Научная статья на тему 'Профессор в роли дипломата: Пол Рейнш и китайская политика США в период президентства Вудро Вильсона'

Профессор в роли дипломата: Пол Рейнш и китайская политика США в период президентства Вудро Вильсона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1623
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ РЕЙНШ / ВУДРО ВИЛЬСОН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ПОЛИТИКА "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" / КИТАЙ / "OPEN DOORS" POLICY / PAUL REINSCH / WOODROW WILSON / USA FOREIGN POLICY / CHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романов Владимир Викторович

В статье анализируется взаимосвязь между внешнеполитическими взглядами Пола Рейнша, занимавшего в 1913-1919 гг. пост американского посла в Китае, и приоритетами «китайского вектора» дипломатии США в период президентства Вудро Вильсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Романов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR AS A DIPLOMAT: PAUL REINSCH AND THE USA POLICY IN CHINA DURING THE WOODROW WILSON PRESIDENCY

The article discusses the correlation between the foreign policy thought of Paul Reinsch, who was the American ambassador in China in 1913-1919, and the priorities of the USA diplomacy in China's direction during the Woodrow Wilson Presidency.

Текст научной работы на тему «Профессор в роли дипломата: Пол Рейнш и китайская политика США в период президентства Вудро Вильсона»

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(73).091.3

ПРОФЕССОР В РОЛИ ДИПЛОМАТА: ПОЛ РЕЙНШ И КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИКА США В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА ВУДРО ВИЛЬСОНА

© Владимир Викторович РОМАНОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой международных отношений и политологии, e-mail: seltser@yandex.ru

В статье анализируется взаимосвязь между внешнеполитическими взглядами Пола Рейнша, занимавшего в 1913-1919 гг. пост американского посла в Китае, и приоритетами «китайского вектора» дипломатии США в период президентства Вудро Вильсона.

Ключевые слова: Пол Рейнш; Вудро Вильсон; внешняя политика США; политика «открытых дверей»; Китай.

С конца XIX - начала XX в. в американской политической науке довольно активно обозначилась тенденция к переоценке традиционных представлений как о внешнем мире в целом, так и о той роли, которую играют в нем США. В этот период университетская наука выдвинула целую плеяду ученых, ставших пионерами в деле изучения различных теоретических аспектов международных отношений. Особое место в их ряду занимает профессор Висконсинского университета Пол Сэмюэль Рейнш (1869-1923). С его именем, в частности, связана разработка концепции «нового интернационализма», ставшей важной вехой на пути глобализации сознания американской интеллектуальной элиты. Предметом многолетних научных исследований висконсинского профессора, определивших направленность названной концепции, были актуальные проблемы мирового развития, которые он пытался рассматривать через призму межцивилизационных контактов Запада и Востока. Закономерен, наверное, тот факт, что именно Рейншу президент Вильсон, формируя в 1913 г. свою администрацию, предложит возглавить посольство США в Китае. Находясь на дипломатической работе (1913-1919), американский профессор получил редкую для авторитетного ученого-международника возможность на практике

реализовать свои внешнеполитические взгляды.

Такой поворот в биографии Рейнша был обусловлен рядом обстоятельств. На первый план, наверное, следует поставить его личное знакомство с президентом Вильсоном. Еще в начале ХХ в. их объединила совместная работа по организации Американской ассоциации политических наук. Примечательно, что и Рейнш, и Вильсон, обладавшие в тот период значительным авторитетом в академическом мире, были избраны в 1904 г. вицепрезидентами созданной ассоциации. С тех пор они поддерживали постоянные контакты, регулярно встречаясь и переписываясь. Вильсон высоко ценил научный потенциал своего коллеги и считал его большим знатоком Востока. Поэтому, подбирая кандидата на должность посла в Китай, президент обратил свое внимание на Рейнша еще и как на известного специалиста по дальневосточному региону [1].

Заняв столь высокий дипломатический пост, висконсинский профессор получил возможность работать над практическим воплощением собственной трактовки американской доктрины «открытых дверей». Рейнш рассматривал эту доктрину, главным образом, как декларацию равных возможностей в Китае. При этом он считал, что только Соединенные Штаты, опираясь на свое эко-

номическое и финансовое могущество, способны поддерживать там необходимый «баланс сил». Для воплощения в жизнь данной задачи американцам, по его мнению, следовало бы различными путями расширять свое присутствие в Китае. В частности, он был уверен, что значительную помощь государственным структурам может оказать частный капитал (торговля, инвестиции) [2, р. хп]. Отстаивая этот тезис, Рейнш фактически поддержал основной принцип «дипломатии доллара».

Тем не менее, Рейнш, руководствуясь как своими убеждениями, так и точкой зрения президента Вильсона сумел существенным образом обновить концепцию китайской политики США. Важным фактором, определившим новые стратегические задачи американской дипломатии, была Синьхайская революция в Китае (1911-1912). Изменения, произошедшие под ее влиянием, рассматривались тогда в Вашингтоне как важнейшее условие для установления новых по своему качеству американо-китайских отношений. Наиболее ярким примером такого подхода можно считать позицию администрации Вильсона по вопросу о кредитах Китаю. Еще в период пребывания у власти администрации У. Тафта было принято решение об участии американских банков в международном консорциуме, который должен был предоставить Китаю заем. Условия займа были достаточно жесткими. Из предоставляемых 25 млн ф. ст. Китай получал только 33 % общей суммы, остальная же сумма удерживалась под видом различного рода просроченных платежей, контрибуций и т. п. [3, с. 226]. Вильсон, часто критиковавший политику своего республиканского предшественника, сразу же высказал свое глубокое сомнение в целесообразности участия США в подобном проекте. Более того, Синьхайская революция, завершившаяся свержением маньчжурской династии, породила у администрации демократов надежды на построение каких-то особых отношений США с обновлявшимся Китаем. Один из очевидцев революции, Дж. Мотт, писал тогда в Вашингтон, что ее победа позволит Соединенным Штатам «достичь небывалого влияния в стране», поскольку «американские идеалы» пользуются там чрезвычайной популярностью. «Китай, -подчеркивал он, - говорит о нас как о вели-

кой братской республике и смотрит на нас так, как не смотрит ни на одну другую страну» [4, V. 27, р. 144]. Опираясь на такие заключения, вильсоновская администрация пыталась поддержать «молодую китайскую демократию». Во время обсуждения вопроса о консорциуме на заседании кабинета и президент, и его министры указывали на недопустимость использования «старых методов» по отношению к «новому Китаю». «Мы обязаны помочь Китаю другим способом», - заключил разговор Вильсон [4, V. 27, р. 175]. 18 марта 1913 г. была опубликована декларация, в которой сообщалось, что правительство Соединенных Штатов заняло отрицательную позицию по вопросу об участии американских банков в консорциуме, поскольку предъявляемые условия «несовместимы с независимостью Китая и равносильны вмешательству в [его] финансовые и политические дела». В документе особо подчеркивалось стремление нового американского руководства к развитию взаимовыгодных отношений с Китаем и заявлялось о приверженности США доктрине «открытых дверей» [5, р. 170-171].

Таким образом, первый шаг дипломатии Вильсона, предпринятый в Китае, демонстрирует важный вектор внешнеполитической мысли, генерируемой на уровне высшего руководства США. Это была наглядная попытка наполнения традиционной американской доктрины «открытых дверей» значительными элементами морализма, что означало, в первую очередь, отказ от преследования исключительно финансово-экономических целей в регионе. Как справедливо заметил американский историк Дж. Исраел, китайская политика Вильсона в первые годы его президентства в полной мере отражала идеологию «новой свободы», опиравшуюся на принцип «соревновательности» [6, р. 118-119]. Вместе с тем китайская политика президента уже в 1913 г. высветила его уверенность в том, что только Америка сможет способствовать укоренению справедливости и демократии на Дальнем Востоке. М. Хант, исследовавший место идеологии во внешней политике США, не без оснований связывал истоки американской дипломатии на данном направлении еще и с глубокой верой главы новой администрации в англо-саксонские традиции отношений с т. н. «слаборазвитыми» народами.

Опираясь на эти традиции, Вильсон был готов оказать всяческую помощь тем, кто демонстрировал «способность добиваться [демократических] ценностей и институтов либо путем безропотного примирения с иностранным покровительством, либо путем тщательного копирования иностранных моделей» [7, р. 130]. Действительно, «новый Китай», как казалось тогда многим вашингтонским политикам и, прежде всего, самому президенту, был прекрасной площадкой по обучению его населения демократии.

Отказ от участия в консорциуме, быстрое официальное признание молодой Китайской республики показывали, что Вильсон и его ближайшие советники основывали свою позицию, главным образом, на моральных и политических мотивах. Показательно, что, беседуя с Рейншем накануне его отъезда в Китай, президент акцентировал внимание посла на решении, прежде всего, образовательных и политических задач [2, р. 63]. Однако, прибыв в Пекин, Рейнш не мог игнорировать и экономические аспекты двусторонних отношений. Более того, эти аспекты по объективным обстоятельствам чаще всего выходили на первый план в практической деятельности посла, особенно в первые месяцы его работы.

Подходы Рейнша к проблемам экономического сотрудничества двух стран, как показывают источники, опирались на его глубокое убеждение в том, что американская модель бизнеса, торговли или, например, железных дорог наиболее приемлема для Китая. Причиной тому он считал определенную схожесть географических условий, в частности, наличие большой территории [2, р. 64]. Наряду с этим Рейнш указывал, что США, в отличие от европейских стран, не преследуют в Китае каких-либо экспансионистских целей и поэтому не несут опасности для его национальной независимости. Следовательно, «американская политика должна быть самой желаемой в Китае, открытом для всех наций». В этих словах в очередной раз проявилась суть понимания Рейншем доктрины «открытых дверей», которую он сопоставлял с энергичным и честным экономическим соревнованием без признания за какой-либо державой особых интересов [2, р. 64-66, 81].

Тем не менее, реалии Китая не позволили Рейншу в полной мере осуществить свои

замыслы. Значительная часть американских бизнесменов стала тогда терять интерес к Китаю, поскольку была испугана революцией и деморализована отказом Вильсона от участия в консорциуме. Одновременно с этим расширилась активность других иностранных держав, пытавшихся любыми путями закрепить за собой конкретные «сферы влияния». Нестабильным оставалось и внутриполитическое положение в Китайской республике. Но ее президент Юань Шикай и его окружение ради подкрепления своей власти остро нуждались тогда в инвестициях и кредитах. В результате китайское руководство на переговорах с Рейншем всегда подчеркивало свою надежду на то, что именно США займут основное место в различных экономических предприятиях. В частности, американцам пообещали предоставить предпочтительные условия в проектах по нефтедобыче, по производству табачных изделий. На этой основе Рейнш сделал вывод об уникальной возможности для США добиться доминирующего влияния в Китае и, таким образом, нейтрализовать политику «сфер влияния», реализовав доктрину «открытых дверей». Однако на деле ему так и не удалось полностью воплотить в жизнь ни один из указанных проектов [2, р. 70-76, 79-84; 8]. Причины неудач крылись, по словам самого Рейнша, в очевидной «медлительности» американцев. Свою роль, видимо, также сыграли идеализм и «академизм» посла, который отрицал традиционные методы работы с китайскими политиками и поэтому пытался убедить их, по его собственным словам, посредством разговоров и «множества чашек чая» [2, р. 95, 137].

Представления Рейнша о задачах американской дипломатии в Китае наглядным образом проявились в его оценках перспектив политической трансформации республики. Совершенно очевидно, что отправной точкой его размышлений на этот счет были выводы, сделанные им еще в период академической деятельности. Он прекрасно осознавал, что прямое перенесение западных государственных институтов в Китайскую республику было невозможно. Однако Рейнш говорил и о том, что американцы должны способствовать политической эволюции Китая по пути к демократии. Поэтому Рейнш в целом одобрил разработанную под руководством авто-

ритетного американского политолога и правоведа Ф. Гудноу временную конституцию Китайской республики (принята 1 мая 1914 г.). По мнению посла, закрепленная в этом документе президентская форма правления, фактически основанная на сильных автократических принципах, была в тот период вполне оправдана. Рейнш, конечно, видел диктаторские замашки Юань Шикая, критиковал его за многие недемократические действия, например, за давление на прессу. Но одновременно американский посол был уверен, что Юань был «прогрессивным консерватором», который намеревался приступить к строительству нового Китая (пусть даже иногда и силовыми методами) [2, p. 125-127]. Таким образом, Рейнш разделял резонные доводы многих специалистов по Китаю, утверждавших, что страна еще не была готова к полноценной представительной системе правления. Тем не менее, новая власть, по оценкам Рейнша, пыталась вывести свое государство на демократический путь. Следовательно, была необходима кропотливая работа по «обучению» китайцев ценностям парламентского правления и «западного образа жизни».

Среди возможных путей обучения китайцев демократии Рейнш называл привлечение их к работе совместных американокитайских предприятий и развитие различных образовательных программ. Будучи выходцем из академической среды, он принял самое активное личное участие в модернизации китайских университетов. В частности, с его помощью фонд Карнеги начал спонсировать строительство библиотеки и создание кафедры международного права в Пекинском университете. Рейнш помог в создании Китайской ассоциации политических наук, в издании журнала «Chinese Social and Political Science Review». Существенную поддержку от американского посольства получили программы по обучению китайцев за границей.

Таким образом, не добившись осуществления крупных экономических проектов, Рейнш сумел продвинуть дело интеллектуального сотрудничества двух стран. Тем самым он подтвердил свой авторитет «искреннего друга» Китая и зарекомендовал себя сторонником расширенного толкования доктрины «открытых дверей» в духе вильсоновской «миссионерской дипломатии». Дейст-

вия Рейнша по модернизации Китая, на наш взгляд, совершенно логично вытекали из его внешнеполитических представлений о возможностях межцивилизационных контактов «Запад-Восток». Как правило, он вел речь о целесообразности приобретения Китаем «западных ценностей» при сохранении всех особенностей его национального развития. Все это было выстроено на вере Рейнша в известную модель «прогрессивной Америки», которой следует экспортировать в Китай не только товары, капиталы, но и свои морально-политические ценности, в т. ч. и государственные институты. Важнейшие положения этой концепции уже неоднократно озвучивалась Рейншем в его научных работах, и были к тому времени достаточно хорошо им проработаны.

Мировая война привела к появлению серьезных разногласий по вопросам американо-китайских отношений между Рейншем и администрацией США (сначала с госсекретарями У. Брайаном и Р. Лансингом, а затем и с самим президентом Вильсоном). Поводом для этого стали действия Японии, захватившей в августе 1914 г. германские колониальные владения в Китае. Первоначально американский посол надеялся, что контроль Японии над Киао-Чао будет недолгим и в итоге даже поможет восстановлению дружеских японо-китайских отношений. Но в отличие от Лансинга, занимавшего тогда в государственном департаменте должность советника, Рейнш выступал против публичного признания каких-либо специальных интересов Японии в Китае или в другой части Азии. Позднее позиция Рейнша стала еще более жесткой. Например, он резко высказывался против стремления Японии добиться «мань-чжуризации» Шаньдуна. Исходя из этого, он призывал руководство США всеми силами отстаивать статус-кво на Дальнем Востоке [2, р. 124-128; 5, 1914, р. 182-183, 192-193, 197, 204.].

Позиция Рейнша по данному вопросу еще нагляднее проявилась после предъявления Японией «21 требования» Китаю (18 января 1915 г.). Посол назвал случившееся «величайшим кризисом», а сами требования расценил как попытку Японии ограничить независимость Китая, подорвать американские интересы в Китае и в целом политику «открытых дверей». Более того, в японских

действиях он увидел стремление доминировать на всем Дальнем Востоке. Предложения Рейнша сводились к попытке вместе с Англией заставить Японию отказаться от своих требований. В случае если англичане отказались бы от совместных действий, посол настаивал на том, чтобы США в одностороннем порядке взяли бы на себя эту миссию как нейтральная держава [2, р. 131-132; 5, 1915, р. 79-87]. Но Брайан и другие чиновники государственного департамента были убеждены, что их представитель в Пекине был слишком тесно связан с китайскими политиками. Поэтому официальный Вашингтон не прислушался к советам из американского посольства и проявил очевидное безразличие к этому событию [9, р. 113-119; 10, р. 267271]. Вместе с тем, в ноте, направленной Японии, американское руководство попыталось все же оказать Китаю определенную дипломатическую поддержку. В этом документе, в частности, было выражено недовольство содержанием требований к Китаю и особенно положением о признании особых интересов Японии в Китае. На этом основании высказывалось предупреждение, что Соединенные Штаты не допустят каких-либо ограничений своих интересов (прежде всего, в области торговли) или ограничений равенства прав всех наций в Китае. Правда, при этом почему-то подчеркивалось, что Япония имеет некоторые преимущества в деле сотрудничества с отдельными китайскими территориями [5, 1915, р. 105-111]. Следовательно, американскую ноту можно рассматривать в качестве некого компромисса, который, однако, мог привести к усилению позиций Японии на Дальнем Востоке. Поэтому точка зрения Рейнша была все же более прагматичной, а его аргументы - более обоснованными.

Свои взгляды Рейнш изложил президенту при личной встрече в июле - августе 1915 г. Он отметил тогда, что единственной возможностью не допустить каких-либо особых интересов в Китае может стать договоренность на этот счет с другими великими державами. В частности, он считал, что в первую очередь следует вести переговоры об этом с Великобританией и Россией. Позднее, уже после смерти Юань Шикая в 1916 г. Рейнш еще раз затронул эту проблему. В письме Вильсону от 14 октября 1916 г. он

говорил даже о необходимости создания в Китае какой-либо формы международного контроля над ситуацией. Посол полагал, что тем самым американцы сумели бы не только найти средства для соблюдения их собственных интересов на Дальнем Востоке, но и создать приемлемые условия для дальнейшего продвижения политики «открытых дверей» [4, V. 38, р. 439].

Допуская совместную разработку политической линии в Китае с другими странами, Рейнш все же сомневался в надобности общих экономических проектов. Особенно настораживала его Япония, поскольку сотрудничество с ней, по его словам, могло бы вызвать недоверие к американской политике со стороны китайцев [2, р. 217-218]. Эти подходы Рейнша проявились уже в период обсуждения с китайским руководством плана дренажных работ в бассейне реки Хуай. Еще в начале 1914 г. на этот счет было заключено соглашение между китайским правительством и американским Красным Крестом. Американская сторона пообещала тогда обеспечить заем Китаю в 20 млн долларов для проведения работ на обширной территории, охватывающей систему рек и каналов к северу от нижнего течения Янцзы с включением участка Великого канала и озера Хунцзы с выходом к морю. Однако фонд Рокфеллера, на поддержку которого надеялся Рейнш, по ряду обстоятельств отказался финансировать предприятие. В этих условиях стали обсуждаться планы совместного участия великих держав в данном проекте. Однако американский посол все равно продолжал активно убеждать свое правительство изыскать нужные средства для реализации соглашения [4, V. 31, р. 284-288]. В письмах, направленных в Вашингтон, Рейнш говорил об экономической выгоде проекта: «Контракт может считаться наиболее выгодным из всех, когда-либо полученных иностранцами в Китае». Но при этом Рейнш всегда подчеркивал и гуманитарные аспекты данного соглашения. Хотя он и допускал возможность участия в проекте англичан, японцы, по его мнению, нанесут лишь вред американской политике. В результате настойчивости посла весной 1916 г. американцы сумели все же подписать двустороннее соглашение с китайским правительством относительно реализации указанного проекта [2, р. 219; 8, с. 255]. Однако продол-

жавшаяся мировая война так и не позволила реализовать эту договоренность.

Таким образом, рассмотрение лишь некоторых аспектов деятельности Рейнша на посту американского посла в Китае позволяет говорить о том, что он пытался внести в китайскую политику Вашингтона весомый элемент «научности». Наиболее наглядно это проявилось в его стремлении строить американо-китайские отношения на основе своих достаточно продуманных представлений о межцивилизационных контактах. Китай всегда оставался для Рейнша важной частью единого, взаимозависимого мира. Однако при всей теоретической глубине внешнеполитических воззрений Рейнша, его взгляды на практическую политику оставались порой нереалистичными и даже наивными. В частности, излишне простым и слишком быстрым ему казался путь Китая к демократии. Не всегда адекватно он оценивал китайских лидеров, особенно Юань Шикая. Зачастую он не понимал истинные намерения американского бизнеса. Тем не менее, Рейнш своей теоретической и практической деятельностью сумел расширить границы вильсоновского интернационализма, дополнив его программой решения актуальных проблем на Дальнем Востоке.

1. Романов В.В. «Новый интернационализм» профессора Пола Рейнша // Человек в истории: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. А.Г. Айрапетов. Тамбов, 2003. Вып. 3. Мир в XIX -первой половине XX в.: искания интеллектуальной элиты, положение аутсайдеров общества. С. 60-77.

2. Reinsch P. An American Diplomat in China. L., 1922.

3. Бродский Р.М. Дальневосточная политика США накануне Первой мировой войны. М., 1968.

4. The Papers of Woodrow Wilson / ed. by A.S. Link et al. V. 1-69. Princeton, 1966-1994.

5. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. Washington, 1913-1920.

6. Israel J. Progressivism and the Open Door. America and China, 1905-1921. L., 1971.

7. Hunt M.H. Ideology and US Foreign Policy. New Haven, 1987.

8. Попова Е.И. К вопросу о политике американского империализма в Китае в 1914-1916 гг. // Ученые записки Московского городского педагогического института. М., 1951. Т. XIV. С. 241-281.

9. Curry W. Woodrow Wilson and Far-Eastern Policy, 1913-1921. N. Y., 1957.

10. Link A. Wilson: Struggle for Neutrality. Princeton, 1960.

Поступила в редакцию 22.11.2011 г.

UDC 94(73).091.3

PROFESSOR AS A DIPLOMAT: PAUL REINSCH AND THE USA POLICY IN CHINA DURING THE WOODROW WILSON PRESIDENCY

Vladimir Viktorovich ROMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of History, Professor, Head of International Relations and Political Science Department, e-mail: vvroma-nov@mail.ru

The article discusses the correlation between the foreign policy thought of Paul Reinsch, who was the American ambassador in China in 1913-1919, and the priorities of the USA diplomacy in China’s direction during the Woodrow Wilson Presidency.

Key words: Paul Reinsch; Woodrow Wilson; USA foreign policy; “open doors” policy; China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.