Научная статья на тему 'Профилактика и коррекция девиантного поведения детей: педагогические условия'

Профилактика и коррекция девиантного поведения детей: педагогические условия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционная педагогика / девиантное поведение детей / умственная работоспособность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Алексей Петрович

Статья посвящена анализу педагогических условий профилактики и коррекции девиантного поведения детей. Коррекционная работа во многом зависит от уровня психического развития человека, интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности. Также построение коррекционной работы зависит от сочетания эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности человека, которые проявились в условиях социальной депривации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика и коррекция девиантного поведения детей: педагогические условия»

13. Покаместова О.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 126-127.

14. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.

15. Таранина А.М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 91-96.

16. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.

Профилактика и коррекция девиантного поведения детей: педагогические условия Кузнецов А. П.

Кузнецов Алексей Петрович /Kuznecov Aleksej Petrovich - студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики,

Институт психологии и образования,

Казанский федеральный университет, г. Казань

Аннотация: статья посвящена анализу педагогических условий профилактики и коррекции девиантного поведения детей. Коррекционная работа во многом зависит от уровня психического развития человека, интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности. Также построение коррекционной работы зависит от сочетания эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности человека, которые проявились в условиях социальной депривации.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, девиантное поведение детей, умственная работоспособность.

Процесс психологической и педагогической коррекционной работы в условиях социальной депривации осложняется многообразием проявлений ЗПР. Ограничивающим барьером в данном случае служит полное или частичное отсутствие общения человека с окружающим миром. Если коррекционная работа дает более эффективный результат при полноценном уровне общения, то в условиях социальной депривации проведение психо лого-педагогической работы не дает должного результата.

На современном этапе развития общества государство предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовке выпускников общеобразовательных школ. В связи с этим большое значение приобретает сознательный выбор профессии молодежью в соответствии с личными возможностями и интересами [12. С. 115]. Выпускники коррекционной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества. Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы [12. С. 117].

Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция. Коррекция - это система психологопедагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 100 |

недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть, как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе коррекции учебно-воспитательной работы [16. С. 91].

И на разных этапах овладения этими навыками у каждого ребенка он идет по-своему. В связи с тем, что состав классов коррекционных школ по характеру и степени речевой и интеллектуальной недостаточности неоднороден, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения навыками и это создает дополнительные трудности для фронтальной работы на уроках [2. 96].

Основной целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками в условиях социальной депривации является формирование базовых составляющих психического развития.

Психолого-педагогическая основа коррекционной работы делится на два блока:

1) образовательный блок;

2) коррекционно-развивающий блок. Ограниченность общения должна восполняться в процессе психологического и педагогического обучения, которая выражается в подготовке к школьному обучению, организации коррекционного воздействия по основным линиям психического развития.

Коррекционная работа с детьми в условиях социальной депривации должна активизировать психические процессы, улучшить восприятие доступного окружающего мира, а также развить мыслительно-логические операции. Применение диагностических методов позволяет обеспечить оптимальный выбор эффективных коррекционных и воспитательных средств и создать условия для развития ребенка с ограниченными возможностями развития. Диагностический материал для обследования состоит, как правило, из несколько блоков. Каждый блок, в свою очередь, включает серию методик, в которой предусмотрена градация заданий по сложности. Задания составлены с учетом представлений об этапах формирования функций в онтогенезе, взаимодействий их в процессе развития, формирование в процессе активной деятельности [17. С. 95].

Основными задачами коррекционной работы являются формирование словеснологического мышления человека в условиях ограниченности общения, совершенствование наглядных форм мышления, понимания причинно-следственных связей действий и поступков. Кроме того, в этот блок включаются коррекция речевого развития, формирование звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, обогащение словарного запаса и развитие основных функций речи и др.

Выбранные психолого-педагогические методики должны повышать интеллектуальный, эмоциональный уровни развития человека в условиях социальной депривации.

Эксперименты доказывают, что темп восприятий у умственно отсталых детей замедлен. Замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала (умственно отсталые дети замечают значительно меньше предметов, попадающих в их поле зрения, чем их нормально развивающиеся сверстники) [10. С. 81].

Исследования показывают, что дети с нарушением интеллекта, которые воспитывались в специальных дошкольных учреждениях, знакомы с терминами, обозначающими временные интервалы - времена года, дни недели. Однако они не могут самостоятельно назвать последовательно все времена года и затрудняются с перечислением дней недели. Умственно отсталые дети называют времена года, опираясь на существенные признаки. Лучше дифференцируют зиму и лето, представления о весне и осени нечеткие [10. С. 84].

С целью реализации коррекционно-педагогической системы в условиях социальной депривации необходимо выбирать методики, способствующие интеллектуальноэмоциональному развитию человека, повышению уровня доверия между педагогом и человеком.

| 101 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

Литература

1. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы. М.: Дефектология, 1996г, № 3.

2. Гринькина Л.А. Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (из опыта работы) // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 96-100.

3. Дзендзя О.Ю. Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 123-125.

4. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1973, 291 с.

5. Евдокимова Л.В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 60-67.

6. Евдокимова Л.В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 67-75.

7. Журавлева М.С. Сетевое взаимодействие с родителями в коррекционной школе // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 100-103.

8. Ипатова М.В. Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 133-135.

9. Константинова С.А. Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 76-81.

10. Константинова С.А. Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 81-88.

11. Матвеева М.В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 62-65.

12. Матвеева М.В. Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 115-117.

13. Нефедова А.В. Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 115-117.

14. Покаместова О.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 126-127.

15. Попкова М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.

16. Таранина А.М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 91-96.

17. Цедякова Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 102 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.