Научная статья на тему 'Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе'

Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13231
1178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / СИМПТОМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / COMPUTER ADDICTION / SYMPTOMS OF COMPUTER ADDICTION / ADDICTION ON COMPUTER GAMES / ADDICTION ON INFORMATION / ADDICTION ON THE VIRTUAL COMMUNICATION / PREVENTION OF COMPUTER ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обжорин Алексей Михайлович

Автором статьи сделан теоретический анализ проблемы компьютерной зависимости школьников, описано положительное и отрицательное влияние компьютера на ребенка, перечислены возможные методы профилактики зависимости в школе в контексте реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of Computer and Internet Addiction at a Modern School

The author of the article makes a theoretical analysis of the problem of computer addiction of schoolchild, describes the positive and negative influence of computer on the child, lists the possible methods of addiction prevention at school in the context of the Federal State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе»

УДК 37.01:007 (075.9)

ББК 88.8 + 74.202

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Обжорин А. М.

Аннотация. Автором статьи сделан теоретический анализ проблемы компьютерной зависимости школьников, описано положительное и отрицательное влияние компьютера на ребенка, перечислены возможные методы профилактики зависимости в школе в контексте реализации ФГОС.

The author of the article makes a theoretical analysis of the problem of computer addiction of schoolchild, describes the positive and negative influence of computer on the child, lists the possible methods of addiction prevention at school in the context of the Federal State Educational Standards.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, симптомы компьютерной зависимости, зависимость от компьютерных игр, информационная зависимость, зависимость от виртуального общения, профилактика компьютерной зависимости.

Computer addiction, symptoms of computer addiction, addiction on computer games, addiction on information, addiction on the virtual communication, prevention of computer addiction.

Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. Наиболее глубокие исследования этого вида привыкания провела доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и ком -пьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

В России проблема компьютерной зависимости не ставится в число приоритетных, - ее освещение носит скорее ситуативный характер

- несколько документальных программ по телевидению, отдельные публикации в СМИ и Интернете, точечные исследования психологов,

порой противоречащие друг другу. Мнения колеблются от тревожных заявлений о массовом характере компьютерной и интернет-зависимости до отрицания существования какой бы то ни было опасности и безразличия. Так или иначе, многие факты говорят об актуальности и необходимости исследования данного явления как в широком смысле, так и в контексте профилактики компьютерной зависимости среди детей.

Проблема обусловлена тем, что современные школьники много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд. Поток приходящей информации огромен и разнообразен. Психика современного школьника привыкает к такому темпу, происходит ее подстройка под поток информации, в который она попадает. Подсчитано, что современный человек за неделю получает столько информации сколько человек средневековья за всю свою жизнь.

Конечно, утверждать, что персональный компьютер - это абсолютное зло, было бы глубоким заблуждением. Разумное и грамотное использование информационных технологий может быть эффективным орудием воспитания и обучения.

Вот некоторые доказательства, приводимые психологами в пользу применения персонального компьютера детьми.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок

начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. У детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.

Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей.

Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естест-венно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительномоторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и ни-

когда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. Тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

Но нельзя забывать о золотой середине, о том, что чрезмерное бесконтрольное увлечение персональным компьютером и Интернетом может вызывать компьютерную зависимость у детей.

Суть заболевания заключается в том, что дети предпочитают жизнь в Интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. Фактически определение интернет-зависимости звучит так: «Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line». По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всем мире.

Симптомы компьютерной зависимости таковы:

- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интернете;

- постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Интернете или веб-серфинг);

- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;

- забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

- стремление играть в сетевые игры.

Наиболее распространены три вида деятельности, связанные с применением компьютера и интернета, как взрослым, так и ребенком. Это получение информации (познание), коммуникация (общение) и развлечение (игра). Все эти виды деятельности могут привести к формированию соответствующей зависимости и изменениям личности - это хакерство (информационная зависимость), зависимость от виртуального общения и зависимость от ком -пьютерных игр (игромания). Также выделяются смежные психологические проблемы, такие как агрессия, вызванная компьютерными играми, одиночество и социальная дезадаптация, вызванные при замене естественного общения виртуальным и прочие.

Также всемирная паутина содержит ряд непсихологических опасностей, подстерегающих юных пользователей. Среди них:

- доступ к нежелательному содержимому (порнография, азартные игры, наркотики, насилие, националистическая или фашистская идеология и многое другое);

- сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр.);

- контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты и т. д. (среди них могут быть как мошенники, выпытывающие конфиденциальную информацию), назначение личных встреч;

- угроза заражения компьютера вредоносным ПО;

- неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т. д.

Сама информация, содержащаяся на интернет-сайтах, может быть достаточно опасной для ребенка. Согласно данным онлайн-опроса агентства «Руметрика», 48 % пользователей сети до 14 лет интернет-ресурсов с нежела-тельным содержимым не просматривают. Поведение остальных складывается следующим образом: 39 % опрошенных признались, что посещали порносайты, 19 % наблюдали в сети сцены насилия. 16 % юных пользователей посещали ресурсы, посвящённые азартным играм. Наркотическими веществами и алкоголем интересовались в сети 14 % детей, экстремистские и националистические ресурсы посещали ещё 11 % юных пользователей.

При этом в 48 % тех, кто не заходил на сайты описанной тематики входят как те ребята, что пользуются сетью исключительно под надзором взрослых, так и те, кому доступ к подобным ресурсам запрещён специальными программными средствами: ни для кого не секрет, что некоторые ресурсы загружаются автомати -чески при посещении некоторых сайтов с вполне невинным содержанием.

Влияние персонального компьютера на здоровье учащегося очевидно и неизбежно, если физическое воздействие устранить достаточно просто (использование защитных очков, удобное рабочее место), то психологические опасности с первого взгляда не заметны. Компьютерная зависимость возникает постепенно и накладывает отпечаток на характер и личность ребенка, оказывая воздействие на более глубокие и значимые структуры детского сознания.

Для того чтобы учителю и родителям справиться с негативным влиянием новых технологий на здоровье детей необходимо полное осознание силы воздействия (как позитивного, так и негативного) персонального компьютера и сети Интернет на ребенка и умение управлять этой силой. Данная концепция подтверждается ФГОС: «информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: ... современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации» и при этом «. мониторинг здоровья обучающихся».

Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изучена. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность.

Целью учителя и родителей при профилактике компьютерной зависимости детей является повышение интереса к различным сферам современного досуга. Для достижения этой цели возможны следующие задачи: подготовка сознания ребенка к противодействию негативных воздействий компьютерных игр, помощь детям в осознании их образовательных потребностей и способах их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.), информированность школьников о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждений (секций, кружков), проведение внешкольных мероприятий (дискуссий, классных часов, игр) среди учащихся на темы, связанные с компьютерной зависимостью (например, «Место компьютера и телевидения в моей жизни»).

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие воз -можности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за ком -пьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их дейст-

виях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.

Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер -это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Задача педагога и родителей - организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информацион-

ных технологий, в том числе и компьютера. Для профилактики компьютерной зависимости взрослому (учителям и родителям) необходимо:

- постараться регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

- Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

- Воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребенок начнет овладевать программированием, вебдизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультфильмы... Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

- Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).

- Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

- Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

- Обсуждать игры вместе с ребенком, отдавая предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая, социальная дезадаптация. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

Согласно ФГОС общего образования «... информационно-образовательная среда об -разовательного учреждения включает: ком-

плекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, . систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Данной проблеме посвящен модульный курс «Профилактика компьютерной и интернет-зависимости школьников» по программе «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования». Программа разработана на кафедре педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования под руководством Д. Ф. Ильясова и направлена на оказание содействия педагогическим работникам и руководителям общеобразовательной школы в освоении ими Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, выстраивании перспектив педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования.

Если общество хочет воспитать здоровое поколение, образованное и культурное, оно должно в полной мере принять на себя ответственность за последствия взаимодействия ребенка с компьютером.

Литература

1. Компьютерная зависимость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://edu cation. simcat.ru/school61/news/206/.

2. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова. - М.: Экс-мо, 2008 - 224 с.

3. Леонова, Л. А. Дошкольник и компьютер [Текст] / Л. А. Леонова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dou908.narod.ru /Parents/frombk2. htm.

4. Ребенок и компьютер - за и против [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //community. li vej ournal. com/mama/415357. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.