четырнадцати - хроническая патология дыхательной системы.

При диагностике состояния голоса были использованы следующие виды упражнений: про-певание гласных, произнесение слов, предложений и стихотворений, визуальное и пальпированное обследование мышц мягкого нёба.

В результате обследования мы можем сделать следующие выводы: семь педагогов (20 %) с заданием справились хорошо, голос чистый, звонкий, у двадцати одного педагога (60 %) из данной группы были отмечены следующие нарушения: у пяти наблюдалась легкая гиперназальность, обусловленная хроническим насморком. У десяти голос звучал недостаточно чисто, у 5 педагогов наблюдалась охриплость голоса.

Анализ результатов обследования модуляций голоса по высоте показал, что семь педагогов (20 %) выполнили задание на два балла, демонстрация звука проходила без модуляций голоса по высоте самостоятельно, но при сопряженном произнесении педагоги правильно модулировали голосом.

Некоторые педагоги (7 - 20%) не умеют повышать голос плавно, чаще всего голос повышался до громкого или снижался до шепота на третьей ступеньке из семи и таким оставался до конца выполнения задания.

Задание на варьирование силой голоса педагоги выполнили со следующими результатами: 21 человек (80 %) смогли выполнить правильно те части задания, где голос повышается постепенно при произнесении отдельных звуков, изображающих самолет, пароход и т.п. Произнести звук с усилением голоса слитно на одном выдохе не смог ни один педагог.

Семь педагогов (20 %) испытывали трудности при выполнении задания. У них отмечается поверхностное учащенное дыхание, у трех педагогов нет дифференциации носового и ротового дыхания. Выдох слабый, короткий, быстрое истощение выдоха в процессе речи.

Обследование на наличие назализованного оттенка голоса показало следующее: 3 педагога (9 %) имеют гипоназализацию, повторение слов и составленных из них предложений не изменялось как при открытых носовых ходах, так и при закрытых. 5 педагогов (14 %) имеют гиперназализацию голоса.

При анализе медицинских анамнезов мы выявили следующее:

- частые и затяжные насморки - семь педагогов (20 %);

- кашель и покашливание - семь педагогов (10 %);

- храп во время сна - три педагога (9 %);

- затруднение носового дыхания - три педагога (9 %).

Из результатов диагностики мы можем сделать выводы о необходимости проведения профилактики нарушений голоса у педагогов как группы риска.

При функциональных нарушениях голоса логопедическая работа строится с учетом того, что при данном нарушении нет видимых анатомических изменений в строении голосовых складок. Патологические проявления (отек слизистой оболочки гортани, покраснение) чаще всего носят временный характер и исчезают после лечения и голосовых (ортофонических) упражнений.

Лица голосоречевых профессий (лекторы, дикторы, педагоги, певцы) часто работают недостаточно здоровыми, что отрицательно отражается на голосовом аппарате - повышается утомляемость, возникают неприятные болезненные ощущения (першение в горле, сухость), что в конце концов приводит к нарушению голоса.

Лицам голосоречевых профессий непременно требуется постановка речевого голоса, что является первичной профилактической мерой для профессиональных нарушений голоса.

При нервной и психической нагрузке даже обычная голосовая нагрузка усиливается. Как правило, координация дыхания и голосообразования зависят от общего состояния организма и тех внешних условий, в которых протекает голосовая деятельность.

Коррекционно-логопедические занятия включают артикуляционную и дыхательную гимнастику и голосовые упражнения, а также лечебную физкультуру. Большое внимание уделяется дыхательным и артикуляционным упражнениям, так как полноценное речевое дыхание и правильная артикуляция звуков способствуют лучшему звучанию голоса и большей разборчивости речи.

Система профилактических занятий предполагает использование артикуляционной гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений, а также ортофонических упражнений.

Артикуляционная гимнастика способствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования и снимает напряжение с артикуляционного аппарата. Цель артикуляционной гимнастики - это развитие четкости, правильности, ловкости движений артикуляционного аппарата и координация работы органов дыхания и голосообразования.

Дыхательные упражнения развивают фонационное дыхание, формируют удлиненный, сильный выдох.

Использование логопедического массажа положительно действует на мускулатуру гортани и её слизистые оболочки.

Для активизации истинных голосовых складок нужны специальные упражнения: стон или имитации мычания, подражание голубиному воркованию, кашель, произнесение гласного «а» на твердой атаке и массаж гортани.

Используется произнесение звук [м], который соединяется с гласными в прямых и обратных слогах. Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при произнесении гласных, согласных, слогов в виде медитационных упражнений с длительным произнесение согласного звука «оммммммм». При этом логопед обращает внимание на правильное формирование звуков в ротоглоточной полости.

Использование имитации стона или мычания способствует фиксации слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений на наиболее легком, сильном и красивом звучании голоса.

По определению Е. В. Лавровой, «ортофония - специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями» [3]. Цель ор-тофонических упражнений - коррекция нарушенного автоматизма в работе гортани, согласованность дыхания и артикуляции, дифференциация носового и ротового выдоха и вдоха, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи.

Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех чувствительных раздражителей, которые сигнализируют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Цель подготовительного этапа - подготовка артикуляционного и дыхательного аппарата к дальнейшим голосовым упражнениям.

Основной этап логопедических занятий включает в себя такие направления:

1) развитие высоты голоса;

2) развитие длительности и силы звучания голоса;

3) развитие тембра голоса;

4) постановку певческого голоса;

5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

Логопедическая работа начинается с активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба. Используются общелогопедические методы (зевание, покашливание, полоскание горла густым соком или киселем, глотание воды мелкими глотками, слюны, имитация «жевания», произнесение гласных «а, э» на твердой атаке).

Тренируется способность подъема мягкого нёба и удерживания его в поднятом положении под счет. Можно использовать механические раздражители для активизации мягкого нёба - шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж мягкого нёба и гортани логопедическими зондами. Стимуляция глоточной мускулатуры осуществляется с помощью вибромассажера. Данные упражнения активизируют нёбно-глоточный затвор, создают условия для нормальной фонации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тренировка дикции включает в себя произнесение гласных и согласных звуков, слогов, слов, фраз, поговорок, скороговорок. С их помощью вырабатывается четкое произнесение различной сложности речевого материала при условии изоляции ротовой полости от носовой.

При применении дыхательной статической и динамической гимнастики помогает дифференциация носового и ротового дыхания. Обращается отдельное внимание на силу и продолжительность ротового выхода с одновременным контролем движений диафрагмы.

Дыхательные упражнения являются также релаксационными, так как уменьшают напряжение диафрагмы, мышц брюшного пресса, гортанных мышц, а это способствует легкому, свободному, естественному и «полетному» звучанию голоса.

Статические дыхательные упражнения фиксируют внимание пациента на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Используется сдувание ваты, задувание спички, свечи, выдувание мыльных пузырей и т. д., включаются упражнения со звуком громким кратким и длительным произнесением гласных и звонких щелевых согласных. Звонкие согласные требуют активных колебаний голосовых складок, меньшей силы артикуляции, опускания гортани, меньшей длительности смычки, меньшей силы взрыва. Это облегчает деятельность фонационной системы при произношении звонких звуков, так как снимается напряжение артикуляционного аппарата гортани и глотки за счет меньших мышечных усилий.

Статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Затем применяется динамическая гимнастика, которая сначала играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в сочетании с движениями туловища и конечностей), а затем дополняется голосовыми упражнениями. Проведение статической и динамической дыхательной гимнастики физически укрепляет организм, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготавливает его к интенсивным голосовым упражнениям.

Особое внимание уделяется вокальным упражнениям, они проводятся на всех этапах обучения. При пении поднимается мягкое нёбо, опускается нижняя челюсть, активизируются голосовые складки. При пении создаются условия для голосообразования, для устранения носового оттенка голоса. Поются мелодии без слов, затем песни.

При выполнении упражнений контролируется звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса можно применять гигиенический массаж.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука [м].

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. После массажа проводятся мимические упражнения: наморщить лоб, нос, нахмуриться, сдвинуть брови, надуть щеки, улыбнуться. Все эти упражнения улучшают силу, тембр и окраску голоса. Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы обращать особое внимание на силу, четкость и утрированность артикуляционных движений, а также на умение сочетать движение с шепотом и голосом разговорной громкости.

Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика -статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики соблюдаются следующие правила:

1) дозировка количества времени и темпа проведения упражнений;

2) контроль забора воздуха;

3) контроль напряжения плеч, шеи, движений диафрагмы, мышц нижней части живота, межреберных мышц;

4) контроль плавности производимых движений: движения проводятся плавно, под счет, тихо, в проветриваемом помещении, до еды или через два часа после еды.

Статические упражнения проводятся при полной неподвижности тела или сопровождаются легкими движениями.

Цель статических дыхательных упражнений - выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, формирование навыков нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с тренировкой удлиненного выдоха.

Навыки речевого дыхания формируются в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений. Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Можно использовать следующие упражнения:

- «Магазин цветов» - тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаса цветов);

- «Волшебная свеча» - тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

- «Лыжник» - тренировка интенсивного, сильного выдоха.

После статической дыхательной гимнастики включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения проводятся с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры. В курс логопедической лечебной физкультуры включаются упражнения, построенные на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений - тренировка нижне-реберно-диафрагмального дыхания.

К числу профилактических мер при дисфонии относится запрещение громко декламировать и всячески перенапрягать голос.

Все закончившие курс логопедической профилактики получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у врачей и логопедов предотвращают рецидивы голосовых расстройств, обеспечивают устойчивость достигнутых результатов.

После проведенной профилактической работы по развития голосовых функций у педагогов ДОУ мы можем сделать определенные выводы.

Обследование подвижности мягкого нёба и наличия назального оттенка показало следующие результаты: подъем мягкого нёба сформирован в полной мере, гиперназальность отсутствует у всех педагогов экспериментальной группы.

Голоса 95 % педагогов чистые, звонкие, у 5 % педагогов наблюдается легкая охриплость. Задание на воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполняется с достаточными по высоте модуляциями. Все педагоги правильно изменяли голос, повышая и понижая плавно его высоту. Задание на воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса, педагоги выполнили со следующими результатами: все педагоги воспроизводили звуки тихо и громко. У двух педагогов при обследовании наблюдалась легкая охриплость голоса.

Задание на воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний педагоги выполнили со следующими результатами: все педагоги смогли выполнить правильно задания, где голос повышается и понижается постепенно при произнесении отдельных звуков, изображающих самолет, пароход. Увеличилась сила и продолжительность речевого выдоха у всех педагогов.

Из результатов диагностики мы можем сделать выводы об эффективности проведенной профилактики нарушений голоса у педагогов как группы риска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Василенко, Ю. С. Заболевания голосового аппарата у педагогов // Вестник оториноларингологии. - 1975. - № 6. - С. 5-9.

2. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте: пер. с чешского / М. Зееман. - М.: Знание, 2004. - 218 с.

3. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. - М., 2007. - 176 с.

4. Савостьянов, А. И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания / А. И.Савостьянова. - М., 2002. - 76 с.

5. Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя / А. И. Савостьянова. - М.: Вла-дос, 2001. - 140 с.

УДК 8(07) ББК 74.26.8.3

Г. Н. Кобякова

СКАЗКА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются особенности восприятия детьми сказки как результата чувственно переживаемого опыта, важного для формирования нравственных представлений. Рассматриваются основные подходы к трактовке народной сказки. Представлены результаты эксперимента по изучению модальности восприятия сказки «Курочка Ряба».

Ключевые слова: сказкотерапия, гештальттерапия, восприятие, коррекция личности.

G. N. Kobyakova

TALE: FEATURES OF PERCEPTION AND REFLECTION

Abstract. The article reveals the peculiarities of children's perception of a fairy tale as a result of the sentient experience crucial for the child's moral codes formation. Basic approaches to the interpreta-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.