Научная статья на тему 'Профилактика экстримизма в молодежной среде'

Профилактика экстримизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS / PREVENTION OF EXTREMISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стюхина Г.А., Макарова К.В.

Рассматриваются проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде, не обходимость включения элективных специальных курсов в подготовку студентов психолого-педагогического профиля в вузе. Приводятся результаты анкетирования студентов по вопросам экстремизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стюхина Г.А., Макарова К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of extremism among young peopl

The article discusses basic concept of spiritual and moral education of students, the need to include elective courses in training psycho-pedagogical profile in higher education. The results of the survey of students on extremists

Текст научной работы на тему «Профилактика экстримизма в молодежной среде»

ние самой деятельности, каждого из ее элементов с дальнейшей рефлексией, а также, принимая во внимание особенности именно проектной деятельности, мы зафиксировали этапы усвоения проектной компетенции. Первый охватывает работы по самому проектированию, второй этап - этап реализации проекта на практике и, соответственно, уже третий - этап рефлексии проделанной работы и подведение итогов.

Усвоение проектной деятельности, результатом которой является появле-

ние новых знаний, новых объектов, является залогом появления инноваций в будущем. По мере развития проектной компетенции увеличиваются возможности созидания нового, а значит, имеет место рост инновационного потенциала.

Особенности именно социально-проектной деятельности демонстрируют, что она влияет на картину мира проектировщика, а это как раз и является основой развития инновационного потенциала молодежи.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. URL: http://www. wikipedia.org/wiki/ 2. URL: http://www.pku.edu.cn. Peking University.

УДК 323.2: 378.1 Г.А. СТЮХИНА, К.В. МАКАРОВА

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРИМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Рассматриваются проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде, необходимость включения элективных специальных курсов в подготовку студентов психолого-педагогического профиля в вузе. Приводятся результаты анкетирования студентов по вопросам экстремизма.

Ключевые слова: профилактика экстремизма в молодежной среде, студенческие группы, федеральные государственные образовательные стандарты, психолого-педагогическая подготовка студентов.

The article discusses basic concept of spiritual and moral education of students, the need to include elective courses in training psycho-pedagogical profile in higher education. The results of the survey of students on extremists.

Key words: spiritual and moral education, the federal state educational standards, psychological and pedagogical training of students, prevention of extremism in the youth environment.

Изменение приоритетов современного образования требует отказа от по-

© Стюхина Г.А., Макарова К.В., 2015

нимания задач образования только с точки зрения выполнения обучающих функций. Особое внимание сегодня должно быть уделено формированию

нравственных основ личности учащихся, их духовному становлению. Такое смещение акцентов в образовании вызвано насущной потребностью общества в консолидации,объединении, которое невозможно без наличия согласованных мировоззренческих установок его членов. Значимость и актуальность данной проблемы нашла отражение в нормативных документах, которые лежат в основе образовательной деятельности в нашей стране. Так, в «Законе об образовании в Российской Федерации» в статье 66 указывается: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)» [2].

Изменение приоритетов современного образования должно найти свое отражение в подготовке будущих педагогов. Необходимым компонентом образовательных программ должны стать вопросы воспитания учащихся, методы и приемы достижения указанных личностных результатов освоения образовательных программ. В связи с этим авторам представляется важным более подробно разобраться в том, что такое ценности и социальные нормы и как можно способствовать их формированию.

Рассматривая личность растущего человека в контексте его отношений с миром и другими людьми, необходимо отметить, что основной структурной

единицей для понимания его внутренних психологических побуждений выступают ценности и нормы. Э. Фромм отмечает, что понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий его существования [3]. Одной из важнейших потребностей каждого является потребность в системе ориентаций, то есть в наличии определенной системы ориентиров, которые бы обеспечивали стабильный и последовательный способ восприятия и понимания мира. Эта система ориента-ций представляет собой совокупность убеждений, служащая для человека системой координат, из которой он может извлечь ответ на вопрос, где его место и что ему делать [3].

Система ценностей отражает существенные цели и идеалы своей эпохи. Распад ценностей и несоблюдение норм приводит к состоянию отчуждения, потерянности, нестабильности, ощущению утраты понимания происходящего и будущего. Наличие стабильной системы ценностных ориен-таций в семье, обществе является важнейшим фактором развития личности в подростковый период. Обретение подростком своего Я также заключается в формировании отношения к миру, собственной системы координат. Отсутствие идеалов, которое часто сопровождает социальные преобразования, крайне неблагоприятно для подрастающих детей, так как приводит к возникновению у них чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Переживаемый ими в этот период кризис, связанный с решением таких вопросов, как: «Что я собой представляю?», «Куда я иду?» - может проявляться в различных нарушениях поведения подростков.

Основные принципы и направления организации воспитательной деятельности образовательного учреждения представлены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», которая стала одной из основ создания федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В рамках данной концепции современный воспитательный идеал, к достижению которого следует стремиться современной российской школе, определяется как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1].

Как отмечают авторы указанной концепции, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Но можно констатировать, что часто ценности как идеалы, одобренные и пропагандируемые обществом, подростки усваивают хаотично, отсутствует их критическое осмысление. Поэтому сегодня перед школой как общеобразовательным и воспитательным учреждением, занимающимся социализацией детей и подростков, стоит важнейшая задача - формирование у них системы ценностей, которая позволит учащимся стать личностями, «осознающими и принимающими ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» [1].

В данной статье представим результаты внедрения воспитательных мероприятий в систему подготовки студентов педагогического вуза. Целью исследования являлось выявление представлений студентов первого курса об экстремизме и их отношения к данному явлению.

В исследовании приняли участие 46 студентов (26 юношей и 20 девушек) Педагогического института физической культуры и спорта (г. Москва). Средний возраст опрашиваемых составил 18 лет. Исследование включало несколько этапов. На первом этапе студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты. В анкете использовались вопросы открытого типа. Анкетирование проводилось анонимно. На следующем этапе было проведено обсуждение данной проблемы со студентами в форме интерактивного семинара с использованием элементов групповой дискуссии. В рамках интерактивного семинара обсуждались следующие вопросы: сущность понятия и формы экстремизма; психологические и социальные причины вступления молодых людей в экстремистские организации; уголовная ответственность за подобную деятельность; возможные «зоны риска» быть вовлеченным в экстремистскую деятельность, технологии вербовки и способы противостояния им. После интерактивного семинара было проведено повторное анкетирование студентов.

Полученные результаты показывают, что ответы студентов после участия в интерактивном семинаре изменились. Так, ответы на вопрос «Что такое экстремизм?» до семинара распределились следующим образом: 56% опрошенных ответили, что это «противоправная форма деятельности», «при-

верженность крайним взглядам» -4%, «опасность для населения» - 15%, «опасно, но интересно» - 2%. 23% опрошенных ответили «не знаю». После проведенного занятия ответы студентов распределись иначе: 74% указали, что это «незаконная, противоправная деятельность», 14% - «приверженность крайним взглядам», по 2% студентов указали, что это «опасное для общества явление» и «конфликты на национальной и религиозной почве», 8% указали, что это «хулиганство». Анализ результатов показывает, что после участия в интерактивном семинаре у большего числа студентов сформировалось представление о том, что экстремизм - это незаконная, противоправная деятельность. Ответов «не знаю» на повторном этапе анкетирования не было. По мнению авторов, тот факт, что после участия в работе семинара большее число студентов определились с содержанием данного понятия, уяснили его противоправный характер, является важным моментом в профилактике данного явления среди молодежи, так как именно «непонятное» обладает привлекательным потенциалам и побуждает молодых людей к совершению необдуманных поступков.

Ответы на вопрос: «Какие формы экстремизма Вы знаете?» распределились следующим образом: 43% ответили «не знаю», остальные ответы распределились так: 15% - «национализм», по 2% опрошенных указали «рисование на стенах; фашизм и антифашизм; секты; скинхэды; зацепинг; ИГИЛ; боевики» и др. Повторный опрос показал, что студенты смогли классифицировать формы экстремизма по трем основным группам: религиозный (93%), политический (21%), национальный (97%). Положительным

моментом авторы считают отсутствие ответов «не знаю» на этот вопрос после участия в интерактивном семинаре.

На вопросы анкеты о том, есть ли угроза быть втянутым в экстремистскую деятельность для вас или ваших друзей и знакомых, существенных изменений в ответах студентов не произошло. Как до, так и после участия в семинаре 65% опрошенных считали, что такой угрозы не существует. Лишь 19% считали такую угрозу реальной, а 16% выбрали ответ «возможно». Полученные данные могут говорить о некоторой самоуверенности, свойственной данной возрастной группе молодежи, возможно, о недооценке степени риска.

Интерес представляют ответы студентов на вопрос: «Что нужно делать, чтобы не быть втянутым в экстремистскую группировку?» Так, до участия в семинаре 41% опрошенных студентов ответили «не знаю», 23% - «думать своей головой», «не поддаваться на провокации», «иметь свое мнение», 22% - «не поддерживать контакты», остальные ответы набрали по 1, 2% - «поднять свой интеллект», «быть индивидуалом», «заняться спортом», «поддерживать отношения с хорошими людьми» и др.

Как мы видим из примеров, большинство ответов носит достаточно общий характер. После проведенного семинара содержание ответов на эти вопросы качественно изменилось. Не было выявлено студентов, которые бы ответили «не знаю». 62% студентов указали ответ «не вступать в контакт с незнакомыми людьми, не общаться с теми, кого не знаешь». В отличие от результатов первого анкетирования, ответы стали более конкретными и стали содержать четкие поведенческие алгоритмы. Например, наиболее попу-

лярными были следующие ответы: «не отвечать незнакомым людям»; «не публиковать личную информацию о себе в социальных сетях»; «осторожно использовать социальные сети», «не общаться с незнакомыми людьми»; «не знакомиться с людьми в социальных сетях или на улицах»; «с осторожностью относиться к очень дружелюбно настроенным незнакомым людям, их предложениям помочь» и др. В представленных ответах возможные поведенческие реакции на опасные ситуации четко определены.

Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: участие в интерактивном семинаре позволило студентам разобраться в содержании понятия «экстремизм», видах этого явления, узнать о возможных последствиях участия в деятельности экстремистских организаций и сформировать представление о возможных дей-

ствиях в случае опасности быть завербованным со стороны представителей подобных организаций.

Результаты анкетирования позволяют говорить о том, что включение подобных мероприятий является необходимым компонентом организации воспитательной деятельности образовательного учреждения и способствует, с одной стороны, выработке определенных ценностных ориентиров у студентов, с другой стороны, готовит их к решению подобных задач в будущей профессиональной деятельности.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения представляется возможной только при условии подготовки будущих педагогов к ее реализации, что требует включения дополнительных образовательных программ в систему подготовки студентов по психолого-педагогическим направлениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-В.А. Концепции духовно-нравственного раз- дерации».

вития и воспитания гражданина России. М.: 3. Фромм Э. Человек для себя. Исследование Просвещение, 2009. психологических проблем этики / пер. с англ.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Л.А.Чернышевой. Минск: Коллегиум, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.