Научная статья на тему 'Профессора и студенты Императорского Томского университета в борьбе с холерной эпидемией в Томске летом 1892 г. '

Профессора и студенты Императорского Томского университета в борьбе с холерной эпидемией в Томске летом 1892 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессора и студенты Императорского Томского университета в борьбе с холерной эпидемией в Томске летом 1892 г. »

СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 32007

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК 616.932-036.22(091)

С.Ф. Фоминых, А.А. Иванов, С.А. Некрылов

E-mail: mrkar@mail2000.ru

ПРОФЕССОРА И СТУДЕНТЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В БОРЬБЕ С ХОЛЕРНОЙ ЭПИДЕМИЕЙ В ТОМСКЕ ЛЕТОМ 1892 г.

Томский государственный университет

«Никакая профессия не ставит человека в такие близкие отношения к людской скорби и физическим страданиям, не требует такого доверия не только к опытности, но и к нравственной чистоте человека, как профессия врача» [1].

В.М. Флоринский

Летом 1892 г. Томск, наряду со многими другими городами и селениями Европейской и Азиатской России, пережил сильную холерную эпидемию.

Первые случаи заболевания холерой в Томске были зарегистрированы на арестантской барже, прибывшей из Тюмени в Томск с пароходом «Галкин-Врасский» 1 июля 1892 г. и остановившейся на пароходной пристани в Черемошниках. Здесь, на пристани, из пассажиров арестантской баржи заболело холерою три человека. Все трое умерли на барже 12 июля [2].

Надвигавшаяся на город холерная эпидемия могла принять угрожающие размеры. Городское управление сознавало, что наличных сил местных врачей было крайне недостаточно для того, чтобы заболевшие могли надеяться на своевременную медицинскую помощь. Почти одновременно эпидемия появилась и в других местностях губернии, поэтому несколько врачей были откомандированы за пределы Томска. Нельзя было рассчитывать на помощь из Европейской России, так как холерная эпидемия свирепствовала уже в нескольких губерниях. Для борьбы с холерой

116

Беляев Алексей Васильевич

по распоряжению начальника Томской губернии Г.А. Тобизена 24 июля была создана санитарная комиссия. Комиссия сразу же занялась подбором медицинского персонала для лечения холерных больных. С этою целью к имеющемуся числу практикующих в городе врачей добавили еще 5 врачей для лечения больных на дому и 5 врачей для лечения больных в холерной больнице. Этого числа врачей для города, в котором проживало в то время около 34 тыс. человек, было явно недостаточно. Комиссия решила обратиться за помощью к студентам медицинского факультета Императорского Томского университета.

О желании самих студентов участвовать в борьбе с эпидемией сообщил на одном из первых заседаний комиссии профессор А.И. Судаков [3].

15 июля для лечения холерных больных на дому были приглашены студенты А. Смородинцев,

С. Земляницын, И. Михайловский и Любимов (из Казанского университета); затем 5 студентов для лечения больных в больнице на заимке Желтовского: А. Беляев,

С. Павский, А. Павлинский. лов и, наконец, 2 студента:

Кутузов Николай Афанасьевич

Иволин Александр Алексеевич

, Н. Панаретов и Н. ПоспеВ. Силин и Д. Миловидов для работы в больнице, организованной на Архимандритской заимке, которую предоставил городу для организации загородной больницы архимандрит Макарий [4].

Поначалу предполагалось, что некоторые из студентов, прикомандированных к больнице на заимке Желтовского, будут заниматься также и дезинфекцией в тех домах, где имели место заболевания холерой; но первые два дня эпидемии показали необходимость

Мефодьев Николай Владимирович

привлечения дополнительного числа студентов. 20 июля на заседании городской санитарной комиссии было решено пригласить в помощь студентов В. Богословского, Н. Мефодиева, К. Са-сыскина и Д. Файнберга. Несколько позднее, когда эпидемия начала разрастаться, в помощь были приглашены студенты П. Успенский, И. Стуков,

Н. Кутузов, М. Соколов, Г. Боннэр и А. Слайчев-ский. Причем первые пятеро были направлены в больницу на заимке Желтовского, а последний - в больницу на Архимандритской заимке, где они должны были оказывать помощь больным. Приглашенные дополнительно студенты А. Григорьев,

Л. Орлеанский, Л. Окин-шевич, А. Шубский, В. Николаевский и Л. Флеров -в городскую больницу для дезинфекционных работ и, наконец, студент Л. Прасолов - для лечения больных на дому [5].

Таким образом, в разгар эпидемии к противохолерным мероприятиям в городской больнице на заимке Желтовского было привлечено 19 студентов, в больнице на Архимандритской заимке - 3 студента и в самом Томске для лечения больных на дому - 5 студентов. Всего в борьбе с холерой приняли участие 27 студентов.

В качестве руководителя студентов, ухаживавших за больными в городской больнице на заимке Желтовского, санитарная комиссия намеревалась

пригласить профессора А.П. Коркунова, но тот, посетивший несколько раз больницу, отказался от предложения. В итоге студентами стал руководить командированный начальником губернии в городскую больницу в качестве старшего врача Салаирский сельский врач Ф.И. Ястребов.

С 25 августа Ф.И. Яст-Павский Стефан Георгиевич ребов вместе со студен-

Окиншевич Александр Исидорович

Панаретов Николай Николаевич

тами П. Успенским и И. Стуковым были командированы в Барнаульский округ для борьбы с развившейся там холерной эпидемией. Заведование же больницей на заимке Желтовского было поручено женщине-врачу Боголюбской, служившей до этого времени на Архимандритской заимке.

Кроме Ястребова и Боголюбской, в больницу на заимке Желтовского был прикомандирован еще доктор медицины Дамаскин, который вскоре был направлен в другие пораженные холерой округа Томской губернии [6].

С самого начала эпидемии был организован санитарный отряд в составе 4 студентов, который занимался дезинфекцией помещений. Позднее этот отряд был дополнен еще 6 студентами. Уже к 28 июля все запасы карболовой кислоты и креозота, имевшиеся в городе, были израсходованы. Для дезинфекции пришлось использовать медный купорос и едкую известь, благо того и другого имелось в изобилии. На заимке Жел-товского, где располагался санитарный отряд, имелся телефон, поэтому по первому требованию жителей или полиции студенты немедленно отправлялись в дома, в которых требовалось сделать дезинфекцию. Нередко с собой они привозили загрязненную одежду больных, которая подвергалась дезинфекции уже в самой больнице [7].

По окончании эпидемии холеры по предложению профессора А.И. Судакова с помощью студентов был осуществлен тщательный осмотр всех домов и помещений, где были случаи заболевания и смерти от холеры.

Этот осмотр имел научную цель: выяснить условия, способствовавшие развитию болезни и виды предупреждения новых заболеваний.

Было осмотрено 924 квартиры, в которых проживало 5191 человек, из них во время холерной эпидемии 1237 человек заболели холерой и 583 человека умерли от нее [8].

Многие студенты, как и профессора А.И. Судаков и А.П. Коркунов, участвовавшие в борьбе с холерной эпидемией, получили благодарность от городского главы и губернатора. «По прекращении холерной эпидемии, - отметил в своем письме в совет Томского

Поспелов Николай Петрович

история медицины

университета губернатор Г.А. Тобизен [9], - я считаю своим нравственным долгом засвидетельствовать перед университетским начальством о стоящей выше всякой похвалы, симпатичной и самоотверженной деятельности... студентов, коим, по моему глубокому убеждению, не одна тысяча местных жителей обя-

„ „ „ тт зана сохранением жизни

Силин Василий Николаевич

и здоровья и которая не в малой мере помогала мне и врачам в трудах, направленных к возможному ограничению размеров и степени распространения эпидемии. Мы от души желаем, чтобы врачебная деятельность каждого из гг. студентов увенчалась таким же успехом, с каким они работали по прекращению холерной эпидемии» [10].

Наряду с Томском студенты Томского университета участвовали в борьбе с холерой и в других местностях губернии.

Дагаев и Васильев -в Бийском округе, Ло-мовицкий - в Кузнецком, Оксенов, Фридман,

Пешковский, Питателев,

Воронин, Коровин, Кедров, Успенский, Голубев,

Левковский, Левашев и Засс - в Барнаульском,

Каинском и Томском округах, куда также временно командировались и некоторые студенты из числа занимавшихся в городе: Силин, Беляев, Стуков и Иволин. Они находились во время эпидемии в еще более сложном положении, так как им приходилось самостоятельно принимать решения и нередко при этом сталкиваться с «предрассудками и суеверием» крестьян [10].

Помимо Томской губернии студенты Томского университета принимали участие в борьбе с холерной эпидемией и в других местностях России. На заседании совета Императорского Томского университета было выслушано благодарственное письмо Симбирской губернской земской управы от 28 янва-Коркунов ря 1893 г., в котором тепло и

Александр Павлович прочувственно говорилось

о самоотверженной и неустанной деятельности в борьбе с холерной эпидемией студента-медика 3-го курса Томского университета Марсальского:

«...имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство объявить Марсальскому о выражении ему Симбирским губернским земским соб-раннем благодарности, по окончании же им курса, Файнберг Даниил Моисеевич о таковой благодарности внести, если возможно, в его аттестат» [11].

Акмолинский губернатор прислал благодарственное письмо на имя ректора В.Н. Великого:

«Свидетельствуя Вашему Превосходительству искреннее уважение, считаю долгом довести до сведения вашего о плодотворной деятельности студента 5-го курса медицинского факультета Томского университета Островского, который во все время холерной эпидемии в г. Омске принял на себя труд - заведовать одним

из участков, на каковые был разделен г. Омск, для оказания помощи заболевшим холерой. В своей новой деятельности студент Островский,работая наравне с врачами, с беспримерным усердием во всякое время дня и ночи помогал страждущим и своим гуманным отношением и знанием дела снискал любовь населения и Судаков

Александр Иванович глубокое уважение всех

узнавших его.

Новая эра, наставшая для Сибири с возникновением в ней университета, сулит в будущем отрадные перспективы, если и другие воспитанники этого рассадника науки внесут в жизнь такое отношение к предстоящей им деятельности, какое проявил Островский» [12].

Польза от студентов-медиков Императорского Томского университета в борьбе с эпидемией была весьма существенная.

Они не только помогали врачам, но во многих случаях с успехом заменяли последних. Рискуя жизнью, они дни и ночи проводили в холерных больницах, посещали Тобизен ГФман Августович

Успенский Петр Павлович

заболевавших на дому, дезинфицировали помещения, где находились больные. Попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флорин-ский, который возвратился из Петербурга в Томск 12 августа 1892 г., сделал в своем дневнике следующую запись: « Меры против эпидемии здесь были приняты более рациональные благодаря совету и участию профессоров и студентов Томского университета. Со стороны университета это была первая и осязательная услуга городу» [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Клиники Императорского Томского университета: Пояснительная записка, читанная при открытии клинических зданий в полном их размере 1-го ноября 1892 года. Томск. 1892. С. 32.

2. Судаков А.И. Холерная эпидемия 1892 г. // Известия Императорского Томского университета (далее ИТУ). 1895. Кн. 8. С. 12.

3. Письмо заступающего место Томского городского головы на имя ректора университета: Приложение к журналу заседаний Совета 20 ноября № 14 // ИТУ. 1893. Кн. 6. С. 171-172.

4. Судаков А.И. Холерная эпидемия 1892 г. // Там же. 1895. Кн. 8. С. 34; Сибирский вестник. 1892. 16 октября. См. также: Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 102. Оп. 2. Д. 4410, 1643, 3006, 406, 3410, 3392, 3423, 3765, 4278, 2961.

5. Судаков А.И. Холерная эпидемия 1892 г. // ИТУ. 1895. Кн. 8. С. 35. См. также: ГАТО. Ф. 102. Оп. 2. Д. 527, 2943, 4152, 4929, 4896, 2460, 4451, 549, 1194, 3333, 3303, 5480, 3225, 5003, 3798.

6. Судаков А.И. Холерная эпидемия 1892 г. // ИТУ. 1895. Кн. 8. С. 35.

7. При закрытии больницы Желтовского 1-го октября над одним из больничных сараев целый чердак остался наполненным такими дезинфицированными вещами холерных больных.

8. Судаков А.И. Холерная эпидемия 1892 г. // ИТУ. 1895. Кн. 8. С. 89.

9. Учитывая заслуги томского губернатора Г.А. Тобизена в борьбе с холерной эпидемией, Томская городская дума на заседании 12 октября 1892 г. единогласно постановила присвоить ему звание почетного гражданина г. Томска (Сибирский вестник. 1892. 16 октября).

10. Письмо Томского Губернатора Г.А. Тобизена на имя ректора университета В.Н. Великого: Приложение к журналу заседаний Совета 20 ноября № 14 // ИТУ. 1893. Кн. 6. С. 169.

11. Журнал заседания совета Императорского Томского университета 22-го апреля 1893 года // ИТУ. 1893. Кн. 6.

С. 249.

12. Письмо Акмолинского губернатора на имя ректора университета: Приложение к журналу заседаний Совета 20 ноября № 14 // ИТУ. 1893. Кн. 6. С. 172.

13. Флоринский В.М. Дневник. 1892 г. // Национальный музей Республики Татарстан. Ф. Флоринский В.М. П - 40. № 117959-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.