Научная статья на тему 'Профессиональный портфолио как форма контроля сформированности компетенций будущего учителя иностранного языка'

Профессиональный портфолио как форма контроля сформированности компетенций будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТФОЛИО / КОНТРОЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCY APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER / PROFESSIONAL PORTFOLIO / CONTROL OF FORMATION OF COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глумова Елена Петровна

На основе анализа ФГОС ВПО, а также исследований профессиональной компетентности учителя иностранного языка нами разработана структура портфолио как формы комплексного контроля сформированности всех субкомпетенций студента, определяющих его готовность к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глумова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional portfolio as a form of control of formation of future foreign language teacher’s competencies

Basing on the analysis of the State Standard of Higher Vocational Education, as well as on studies of professional competency of teacher of a foreign language, we have developed a structure of portfolio as a form of complex control of formation of all student’s competences determining his or her readiness to professional activities.

Текст научной работы на тему «Профессиональный портфолио как форма контроля сформированности компетенций будущего учителя иностранного языка»

УДК 378

Глумова Елена Петровна

кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

el. glumo va2010@yandex. ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

На основе анализа ФГОС ВПО, а также исследований профессиональной компетентности учителя иностранного языка нами разработана структура портфолио как формы комплексного контроля сформированности всех субкомпетенций студента, определяющих его готовность к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность учителя иностранного языка, профессиональный портфолио, контроль сформированности компетенций.

Основными тенденциями, определяющими суть современного образования, являются его непрерывный характер, компетентностный подход и информатизация. Сегодня профессиональный потенциал личности должен определять умения активных и уверенных действий, самостоятельности в выборе решений, творческого подхода к осуществлению профессиональной деятельности. Именно поэтому компетентностный подход является основополагающим при определении целей и содержания образования для всего мирового сообщества. Н.Ф. Ефремова определяет компетентностный подход как «приоритетную ориентацию на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация); самоактуализация; социализация и развитие индивидуальности» [2. с. 17].

Присоединение России к Болонскому процессу определило перенос акцента на компетентностный формат образовательного процесса в вузе, проявляющийся в существенном усилении его студенто-центрированной направленности. Компетентност-ная модель выпускника вуза, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его будущую деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса.

Ключевая роль в реализации стратегических направлений образовательной политики государства принадлежит преподавателям вузов и учителям школ. Сегодня на рынке труда востребованы творческие, активные, компетентные преподаватели, обладающие комплексом интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, организаторских умений и способные формировать физически и интеллектуально развитую, духовно-нравственную, творческую личность.

Предметом исследования данной статьи является профессиональная подготовка учителя иностранного языка в свете новых образовательных стратегий европейского сообщества и на основе Российских законодательных документов в сфере образования: «Национальной доктрины образования

в Российской Федерации до 2025 года», Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки 035700.62 Лингвистика (Профиль подготовки: Теория и методика преподавания ИЯ и культур, квалификация (степень) «бакалавр») и 050100.62 Педагогическое образование (Профиль подготовки: Иностранный язык, квалификация (степень) «бакалавр») выпускник должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями [4]. Согласно ФГОС ВПО совокупность данных компетенций являет собой профессионально-педагогическую компетентность как стратегическую цель подготовки будущих учителей иностранного языка.

Современные исследователи проблемы формирования профессиональной компетентности (компетенции) учителя иностранного языка (Е.И. Пассов, Ю.В. Еремин, Г.А. Китайгородская, К.С. Мах-мурян, Р.П. Мильруд, К.Э. Безукладников, И.Л. Колесникова, М.В. Тамашевич, Т.Ю. Архипова и др.), по разному рассматривают данный феномен, в связи с выделяемыми авторами компонентами структуры профессиональной деятельности по обучению иностранному языку.

На наш взгляд профессионально-педагогической компетентностью учителя иностранного языка можно считать способность осуществлять специфическую деятельность по формированию у учащихся умений быть полноценными участниками межкультурного диалога с представителями стран изучаемого языка в различных ситуациях общения. Реализацию данной способности определяет наличие сформированных компетенций, т.е. знаний, умений, навыков, личностных качеств, мотивационных установок, необходимых для осуществления конкретных функций в составе профессиональной деятельности учителя иностранного языка, которые могут быть оценены (измерены), могут сравниваться с предварительно разработанными стандартами и совершенствоваться путем обучения. Профессиональная деятельность учите-

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Глумова Е.П., 2014

Профессиональный портфолио как форма контроля сформированности компетенций будущего учителя..,

ля иностранного языка выражается в реализации основных функций: коммуникативной, развивающей и воспитывающей. Достижение практических, развивающих и воспитательных результатов непосредственно осуществляется в исследовательской, планирующей, организаторской и контролирующей деятельности учителя иностранного языка. В соответствие с этим, перед вузами стоит задача сформировать у студентов - будущих учителей иностранного языка коммуникативно-методическую компетенцию как интегративное новообразование, включающее в свой состав следующие субкомпетенции: 1) исследовательскую; 2) проектировочную; 3) организационную; 4) контрольно-коррегирую-щую [1].

Процесс формирования профессиональных компетенций учителя иностранного языка должен носить управляемый характер, осуществляемый за счет своевременно организованного и адекватного объектам формирования контроля. Правильно подобранные формы контроля позволят установить результаты процесса подготовки учителя иностранного языка запланированным государственным образовательным стандартом целям.

Одной из наиболее эффективных форм контроля достижений в овладении профессиональной деятельностью является портфолио, которое представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности. Портфолио может использоваться «для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности» [3, с. 155-156]. Портфолио -визитная карточка, досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий и т.д., дающих представление о предлагаемых возможностях специалиста. Основной смысл портфолио - показать всё, на что ты способен. Такая форма оценивания позволяет изменить методологию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Портфолио как форма контроля позволяет сместить акценты с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он способен и готов выполнять в рамках своей профессиональной деятельности.

Профессиональный портфолио будущего учителя иностранного языка может выступать формой текущего и итогового контроля учебной деятельности студентов. Для того чтобы портфолио мог явиться качественной формой итогового контроля преподаватель должен осуществлять текущий контроль создания профессионального портфолио по темам, видам учебной деятельности, разделам, модулям и блокам учебного курса.

В совокупности форм и методов подготовки учителя важное место принадлежит педпрактике. Педагогическая практика в вузах служит связующим

звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой в школе, а также призвана осуществлять подготовку студентов к педагогической деятельности, вооружать их комплексом умений и навыков творчески осуществлять все виды учебно-воспитательной работы. Именно в ходе педпрактики студенты могут реализовать функции учителя иностранного языка, осуществляемые на основе профессиональных компетенций. На наш взгляд, портфолио студента-практиканта будет являться оптимальной формой контроля сформированности компетенций учителя иностранного языка, так как позволит проконтролировать готовность к профессиональной деятельности комплексно, в составе исследовательской, проектировочной, организационной, контрольно-корре-гирующей компетенций.

Структура профессионального портфолио студента - будущего учителя иностранного языка, разработанная и внедренная на кафедре лингводидак-тики и методики преподавания иностранных языков Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова включает следующие разделы, направленные на контроль сформированности отдельных компетенций, в составе профессионально-педагогической компетентности учителя иностранного языка:

1. Научно-методическое обеспечение: статьи из научно-методических журналов; научные статьи из сборников; дополнительные материалы из методических пособий, учебной и научной литературы по страноведению, лингвострановедческих справочников, грамматических пособий; словарные статьи; материалы о родной лингвокультуре на иностранном и родном языках; аутентичная лингвост-рановедческая наглядность; прагматические материалы и т.д. Компоненты данного раздела должны быть отобраны в соответствии со ступенью обучения иностранному языку, на которой проводились уроки, и отображать материал, реально использованный студентом в учебном процессе по иностранному языку во время педпрактики. Работа над созданием научно-методического обеспечения педагогической деятельности студента направлена на формирование в первую очередь исследовательской компетенции будущего учителя иностранного языка. Данная компетенция включает умения анализировать учебное и социальное значение овладения иностранным языком: изучать условия общения, взаимодействия культур, исследовать и анализировать родной и иностранный языки в их ком-парации с целью предотвращения возможных ошибок языкового и речевого характера у учащихся, изучать иноязычное общество и родной лингвосо-циум с целью учета различия менталитетов в процессе общения, изучать родную культуру и способы передачи знаний ородной культуре в процессе межкультурного взаимодействия, уметь переводить

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

111

общие педагогические и методические цели в обучении межкультурному общению в личностно значимые для каждого ученика.

2. Творческая работа: планы уроков разных типов и видов по основному иностранному языку, планы уроков по второму иностранному языку, подтверждение проведенной внеклассной работы по иностранному языку: сценарий мероприятия, описание стенгазеты на иностранном языке, отчет о работе кружка и т.д. Обязательным является использование и представление в данном разделе информационно-коммуникационных технологий. Второй раздел профессионального портфолио отражает уровень сформированности проектировочной компетенции будущего учителя иностранного языка, связанной с умениями планировать, проектировать учебно-воспитательный процесс по иностранному языку как процесс обучения межкультурному взаимодействию. Это выражается в определении учителем конкретных способов, путей, приемов, форм работы на уроках иностранного языка, а также в создании различных систем упражнений, включающих отдельные комплексы. Успешное планирование урочной и внеурочной деятельности учащихся по овладению иностранным языком определяет достижение результатов на каждом этапе обучения. В разделе «Творческая работа» студент демонстрирует также умения, составляющие организационную компетенцию, направленную на осуществление непосредственного взаимодействия учителя и учащихся во время урочной и внеурочной деятельности и позволяющую формировать у учащихся способность быть полноценными участниками диалога культур. Данная функция включает организаторские умения учителя иностранного языка, основными из которых являются следующие: организовывать учащихся и целенаправленно управлять их деятельностью по овладению иностранным языком как новым средством общения на протяжении всего курса обучения иностранному языку в школе; организовывать свою деятельность и деятельность учащихся на уроках, а также во время внеклассных мероприятий; организовывать межкультурные обмены, встречи с носителями изучаемого языка, конференции, форумы и т.д.; рационально сочетать различные формы работы учащихся; эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в обучении иноязычному общению.

3. Диагностика успешности работы учителя ИЯ: мониторинг качества выполнения устных и письменных работ по иностранному языку учащимися (тесты, контрольные работы, проекты, творческие работы и т.д.). В третьем разделе порт-фолио реализуется контролирующая функция учителя иностранного языка. Осуществление контроля в обучении иностранному языку требует наличия специальных умений, входящих в состав конт-

рольно-коррегирующей компетенции учителя, а именно: осуществлять оценку успешности коммуникативных действий учащихся на уроке и вне его, оценить практическую значимость своих действий по обучению межкультурному взаимодействию, осуществлять учет, контроль и корректирование учебной и коммуникативной деятельности учащихся на каждом этапе усвоения иностранного языка как нового средства общения.

4. Отзывы: отчет студента о педпрактике по форме, отзывы учителей о студенте, отзывы учащихся, отзывы родителей. Материалы данного раздела направлены на развитие у студентов механизмов осмысления собственных педагогических и методических действий по формированию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка и во время внеурочной деятельности. Рефлексия, понимаемая буквально как «обращение назад, отражение» позволяет будущему учителю иностранного языка сознательно контролировать и регулировать свою деятельность и деятельность учащихся по овладению иностранным языком как новым средством общения. Самоанализ направлен на осознание уровня сформиро-ванности умений, входящих в состав исследовательской, проектировочной, организационной, кон-трольно-коррегирующей компетенций. Отчет студента и отзывы отражают динамику личностного профессионального роста и развития будущего учителя иностранного языка, помогают отслеживать результативность педагогической деятельности. Кроме этого, материалы содержат позитивную оценку работы студента во время педпрактики, что способствует формированию мотивации, положительного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Основными критериями создания портфолио учителя иностранного языка являются:

1. Последовательность.

2. Достоверность.

3. Объективность.

4. Актуальность.

5. Логичность и лаконичность всех материалов.

6. Аккуратность и эстетичность.

7. Технологичность.

8. Творчество.

Критерии оценки профессионального портфо-лио:

«5» - портфолио характеризуется всесторонностью в отражении основных компонентов структуры деятельности учителя ИЯ. Содержание портфо-лио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента по развитию профессиональной компетентности, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении портфо-лио ярко проявляется оригинальность и изобретательность.

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы студентов..,

«4» - портфолио демонстрирует солидные знания и умения студента, но в нём отсутствуют некоторые элементы разделов. Также может быть недостаточно выражена оригинальность содержания и отсутствовать творческий элемент в оформлении материалов.

«3» - в портфолио данного уровня основной акцент сделан на формальном наличии основных документов, по которым можно судить о сформирован-ности основных профессионально-педагогических умений студента. В портфолио отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого мышления, способности к самоанализу.

«2» - портфолио, по которому трудно сформировать представление о профессиональных способностях студента. В нём представлены отрывочные материалы из разных категорий. Портфолио не отвечает практически ни одному из критериев его создания.

Обобщая результаты использования профессионального портфолио в качестве отчетной документации по педагогической практике студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки «Лингвистика» и «Педагогическое образование» в лингвистическом университете, следует подчеркнуть следующие преимущества данной формы контроля. Портфолио позволяет проконтролировать уровень сформированности коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностран-

ного языка комплексно, в составе исследовательской, проектировочной, организационной и конт-рольно-коррегирующей субкомпетенций. При этом следует учитывать также большие возможности портфолио для формирования творческого отношения к деятельности, развития эмоциональной сферы, мотивов, без которых учитель иностранного языка не может быть успешным в профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Глумова Е.П. Теория и практика обучения будущих учителей иностранного языка организации межкультурного общения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 3 (24). - С. 225-230.

2. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. - 416 с.

3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки 035700 лингвистика, 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/ uploadffles/fgos/3/20Ш115120152.pdf

УДК 378

Кобелева Елена Павловна

кандидат педагогических наук

Матвиенко Елена Николаевна

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

eleko 70@mail.ru, elenanick 13@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СИНХРОННОЙ И АСИНХРОННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОНТЕКСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обоснована необходимость формирования навыков самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования, ориентированного на потребности работодателей, представлены подходы к организации самостоятельной работы, предложена собственная трактовка понятия «самостоятельная работа студентов в процессе контекстной иноязычной подготовки в системе профессионального образования», описана организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы в процессе контекстной иноязычной подготовки будущих экономистов в рамках образовательных требований.

Ключевые слова: профессиональное образование, самостоятельная работа, контекстная иноязычная подготовка, синхронная/асинхронная самостоятельная работа студентов.

В концепции вузовского профессионального образования, направленного на формирование компетенций и ориентированного на результат, цели обучения формулируются как проекция требований, предъявляемых работодателями [10]. Современные работодатели заинтересованы в выпускниках, демонстрирующих готовность самостоятельно выявлять возникающие в реальной профессиональной действительности

проблемы и самостоятельно искать пути их рационального разрешения.

Поэтому одним из важных требований, предъявляемых к подготовке будущих специалистов, является формирование у них способности определить собственную траекторию образования и нести ответственность за его результаты, постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции и навыки самостоятельной деятельности, что обус-

© Кобелева Е.П., Матвиенко Е.Н., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.