Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя'

Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22215
1962
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL TEACHER'S STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / PROFESSIONAL SKILLS AND KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Анна Валерьевна, Клименко Иван Михайлович

Рассмотрены основные требования к учителю основного общего и полного среднего образования, содержащиеся в Профессиональном стандарте педагога. Представлена авторская позиция в отношении отдельных требований к педагогу, сформулированных в Профессиональном стандарте педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Анна Валерьевна, Клименко Иван Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEACHER’S STANDARD: NEW REQUIREMENTS AND QUALIFYING CHARACTERISTICS OF THE MODERN TEACHER

The article describes the basic requirements to the teacher of basic and upper secondary education, which are formulated in the professional teacher’s standard. It presents the authors’ position on individual requirements to the teacher, set out in the professional teacher’s standard.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.124 ББК Ч420.421

ГСНТИ 14.35.19

Код ВАК 13.00.08

Антонова Анна Валерьевна,

ассистент, кафедра отечественной истории и теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: av-spirit@mail.ru

Клименко Иван Михайлович,

доцент, заведующий кафедрой отечественной истории и теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: klimenko@uspu.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональный стандарт педагога; профессиональные компетенции; компетентность; профессиональные умения и знания.

АН НОТАЦ ИЯ. Рассмотрены основные требования к учителю основного общего и полного среднего образования, содержащиеся в Профессиональном стандарте педагога. Представлена авторская позиция в отношении отдельных требований к педагогу, сформулированных в Профессиональном стандарте педагога.

Antonova Anna Valerievna,

Assistant Lecture of Department of Russian History and Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

Klimenko Ivan Mikhailovich,

Associate Professor, Head of Department of Russian History and Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

KEY WORDS: professional teacher’s standard; professional competence; competence; professional skills and knowledge.

ABSTRACT. The article describes the basic requirements to the teacher of basic and upper secondary edu-

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

PROFESSIONAL TEACHER’S STANDARD: NEW REQUIREMENTS AND QUALIFYING CHARACTERISTICS OF THE MODERN TEACHER

cation, which are formulated in the professional teacher’s standard. It presents the authors’ position on in-

dividual requirements to the teacher, set out in the professional teacher’s standard.

вает, в настоящего время практически каж дого профессионала в данной сфере. Не-мыслей и деятельности. Сегодня на страни- удивительно, что в обсуждение реформ пы-

цах периодической печати, на форумах, в таются одновременно включиться все субъ-

общеобразовательных школах и высших екты процесса. Так, например, институт

учебных заведениях активно обсуждается развития образования (ГАОУ ДПО СО

«Профессиональный стандарт педагога», ут- «ИРО») г. Екатеринбурга совместно со

вержденный приказом Министерства труда Свердловским региональным отделением

и социальной защиты Российской Федера- общероссийской общественной организации от 18 октября 2013 г. Возникновение ции «Ассоциация учителей истории и обще-

этого документа обусловлено, с одной сторо- ствознания», Свердловским региональным

ны, перманентным процессом реформиро- отделением общероссийской общественной

вания образования, а с другой - потребно- организации «Ассоциация учителей гео-

стями практики. В связи с динамично ме- графии», издательским центром «Вентана-

няющейся социальной средой, активным граф» 14-15 марта 2014 года провел I Все-

процессом информатизации образования, российский форум учителей общественно-

усиления роли психологии в воспитательной научных дисциплин «Современное общест-

деятельности меняются и требования к ква- венно-научное образование школьников:

лификационным характеристикам учителя. инновационные ориентиры развития».

Инновационный процесс в подготовке В работе форума участвовали руководители

учителей объективно обоснован и затраги- органов местного самоуправления, осуще-

© Антонова А. В., Клименко И. М., 2014

ствляющих управление в сфере образования, руководители и педагоги общественнонаучных дисциплин образовательных организаций, руководители информационнометодических центров, руководители методических объединений учителей общественно-научных дисциплин. Авторам удалось принять участие в этом представительном собрании, на котором, в частности, обсуждался и Профессиональный стандарт педагога.

Факт выхода этого документа, безусловно, представляется положительным. Более того, именно с профессиональных стандартов и должно начинаться выстраивание программ подготовки специалистов (в широком смысле слова) различных отраслей разветвленного общественного хозяйства. Вместе с тем, большинство из выступающих на форуме организаторов образования, ученых и учителей отмечали, что профессиональный стандарт педагога в определенной степени является идеалом, т. е. принципиально недостижимой целью, к которой, тем не менее, необходимо стремиться. Далее мы остановимся подробнее на некоторых аспектах «идеальности» стандарта.

Вторая особенность этого документа -значительный повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки (например, «Освоение и применение психолого-педагогических технологий...» [3, с. 8]), либо предполагают ее (например, «Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития» [3, с. 7]; или «Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе» [3, с. 7-8]). Несмотря на очевидное повышение стребо-ваний к психологической подготовке, которое, в целом, одобряется большинством педагогов, налицо и явные пробелы в психологической компетентности разработчиков стандарта. Уверены, что подобный анализ будет осуществлен психологами, но, к примеру, больше всего бросается в глаза вследствие многократного повторения требование знать «основные принципы деятельностного подхода». Поневоле задумаешься, чем же плохи иные подходы и как может

работать учитель, не зная их основные принципы.

Третья особенность документа - разработка стандартных требований только для модулей «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык» для педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования. Для других дисциплин и модулей стандартные требования не разработаны.

Чувствуется, что завершение подготовки стандарта шло в авральном режиме. Это не единственное замечание к методической части документа, но мы не считаем подробный анализ своей задачей.

Четвертая особенность стандарта -почти полное игнорирование компетентно-стного подхода к подготовке педагога, за исключением формирования общекультурных компетенций и ИКТ-компетентностей (так в документе). Министерство труда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания и другие характеристики, находящиеся в сфере нравственности, профессиональной этики и соблюдения норм права. Вполне допускаем, что перед разработчиками и не ставилось таких задач, как определение необходимых компетенций и стандартных требований для всех модулей школьной программы. Однако это не снимает потребности в их разработке.

Итак, профессиональный стандарт представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности.

Для нас, специалистов, осуществляющих подготовку учителей истории в педагогическом вузе, наибольший интерес представляют трудовые функции учителя основного и среднего общего образования в связи с тем, что учебный предмет «История» изучается в школе с пятого по одиннадцатый классы.

Среди трудовых действий учителя основной и средней школы на первом месте стоит формирование «общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира» [3, с. 14]. На примере только одного трудового действия мы покажем, как расширяется компетентностная среда педагога. Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 - «История» (квалификация «бакалавр») показал, что учитель

должен обладать девятнадцатью общекультурными компетенциями [4, с. 5-7]:

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-националь-ные, религиозные и культурные различия;

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики, элементы естественно-научного и математического знания и др.

Таким образом, общекультурные компетенции учителя истории прежде всего связаны с самоанализом достоинств и недостатков, общекультурным кругозором, аналитическими умениями и знаниями в области работы с информацией, владением иностранным языком и компьютерной грамотностью. Конечно, и в профессиональном стандарте общекультурные компетенции условно «распространятся» на другие трудовые действия, необходимые умения и знания, но подобную корреляцию необходимо проводить дополнительно.

На страницах периодической печати и в научно-исследовательских работах до сих пор ведутся дискуссии о том, что такое «компетенция» и «компетентность». Анализ научно-педагогической литературы (А. С. Белкин, И. Я. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской, Е. В. Чуб и др.) позволил сформировать авторскую точку зрению по отношению к данным понятиям. Итак, компетенцию мы определяем как потенциальную активность, готовность и способность учителя к определенному виду деятельности, а компетентность - как интегративное качество личности учителя, проявляющееся в успешной реализации совокупности компетенций в педагогической деятельности.

В определении понятия «профессиональная компетенция», представленном в «Стандарте педагога», соединены понятия «компетенция» и «компетентность», так как, по мнению разработчиков данного документа, профессиональные компетенции

изначально предполагают наличие у учителя практического опыта, знаний и умений в решении профессиональных задач.

Следует отметить, что составляющие профессиональной компетентности учителей различных учебных дисциплин будут иметь определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

На основе изучения и анализа учебнометодической литературы (Е. Е. Вяземский, А. Т. Степанищев, О. Ю. Стрелова, М. Т. Сту-деникин, М. В. Короткова, П. Г. Постников и др.) и собственного педагогического опыта мы выявили специфику учебного предмета «История» и методики его преподавания, которые состоят в том, что:

- учебный предмет «История» является средством приобщения учащихся к историческому опыту как ценности человеческого мироздания;

- предмет «История» является одним из наиболее политизированных предметов, т. к. из практически бесконечного количества исторических фактов всегда можно выбрать те, которые в наибольшей мере отвечают целям данного государства или данного режима правления;

- исторические факты обладают значительной эмоциональной нагрузкой, что позволяет использовать не только убеждение, но и методы внушения и положительного (отрицательного) примера в учебно-воспитательной работе учителя истории;

- «История» как предмет в наибольшей мере применима для воспитания патриотических, гражданских качеств, для укоренения в родной культуре, для формирования коллективного бессознательного и государственного менталитета;

- изучение предмета «История» позволяет овладеть аналитическим подходом в оценке действительности, выявлять тенденции исторического развития и, соответственно, предвидеть последствия принимаемых решений в самых различных видах жизнедеятельности;

- основная задача учителя истории в процессе преподавания своего предмета состоит в развитии исторического сознания подрастающего поколения; ученик в процессе изучения истории должен «научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием [2]»;

- учитель истории не может оставаться беспристрастным в процессе обучения истории; вместе с учениками он как бы проживает наиболее яркие, грозные, трагические, великие моменты истории своего народа и страны;

- учитель должен не просто владеть методикой преподавания своего предмета, а уметь осуществлять инновационную деятельность в процессе обучения истории: применять различные технологии (развивающего, личностно ориентированного, модульного, знаково-контекстного, компьютерного обучения и др.), использовать разнообразные средства (наглядные, экранные, мультимедийные и др.), формы обучения (лекция, семинар, урок-дисскусия, исследовательские уроки, проблемно-лабораторные занятия, практические занятия, игры-реконструкции, игры-соревнования и т. д.), проблемно-познавательные задания разного уровня сложности и т. д.;

- специфика преподавания истории, аккумулирующей знания из различных сфер деятельности человека, заключается в том, что учитель должен свободно владеть инструментарием смежных дисциплин: источниковедения, историографии, социологии, демографии, политологии, религове-дения, экономики, права, философии и др.;

- специфика учебного предмета «История» и методика его преподавания обуславливают высокий уровень актуализации памяти учителя истории, который должен не только знать, но и свободно оперировать хронологией, картографией, биографическим материалом, историческими понятиями, фактами отечественной и всеобщей истории и т. д.

Учебный предмет «История» является одним из наиболее интересных ив то же время сложных предметов в системе среднего общего (полного) образования учащихся, что в свою очередь требует более качественной подготовки учителей истории, способных на высоком уровне осуществлять не только учебный и воспитательный процесс, но и внеучебную работу учащихся по истории. В связи с этим актуальным является вопрос о формировании профессиональной компетентности студентов - будущих учителей истории в системе высшего педагогического образования.

На основе анализа педагогической литературы и диссертационных исследований нами было сформулировано понятие «профессиональная компетентность будущего учителя истории», которое мы рассматриваем с позиции системного подхода и определяем как интегративное качество личности, включающее совокупность компетенций в психолого-педагогической и историко-методической областях знаний, а также в сфере личностных отношений, обеспечивающих готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Мы считаем, что профессиональная компетентность будущего учителя истории

как структурное образование состоит из трех компонентов, включающих, в свою очередь, ряд компетенций:

- социально-психологический (социально-психологические компетенции, состоящие в способности и готовности к социальному взаимодействию, социально-психологической адаптированности и мобильности, к применению социально-психологических знаний, умений и навыков в сфере профессиональной деятельности);

- дидактический (дидактические компетенции, представляющие собой приобретенный студентом синтез предметных знаний, умений, навыков функционирующий в виде способов деятельности);

- личностный (личностные компетенции, выступающие стимулом для личностного и профессионального роста студента).

Под дидактическими (предметными) компетенциями мы понимаем способность и готовность применения предметных знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе обучения в будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что выделенные дидактические компетенции учителя истории представляют собой особый интерес для системы профессиональной подготовки будущего педагога в рамках бакалавриата и магистратуры, так как вписываются в рамки компетентно-стного подхода, положенного в основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения.

В состав дидактических компетенций мы включаем следующие компетенции:

- владение навыками работы с исторической информацией;

- способность формировать у учащихся представление об историческом времени и историческом пространстве;

- способность применять исторические знания в практической деятельности;

- способность к объективному выбору учебника по истории, критическому анализу учебников и их использованию;

- способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности;

- способность и готовность использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;

- владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими, методическими и др.);

- способность и готовность к проектной деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность - это деятельностная характеристика личности будущего учителя истории. Поскольку реализация компетен-

ций, входящих в состав профессиональной компетентности, происходит в процессе выполнения разнообразных видов учебной и внеучебной деятельности для решения пси-холого-педагогических, методических, научно-исследовательских и др. задач, то в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы.

В связи с тем, что Профессиональный стандарт педагога заявлен как «рамочный документ, определяющий основные требования к квалификации учителя», которыми будут руководствоваться при приеме на работу в общеобразовательное учреждение, а также при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений в случае предоставления им соответствующих полномочий, возникает острая необходимость представления в рамках приложения данного документа профессиональных компетенций учителей, осуществляющих подготовку по всем модулям образования, а не только учителей математики, информатики и русского языка.

Помимо трудовых действий учителя, в стандарте представлен перечень необходимых умений и знаний для осуществления педагогической деятельности. К необходимым умениям учителя основного и среднего общего образования относятся следующие: «применять современные образовательные технологии, включая информационные; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой; разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных программ и обеспечивать ее выполнение; организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе; использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий» [3, с. 14] и др.

«Необходимые знания» учителя основного и среднего общего образования, согласно «Профессиональному стандарту» в основном сводятся к знаниям «общетеоретических дисциплин (педагогики, психологии, возрастной физиологии, методики учебного предмета), программ и учебников по преподаваемому предмету, современных педагогических технологий реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, методов и технологий поли-

культурного, дифференцированного и развивающего обучения» [3, с. 15].

Итак, основной акцент в Профессиональном стандарте педагога делается на высокой методической подготовке, умении применять на практике психологические знания; владении современными педагогическими технологиями (в том числе и информационными); а также эффективной работе с различными категориями учащихся и разрешении конфликтных ситуаций.

Понимая основополагающую роль профессионального стандарта, мы, вместе с тем, отдаем себе отчет, насколько сложные задачи для педагогического вуза он в некоторых положениях выдвигает. Например, знать «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью»; знать «законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития». Это совершенно новые требования к преподаванию психологии, требующие включения в программу, как минимум, двух новых блоков - психологии развития и семейной психологии. Что уж говорить о требовании «понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.)».

Педагог должен быть отчасти психологом, отчасти коррекционным педагогом, отчасти воспитателем, отчасти социальным работником и социальным педагогом, отчасти медиком и т. д. Самое удивительное, что это - правда! Так и должно быть. Но как совместить эти великие требования к великой специальности с современными псевдонова-ционными тенденциями, гуляющими в министерстве образования РФ. Ведь в кулуарах уже распространяется мнение, что можно готовить педагога иначе. Сначала учить по специальности студентов бакалавриата, а потом желающих два года готовить в магистратуре как учителей. И за эти два года - научить быть и психологом, и логопедом, и медиком. Это напоминает систему привлечения на два года в армию офицеров - выпускников гражданских вузов. Мучение для себя, угроза для солдат, армии и страны.

Почему, человек, сидящий в оркестровой яме, должен учиться своему ремеслу всю жизнь? Потому, что он несет людям красоту и гармонию. Но учитель должен совершать точно такое же действие. А по своим последствиям - еще более масштабное. Ребенок пребывает в его руках шесть дней в неделю. А на концерт все же ходят гораздо реже. Не говоря уже о том, что учителя выигрывают войны. В Екатеринбурге на учредительной конференции Университетской лиги Организации Договора о коллектив-

ной безопасности (ОДКБ), проходившей 22 апреля 2014 г., генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что «после распада СССР выросло целое поколение юных украинцев, значительная часть которых воспитана на дремучей русофобии» [1, с. 4]. Подростки в Крыму в большинстве выступают за украинскую идею и возмущаются, что их мнения не спрашивают при голосовании за воссоединение с Россией. Их так учили. И если Россия хочет оставаться великой державой, то она не должна жалеть усилий на выполнение великих требований к учителю, определяемых профессиональным стандартом. И первыми по всей стране пошли на идеологический фронт - проводить уроки «Мы - вместе!» именно учителя истории и студенты исторических факультетов. Разве можно с внутренней убежденностью проводить такой урок, если ты не готовился к нему всей своей жизнью?

На наш взгляд, все-таки новый стандарт несколько преувеличивает требования к учителю, перекладывает на него некоторые функции школьного психолога. Например, требуя «владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся». Документ уже принят, и убирать из него отдельные положения не позволено. Но любые документы с течением времени уточняются, дорабатываются, значит, ставить вопрос в порядке обсуждения возможно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В стандарте спорадически возникают положения, касающиеся знаний «современных технологий реализации компетент-ностного подхода» в обучении [3, с. 15]. Однако доработать основные элементы компе-

тентностного подхода в подготовке учителей по истории с учетом требований нового документа - это все-таки задача всего историко-педагогического сообщества.

Естественно введение нового профессионального стандарта неизбежно повлечет за собой изменение федеральных государственных образовательных стандартов

высшего профессионального образования и вообще перестройки всей системы обучения и воспитания в педагогических вузах в целом. Вероятно, большинство изменений будет связано с расширением и совершенствованием практико-ориентированной и психолого-педагогической составляющих в подготовке будущих учителей.

Уже сегодня на уровне кафедр и ученых советов факультетов идет обсуждение первоочередных мер по приведению системы подготовки будущих учителей в соответствие с требованиями профессионального стандарта. Определяются спецкурсы и факультативы, позволяющие хотя бы частично преодолеть разрыв между требованиями министерства труда и социальной защиты и содержанием действующих учебных программ. Вносятся срочные поправки в содержательную часть предметов образовательных программ. Это необходимая сиюминутная работа. Не будем забывать, что хорошая теория - половина практики. Разработка практико-ориентированных элементов компетентностного подхода по каждому модулю среднего образования - и есть важное условие точной разработки будущих образовательных программ, тесно сопряженных с требованиями профессионального стандарта педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поздеев Л. На информационную войну-добровольцами // Областная газета. 23 апреля 2014 г. С. 1-12.

2. Постников, П. Г. Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). М. : OIM.RU, 2004. URL: ^^р://№№^0Іт.ш/геагїег@п0тег=409.аБр.

3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 - «История», квалификация «бакалавр»: приказ министерства образования и науки РФ от 16.12. 2009 г. № 732.

Статью рекомендует д-р ист. наук, проф. В. В. Запарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.