Научная статья на тему 'Профессиональный имидж учителя как объект педагогического анализа'

Профессиональный имидж учителя как объект педагогического анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1325
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / МНЕНИЕ / РЕПУТАЦИЯ / АВТОРИТЕТ / ОБРАЗ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ / ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ / КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ И СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ / TEACHER`S IMAGE / PROFESSIONAL TEACHER`S IMAGE / PECULIARITIES OF PROFESSIONAL TEACHER`S IMAGE / APPROACHES TO TEACHER`S IMAGE VARIETIES: FUNCTIONAL / IMAGE / OPINION / REPUTATION / AUTHORITY / APPEARANCE / SOCIAL STEREOTYPE / PRESENTATION / CONTEXTUAL AND COMPARATIVE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартынова Н. В.

В работе описано состояние проблемы профессионального имиджа учителя. Рассматриваются сущностные характеристики имиджа учителя, дается авторское определение профессионального имиджа учителя, выделяются подходы к его типологизации: функциональный, контекстуальный и сопоставительный. Создание и улучшение своего имиджа позволит учителю не только чувствовать себя гармонично в профессиональной деятельности, но и повысить продуктивность образовательного процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TEACHER`SIMAGE AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL ANALYSIS

The work describes the problem of professional teacher`s image. Essential descriptions of teacher`s image are examined. The author gives the definition of professional teacher`s image, the approaches to its varieties: functional, contextual and comparative. Image creation and its improvement does not only allow to feel harmonious in his professional activity but enhance the productivity of educational process as well.

Текст научной работы на тему «Профессиональный имидж учителя как объект педагогического анализа»

2. Функции звеньев управления предварительного, тактического и оперативного характера.

3. Вещественные, энергетические, информационные, транспортные и иные взаимодействия между звеньями управления.

4. Отношения между звеньями управления, регулирующие содержание и интенсивность взаимодействий.

5. Уровни управления (количество уровней, число звеньев и т.п.).

6. Режимы жизнедеятельности организационной структуры.

Библиографический список

1. Ракитов, А.И. Марксистко-ленинская философия. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1988.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980; Большой российский энциклопедический словарь. - М.: Из-во «БРЭ», РМГ Мультимедиа, 2003; Быков В.Е., Мартынов А.Н. Экономико-математические модели в просвещении. - Томск: Изд. ТУ, 1988; Денисов А.А. Колесников В.Н. Теория больших систем управления. - Л. Энергоиздат, 1982; Каган М.С. Системные исследования: методологические проблемы. - М., 1983; Казаринов М.Ю. Детерминизм в сложных системах управления и самоорганизации. - Л.: Из-во ЛУ, 1990; Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Основы системного анализа и теории систем. - Томск. Из-во ТГУ, 1989; Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Основы системного анализа и теории систем. - Томск. Из-во ТГУ, 1989; Мейстер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. - М.: Сов. радио, 1970; Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра - М, 2003; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высш. шк., 1989; Сагатовский В.Н. Понятие системы. - В кн. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. - Томск, Изд-во ТГУ, 1976; Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974; Социальное управление: Словарь / под ред. В.И. Добренькова, И.В. Слепенкова. -М.: Изд-во МГУ, 1994; Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М., Мысль, 1978.

3. Сагатовский, В.Н. Понятие системы. - В кн. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. - Томск: Изд-во ТГУ, 1976.

4. Каган, М.С. Системные исследования: методологические проблемы. - М., 1983.

5. Денисов, А.А. Теория больших систем управления / А.А. Денисов, В.Н. Колесников. - Л.: Энергоиздат, 1982.

6. Тюхтин, В.С. Диалектика сложности и организованности. - В кн.: Диалектика познания сложных систем. - М.: Мысль, 1988.

7. Словарь-справочник менеджера / под ред М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996.

8. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - М.: Высш. шк., 2000.

9. Структура управления учреждением. - В кн.: Менеджмент организации: учебное пособие / З.П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р.З. Акбердин, [и др.] - М.: ИНФРА-М, 1996.

10. Афанасьев, В.Г. Системность и общество. - М., 1980.

11. Данилов, М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. М., 1969.

12. Владимирова, И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом.- 1998. - май-июнь.

13. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с анг. - М.: «Дело ЛТД», 1994.

14. Жуков, В. А. Совершенствование систем управления в строительстве. - М.: Стройиздат, 1989.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

Таким образом, совершенствование организационной структуры управления СУЗом предполагает последовательное уточнение состава и типов звеньев, их производственных функций, взаимодействий, отношений, уровней и режимов её жизнедеятельности. Совершенствование представляет собой прогрессивное развития, появление нового качества организационной структуры управления СУЗом.

Для реализации этой задачи необходимо овладение системной методологией анализа и проектирования организационной структуры СУЗа как объекта совершенствования.

УДК 373.3/.5

Н.В. Мартынова, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, Т: 8-961-576-97-32 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В работе описано состояние проблемы профессионального имиджа учителя. Рассматриваются сущностные характеристики имиджа учителя, дается авторское определение профессионального имиджа учителя, выделяются подходы к его типологизации: функциональный, контекстуальный и сопоставительный. Создание и улучшение своего имиджа позволит учителю не только чувствовать себя гармонично в профессиональной деятельности, но и повысить продуктивность образовательного процесса в целом.

Ключевые слова: имидж, мнение, репутация, авторитет, образ, социальный стереотип, представление, имидж учителя, профессиональный имидж учителя, особенности профессионального имиджа учителя, подходы к типологизации имиджа учителя: функциональный, контекстуальный и сопоставительный.

Имидж есть особое психическое образование, оказывающее достаточно сильное и определенное влияние на эмоции, поведение и отношения личности и группы. Однако, проблема имиджа учителя недостаточно и полно разработана в современной психолого-педагогической литературе. В статье автор раскрывает сущностные характеристики, функции и содержание профессионального имиджа учителя, анализирует существующие подходы к его типологизации, а также особенности проявления.

Одним из путей, ведущих к формированию новой парадигмы, является введение в научный оборот категорий, которые не присутствовали в структуре научного дискурса предшествующей эпохи, но были укоренены в пространстве обыденной жизни. Именно к таким категориям, по мнению многих ученых, относится имидж. Имидж в переводе с латинского «1mаgо» означает образ, подобие, а с английского «1mаgе» - образ, изображение; отображение, подобие; метафора; изображать, создавать образ; представлять себя, вызывать в воображении, отражать. В настоящее время наметилось несколько наиболее распространенных установок в отношении к нему.

Во-первых, имидж часто отождествляется лишь с внешними характеристиками и с такими понятиями обыденной жизни как «стиль» и «мода».

Во-вторых, имидж воспринимается только как феномен культуры XX века. Это объясняется тем, что как отдельное социокультурное явление он начал осознаваться именно в рамках культуры модернизма и постмодернизма.

В-третьих, понятие имиджа чаще всего рассматривается через призму политических процессов, что в полной мере не отражает его роли в жизни современного социума и требует анализа в различных сферах профессиональной деятельности человека, в том числе и сфере профессиональной деятельности педагога.

В обыденном сознании под имиджем подразумевается образ субъекта, возникающий в ситуации непосредственного субъект-субъектного общения. Основным средством создания такого образа является непосредственно воспринимаемый стиль поведения субъекта (его манеры, жесты, мимика, речь, интонации), его внешний вид (одежда, прическа, макияж и т.д.). При всей важности обыденного сознания, а также эмпи-

рического подхода как специфических форм осмысления социальной реальности, их все же недостаточно для понимания сущности и содержания имиджа - необходимо теоретическое рассмотрение данного феномена.

Проблема имиджа в западных странах (главным образом в США) становится актуальной с 1950-х годов. В 60-х годах прошлого столетия в Америке и Европе отмечен рост числа исторических, социологических, философских и психологических исследований имиджа. В отечественной науке до конца 80-х годов XX столетия близкие по направленности исследования проводились в рамках психологии пропаганды, массовых коммуникаций, социального познания, индивидуального и общественного сознания. Научный и практический интерес к проблемам имиджа стал очевиден в начале 90-х годов прошлого столетия. Об этом свидетельствует рост научных и научно-популярных публикаций по проблемам имиджа. В целом, зарубежная и отечественная научная мысль имеет значительную базу для плодотворного исследования не новой, но ставшей актуальной проблематики имиджа.

В отечественных словарях и энциклопедиях, изданных до 1990-х годов, термин «имидж» отсутствовал. Среди подобных изданий следует перечислить такие, как «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Малый толковый словарь русского языка» В.В. Лопатина и Л.К. Лопатиной, «Словарь современного русского языка» (1961 г.), «Словарь иностранных слов» (1989 г.), «Большая Советская Энциклопедия» (1975 г.), «Советский энциклопедический словарь» (1985 г.). Сегодня понятие «имидж» получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания, в том числе и педагогике. По объему и содержанию оно стало междисциплинарным, формировалось в категориальном поле многих наук и интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами, поэтому некоторые формы его употребления даже специалистами в области имиджелогии нередко противоречат друг другу. Неслучайно в значительной части работ прикладного характера, игнорируется определение данного понятия. Поливариантность в трактовке имиджа делает проблему дефиниции чрезвычайно сложной. Наша задача заключается в выделении из совокупности имеющихся определений базового, наиболее адекватного цели исследования.

Анализ научной литературы показал, что, определяя имидж, ученые рассматривают такие понятия, как мнение, репутация, авторитет, образ. Так, А.Ю. Панасюк полагает, что имидж - это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике - в сфере сознания и/или в сфере подсознания определенной (или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного с целью возникновения аттракции - притяжения людей к данному объекту. Имидж человека - это то мнение о Вас, которое сложилось у определенной группы людей [1]. Однако мнение предполагает лишь словесную форму выражения, не случайно в толковых словарях оно определяется как взгляд на что-нибудь, суждение о чем-нибудь, выраженное в словах. Между тем имидж обязательно включает в свою структуру невербальные элементы, причем эти элементы могут даже преобладать в его составе. Следовательно, мнение - это более узкое понятие, поэтому оно не может выступать в качестве родового для имиджа.

Нередко имидж рассматривается в общем контексте с репутацией, однако репутация в толковых словарях означает сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-нибудь или чего-нибудь, приобретенную кем-чем-нибудь общественную оценку, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-нибудь. Иными словами, репутация, как и мнение, предполагает вербальную форму выражения. Рассматривая этот вопрос, Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин замечают, что имидж есть манипулятивный, привлекательный образ, воздействующий на сознание и пове-

дение человека через эмоциональную сферу. В этом его отличие от репутации - категории рассудочной, основанной на осознанном выборе, рациональном и аргументированном сравнении [2].

Столь же безосновательно смешение имиджа с авторитетом. В толковых словарях авторитет определяется как общепризнанное значение, влияние, авторитетность - как признанная обществом осведомленность, компетентность кого-нибудь в каких-нибудь вопросах, а авторитетный означает заслуживающий безусловного доверия. Имидж также может служить основой для доверия и фактором, облегчающим влияние. Однако это не единственная функция имиджа. Кроме того, использование имиджа в качестве средства социального влияния не исчерпывает всех его сущностных характеристик.

Большинство исследователей определяют имидж через понятие психического образа, формирующегося в массовом сознании. Понятие «образ» используется в психологии для описания отражения объективного мира. Как результат психических познавательных процессов, образ является одним из базовых понятий и в общей и в социальной психологии. Отражаемые явления и предметы входят в содержание образа. Образ не есть моментальный снимок действительности. Это, по мнению Б.Ф. Ломова, В.А. Пономоренко, - сложный, динамичный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом отмечается активность образа: процесс построения и функционирования образа может быть рассмотрен как особый вид деятельности.

Появление в научном лексиконе термина «имидж» связано не столько с англоязычной экспансией, сколько с тем, что имидж - это не просто психический образ, а образ, обладающий определенными особенностями, которые обычно не афишируются. Как научные понятия, образ и имидж нетождественны. Нетождественность понятий «имиджа» и «образа» исходит из их представленности на разных уровнях научного знания. В психологии понятие «образ» является одной из базисных категорий, не сводимой и не выводимой из других понятий и обусловливающей, в числе других базисных категорий, построение специальных теорий. Такой конкретной теорией является теория имиджа. Понятие «образ», следовательно, является родовым понятием по отношению к имиджу и способствует раскрытию его сущности как психологического явления.

На сегодняшний день в отечественной психолого-педа-гогической литературе существует множество разнообразных определений имиджа, которые сводятся к психическому образу, выполняющему определенные функции. Наиболее распространенным можно считать определение имиджа, трактуемое в психологическом словаре как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. ... Имидж отражает социальные ожидания определенных групп, поэтому его наличие может в некоторых случаях обеспечивать субъекту успех в деловой жизни» [3, с. 134-135].

В психологии под социальным стереотипом принято понимать упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей [3]. Имидж отличается от стереотипа тем, что он индивидуализирован, т.е. по сущности своей является образом данного конкретного объекта. Стереотип же «обобщает» некоторый класс сходных объектов, заставляя воспринимать их идентично, как наделенных набором одинаковых характеристик. Конечно, возможен вариант, когда имидж будет целиком определяться существующим стереотипом. Пожалуй, это не лучший вариант имиджа, ведь в таком случае скрытыми остаются индивидуальные особенности объекта. Вместе с тем, многие авторы указывают, что эффективный имидж должен опираться на имеющиеся стереотипы как на когнитивную основу, но не совпадать с ним.

Некоторые исследователи обращают особое внимание на «иллюзорность имиджа», отмечая разрыв между имиджем и

реальностью. Однако, противопоставление некой «объективной» реальности и «иллюзорного» имиджа ничего не дает для выявления его сущности. Более адекватным предмету рассмотрения представляется подход, который предложен С. Московичи в концепции социальных представлений: «... то, что человеческие сообщества думают о своем собственном бытии, те значения, которые они приписывают своим институтам, те образы, которыми они наделяют себя самих, являются необходимой частью их реального существования, а не просто его реальным отражением» [2].

Как и любой психический образ, имидж есть, с одной стороны, более или менее адекватное, но всегда целостное и субъективное отражение объекта; с другой стороны - имидж часть социально-психологической реальности. Социальная реальность конструируется людьми, «истинна» эта реальность в сознании человека (группы) или «искажена» - зависит от степени совпадения этой индивидуальной (групповой) реальности с общепринятыми представлениями. Имидж в этом смысле не может быть «истинным» или «ложным», он образуется в результате смещения ракурса восприятия на те или иные стороны объекта. Имидж, в таком случае, всегда «искажен» относительно образов, создаваемых иными людьми и группами. Поэтому можно говорить лишь о большей или меньшей согласованности имиджа, имеющегося в сознании одной аудитории, с образами данного объекта, сложившимися у другой аудитории. Иными словами, имидж всегда реален -само его наличие есть факт реальности. Имидж всегда иллюзорен, так как он есть субъективная реальность, созданная субъектом.

Аналогичной точки зрения придерживается О. Л. Феофанов, который первым ввел в специальную русскоязычную литературу понятие «имидж». Он считает, что имидж «методом ассоциаций наделяет объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), не обязательно имеющими основания в реальных свойствах объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ».

И.В. Веретенникова выделяет два уровня функционирования имиджа - осознаваемый, связанный преимущественно со значениями, и неосознаваемый, который можно соотнести с проявлением смысловых иерархических систем. Учитывая, что имидж есть феномен коллективный, областью внимания при исследовании имиджа объекта может служить как коллективное сознание, так и область коллективных неосознаваемых явлений.

В.А. Жебит отмечает, что феномен имиджа возникает при наличии, как правило, трех композиционных сторон: объекта рассмотрения или источника информации об объекте; субъекта рассмотрения с его переживаниями, в психике которого формируется имидж; собственно психики этого субъекта. По мнению ученого, это универсальная структура имиджа. Исключение любого из компонентов этой структуры сделает возникновение феномена имиджа невозможным. Характер связей между выделенными компонентами сохранится даже при изменении состава компонентов. Например, если объектов рассмотрения будет несколько, или если в качестве объектов рассмотрения будут фигурировать одушевленные, неодушевленные объекты или явления. Феномен имиджа может возникнуть только при наличии реципиента. При визуальном отсутствии объекта рассмотрения, последний может рассматриваться как воображаемый. Это доказывает первичность реципиента по отношению к объекту рассмотрения. В то же время возникновение феномена имиджа в психике реципиента сильно зависит от психофизического состояния реципиента, и это можно толковать как первичность реципиента по отношению к собственному сознанию. Таким образом, выстраивается следующая иерархическая зависимость: реципиент; психика реципиента; объект рассмотрения реальный или мнимый. Такая иерархия будет сохраняться при любых условиях, т.е. при любом изменении набора объектов рассмотрения, при любом психофизическом состоянии субъекта(тов) (в рамках допустимых жизненных параметров).

Структура имиджа, выступающая как единство устойчивых связей между его элементами, соответствует структуре социальной психики, а точнее - структуре обыденного сознания, в поле которого и формируется имидж. Обыденное сознание - это совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. Это гетерогенная сфера, соединяющая в себе черты предсознательного и мифологического, детского и массового сознания с элементами научного знания и рефлексивного сознания.

Вслед за С. Московичи, И.В. Веретенниковой, В.А. Жебит и О. Л. Феофановым, считаем, что более корректным при трактовке имиджа будет сочетание терминов, определяющих имидж как образ-представление, формируемый на основе предварительного восприятия какого-либо объекта в сознании воспринимающих людей. При таком понимании смысл понятия «имидж» расширяется за счет перенесения на него специфических особенностей феномена «представления». Укажем некоторые из них:

1) представления - это индивидуально-психологический феномен, свойственный каждому конкретному индивиду и отображающий ею личное видение, взгляд на объект на основе предварительных восприятий;

2) представления характеризуются непостоянностью и одновременно нерефлексивностью - с возрастом они изменяются и, как правило, не осознаются; в то же время существуют типичные стереотипные представления в конкретных социальных группах;

3) представления сливаются с эмоциями, они лежат на грани знаний и переживаний: чем более жизненно важным выступает объект для человека, тем более эмоционально насыщены его представления об этом объекте и обо всем, что с ним связано.

Б.Ф. Ломов отмечал, что в представлениях человека происходит «сжатие» информации на основе многократного восприятия объекта, формируется целостный, обобщенный образ. «Происходит селекция признаков, их интеграция и трансформация: случайные признаки, проявляющиеся лишь в единичных ситуациях, отсеиваются, а фиксируются только наиболее характерные и потому наиболее информативные. Одни признаки как бы подчеркиваются, а другие редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация образа» [4, с. 68].

В ракурсе исследуемой проблемы вызывают интерес определения имиджа, подчеркивающие его регулятивное воздействие на воспринимающих людей. Так Е.В. Позднышев, изучающий проблемы имиджа, определяет имидж как «образ, который целенаправленно формируется и оказывает эмоционально-психологическое воздействие на определенные лица с целью популяризации, рекламы и т.д.» [5, с. 8].

Однако при такой трактовке имиджа ракурс рассмотрения понятия сужается до выполнения им функции социального воздействия, и вне поля зрения ученого остаются другие важные функции (коммуникативная, номинативная, адресная, эстетическая и др.), широко представленные в работах Э.А. Галумова, Е.Н. Богданова, В.Г. Зазыкина, А.Ю. Панасюка, Е.В. Перелыгиной и других ученых. Поскольку содержание функций имиджа достаточно хорошо представлено в научной литературе, то мы не будем на этом останавливаться.

Профессор В.Г. Зазыкин видит имидж как «особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы» [2, с. 36]. В такой формулировке акцентируется внимание не только на эмоционально-психологическом воздействии, но и на его результатах, обусловливающих изменения в мнениях, отношениях, поведении и действиях воспринимающих людей. Имидж блокирует рациональное познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия, которая может выступать как сильный мотивационный фактор. В этой связи укажем на важный для исследования момент, на котором фиксируют внимание все исследователи: имидж - не

пассивный образ, в большинстве случаев он формируется с определенными целями.

В рамках рассматриваемого подхода к сущности имиджа акцент сделан на целенаправленном его формировании, что возможно при таких характеристиках имиджа, как гибкость, т.е. возможности изменений, коррекции имиджа в зависимости от конкретной ситуации и активности данного феномена. Активность основана на сильном впечатлении посредством воздействия имиджа на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на сознание и поведение воспринимающих объект людей. К вышеперечисленным характеристикам имиджа добавим такие, как символичность имиджа и его валентность (оценочность), а также диалогичность имиджа, т.е. его ярко выраженную коммуникативную направленность.

Обобщая вышеизложенное, сформулируем определение имиджа.

Имидж - образ-представление об объекте, сформировавшееся в психике (в сфере сознания и/или в сфере подсознания) людей в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно через мнение других людей, и влияющее на их мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту.

В отечественной литературе выделяется три подхода к типологизации имиджа человека: функциональный, контекстуальный и сопоставительный.

В рамках функционального подхода выделяют следующие типы имиджа:

- зеркальный - содержит собственное представление человека о себе;

- текущий - заключает в себе взгляд на человека со стороны в данный момент времени;

- желаемый - отражает идеал, к которому стремится человек. В некоторых работах выделяется близкий ему по содержанию эталонный имидж, который должен соответствовать трем основным требованиям. Во-первых, он базируется на ментальном потенциале человека и ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессиональноличностных качеств. Во-вторых, гармонично сочетает внешний облик и поведение человека с его внутренним настроем в процессе профессионального общения. В-третьих, настраивает человека на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, на достижение успеха в профессиональной и иных видах деятельности.

Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик. Их можно сопоставлять по:

-личностным характеристикам (степени компетентности, интеллигентности и т.д.). В данном случае чаще всего выделяют идеальный, первичный и вторичный имидж. Идеальный имидж - это усредненное представление людей о качествах желаемого в человеке. Идеальный имидж никогда не может быть создан. Первичный имидж - это представление о конкретном человеке, личности, субъекте деятельности, сформированное по результатам первичного знакомства с ним. Вторичный имидж возникает только в процессе конкурентной борьбы. Это отражение в массовом сознании людей компромисса между стремлением увидеть в конкретном человеке определенные имиджевые характеристики (лидера, учителя, врача и т.д.), образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать тех характеристик в конкретном человеке, образ которых в наибольшей степени противоречит идеальному представлению. Вторичный имидж, сохраняя базовые черты первичного, получает новые, так называемые поверхностные черты, обретенные в новой обстановке.

Библиографический список

-знаковому критерию: отрицательный, положительный или нейтральный имидж.

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по социальному контексту, в который вписана личность (имидж политика, бизнесмена, поп-звезды, врача, учителя и т. п.). В данном случае говорится о профессиональном имидже.

Профессиональный имидж - важная составная часть имиджа специалиста. Современный человек нацелен на жизненный успех, карьеру, самореализацию в близкой для него сфере деятельности, что в основном зависит от уровня сформированного его профессионального имиджа.

Ученые, раскрывая сущность профессионального имиджа учителя, подчеркивают следующие его особенности. Во-первых, имидж учителя, как и любой профессиональный имидж, формируется целенаправленно, а не стихийно. Во-вторых, имидж учителя, как особый психический образ, целостно отражает личностно-профессиональные особенности учителя. В-третьих, имидж учителя оказывает эмоциональнопсихологическое воздействие на определенных лиц - учеников, коллег, социальное окружение. В-четвертых, он может выступать средством педагогического воздействия на учеников, ибо имидж воздействует на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на сознание, поведение и результаты совместной деятельности (А.А. Деркач, Л.Ю. Донская, О.Б. Завьялова, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина, Т.Н. Пискунова, А.А. Реан, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепель, Н.М. Шкурко и др.).

Учитывая вышеизложенное, под профессиональным имиджем учителя мы понимаем образ-представление об учителе, сформировавшееся в психике (в сфере сознания и/или в сфере подсознания) учащихся, родителей, коллег в результате прямого восприятия тех или иных его профессионально-личностных характеристик, либо косвенно через мнение других людей, и влияющее на их мнение, поведение или действие по отношению к данному учителю.

Когда учитель занимается созданием или улучшением своего имиджа, он так или иначе связывает имидж с достижением тех или иных целей своей основной, как правило, профессиональной деятельности. Именно это и оправдывает усилия по формированию своего профессионального имиджа.

Анализ литературы показывает, что важными условиями процесса его формирования являются следующие предпосылки: благоприятное сочетание внешних и внутренних факторов; способность учителя управлять окружающими обстоятельствами, а также своими собственными действиями, поступками и поведением; потребность постоянно осваивать, перерабатывать и применять на практике новую информацию, полученную из различных источников; духовно-нравственная культура, являющаяся ориентиром в современном противоречивом мире -мире рыночных структур, высоких технологий и современных коммуникаций.

Суммируем важнейшие показатели профессионального имиджа учителя: удовлетворенность своим трудом; удовлетворенность своими отношениями с коллегами, учениками, родителями, администрацией образовательного учреждения; совпадение ценностного ряда учителя с социальными ценностями образовательного учреждения; достаточный уровень профессионального авторитета учителя среди коллег, учеников, родителей, администрации образовательного учреждения; невысокий уровень конфликтности и ее управляемость.

1. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

2. Зазыкин, В.Г.Психология проницательности -2-е изд.: Изд-во РАГС 978 -5 -7729 - 038 - 7, 2009.

3. Имидж. Краткий политический словарь. - М., 1989.

4. Ломов, Б.Ф. Психологические исследования в общении. - М.: Наука, 1985.

5. Позднышев, Е.В. Имидж спортсмена. - Киев : «ЧПП», 2002.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.