М. В. Шестакова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования. Научный руководитель - кандидат философских наук, доктор педагогических наук, профессор Л. Г. Логинова
273
Автор статьи предлагает как один из вариантов решения проблемы, связанной с недостаточной профессиональной подготовленностью педагога дополнительного образования детей, модульную программу, цель которой - освоение культуры проектирования, открывающей педагогу возможности для работы с содержанием педагогической деятельности: проектировать, анализировать, изменять ее.
Ключевые слова: модульная программа, проектная деятельность, дополнительное образование детей, педагогическое мастерство.
The author of the article introduces a module programme as one of the solutions to the problem of teachers' work quality in children's extended education. The author defines productivity parameters of teachers' activity aiming at mastering project culture, which makes it possible for a teacher to work with pedagogical activity content: to project, analyse and change it.
Key words: module programme, project activity, extended education of children, pedagogical mastery.
Педагог дополнительного образования детей - один из важнейших специалистов, непосредственно занимающихся развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность, реализуя дополнительные образовательные программы различной направленности. Как показывает практика, из-за острого дефицита педагогических кадров с соответствующей профессиональной подготовкой система дополнительного образования детей в значительной мере пополняется людьми, не имеющими педагогического образования и опыта работы с детьми, хотя и являющимися высококвалифицированными специалистами по тому или иному профилю (артисты, музыканты, профессиональные танцоры, спортсмены и т. п.). Межличностные и межгрупповые отношения в учреждении дополнительного образования детей строятся на основе творческого взаимодействия детей и взрослых. Организация этого процесса требует от педагогов специальной подготовки [2].
В настоящее время в системе высшего образования еще не отработана подготовка педагога дополнительного образования детей. В результате работники, занятые в сфере дополнительного образования детей, в отличие от других педагогических специальностей, до сих пор не
имеют возможности получить базовое высшее образование. Их профессиональная подготовка ограничена лишь средним специальным образованием. В это же время участие в разработке авторских образовательных программ, выбор способа решения дидактических и воспитательных задач в учебной практике дополнительного образования детей обычно предоставляется самому педагогу. Такая творческая задача под силу не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем педагогического мастерства [1].
Безусловно, интегральное качество -педагогическое мастерство - понятие отнюдь не новое. Так, педагогическая энциклопедия определяет мастерство как «высоко и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [4]. Одним из показателей педагогического мастерства является умение педагога проектировать учебно-воспитательную работу.
Профессиональный портрет педагога дополнительного образования детей: проблемы..
По праву проектирование считается универсальным и самостоятельным в интеллектуальном и социокультурном отношениях типом деятельности, целенаправленным на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциями, техноэкономическими, экологическими и потребительскими качествами. Оно включает в себя:
• разработку документируемого в каком-то профессиональном языке проекта (описания, изображение системы формул, компьютерной программы, вообще «текста»), удовлетворяющее принятие в данной области критерием проектосооб-разности;
• научно-техническое и социокультурное обоснование, оценка и согласование проекта среди заинтересованных сторон (официальных или общественных организаций, потребительских групп или отдельных лиц), заканчивающиеся решением о принятии проекта;
• реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.
В современном прочтении проектирование - «это деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [3], в свою очередь мы считаем, что владение методом проекта является частью педагогического мастерства.
Анализ педагогической теории и практики свидетельствует, что отсутствие научно обоснованной системы формирования профессионального, педагогического мастерства отражается на качестве и результативности дополнительного образования детей.
Результаты анкетирования педагогов дополнительного образования детей свидетельствуют о достаточно высоком уровне осознания ими необходимости овладения педагогическим мастерством 79%. Вместе с тем анализ педагогической и ме-
тодической литературы показал, что в научных исследованиях вопрос подготовки педагогов дополнительного образования детей к проектированию педагогической деятельности, направленной на достижение высокого результата, не получил самостоятельного звучания. Исследование в рамках программы «Общественное мнение» показало, что примерно 87% выпускников педагогических вузов не умеют проектировать учебный процесс по предмету, 96% - не имеют представления о проектировании собственной методической системы учителя. По опросам, 83% педагогов дополнительного образования детей полагаются на интуицию, 76% -ориентированы на достижение разового результата.
Сегодня дополнительное образование детей и проектная деятельность просто неразрывны, если мы хотим, чтобы была заинтересованность ребенка и соответствующая отдача. Вопрос классификации проектов в педагогике пока остается открытым. А ведь педагогическое проектирование можно смело назвать двигателем инновационного процесса в образовании, да и практика реализации педагогических проектов достаточно развита. Вот и проблемное поле, практики реализуют то, что не описано наукой. Парадокс?
Эта проблема была предметом дискуссии на всероссийских конференциях [5; 6]. Исследовав проблему, связанную с недостаточной профессиональной подготовленностью педагога дополнительного образования детей, опираясь на статистические данные, мы предлагаем для системы повышения квалификации как один из вариантов решения этой проблемы модульную программу, цель которой - освоение культуры проектирования, открывающей педагогу возможности для работы с содержанием педагогической деятельности: выделять, проектировать, анализировать, изменять его.
Задачи программы:
1. Создать условия для освоения участниками программы технологии и методики проектирования:
• разных форм организации учебной деятельности;
• форм инициативной организации образования;
• целостных образовательных практик;
• инновационных образовательных проектов.
2. Познакомить с технологиями развития проектных компетенций и культуры проектирования в совместной деятельности педагога и ребенка.
3. Содействовать разработке сетевых образовательных проектов центра инновационного образования.
4. Организовать проектную и исследовательскую деятельность участников программы по:
• типологизации проектов в образовании;
• разработке критериев и методики экспертизы проектной деятельности;
• проявлению оснований разворачивания проектов в образовании;
• разработке и осуществлению собственных проектов;
• рефлексии проектной деятельности.
Программа рассматривается нами
как сетевой продукт центра инновационного образования, организованного в территориях, поэтому механизмами ее построения являются:
• соорганизация площадок в процессе разработки и реализации разделов программы, определения специализаций программы;
• совместная разработка программ учебных сессий, организация базовых образовательных событий в каждом разделе программы, содержание которых ориентировано на разные предметы проектирования и обеспечивает разные специализации участников программы.
Нельзя не остановиться на тех условиях, которые делают возможным овладение со стороны личности методологией проектирования:
• мотивация личности и разработанный комплекс педагогических мероприятий по овладению методологией проектирования;
• наличие у каждого из субъектов образовательного процесса опыта творческой деятельности;
• содержание образования, зафиксированное в образовательных программах;
• организация процесса проектирования как системообразующей деятельности, отражающей специфику моделирования образовательной среды.
Необходимость организации проектирования в образовательной практике педагога дополнительного образования обосновывается и в связи с тем, что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется педагогическая деятельность. Немаловажную роль в этом играет профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.
Современный педагог дополнительного образования должен быть прежде всего направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатий-ностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.
В деятельности педагога дополнительного образования детей умение проектировать учебно-воспитательную работу приобретает особое значение, поскольку проблемы и задачи с которыми ему
приходится сталкиваться, не имеют готового и однозначного решения, а сложившиеся формы работы и управления деятельностью не всегда оправдывают себя в современных сложных и нестандартных
ситуациях. Совершенствованию таких профессионально значимых качеств и способствует разработанная нами модульная программа повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. 288 с. (Управление образованием)
2. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений средн. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.
3. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Гл. ред. Н. Б. Крылова. М., 1995.
4. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1965. Т. 2. С. 739.
5. Профессиональная компетентность педагога: Сб. ст. Пермь, 2006. 68 с. (Творческая педагогика).
6. Профессиональная компетентность педагога: Сб. ст. Ч. 2. Пермь, 2006. 116 с. (Творческая педагогика).