Научная статья на тему 'Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе'

Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1157
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ОПРОСНИК ДЖ. ХОЛЛАНДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / J. HOLLAND QUESTIONNAIRE / STUDENTS / MEDICAL UNIVERSITY / PROFESSIONAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зашихина Виктория Викторовна, Голдобина Т. А., Совершаева С. Л., Бондаренко Е. Г., Шерстенникова А. К.

Были изучены профессиональные предпочтения у студентов 2-го курса медицинского вуза по опроснику Дж. Холланда. Установлено, что среди респондентов преобладают личности исследовательского и социального профессиональных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зашихина Виктория Викторовна, Голдобина Т. А., Совершаева С. Л., Бондаренко Е. Г., Шерстенникова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PROFESSIONAL PREFERENCES AT INITIAL STAGE OF STUDY IN MEDICAL UNIVERSITY

Professional preferences of the second year students of a medical university were studied according J. Holland questionnaire. It was discovered that among students there prevailed research and social professional personal types.

Текст научной работы на тему «Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе»

УДК 378.661-057.875

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

©2012 г. В. В. Зашихина, Т. А. Голдобина, С. Л. Совершаева, Е. Г. Бондаренко, А. К. Шерстенникова, Г. Н. Кострова

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Юношеский возраст является переходным периодом от детства к взрослой жизни. Человеку в юности свойственна выраженная направленность сознания на будущее. Юношеский возраст — это время принятия ответственных решений, одним из которых становится выбор профессии. В юности (16 лет — 23 года согласно классификации Э. Ф. Зеер) происходит этап профессионального образования и профессиональной подготовки, который характеризуется таким психологическим новообразованием, как профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду [6]. Профессиональное самоопределение — важная составная часть общего самоопределения личности, это определение себя в профессиональной деятельности, направленность на профессиональное будущее [5].

Содержание каждого этапа профориентации и самоопределения обусловливает формирование и развитие готовности молодых людей к профессиональной деятельности. Первый этап — готовность оптанта (школьника, определяющего будущую профессию) к выбору профессии; второй — готовность студентов к обучению в вузе (к учебной деятельности) и третий — готовность специалистов к адаптации в профессиональной деятельности [1].

Выбор профессии («надо») возникает на пересечении «хочу» и «могу». «Хочу» — это интересы и склонности личности, проявляющиеся уже в раннем возрасте, такие как любовь к работе с людьми, техникой, природой; стремление посвятить себя науке или искусству. «Могу» говорит о способностях человека к освоению конкретной профессии и качественному выполнению работы по специальности. «Надо» — своеобразный социальный заказ, то есть потребность общества в людях определённой профессии [19].

Важность выявления склонностей человека к тому или иному виду деятельности обусловлена их связью со способностями к этому виду деятельности. Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора, объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж. Холланда (Holland, 1963). Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистич-ныый (Р), интеллектуальный (И), социальный (С), конвенциальный (К), предприимчивый (П) и артистический (А). Каждый тип личности характеризуется определенными чертами характера и складом ума; способностями к определенным видам деятельности; предпочтениями определенного рода занятий; содержанием увлечений; профессиональными возможностями [7, 13].

Поэтому Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда часто используют для тестирования оптантов [10,15]. В литературе также имеются данные об использовании этого теста в группах без-

Были изучены профессиональные предпочтения у студентов 2-го курса медицинского вуза по опроснику Дж. Холланда. Установлено, что среди респондентов преобладают личности исследовательского и социального профессиональных типов.

Ключевые слова: студенты, медицинский вуз, опросник Дж. Холланда, профессиональные предпочтения.

работных [16], студентов 1—2-го курсов автотех-нического техникума [4], студентов — социальных педагогов [17], а также студентов-стоматологов [14]. Данные же о профессиональных типах личности у студентов-медиков отсутствуют.

Согласно исследованиям Р. В. Шуруповой [18], около 30 % абитуриентов медицинского вуза плохо представляют себе суть будущей профессии. Многие обучающиеся выбирают медицинскую профессию не по велению сердца, а из чисто меркантильных побуждений. Профессия врача для кого-то интересна, кому-то кажется престижной. Есть данные [2], что у 17,5 % старшеклассников отсутствует интерес к профессиональной деятельности; генеральное большинство учеников имеет установку поступить в вуз, а не успешно работать по выбранной специальности. Поэтому профессиональная ориентация на медицинскую профессию в вузе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Т. Л. Бухариной [1] были выявлены особенности адаптации студентов к обучению в медицинском вузе, которая продолжается на протяжении всего 6-летнего курса обучения. «Пики» адаптации — 1, 4 и 6-й курсы. Адаптация у первокурсников обусловлена «перерывом постепенности» при переходе молодёжи из средней в высшую школу. Студентам 1 -го курса присущи повышенная тревожность, снижение успеваемости, неумение организовать свою учебную деятельность. Второй пик адаптации (4-й курс) обусловлен практически полным переходом студентов на клинический профиль обучения. Для студентов 4-го курса характерно смещение акцентов с познавательной деятельности на профессиональную, что, однако, не ведёт к ухудшению академической успеваемости. Третьему пику адаптации (6-й курс) свойственно значительное усиление «прагматизации» студентов. Практическая деятельность у студентов 6-го курса преобладает над познавательной и творческой.

У студентов гуманитарного вуза, обучающихся

5 лет, были выявлены эмоциональные кризисы, связанные с выбором профессии: это первый год обучения, затем на 3-м курсе кризисные проявления начинают усиливаться, достигая пика на 5-м курсе. В этом отношении 2-й курс на фоне остальных выглядит наиболее благополучным [11].

В возрасте 16—23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование. У большинства молодых людей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора, идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Однако часть их переживают разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля и предпринимают попытки внести коррективы в профессиональный старт [6]. По мере прохождения кризиса ревизии и коррекции профессиональных планов, а также кризиса юности (17 лет — 21 год) происходит освоение профессиональной деятельности, формируются ре-

альные жизненные планы, начинается выполнение социальной роли взрослого человека [8].

Гипотеза исследования: у большинства студентов, обучающихся на 2-м курсе медицинского вуза, профессиональный тип личности соответствует выбранной специальности.

Цель исследования — изучить профессиональные предпочтения, однородность и дифференцированность профессиональных интересов студентов 2-го курса медицинского вуза. Были поставлены следующие задачи: выявить долю студентов с различными профессиональными типами личности, установить долю студентов с социальным и исследовательским типами личности, определить степень дифференцирован-ности и уровень однородности профессиональных интересов.

Методы

Исследование представляет собой констатирующий эксперимент, проводимый методом поперечного среза. Использовались анкетирование и тестирование. Анкета включала пункты, определяющие факультет, пол, возраст и образование респондента.

В исследовании приняли участие 214 студентов (157 девушек и 57 юношей) 2-го курса лечебного, медико-профилактического, педиатрического и стоматологического факультетов в возрасте 17—23 лет (табл. 1). Студенты прошли первый пик адаптации во время учёбы в вузе, они могут оценить сделанный выбор и корректировать планы на будущее. Факультеты были выбраны в связи с тем, что их учебные планы 1-го и 2-го курсов имеют небольшие отличия по дисциплинам.

Таблица 1

Распределение студентов по факультетам

Факультет Число студентов Средний возраст (M±SD) Девушки Абс. ч. (%) Юноши Абс. ч. (%)

Лечебный 88 19,1 ± 0,2 63 (72 ) 25 (28 )

Медико- профилактический 24 18,5 ± 0,2 19 (79 ) 5 (21 )

Педиатрический 43 19,0 ± 0,3 34 (79 ) 9 (21 )

Стоматологический 59 18,5 ± 0,1 41 (69 ) 18 (31 )

Примечание. М - среднее арифметическое, SD - стандартное отклонение.

Сразу после окончания школы поступили в университет 183 студента (85 %), 25 человек (12 %) имели среднее специальное медицинское образование,

6 (3 %) — среднее специальное немедицинское образование. Таким образом, большинство студентов (88 %) до поступления в вуз не сталкивались с медицинской деятельностью профессионально.

Тестирование осуществлялось в дневное время, в светлом, хорошо проветриваемом помещении группами по 10—14 человек. Проводилось оно в первой половине октября одним и тем же экспериментатором по стандартным инструкциям [3, 9].

Опросник профессиональных предпочтений Холланда, по которому проводилось тестирование, включает три субтеста: «Деятельности», «Способности», «Карьеры», каждый из которых содержит в себе перечень видов деятельности, умений, мастерства и карьер, относящихся к шести шкалам в зависимости от типа личности. При ответе на пункты опросника испытуемому надо выбрать те виды деятельности, умений и карьер, которые наиболее ему подходят или привлекают.

При обработке результатов подсчитывают количество положительных ответов по каждой из шести шкал. В результате выписывают шкалы в порядке убывания набранных баллов. Полученный набор шкал составляет код данного испытуемого. На основе полученных данных были определены следующие характеристики.

1. Соответствие выбранной специальности. Полученный код испытуемого показывает степень его соответствия каждому из шести типов профессиональной деятельности. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствия испытуемого данному типу и тем сильнее его интересы в этой области.

2. Дифференцированность.

А) для определения дифференцированности интересов личности необходимо определить разность между баллами шкал, занимающих первое и второе место в коде респондента (дифференцированность «1—2»). Если разность между баллами меньше 8 единиц, то она считается незначимой, и это свидетельствует о слабой дифференцированности личности и ее интересов;

б) если разность между высшей и низшей суммами баллов по всем шести шкалам (дифференцирован-ность «шах—шт») составляет 19 единиц и более, то говорят о достаточно четкой определенности сферы интересов личности. Если разность между высшим и низшим баллами составляет 15 единиц и ниже, то круг интересов данного испытуемого недостаточно определен.

3. Однородность. Для определения однородности личности испытуемого используется гексагон Холланда. Если в код испытуемого входят буквы, которые в шестиугольнике расположены рядом друг с другом, то можно говорить об однородности личности. Если же в состав кода испытуемого входят буквы, далеко отстоящие друг от друга, то об однородности личности говорить не приходится:

а) если первые две буквы кода испытуемого РИ, РК, ИР, ИА, АИ, АС, СА, СП, ПС, ПК, КП, КР, то однородность интересов личности оценивают как высокую;

б) если первые две буквы кода испытуемого РА, РП, ИС, ИК, АР, АП, СИ, СК, ПА, ИР, КС, КИ, то однородность личности средняя;

в) если первые две буквы кода испытуемого РС, ИП, АК, СР, ПИ, КА, то однородность личности низкая.

Результаты

Согласно теории Холланда, в профессии врача более успешными будут личности с социальным типом профессиональных предпочтений. Дж. Холланд считал, что для людей такого типа предпочитаемыми видами деятельности являются: работа в группе с людьми, объяснение, разъяснение, оказание помощи, консультирование, организация групповых мероприятий, ведение дискуссий. Личностными характеристиками и ценностями для людей социального типа являются: гуманистичность, этичность, моральность, кооперативность, настроенность на других. Предпочитаемое окружение - социальные организации, школы, учреждения по отбору персонала, медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы, агентства социальной защиты.

При анализе распределении студентов по профессиональному типу личности было выяснено, что только у 25 % от общего числа респондентов (54 студента) на первом месте в коде испытуемых стоял социальный тип. На лечебном, медико-профилактическом и педиатрическом факультетах учится приблизительно одинаковая доля студентов с социальным типом — 26, 29 и 30 % соответственно, меньше всего таких студентов на стоматологическом (19 %) факультете (табл. 2).

На удовлетворённость профессией также влияет однородность профессиональных интересов респондентов. Даже когда код испытуемого подходит коду выбранной профессии, он труднее находит удовлетворение, если имеет код с низкой однородностью интересов. Среди студентов всех типов профессиональных интересов меньше всего лиц с низкой однородностью интересов (рис. 1). Сравнительный анализ распределения студентов с высокой и средней однородностью интересов показал, что в группе социального типа данное распределение приблизительно одинаково. Также равное распределение выявлено

Таблица 2

Распределение студентов в зависимости от профессионального типа личности, абс. число (%)

Факультет Социальный Исследователь- ский Артистический Предпринима- тельский Реалистический Конвенцио- нальный

Лечебный 23 (26,0) 29 (33,0) 25 (28,0) 7 (8,0) 4 (5,0) —

Медико-профилактический 7 (29,0) 9 (38,0) 4 (17,0) 2 (8,0) - 2 (8,0)

Педиатрический 13 (30,0) 16 (37,0) 8 (19,0) 4 (9,0) 1 (2,5) 1 (2,5)

Стоматологический 11 (19,0) 19 (33,0) 11 (19,0) 10 (17,0) 4 (7,0) 4 (7,0)

Итого, абс. ч. 54 73 48 23 9 7

в группе реалистического типа. Доля студентов с высокой однородностью интересов преобладает в группах исследовательского и артистического типов. В группах предпринимательского и конвенционального типов большая доля студентов имеет среднюю однородность интересов.

Рис. 1. Распределение студентов по однородности интересов

Одним из условий успешности профессиональной деятельности считается высокая дифференцирован-ность профессиональных интересов. Анализ результатов тестирования показал, что 53 % респондентов (114 студентов) имеют небольшую разность между высшей и низшей суммой баллов — низкий уровень дифференцированности «max—min» (табл. 3). Высокий уровень дифференцированности по баллам «max—min» показали 29 % респондентов (61 студент), при этом самая большая доля таких студентов учится на медико-профилактическом и лечебном факультетах — 38 и 34 % соответственно.

Согласно теории Холланда, круг профессиональных интересов чётко определён, если у испытуемого высокая разница между баллами шкал, занимающих первое и второе места в коде респондента («1—2»). Среди испытуемых только 17 % (37 человек) имеют высокий уровень дифференцированности интересов «1—2», остальные респонденты показали низкий уровень данного типа дифференцированности. Следовательно, большая часть студентов 2-го курса ещё полностью не определились с профессиональными интересами и соответственно процесс профессионального самоопределения остаётся для них достаточно актуальным.

При анализе тестов испытуемых социального типа профессиональных интересов было установлено, что

только у 4 респондентов высокий уровень дифференцированности «1—2», у 11 респондентов — высокий уровень дифференцированности «шах—шт» и у 2 респондентов — высокий уровень по обоим ее видам.

Так как у большинства студентов уровень дифференцированности «1—2» невысокий, целесообразным является анализ профессиональных предпочтений, находящихся на втором месте в коде испытуемых. Такой анализ показал, что на втором месте у 20 % респондентов (42 студента) определяется социальный тип профессиональной деятельности (рис. 2). Таким образом, у менее чем половины студентов лечебного и медико-профилактического факультетов, 68 % студентов педиатрического факультета и 25 % студентов стоматологического факультета социальный тип профессиональных предпочтений находится на первом или втором месте, т. е. является основным.

Рис. 2. Распределение студентов в зависимости от положения социального типа профессиональных интересов в коде испытуемых

Следовательно, только у 44 % респондентов (95 студентов) 2-го курса лечебного, медикопрофилактического, педиатрического и стоматологического факультетов основным типом профессионального интереса является социальный, при этом процесс дифференцировки профессиональных предпочтений не завершён.

У 35 % респондентов (75 человек) на первом месте в коде профессиональных интересов стоит исследовательский тип, из них 55 % (41 студент) имеют высокий уровень однородности профессиональных интересов. У людей такого типа предпочитаемыми видами деятельности являются: сбор информации, ее систематизация, анализ, выполнение сложных или абстрактных заданий, анализ гипотез и теорий, независимая, самостоятельная работа с опорой на самого

Таблица 3

Распределение студентов по уровню дифференцированности профессиональных интересов, абс. число (%)

Факультет Max—min 1—2

Низкий Средний Высокий = 0 Низкий Высокий

Лечебный 41 (47) 17(19) 30 (34) 16 (18) 55(63) 17 (19)

Медико-профилактический 14 (58) 1 (4) 9 (38) 3 (13) 15 (62) 6 (25)

Педиатрический 25(58) 7 (16) 11 (26) 5 (12) 31 (72) 7 (16)

Стоматологический 34 (58) 14 (24) 11 (19) 7 (12) 44 (76) 7 (12)

себя, выполнение научной или лабораторной работы. Личностными качествами людей исследовательского типа считаются независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, склонность к анализу, рациональность, методичность, любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность, уверенность в себе. К предпочитаемому окружению относятся организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты.

Среди испытуемых исследовательского типа профессиональных интересов 10 респондентов имеют высокий уровень дифференцированности «1—2»,

7 респондентов — высокий уровень дифференцированности «max— min» и 2 респондента — высокий уровень по обоим ее видам.

Исследовательский тип в личностном коде испытуемых находится на втором месте у 25 % респондентов (54 студентов). Следовательно, у более чем 60 % студентов лечебного и медико-профилактического факультетов и более чем 50 % педиатрического и стоматологического основным типом профессиональных предпочтений является исследовательский (рис. 3).

Рис. 3. Распределение студентов в зависимости от положения исследовательского типа профессиональных интересов в коде испытуемых

В профессиограмме врача, составленной Е. С. Романовой [12], доминирующий интерес представлен как исследовательский, а дополнительный — как социальный. К способностям, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности врача, отнесены: высокий уровень развития произвольного внимания, хорошо развитая словесно-логическая долговременная память, способность анализировать факты и логически мыслить, ручная ловкость для проведения различных лечебных процедур, быстрота реакции, психоэмоциональная стабильность, способность переносить большие физические нагрузки, вербальные способности; к личностным качествам — выдержанность, доброжелательность, ответственность, аккуратность, тактичность, оптимистичность, внимательность, готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь, бескорыстность.

Рассмотрев представленное описание, можно сгруппировать способности и качества, характерные для исследовательского и социального типов личности.

Анализ результатов тестирования выявил, что у 41 студента (19 % респондентов) первое и второе места личностного кода занимают и социальный, и исследовательский типы профессиональных предпочтений (рис. 4).

Стоматологический Лечебный

5% 43%

Педиатри ческий 37%

Медико-

профилакти-

ческий

15%

Рис. 4. Количество студентов, имеющих социальный и исследовательский типы профессиональных интересов

У 22 % респондентов (48 студентов) преобладающим типом профессиональных предпочтений является артистический, для таких людей характерны следующие черты: воображение, креативность, музыкальные или артистические дарования, вербальнолингвистические способности, чувство гармонии. Студенты с описанными наклонностями обычно стараются проявить себя, участвуя в общественной жизни, в концертах и других мероприятиях. У 33 студентов данного типа второе место в личностном коде занимают исследовательский (24 респондента) или социальный (9 респондентов) профессиональные интересы.

Из 38 студентов с предпринимательским, реалистическим, конвенциональным типами профессиональной деятельности только у 17 человек на втором месте в личностном коде оказываются исследовательский или социальный профессиональные интересы.

Обсуждение результатов

Таким образом, гипотеза подтвердилась частично. В современных условиях выполнение профессиональных обязанностей врача требует качеств и навыков, необходимых для умения работать с современной аппаратурой, анализировать полученные данные. В то же время при постановке диагноза и проведении лечения требуется контакт с пациентом. Соответственно врач должен обладать способностями и склонностями как исследовательского, так и социального плана.

В целом проведенная работа показывает, что при выборе специальности врача наиболее оптимальным является сочетание этих двух типов личности, хотя согласно Дж. Холланду коды СИ, ИС относятся к средней однородности профессиональных интересов. Это также находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)

третьего поколения. В частности в ФГОС для лечебного дела (060101) описываются следующие общепрофессиональные компетенции, необходимые для формирования квалифицированного специалиста:

• способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

(ПК-1);

• способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физикохимический и математический аппарат (ПК-2);

• способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3) и т. д.

В представленной работе впервые проанализированы особенности уровня однородности и дифференцированное™ профессиональных интересов. Сопоставляя полученные данные, можно отметить, что среди второкурсников преобладают студенты с исследовательским и социальным профессиональными типами личности со средним или высоким уровнем однородности профессиональных интересов, что даёт возможность почувствовать удовлетворённость выбранной профессией, когда они приступят к работе. Вместе с тем низкий уровень дифференцированности профессиональных интересов может характеризовать недостаточность представлений студентами 2-го курса своей будущей специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, профориентационная работа должна продолжаться и на младших курсах вуза, чтобы доля студентов, удовлетворённых учёбой и будущей профессией, не уменьшалась на старших курсах. В учебно-воспитательной работе должны быть сформулированы и определены возможные механизмы формирования общепрофессиональных компетенций на разных курсах. Целью такой работы будет увеличение числа студентов с высокой дифференцирован-ностью профессиональных интересов.

Выводы

1. Распределение студентов по профессиональным типам личности происходит в следующем порядке (по убыванию): исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, реалистический, конвенциональный.

2. У 60 % студентов 2-го курса медицинского вуза основным типом профессиональных предпочтений является исследовательский, у 44 % — социальный. Для 19 % студентов характерно сочетание преобладающих исследовательского и социального типов.

3. В группах всех типов профессиональных интересов меньше всего лиц с низкой однородностью

интересов, преобладают студенты со средней или высокой степенью однородности.

4. Более половины студентов имеют низкий уровень дифференцированности профессиональных интересов.

Список литературы

1. Бухарина Т. Л. Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения молодежи на медицинскую профессию // Актуальные вопросы теоретической и клинической медицины. Оренбург, 2004. С. 433—441.

2. Власюк О. А. Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении молодёжи // Кафедра как центр учебно-методической и научной работы в медицинском вузе : сб. тез. и материалов XII межрегион. учеб.-метод. и науч.-практ. конф. СГМУ. Архангельск,

2008. С. 12—14.

3. Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений по Холланду. М. : Когито-Центр, 2001. 20 с.

4. Динамика результатов опросника профессиональных предпочтений Холланда [Электронный ресурс]. и^: htpp://www.mir-natt.ru/иБегШез/Ше/оргозшк_ professionalnyh_predpochteniy_v_dinamike.doc (дата обращения: 00.06.2011)

5. Дубровин Д. Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4 — 5. С. 7—10.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Акад. проект : Фонд «Мир», 2008. 329 с.

7. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб. : Питер, 2008. 432 с.

8. Ларионова-Кречетова А. А. Профессиональное становление в контексте возрастного развития // Психология зрелости и старения. 2004. № 4. С. 16—40.

9. Опросник профессиональных предпочтений [Электронный ресурс]. и^: http://mrcpk.marsu.ru/works_iso/2007-05- 14-mrcio/Fatyhova/metodik.htm (дата обращения: 00.06.201 1).

10. Петрова В. Н. Возможность применения оригинального опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда для диагностики профессиональной перспектив // Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 115—120.

11. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39—50.

12. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Питер, 2008. 464 с.

13. Седых А. Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного учёного) // Человек. Сообщество. Управление.

2009. № 4. С. 54—67.

14. Старостенкова Т. А. Проблема профессионального психологического отбора для обучения стоматологическим специальностям [Электронный ресурс]. и^: http://tpo-rmapo.narod.ru/otbor.doc (дата обращения: 00.04.201 1).

15. Уразаева Ф. Х., Уразаев К. Ф., Дашкина А. А. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3(2). С. 444—446.

16. Хакимова Н. Р. Психологические особенности профессионального самоопределения безработных женщин [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/ x2490. htm (дата обращения: 00.06.2011).

17. Цулая Н. Мотивационные факторы выбора профессии в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tgc.ru/ conf/tgcppt/?2005/docs/culaya. htm (дата обращения: 00.04.2011).

18. Шурупова Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии // Вестник РУДН. Сер. Медицина. 2009. № 4. С. 171-174.

19. Яворская А. Профессия и призвание // Платное образование. 2004. № 4. С. 31-34.

References

1. Bukharina T. L. Aktual'nye voprosy teoreticheskoi i klinicheskoi meditsiny [Urgent issues of theoretical and clinical medicine]. Orenburg, 2004, pp. 433-441. [in Russian]

2. Vlasyuk O. A. Kafedra kak tsentr uchebno-metodicheskoi i nauchnoi raboty v meditsinskom vuze : sb. tez. I materialov XIImezhregion. ucheb.-metod. i nauch.-prakt. konf. SGMU [Department as center of educational-methodical and research work in medical higher educational institution: Proceedings of XII Interregional Educational-methodical and Science and Practice Conference in NSMU]. Arkhangelsk, 2008, pp. 12-

14. [in Russian]

3. Vorob'ev A. N., Senin I. G., Chirkov V I. Oprosnik professional'nykh predpochtenii po Khollandu [Holland questionnaire of professional preferences]. Moscow, 2001, 20 p. [in Russian]

4. Dinamika rezul'tatov oprosnika professional'nykh predpochtenii Khollanda [Dynamics of results of use of Holland questionnaire of professional preferences]. Available at: htpp:// www.mir-natt.ru/userfiles/file/oprosnik_professionalnyh_ predpochteniy_v_dinamike.doc [in Russian]

5. Dubrovin D. N. Zhurnal prikladnoi psikhologii [Journal of Applied Psychology], 2004, no. 4-5, pp. 7-10. [in Russian]

6. Zeer E. F. Psikhologiya professii [Psychology of Professions]. Moscow, 2008, 329 p. [in Russian]

7. Il'in E. P Differentsial'naya psikhologiya professional'noi deyatel'nosti [Differential psychology of professional activities]. Saint Petersburg, 2008, 432 p. [in Russian]

8. Larionova-Krechetova A. A. Psikhologiya zrelosti i stareniya [Psychology of maturity and ageing], 2004, no. 4, pp. 16-40. [in Russian]

9. Oprosnik professional'nykh predpochtenii [Questionnaire of professional preferences]. Available at: http:// mrcpk.marsu.ru/works_iso/2007-05-14-mrcio/Fatyhova/ metodik.htm. [in Russian]

10. Petrova V. N. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2008, no. 27, pp. 115-120. [in Russian]

11. Rodygina U. S. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2007, no. 4, pp. 39-50. [in Russian]

12. Romanova E. S. 99 populyarnykh professii. Psikhologicheskii analiz i professiogrammy [99 popular professions. Psychological analysis and professiograms]. Piter, 2008. 464 p. [in Russian]

13. Sedykh A. B. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Man. Community. Management], 2009, no. 4, pp. 54-67. [in Russian]

14. Starostenkova T. A. Problema professional'nogo psikhologicheskogo otbora dlya obucheniya stomatologicheskim spetsial'nostyam [Problem of professional psychological selection for training in dental specialties]. Available at: http://tpo-rmapo.narod.ru/otbor. doc. [in Russian]

15. Urazaeva F. Kh., Urazaev K. F., Dashkina A. A. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [News of Samara Research Center of Russian Academy of Sciences], 2010, vol. 12, no. 3(2), pp. 444-446. [in Russian]

16. Khakimova N. R. Psikhologicheskie osobennosti professional'nogo samoopredeleniya bezrabotnykh zhenshchin [Psychological peculiarities of unemployed women’ professional self-determination]. Available at: http://hpsy.ru/ public/ x2490.htm. [in Russian]

17. Tsulaya N. Motivatsionnye faktory vybora professii v yunosheskom vozraste [Motivational factors of profession choice in middle adolescence]. Available at: http:// www.tgc. ru/ conf/tgcppt/?2005/docs/culaya.htm. [in Russian]

18. Shurupova R. V. Vestnik RUDN. Ser. Meditsina [Bulletin of RPFU. Ser. Medicine], 2009, no. 4, pp. 171174. [in Russian]

19. Yavorskaya A. Platnoe obrazovanie [Fee-based education], 2004, no. 4, pp. 31-34. [in Russian]

STUDENTS’ PROFESSIONAL PREFERENCES AT INITIAL STAGE OF STUDY IN MEDICAL UNIVERSITY

V. V. Zashikhina, Т. A. Goldobina, S. L. Sovershaeva,

E. G. Bondarenko, A. K. Sherstennikova, G. N. Kostrova

Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia

Professional preferences of the second year students of a medical university were studied according J. Holland questionnaire. It was discovered that among students there prevailed research and social professional personal types.

Keywords: students, medical university, J. Holland questionnaire, professional preferences

Контактная информация:

Зашихина Виктория Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрав-соцразвития России

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Тел. (8182) 28-57-94

E-mail: physiolog29@nsmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.