Научная статья на тему 'Профилактика эмоционального выгорания педагогов'

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2706
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПЕДАГОГИ / BURNOUT SYNDROME / PREVENTION / TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Татьяна Геннадьевна

В статье представлены результаты сравнительного исследования симптомокомплексов, характерных для синдрома эмоционального выгорания. В качестве испытуемых выступали учителя и воспитатели. Получены сравнительные данные, показывающие степень выгорания среди педагогов, а также характерные симптомы выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Киселева Т. Г.

Киселева Татьяна Геннадьевна /Kiseleva Tatiana Gennadievna - кандидат психологических наук, доцент, заведующий

кафедрой,

кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью, факультет социального управления,

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль

Аннотация: в статье представлены результаты сравнительного исследования симптомокомплексов, характерных для синдрома эмоционального выгорания. В качестве испытуемых выступали учителя и воспитатели. Получены сравнительные данные, показывающие степень выгорания среди педагогов, а также характерные симптомы выгорания.

Abstract: this article presents the results of research symptoms typical for the syndrome of burnout. The subjects were teachers and mentors. We got comparative data showing the degree of burnout among teachers and typical symptoms of burnout.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика, педагоги.

Keywords: burnout syndrome, prevention, teachers.

Инновации в образовании требуют от современных педагогов широкой эрудиции, разнообразных профессиональных навыков и компетенций, высокого уровня стрессоустойчивости, навыков толерантного отношения к детям, родителям, коллегам. Соответствовать профессиональному стандарту педагога может далеко не каждый школьный учитель, что создает ещё одну причину для эмоционального переживания и чувства неполноценности. Указанные выше тенденции проявляют себя повсеместно, независимо от сферы профессиональной деятельности, но, как показали исследования Реана А. А. [6], особенно ярко это явление можно наблюдать в педагогической среде. Именно поэтому вопросам профилактики эмоционального выгорания сегодня уделяется повышенное внимание как с точки зрения медицины, так и с позиции психологии.

Отечественными психологами Бойко В. В., Водопьяновой Н. Е., Орлом В. Е. [1, 2, 5] доказано, что в максимальной степени подвержены выгоранию работники социономических (или помогающих) профессий, причем первые места в группе риска по выгоранию занимают педагоги, именно поэтому мы выбрали представителей данных профессий в качестве объекта нашего исследования. В качестве инструмента для измерения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) мы использовали методику Maslach Burnout Inventory (MBI) [4]. Нами было опрошено 40 педагогов в возрасте от 32 лет до 61 года, чей стаж варьируется от 4,5 лет до 38 лет.

Работники, у которых нет серьезных предпосылок к формированию синдрома выгорания, составляют среди педагогов 32,2 % от общего количества испытуемых. Для этой категории свойственны отдельные симптомы профессионального выгорания. На начальном этапе работник может сам справиться с возникшими проблемами. Для этого ему необходимо научиться осознавать симптомы психологического стресса и управлять им, овладеть приемами саморегуляции. Уже первые результаты заставили серьезно задуматься, т. к. только одна треть сотрудников может быть названа психологически здоровой.

Работники, у которых выгорание находятся в стадии формирования, составили 29%. Для этих сотрудников характерно снижение уровня собственного участия по отношению к коллегам, детям, которое выражается в потере положительного восприятия коллег, переходе от помощи к контролю и надзору, доминировании стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, проявлении негуманного подхода к людям. Также по отношению к окружающим наблюдается отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки; по отношению к профессиональной деятельности отмечается нежелание выполнять свои обязанности, доминирование материального аспекта при одновременной неудовлетворенности работой.

38,8 % педагогов имеют стойкие и даже необратимые симптомы эмоционального выгорания. Беседуя с этой группой испытуемых, можно было заметить симптомы депрессии, чувство вины, сниженную самооценку, апатию, обвинение других, снижение концентрации внимания, ригидность мышления, изменения в мотивационной сфере. Некоторые сотрудники отмечали у себя снижение иммунитета, повышенное давление, головные боли, разочарование в жизни и профессии, чувство беспомощности и бессмысленности жизни.

Синдром эмоционального выгорания проявляет себя на нескольких уровнях, один из которых -психосоматический, выражающийся в усталости, физическом утомлении, обострении хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Личностная отстраненность - ещё один симптом выгорания, присущий педагогам. Среди выгоревших сотрудников нередко можно встретить циничное и безличное отношение к деятельности, деформацию отношений с другими людьми, зависимость от других, повышение негативизма. Межличностные контакты у такого человека становятся формальными и обезличенными. У него наблюдается низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям; его социальные контакты ограничиваются только

работой, но и они носят весьма посредственный характер; скудность отношений проявляется и дома, возникает ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Основной составляющей синдрома выгорания у педагогов является эмоциональное истощение, которое понимается как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Данное состояние проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, депрессии, импульсивном эмоциональном поведении.

Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Это может быть связано с тем фактом, что объект педагогической деятельности - дети и подростки, чьи эмоциональные реакции, как правило, выражены сильнее, чем у взрослых людей. Эмоционально насыщенное общение с подопечными постепенно приводит к истощению энергетических ресурсов и нервной системы педагога, невозможности полноценной эмоциональной и интеллектуальной отдачи, утрате интереса к личностям учеников, исключению эмоций из сферы профессиональной деятельности.

Эмоционально-нравственная дезориентация - это неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм. Работник не проявляет должного эмоционального отношения к субъекту, при этом у него возникает потребность в самооправдании. Его суждения могут звучать так: «таким людям нельзя сопереживать», «он не заслуживает хорошего отношения», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. На наличие этих же симптомов указывают и другие исследователи [3].

Главная профилактическая мера данного состояния - признание за любым человеком права на свободное проявление его индивидуальности. Человеку необходимо быть более гибким в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя. В качестве профилактики деперсонализации рекомендуется развитие личностной выносливости, которая определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль над жизненными ситуациями и гибко реагировать на изменения. Для профилактики «загнанности в клетку» рекомендуется использовать навыки рефлексии, сопоставлять желаемое и действительное, оценивать собственные цели и планы с точки зрения возможности выполнения, развивать интерес к работе и вносить в нее разнообразие: создавать новые проекты, обмениваться опытом с коллегами.

Таким образом, проанализировав полученные в ходе исследования результаты, можно прийти к выводу, что особенности социономических профессий как вида деятельности являются факторами, способствующими возникновению и формированию симптомов эмоционального выгорания.

Литература

1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. -32 с.

2. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. - 160 с.

3. Коваленко И. Г. Здоровье учителя как условие здоровья ученика. // Проблемы современной науки и образования. - 2013 - № 2 (16). - С. 177-178.

4. Маслач К. Практикум по социальной психологии. - Спб.: Питер, 2000. - 528 с.

5. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования. // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001 - № 3. - С. 21-23.

6. Реан А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.