Научная статья на тему 'Профилактика экзаменационного стресса у студентов'

Профилактика экзаменационного стресса у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2437
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михалева О. С.

Стресс является актуальной темой для изучения. В частности экзаменационный стресс и его профилактика у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика экзаменационного стресса у студентов»

Список литературы:

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М.: Просвещение, 1987.

2. Волков И.П. Учим творчеству: Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1988.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.

4. Липова З.А. Творческие проекты в курсе Технология. - Курск: Пед-сервис, 1997.

5. Программа Технология (производственное обучения). - М.: Просвещение. - 1995.

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ

© Михалева О.С.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Стресс является актуальной темой для изучения. В частности экзаменационный стресс и его профилактика у студентов.

Ключевые слова стресс, стрессоустойчивость, экзаменационный стресс.

Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [1].

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Большой вклад в изучение механизмов стресса внесли ученые, академики: И.П. Павлов, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, У Кеннон, Р. Лазарус, А.М. Вейн, Р. Ланьер К.В. Судаков, Л.А. Орбели, П.В. Симонов. В других работах было показано значение иных условий, способствующих развитию стресса:

1. иммобилизации [9];

2. дефицита времени [11];

3. нарушения биологических ритмов [12];

4. изменения условий жизни и упроченного динамического стереотипа [8].

* Студент.

Сложность форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [3].Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания» [9, с. 11]. Некоторые специалисты в области стресса выделяют еще одно состояние, близкое к стрессу, но отличающееся от него - перегрузку. Например, Ксанд-рия Вильяме считает, что перегрузка возникает тогда, когда человек не в состоянии удовлетворить предъявляемые к нему требования и берет на себя больше, чем может сделать.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:

1. интенсивную умственную деятельность;

2. повышенную статическую нагрузку;

3. крайнее ограничение двигательной активности;

4. нарушение режима сна;

5. эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов.

Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, можно выделить три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов. Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. Если организму в течение определенного времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы его истощились, то наступает третья стадия - истощения. В принципе, эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке - на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза (адаптации) обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а третья фаза (истощения) может развиться к концу сессии. Длительность учебной сессий

продолжается две-три недели, что при определенных условиях достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушения сна, повышенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления и другие показатели [2]. Поэтому некоторые специалисты высшей школы вообще подвергают сомнению необходимость экзаменов, предлагая заменять их или программированной формой обучения [5], или же аттестационной системой с определением итоговой отметки студента по результатам промежуточных результатов [6].Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться: в затруднении выполнения привычной функции или формы деятельности (речь, чтение, письмо и др.), и в чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает большую интенсивность и сопровождается полным торможением соответствующей формы деятельности или нарушением ее.

Предметом нашего исследования является профилактика экзаменационного стресса. Цель которого - усиление защитных сил организма, изменение отношения к психотравмирующим ситуациям и развитие позитивного мышления. Особенность протекания стрессовых реакций студентов в условиях экзаменационного стресса заключается в их второсигнальном характере, когда воздействия на организм преломляются через призму жизненного опыта, систему внутренних убеждений, особенности строения характера и индивидуальные характеристики нервных процессов, протекающих в коре больших полушарий.

Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. В монографии «Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу» К.В. Судаков, перечисляя важнейшие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы:

1. аутогенную тренировку;

2. различные методы релаксации;

3. системы биологической обратной связи;

4. дыхательную гимнастику;

5. включение в жизнь человека положительных эмоций;

6. музыку;

7. физические упражнения;

8. психотерапию;

9. физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);

10. иглоукалывание и др.

Первая классификация. Если начать с низших уровней организации материи, то наиболее простыми будут физические методы уменьшения стресса -воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т.д. [4]. Следующая группа биохимических методов снятия стресса включает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и

ароматерапию. Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечнососудистую, дыхательную и мышечную системы.

Психологические методы уменьшения стресса

Медитация как метод уменьшения стресса относительно недавно вошла в арсенал западной психотерапии, хотя на Востоке данный путь восстановления душевного равновесия используется уже в течение тысячелетий. Гройсман А.Л. пишет по этому поводу: «Медитация и является классическим способом развития спокойного сосредоточения, являющегося в конечном счете средством восстановления и координации психических и физических функций, создания ясности мышления, снятия умственноэмоцио-нального напряжения и т.п.» [4]. В подтверждение такой точки зрения приводится высказывание индийского ученого Чоудхури, который писал, что «радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать никаких усилий. Надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыслей и ощущений.» [4, с. 149].

Использование позитивных образов (визуализация). Для того чтобы избавиться от стресса, нужно фиксироваться не на своих отрицательных эмоциях, а на положительных переживаниях, и следует думать не о проблемах, а путях выхода их них. Первый шаг к этому - это создание соответствующей словесной формулы, которая символизировала бы будущую цель. Однако, применяя подобный вербализованный способ достижения цели, мы можем столкнуться с трудностями по пути его реализации. Это связано с тем, что подсознание человека слабо реагирует на словесные формулы и гораздо восприимчивее к чувственным образам, создаваемым в сознании [7, 14].

Нейролингвистическое программирование (НЛП) как метод психотерапии базируется на исследовании оптимальных способов достижения успеха в самых разных сферах жизни - межличностной коммуникации, терапии, образовании, бизнесе, личностном росте - и представляет собой синтез методик Ф. Перлза (гештальт-терапия), В. Сатир (семейная терапия) и М. Эриксона (гипнотерапия), к которым основатели НЛП Дж. Гриндер и Р. Бэндлер добавили свое представление о структуре человеческого языка. Основатели НЛП подчеркивали важность языка как основного средства коммуникации и структурирования индивидуального жизненного опыта, а также предполагали возможность «программирования» поведения индивидуума путем подбора оптимальных стратегий организации внутреннего опыта [7]. Зарубежные специалисты по НЛП в своих работах не учитывают труды основателя условно-рефлекторного учения И.П. Павлова и поэтому допускают методические погрешности.

Опыт применение техник НЛП для уменьшения экзаменационного стресса показал свою высокую эффективность как в плане снижения психоэмоционального напряжения, так и в плане оптимизации вегетативного баланса студентов [13, с. 18].

Вторая классификация. Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств: магнитофона, видеомагнитофона, с помощью обучающих компьютерных программ для релаксации и др. В деле преодоления производственных стрессов существует своя классификация методов оптимизации функциональных состояний, которая разделяет все методы антистрессорной защиты на организационные и психопрофилактические. Первая группа методов направлена на уменьшение степени экстремальности факторов производственной среды. Вторая группа методов направлена непосредственно на психику работника и его функциональное состояние.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом регуляции уровня стресса является внешний - с участием психолога, психиатра или любого другого позитивно настроенного человека.

Список литературы:

1. Боканова О.М. Некоторые показатели сердечнососудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. - М., 1974. - С. 130.

2. Горизонтов П.Д., Белоусова О.П., Федотова М.П. Стресс и система крови. - М.: Медицина, 1988. - С. 5-79.

3. Гройсман А.Л. Медицинская психология. - М., 1998. - С. 120-220.

4. Доскип В.А. Профилактика экзаменационного стресса / Под ред. С.М. Громбаха // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988. -С. 147-160.

5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 1999. - С. 186-213.

6. Сеимор Дж., Котор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. - СПб., 1996. - С. 3-202.

7. Симонов П.В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. - М.: Наука, 1975. - Т. 2. Кн. 2. -С. 158-172.

8. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. - М., 1998. -С. 3-268.

9. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - С. 5-232.

10. Хананашвили М.И. Информационные неврозы. - Л: Медицина, 1978. - С. 3-143.

11. Черкович Г.М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. - 1959. - Т. 48, № 8. - С. 21-24.

12. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейро-лингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. - Воронеж, 2003. - С. 105-107.

13. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М., 2005. - С. 176 - 2.

14. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж, 2000. -С. 119-142.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Рюмина И.М.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье уделено внимание проблеме формирования ценностно-смыслового отношения к учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Рассмотрена ценностность учебной деятельности и условия ее формирования как основа формирования ценностно-смыслового отношения к учебной деятельности.

Ключевые слова ценностно-смысловое отношение к учебной деятельности, ценностность, ценностность учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Анализ психолого-педагогической практики показывает, что большинство младших школьников включается в учебный процесс отчасти вынужденно и стихийно, без достаточного осознания смысла и значимости учения лично для себя. В результате деформируется вся ценностно-смысловая сфера обучаемого, учение не приносит эмоционального удовлетворения и не способствует личностному развитию. Как следствие - не формируются необходимые умения и личностные качества,

В связи с этим возникает необходимость сосредоточить усилия на совершенствовании учебного процесса в аспекте формирования ценностно-смыслового отношения к учебной деятельности. Ценности как общие смысловые образования являются «основными конституирующими единицами личности» (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев, В.Э. Слободчиков) и определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, другим людям и самому себе; опре-

* Доцент кафедры Общей психологии, кандидат психологический наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.